Век славы: как создавалась красная армия

Белые сброшены в море.

Через год белые начали новое наступление. С юга из Крыма шёл генерал Врангель. Его войска были особенно хорошо вооружены. Они даже имели танки. У наших войск танков тогда ещё почти не было.

По предложению Ленина командовать южным фронтом был послан Фрунзе.

Большой бой произошёл около Днепра, близ Каховки. Белые были разбиты. Фрунзе дал приказ: преследовать врага и «на плечах о у бегущих белых ворваться в Крым.

Но белогвардейцы укрепились на Перекопе — узкой полоске земли, которая соединяет Крымский полуостров с материком. Здесь даже с малыми силами враги могли долго держаться. По приказу Фрунзе красные части пошли в обход. Они решили прорваться в Крым не по суше, а перейти через мелководный залив Сиваш.

Через Сиваш имеются броды. Но переправа через Сиваш очень опасна. То и дело уровень воды мог подняться, и тогда смельчакам грозила смерть. Но красные бойцы бесстрашно бросились в воду. Они шли по пояс, по грудь в ледяной воде, на небольших дощатых плотах тащили за собой пулемёты, пушки, боеприпасы. Красная Армия ворвалась в Крым. Белые в панике отступали к берегам Чёрного моря, грузились на пароходы и бежали из России.

За храбрость и полководческое искусство М. В. Фрунзе был награждён почётным революционным оружием — шашкой с надписью «Народному герою».

Гражданская война продолжалась три года. К 1921 году иностранные захватчики и белые генералы были разбиты и выброшены с советской земли.

После победы над капиталистами советская власть окончательно утвердилась на Украине, в Закавказье, в Средней Азии и других областях нашей великой родины.


  • < Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война
  • -> Восстановление разрушенного хозяйства >

Знаки отличия, эмблемы и воинские звания РККА

Первое время на полях сражений Гражданской войны в символике и в знаках отличия противоборствующих сторон существовал полный хаос. Из идейных соображений вся старая армейская атрибутика была отброшена полностью. Погоны и кокарды бойцы красных отрядов, их командиры сменили на красные банты и обшлаги на фуражках красного цвета. В отдельных полках и отрядах появились специальные нарукавные шевроны и матерчатые красные звезды.

Их противники представляли собой различные военно-политические организации и движения, поэтому и носили самые разнообразные эмблемы и знаки отличия. Офицеры в большинстве своем продолжали носить погоны и царские кокарды. Целый ряд других воинских частей и подразделений имели свои особые знаки отличия. Что касается воинских званий, то в основном в армейских частях сохранилась старая система воинских званий.

Официально первой эмблемой Красной Армии стала красная звезда, в центре которой помещались серп и молот — рабоче-крестьянские символы. С лета 1918 года красная звездочка стала появляться на головных уборах лиц командного состава Красной Армии. Что касается воинских званий, то от этого пережитка царизма поначалу решили отказаться. Ушли в историю унтер-офицеры и прапорщики. Место солдата занял красноармеец, а лейтенантов и штабс-капитанов заменили краскомы — красные командиры.

Только после того, как в ноябре — декабре 1918 года ВЦИК утвердил Устав внутренней службы, Устав гарнизонной службы и Полевой устав РККА, в армии появились воинские должности и новые звания. Вместо красноармейца боец Красной Армии стал основной боевой единицей. Были введены воинские категории, в соответствии с которыми вместо полковников и генералов руководство полками, дивизиями и корпусами осуществляли командиры полков, комбриги и начдивы. Армиями командовали командармы, однако общее руководство армией осуществлялось при взаимодействии армейского штаба и Реввоенсовета Армии. В ВВС РККА пилотов называли просто — «красный летчик» или военлет. Эти категории существовали достаточно долго, вплоть до начала Второй мировой войны.

