Памятники подполковника Вучетича





Технические данные

Строительство Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн. Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учетом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии. Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых. Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным. В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения.

Строительство

Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб — они могли проезжать даже на красный. Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду. Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх. Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.

Интересные факты про памятник «Родина-мать зовёт»

В момент проектирования, Вучетич изменил концепцию проекта после того как она была утверждена. Первоначально он предлагал вариант из двух композиций: перед женщиной на коленях стоит воин, протягивая ей меч. Идеологические соображения Евгения Викторовича основывались на том, что солдат не может отдавать своё оружие, так как война ещё не закончена. Это не единственное отклонение от запланированного проекта. Постепенно вносился ещё ряд изменений, о которых мало кто знает:
  1. Изначально, в первой версии, Родина-мать должна была держать в вытянутой руке знамя.
  2. Постамент планировали украсить изображениями, подчеркивающими трагичность ситуации.
  3. Прямая дорожка вдоль захоронений была сделана в виде лестницы. Ещё на этапе строительства заменена и опоясала монумент, словно георгиевская лента.
  4. «Родина-мать» должна быть высотой всего 32м. Однако Н. С. Хрущев настоятельно потребовал, чтобы она превышала американскую статую Свободы. Таким образом, монумент возвышается над Волгоградом на 52 м.

Технические характеристики

Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн. Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн. Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики. В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы. Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.

Высота памятника «Родина-мать зовёт!»

Изначально планировалось, что высота памятника составит всего лишь 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение серьезно увеличить высоту статуи для того, чтобы «обогнать» статую Свободы в США (высота которой без пьедестала равняется 46 метрам). Распоряжение было выполнено. Высота статуи составляет 87 метров. Длина поднятого в правой руке меча — 33 метра. После завершения работ Родина-мать стала самой высокой статуей на планете (и остается таковой, если не брать во внимание религиозную статую Будды в Китае). Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы. Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган» На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать. Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!». Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Для «Родины-матери» позировали три натурщицы

Где находится: Волгоград, Мамаев курган. В 2020 году была завершена масштабная реставрация памятника.Фото: globallookpress.com Памятник «Родина-мать зовет!» — не только один из главных символов великой Победы, для жителей Волгограда это своего рода ангел-хранитель, оберегающий город. Чтобы построить такой монолит, скульптор Евгений Вучетич отлил макет статуи в масштабе 1:10 (кстати, мало кто знает, что голова и уменьшенный макет до сих пор стоят в Москве в мастерской Вучетича) и уже с него проектировал громадину-оригинал. Прообразом «Родины-матери» стала советская метательница дисков Нина Думбадзе, а лицо мастер лепил со своей супруги Веры. Если посмотреть на фото, то они действительно невероятны похожи. Говорят, что с открытым, будто кричащим, ртом жена скульптора вынуждена была стоять по несколько часов в мастерской, что привело даже к ссорам в семье. В общем, потом кричала муза по-настоящему. Но, к счастью, мир в семье удалось сохранить. Да и саму скульптуру мастер частенько называл «Верочкой». Есть версия, что уже в Волгограде какие-то «движения в бетоне» у авторской группы вызвали сомнения, и они попросили местную спортивную гимнастку Екатерину Гребневу стать натурщицей, чтобы доделать некоторые детали. Три месяца несколько раз в неделю девушка ходила на завод «Газоаппарат», где находилась мастерская. Сначала делали торс. Чтобы передать развевающуюся ткань, даже принесли вентилятор. А через год после перерыва писали лицо — теперь уже Гребневой приходилось позировать с открытым ртом. — Платили 2-3 рубля в день. Родственники говорят, что я действительно похожа на «Родину-мать», — рассказывала позже Елена журналистам. «Родина-мать зовет!» — центр триптиха. Его первая часть находится в Магнитогорске Челябинской области, где изображен рабочий, вручающий воину меч. Вторая — «Родина-мать» с мечом в Волгограде как символ Сталинградской битвы. Третья — памятник «Воина-освободителя» в Берлине. Смысл скульптурной композиции в следующем: меч, выкованный в тылу (Магнитогорск), был поднят в битве (Сталинград) и опущен по завершении войны (Берлин).Фото: commons.wikimedia.org; globallookpress.com Вучетич был поклонником Веры Мухиной и ее композиционной двойственности, вот и свой главный монумент планировал сделать парным. У коленей женского символа Победы должен был преклонить голову солдат с мечом, тогда как в руках у «Родины-матери» было бы красное знамя. Но началась гонка вооружений, Никите Хрущеву срочно понадобилось, чтобы возводимая скульптура стала выше статуи Свободы, и солдата из эскиза убрали в счет увеличения высоты самой «Родины-матери». Так 87-метровая скульптура (вместе с установочной плитой) стала на тот момент самой высокой в мире и даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. И потеряла это лидерство спустя только 22 года.

