Блогоксаны bryant

Этноцид по-американски

По словам эксперта, со временем территория резерваций сокращалась.


«Изначально резервации были обширны, но с течением времени они становились всё меньше. В одних случаях это было связано с сокращением количества самих индейцев, в других — с растаскиванием резерваций кусок за куском при помощи новых договоров. На рубеже XIX и ХХ веков американцы стали вообще отходить от старой практики предоставления земли племенам. Начали выделять небольшие наделы каждой семье, а остальную землю делить», — отметил Голенков.

Площади резерваций сократились в это время примерно в три раза — с 56 до 19 млн гектаров. Практика изъятия у индейцев «избыточных» земель была прекращена только в 1934 году законом «Об индейской реорганизации», гарантировавшим коренным американцам сохранение их имущественных и духовных прав. Правда, к началу ХХ века от нескольких миллионов индейцев в США осталось всего 200—300 тыс. коренных жителей континента. Остальные были убиты в ходе войн и карательных акций или вымерли от голода, болезней и лишений.

«Сегодня резервации не подчиняются властям штатов. Например, правонарушения, совершённые на их территории, расследует либо индейская полиция, либо ФБР. В одних резервациях царят алкоголизм, наркомания и преступность, администрация других использует налоговые преимущества и открывает на своей территории казино, третьи, особенно на юге, в которых живут навахо, апачи, хопи, умудрились избежать многих проблем, сохранив на своей территории во многом традиционный индейский уклад жизни. Каждый обитатель резервации получает от властей определённую сумму денег, но где-то эти средства пропиваются, а где-то — пускаются на общее благо», — рассказал Голенков.

Всего в США 326 резерваций общей площадью примерно 227 тыс. кв. км. Впрочем, по оценкам западных СМИ, примерно две трети индейцев живут сегодня вне резерваций — в крупных городах, где многие из них маргинализируются и вливаются в ряды банд.

«Главной задачей создания резерваций изначально была изоляция коренных жителей Америки, которые всё ещё оставались живы, несмотря на старания колонизаторов, воспринимавших индейцев не как людей, а как элемент живой природы. Белое общество модернизировалось, и просто истреблять индейцев стало не модно. А чтобы они не мозолили глаза, не мешали, их решили изолировать в резервациях. Там они должны были окончательно перестать существовать как отдельные группы народов, превратившись в человеческие отбросы. И сегодня многие резервации представляют собой плачевное зрелище: алкоголизм, наркомания, апатия, вырождение, деградация. Те же представители индейского общества, которые интегрируются в американское общество, фактически перестают быть индейцами. Они переживают этноцид, становясь атомизированными представителями американской безликой массы», — прокомментировал ситуацию в беседе с RT директор международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз» Валерий Коровин.

Также по теме Граница допустимого: как индейцы встали на пути строительства стены Трампа Племя тохоно-оодхам, проживающее сотни лет по обе стороны от американо-мексиканской границы, собирается остановить возведение стены…

По его словам, индейские народы юго-запада США сумели сохранить свою самобытность и одновременно не подверглись деградации.

«Их успех стал результатом совпадения сразу нескольких факторов. Во-первых, они старались держаться в стороне от американцев, а во-вторых, целенаправленно сохраняли коллективную субъектность. Их этносы являются живыми организмами, а они сами — частью органического целого. Эти народы обладают сильным характером и устойчивой социальной структурой. Ещё в XIX веке они успешно давали отпор пришедшим на их землю оккупантам. Их современное положение свидетельствует о том, что для индейцев ещё не всё потеряно», — отметил эксперт.

Освоение новых земель

Жизнь индейцев Америки в корне изменилась с момента открытия Колумбом этих земель. Взаимоотношения двух совершенно разных культур никогда не были однозначными. Известны случаи, когда поселенцы и коренные жители жили мирно. Ярким примером этого является Плимутская колония. Однако, в целом, освоение американских земель не принесло индейцам ничего хорошего. Мирные племена оттеснялись с их территорий. Они были вынуждены жить на неплодородных землях. Много индейцев умерло от голода. Те, кто пробовал сопротивляться, погибали в битвах. Еще одним отрицательным фактором были новые, европейские болезни. Племена погибали от них быстрей, чем от оружия.

