10 самых знаменитых картин николая константиновича рериха

Основные труды Н. К. Рериха

Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых. Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных. Подумай о счастье, если один знак найдем мы. Надо до солнца пойти. Ночью все приготовить. Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно. Я не запомню такого. Вчера ещё Кассиопея была и грустна и туманна, Альдебаран пугливо мерцал. И не показалась Венера. Но теперь воспрянули все. Орион и Арктур засверкали. За Алтаиром далеко новые звездные знаки блестят, и туманность созвездий ясна и прозрачна. Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем? Звездные руны проснулись. Бери свое достоянье. Оружье с собою не нужно. Обувь покрепче надень. Подпояшься потуже. Путь будет наш каменист. Светлеет восток. Нам пора.

1916


Последние статьи

  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43
  •   Новые «Гардемарины» скоро выйдут на экраны: Чего ждать от продолжения любимого фильма 18.08.2020, 13:10

Все статьи

Оценки Н. К. Рериха и его творчества

Художник и искусствовед И. Э. Грабарь высоко оценивал талант Рериха-художника, но давал ему довольно резкую личностную характеристику:

По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:

Художник и критик С. К. Маковский дал выразительный психологический портрет Рериха-живописца:

Премьер-министр Индии Дж. Неру:

Также в числе современников Рериха, высоко ценивших его творческую деятельность, были: Г. Д. Гребенщиков, М. М. Фокин, А. И. Гидони, Ю. К. Балтрушайтис, Э. Ф. Голлербах, С. Радхакришнан и другие.

Эта статья или раздел нуждается в переработке.

Академик Российской академии наук Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал о Н. К. Рерихе:

Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.

Также Лихачёв считал Рериха, наряду с Ломоносовым, Державиным, Пушкиным, Тютчевым, Соловьевым и др. одним из «наиболее сильных и оригинальных мыслителей на Руси», которые внесли вклад в познание мира путём его художественного осмысления.

В октябре 2011 года, на вручении премии имени Николая Рериха, Леонид Михайлович Рошаль сказал следующее:

Рерих для меня — это огромное преклонение перед человеком-гуманистом, который все время искал, который имел планы, осуществлял планы. Во всем у него была идея объединять людей и противиться всему тому недоброму, что есть в мире.

Высоко оценили культурную деятельность и философское наследие Николая Рериха и его семьи такие деятели науки, культуры и высших государственных органов как председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, Чрезвычайный и Полномочный посол, академик РАЕН Александр Кадакин, академик РАН, член Президиума ВАК, заслуженный деятель науки РФ Евгений Челышев, Президент Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки и техники России О. Л. Кузнецов, академик РАН, Председатель Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, председатель Совета Федерации Михаил Николаев, академик РАН, президент ВАСХНИЛ, министр сельского хозяйства Латвии Александр Никонов, академик РАН, президент Российской Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского А. С. Коротеев, академик РАН, президент Российской Экологической академии, Советник Президента Российской Федерации А. Л. Яншин, академик и вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики В. М. Плоских.

В октябре 1975 года премьер-министр Индии Индира Ганди, лично знавшая Н. К. Рериха, высказала следующее мнение о русском художнике:

Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией… Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране.

Президент России Владимир Путин так отозвался о Н. К. Рерихе:

(Ответ на вопрос: Какие у Вас ассоциации с Индией?)

Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов…

— Из совместного заявления сторон по результатам официального визита В. В. Путина в Индию 3—5 декабря 2002 года

Валерий Кувакин, президент Российского гуманистического общества, доктор философских наук высказал следующее мнение об исследованиях Николая Рериха:

Традиционная наука не подтверждает «открытий» Рериха в области медицины, психологии и антропологии. Все исследования, которые он проводил, не получили оценку независимой экспертизы.

Святой Сергий Радонежский (1932)


Сергий Радонежский — духовный покровитель России, который жил в тревожное время ордынского ига в XIV веке. Он был противником распрей, духовным инициатором Куликовской битвы. Главный подвиг Сергия Радонежского — поднятие боевого народного духа на борьбу с поработителями. Н. Рерих изобразил момент благословения святым Сергием русского воинства на битву с монголо-татарами. В его руках платок с символом единения трёх начал и белокаменная церковь — символ будущего величия России. Над головой старца — Всевидящее Око Бога Отца, для которого открыты все тайны.