Технические характеристики монумента

Основанием для статуи служит 2-метровый постамент, опирающийся на прочный фундамент. Холм, на котором она расположена, формировался искусственным путём. Изначально, возвышенность находилась на месте, где стоит церков. Грунт для насыпи перевозился на грузовиках в течение 1 месяца. По ориентировочным данным всего было доставлено более 150 т. земли. Вес полученной конструкции статуи составляет 8 000 т. железобетона. Внутренняя полость полая, здесь расположены 119 металлических тросов, каждый из которых рассчитан удерживать нагрузку, равную 60 т. Цель натяжения — удержание и жесткость всей конструкции. Контроль за преднатяжкой осуществляется с использованием датчиков, размещённых на концах растяжек. Некоторые из них не целые, а стыкуются на промежуточных этажах, усиливая бетонную конструкцию. Самая сложная конструкция располагается на уровне груди памятника. Упомянутые стальные тросы распределяют нагрузки конструкции, стягивая на себя напряжение веса рук монумента. Следует заметить, сцепления с фундаментом «Родина-мать» не имеет, таким образом, держится она словно шахматная фигура, под собственным весом. Вопреки многочисленным домыслам о существовавшем когда-то лифте и ресторане для VIP персон и смотровой площадке, расположенных в голове и мече – ничего такого здесь нет. В верхнюю часть можно забраться только по лестнице, высотой в 52 м, имеющей 203 ступеньки. Большая часть помещений это небольшие комнаты, площадью 3*3 м. Однако, в районе головы и груди есть больших 2 зала, в которых находится оборудование, учитывающее колебание конструкции. Попасть в голову можно только по металлической лестнице, установленной вертикально. Для этого придется преодолеть шахту диаметром не более 1,5м. В помещении есть выход, предназначенный для промышленных альпинистов. Ещё 2 имеются в эфесе меча.

Экскурсия

Любой турист, приезжая в Волгоград, обязательно стремится попасть на Мамаев курган. Ведь он входит в перечень «Семи чудес России» и даже в книгу рекордов Гиннеса. Обычно экскурсионная программа начинается с подъема на Мамаев курган, где располагается композиция под названием «Память поколений». Затем путь пролегает по аллее, вдоль которой высажены пирамидальные тополи, высотой в 100 метров. За аллеей начинается площадь «Стоявших насмерть!». Здесь установлен настоящий русский богатырь-воин, который противостоит немецким врагам. За его спиной Сталинград. Разрушенные стены города изображены в виде каменной книги. Далее начинается площадь Героев. Здесь запечатлены защитники волжской земли, в стремительном порыве к действиям, всего их 6. Один из солдат ранен, но товарищ его подхватывает и стремится в бой. Посередине площади огромный бассейн, символизирующий слезы матерей, сыновья которых не вернулись с войны. На выходе с площади, в одной из стен замурована капсула смерти — послание потомкам от ветеранов войны. Полежит вскрытию – 9 мая 2045 года. В зале воинской Славы на красных знаменах увековечено около 7 тысяч имен солдат, павших при защите Родины. Посередине зала установлена рука бойца, который передает факел с вечным огнем всем будущим поколениям. Здесь всегда есть траурный караул, и звучит тихая траурная музыка. После зала начинается площадь скорби. На ней установлена скульптура Скорбящей матери, которая удерживает на своих руках погибшего сына. Лицо матери закрыло красное знамя. И наконец, венец всего комплекса – фигура «Родина-мать зовет!». Статуя настолько большая, что, кажется, что она как бы парит в воздухе. На протяжении всей экскурсии туристам расскажут о подвигах солдат во время Сталинградской битвы, как защищали Дом Павлова. Можно будет понаблюдать за торжественной сменой караула и зайти в Храм Всех Святых. В вечернее время можно полюбоваться статуей в лучах прожекторов.

Конкурс без границ

В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта — Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки. 27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины. 26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

С этим читают