Что думают великие иностранцы о нраве русского народа?

Упразднение большевиками и альтернативные концепции

Политика большевиков придерживалась лозунгов интернационализма в противовес «великорусскому шовинизму» противостоящих ей белогвардейцев, выступавших за «единую и неделимую Россию». С оглядкой на усилившиеся в ходе распада Империи национальные движения, советское руководство охотно признало за украинцами и белорусами статус отдельных народов, пытаясь заручиться максимальной поддержкой местного населения в Гражданской войне и войне с Польшей. С началом политики украинизации и белорусизации, ставшими специфическими составляющими общей для всего СССР политики коренизации, «старорежимные» взгляды на национальные вопросы оказались вне закона. Категория «русские» приобрела узкоэтнический смысл, в ходе первой всесоюзной переписи населения переписчикам были даны указания записывать русскими только великороссов, а малороссов записывать только украинцами. При этом большевики использовали УССР и БССР как «выставочные павильоны» национальной политики, стремясь таким образом проецировать своё влияние на восточнославянское население в Польше.

Также следует отметить, что на раннем этапе своего становления Советское государство положительно относилось к историкам, продвигавшим учение об обособленности этногенезов восточнославянских народов и разнонаправленнности их развития. Одним из ярких примеров такого подхода является Михаил Грушевский, который был приглашён в СССР для внесения теоретических основ в проводившуюся тогда на практике украинизацию и получил статус действительного члена АН СССР.

Однако, начиная со второй половины 1930-х гг., по наблюдениям исследователей, в советской исторической науке происходило определённое возрождение концепции дореволюционной российской истории, с уравниванием понятий «русского» и «восточнославянского» народа, признанием права на его существование с периода Древнерусского государства и более древних времён. Параллельно с этим формировалось понятие «древнерусской народности». Его важным отличием от предыдущей концепции было то, что под древнерусским (или русским) народом (или народностью) понималась самостоятельная этническая общность — общий предок будущих восточнославянских народов, а не начальный (или один из промежуточных) этап развития «триединого русского народа».

Явные следы дореволюционной концепции триединства русского народа прослеживаются современными исследователями во взглядах русского и советского историка академика АН СССР Николая Державина. В 1944 году он издал монографию «Происхождение русского народа — великорусского, украинского, белорусского». В целом вопрос этногенеза восточных славян в среде ведущих советских историков довоенного периода рассматривался как вопрос этногенеза «великого русского народа».

В послевоенный период в СССР сформировалась идеологически более соответствующая задачам советского государства концепция единого советского народа как сообщества граждан советского государства. В 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС, Никита Хрущёв провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». Постановлением XXIV съезда КПСС от 1971 года советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР. Их общим языком — языком советского народа — был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР».

Появление русской государственности

Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.


И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.

Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек — понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.

Боярские и княжеские фамилии

Боярские и дворянские русские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых. В конце XV веке среди русских дворян появляются первые фамилии иностранного происхождения, прежде всего фамилии польско-литовских и греческих (например Философовы) выходцев; в XVII веке к ним прибавляются такие фамилии западного происхождения, как Фонвизины, Лермонтовы. Фамилии потомков татарских выходцев напоминали об именах этих выходцев: Юсупов, Ахматов, Кара-Мурза, Карамзин (также от Кара-Мурза).Но надо заметить, что не всегда восточное происхождение фамилии свидетельствует о восточном происхождении ее носителей: иногда они происходят от татарских прозвищ, бывших в моде на московской Руси. Такова фамилия Бахтеяровы, которую носила ветвь ростовских князей-Рюриковичей (от Фёдора Приимкова-Бахтеяра), или фамилия Беклемишевы, произошедшая от прозвища Беклемиш (тюркское — охраняющий, сторожащий), которое носил Фёдор Елизарович, боярин Василия I.

В XIV-XV веках фамилии стали брать русские князья и бояре. Фамилии часто образовавались от названий земель.Так, владельцы вотчины на реке Шуя стали Шуйскими, на Вязьме — Вяземскими, на Мещере — Мещерскими, та же история с Тверскими, Оболенскими, Воротынскими и прочими -скими.Нужно сказать, что -ск- — это общеславянский суффикс, его можно встретить и в чешских фамилиях (Коменский), и в польских (Запотоцкий), и в украинских (Артемовский).Бояре также часто получали свои фамилии по крестильному имени родоначальника или его прозвищу: такие фамилии буквально отвечали на вопрос «чей?» (подразумевалось «чей сын?», «какого рода?») и имели в своём составе притяжательные суффиксы.Суффикс -ов- присоединялся к мирским именам, оканчивающимся на твёрдые согласные: Смирной — Смирнов, Игнат — Игнатов, Петр— Петров.Суффикс -Ев- присоединялся к именам и прозвищам, имеющим на конце мягкий знак, -ий, -ей или ч: Медведь — Медведев, Юрий — Юрьев, Бегич — Бегичев.Суффикс -ин- получили фамилии, образованные от имён на гласные «а» и «я»: Апухта —Апухтин, Гаврила — Гаврилин, Илья —Ильин.

