Рсчс — это что? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования

Классификация ЧС по характеру происхождения событий

Первая и основная классификация, о которой стоит рассказать, зависит от характера и условий происхождения различных опасных событий.


  • ЧС техногенного характера. Если вкратце, то к авариям, считающимся техногенными, относятся транспортные катастрофы, взрывы или угрозы взрывов, некоторые виды пожаров, выброс или угроза выброса различных ядохимикатов, радиоактивных или биологических веществ, разрушение построек, зданий или сооружений. Сюда же стоит отнести аварии и катастрофы, произошедшие на инженерных сетях, угрозы аварий или непосредственные катастрофы на дамбах, плотинах, других водных сооружения и т. д. Виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера, таким образом, довольно многочисленны и обширны.
  • Военные ЧС. Эта группа характеризуется массовыми и обширными мероприятиями по разрушению или заражению определенных территорий. Использование оружия массового поражения стоит во главе угла в этой группе. Сюда относятся религиозные, социальные, политические взрывы и волнения, терроризм, противостояние государств и многое другое.
  • Социально-политические ЧС. Все виды чрезвычайных ситуаций этой группы можно охарактеризовать как антиконституционные и террористические. Как правило, сюда относится похищение людей, взятие группы лиц в заложники, незаконная торговля оружием т. д. Социально-политические ЧС характеризуются как опасные явления, возникшие в результате общественных и политических конфликтов.
  • Природные ЧС. Характеризуются крайне опасными природными явлениями. Существует множество видов различных ситуаций, входящих в данную группу. Однако все они приводят, как правило, к заболеванию людей, массовым поражениям биологических существ и т. д. Природной чрезвычайной ситуацией называют сложившуюся на определенной территории обстановку, являющуюся опасной из-за источника, способного повлечь причинение вреда окружающей природной среде, населению, материальной культуре и т. д.

Таким образом, четыре перечисленные выше группы считаются основой всех дальнейших классификаций и подтипов.

Чем опасно

И все бы ничего, но таким молодым людям невдомек, что они тратят время на дураченье себя и окружающих, вместо того, чтобы выбирать реальное развитие

Считая себя “супер-стар”, можно потешить чувство собственной важности, убеждая окружающих в своей продвинутости. Но вместе с этим приобретаются внутренние конфликты и зависимости от мнений, суждений окружающих

Плохо или хорошо быть ЧСВ-человеком, каждый определяет для себя. Бывают такие ситуации, когда можно было бы и повысить немного это чувство. Но самоутверждение и адекватное общение с окружающими лучше основывать на развитии эмоционального интеллекта и повышении самооценки, а не на ЧСВ.

Человек с ЧСВ сам же и покупается на свой обман. Это чувство заменяет здоровое восприятие самого себя популярной фальшивкой. Он начинает верить в свою звездность, вгоняя себя в конце концов в состояние невроза. Можно до бесконечности убеждать других в своей крутости, но встретившись “сам на сам” со своими страхами, человек “превращается в ноль”.

Нормальное развитие происходит тогда, когда подросток принимает себя таким, как есть, не выдумывая ничего лишнего. Только зная свои достоинства и недостатки, он может активно развиваться и не вестись на образ “крутой” фальшивки.

Стать ЧСВ в подростковом возрасте – это большое искушение, ведь каждому школьнику в возрасте от 11 до 15 лет хочется на весь мир прокричать, какой он классный, а его все недооценивают. Поэтому ПОДУМАЙ: действительно ли ты заслужил своими делами то, чтобы тебя все восхваляли, действительно ли все такие “лохи”, чтобы ты относился ко всем высокомерно, даже к родителям?

Задачи исполнительной власти федерального уровня

Цели данного уровня РСЧС – это:

  • Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
  • Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
  • Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.

  • Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
  • Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
  • Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
  • Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
  • Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:

  • На защиту своей жизни, личного имущества и здоровья при возникновении ЧС.
  • Использовать средства (коллективные и индивидуальные) и прочее имущество, предназначенное для защиты.
  • Получить пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, умершего либо погибшего от заболевания или увечья, полученных во время выполнения своих обязанностей по защите территории и населения от ЧС.
  • Быть осведомленными об опасности, которой они могут быть подвергнуты при пребывании в определенных местах, и о мерах безопасности.
  • Получить пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие заболевания или увечья, полученных во время выполнения работ по защите от ЧС.
  • Обращаться в личном порядке, а также направлять в уполномоченные органы коллективные прошения и заявления по вопросам защиты территорий и граждан от ЧС.
  • Получить бесплатное социальное государственное страхование, компенсации и льготы за причиненный во время ЧС ущерб.
  • Участвовать в мероприятиях по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.
  • Получить возмещение ущерба, который был причинен имуществу и здоровью.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные задачи РСЧС территориальных органов власти

Как и остальные структурные подразделения организации, территориальные органы власти также должны выполнять определенные задания. Каждый участок подчиняется своим нормам и правилам. Необходимые цели, которых должны достигнуть все организации, относящиеся к РСЧС, – это:

  • Управление деятельностью звеньев и подсистем РСЧС на территории, относящейся к их компетенции.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ.
  • Они должны участвовать в разработке и воплощении мероприятий, сопутствующих предотвращению ЧС, а также минимизации ущерба после таких ситуаций.
  • Обеспечение готовности всех управленческих органов, средств и сил к работе при возникновении ЧС.
  • Создание системы, объединяющей правовые и экономические меры, предупреждающие возможность возникновения ЧС.

Что такое ЧС и в чем отличие от стихийных бедствий

Для большинства людей понятие чрезвычайной ситуации довольно размыто и охватывает очень обширный список различных явлений. Зачастую к ЧС приписывают и стихийные бедствия. Но законом установлено четкое определение того, что чрезвычайная ситуация является типом обстановки, которая возникает вследствие разного рода воздействий. К таким воздействиям относят аварии, явления или стихийные бедствия.

ГОЧС расшифровка аббревиатуры

Таким образом, чрезвычайная ситуация считается лишь возможным последствием бедствия, которое является первопричиной. В качестве примера можно взять землетрясение в необжитой местности. Да, природное явление наблюдается, но никакой угрозы здоровью и жизни людей не возникает.

Важно! Обстановка ЧС же характеризуется нарушением нормальных условий существования людей на определенной территории. Возникает непосредственная опасность жизни человека, которая может проявляться в различном виде

Определение режима ЧС

Согласно ФЗ № 68, чрезвычайной ситуацией называется обстановка на отдельно взятой территории, которая привела к угрозе жизни и здоровью граждан, ущербу окружающей среде, материальным потерям. Основанием для введения режима ЧС могут стать следующие происшествия (и их сочетания):

  • техногенная катастрофа, крупная авария;
  • стихийное бедствие;
  • экологическая катастрофа;
  • социальный взрыв, в том числе разгул преступности, террористическая деятельность, религиозный, этнический конфликт, экономический коллапс;
  • биологическая катастрофа, в том числе распространение инфекционных заболеваний (как в случае с коронавирусом).

В зависимости от масштаба ЧС могут быть локального, муниципального и межмуниципального, регионального, межрегионального или федерального масштаба.

Обратите внимание! Если от чрезвычайной ситуации пострадало более 500 человек, а ущерб от нее превысил 500 млн рублей, может быть объявлена чрезвычайная ситуация федерального уровня.

/ 11.11. РСЧС

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

27.12.1990: постановление 606 «Об образование российского корпуса спасателей гос. комитета РСФСР

Лето 1991: переименование в госкомитет РСФСР по ЧС

Цели:

  • Прогнозирование

  • Предотвращение и ликвидация последствий ЧС

  • Координация органов в экстремальных ситуациях

  • 18.04.1992: положение о российской системе предупреждения и действий в ЧС мирного и военного времени

  • 1994: преобразование в РСЧС, затем в министерство


  • МЧС РФ

  1. января 1994: преобразовано в министерство

  1. ноября 1995: выбрали 27 декабря днем спасателей

РСЧС предназначена для:

  1. Защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного или иного характера

  2. Обеспечения в мирное время защиты населения, территорий, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства

  • РСЧС — объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

  • Цель создания: объединение усилий всех вышеперечисленных органов, организация, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС

  • Задачи:

  • 1. Создание правовых и экономических норм для защиты населения и территорий в ЧС

  • 2. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения

  • 3. Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС

  • 4. Подготовка населения к действиям при ЧС

  • 5. Прогнозирование, оценка социальных и экономических последствий ЧС

  • 6. Создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

Ликвидация ЧС:

  1. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС

  2. Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС

РСЧС объединяет:

  1. Органы управления

  2. Силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, городов, районов

  3. Организации, учреждения и предприятия, решающие вопросы защиты населения и территорий от ЧС

  1. РСЧС состоит из 2- х подсистем:

  1. Территориальные подсистемы (в субъектах федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий)

  2. Функциональные подсистемы (создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы ??????