В целях изоляции

Опыт создания резерваций был признан удачным. Процедура изъятия индейских земель постепенно совершенствовалась. С 1764 года британские власти стали разрабатывать правовую систему, согласно которой частные лица утрачивали возможность выкупа земель у коренного населения. Это право передавалось руководству колоний. Окончательно эта система была воплощена в жизнь после объявления независимости Соединённых Штатов.

В 1823—1830 годах она была выведена на новый уровень. Верховный суд США своим решением фактически объявил все изначально индейские земли не принадлежащими никому и подлежащими захвату теми из белых, кто первыми заявит на них права. Также в США был принят закон об изгнании так называемых «цивилизованных» индейских народов, которым было ранее гарантировано право проживания на их исторических землях, — с обжитого востока в засушливые прерии к западу от Миссисипи, на «неорганизованную территорию США», известную как Индейская территория (будущий штат Оклахома).

Согласившиеся на переселение индейцы массово умирали в дороге от болезней и лишений. Те, кто пытался сопротивляться, были окончательно разгромлены в 1858 году. Только небольшая горстка семинолов укрылась в болотах центральной Флориды и жила там, не контактируя с американскими властями, вплоть до середины ХХ века.

Также по теме Фейковая дипломатия эпохи колонизации: как европейцы завоевали Северную Америку с помощью «мирных» договоров 23 июня 1683 года на территории современных США был подписан договор о дружбе между белыми поселенцами и индейцами. Основатель колонии…

В конце XIX — начале ХХ столетия Индейская территория несколько раз подвергалась сокращению. Индейцы попытались создать на её базе отдельный штат, но федеральное правительство им в этом отказало, превратив в итоге их земли в относительно небольшие резервации на территории сформированного в 1907 году штата Оклахома.

«При создании резерваций европейские колонизационные, а затем американские власти преследовали цель изолировать индейцев от белых поселенцев. С учётом сложившейся в Северной Америке ситуации сложно сказать, чего в этом явлении было больше для коренного населения — плюсов или минусов. С одной стороны, власти хотели свести к минимуму контакты с индейцами после изъятия у них земли, сделать так, чтобы они не трогали скот колонистов. С другой — в резервациях индейцы не рисковали быть вырезанными милицией, состоявшей из белых поселенцев, или федеральной армией, частям которой, как правило, было всё равно, какое индейское поселение уничтожать в ответ на очередной набег», — рассказал в беседе с RT индеанист Андрей Голенков.

Положение индейцев США в настоящее время

Художник Шонто Бегай, индеец навахо из штата Аризона

В США в настоящее время проживают около пяти миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 процента населения страны. По данным на 2009 год, больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч). Лос-Анджелес — город с наибольшим индейским населением. Наиболее крупные индейские народности — чероки (около 310 тысяч), навахо (примерно 280 тысяч), сиу (115 тысяч) и чиппева (113 тысяч).

Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Они имеют право на формирование своего правительства, на принятие законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности на своей территории. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют почти те же права, что и штаты США. Кроме того, племена, доказавшие что собственность их предков реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты.

Пау-вау в Монтане, 2007 г.

В резервациях ныне проживает более трети индейцев США. Площадь индейских резерваций составляет 2 % территории США. Крупнейшей резервацией обладают навахо (Нация навахо) — её площадь равна площади штата Западная Вирджиния.

Право создавать казино в резервациях индейцы получили в 1990-х годах и это значительно повысило их благосостояние. Общий доход индейских казино в 2003 году составил 14.5 млрд долларов. Значительные доходы резервациям приносит безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, а также туризм.

Средний возраст индейца — 29,7 года, что заметно меньше возраста среднестатистического американца (36,8 лет). В семьях индейцев больше детей, чем в среднем по США.

В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов — это в пять раз превышает её уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живёт за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других жителей США.


