Биография николая андреевича римского-корсакого

Достопримечательности

  • На участке между 22 домом и каналом Грибоедова расположены бывшие казармы Гвардейского экипажа; в них расположена мемориальная доска в память о победах Гвардейского экипажа на Дунае и взятия крепости Рущук в июле 1877 года; с 1988 и 1990 года по 2006 год здесь располагались две доски в честь восстаний матросов
  • В доме 1 (построенном в 1899—1900 годах, архитектор А. И. Носалевич) в 1905 году работал первый профсоюз приказчиков, о чём гласит расположенная на доме в 1925 году мемориальная доска
  • Дом 35 принадлежал В. Н. Всеволожскому (в 1845-47 был перестроен, архитектор И. Д. Корсини)
  • Дом 37 принадлежал семье Бенуа
  • В доме 87 (построен в 1912 году, архитектор Г. Я. Леви) была расположена фабрика диаграммных бумаг
  • Дом 25/15 на углу Средней Подьяческой улицы был описан в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как «дом процентщицы»
Внешние изображения
  • В доме 65 (построен в 1893-96 годах, архитектор И. Н. Иорс) в 1908-09 жил литовский художник и композитор М. К. Чюрленис
  • В доме 97 в 1887—1923 годах жил художник К. А. Сомов
  • В доме 16/2 с августа 1798 года по октябрь 1812 года размещалось первое в мире училище корабельной архитектуры (на доме установлена мемориальная доска).
  • На доме 11/36 (угловом с Вознесенским проспектом) в 1995 году был установлен знак «Нос майора Ковалева» (по идее режиссёра Р. Габриадзе).

Известные представители рода

  • Римские-Корсаковы — Андрей и Иван Леонтьевичи, Иван Дмитриевич, Михаил Игнатьевич — стольники (1686).
  • Римский-Корсаков — стольник царицы Прасковьи Фёдоровны (1692).

Римский-Корсаков, Александр:

  • Римский-Корсаков, Александр Александрович (1849—1922) — участник право-монархического и Белого движений.
  • Римский-Корсаков, Александр Андреевич (1936—2018) — научный руководитель Радиевого института им. В. Г. Хлопина, доктор физико-математических наук.
  • Римский-Корсаков, Александр Васильевич (1729—1781) — генерал-поручик.
  • Римский-Корсаков, Александр Сергеевич (1882—1960) — иркутский и саратовский вице-губернатор, общественный деятель русской эмиграции.
  • Римский-Корсаков, Александр Михайлович (1753—1840) — генерал от инфантерии, Литовский генерал-губернатор, член Государственного совета.
  • Римский-Корсаков, Александр Яковлевич:
  • Римский-Корсаков, Александр Яковлевич (после 1754 — 1815) — генерал-майор.
  • Римский-Корсаков, Александр Яковлевич (1806 — не ранее 1856) — русский поэт.

Римский-Корсаков, Андрей:

  • Римский-Корсаков, Андрей Владимирович (1910―2002) ― акустик, доктор физико-математических наук.
  • Римский-Корсаков, Андрей Николаевич (1878―1940) ― музыковед.
  • Римский-Корсаков, Андрей Петрович (1784―1862) ― волынский гражданский губернатор.

Римский-Корсаков, Владимир:

  • Римский-Корсаков, Владимир Валерианович (1859—1933) ― генерал-лейтенант, участник Белого движения, в эмиграции директор единственного во Франции русского кадетского корпуса.
  • Римский-Корсаков, Владимир Николаевич:
  • Римский-Корсаков, Владимир Николаевич (1882―1970) ― скрипач, альтист.
  • Римский-Корсаков, Владимир Николаевич (1888―1918) ― полковник лейб-гвардии Литовского полка, герой Первой мировой войны.

Римский-Корсаков, Воин:

  • Римский-Корсаков, Воин Андреевич (1822—1871) — мореплаватель, географ, гидрограф.
  • Римский-Корсаков, Воин Петрович (1889—1938) — советский военно-морской деятель, специалист по артиллерийскому вооружению.
  • Римский-Корсаков, Воин Яковлевич (1702—1757) — русский вице-адмирал, участник русско-шведской войны 1741—1743 гг.
  • Римский-Корсаков, Георгий Михайлович (1901―1965) ― музыковед, композитор, акустик.
  • Римский-Корсаков, Григорий Александрович (1792―1852) ― полковник лейб-гвардии Московского полка, участник войны 1812 года и походов 1813—1814 годов, член Союза благоденствия.
  • Римский-Корсаков, Евгений Матвеевич (1872—1920) — генерал-майор Сибирской армии.
  • Римский-Корсаков, Иван Николаевич (1754—1831) — генерал-адъютант, фаворит Екатерины II.
  • Римский-Корсаков, Иван Степанович (в монашестве Игнатий; ок. 1639—1701) — митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, стольник царя Алексея Михайловича.
  • Римский-Корсаков, Иван Максимович (в монашестве Иосиф; ум. 1717) — епископ Русской православной церкви, митрополит Псковский и Изборский.
  • Римский-Корсаков, Михаил Николаевич (1873—1951) — энтомолог.
  • Римский-Корсаков, Николай:
  • Римский-Корсаков, Николай Александрович (?—1814) — майор, Георгиевский кавалер
  • Римский-Корсаков, Николай Александрович (?—1835) — генерал-майор
  • Римский-Корсаков, Николай Александрович (1852—1907) — архангельский губернатор, директор Николаевской Морской академии.
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич (1844—1908) — русский композитор.
  • Римский-Корсаков, Николай Петрович (1793―1848) — вице-адмирал, директор Морского корпуса.

13 ноября 2019 (среда)19.00

Тема театрализованной лекции «Музыка из слов: ПОЭЗИЯ»


Лектор – Каминская Юлиана Владимировна При участии актера театра «Пушкинская школа» — Станислава Бондарева.

Юлиана Каминская — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского государственного университета. Специалист по истории пражской литературы (кандидатская диссертация «Романы Густава Майринка 1910-х гг.», 1998). Член Российского союза германистов, Международного объединения германистики (IVG) и Общества межкультурной германистики (GIG). Преподавала в университетах Цюриха (Швейцария), Инсбрука (Австрия), Галле (Германия) и Фрайбурга (Германия). Победитель международного конкурса педагогического мастерства „Eurolecture 2012 zur Innovation in der Lehre“ («Европейский лектор 2012 на благо обновления высшего образования»; фонд А. Тепфера, Германия), в сотрудничестве с д.ф.н., доц. Вертье Вильмс (Фрайбургский университет, Германия). Начала печататься в области литературоведения в 1992 г. Общее количество опубликованных работ на русском и немецком языках – более 100.

Мероприятие проходит при участии Центра научных исследований «Русскоязычная поэзия в транзите: поэтические формы взаимодействия с жанрами, языком, культурой и обществом в Европе, Америке и Азии» (DFG, FOR2603) при Университете г. Трира (Германия) в качестве партнера фестиваля.

Описание герба

Зачатьевский монастырь (Москва), Надвратная церковь Спаса Нерукотворного. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых (1696)

Щит разделен на четыре части, в середине коих, в верхней части изображена золотая булава, диагонально положенная на серебряном блюде, в нижней части — цвет серебром означенный, и между ними малый щиток, имеющий по серебряному полю три полосы голубого цвета; а на поверхности сего щитка видна дворянская корона золотая. В первой части, в серебряном поле, чёрный медведь, идущий в левую сторону. Во второй и третьей части, в красном поле, два серебряных якоря вместе соединённые. В четвертой части, в голубом поле, серебряная башня. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской короной, на поверхности коей изображен голубой шар с сидящим на оном чёрным орлом одноглавым, который держит во рту стрелы красного цвета. Намёт на щите голубой и красный, подложенный золотом.

Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи, часть 2, 1-е отд., стр. 52.

16 ноября 2019 (суббота)18.00

Тема встречи «Противоборство жанров: балет vs  опера».

Гершензон Павел Давидович, балетный аналитик, куратор, ассистент директора балетной труппы Мариинского театра по новым проектам (1998-2008), консультант генерального директора Большого театра по планированию балетного репертуара (2009-2011), консультант директора балета театра Ла Скала (Милан, Италия) по новому репертуару (с 2010 года), художественный координатор реконструкций балетов в театрах России и Европы); Член жюри российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2014).

Лекция будет сопровождаться аудио и видеоматериалами. Не пропустите лекцию яркого, остроумного и неординарного балетного критика, человека широчайшей эрудиции — Павла Гершензона, который, к сожалению, очень редко делится своим уникальным опытом и секретами со слушателями. Не упустите шанс услышать и увидеть то, что для всех остальных останется тайной.

Биография

Александр Александрович Римский-Корсаков родился в Тверской губернии. Окончил в 1871 году юридический факультет Московского университета со степенью кандидата прав. Служил в уголовном отделении Министерства юстиции — временным судебным следователем по Виленской губернии, товарищем прокурора окружного суда в Гродненской, Пермской, Варшавской губерниях. В 1879 году был назначен прокурором Седлецкого окружного суда, затем служил прокурором во Пскове. С 1885 года был членом Киевской, а затем Виленской судебной палаты, с по 1903 год членом Санкт-Петербургской судебной палаты.

