«салют-7»: как два космонавта долетели до заброшенной станции и починили ее

Как проходили съемки?

  • Съемки фильма начались в декабре 2015 года. Однако до этого больше полугода Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко почти в буквальном смысле готовились к полету в космос. По словам Вдовиченкова, в специальном самолете Ил-76 в Звездном Городке актеры тренировались в условиях, приближенных к состоянию невесомости. Для этого воздушное судно несколько раз поднималось на высоту десяти километров, а затем резко снижалось до шести. Это было нужно, чтобы актеры понимали, как физиологически человек чувствует себя в невесомости.
  • В специальном ангаре были выстроены декорации, повторяющие космический корабль «Союз Т-13». Непосредственно для съемок сцен в космосе была придумана специальная система тросов, с помощью которых визуально создавался эффект невесомости. Это также потребовало от актеров физической подготовки и большой сноровки.
  • «Самое сложное — съемки, которые длились несколько месяцев. Это огромное физическое напряжение. Рабочий день составлял 12 часов, и 90% съемочного периода занимали «вывешивания» в так называемой невесомости. Законы гравитации обмануть невозможно, человек не может физически лететь сам вверх, поэтому невесомость мы создавали зрительно», — рассказал в интервью ТАСС Владимир Вдовиченков.

Полёты космических кораблей Л1

Название Модификация Дата запуска Ракета-носитель Основные задачи Ход полета NSSDC IDSCN
Космос-146 7К-Л1П(Л1Е) 10.03.1967 «Протон» Испытание бортовых агрегатов на высокоэллиптической околоземной орбите Выведен на высокоэллиптическую орбиту
Космос-154 7К-Л1П(Л1Е) 08.04.1967 «Протон» Испытание бортовых агрегатов с облётом Луны Не прошло второе включение разгонного блока, КК остался на низкой околоземной орбите
Зонд-4А 7К-Л1 28.09.1967 «Протон» Испытание бортовых агрегатов с облётом Луны Взрыв РН при старте, СА возвращён на Землю системой аварийного спасения (САС)
Зонд-4Б 7К-Л1 22.11.1967 «Протон» Испытание бортовых агрегатов с облётом Луны Взрыв РН при старте, СА возвращён на Землю
Зонд-4 7К-Л1 02.03.1968 «Протон» Испытание бортовых агрегатов на высокоэллиптической околоземной орбите, возвращение СА на Землю Корабль с помощью блока «Д» был выведен на высокоэллиптическую орбиту с апогеем около 300 тысяч километров, но, из-за отказа системы ориентации, в сторону от Луны. Облёт Луны не осуществлялся. 9 марта при подлёте к Земле из-за сбоев в работе звёздного датчика не был выполнен необходимый манёвр для входа в атмосферу. Спускаемый аппарат пошёл на баллистический спуск в незапланированный район и был подорван системой самоликвидации над Гвинейским заливом.
Зонд-5А 7К-Л1 23.04.1968 «Протон» Испытание бортовых агрегатов с облётом Луны, возвращение СА на Землю Сбой РН при старте, СА возвращён на Землю
Зонд-5Б 7К-Л1 21.07.1968 «Протон» Испытание бортовых агрегатов с облётом Луны, возвращение СА на Землю Взрыв РН перед стартом
Зонд-5 7К-Л1 15.09.1968 «Протон» Облёт Луны, фотографирование Земли, возвращение СА на Землю Облёт Луны 18.09.1968, возвращение СА на Землю 21.09.1968, из-за отказов на борту спуск по баллистической траектории с большими перегрузками и приводнение в Индийском океане
Зонд-6 7К-Л1 10.11.1968 «Протон» Облёт и фотографирование Луны, возвращение СА на Землю с приземлением в заданный район Облёт Луны 14.11.1968, при возвращении на Землю 17.11.1968 на территории СССР СА разбился из-за преждевременного отстрела парашюта
Зонд-7А 7К-Л1 20.01.1969 «Протон» Облёт Луны, возвращение СА на Землю Планировался[когда?] первый в мире пилотируемый облёт Луны с 2 космонавтами, возвращение СА на Землю.Пилотируемый полет 08.12.1968 (и последующие) отменён. Взрыв РН при старте для автоматического полёта, СА возвращён на Землю
Зонд-7Б 7К-Л1С(Л1А) 21.02.1969 «Н-1» Облёт Луны, возвращение СА на Землю Взрыв РН при старте, СА возвращён на Землю
Зонд-7В 7К-Л1С(Л1А) 03.07.1969 «Н-1» Облёт Луны, возвращение СА на Землю Взрыв РН при старте, СА возвращён на Землю
Зонд-7 7К-Л1 08.08.1969 «Протон» Облёт Луны, фотографирование Луны и Земли, испытание управления аппаратом от бортовой ЭВМ Облёт Луны 11.08.1969, возвращение СА на Землю 14.08.1969
Зонд-8 7К-Л1 20.10.1970 «Протон» Облёт Луны, фотографирование Луны и Земли, отработка варианта приземления со стороны северного полушария Облёт Луны 24.10.1970, возвращение СА на Землю 27.10.1970