Внизу картины Рерих выполнил витиеватым древнерусским шрифтом пророческую надпись, которая гласит, что святой Сергий Радонежский трижды должен спасти Россию. Первый раз — от ига, второй раз — в Смутное время при Минине и Пожарском, а в третий раз… В преддверии Великой Отечественной войны это действительно было пророческими словами.

10

Смерть

До последних дней Елена Рерих считала своим домом Россию и имела российское гражданство. После смерти Николая Константиновича в январе 1948 года женщина с сыном хотели вернуться, но им отказали в визах.

Елена Рерих в последние годы

5 октября 1955 года Елена Рерих умерла в индийском городе Калимпонг. Причина смерти естественная — писательнице исполнилось 76 лет. На месте ее кремации воздвигнуто традиционное буддистское сооружение — ступа. На фото с этого места можно увидеть табличку:

Философ-востоковед ушла из жизни, но память о ней и ее супруге осталась жива. В 2001 году в Москве организовали Благотворительный фонд им. Елены Рерих, который финансирует труды, направленные на популяризацию наследия Рерихов, развитие мировой культуры.

Ростов Великий (1903)

Николай Рерих одним из первых воспел величие и сказочную красоту древней русской архитектуры. Картина «Ростов Великий» была написана во время путешествия по древним местам России. Археология и история страны всегда привлекали художника. Уже тогда его беспокоило состояние, обветшание исторических объектов. Художник изобразил древний город сказочным, величественным, словно парящим над землёй.

Свинцовое небо нависает над городом, позволяя редким лучам солнца пробиваться сквозь тучи. В этих лучах мощные стены и башни с бойницами сияют ослепительной белизной. Рерих посвятил этой русской твердыне с её потрясающей архитектурой целую серию живописных работ.

Кстати, о самых красивых городах России на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья.

3

Агни-йога. Суть учения

Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.

Агни Йога. Диптих. Левая часть, 1928. (wikipedia.org)

Агни Йога. Диптих. Правая часть, 1928. (wikipedia.org)

В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия. Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей. Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.


Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Мировое признание художника

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Награды:

  • Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира; 
  • Кавалер югославского ордена Святого Саввы; 
  • Кавалер ордена Почетного Легиона Франции; 
  • Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.

Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:

  • Действительный член Российской академии художеств.
  • Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
  • Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
  • Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
  • Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
  • Действительный член Португальской академии (Коимбра).
  • Действительный член Реймской академии (Франция).
  • Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
  • Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
  • Вице-президент Общества Марка Твена (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США).
  • Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
  • Почетный член Общества Мора (Франция).
  • Член Красного Креста (Франция).
  • Член Общества по изучению древностей (Франция).
  • Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
  • Член Осеннего салона (Париж).
  • Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
  • Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
  • Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
  • Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
  • Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
  • Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
  • Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
  • Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
  • Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
  • Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
  • Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
  • Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
  • Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
  • Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
  • Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) .
  • Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
  • Почетный член Общества Люзас (Париж).
  • Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
  • Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
  • Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
  • Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
  • Почетный член Общества Браурведа (Ява).
  • Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
  • Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
  • Президент Лиги культуры (США).
  • Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.

Александр Невский

Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.

Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».

12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.

На переднем плане картины зритель видит полководца

Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней

За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.

Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.

Великая отечественная война

*    С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.*    Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.*    «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».*    В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.

4

Отъезд из России

*    В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.*    Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.*    Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.*    За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.*    В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».*    Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.*    Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.*    В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Философские взгляды и творчество

Недаром говорят: муж и жена — одна сатана. Личную жизнь Елены и Николая Рерихов эта присказка описывала максимально точно. Супруги вместе создавали шедевры — на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство, путешествовали, воспитывали сыновей. Поэтому, когда в 1903 году Рерих отправился в поездку по России в поисках национального колорита, Елена Ивановна не осталась в стороне.

Философ Елена Рерих

Пока муж занимался раскопками, Рерих изучала местную архитектуру и роспись, обучалась искусству реставрации. Навык со временем пришелся кстати — в поездках Рерихи собирали уникальные предметы старины, которые требовали восстановления. Их коллекция насчитывала более 300 предметов искусства и быта. Сегодня она хранится в Эрмитаже.