В 1903 году стал Витебским губернским предводителем дворянства, а 5 октября 1905 года был назначен на должность губернатора Ярославской губернии. 27 февраля 1907 года пережил покушение, организованное местной эсеровской организацией (покушение не удалось из-за осечки пистолета). В 1909 году был из-за правых убеждений переведён Петром Столыпиным на должность сенатора. Римский-Корсаков пользовался большой популярностью среди местных монархистов, он был избран почётным гражданином Ярославля, получил участок земли в Ярославской губернии (уже владея имением в Витебской губернии, где организовал образцовое хозяйство).

Римский-Корсаков был избран членом комитета правления Союза русских православных людей в Шуе и уездах Владимирской губернии. Помимо всего, состоял шталмейстером Двора Его Императорского Величества, членом Государственного совета (примыкая к группе правых), почётным мировым судьёй Лепельского уезда Витебской губернии, членом комиссии по сооружению собора Святой Троицы в Петрограде.

Весомый вклад Римский-Корсаков внёс в развитие правого движения в Российской империи. Он состоял членом совета Русского собрания, с 1913 года был заведующим пятничными докладами до 1915 года, когда вышел из состава Русского собрания, будучи несогласен с отходом организации от политической деятельности. В 1909—1910 годах являлся товарищем председателя Главного совета Союза русского народа (СРН), во время раскола Союза поддержал Николая Маркова. Участвовал в IV Всероссийском съезде СРН и V Всероссийском съезде русских людей, был избран председателем Съезда русских людей в 1913 году. Римский-Корсаков был также председателем Комитета монархических организаций по устройству празднования 300-летия дома Романовых, посещал монархический салоны генерала Евгения Богдановича и князя Владимира Мещерского. После их смерти новый конспиративный монархический кружок образовался вокруг самого Римского-Корсакова.

Во время Первой мировой войны стал одним из основателей Российского общества попечения о беженцах православного вероисповедания, участвовал в «монархических совещаниях», организуемых монархическими партиями. В 1917 году кружок Римского-Корсакова составил «записки» на имя императора и руководителей правительства, содержавшие рекомендации по устранению смуты в стране (среди авторов «записок» называют как самого Римского-Корсакова, так и Михаила Говорухо-Отрока). Февральский переворот стал концом деятельности кружка. Римский-Корсаков уехал в своё имение в Витебской губернии. Он поддержал выступление генерала Корнилова, был арестован и некоторое время пробыл в заключении. После Октябрьской революции переехал в Москву, где проводил собрания монархистов на своей квартире и пытался найти способы спасения царской семьи и развития Белого движения. В 1918 году уехал в Ригу, участвовал в походе генерала Юденича на Петроград.

С 1920 года находился в эмиграции в Берлине. Там активно участвовал в деятельности русского монархического сообщества — был председателем Русского общественного собрания и Русского комитета, состоял членом Совета объединённых русских организаций. Принял участие в Рейхенгалльском съезде монархистов, был избран первым товарищем председателя съезда. Умер 26 сентября 1922 года в Берлине, похоронен на русском кладбище Тегель.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Константин Галкаускас, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Артур Капп, Михаил Кузмин, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Мелнгайлис), Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Владимир Сенилов, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Яков Степовой, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Рудольф Тобиас, Николай Черепнин, Михаил Чернов, Максимилиан Штейнберг, Андрей Юрьян. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Армении (М. Г. Екмалян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Литвы (К. М. Галкаускас), Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Степовой, Ф. С. Акименко), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп).

Педагогической и просветительской работой Римского-Корсакова восхищался П. И. Чайковский, который в своём письме к нему писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества».

И. Ф. Стравинский так отзывался о педагогической деятельности своего учителя: «В моём музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил. Ученик, который ожидал одобрительного похлопывания по плечу, разочаровался бы в Римском-Корсакове. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике».