Еще ранее, в апреле 1918 года ВЦИК инициировал создание комиссии по разработке военной униформы красноармейцев и начальствующего состава. Было решено использовать военно-полевую форму старого образца. Приказом Совнаркома в апреле 1919 года был введен образец обмундирования, которое состояло:

  • шинель для пехоты и кавалерии с нагрудными нашивками из цветного сукна;
  • летняя рубаха — гимнастерка с нагрудными матерчатыми нашивками в ряд;
  • кожаные лапти.

Единственным отличием стало появление головного убора нового типа – богатырки вместо фуражки с козырьком. Такие шлемы стали поступать на оснащение стрелковых частей весной 1919 года и сначала назывались «фрунзенками». После того как такое обмундирование стало поступать на оснащение кавалерийских частей Первой Конной Армии, — буденовками.


Кожаные лапти, хотя и были основным видом воинской обуви, часто менялись на кожаные ботинки и сапоги. Учитывая нестабильность поставки военного обмундирования, немалую долю в обмундировании красноармейцев составляла трофейная одежда. Нагрудные нашивки имели разное цветовое исполнение, указывая на принадлежность бойца или командира к определенному роду войск. Военные летчики и командиры экипажей бронеавтомобилей носили кожаные куртки и фуражки. Подобный стиль в одежде распространялся и на политработников, входящих в командный состав воинских частей.

https://youtube.com/watch?v=vL-7ZEBeH8k

Новая, стандартизированная форма одежды и знаки отличия в Красной Армии появились только в январе 1922 года. Для начальствующего состава были введены петлицы, которые пришивались на верхнем крае воротника – стоечки. Для каждого рода войск был установлен определенный цвет петлиц:

  • черные петлицы носили военнослужащие инженерных войск;
  • малинового цвета были петлицы у пехоты;
  • синие петлицы были у кавалеристов;
  • военные летчики носили форму с голубыми петлицами;
  • оранжевые и зеленые петлицы — артиллерия и пограничные войска соответственно.

В кольце врагов.

Весной 1918 года к нашим берегам на севере подошли американские и английские корабли. Они высадили своих солдат и заняли Мурманск и Архангельск.

Со стороны Чёрного моря на Советскую страну напали французские войска.

На Дальнем Востоке действовали японские и американские захватчики.

В Закавказье и Среднюю Азию вторглись английские отряды.

Врагами советской власти в России, бывшими помещиками и фабрикантами, были созданы большие армии, которые назывались белыми, белой гвардией. Во главе этих армий стояли царские генералы. Врагам удалось захватить большую часть нашей страны. Молодое Советское государство оказалось во вражеском кольце.

Во всех занятых врагами районах иностранные захватчики и белогвардейцы устанавливали старые порядки.

Прежде всего они вернули власть, земли и фабрики помещикам и капиталистам. При их помощи иностранные захватчики начали грабить богатства нашей страны. С Украины в Германию потянулись поезда с хлебом, сахаром, мясом, маслом, углем. На Севере и Дальнем Востоке американцы, англичане и японцы начали вырубать ценные леса, вывозить золото и дорогие меха.

Иностранные захватчики вместе с русскими, украинскими и другими капиталистами жестоко расправлялись с трудящимися. Тюрьмы были переполнены заключёнными. Тысячи рабочих и крестьян расстреляны. Палачи особенно жестоки были с коммунистами. Им выкалывали глаза, выворачивали руки, отрубали уши, вырывали языки. Славного руководителя дальневосточных партизан коммуниста Сергея Лазо озверелые враги топтали сапогами, били прикладами, а затем сожгли в топке паровоза.

Но никакие пытки не могли сломить коммунистов. Коммунисты организовывали партизанские отряды, поднимали трудящихся на борьбу с поработителями.

Коммунистическая партия обратилась к народу с воззванием: «Социалистическое отечество в опасности!».