Казанский Кремль: «Путин особо подчеркнул важность национальных языков»

Отметим, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, входящий в состав рабочей группы, на встрече с Путиным высказал опасения, «не будет ли ущемления» других языков и не вызовет ли каких-либо запретов на «туган тел»? По его словам, этот вопрос поднимают преподаватели национальных языков в республиках.

— Надо четче прописать, появится ли возможность изучать язык отца, матери, дедов, прадедов, сохранить его в конце концов? — обратился спикер татарстанского парламента к главе государства. Однако Путин ответил, что руководство страны будет «защищать языковое многообразие России».

Как рассказала «Реальному времени» пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова, Фарид Мухаметшин, будучи членом рабочей группы, выразил официальную позицию Татарстана (и Рустама Минниханова).

«Надо четче прописать, появится ли возможность изучать язык отца, матери, дедов, прадедов, сохранить его в конце концов», — считает Фарид Мухаметшин. Фото Максима Платонова

— На встрече звучала необходимость учитывать и национальные языки, — сообщила Галимова. — Больше к словам Фарида Хайрулловича добавить нечего

Тем более Владимир Владимирович особо подчеркнул важность национальных языков и определения их роли, в этой связи есть формулировка в Конституции. Мы изначально поддерживаем все инициативы по изменению Конституции, которые проговорены Владимиром Владимировичем Путиным

Корреспондент «Реального времени» попытался узнать мнение по этой теме и у руководства Башкирии. Однако пресс-секретарь главы Башкортостана Диана Ихсанова сообщила, что данный вопрос комментировать не будет.

Тимур Рахматуллин

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Что думают по этому поводу сами казаки

Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua


Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

Фамилии служивых

В XVIII—XIX веках стали распространяться фамилии у служащих людей у купечества. Поначалу удостаивались фамилий только самое богатое — «именитое купечество». В XV-XVI веках таких было немного и, в основном, северорусского происхождения. Например, купцы Купец — в старое время: богатый торговец, владелец торгового предприятия. Калинниковы, основавшие в 1430 году город Соль Камская, или знаменитые Строгановы. Их, как и князей, тоже часто называли по месту проживания, только с суффиксами «попроще»: семьи, проживающие в Тамбове, стали Тамбовцевыми, в Вологде — Вологжаниновыми, в Москве — Москвичёвыми и Москвитиновыми. Некоторых устроил «нефамильный» суффикс, обозначающий жителя данной территории в общем: Беломорец, Костромич, Черноморец, а кто-то получил прозвание безо всяких изменений — отсюда Татьяна Дунай, Александр Галич, Ольга Полтава и другие. Среди фамилий купечества было много таких, в которых отражалась «профессиональная специализация» их носителей. К примеру, фамилия Рыбников, образованная от слова рыбник, то есть «торговец рыбой». Можно вспомнить также гражданина Кузьму Минина — как известно не относившегося к дворянству Дворянство — одно из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и политического влияния дворянства — собственность на землю. В 1762 году дворянство добилось освобождения от обязательной воинской и гражданской государственной службы, введенной Петром I; дворянство не подвергалось телесным наказаниям, освобождалось от рекрутской повинности, личных податей. Жалованная грамота (1785) Екатерины II (на права вольности и преимущества российского дворянства) устанавливала широкий круг личных привилегий дворянства, вводила дворянское самоуправление. Как сословие дворянство было ликвидировано после Октябрьской революции., но имевшего собственную фамилию уже в конце XVI, начале XVII веков.

Происхождение слов в русском языке

Сходства русских географических названий с древним языком санскрит (было представлено в начале статьи) не единственное что определяет общую культуру древней ведической цивилизации, которая располагалась на большей территории Евразии, в частности: современной России и Индии. Представленные ниже происхождения слов русского языка ещё больше подчеркнут это утверждение.

     Слова иностранного происхождения в русском языке. Примеры.

Самым примечательным происхождением слов русского языка, является сходство имён Бога (Всевышнего). Это лишь подчёркивает единую прошлую культуру и общность народов индоевропейской расы, которые являются потомками ведической цивилизации.