«Салют-7»: история реального подвига

Орбитальная космическая станция «Cалют-7» перестала отвечать на сигналы из ЦУПа. 11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция, на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и постепенно приближалась к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики.


На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.

Владимир Джанибеков родился в 1942 году в селе Искандер Казахской ССР (ныне Узбекистан). Джан, как называли его друзья, — самый опытный советский летчик-космонавт, совершивший с 1978 по 1985 год четыре полета в космос в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. На момент полета к «Салюту-7» ему было уже дважды присвоено звание Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета.

Виктор Савиных родился в 1940 году в деревне Березкины Кировской области. К 1985 году участвовал в одном космическом полете под командованием Джанибекова в качестве бортинженера, было присвоено звание Героя СССР.

Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент.

Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии — можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.

В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно — в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.

«Вместе нам предстояло шагнуть в неизвестность», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям. Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».


Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

Молчание

В течение трех лет все (ну или почти все) шло по плану, пока ранним утром 11 февраля 1985 года после полугода автономного полета система телеметрии не сообщила в Центр Управления Полетами о неполадках с электрооборудованием. Сработала автоматическая защита от перегрузок и основной радиопередатчик, обеспечивавший связь с Землей, выключился. Согласно алгоритму «автопилота» тут же включились резервные передатчики и связь со станцией удалось восстановить. Операторы, работавшие в ЦУПе, связались с инженерами конструкторского бюро, проектировавшего станцию, и запросили анализ ситуации и рекомендации по устранению неполадок. Пока конструкторы станции оценивали серьезность проблемы, в ЦУПе заступила на дежурство следующая смена контроля.

Что вы делаете, когда компьютер работает не так как надо? Выкл/вкл — первая реакция любого пользователя, точно так же поступили и дежурные новой смены. Зачем ждать ответа техподдержки, ведь наверняка защита от перегрузки сработала случайно и можно просто перезапустить всю систему, устранив неполадку наименьшей ценой?

В 13:20 по московскому времени операторы ЦУП выдали команду на включение основного радиопередатчика. Через 50 секунд станция замолчала насовсем. Последний отчет со станции свидетельствовал о серии коротких замыканий, которые теоретически и вывели из строя всю радиоаппаратуру на борту.

Это была настоящая катастрофа. Совершенно неуправляемый кусок металла, весом в 20 тонн, напичканный дорогостоящей аппаратурой и оборудованием теперь болтался в космосе, рискуя свалиться на какой-нибудь небольшой европейский городишко, похоронив под собой его жителей и весь престиж советской космической программы.

Во всех концах Москвы затрещали правительственные телефоны, черные «Чайки» с людьми в строгих костюмах устремились в подмосковный Калининград (так до 1996 года называлась нынешняя столица отечественной космонавтики Королев), чтобы держать совет о дальнейшей судьбе «Салюта-7». На совещании обсуждались только два варианта.

Можно оставить все как есть и лишь контролировать системами слежения с Земли траекторию станции, чтобы своевременно предупредить об опасности в районе ее неизбежного и скорого падения.

Можно попытаться спасти станцию, отправив туда квалифицированный экипаж «ремонтников», но в этом случае появлялся очевидный риск потерпеть еще больший крах и потерять космонавтов.


