Кто такой настоящий самурай и как он должен был выглядеть

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.


Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

Японские самураи

5. Не позволяйте зависти управлять вашей жизнью.

Зависть – это сильная форма ненависти, и если она вас поглотила, она может полностью разрушить вашу жизнь. Никогда не завидуйте другим, и будьте благодарны за то, что у вас есть.

6. Избавляйтесь от привязанности к своим желаниям.

Так же, как и стремление получить удовольствие, наши желания заставляют нас хотеть то, чего мы не можем достичь. Идея этого послания состоит в том, что вам не нужно желать больше, чем у вас есть, а хорошее само к вам придет.

7. Никогда не живите сожалениями

Как известно, прошлое нельзя изменить. Мусаси считал, что всему есть своя причина, и это является частью нашего пути в жизни. Размышления о том, что вы когда-то сделали, никогда не изменит нынешнего положения вещей.

8. Не печальтесь в расставании.

Постоянные мысли о печальном расставании с друзьями и членами семьи мешает нам продолжать жить. Так как нет никакого способа вернуть ушедших в мир иной, их нужно оставлять в прошлом.

9. В вашей жизни не должно быть места жалобам.

Многие из нас привыкли жаловаться, когда что-то идет не так. Однако согласно учениям Мусаси нам нужно просто позволить этим вещам уходить. Размышления о том, что происходит не так, как мы задумали, только заставляют вас еще больше держаться за прошлое.

Миротворческие и иные гуманитарные операции

В общей сложности, в период с начала участия в миротворческих операциях в 1992 году до 15 июня 2017 года в 27 миротворческих миссиях ООН приняли участие около 12 тысяч военнослужащих сил самообороны Японии. Потери Японии в миротворческих операциях ООН составляют 6 человек погибшими.

  • в сентябре 1992 года Япония направила военнослужащих в состав сил ООН в Камбодже (UNTAC, 1992—1993)
  • в декабре 1992 года пять военнослужащих были направлены в состав сил ООН в Мозамбике (UNOMOZ)
  • в сентябре 1994 года — в Заир и Танзанию (UNAMIR)
  • в феврале 1996 года — в состав миссии UNDOF на Голанских высотах в Сирии. Изначально 48 военнослужащих, в дальнейшем автомобильный взвод (43 военнослужащих) и 2 штабных офицера
  • в феврале 2002 года — в Восточный Тимор (инженерно-строительные подразделения в составе сил UNMISET)
  • 2005 год. Помощь пострадавшим от цунами жителям Индонезии.
  • 2010 — после землетрясения 12 января 2010 года на Гаити, на остров была направлена группа медиков (в составе которой были военнослужащие сил самообороны Японии и гражданский медицинский персонал) и инженерное подразделение (350 военнослужащих), которое выполняло строительные и ремонтно-восстановительные работы
  • с октября 2011 до конца мая 2017 японский контингент находился в составе миротворческих сил ООН в Южном Судане (UNMISS)
  • после тайфуна Хайян в ноябре 2013 года 1170 военнослужащих, 10 единиц авиатехники и три корабля вооружённых сил Японии участвовали в устранении последствий урагана на Филиппинах

Образ самурая

Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё. Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой стоял слуга.

Дополнительно у каждого воина присутствовала катана, напоминающая саблю длиной около 75 см.

Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.

Самурайские доспехи представляли собой костюм из металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15 кг.

Кодекс бусидо

Вместе с развитием сегуната появился кодекс бусидо, авторами которого выступали лучшие японские самураи. Этот свод правил сформировался под влиянием идей буддизма, синтоизма и конфуцианства. Большинство этих учений пришло в Японию с материка, а точнее, из Китая. Эти идеи пользовались популярностью у самураев – представителей главных аристократических родов страны.

В отличие от буддизма или доктрины Конфуция, синтоизм был древней языческой религией японцев. В ее основе лежали такие нормы, как поклонение природе, предкам, стране и императору. Синтоизм допускал существование магии и потусторонних духов. В бусидо от этой религии в первую очередь перешел культ патриотизма и верной службы государству.