«Вишну» – санскрит;

“Вышний”; “Вышень” – древнерусский язык;

«Всевышний» – русский язык.

«Бхагаван» (санскрит) – Верховная Личность Бога;

«бхоги» (санскрит) – божества;

«Бог» – русский язык.

“Васудева”, одно из имён Всевышнего Бога на санскрите, имеет значение – Всепроникающий.

«Вездесущий» – русский язык. Сходство этих двух слов, хоть и не абсолютное, но исходя из одного и того же значения, однозначно имеют общее происхождение.

«Кришна» (санскрит); 

«Крышний», «Крышень» – древнерусский. Основное значение – “Всех привлекающий”. Русские слово “красота”, “красивый”, а также слово «крыша», «покрывать» – имеют общий корень – «Кр». (Всевышний Бог – всё покрывает).

Следующее имя Всевышнего Бога:

«Рама» – санскрит;

«Рамха» – древнерусский язык. Корень “РА”, становится определяющим в словах “радоваться”, радующий”. Именно такое основное определение даётся Всевышнему: “Всех радующий”. Также, возможна интерпретация  всё обРАМляющий (поддерживающий всё сущее, являющийся – основой для всего)

Русское слово «Господь», происхождение. Можно сравнить с латинским «hospes», род. п. «hospitis» – «хозяин; предоставляющий гостеприимство»

Государь, господин, «Господь», «God» – «Бог» (англ.); «Gott» (немецкий).

Все эти слова имеют один общий корень санскритского слова «ГО» – корова (в латинском слове «hospitis» – “хозяин”, “го” трансформировалось в «ho»). В древние времена, мы не смогли бы найти «господина», или «хозяина» который не имел коровы («го» – санскрит).

“Говинда” – «Покровитель коров», это ещё одно имя Всевышнего Бога на санскрите:  (корова в Индии – священное животное, так как кормит человека своим молоком как своих детей).

Английское слово «government» (также корень “go”) – правительство (власть, администрация). Из Библии:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. (Рим.13:1-2)


В свете такого понимания, английское слово «government» можно интерпретировать не иначе как «Представительство Бога». Сравните: «government» (англ.) правительство – «Говинда» (санскрит) имя Всевышнего.

Кстати, слова «Говинда» абсолютно созвучно со словом «говядина» – мясо коровы. Хотя есть и промежуточное слово древнерусского языка «говядо» – крупный рогатый скот.

………………..

Для большинства читателей станет откровением следующая логическая связь-происхождение.

Слово Христо́с (от др.-греч. Χριστός) — букв. «помазанник», «божий помазанник», или «помазанник Бога».

В одних частях Индии “Кришна”. В некоторых частях Индии его зовут “Кришта”. Слово «Кришта» переходит в латинский язык, где нет буквы “к”, но есть “х”. Также, там нет буквы “ш”, но есть “с”.

Таким образом, слово “Криштос” (индийский вариант слова «божий помазанник») на латыни звучит как “Христос”.

Таким образом, «Кришна» («Кришта») – имя Всевышнего Бога.

А слово «Христос» (“Криштос” в санскритском варианте) – «божий помазанник».

Что говорит история

Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков / Фото: militaryexp.com

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец / Фото: novosti333.ru

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

По другой версии, чупрына — это сарматская прическа / Фото: kozaku.in.ua

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».

В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах / Фото: pinterest.ru

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.


Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

Одежда

Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола (также — опашень, охабень). Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.

Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, волосники, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.

Где живут чистокровные русские

Чтобы выяснить, на каких территориях проживает наибольшее количество исконных русских, помимо изучения генотипа, необходимо проводить ряд дополнительных исследований. Согласно последней переписи населения, проводимой в России, к русским себя причислило 80% опрошенных, то есть свыше 111 миллионов человек. По регионам наибольшая концентрация русских наблюдается в: Московской области (без учета столицы) – 6,2 миллиона, Краснодарском крае – 4,5 миллионов, Ростовской области – 3,8 миллионов, Санкт-Петербурге – 3,9 миллионов и собственно в Москве – 9,9 миллионов. Однако считать Москву городом с наибольшим сосредоточением исконно русского населения было бы не совсем правильно. 

Доктор биологических наук Елена Балановская ассоциирует современные мегаполисы с черными дырами, в которые засасывается и где бесследно исчезает генофонд русского народа. По ее мнению, в чистом виде русский генофонд сохранился лишь в коренных сельских популяциях Центральной России и Русского Севера.  

Отечественные ученые вообще называют Русский Север настоящим этнографическим заповедником русской культуры, где в течение долгих столетий практически в нетронутом состоянии сохранялся архаичный уклад жизни и где естественным образом законсервировался русский генофонд.  