  1. Уровни РСЧС:

  1. Федеральный

  2. Межрегиональный (несколько субъектов)


  3. Региональный

  4. Муниципальный

  5. Объектовый

  1. Органы управления системы РСЧС:

  1. Координирующие органы

  2. Органы управления

  3. Органы повседневного управления (НЦУКС — национальный центр управления в кризисных ситуациях — федеральный уровень)

  4. Силы и средства ликвидации ЧС

  5. Системы связи, оповещения, информационного обеспечения

  6. Резервы финансовых и материальных ресурсов

  1. Силы и средства:

  1. Силы наблюдения и лабораторного контроля

  2. Силы и средства ликвидации ЧС

  1. Режимы РСЧС:

  1. Повседневной деятельности ((при нормальном производственной, радиационной, химической, биологической обстановке, при отсутствии эпидемий) — наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС)

  2. Повышенной готовности (выявление причин ухудшения обстановки, усиление дежурно-диспетчерской службы, принятие мер по защите населения и окружающей среды, подготовка сил и средств)

  3. ЧС (защита населения, выдвижение оперативных групп в район ЧС, определение границ зоны ЧС, ликвидация ЧС, обеспечение работы объектов экономики, непрерывный контроль за окружающей средой в районах ЧС)

  1. Документы, регулирующие поведение людей в ЧС:

  1. Федеральный закон 68 «О защите население и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

  2. Постановление 794 «О РСФС»

  3. Постановление 924 » О силах и средствах РСЧС»

StudFiles.ru

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

Где можно встретить аббревиатуру ЧСВ

Судя по тому, что я сама не так давно узнала, кто такой ЧСВ-человек, эта аббревиатура встречается не на каждом шагу. Поэтому рассмотрим, где вы можете с ней встретиться.

В молодежной среде


Часто аббревиатура встречается в ВК – молодежной социальной сети. Понять, что человек, с которым вы хотите познакомиться, обладает этим чувством, не трудно

Для этого достаточно посмотреть, какие статусы и фразы он публикует, на какие моменты обращает ваше внимание

Вот примеры ЧСВ-цитат:

  • “Я добьюсь всех своих целей без чьих-либо поддержек!”;
  • “Из-за вашего ненужного мнения моя корона некогда не упадет ”;
  • “Я давно прошла, а взгляд твоего парня все еще на мне” и тому подобное.

Когда девизом человека является фраза “Коротко о себе: характер невыносимый, мнение – нерушимое, поведение – неадекватное, любовь – неудержимая”, уже можно сказать, что он не поступится своим мнением в спорной ситуации.

Встретить ЧСВ-человека вы легко сможете в ТикТоке, LIKE, Фейсбуке, когда при обсуждении какого-то спорного вопроса такие люди начинают настаивать на своем, чрезмерно спорить и унижать другого. Они также могут намекать на вашу несостоятельность: “Она стала невыносима! Слушает советы дебилов. Поговори с ней, прошу тебя, думаю, она к тебе прислушается!”

Именно тогда за людей с низким ЧСВ вступаются другие, более адекватные, которые пишут приблизительно такие ЧСВ-фразы в Инстаграме: “Твое ЧСВ слишком зашкаливает, срочно спускайся на землю!”, “Считаешь себя крутым, на самом деле ты ноль с ЧСВ”.

Некоторые стремятся в виртуальном мире стать ЧСВ-мразью: девушкой или парнем. Это дает некую уверенность в себе, самоутверждение. Однако такая уверенность не меняет к лучшему – это обман. Изменение жизни к лучшему начинается с честности, прежде всего с самим собой. Еще я встречала, когда девушки намеренно так себя подают, чтобы их обсуждали, задевали. Ну не хватает им внимания в реале! Печаль…

Еще не уверенные в своих достижениях подростки стремятся подражать мнимым авторитетам: певцам, актерам, спортсменам. И иногда, к сожалению, выбирают не тех, кому действительно стоило бы. Например, ярким представителем знаменитостей с ЧСВ является Тони Раут, тексты его песен пестрят высокомерием, негативным отношением к окружающим и жизни, ненавистью..

