Рыцарь

Рыцарство в Энциклопедическом словаре:

Рыцарство — привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр.Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком -только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строилисьна основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение засвой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен былприобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), онполучал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцветрыцарства — 12-14 вв. В 15-16 вв. с возникновением постоянных армий ираспространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит нанет. рыцарство преобразуется в сословие дворянства.


привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр.Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком -только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строилисьна основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение засвой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен былприобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), онполучал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцветрыцарства — 12-14 вв. В 15-16 вв. с возникновением постоянных армий ираспространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит нанет. рыцарство преобразуется в сословие дворянства.

Рыцарские добродетели

«Рыцари Христа» Яна ван Эйка

«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г.


Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.

Альбрехт Альтдорфер. «Победа Карла Великого над аварами». 1518 г.

Превращение раннесредневековых milites в рыцарей «классического» Средневековья выражалось в обретении ими высокого социального достоинства и выработке элитарного самосознания. Всё это, несмотря на очевидное расхождение между действительностью и поэтическим её преображением, неизбежно сопровождалось процессом героизации и мифологизации рыцарского сословия, нашедшим своё отражение в «королевских зерцалах», генеалогиях знатных родов, рифмованных хрониках, рыцарских романах, chansons des gestes, поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров.

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Вооружение

Турнирный доспех Эрика XIV, короля Швеции. 1564 г.

Доспехи короля Генриха VIII.

К середине XII века появляются специальные копья для турниров, снабженные железными наконечниками, выполненными в виде коронок (такие наконечники называли «кронелями» или «коронелями»), а также мечи с затупленными лезвиями и закругленными остриями. С середины XIII века рыцарские состязания начинают разделять на поединки до смерти (a l’outrance), в которых использовалось заточенное оружие, и поединки для забавы (a plaisance), в которых применялось т. н. «оружие куртуазности».

Признанный законодатель турнирной моды король Рене Анжуйский, сторонник ограничений относительно применения оружия, полагал копья слишком громоздкими для сражений на турнирах и считал более подходящим оружием затупленные мечи и кинжалы.

Защитное вооружение для турниров в XI—XIII веках практически ничем не отличалось от боевого. Лишь в XIV столетии появляются элементы усиленных турнирных доспехов, в виде дополнительных железных пластин для рук и ног, наплечных щитков и стального ворота для защиты шеи. В начале XV века распространяются специальные комплексы вооружения вроде штехцойга (нем. Stechzeug) и реннцойга (нем. Rennzeug), частично снизившие опасность получения смертельных травм. Штехцойг, предназначавшийся для копейного боя гештеха, снабжался специальным усиленным шлемом типа «жабья голова» (нем. Stechhelm), прочным тарчем, крепившимся к кирасе, которая дополнительно снабжалась крюком для удержания копья. Реннцойг был несколько легче и предназначался для реннена, изобретателем которого считали маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского.

Но и после введения специальных доспехов участники турниров полностью не избежали опасности получить серьезное увечье. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо.

Стоимость комплекта турнирных доспехов была весьма высока, и во второй половине XVI столетия обычно составляла от 100 до 200 талеров (от 20 до 40 фунтов стерлингов) для конного, и от 60 до 80 талеров (от 12 до 16 фунтов стерлингов) для пешего боя.

Проведение

Изображение миннезингера Вальтера фон Клингена на турнире в «Манесском кодексе». Около 1300 г.

Следовала церемония открытия турнира: на устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу (ибо «с благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее»). Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера — от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным.

После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам — жонглёры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе — герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение — некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому «дамской милостью» (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

Вручение награды на турнире Генриху фон Бреслау. Миниатюра из «Манесского кодекса». Около 1300 г.

Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust»), или тьост — поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание — имитация сражения двух отрядов (фр. melee), формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Конная сшибка. Музейная экспозиция.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды — перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту — tippet — которой украшались рукава верхних платьев XIII—XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты).

Парные поединки

Парный поединок герцога Жана де Бурбона с герцогом Бретани Артуром III. Рисунок из «Книги турниров» Рене Анжуйского. Около 1460 г.

Парные рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) — на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести — их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В XV столетии в германских землях распространение получили парные поединки на булавах Kolbenturnier, значительно отличавшиеся от других видов единоборств тем, что в ходе них требовалось не нанести сопернику физический ущерб, а сбить с его шлема геральдический гребень. Оружием при этом служила Kolben — тяжелая граненая палица из прочного дерева длиной около 80 см, увенчанная на конце круглым яблоком и снабженная железным диском для защиты руки. Изображение подобного оружия имеется в упомянутой выше «Книге турниров» Рене Анжуйского.