В 1916 году здоровье Николая Рериха заставило семью переехать в Финляндию. Спустя 2 года эта страна объявила о независимости и опустила «железный занавес». Россия оказалась закрыта. Не в силах вернуться домой, Елена Ивановна с супругом и детьми переехали в Англию.

Елена Блаватская

В Лондоне Рерих сблизилась с Теософским обществом, которое основала Елена Блаватская. В ее труде «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» объясняется, что цель общества состоит в исследовании различных религий, философий и наук в сравнении. В июле 1920 года Елена и Николай Рерихи официально вступили в ряды организации.

Главный труд Елены Рерих, который отвечал задачам Теософского общества — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Сборник состоит из расшифровок спиритических сеансов, которые Рерихи проводили с 1900 года.

Общественный деятель Елена Рерих

Цель сеансов заключалась в общении с «Учителем Мудрости» Махатмой Мории. Сведения, полученные в «разговорах», фиксировались методом «автоматического письма», то есть бессознательно, в состоянии гипноза. Этим навыком обладали Николай и Юрий Рерихи, а Елена Ивановна якобы владела даром ясновидения. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги.

По сути «Живая этика» — это религиозное учение. Как христианство основано на вере в Бога, центр притяжения Агни-йоги — Агни, то есть духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Она, согласно учению, состоит из 4 уровней: человеческий земной мир, потусторонний тонкий мир и его усовершенствованная форма огненный мир, а также высшие сферы, которые человек может познать лишь на высшем уровне развития.

Елена Рерих и Николай Рерих в путешествии

Последователи Агни-йоги верят в реинкарнацию: человеку даруется вечная жизнь в разных телах, чтобы тот смог достичь «высших сфер». Важнейшим законом учения считается карма. В годы активного распространения Агни-йоги Русская православная церковь выступила с заявлением, что учение Елены Рерих наравне с мыслями Елены Блаватской несовместимы с христианством. Их последователи отлучают себя от Бога.

В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод «Писем Махатм», которые посвящены истории основания Теософского общества. Так родилась новая книга «Чаша Востока», выпущенная в том же году под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 году Елена Рерих в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.

Портрет Елены Рерих

Свои философские идеи писательница активно продвигала в переписке с деятелями искусства и политики, учеными, последователями — более чем с 140 корреспондентами. Она раскрывала суть космизма, Живой этики, говорила о сложнейших философских и научных проблемах. Полное собрание сочинений писем вышло в 1940 году в двухтомнике «Письма Елены Рерих».

К слову, именно из этого сборника известно о личной философии Рерих, которая основана на «трех ключах» — любви, красоте и знании. В одном из писем писательница дает советы, как заполучить эти «три ключа»: не врать, быть чистым, мыслить позитивно и так далее.

Великая Жертва (1910)

Балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» в постановке Дягилева был сказочным действом. Во сне композитору привиделся священный круг, в котором старцы наблюдают за предсмертным танцем юной красавицы. Её жизнь обещана в жертву богу весны, чтобы новый год был богатым на урожай. Стравинский поручил воплотить в жизнь этот замысел Рериху, на тот момент уже именитому театральному художнику.

Эскиз к балету «Великая жертва» изображает замысел композитора. На холмах северных островов, среди каменных лабиринтов восемь старцев распалили жертвенный огонь. Промозглый ветер несёт тучи над их головами, а от зелёного мха веет холодом. Для прихода весны необходима жертва, старцы готовятся принести её капризному божеству.

5

Работа в США

В США Святослав Рерих продолжает архитектурное образование, сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой.

В 19 лет, в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В том же году впервые посетил Индию.

В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром».

В Америке, наряду с выполнением многочисленных общественных обязанностей, продолжает занятия живописью, критики начинают замечать его художественный талант. В Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. В 1925 году ему была присуждена высшая награда — Гран при на выставке в Филадельфии, посвящённой 150-летию этого города, где экспонировалось около ста его произведений.