На фоне всех предшествовавших неудач программы «Салютов» и успехов американской программы шаттлов первый вариант был бы несмываемым позором для космической державы Советов. К тому же потеря «Салюта-7» означала бы и потерю ценных научных сведений и результатов испытаний оборудования, которые были необходимы для успешного запуска новой станции «Мир», планировавшегося в течение ближайшего года. Специалисты оценивали шансы на успех операции в 70-80%, и правительство пришло к выводу, что такой процент их вполне устраивает.

Станцию решили спасать. В кратчайшие сроки нужно было подготовить экипаж и отправить его на корабле «Союз» к станции, чтобы починить ее изнутри.

История создания орбитальных станций «Салют»

В середине 1960-х годов конструкторское бюро Челомея, имея собственную тяжёлую ракету-носитель «Протон», приступило к разработкам орбитальной станции военного назначения и транспортного космического корабля. Однако работа шла медленно, возникла задержка с системами жизнеобеспечения и двигательными установками.

Константину Феоктистову пришла идея установить на будущей станции системы и агрегаты от корабля «Союз», тем самым первыми в мире создать орбитальную станцию.

Феоктистов обратился с этим предложением к секретарю ЦК КПСС Устинову, курировавшему ракетно-космическую промышленность. Дмитрий Фёдорович поддержал проект и вынес его на рассмотрение в Политбюро ЦК КПСС. Члены Политбюро одобрили план и вынесли соответствующее постановление, тем более, что в СССР планировали отпраздновать трудовыми достижениями 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина, а также близился XXIV съезд КПСС. Несколько корпусов орбитальных станций были переданы из КБ Челомея в КБ Королёва.

Владимир Николаевич Челомей впоследствии оценил это действие как «пиратский набег на его остров».

«Седьмой»

Орбитальная станция «Салют-7» выведенная на орбиту 19 апреля 1982 года, стала последней полноценной станцией этой программы. При ее конструировании были учтены недостатки всех предыдущих. Она получила сразу два стыковочных узла, чтобы принимать одновременно два космических корабля («Союзы» с экипажем, грузовые «Прогрессы» и тяжелые автоматические корабли снабжения ТКС).

«Салют-7» состоял из трех основных отсеков: обитаемых, переходного и рабочего, а также негерметичного агрегатного отсека, в котором размещалось научное оборудование и системы обеспечения жизнедеятельности. Переходный отсек был предназначен для перехода экипажа из «Союза» на станцию, а также для выхода в открытый космос. Из рабочего отсека выполнялось управление всей станцией, тут проводилась основная часть научных экспериментов, и тут же космонавты спали и принимали пищу. Длина станции составляла 14,4 метра, а максимальный диаметр — 4,15 метра. С наружной стороны к ней крепились три солнечные батареи, обеспечивавшие электроэнергией все оборудование. Благодаря наличию двух шлюзов для стыковки и системы дозаправки двигательной установки «Салют-7» фактически мог находиться на орбите неограниченное время. Его пребывание в космосе было ограничено лишь сроком службы основных систем корабля, которые были рассчитаны минимум на 5 лет беспрерывной работы.

Станция «Салют-6» не так уж сильно отличалась от седьмой. Они были почти близнецами.

На это время была запланирована обширная научная программа: космонавты на «Салюте-7» должны были производить фотосъемку земной поверхности, исследование географических объектов, астрономические исследования космоса при помощи рентгеновского телескопа, выращивать в невесомости кристаллы полупроводников и земные растения, проводить сотни других астрофизических, биологических и технологических экспериментов. Помимо этого предстояло отработать работу в открытом космосе, опробовать новые инструменты: резаки, универсальные дрели, плазменные паяльники. Советские космонавты даже снимали настоящее кино! Экипаж второй основной экспедиции снял несколько сцен в открытом космосе для художественного фильма «Возвращение с орбиты» (1983 год).

Работа на «Салюте-7» строилась по сменному принципу. Основные экипажи, сменяя друг друга через неравные промежутки времени, работали на станции по нескольку месяцев, «экспедиции посещения» прибывали на «Салют» на краткое время для выполнения каких-то специфических работ. В перерывах между посещениями космонавтов, станция переводилась в автоматический режим и управлялась с Земли.