За чертой бедности в 2009 году жили 23,6 % индейцев, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 14,3 процента. Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения и обучение для них, как правило, бесплатное, лишь 16 % индейцев имели высшее образование, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 28 %.

Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, однако более половины из них находятся под угрозой исчезновения. По данным на 2008 г. 72 % американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского и лишь 21 % индейцев говорит дома не только на английском языке.

В 2009 г. Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались Коренные Народы со стороны граждан Соединённых Штатов».

Биография

А начиналось все так. В Москве в начале 90-х годов существовала группа “Резервация здесь”. Первый ее след в истории — выступление на панк-фестивале в ДК МГУ. Во время концерта возникла небольшая проблема: никто не хотел играть первым. “Без проблем, — сказал Сантим (вокалист), — мы играем первыми, пусть пропустят наших фэнов”. Панки проходят бесплатно и “Резервация здесь” начинает играть. “Любовь — это власть”, — поет Сантим, вскидывая руку в “римском” приветствии (кстати, фестиваль был антифашистским). Организаторы в панике, а панки пляшут пого, с одобрением внимая выходкам вокалиста “Резервации”. Отыграв полчаса, Сантим уходит, а вместе с ними половина зрителей.95-й год, январь, клуб “Улица Радио”. Впервые исполняется “Оле-оле-оле”, впервые звучит знаменитое “А ну-ка, давай-ка, проваливай отсюда, Россия — для русских, Москва — для москвичей!” На сцену выскакивают фанаты “Спартака”, “Динамо”, “Торпедо”, “ЦСКА”, хором подпевая. Охранники пробуют скинуть их со сцены, но безуспешно. С тех пор на концертах “Резервации”, а позже “Банды четырех”, постоянно присутствует как минимум полтора-два десятка фанатов разных команд.В 95-м “Резервация здесь” лишается гитариста Димы Дауна. Тем временем экс-барабанцик, а ныне гитарист Олег Бычков приводит на вторую гитару своего друга Черю. После чего бескомпромиссный пост-панк группы оказывается разбавлен гранжем, а кое-где даже ритм-н-блюзом. Сантим, впрочем, в тот момент мало что понимал, приходя в себя лишь временами. В один из таких моментов он оказался в кинотеатре “Улан-Батор”, где с удивлением узнал, что должен играть на фестивале “Рок против войны в Чечне”. Сантим, не долго думая, с двумя десятками панков и футбольных фанатов отправился по кинотеатру, скандируя: “Чечня — параша, победа будет наша”, “Даешь Империю” и прочие милитаристские лозунги. Антифашисты бегали за ним, умоляя прекратить орать. Свое же выступление Сантим начал фразой: “Нельзя перекричать войну и революцию!” После этого группа играет свой последний концерт. Чуть позже “Резервация” пробует записаться на приемлемом уровне, но ничего не выходит. Сантим чувствует в коллективе полное непонимание своих идей — он решает уничтожить запись и разогнать группу.В конце 95-го Сантим встречается с басистом “Огня” Константином Мишиным, и они решают собрать новую группу.31 января 1996 года в Р-клубе состоялся первый концерт “Банды четырех”, на котором было объявлено, что “Резервация здесь” прекратила свое существование.

Версия 1, измененная AnGry_Gremlin 8 февраля 2010, 1:11 · Журнал версий Журнал версий

Изменить вики-статью

Описания исполнителей на Last.fm доступны для редактирования всеми пользователями. Ты можешь принять участие!

Часть текста на этой странице предоставляется пользователями по условиям свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike License; могут действовать также другие условия.