Литература

  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
  • Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
  • Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
  • Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
  • Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
  • Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
  • Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
  • Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
  • Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
  • Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
  • Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
  • Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 160 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
  • Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
  • Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
  • Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
  • Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
  • Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
  • Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
  • Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Наука, 1988. — 544 с.: ил. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-008934-6.
  • Barber R. The knigths and chivalry. — New York, 1970.
  • Bouchard Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. — Cornell University Press, 1998. — ISBN 0-8014-8548-7.
  • Haines Charles Reginald. Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031. — London, 1889.
  • Read Charles Anderson. The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators and Prose Writers Of Ireland. — Vol IV. — London, 1884. — 336 p.
  • Cohen О. Histoire de la chevalerie en France… — Paris, 1949.
  • Boutruche R. Seigneurie et féodalité. t. 1—2. — Paris, 1968—1970.
  • Galitier L. La chevalerie. — Paris, 1960.
  • Duby G. Guerriers et paysans. — Paris, 1973.
  • Duby G. Hommes et structures du moyen age. — Paris, 1973.
  • Taylor C. Chivalry and the Ideals of Knighthood in France during the Hundred Years War. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1107325111.
  • Wood Ch. T. The quest for eternity. Manners and morals in the age of chivalry. — London, 1983.

Играть в игры рыцари онлайн бесплатно

  • Рыцарь: Нападение орков 696715891
  • Нашествие 2 – Артефакт 884312792
  • Подарок 273101592
  • Возвращение короля 291541686
  • Паладин 357311680
  • Супер рыцарь HTML5 144957
  • Стражник на посту 2567263
  • Чёрный рыцарь 2 1067
  • Новый особняк повелителя 276546
  • Влюблённый рыцарь 136844
  • Хороший рыцарь – Спасение принцессы 1082
  • Подземелье 137046
  • Проклятый револьвер 175325
  • Приключение любопытного рыцаря 235138
  • Рыцарь света 1042
  • Доблестный рыцарь 118580
  • Эпоха приключений 237025
  • Лига воинов 1595
  • Чёрный рыцарь 2057100
  • Героические поиски 165182
  • Защитите королевство 443144
  • Мини-стражи – Защита замка 586143
  • Алмаз рыцаря 349085
  • Золотое лезвие 206756
  • Воры и убийца 393375
  • 3 фэнтези героя 2208100
  • Пиксельное приключение 328687
  • Героическое сражение 9527168
  • Средневековый бомбардир 2 2370190
  • Скользящий рыцарь 1381
  • Огненные лорды 249780
  • Выбраться из подземелья 294889
  • Герой перерыва на кофе 327392
  • Рыцари, звери и магия 429930
  • Битва за Сорог 641972
  • Кастель 163029
  • Оружие и славные герои 698286
  • Золото и стрелы 1863
  • Кликер героя 184350
  • Турнир 267261
  • Меч и ложка 7677166
  • Давайте путешествовать 2 – Затерянный остров 7322188
  • Найттрон 11361894
  • Запах вампира 2815162
  • Бегун от дракона 237875
  • Трусливый рыцарь 246976
  • Тактика рыцаря 353748
  • Спасите короля 483792
  • Миньоны, монстры, и безумие 345584
  • Забег рыцаря в храме 1968
  • Рыцарь и гравитация 3962292
  • Головоломка Плитки 240288
  • Удивительный рыцарь 440944
  • Рыцарь против рыцаря 360663

1

Дурнопахнущие «красавчики»

Как известно, гигиена в Средневековье оставляла желать лучшего, особенно в Европе. Там люди могли не мыться годами, «благоухая» запахом пота и экскрементов. Особенным пренебрежением к собственной гигиене славились рыцари. Немаловажную роль играли в этом их доспехи. Снять самостоятельно их было очень сложно, поэтому во время военных походов рыцарь оставался в доспехах круглыми сутками. Поддетая под латы войлочная рубашка пропитывалась потом, запах от неё резал глаза. Известен даже случай, когда враги вычислили место, где остановились рыцари, только по запаху.


Сюда же стоит прибавить и амбре изо рта. Гигиена полости рта у рыцарей полностью отсутствовала. И хорошо, если к 30 годам у рыцаря оставалось хотя бы с десяток зубов. К тому же, рыцари любили выпить пива, заев его чесноком. Считалось, что чеснок избавляет от множества болезней

Так что дамам, которым рыцари оказывали своё внимание, приходилось всё это терпеть. Впрочем, и прелестные леди не утруждали себя чисткой зубов и ежедневным омовением

Так что рыцари, запах которых сбивал с ног, не сильно выделялись при дворе. Особенно внешне.