На защиту советской власти поднялись миллионы рабочих и крестьян. В тылу у врага возникали партизанские отряды. Создавались ударные полки и целые армии. Всеми военными действиями руководил Центральный Комитет Коммунистической партии во главе с Владимиром Ильичом Лениным. Замечательными командирами Красной Армии, организаторами масс стали Ворошилов, Фрунзе, Сталин, Щорс и многие другие коммунисты.

«Холодная война» и её окончание

После знаменитой Фултонской речи британского экс-премьер-министра У. Черчилля в марте 1946 года, стартует новое противостояние с США и западным блоком, которое было навязано СССР и его союзникам. Это противостояние было связано с падением колониальной системы, неизмеримо возросшим авторитетом СССР, который внес решающий вклад в Победу над агрессорами в годы Второй мировой войны, распространением в мире идей социализма и желанием Запада сохранить свое влияние на мировые процессы.

И решать какие бы то ни было задачи объективно нельзя, не имея мощного флота. В послевоенные годы флот СССР рос самыми впечатляющими по скорости темпами. В первое послевоенное десятилетие было введено в строй 248 дизельных подводных лодок и 619 надводных кораблей. Всего в боевом составе ВМФ СССР в 1955 г. (с учетом построенных в довоенные и военные годы) находилось 265 дизельных подводных лодок и около 900 боевых надводных кораблей. От былой слабости не осталось и следа.

Но этот флот всё еще не был океанским в полной мере. Адмирал С. Г. Горшков, возглавлявший ВМФ СССР с 1956 по 1985 годы, как и его предшественник Н.Г. Кузнецов, ратовал за постройку новых кораблей океанского класса и подводных лодок с неограниченной дальностью похода и пребывания в глубинах.

Действия Советского флота во время Карибского кризиса, локальных конфликтов в Африке, постоянных патрулей подводных атомоходов и их «пикировка» с НАТОвскими подводниками, разведывательные выходы и крупные учения, такие как «Океан 77», сделали ВМФ СССР одним из самых могущественных в мире. Доходило и до прямых столкновений кораблей, таких как знаменитый навал в Черном море 12 февраля 1988 года. Сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6» совершили навал на два американских боевых корабля – ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», которые посмели зайти в советские территориальные воды и были буквально вытолканы из них.

К 1991 году, когда СССР прекратил свое существование, наш флот находился на пике могущества. Если вспомнить, с чего начинался РККФ, и к чему он пришел, виден не только огромный прогресс, но и труд сотен тысяч наших рабочих и инженеров, а также военных моряков, которые день за днем крепили мощь флота. Отечественный флот на 1991 год насчитывал: более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450 000 чел. (в том числе 12,6 тыс. морских пехотинцев), 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомных), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок, четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта.


На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей.

Советский флот проделал огромный путь и обрел огромную боевую мощь, стал примером того, как можно построить современный и мощный флот и доктрину его применения опираясь лишь на собственные силы.

В наши дни активно развиваются судостроительные программы, ВМФ России пополняется новейшими кораблями всех типов. Боеготовность нашего флота, проверенная в ходе Сирийской кампании, крупных учений и межфлотских переходов, день за днем неуклонно повышается. Почетная служба в рядах Российского флота и сохранение традиций, выработанных в ВМФ СССР, является отличительной чертой современных российских моряков. Зная многовековую историю отечественного флота, они с уверенностью смотрят в будущее и продолжают стоять на страже морских рубежей Отчизны.

Красная Армия на этапе строительства социалистического государства

С окончанием Гражданской войны и с образованием Советского Союза значительно возросла роль Красной Армии в жизни советского государства. Воинские части и формирования, прошедшие горнило Гражданской войны, получили почетные названия и боевые знамена. Принадлежность к такому войсковому соединению была обозначена на знаках отличия. На петлицах стрелковых частей появляются скрещенные винтовки. Кавалеристы стали носить петлицы со скрещенными шашками. Военнослужащие, прослужившие в рядах РККА более одного года, носили знаки отличия, обшитые серебряной мишурой.