Благодаря буддизму кодекс японских самураев включал в себя такие идеи, как особое отношение к смерти и равнодушный взгляд на жизненные проблемы. Аристократы часто практиковали дзен, веря в перерождение душ после гибели.

Идея достойной смерти: сэппуку

Сэппуку, инсценировка. (All About History)

Ритуальное самоубийство путем разрезания живота мечом — высший подвиг самурая, проигравшего в бою, войне или политической борьбе. Сэппуку считало способом смыть позор поражения, сохранить честь и уйти достойно, доказав свою личную храбрость и несгибаемый характер воина. В некоторых случаях таким образом разрешалось покончить с собой самураям, осужденным на смерть (в качестве милости). Страх смерти и нежелание совершить сэппуку при необходимости самураи осуждали как недопустимое нарушение принятого этикета смерти.

Образцом сэппуку для самураев стала смерть старого воина Ёримаса Минамото в 1180 г., во время войны Гэмпэй. По легенде, когда враги окружили Ёримаса в бою, два его сына погибли, сдерживая их. Но они дали время отцу, чтобы он мог уйти благородным способом. Перед тем, как убить себя, Ёримаса первым в истории сделал то, что после него делали тысячи самураев, — написал предсмертные стихи на боевом веере:

Бревно, что гниет под землей, Не цветет и не плодоносит. И моя бесплодная жизнь Вот так же печальна.

Отношения между сегуном и дайме

Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто — тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса — дайсё имели право носить исключительно самураи

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима — кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

Самураи в современной культуре

Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности, соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника, который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепное предсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство. Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и  воплотившись в стилизованных костюмах


Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и  воплотившись в стилизованных костюмах.

Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми — так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения — рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

Воспитание и становление самурая

Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарными персонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то с малых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети же самураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода и традиции.

Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалось разработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.

Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали в беспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчина единственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная из строгих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.

История сохранила описание того, как маленьких самураев приучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различными боевыми искусствами, считалось необходимым  полностью владеть собственным телом и духом. Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Так же требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.

В средние века мальчикам устраивали проверку на выносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставить сыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холодную погоду или выполнять сложную работу.

Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущим воином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этого момента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а также освоение умений плавать и держаться в седле. Поскольку самурай находится рядом со своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя и семью.

Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становился воином,  то есть самураем.

Кто такой самурай

Название война «самурай», появилось как производное от глагола  侍ふ «сабурау», обозначающего действие –  «служить», перевод – служилый человек.

Первое упоминание о них появляется в средневековой Японии во время правления сегуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена описывались как относительно спокойная эпоха, численность самураев была маленькой, а сами войны больше занимались мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевым искусствам

Когда к власти пришёл японский клан сегунов Токугава, то положение самураев кардинально изменилось. Их количество увеличилось, у них появился свой Кодекс чести, в котором главное место занимал закон «Бусидо». Следуя которому, самурай должен беспокоиться о жизни и чести своего господина и подчиняться беспрекословно, а также не жалеть свою жизнь ради господина.

Итак, первые самураи были телохранителями и верными слугам. Существует упоминание, что в мирное время заменяли полицейские силы. За честное выполнение обязанностей они получали хорошую оплату и земельные наделы, становясь зажиточными людьми.

К семнадцатому веку сословия самураев оформились и разделились:

Но уже в конце 18 века самурайское сословие начало распадаться в результате прогресса японской буржуазии. Большинство превратились в земледельцев, торговцев, некоторые ушли в религиозные культы, малая часть несогласных погибли, как бунтовщики.

Воспитание самурая

Основная статья: Воспитание самурая

Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, страху и боли, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе — верности своему феодалу. Семья и наставник прежде всего заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.). Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой буси действительно приходил на указанное ему место. Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.

Путь самурая

10. Не позволяйте вожделению управлять вашей жизнью

Люди сексуальны по натуре, и многие из нас тратят свою жизнь на похотливые мысли. Мусаси говорит о том, что вместо этого нам нужно стремиться к любви и длительным отношениям.

11. Оставайтесь открытым

Не загоняйте себя в узкие рамки, ограничивая себя только одним вариантом будущего. Всегда будьте открыты, чтобы позволить лучшим возможностям войти в вашу жизни.