Программа «Салют»

В 1971 году СССР вывел на околоземную орбиту первую в мире пилотируемую орбитальную станцию «Салют-1» (она летала с именем «Заря» на своем борту). Серия станций «Салют» была разработана Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (КБ Королева) и предназначалась для проведения научных экспериментов, исследования космического пространства и отработки технологий для создания более масштабных и долговременных пилотируемых станций в будущем.

Первая станция пробыла на орбите всего 175 суток, большую часть которых работала в автоматическом режиме из-за проблем со стыковкой первого планового экипажа. Второй экипаж на корабле «Союз-11» (Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев) смог пристыковаться успешно и космонавты на протяжении 22 дней в плотном графике работали на «Салюте». Они проводили астрофизические наблюдения, испытывали работу бортовых систем и агрегатов в различных режимах, отрабатывали методы ориентации и навигации с помощью автономных средств и системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите.


По завершении всей программы испытаний 29 июня 1971 года космонавты перенесли научные материалы из станции в свой «Союз» и отстыковались от станции. 30 июня 1971 года «Союз-11» приземлился в четко в заданном районе, но поисковая группа обнаружила внутри мертвых космонавтов. Во время снижения произошла разгерметизация спускаемого аппарата и все трое мгновенно погибли.

Опыт эксплуатации первого «Салюта» выявил ряд серьезных конструктивных недостатков в их конструкции, которые значительно сокращали время работы станции на орбите. Следующие станции были значительно доработаны и усовершенствованы.

Всего с 1973 года по 1986 год были запущены шесть орбитальных станций под названием «Салют», на которых успели поработать не только советские, но и зарубежные космонавты.

Конструкция «Салютов» стала основой для постройки орбитального комплекса 2-ого поколения «Мир» (именно «Салют-8» стал базовым блоком этой станции) и в некоторой степени даже российского сегмента Международной Космической Станции успешно функционирующей и по сей день.

Помимо гражданской программы «Салютов», параллельно была запущена и военная программа «Алмаз» с похожими станциями. «Алмазы» были рассчитаны на экипаж из двух человек и разрабатывались для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли — это были своеобразные обитаемые спутники-шпионы. Для наблюдения за секретными объектами вероятного противника станции оснащались телескопом-фотоаппаратом «Агат-1» и еще четырнадцатью длиннофокусными фотокамерами.

Для защиты от вражеских спутников-перехватчиков и угрозы похищения в космосе (например при помощи американских шаттлов), станции оснащались автоматической пушкой НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера калибром 23 мм. Для доставки разведданных на Землю использовались «капсулы спуска информации», в которые время от времени загружались отснятые фотопленки, чтобы затем отправиться на Землю. Такую капсулу выталкивали из шлюзового отсека, и она отправлялась в корректируемое свободное падение по баллистической траектории. При приближении к поверхности земли включался тормозной твердотопливный двигатель и выбрасывался парашют. В случае если капсула попадала на территорию противника, активировался взрывной заряд, полностью уничтожавший все секретное содержимое.

Потеря станции

К 22 августа 1986 года двигатели ТКС-4 подняли законсервированный комплекс на орбиту с апогеем 492 км и перигеем 474 км для предотвращения входа станции в атмосферу. Планировалось в течение 8—10 лет изучать состояние агрегатов и систем комплекса, оценивать надёжность узлов, обеспечивающих герметичность. Затем предполагалось в рамках программы кораблей многоразового использования «Буран» отправить на станцию пилотируемую экспедицию, чтобы детально обследовать все системы и оборудование, а также вернуть на Землю некоторые приборы, образцы и элементы конструкции. Однако по программе «Буран» был совершён один автоматический полёт в 1988 году, и в дальнейшем она была закрыта. Но ещё до закрытия программы топливо на ТКС-4 и на станции «Салют-7» было практически выработано.