Литература

  • Вересаев В. Спутники Пушкина. Т. 1.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., 1976. — С. 181—187.
  • Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л.: Наука, 1975. — С. 196.
Дата смерти 26 сентября 1820(1820-09-26)
Место смерти Флоренция
Страна Российская империя Российская империя
Профессии композитор
Первый выпуск Царскосельского Императорского лицея
Александр Бакунин • Сильверий Броглио • Владимир Вольховский • Александр Горчаков • Павел Гревениц • Константин Данзас • Антон Дельвиг • Семён Есаков • Алексей Илличевский • Сергей Комовский • Александр Корнилов • Николай Корсаков • Модест Корф • Константин Костенский • Вильгельм Кюхельбекер • Сергей Ломоносов • Иван Малиновский • Аркадий Мартынов • Дмитрий Маслов • Фёдор Матюшкин • Павел Мясоедов • Александр Пушкин • Иван Пущин • Николай Ржевский • Пётр Саврасов • Фёдор Стевен • Александр Тырков • Павел Юдин • Михаил Яковлев

корсаков николай александрович бердяев, корсаков николай александрович булганин, корсаков николай александрович загряжский, корсаков николай александрович лукашенко

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.


Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

И да, читайте самые интересные факты на InteresnyeFakty.org и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

26 октября 2019; 17.00 (Мемориальная гостиная)

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Опера в сценической адаптации (для мемориальной гостиной) специально подготовлена для Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова инициативной группой студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории во главе с режиссером Диной Орловой, выпускницей вокально-режиссерского факультета СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова (мастерская з. д. и., режиссера Мариинского театра, И. А. Габитова). В 2014 г. Дина Орлова являлась ассистентом режиссера Дарьи Да Консейсао в первой постановке оперы Н. А. Мартынова по пьесе А. П. Чехова «Вишневый Сад». С января 2015 – по настоящее время: режиссер молодежного оперного проекта «Оперный класс» (художественный руководитель проекта заслуженная артистка России И. А. Шарапова). В июнь 2016 — режиссер оперы « Тоска» в «ЛенДок». Май 2017, усадьба Н.А Римского-Корсакова в Вечаше: опера Н. А. Римского — Корсакова «Майская ночь» в рамках международной акции «Ночь музеев. 2017» (режиссер). Май 2019 усадьба Н.А Римского-Корсакова в Вечаше: опера Н.А.Римского — Корсакова « Кащей» в рамках международной акции «Ночь музеев. 2018». (режиссер).

Город в котором учился и работал римский-корсаков. Биография Николая Андреевича Римского-Корсакого

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда, контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.


В шесть лет Ника , как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали.

Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус . Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.

В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха . Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут еще осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.

Мультимедийный зал.

Мультимедийная экспозиция располагается в экспозиционном зале музея, состоит из пяти интерактивных зон, аудио-зоны и экспозиционной части.

«Основы дирижирования» позволяют стать настоящим руководителем оркестра, послушать рекомендации дирижера, исполнить три сочинения Римского-Корсакова, попробовать держать темп, делать ауфтакт, включать группы инструментов и следить за динамикой.

«Цветной слух» при помощи пяти калейдоскопов наглядно иллюстрирует феномен синестезии, или, как называл его сам Н. А. Римский-Корсаков, «звукосозерцания».


«Световой орган» помогает исследовать собственные ассоциации между цветом и звуком и создать свою цветомузыкальную композицию.

«Основы оркестровки» дают представление о составе и звучании симфонического оркестра. Здесь можно послушать каждый инструмент, отдельные группы струнных и духовых, полнозвучный оркестр Римского-Корсакова, а также составить свою палитру инструментов на основе сочинения композитора и сравнить результат.

«Основы аранжировки» дают возможность создать новое произведение, опираясь на отрывки из сочинения Римского-Корсакова. К предложенным фрагментам можно будет применить эффекты обработки звука и на основе различных комбинаций сконструировать свой музыкальный коллаж.

По всему залу расположены зоны для прослушивания, в которых собраны сотни записей сочинений Н. А. Римского-Корсакова в различных интерпретациях.

Экспозиционная часть зала дополнена новыми фотоматериалами.
Проект выполнен по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Автор, куратор проекта – Лидия Адэр
Куратор, рецензент – Нина Костенко

Благотворительный проект «Я вижу музыку» 

Творчество

Римский-Корсаков в дальнейшем увлекся изучением фольклора, после чего он создал симфоническую картину «Садко». Кстати, его музыкальный материал позднее был использован для создания одноименной оперы. Талантливый композитор использовал свои новаторские подходы, благодаря чему музыка звучала фантастически.

Современники считают, что от природы композитор был наделен цветным слухом, что позволило ему создавать потрясающие произведения. Из-под пера талантливого музыканта появилась сюита «Антар». Постепенно Николай начинает осваивать оперный жанр. Первая полноценная опера была написана им в 1872 году. Она получила название «Псковитянка». Премьера произведения состоялась в Мариинском театре.

Князья Дондуковы-Корсаковы

Мария Васильевна Корсакова, была замужем за князем Ионою Фёдоровичем Дондуковым, которые от брака имели единственную дочь, княжну Веру Ионишну, вышедшею замуж за полковника Никиту Ивановича Корсакова.