12. Не будьте рабом ваших владений

Владения и роскошный дом кажутся важными, но существуют вещи, ценность которых намного важнее.

Любовь, здоровье и саму жизнь нужно беречь больше всего в жизни.

13. Научитесь избавляться от ненасытности

Мы часто зацикливаемся на еде и удовольствиях. Однако Мусаси считал, что мы не должны так много предаваться удовольствиям в еде, а еда должна насыщать, но не обязательно быть вкусной.

14. Избавляйтесь от вещей в пользу минимализма

Не держитесь за вещи, которые вам больше не нужны. Даже если они когда-то были важны для вас, от них нужно избавляться, чтобы прожить чистую и простую жизнь.

15. Не верьте чему-то только потому, что вам так сказали

Оставляйте пространство своим мыслям и представлениям. Не следуйте за толпой и не слушайте слепо мнение остальных. Формируйте свои собственные идеи.

Женщины-самураи

Женщины-самураи

Когда мы произносим слово «самурай», сразу приходит образ мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с представителями сильного пола. Нагината (длинный меч самурая) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что онна-бугэйся вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

Обучение самураев: не только владение мечом

Тренировка. (historycollections.com)

Традиция писать стихи перед совершением сэппуку появилась у самураев неспроста. Конечно, для всякого самурая техника фехтования имела огромное значение и была обязательной частью обучения, без кэндо (путь меча) обойтись не мог никто. Но самураи — не только машины для убийства. Не меньше внимания уделялось также обучению этикету по неписаному кодексу бусидо («путь воина»), а также знанию законов, математики, философии, способам достижения душевного равновесия, навыкам каллиграфии, живописи и стихосложения. Умение слагать стихи считалось необходимым как признак духовного развития. А в Новое время самураев учили и чайной церемонии.

Со временем у самураев появилось множество трактатов, написанных прославленными воинами для обучения молодых. Один из них — кровавый и легендарный «бог меча» Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец». Выше всего Мусаси ставил дух самурая — дух победы, и понимание Пути воина. Средством для постижения Пути мастер меча называл прежде всего познание Пути пера, то есть обучение искусствам.

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.


Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.


Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони — это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера — такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

Что такое понятие «самурай»

Самураи были древними воинами, которые, в конце концов, стали правящей военной силой и высокопоставленным сословием дворян с 1603 до 1867 года. 

Хотя функция воина была основной в жизни самурая, они также были поэтами, политиками, отцами и земледельцами. Самураи сыграли важнейшую роль за последние 1500 лет японской истории. По сути, этот период в Японии считается историей самураев.

Что же отличало их от остальных воинов в других частях нашего мира?

Хотя роль самурая менялась с течением времени, в понятие «самурая» входило 4 основных фактора:

  • Самураи были хорошо обученными, искусными воинами.

  • Самураи служили своему даймё — хозяину, демонстрируя полную преданность вплоть до готовности отдать свою жизнь. Более того, слово “самурай” означает “тот, кто служит”

  • Самурай был частью элиты, стоящей выше обычных граждан и солдат.

  • Жизнь самурая подчинялась строгому кодексу чести воина — бусидо.

Вот, еще несколько интересных фактов о жизни самураев.

Самураи-европейцы

Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, — полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адамс, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

Социальный состав

  • Сёгун — наследственный военный диктатор
  • Даймё — князья самураев
  • Сэмё — более мелкие феодалы, являющиеся вассалами даймё
  • Байсин и дан — мелкие феодалы
  • Хатамото — личные самурай сёгуна или даймё
  • Гокэнин — личные самураи сёгуна
  • Кэнин — рядовые самураи
  • Дзи-самурай — самурай вместо жалования имеющий столь крошечный надел земли, что ему приходится самому заниматься крестьянским трудом
  • Ронин — самурай без господина, а следовательно и без полагающегося ему жалования. После реставрации Мэйдзи были причислены к соцудзоку, но затем получили личное ненаследуемое сидзоку и их потомки перешли в хэймин.

С этим читают