Шапка мономаха

Популярные темы сообщений

  • Челночный бег

    Челночный бег очень хорошее и полезное упражнение, благодаря ему, развивается выносливость, скорость, сила. Ничего сложного в нём нет: отмеряется дистанция в 10 метров которую спортсмен должен пробежать два раза туда и обратно,


  • Памятники Воронежа

    Воронеж это крупный город, поэтому памятников в нем установлено немало. Это монументы как государственным деятелям нашей страны, так и знаменитым людям, чья судьба тем или иным образом связана с этим областным центром.

  • Отрицательные числа

    Отрицательные числа в науке не признавались несколько сотен лет. Это связанно с тем, что отрицательные числа это что-то вымышленное, ненастоящие. Много лет назад отрицательные числа не признавались,

Праздничная тюбетейка золотоордынской жены московского князя

Однако большинство теорий связывает происхождение основы шапки Мономаха с Золотой Ордой. При этом не отрицается, что некоторые детали могли быть позднее добавлены и с шлемов князей. Правда, некоторые исследователи доказывают, что и вся шапка целиком была сделана на Востоке и в готовом виде перешла к московским князьям.

Основная теория происхождения шапки Мономаха разработана заведующим кафедрой истории России МГУ профессором Николаем Борисовым. В основе шапки Мономаха лежит женская тюбетейка. Шапка Мономаха идентична по строению золотоордынским женским головным уборам 14 века. В ней использовано аналогичное расположение золотых деталей и такое же вертикальное крепление. Ордынские знатные женщины вставляли в стержень, расположенный на вершине, павлиньи перья, а в шапке Мономаха там был установлен крест.

По мнению Борисова, тюбетейка принадлежала сначала сестре золотоордынского царя Узбека, Кончаке, которую царь выдал замуж за своего верного вассала, московского князя Юрия Даниловича. Несмотря на свою приверженность исламу, Узбек позволил своей сестре креститься для этого замужества. В православии Кончака стала зваться Агафьей.

Правда, Юрий с Агафьей-Кончакой до дому не доехал. По пути на него напал тверской князь Михаил, разбил и взял Агафью в плен. Через год Агафья умерла. Узбек и Юрий обвиняли Михаила в отравлении княжеской жены и царской сестры. Михаил был вызван в Орду и казнён по приговору совета семи русских князей, также обозлённых на Юрия из-за его злоупотреблений при сборе с русских земель дани для Орды.

Приданое, бывшее с Агафьей, осталось при Юрии либо было возвращено ему новым тверским князем Дмитрием. Так или иначе, золотую тюбетейку Кончаки, после убийства Юрия Дмитрием в 1325 году, унаследовал младший брат Юрия Даниловича, московский князь Иван I по прозвищу Калита.

Но откуда эта шапка была у самого Узбека и его семейства? Это вопрос более тёмный, ответы могут быть разными. Есть предположения, что шапку сделали в Египте в начале 14 века и прислали в дар Узбеку, или что её изготовили генуэзские мастера в Кафе в Крыму.

Против этой гипотезы есть только один, но, казалось бы, «убийственный» аргумент. Христианство запрещает мужчинам носить женскую одежду, включая головные уборы. Поэтому-де Иван Калита никогда не мог надеть её на себя.

Но нет никаких сведений, что Иван Калита и несколько последующих поколений московских князей, вплоть до, как было сказано, Василия III, надевали на себя эту шапку. А при Василии III её истинное происхождение могло уже напрочь забыться. К тому же установление на ней христианской символики и её освящение могли, по понятиям того времени, полностью преобразить первоначальную сущность предмета.

Сложносоставной убор

Тогда же, по-видимому, Василий III дал указание придать этому головному убору его нынешний вид. По всем исследованиям, он имеет сложносоставное происхождение, и золотое навершие с крестом появилось у него не раньше 16 века. Однако что-то было взято за основу, и вот по поводу этого «чего-то» мнения историков сильно расходятся.