Из-за высокой солнечной активности в 1990 году плотность верхних слоёв атмосферы увеличилась, вследствие чего орбитальный комплекс стал неконтролируемо снижаться. Основное беспокойство вызывал установленный на ТКС спускаемый аппарат массой более 2 тонн — он был оборудован теплозащитой и вполне мог достичь земли. Для выработки возможных мер, наблюдения за процессом падения и своевременного предупреждения населения была создана оперативная группа, возглавляемая заместителем министра общего машиностроения Ю. Н. Коптевым. Она состояла из специалистов по управлению полётом, баллистиков, спасателей, дипломатов и военных. Радиолокационными средствами ПВО страны и путём обработки радиосигналов станции рассчитывались быстро меняющиеся параметры орбиты. В самые последние дни она понижалась на 6—8 км в сутки. 5 февраля 1991 года ЦККП выдал уточнённые данные: вход в плотные слои атмосферы ожидался 7 февраля в 6:47 по московскому времени, разброс фрагментов прогнозировался в зоне длиной 8—9 тыс. км и шириной 200—300 км. Была опасность падения над европейской частью суши, но специалисты постарались сместить его в безлюдные районы Южной Америки.

Правительства заинтересованных стран были заранее проинформированы о том, что «на орбитальной станции отсутствуют токсичные, химические и радиоактивные вещества». Как позже писала аргентинская пресса, советские специалисты сделали всё, чтобы избежать падения остатков станции на сушу и направить её в воды Атлантического океана, однако из-за недостатка горючего и ограниченных возможностей по управлению движением аппарата задуманный манёвр осуществить не удалось. Советское правительство выразило готовность возместить возможный ущерб, связанный с падением остатков станции.

В ночь с 6 на 7 февраля 1991 года, в 22:44 (EST) комплекс вошёл в атмосферу на скорости свыше 30 000 километров в час. Несгоревшие фрагменты упали в малонаселённых районах Чили и Аргентины. Местные жители сообщали, что видели необычные яркие вспышки и огненный шар, похожий на комету или падающий горящий самолёт. Сотрудники астрономической обсерватории города Росарио (провинция Санта-Фе) насчитали около 40 ярких светящихся объектов, среди которых выделялся «огненный шар оранжевого цвета».

Найденные фрагменты

Металлическая труба длиной 2 м и диаметром в несколько сантиметров приземлилась на пастбище ранчо «Ла-Сумбре», принадлежащего Эрику Швабе. Вопреки надеждам полиции, трубой не заинтересовалось ни американское космическое агентство НАСА, ни советское посольство в Чили. Тогда трубу возвратили хозяину ранчо, который собирался сделать из неё «изумительный камин» в своём доме.

Металлическая труба весом 4 кг и длиной 3,2 м упала в Андах близ чилийского города Пуэрто-Монт.

По сообщению аргентинского информационного агентства «Телам», один из осколков упал примерно в 20 км от города Калета-Оливия (провинция Санта-Крус), на побережье Южной Атлантики.

В окрестностях населённого пункта Луан-Торо (провинция Ла-Пампа) была обнаружена металлическая плита размером около одного квадратного метра. На одной из её сторон, по сообщению агентства «Телам», выбит номер 62-280/62-2в.

По сообщению агентства «Франс-Пресс», одна из частей «размером со стиральную машину» упала во двор дома в городе Капитан-Бермудес.

Металлическое кольцо весом 8 кг и диаметром около полутора метров, упавшее в 130 км от города Росарио, было обнаружено крестьянином, обрабатывавшим своё поле, и перевезено в полицейский участок.

Крупные обломки были обнаружены примерно в 20 км от аргентинской столицы. По сообщению представителей полиции, один осколок цилиндрической формы, упавший в окрестностях города Чаньяр, достигает 3,5 м в диаметре.

Части комплекса также были найдены в провинции Энтре-Риос.

Съёмочная группа

Создатели фильма и прототипы главных героев во время встречи с Владимиром Путиным. 4 октября 2017 года