В 1922 году пехотные и кавалерийские части, являющиеся основой Рабоче-Крестьянской Армии, составляли 2/3 списочного состава вооруженных сил. На военно-технические рода войск приходилось лишь 10-15% от общего количества воинских формирований. Несмотря на свою большую численность, Красная Армия не обладала достаточным техническим ресурсом. Пулеметы и другое стрелковое оружие автоматического типа имелись в недостаточном количестве. Автомобильный транспорт практически полностью отсутствовал в войсках. Артиллерия РРКА на тот момент полностью находилась на конной тяге. Послевоенная разруха и глубокий экономический кризис не позволяли говорить о механизации армейских частей.

Процесс глубокой модернизации Красной Армии начался с появлением первых пятилеток. Изменились существующие армейские структуры управления. В дополнение к старым управлениям появились управления разведки, тыла и военно-технического обеспечения. В конце 20-х годов наметился план по превращению РККА в мощную и полноценную армию современного типа. Вместо многочисленной кавалерии, которая доминировала на полях Гражданской войны, появились первые регулярные бронетанковые части. Красный военный воздушный флот стал серьезной и грозной боевой силой. На место стареньких трофейных бипланов времен Первой мировой войны пришли новые и современные боевые самолеты, истребители и бомбардировщики.

На основе директив высшего военного руководства и боевых уставов были разработаны концепции взаимодействия войск на поле боя. Впервые обозначилось организованное применение танков во взаимодействии с пехотой, реальные возможности боевого применения артиллерии и авиации. Стратегическое и оперативно-тактическое командование частями и подразделениями Красной Армии находилось в ведении Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, который в 1935 году был преобразован в Генштаб РККА – основной и главный орган управления армией и флотом Советского Государства.

Советская промышленность в кратчайшие сроки и ценой титанических усилий сумела к началу 30-х годов организовать выпуск многих видов пехотного оружия, стрелковых и артиллерийских боеприпасов. Появление новых образцов артиллерийских орудий и модернизация старых артиллерийских систем сделали артиллерию РККА основной ударной силой на поле боя. Помимо дивизионов полевой артиллерии создаются дивизионы и полки артиллерии прорыва, оснащенные тяжелыми орудиями.

С восстановлением промышленной базы в СССР активизировалась собственная конструкторская школа. В стране на базе основных предприятий машиностроительной отрасли стали появляться конструкторские бюро и отделы, занимающиеся разработкой военной техники. Практически с нуля была организована танкостроительная школа. На смену трофейным французским танками «Рено» в войска стали поступать пулеметно-пушечные бронеавтомобили серии БА, танки МС-1 и Т-12. Если еще в 1929 году в структуре Красной Армии были механизированные войска, то уже с 1936 года на их месте образовались автобронетанковые войска. Танки РККА Т-26 и БТ стали одними из лучших машин в мире. По количеству танков Советский Союз был безоговорочным лидером. Вместе с организацией серийного выпуска боеспособных бронированных машин в СССР на базе кавалерийских и пехотных курсов были созданы военные училища. В их задачу входило обучение и подготовка командиров бронированной техники.

Аналогичным путем шло развитие советской боевой авиации. В СССР была создана своя школа подготовки пилотов, которая опиралась на отечественную самолетостроительную школу. На оснащение Красного военно-воздушного флота начинают поступать истребители бипланы И-5, И-15 и И-153. Ударной силой ВВС становятся тяжелобомбардировочные эскадрильи, оснащенные бомбардировщиками СБ и ТБ-3. В 1939 году вместо бригадной организации в Военно-Воздушных Силах РККА переходят на полковую и дивизионную организацию. Вплоть до самого начала Великой Отечественной войны советские ВВС считались самыми многочисленными и боеспособными в мире.