Так, золотые пластины на шапке могли быть сделаны в Византии в 13 веке. Это, однако, не подтверждает династического предания о шапке, так как оно относит её к более раннему времени, и золотые пластины просто нашиты на некий головной убор, который мог иметь любое происхождение.

Развёрнутую версию происхождения шапки Мономаха представил зарубежный русский историк Сергей Богатырёв. По его мнению, шапка Мономаха была изготовлена в правление князя Василия II Тёмного, то есть в середине 15 века. Она была собрана из деталей княжеских шлемов более раннего времени (14 века), принадлежавших князю Ивану II Красному и его сыновьям – Дмитрию Донскому и Ивану Малому.

Интересное про значение тату «шапка Мономаха»

Шапка Мономаха – символ имперской России и атрибут российских царей. Произведение византийских ювелиров, подаренное князю Владимиру императором Византии Константином Мономахом. Все князья и цари Великой Руси с того времени венчались на царство этим величественным убором. Известное высказывание о ее тяжести можно понимать и буквально – вес ее около килограмма.

В христианстве это символ Марии Магдалины, которая сопровождала Иисуса и была свидетельницей его и распятия и воскрешения. У греков это лавровый венок Цезаря или Аполлона, знак солнца, света и легкости. Черепаха с короной в Корее – олицетворяет спокойствие, мудрость и долголетие.

В тату это довольно распространённый знак. И, конечно, он символизирует бремя власти, царственность, превосходство и величие его владельца.

На запястье такое тату может быть у католиков, как символ короля Иштвана, который приобщил к католицизму народ Венгрии, за что был канонизирован.

Примеры фото:

Этот символ предпочитают люди с активной жизненной позицией, смелые и дерзкие. Умеющие держать под контролем свои чувства и способные сами творить свою судьбу. Люди, которые хотят выделиться и подчеркнуть свою уникальность. Лидеры и элита общества, либо профессионалы в своей сфере. Люди, не боящиеся зависти и злословия, уверенно идущие к поставленной цели – вот кто обладатели таких тату.

Такое тату делают гламурные, удачные и обеспеченные девушки, как знак превосходства над товарками. Оно скорее украшение, чем символ власти. Подчеркивает красоту, женственность и стиль. Часто дополняется цветами, кристаллами, звездами. Девушки предпочитают миниатюрные тату, часто вплетая в узор первую букву имени. Часто такие тату у девушек расположены на скрытых местах или же не бросаются в глаза.

Мужчины предпочитают масштабные рисунки в сопровождении с мощными животными и хищными птицами, стараясь усилить эффект превосходства и абсолютной власти. Популярны изображения львов, тигров, грифов

Тату обычно располагается на видном месте, привлекая внимание

Тату шапка Мономаха в окружении листьев клевера считается символом удачи и успеха. Такое тату способно привлечь в вашу жизнь признание и достойную оценку ваших достижений.


Популярно это изображение и для пар. Часто пары делают аналогичное изображения в одинаковых местах с вплетением в рисунок имен своих партнеров, как символ царственного выбора. Сопутствующие такому изображению кресты символизируют веру в вечность союза, нерушимость данных уз.

Решив сделать эту татуировку, учтите следующее. Богатый смысл в контексте тюремных наколок. Значение имеет количество, качество, место расположения и сопутствующие символы. Например, на руке в обрамлении карт красных мастей – знак пассивных гомосексуалистов. Пара таких символов – униженность. Шапка Мономаха с сопутствующим символом змеи прерогатива воров в законе.

Смотреть видео:

Поэтому внимательно изучите свой выбор и обсудите эскиз с мастером.