Российские этнографы, поставив перед собой цель выявить регионы, где сохранилась наибольшая концентрация исконно русского населения, взяли за основу популяции, более половины представителей которых заключали браки друг с другом, а их дети при этом продолжали оставаться внутри данных популяций. Общая численность населения исконных областей в пределах русского ареала составила 30,25 миллиона людей, а без учета городов – 8,79 миллиона. При этом лидирующая позиция среди 22 областей досталась Нижегородской области, на которую пришлось 3,52 исконных русских.  

Почему Романовы — Романовы?

Самая известная фамилия в истории России — Романовы. У их предка Андрея Кобылы (боярин времен Ивана Калиты) было три сына: Семён Жеребец, Александр Елка Кобылин и Фёдор Кошка. От них произошли соответственно Жеребцовы, Кобылины и Кошкины. Потомки Фёдора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-Фамилию Кошкины (не все: его сын Александр Беззубец стал родоночальником Беззубцевых, а другой сын Фёдор Гольтяй — родоночальником Гольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович.Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Фёдора Никитича (патриарха Филарета) и Михаила Фёдоровича (царя).

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души, простота, доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Этнографические группы великорусов

Этнические великорусы на окраинах России (90-е годы XX века).

Великорусы являются крупнейшей из трёх русских народностей. По особенностям языка и быта они делятся, по предложенной А. А. Шахматовым, А. И. Соболевским и позднее принятой многими, в частности советскими, исследователями (Б. М. Ляпунов, Ф. Филипп и др.) схеме, на две или три большие диалектные группы: северная окающая и южная акающая с промежуточным говором Москвы. Граница между первыми двумя проходит по линии Псков—Тверь—Москва—Нижний Новгород. Ряд исследователей (Д. Н. Ушаков, Д. К. Зеленин и др.) трактовали две первые группы как отдельные великорусские народности (северная и южная, названия искусственные, самоназвание и самоидентификация независимо от диалекта — русские), между которыми развилась ещё и третья (средневеликорусская) — с культурным и политическим центром — Москвой, на основании которой происходит унификация языка и всей культуры (см. также Русский язык). В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой коммуникации различия в диалектах сильно уменьшились.

Бытовыми и языковыми особенностями среди русских отличается ещё ряд меньших этнографических групп :

  • Горюны
  • Затундренные крестьяне
  • Казаки — в бассейнах рек Дон, Кубань, Урал, а также в Сибири;
    • Амурские казаки
    • Астраханские казаки
    • Донские казаки
    • Забайкальские казаки
    • Кубанские казаки
    • Некрасовские казаки (некрасовцы)
    • Оренбургские казаки
    • Семиреченские казаки
    • Сибирские казаки
    • Терские казаки (гребенские казаки)
    • Уральские казаки (яицкие казаки)
    • Уссурийские казаки
  • Каменщики (бухтарминцы)
  • Камчадалы
  • Карымы
  • Кержаки
  • Колымчане
  • Липоване
  • Марковцы
  • Мещёра — на севере Рязанской области;
  • Молокане — на Северном Кавказе, в Закавказье и на тихоокеанском побережье США;
  • Однодворцы
  • Полехи
  • Поляки (этнографическая группа русских)
  • Поморы — на побережьях Белого и Баренцева морей;
  • Пушкари
  • Русскоустьинцы
  • Саяны (этнографическая группа русских)
  • Семейские — в Забайкалье;
  • Сибиряки
  • Тудовляне
  • Цуканы
  • Якутяне

Русская наука

Ломоносов, Михаил Васильевич

Сергей Алексеевич Лебедев, создатель первой в континентальной Европе цифровой электронной вычислительной машины — МЭСМ

Русская наука получила огромный толчок к развитию во время правления царя Петра I. Одним из первых выдающихся Русских учёных был Михаил Васильевич Ломоносов, достигший успехов в астрономии, химии, физике и заложивший основы Русской науки и экономики, ставший также основоположником молекулярно-кинетической теории.

В XIX веке русская наука переживала бурный рост. Выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев составил периодическую систему элементов.

В XX веке под руководством Игоря Васильевича Курчатова были созданы русская атомная промышленность и военный ядерный потенциал страны, позволивший СССР чувствовать себя в безопасности от внешних вторжений (один из известных планов — Дропшот).

В середине XX века под руководством академика Сергея Алексеевича Лебедева вступила в эксплуатацию первая универсальная перепрограммируемая советская ЭВМ — малая электронная счетная машина (МЭСМ).