Надоела реклама? Стань подписчиком

Лучше поздно, чем никогда

Жизнь индейцев стала налаживаться только после 20-х годов ХХ века. К этому времени политики поняли, что резервация — это плохо, что такое положение коренного населения позорит их и всю страну в целом. В 1924 году всем индейцам было даровано гражданство. Начиная с 1930 года оставшимся племенам стали возвращать земли, принадлежащие им ранее. Была разработана программа по прекращению дискриминации индейцев. В 60-х годах начали действовать программы для политического и экономического развития резерваций. Индейцам была дана возможность получать образование, медицинскую помощь, работать и достойно воспитывать детей. В 1965 году был принят закон, который позволял жителям резерваций самостоятельно разрабатывать программы и управлять социальным обеспечением и образованием. Резервация — это слово, которое еще многие столетия будут помнить поколения индейцев, чьи предки некогда заселяли современную территорию США.

Сделки с совестью

В XVIII веке Северная Америка стала ареной для войн между различными европейскими народами. Выходцы из-за океана делали индейские племена своими «союзниками» и использовали их в боевых действиях против конкурентов. При этом поток колонизаторов из Европы становился всё больше. Вскоре даже некогда могущественным индейским народам и союзам, вроде ирокезов, стало нечего противопоставить белым поселенцам.

«У индейцев не было частной собственности, и земли были в общем ведении. Британцы, а затем и американцы приобретали участки земли, договариваясь с теми вождями, с кем им это было выгодно. Но не всегда эти вожди имели соответствующие права. Получалась неразбериха — индейцы говорили, что их обманули и они ничего не продавали. Те из вождей, кто участвовал в «сделках», молчали об этом или жаловались, что их опоили. Властям колоний такая ситуация, кстати, тоже не всегда была выгодна — участки продавались по несколько раз, и это приводило к опасной неразберихе», — рассказал в интервью RT историк и писатель Алексей Стёпкин.

  • Кавалерия преследует индейцев

По словам эксперта, власти колоний (а затем и штатов) пытались навести в земельном вопросе порядок, что привело в конечном итоге к возникновению предпосылок для создания системы резерваций.

«Одни сделки, заключённые частными лицами, признавались, другие — нет. Часть земель оставлялась индейцам формально «на вечные времена», но в реальности до следующего этапа расширения колонии», — отметил Стёпкин.

29 августа 1758 года возле местечка Шамонг (Нью-Джерси) была создана первая резервация для индейцев ленапе, более известных нам под именем делаваров. Участок площадью около 3 тыс. акров был предоставлен индейцам взамен ранее «выкупленных» у них земель. С делаварами начали плотно работать белые проповедники. Следует отметить, что просуществовала первая резервация недолго. В 1801 году её земли также были проданы белым поселенцам. Индейцы получили вырученные от продажи деньги и разъехались. Часть согласилась поселиться в Нью-Джерси, отказавшись от племенных обычаев и подчиняясь законам белых людей, остальные были направлены в другие резервации или эмигрировали в Канаду.

Жизнь на строго отведенных территориях

Резервация – это место, где многим индейцам удалось выжить. Однако полноценной жизнь здесь можно назвать с трудом. Коренное население по-прежнему ущемлялось. Их земли постоянно сокращались. Люди не имели достаточного количества пищи, и потому многие умирали от голода. В резервациях не было медицинских учреждений, что также способствовало уменьшению коренного населения. Уже через несколько десятилетий численность индейцев сократилась на 60%. Для того чтобы не допустить восстания, племена разделяли. Очень часто в одной резервации оказывались индейцы разных племен. Они разговаривали на разных языках и были вынуждены общаться на английском. В результате этого через несколько поколений родной язык был забыт.

«Мы несем ответственность не только за племя, но и за все человечество»

Сам Джейк в казино не работает. Он научный сотрудник культурного центра в Похоаке. Это одна из главных туристических дестинаций для всех желающих подробнее изучить быт и историю индейцев пуэбло. Джейк проводит нас по залам, которые рассказывают о культуре, традициях и быте его предков, показывает образцы гончарного мастерства.

Собеседник поясняет, что индейцы пуэбло издревле делятся на два клана: людей зимы и людей лета.

— Это историческое деление. Столетия назад каждый клан заботился о пропитаниии племени по полгода. В теплые месяцы, когда можно было заниматься сбором ягод, трав, грибов и фруктов, главными были люди лета, в холодные на первое место выступали люди зимы — охотники. Сейчас это деление сохранилось, но носит исключительно культурный характер.