Библиография

Основные труды Ю. Н. Рериха

  • Рерих Ю. Н. Тибетский язык. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 136 с.
  • Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. — Вып.1 — 11 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. — М.: Наука, 1983—1993. — (АН СССР. Ин-т востоковедения).
  • Избранные труды / АН СССР. Ин-т народов Азии. — М.: Наука, 1967. (Текст на англ. яз.)
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. — Т.1. — М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих; Мастер-Банк, 2004.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. — Т.2. / ред. И. И. Нейч. — М.: МЦР, 2007.
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. — Т.1: 1919—1935 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. — Т.2: 1936—1960 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы. — Самара, 1999.
  • Каталог тибетской коллекции. 1930.
  • Путешествие в сокровенную Азию. 1931.
  • Рерих Ю. Н. Владения архатов. 1929.
  • Рерих Ю. Н. Современная тибетская фонетика
  • Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs’ Central Asian Expedition. New Haven — London, 1931.
  • Roerich G. N. The Blue Annal. Calcutta, 1949,1953. Part I—II.
  • Roerich G. N. Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet. Rome, 1958.

Публикации о Ю. Н. Рерихе

  • 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2002. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
  • Беликов П. Ф.. Светлой памяти Юрия Николаевича Рериха // Непрерывное восхождение: К 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова. — М.: МЦР, 2001. — Т. 1. — С. 482—497.
  • Воспоминания о Ю. Н. Рерихе. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Воспоминания о Ю. Н. Рерихе: Сборник. По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. — Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994. — 152 с.
  • Зелинский А. Н. Памяти Ю. Н. Рериха // Известия Всесоюзного географического общества. — 1963. — Т. 95. — 3. — С. 213—221.
  • Ларичев В. Е. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С.11−28.
  • Ларичев В. Е. Юрий Николаевич Рерих — исследователь истории, культур и языка народов востока Азии: (к 100-летию со дня рождения) // История и культура востока Азии: материалы междунар. науч. конф. (г. Новосибирск, 9-11 дек. 2002 г.). — Новосибирск, 2002. Т.1. С. 40−46: ил.
  • Ларичев В. Е. Ю. Н. Рерих — путешественник, исследователь-востоковед, гражданин // Рериховские чтения: . Новосибирск, 1983.
  • Ревякин Д. Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю. Н. Рериха: Каталог. Фотохроника. Архивные документы. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. — 500 с., ил.
  • Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом / Пер. с латыш. Л. Р. Цесюлевича. — Минск: Лотаць, 2002.
  • Семека Е. С. и др. Юрий Николаевич Рерих / Семека Е. С., Шастина Н. П., Богословский В. А., Пятигорский А. М. // Рерих Ю. Н. Избранные труды. М., 1967. С. 5−16.
  • .
  • Юрий Николаевич Рерих: биобиблиографический указатель / Сост. Н. К. Воробьева, М. С. Бухаркова, В. И. Шишкова. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Ю. Н. Рерих // Советское востоковедение: Сборник статей. — М., 1958. — Вып. 3. — С. 220.
  • Юрий Рерих: живое наследие. Материалы к биографии. Вып. I: Сборник статей и интервью. — М.: ГМВ, 2012.
  • Юрий Рерих: Статьи. Воспоминания. — Одесса: Астропринт, 2012. — 292 с.

Справочные издания

  • Рерих Юрий Николаевич // Милибанд С. Д. Биобиблиографический словарь советских востоковедов. — М.: Восточная литература, 1975. — С. 471—472.
  • Мамонова М. А. Рерих Юрий Николаевич // Алексеев П. В. Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды. — М.: Академический проект, 1999. — С. 667—668.

Пакт Рериха

*    Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.*    Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.

*    В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.*    15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.*    По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Сеча при Керженце (1911)

Рерих выполнял эскизы к различным театральным постановкам, создал гениальные эскизы к операм Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». А также для второй оперы был выполнен эскиз театрального занавеса для русского театрального сезона в Париже. Перед изумлённой публикой возникло огромное панно, на котором в битве сошлись татары и русские воины. Звучная зелень, огненные оттенки красного вырвались наружу и под звуки музыки битва ожила. Этот занавес вызвал бурю восторженных эмоций, зрителей восхитил русская самобытность, неповторимый стиль Рериха.

6


С этим читают