История русского народа в самом ее начале

Как уже говорилось выше, между Киевом и Новгородом в конце девятого века возникает острое соперничество. Причиной тому послужило ускорение социально-экономического развития и необходимость создания единого государства.

В этой схватке верх одержали северяне. В 882 году новгородский князь Олег собрал большое войско и пошел в поход на Киев, но силой взять город ему не удавалось. Тогда он пошел на хитрость и выдал свои ладьи за купеческий караван, воспользовавшись эффектом неожиданности, он убил киевских князей Аскольда и Дира и занял киевский престол, объявив себя великим князем.

Так появляется древнерусское государство с единым верховным правителем, налогами, дружиной и судебной системой. А Олег становится основателем династии Рюриковичей, правивших в Руси-России до XVI века.

Именно тогда начинается история нашей страны и ее крупнейшего народа. Дело в том, что русские, история происхождения этого народа неразрывно связаны с украинцами и белоруссами, которые являются ближайшими этническими родственниками. И лишь в послемонгольский период обозначилось дробление единой основы, в результате которого появляются новые этнонимы (украинцы и белорусы), характеризующие новое положение вещей. Теперь ясно, почему русских назвали русскими.

Почему русских назвали русскими

Так почему же этноним «руссы» и слово «Русь» появились и в Поднепровье, и на северо-западе? После великого переселения народов славяне заняли огромные ареалы Центра и Востока Европы.

Среди этих многочисленных племен встречаются названия руссы, русины, рутены, руги. Достаточно напомнить, что этническая группа русин сохранилась до нашего времени. Но почему именно это слово?

Ответ весьма прост, на языке славян слово «русый» означало светловолосый или просто светлый, а славяне по антропологическому типу выглядели именно так. Группа славян, проживающих первоначально на Дунае, при переселении на днепровские берега принесла и это название.

Оттуда берет начало терминология и происхождение «русский», руссы с течением времени превращаются в русских. Эта часть восточных славян оседает в районе современного Киева и прилегающих территорий. И приносят сюда это название, а так как они здесь закрепились, то и этноним устоялся, со временем он лишь немного видоизменился.

Фамилии священнослужителей

У духовенства фамилии стали появляться лишь с середины XVIII века . Обычно они образовались от названий приходов и церквей (Благовещенский, Космодемьянский, Никольский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Успенский, и т. п.). До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалось. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.Некоторые священнослужители приобретали фамилии при выпуске из семинарии: Афинский, Духосошественский, Пальмин, Кипарисов, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего «печальный»), Гиляровский (от латинского корня, означавшего «веселый»). При этом лучшим ученикам давались фамилии наиболее благозвучные и несшие сугубо положительный смысл, на русском или латинском языке Становление литературного языка — 3-2 веков до на: Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Сперанский (русский аналог: Надеждин), Беневоленский (русский аналог: Добровольский), Добролюбов и пр.; наоборот, плохим ученикам придумывали неблагозвучные фамилии, например Гибралтарский, или же образованные от имен отрицательных библейских персонажей (Саулов, Фараонов). Самыми занятными из них стали те, что были переведены с русского на латинский и получили «княжеский» суффикс -ск-. Так, Бобров стал Касторским (лат. castor «бобёр»), Скворцов — Стурницким (лат. sturnus «скворец»), а Орлов — Аквилевым (лат. aquila «орёл»).

Аристократические фамилии

Русская аристократия изначально имела дворянские корни, а среди дворян было много людей, приехавших на русскую службу из-за границы. Началось всё с фамилий греческого и польско-литовского происхождения в конце XV века, а в XVII веке к ним присоединились Фонвизины (нем. фон Визен), Лермонтовы (шотл. Лермонт) и другие фамилии, имеющие западные корни.Также иноязычные основы у фамилий, которые давались незаконнорожденным детям знатных людей: Шеров (франц. cher «дорогой»), Амантов (франц. amant «любимый»), Оксов (нем. Ochs «бык»), Герцен (нем. Herz «сердце»).Побочные дети вообще много «страдали» от фантазии родителей. Некоторые из них не утруждали себя придумыванием новой фамилии, а попросту сокращали старую: так из Репнина родился Пнин, из Трубецкого — Бецкой, из Елагина — Агин, а из Голицына и Тенишева и вовсе вышли «корейцы» Го и Те. Оставили значительный след в русских фамилиях и татары. Именно так появились Юсуповы (потомки мурзы Юсупа), Ахматовы (хан Ахмат), Карамзины (татар. кара «чёрный», мурза «господин, князь»), Кудиновы (искаж. каз.-татар. Кудай «Бог, Аллах») и другие.


С этим читают