Вы можете посмотреть:

ЭСКИЗ ТАТУ ШАПКА МОНОМАХА

ФОТО ТАТУ ШАПКА МОНОМАХА

Подготовлено: belka971 (Николаева Елена Павловна)

Предыстория

Фразеологизм «шапка Мономаха» неразрывно связан с реальной исторической личностью – Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который жил с 1053 по 1125 года. Этот человек правил княжеством Ростовским, Черниговским, Смоленским и Переяславским, а с 1113 по 1125 даже стал Великим князем киевским, ведь приходился сыном князю Всеволоду Ярославичу. Владимир увлекался не только государственными и политическими делами, но и философией, писательством, искусством ведения войны. Свое прозвище «Мономах» он получил потому, что его мать, настоящее имя которой не сохранилось в исторических источниках, считалась дочерью императора Византии Константина 9 Мономаха.

На протяжении всей своей жизни Владимир возглавлял различные походы. В период правления отца Мономах неоднократно разбивал половцев, чехов, кочевников-торков (одно из тюркских племен) и вятичей. Когда Всеволод Ярославич скончался, Владимир не стал препятствовать восхождению своего двоюродного брата Святополка Изяславича на киевский престол. Мужчина и без того имел в подчинении множество земель – так, даже в Новгороде остался править его сын Мстислав, несмотря на то, что, согласно устоявшимся правилам и традициям, после смены киевского князя этот город должен был перейти к старшему сыну последнего.

Однако Владимиру словно было суждено занять трон рано или поздно, – после кончины Святополка в 1113 году Киев охватил народный бунт. Восставшие, которыми являлись представители нижних слоев общества, были недовольны реализуемой экономической и финансовой политикой (например, поборами и налогом на соль).

После смерти великого князя на власть претендовали всего 2 партии – сторонники могущественного и авторитетного Владимира Мономаха с одной стороны и единомышленники Давыда и Олега Святославичей с другой

Однако простое население Киева не желало допускать до государственных дел Святославичей, поддерживаемых евреями и не обращающих внимание на реальные нужды христиан

Конкуренты Мономаха потерпели абсолютный политический крах, столицу обуяли погромы… Поэтому бояре оказались вынуждены пригласить Владимира на престол 4 мая 1113 года. Новый правитель проявил себя как отличный законодатель, а именно издал «Устав о резах», который стал составной частью «Русской правды» – сборника правовых норм Древней Руси. Положения устава облегчили жизнь холопам и смердам, одновременно не поколебав фундаментальные основы феодального строя.

Вариант №3 Доклад Шапка Мономаха

Все слышали о шапке Мономаха и в общих чертах знают, что раньше ею венчали на царство каждого нового царя России. Шапка Мономаха считается исторической реликвией, она обрамлена множеством драгоценных камней и до сих пор никто не смог узнать ее стоимость.

Не каждый знает, что шапки Мономаха две, первая была изготовлена не на территории России и была названа в честь императора Византии Константина Мономаха. Историки не могут определить, откуда ее привезли и где сделали, некоторые говорят, что на Ближнем Востоке, а другие утверждают, что родиной шапки является Средняя Азия. Подарена шапка была Константином Мономахом действующему российскому князю, Ивану Калите.

Вторая шапка Мономаха появилась тогда, когда должны были венчать двух братьев Ивана и Петра. Так как Иван Алексеевич был старше, то ему выпала честь надеть первую шапку Мономаха, а Петру Алексеевичу шапку сделали российские ювелиры. Многие говорят, что из-за величия русского народа, и национального духа, надев шапку, Петр 1 стал известным реформатором и первым российским императором. Больше таких правителей не было и бытует мнение что это из-за того что последующие цари одевали первую шапку Мономаха, а единственным кто одевал вторую шапку и был Петр 1.

Шапка Мономаха не имеет равных себе в богатстве убранства, количестве драгоценных камней и выполненной качественной работы она не имеет равных ведь не только в России, но и во всей Европе. Это признанный факт даже самой Европой и засвидетельствовано письменно в 1576 году. Европейцы сравнивали шапку Мономаха, сделанную в России с другими регалиями Германии, Франции и Венгрии и признали, что ей нет равных.