В философии

В середине 20-го века в США жил мыслитель, мистик, эзотерик Карлос Кастанеда, который первым ввел это понятие. Он описывал ЧСВ как моральное чувство высокомерия, возвышенности над чем-то или кем-то, заметное выделение себя как самого значимого среди окружающих. Его труды написаны на английском, но у этого мыслителя есть русскоязычные последователи.

Общие положения

 Чрезвычайные ситуации которые произошли или могут произойти на территории Республики Беларусь (за исключением специально оговоренных случаев) классифицируются согласно требованиям основных руководящих документов, а именно:

  1. «Инструкции о классификации ЧС природного и техногенного характера», утвержденной Постановлением Министерства по ЧС РБ 19 февраля 2002 г № 17
  2. Закона РБ от 14 июня 2005 г №23-3 «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера»

Для дальнейшего изучения дисциплины необходимо изучить следующие специфические для данной области термины, определения и толкования: Чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, или иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинения вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей;

Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Зона ЧС – территория, на которой возникла ЧС.

Ликвидация ЧС – аварийно – спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья  людей, снижение размеров вреда окружающей среде и  материальных потерь, а также  на локализацию зон чрезвычайных ситуаций. Авария – опасная ситуация техногенного характера, которая создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, коммуникаций и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит ущерб окружающей среде, не связанная с гибелью людей.

Катастрофа – крупномасштабная авария или другое событие, которое приводит к тяжелым, трагическим последствиям, связанных с гибелью людей. Потенциально опасный объект – объект, на котором используются, изготавливаются, перерабатываются, сохраняются или транспортируются опасные радиоактивные, пожаровзрывоопасные, химические вещества и биологические препараты, гидротехнические и транспортные сооружения, транспортные средства, а также другие объекты, которые создают реальную угрозу возникновения ЧС.

Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты материального мира и окружающую среду. Пораженный в чрезвычайной ситуации – человек, заболевший, травмированный, раненый или погибший в результате поражающего воздействия источника ЧС.

Пострадавший в чрезвычайной ситуации – человек, пораженный или понесший  материальные убытки в результате возникновения ЧС. Классификация ЧС – разделение ЧС на классы, группы и виды в зависимости от сферы их возникновения, характера явлений и процессов, масштаба возможных последствий и других факторов.

Классификационный признак ЧС – техническая или иная характеристика аварийной ситуации, которая позволяет идентифицировать ее как чрезвычайную и однозначно отнести к тому или иному классу, группе и виду.

Пороговое значение классификационного признака ЧС — определенное значение технической или другой характеристики конкретной аварийной ситуации, превышение которого относит ситуацию к уровню «чрезвычайной», а также определяет уровень ЧС.

С

селфи — Фотографирование самого себя на растоянии вытянутой руки и выкладывание в Интернет.сигна — Фотографии типа «я тебя люблю» на листке бумаги или на какой — то части тела, девушка может сделать сигну для парня, написав к примеру на груди сердечко и его ник, сделать селфи.скрин — Снимок экрана монитора, либо телефона (См. Как сделать скрин Вконтакте).смайл — Графические изображения эмоций в сообщениях, наиболее часто используются круглые мордочки жёлтого цвета, которые могут изображать смех, плач, недоумение и т. п.спам — Большое количество сообщений рекламного содержания, спам — одна из причин блокировки (заморозки) аккаунта.

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

Примечания

  1. Пучков В. А., Авдотьина Ю. С., Авдотьин В. П. Административно-правовые режимы управления природными и техногенными рисками. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
  2. . Режим ЧС в России из-за коронавируса.
  3. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита: Энциклопедический словарь. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  4. Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. III: П — С. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  5. Поражение//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. III: П — С. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  6. Чрезвычайная ситуация // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. IV: Т — Я. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  7. . Правила поведения при режиме ЧС.

Какие задачи решает РСЧС?

Condorita

В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются: — разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; — обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; — сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; — прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций; — создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ; — осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — ликвидация чрезвычайных ситуаций; — осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; — реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; — международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Danil maternovskiy

— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; — обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; — сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; — прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций; — создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ; — осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — ликвидация чрезвычайных ситуаций; — осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; — реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; — международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


С этим читают