У кланов были не только разные обязанности, но и церемонии, обычаи и традиции. Со временем сезонная забота о благосостоянии соплеменников отошла на второй план.

— Каждый из нас живет две жизни. Одну я называю — публичной. Это жизнь, которая у меня есть во внешнем мире, вне племени. Здесь я совершенно другой человек. У меня другие цели, другая иерархия, другая функция. В племени, когда мы собираемся на какие-то традиционные праздники, я становлюсь человеком зимы.

В одном из залов музея

К своим корням «Ледяная гора» относится серьезно:


— Быть индейцем нелегко. Это не просто слова. У каждого из нас есть большая ответственность перед племенем. На каждый наш обряд, в котором я должен участвовать, я беру отгулы. Даже если церемония выпадает на день рождения моего сына, я должен быть с племенем. Племя всегда идет впереди.

— Но почему?

— Другим это сложно понять. Понимаешь, мы считаем, что когда мы проводим свои церемонии, исполняем традиционные танцы, мы «молимся» не просто за свою общину, мы сохраняем целостность вселенной. То есть мы несем ответственность не только за племя, но и за все человечество.

«Есть люди, которые работают и зарабатывают деньги, а есть те, кто сидит с протянутой рукой»

Штат Нью-Мексико буквально пропитан индейско-мексиканско-испанской культурой. Местные шутят, что, несмотря на название, их штат совсем не Мексика и совсем не «нью». Его административный центр, город Санта-Фе — старейшая столица на территории современных США.

С самого утра на торговую площадь Санта-Фе, которая находится в историческом центре города, собираются коренные американцы.

Представители разных племен со всех концов штата приезжают в город с сумками, чтобы продать туристам свои изделия ручной работы. Воинственные апачи, гордые навахо и трудолюбивые пуэбло, которые каким-то чудом не устроились работать в казино, расстилают под крышей веранды Дворца губернаторов свои цветастые покрывала и выкладывают на них ювелирные украшения, картины, национальные костюмы, глиняные горшки, чашки. Как пояснили местные, здесь коренные американцы могут продавать свои товары ручной работы без налогов. На другой стороне улицы — нет.

Представитель апачи Римарто торгует серебрянными брошками, серьгами, браслетами и подвесками.

— Желающих тут торговать много, — объясняет Римарто. — Мы приезжаем утром и проводим между собой лотерею. Каждый тянет бумажку с номером, на котором указано торговое место. Какой номер вытащил, там и сел.

Римарто, очевидно, в день нашей беседы не повезло — он сидел ближе к середине, куда туристы могут и не дойти. На обратной стороне каждого его украшения выгравированы две буквы «R.C.» — инициалы Римарто и стрела — символ его племени. Цены на товары ручной работы представителей коренного населения высокие. Серебянный кулон стоит в пределах 50 долларов, кольца — от 150 долларов и выше, браслеты — в районе 200 долларов.

Римарто живет на территории резервации недалеко от Санта-Фе.

— Там совершенно другая жизнь. Мы живем по своим правилам и законам. У каждого племени они свои. Свои товары я делаю сам. Этому меня научил мой отец, которого научил дед, а сейчас ремесло постигают и мои дети. Этим живу. Много заработать на этом не получается, но на жизнь хватает. Особенно зимой, когда в Санта-Фе приезжает много туристов.

Недалеко от Римарто серебряными украшениями торгует пожилая женщина Элисон Бигейл. Она — из племени Навахо. Живет на территории резервации в нескольких километрах к северу от города, но в будущем планирует переехать на «землю бледнолицых» — в Санта-Фе.

— Жить в резервации намного сложнее, чем в городе. Там нет работы, мало удобств, да и постоянно приходится ездить сюда. Мои дети и внуки не живут в резервации. Они получили хорошее образование и разъехались по городам. Я отношусь к этому спокойно — это их жизнь. Однако таких, как я, в нашем племени мало. Вот моя знакомая, например, запретила своей внучке, которая хорошо училась, поступать в колледж. Без образования девочка осталась жить в племени, — объяснила женщина.