Репрессии в РККА


Некоторые историки считают, что если бы не было довоенных репрессий против начальствующего состава РККА, то не исключено, что история, в том числе и Великой Отечественной войны, могла бы сложиться иначе.

В течение 1937-1938-х годов из комсостава РККА и ВМФ были казнены:

  • Комбриги и приравненные к ним из 887 – 478;
  • Комдивы и приравненные к ним из 352 – 293;
  • Комкоры и приравненные к ним – 115;
  • Маршалы и командармы – 46.

https://youtube.com/watch?v=n0VDhkPG6E0

Кроме того множество командиров просто умирали в тюрьмах, не выдерживая пыток, многие из них кончали с жизнью путем самоубийств.

Впоследствии каждый военный округ подвергался смене 2-3-х и более командующих, преимущественно из-за арестов. В разы больше репрессировали их заместителей. В среднем 75% высшего военного звена обладали незначительным (до года) опытом службы на своих постах, а низшие звенья обладали и того меньшим опытом.

Из-за устранения множества высших офицеров, совершенствовавших свой профессионализм десятками лет практическими и теоретическими занятиями, Красную армию парализовало по ее оперативным возможностям.

Отсутствие опытного комсостава негативно отразилось на обучении войск. Возник страх принятия решений, что также сказалось отрицательно.

Таким образом, из-за массовых репрессий 1937-1939-х годов к 1941 году РККА подошла полностью неподготовленной. Ей пришлось проходить «школу суровых ударов»  непосредственно в ходе ведения боевых действий. Однако приобретение такого опыта стоило миллионов человеческих жизней.

Автор статьи: Богуславский Сергей Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Образование Белой Армии

Первое боевое крещение  части  молодой Красной Армии  приняли в феврале 1918, при наступлении немцев на Петроград. В целом обстановка для большевиков складывалась очень тяжёлая. На Дону,  в казачьих землях, в результате борьбы за власть,  атаманом был избран  А.М.  Каледин  —  ярый противник Советской Власти. Там же на Дону  группой бывших царских генералов, в которую входили Алексеев М.В., Корнилов П.Г., Деникин А.И., Марков С.Л., началось образование Белой  Добровольческой армии.  Вышеназванные генералы не принимали власть Советов и не могли смириться  с подписанием «похабного»  Брестского мирного договора.

Организационная структура, состав РККА

Сначала основную единицу РККА, составляли отдельные отряды, представлявшие собой воинские части, имеющие самостоятельные хозяйства. Главой отрядов были Советы, в которые входили по одному военному руководителю и по два военных комиссара. При них находились небольшие штабы и инспектораты.

Организационно РККА соответствовала ее классовым характеристикам и военным потребностям начала минувшего столетия. Структура общевойсковых соединений РККА состояла из:

  • Стрелкового корпуса, в котором были две-четыре дивизии;
  • Дивизии, в которой были три стрелковых полка, артиллерийский полк и техническая часть;
  • Полка, в котором были три батальона, артиллерийский дивизион и техподразделения;
  • Кавалерийского корпуса с двумя кавалерийскими дивизиями;
  • Кавалерийской дивизии с 4-6 полками, артиллерией, броневыми частями, техническими подразделениями.

[Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота (Главвоздухфлот), Управление Военно-Воздушных сил СССР, Управление Военно-Воздушных сил РККА, Управление Воздушных Сил РККА]