По указу императора Александра I, полковнику Никите Корсакову в ответ на прошение жены его Веры Корсаковой, дочери умершего бригадира, князя Ионы Дондукова, и представительнице пресекающуюся рода, разрешено принять титул и фамилию князя Дондукова-Корсакова (15 июля 1802).

Единственная дочь их, княжна Мария Никитична, вышла замуж за полковника Михаила Александровича Корсакова, который, по указу императора Александра I, принял титул и фамилию князя Дондукова-Корсакова (10 сентября 1820).

История

20 августа 1739 года началу дороги, которая вела к летнему дворцу Екатерины I — Екатерингофу — было присвоено название Екатерингофская улица. Наименование просуществовало до 1846 года. До 1770 года название Екатерингофская улица распространялось и на современный Старо-Петергофский проспект, затем в состав улицы была включена оставшаяся часть дороги от Лоцманской улицы до Бумажного канала, включая современные улицу Степана Разина и часть Лифляндской улицы. Параллельно употреблялось название Екатерингофская перспектива (1764—1789 гг), затем Екатерингофский проспект (1770 г — 23 февраля 1939 года). В 1821—1822 годах проезд реки Фонтанки, а Екатерингофский проспект — от реки Фонтанки до Бумажного канала.

Параллельно во второй половине XVIII века и в первой половине XIX века существовали следующие названия: Екатерингофская дорога (1748—1802), Большая Екатерингофская дорога (1764 г), Старая Екатерингофская дорога (1798—1799 гг), Большая Екатерингофская улица (1769—1799), Большая к Екатерингофу перспективая улица (1763—1786 гг), также, неправильно, Экатерингофская перспектива (1765), Экатерингофская улица (1766) и Екатеринговская улица (1796), Екатерингофская набережная (1789—1798 гг на участке вдоль канала Грибоедова). Другие названия — Большая перспективая (1761—1786 гг, в современных границах), также Большая Коломенская перспектива (1786), Большая улица (1762), затем — Большой проспект (1780—1800 гг). Существовали названия проспект Екатерининского канала (1798, на участке вдоль канала Грибоедова или Большой проспект Екатерининского канала (1799), также, неправильно, Екатерининский проспект (1782—1802 гг), в просторечии Екатерининская перспектива (1770—1771 гг), Екатеринская улица (1768—1772 гг), впоследствии — Екатерининская улица (1774—1802 гг), Екатериновская улица (1776 г), в просторечии Катерининская улица (1780 г). Названия были даны из-за близости к Екатерининскому каналу (ныне — канал Грибоедова). Ещё — Калинкинская дорога (1750—1775 гг, в современных границах), позже Калинковский проспект (1777 г) или Калинкинский проспект (1799). Названия были даны по Калинкиной деревне, находящейся в устье реки Фонтанки. Также — проспект к Калинкину мосту (1792—1798 гг) (тогда Калинкиным мостом назывался современный Старо-Калинкин мост). Позже — Петергофская улица (1771 г, от Крюкова канала до реки Фонтанки) или Большая Петергофская улица (1796), затем Петергофский проспект (1794—1844). Названия были даны по Петергофской дороге (ныне — Старо-Петергофский проспект), начинавшейся за современным Старо-Калинкиным мостом. Чаще, однако, границу между Екатерингофский проспектом и Петергофским проспектом проводили по Лермонтовскому проспекту.

В 1836 году была выделена Новая Екатерингофская улица, позже разделившаяся на Ново-Екатерингофскую улицу (ныне — улица Степана Разина) и Екатерингофскую улицу (затем Мало-Екатерингофская улица, ныне — Лифляндская улица). Однако вплоть до 1858 года, когда был закрыт участок от Лоцманской улицы до реки Фонтанки на некоторых планах и в справочниках Екатерингофский проспект продолжал обозначаться в прежних границах, причём уже с 1798 года в его состав включается и участок современной Лифляндской улицы на Екатерингофском острове.

На плане 1874 года проезд обозначен как Екатерингофский проспект.

22 февраля 1939 года проезд был переименован в проспект Римского-Корсакова в честь Николая Андреевича Римского-Корсакова в связи с тем, что поблизости (на Театральной площади) находится Петербургская консерватория, профессором которой являлся Римский-Корсаков.

На участке проспекта от площади Репина до Английского проспекта осуществлялось трамвайное движение c по 2002 годы. Также действовала трамвайная линия на участке от улицы Глинки до Никольской площади с по 2006 годы.


С этим читают