По словам Элисон, главные проблемы жителей ее племени — бедность, безработица и пьянство.


— У нас есть люди, которые работают и зарабатывают деньги, а есть те, кто сидит с протянутой рукой и ждет подачки в виде пособия по безработице от государства. Оно совсем небольшое, но на алкоголь хватает. Вот и спиваются. Конечно, отсутствие хорошего образования сильно ограничивает возможности трудоустройства, но при желании работу всегда можно найти, — заключает собеседница.

Индейцы на площади в Санта-Фе не приносят племени прибылей казино, не пополняют бюджет города налогами и привлекают в разы меньше туристов. Их роль другая. Своими изделиями ручной работы и присутствием на площади они продвигают культуру коренных народов, рассказывают всем желающим о своих обычаях и традициях. Они сидят на своих ковриках под стенами Дворца губернаторов, чтобы не дать своему народу исчезнуть. Вопреки предсказанию вице-директора института антропологии, мистера Чапмана.

Игорный бизнес — единственная возможность вырваться из нищеты

Тогда Джейкоб придумал, как сделать так, чтобы все было, как раньше:

— Туризм — большая статья доходов в Нью-Мексико. Наша главная трасса 84−285 — единственная дорога, по которой можно проехать с севера на юг, не потратив несколько часов на объезд. По этой дороге ездят туристы, она ведет к Лос-Аламосской национальной лаборатории (лаборатория ведет исследования в сфере ядерных технологий. — TUT.BY). При этом участок трассы проходит по нашей территории.

Джейкоб с единомышленниками вышли на наш участок и сузили его до одной полосы в каждом направлении.

— Водителям проезжающих автомобилей он выдавал листовки, в которых говорилось, что индейский участок, через который идет дорога, станет платным и мы построим будки, в которых все проезжающие водители будут оплачивать проезд. И он предложил всем остальным племенам последовать его примеру. История попала в новости, и вскоре власти штата пошли на попятную и заключили с нами договор, в котором сумма налога была справедливой (на тот момент — 8%. — TUT.BY), — сообщил «Ледяная гора».

Джейк подчеркивает, что, несмотря на все противоречия игорного бизнеса, для племени это была единственная возможность вырваться из нищеты и получить надежный источник пополнения бюджета.

— Конечно, строительство казино на территории племени вызывает неоднозначную реакцию у американцев. Некоторые из них думают, что мы строим казино, сразу становимся богатыми, но продолжаем просить бюджетные деньги на свои нужды. Они просто не понимают, что не все индейские племена строят казино. Это решение принимается советом племени и направлено на то, чтобы поддержать членов общины. До того как у нас появились казино, мы жили в бедности. Мы пошли на этот шаг потому, что нам ничего другого не оставалось.

В 2004 году представители племени пуэбло из Похоаке заключили сделку с Hilton о строительстве гостиничного комплекса с казино Buffalo Thunder стоимостью 250 миллионов долларов. Через четыре года его открыли.

— Это самый крупный гостиничный комплекс в штате. В нем работает 70% населения из близлежащих городов и деревень, — пояснил Джейк.

Еще одно казино индейцев пуэбло

«Сейчас многие учебные заведения учитывают интересы коренных народов»

Помимо безработицы, главной проблемой коренного населения был также низкий уровень образования.

— Раньше базовые школы в племенах строились властями и были направлены на то, чтобы ассимилировать наших детей. Они не могли изучать там культуру племени и обязаны были носить униформу. В старших классах их отправляли в школы-интернаты в городах. Там они также не могли разговаривать на своем языке, изучать культуру, традиции. Сейчас многие учебные заведения учитывают интересы коренных народов. Представители племен участвуют в составлении учебного плана и могут включать предметы, которые способствуют изучению наших традиций и культуры, — пояснил Джейк.

За медицинской помощью коренные американцы племени пуэбло Похоаке обращаются в учреждения здравоохранения, которые находятся за границами их территорий.


С этим читают