Это сейчас из-за идеализации образа рыцаря нам кажется, что все они были высокими мускулистыми мачо. На деле же средний рост рыцаря составлял около 160 сантиметров. Но в Средние века рост людей в целом был ниже, чем сегодня. Прекрасной внешностью тоже могли похвастаться далеко не все рыцари. Бушевавшие эпидемии оспы откладывали свои отпечатки на их лицах. Изрытое оспинами лицо рыцаря было привычной картиной. Равно как и борода, в которой то и дело застревали куски пищи. Бритьём «благородные мужи» себя не утруждали — по волосам и бороде ползали многочисленные выводки блох и вшей. В общем, рыцари были теми ещё «красавцами». А ещё, несмотря на существующий кодекс, многие из них были отъявленными подонками.

Обряд посвящения

«Акколада», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)


Основная статья: Акколада (церемония)

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 году — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.

Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Рыцари, которые странствуютПравить

Посвящение в Рыцари, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Не вполне понятно, всё ли посвященное в рыцари население Туссента входит в состав странствующих рыцарей и до какого возраста, и как рыцарю ввиду болезни или усталости сменить род деятельности. Вероятно, по традиции герцогства, после акколады новопосвященный рыцарь должен принять специфичный, опять же традиционный обет или клятву и отправиться странствовать, совершать подвиги и заниматься прочими присущими рыцарю делами, причем отвертеться от этой славной участи у него возможности, как, вероятно, и желания, нет – ведь традиции в Туссенте – это святое дело. Да и смысл его рыцарских обетов и присяги лучше всего выражаются именно на таком поприще.

В течение какого-то времени он несет свою службу, свободно перемещаясь по Туссенту и занимаясь теми подвигами, к которым более всего лежит его душа, а после достижения определенного возраста, статуса и известности в рыцарских, дворянских и правящих кругах он может, вероятно, ходатайствовать о высочайшем рескрипте, который бы снял с него обязанность странствовать и позволил «повесить меч на стену», переквалифицировавшись в сановника, офицера гвардии или просто вернувшись в собственное имение, если он того пожелает. В Туссенте в то же время количество ушедших на покой рыцарей стремится к нулю, да и даже в отставке они вынуждены соблюдать некие придворные церемонии.

В отличие от рыцарских орденов вроде Ордена Пылающей Розы странствующие рыцари Туссента не обладают какой-либо жесткой организационной структурой и принятым регламентом, поскольку их служба основывается на личной вассальной присяге и обычаях герцогства. Туссентское рыцарство обладает давними традициями, зачастую кажущимися нелепыми для чужестранцев, а также окружены ореолом рыцарской романтики с возвышенными представлениями о чести, добродетели и долге, что также, с точки зрения нордлингов и нильфгаардцев, зачастую делает их абсолютно несерьезной силой, не заслуживающей какого-либо внимания. Несмотря на это, в бою странствующие рыцари могут представлять немалую угрозу для противника, что подтверждается вполне успешным отражением бандитских налетов на Туссент, имевших место в истории герцогства не один раз, а также эффективной борьбой с монстрами и чудовищами.

Несмотря на то, что рыцари Туссента, как это принято считать, странствуют из благородных побуждений, известно, что за свою службу они, или по крайней мере некоторые из них, получают жалование в княжеском казначействе. Кроме того известно, что для рыцарей отсутствует запрет получать иные доходы кроме жалования и заниматься иной деятельностью, если это не мешает исполнению их обязанностей перед герцогством и герцогиней, а потому они не чураются наемных заказов, выполняя те или иные оплачиваемые поручения туссентских виноделов и купцов.

Снаряжение и службаПравить

У странствующих рыцарей, за исключением рыцарей винодельни Бельгаард, нет единообразного снаряжения и каждый из них подбирает ту экипировку, которая будет для него максимально удобна. Существует также мнение, что цвет одежды рыцаря отражает суть данного им обета – например, белый означает принесенный обет целомудрия. Как правило, рыцари предпочитают идти в бой закованными в полный латный доспех и верхом, используя в качестве оружия тяжелые копья в форме турнирных, двуручные мечи с контргардой и боевые молоты, и неся с собой щиты, украшенные их гербами. Несмотря на тяжесть доспеха, рыцари часто сражаются и пешими, в том числе и на турнирах.

Странствующие рыцари, концепт-арт

Рыцари не образуют крупные воинства и чаще всего путешествуют по Туссенту в одиночку, хотя и могут собираться в разъезды – небольшие летучие отряды из нескольких (4-5 и более) воинов по интересам, происхождению и взглядам на жизнь. Большую часть своей службы рыцари проводят либо в патрулях на границах и дорогах герцогства, либо в карательных экспедициях против банд разбойников и расплодившихся чудовищ, либо квартируясь на горных заставах на перевалах, ведущих в Туссент. Несмотря на романтику и беззаботность туссентского рыцарства, многие из них погибают в боях или не возвращаются из патрулей, тем самым обеспечивая своими жизнями вечный праздник и безопасность, которыми так славен их край.


С этим читают