  • Автор идеи: Алексей Самолётов
  • Авторы сценария: Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Клим Шипенко
  • Режиссёр-постановщик: Клим Шипенко
  • Оператор-постановщик космических сцен: Сергей Астахов
  • Оператор-постановщик сцен на Земле: Иван Бурлаков при участии Кирилла Боброва
  • Композиторы: Иван Бурляев, Дмитрий Носков, Святослав Курашов, Влад Жуков
  • Художники-постановщики: Павел Новиков, Сергей Тырин
  • Художник по гриму: Тамара Фрид при участии Любови Егоровой
  • Художники по костюмам: Татьяна Патрахальцева, Надежда Васильева при участии Елены Лукьяновой
  • Звукорежиссёр: Борис Войт
  • Саунд-дизайн: Александр Копейкин
  • Режиссёры монтажа: Сергей Бейсеу, Мария Сергеенкова
  • Кастинг: Юлия Миловидова, Наталья Федоренко, Татьяна Комарова, Екатерина Дюкова
  • Операторы Steadicam: Валерий Петров и Анатолий Симченко
  • Постановщик трюков: Сергей Головкин
  • Супервайзер VFX: Алексей Гусев
  • Продюсер VFX: Павел Семерджян
  • Колорист: Андрей Меснянкин
  • Музыкальный продюсер: Андрей Курченко
  • Продюсеры: Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе, Антон Златопольский
  • Исполнительные продюсеры: Юлия Мишкинене, Наталья Смирнова
  • Продюсер пост-продакшн: Сергей Долгошеин

Создание

Идея фильма, основанного на реальных событиях по , принадлежит тележурналисту Алексею Самолётову, специализирующемуся на космической тематике. По словам продюсера Бакура Бакурадзе, авторы сценария опирались на дневники Виктора Савиных, которые подробно рассказывают обо всей экспедиции, но «человеку, не знающему тонкости космической темы, сложно разобраться во всех деталях. Поэтому какие-то вещи пришлось упрощать, а какие-то, наоборот, усиливать, адаптировать для нашего понимания». По этим причинам фамилии главных действующих героев были изменены.

Авторы фильма выбрали материал, который позволил сохранить верность фактам. Консультантами были космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва.

Специально построенный съёмочный павильон находился в пригороде Петербурга, так как помещения «Ленфильма» не способны были вместить всё необходимое. Были созданы копия ЦУПа и Центра подготовки космонавтов с макетами «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину. Предприятия госкорпорации «Роскосмос» — ОАО РКК «Энергия» и ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина» — предоставили для съёмок оборудование, ранее побывавшее в космосе.

Для проектирования и контроля сложных съёмочных устройств был приглашён Сергей Астахов, который известен не только как кинооператор, но и как мастер по части непростых съёмочных техник. На проекте он был оператором-постановщиком космических сцен и инженером всей технологической части съёмок. Для каждого кадра были разработаны собственные системы съёмок, использовались разные подвесы и способы крепления, чтобы реалистично показать взаимодействие с объектами в невесомости и обеспечить гладкий переход в компьютерную анимацию.

Создатели фильма и прототипы главных героев во время встречи с Владимиром Путиным. 4 октября 2017 года

Чтобы выдерживать нагрузки почти как настоящим космонавтам, актёры прошли серьёзную физическую подготовку. Съёмки длились несколько месяцев с огромным физическим напряжением. Рабочий день составлял 12 часов, и 90 % съёмочного периода занимали «вывешивания» в так называемой невесомости. На съёмках актёры двигались, используя специальные тросы. Чтобы понять, как двигаться в состоянии невесомости, как ведёт себя тело, необходимо было почувствовать невесомость. На специальной тренировке самолёт Ил-76 десять раз поднимался на высоту несколько тысяч метров и резко шёл вниз по параболе, при этом на 26 секунд появлялась невесомость.

Космическая кувалда, или Чего не было на самом деле

Что касается истории о планировавшемся американцами захвате «Салюта-7» при помощи космического корабля «Челленджер», то Джанибеков и Савиных относятся к ней скептически. Да, есть данные, что такая идея действительно была в НАСА, но решить эту задачу было чрезвычайно сложно. «Поймать» двадцатитонный «Салют», демонтировать с него солнечные батареи и приборы, закрепить и спустить на Землю — такая миссия выглядит нереально даже в глазах тех, кто совершил невозможное, спасая мертвую станцию.

И последнее: об отношении реальных героев к тем, которых зрители видят в картине, посвященной этой истории. Люди, хотя бы на любительском уровне интересовавшиеся космонавтикой, сразу поймут, что некоторые вещи придуманы исключительно ради потехи несведущей аудитории.

Ну что ж, россиянам не привыкать к вольной трактовке реальных подвигов от отечественных кинотворцов. Но не стоит и забывать о том, как было на самом деле.


С этим читают