20.12.1917 Образована Всероссийская коллегия для руководства Управлением военного воздушного флота старой армии. (Приказ Наркомвоена №4 от 20.12.1917). Начальник управления избирался коллегией.
24.05.1918 Управление переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот), возглавляемое советом в составе начальника и двух комиссаров. (Приказ Наркомвоена №385 от 24.05.1918) Подчинялось Всероглавштабу, а по вопросам снабжения — ЦУСу, с 09.1921 — главному начальнику снабжений.
22.09.1918 Главвоздухфлот подчинен Полевому управлению авиации и воздухоплавания при Штабе РВСР. (Приказ РВСР №11/4 от 22.09.1918)
25.03.1920 Главвоздухфлот передан в непосредственное подчинение РВСР, а в оперативном отношении — Главкому. (Приказ РВСР №447/78 от 25.03.1920)
25.03.1920 Из состава Главвоздухфлота выделено Управление по снабжению Красного Воздушного Флота (Приказ РВСР №447/78 от 25.03.1920)
02.09.1921 Управление по снабжению Красного Воздушного Флота вместе со Штабом начальника Красного Воздушного Флота влито в Главвоздухфлот. (Приказ РВСР №1875 от 02.09.1921)
28.03.1924 Главвоздухфлот переименовывается в Управление ВВС СССР с подчинением РВС СССР. (Приказ РВС СССР №446/96 от 28.03.1924) На него возлагались задачи по учебной, строевой и боевой подготовке ВВС, снабжения их специальным имуществом.
01.1925 Управление ВВС СССР переименовывается в Управление ВВС РККА
с 21.10.1929 По Положению (Объявлено Приказом РВС СССР №200/40 от 21.10.1929) на управление возлагалось: руководство организацией и развитием, комплектованием и мобилизацией, боевой и технической подготовкой ВВС, обучением и воспитанием личного состава, устройством и службой снабжения частей авиационным имуществом, развитием систем вооружения. Начальник ВВС, возглавлявший Управление, подчинялся непосредственно Наркому по военным делам. Ему подчинялись все строевые части, учреждения и заведения ВВС в специальном и техническом отношениях.
10.01.1936 Должность начальника Управления Воздушных Сил переименована в должность начальника ВВС (с 01.1937 на правах зам.наркома обороны по ВВС), при нем состояли помощник по политической части и штаб, как орган оперативного руководства, входивший в состав Управления ВВС. (Приказ НКО №003 от 10.01.1936) По Положению на Управление возлагались: руководство строительством, боевой подготовкой и комплектованием летно-техническим составом, материально- техническим снабжением и вооружением ВВС РККА. Начальник ВВС нес полную ответственность за боевую, техническую, строевую подготовку, за мобилизационную готовность и специальную подготовку, боевое применение авиачастей и соединений, снабжение войсковой авиации, за подготовку территории страны для действий ВВС.
19.11.1939 ГУ ВВС КА разделено на два самостоятельных управления: Главное управление Военно-воздушных сил Красной армии (ГУ ВВС КА) и Главное управление авиационного снабжения Красной армии (ГУАС КА) (Приказ НКО №0186 от 19.11.1939)
21.06.1940 ГУ ВВС КА и ГУАС КА вновь слиты в Главное управление ВВС Красной Армии. (Приказ НКО №0117 от 21.06.1940)
с 21.07.1940
06.11.1940 В состав ГУ ВВС включено Управление дальнебомбардировочной авиации (Приказ НКО №0308 от 06.11.1940)
Начальники управления
05.1918 — 08.1918 Соловов Михаил Александрович
08.1918 — 06.1919 Воротников Александр Степанович
06.1919 — 09.1921 Акашев Константин Васильевич
09.1921 — 10.1922 Сергеев (Петров) Андрей Васильевич
10.1922 — 04.1923 Знаменский Андрей Александрович
04.1923 — 12.1924 Розенгольц Аркадий Павлович
12.1924 — 07.1931 Баранов Петр Ионович
07.1931 — 12.1937 командарм 2 р. Алкснис (Астров) Яков Иванович
12.1937 — 11.1939 командарм 2 р. Локтионов Александр Дмитриевич
20.07.1940 — 15.08.1940 ген.-лейт. ав. Смушкевич Яков Владимирович
27.08.1940 — 12.04.1941 ген.-лейт. ав. Рычагов Павел Васильевич
с 04.1941 ген.-лейт. ав. Жигарев Павел Федорович

С этим читают