Шапка Мономаха является главной царской шапкой русских князей и царей. Она является и относится к самой древней регалии оружейной палаты Московского Кремля. Выглядит головной убор дорого и величественно золотая шапка по кругу обшита соболиной опушкой и украшена драгоценными камнями, и обрамлена крестом.

Вес шапки Мономаха составляет 993,66 грамма довольно тяжелый головной убор, но это из-за обрамления драгоценными камнями. В нижней части шапки находится соболиный мех, а по всему головному убору идут древние камни, которых на шапке достаточно много. На шапке Мономаха насчитывает 32 жемчужины и 11 разных драгоценных камней сапфиры, шпинели, изумруды и рубины.

Многие говорили и описывали внешний вид шапки Мономаха по-разному, но одно из описаний барона фон Герберштейна выглядит так: шляпа, которую раньше носил, Владимир Мономах оставил ее, она была убрана золотыми красивыми украшениями, которые весели на золотых проволочках.

До сих пор никто не может определить стоимость шапки Мономаха, ведь камни были древние, и обработка в те времена отличалась от нынешней. Возможно из-за того что обе шапки настолько стары, что ни один экземпляр попавший в Оружейную палату Московского Кремля не затмит ценность и значимость.

Для 4, 6 класса, кратко

Внешний вид и символизм

В докладах исследователей, учебниках истории для 4 класса, художественной литературе шапка Мономаха упоминается не иначе как главный символ русских царей. Что она представляет? Обычный головной убор полусферической формы, отороченный соболем. Полусфера выбрана не случайно – она символизирует солнце и небо.

Венчает головной убор наконечник в форме золотого креста, устремленный ввысь. Не секрет, что русские самодержцы, начиная с Владимира, считались помазанниками Божьими. Крест вверху как раз  олицетворяет связь монархов с высшими силами, указывает на их божественное избрание.


По картинкам сложно оценить истинный размер государевой реликвии, как и то, из чего она состоит. Диаметр головного убора — 61 см, высота – 19 см, дизайн без излишеств, но роскошный и богатый.

Внешняя сторона состоит из 8 золотых пластин с филигранным орнаментом и щедро украшена драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелями и жемчужинами. В общей сложности в оформлении использовались 43 камня. Вес шапки Мономаха – 993,66 гр.

Сюжет

Восьмиклассники участвуют в малопонятном научном эксперименте в Институте Мозга. «Шапка Мономаха» — прибор с кучей проводов, который надевают им на головы и проводят какие-то тесты. Школьный секретарь, сопровождавшая учеников, проверяя список фамилий, замечает в протоколе учёных крупную надпись «ПЕТРОВ !!!». В ответе на вопрос об этой надписи учёные нехотя упоминают некий «коэффициент Петрова». Недолго думая, секретарь рассказывает об этом в учительской, считая, что речь идёт о Вальке Петрове (Коля Феофанов), непопулярном троечнике, носящем из-за своей фамилии кличку «Сидоров», и вокруг него появляется ореол одарённости

Теперь подросток окружён пристальным вниманием, все его поступки, до того осуждавшиеся, теперь становятся всё новыми подтверждениями его неординарности. Девчонки заигрывают с ним, учителя заискивают

Лидер класса, отличник с претензиями на элитарность Алик Шубин (Габриель Воробьёв) откровенно завидует и стремится опорочить. А герой остаётся в полном неведении и простодушно проявляет все те прекрасные человеческие качества, которых в нём прежде не замечали. Он, оказывается, трудолюбив, скромен, великодушен и внимателен к людям. Его популярность среди одноклассников выросла настолько, что потерявший своё место Шубин хочет любой ценой вернуть всё на круги своя. Он не постеснялся пойти в НИИ и выяснить, что «коэффициент Петрова» — научный термин, и совпадение с фамилией одноклассника — воля случая. Но его разоблачение уже не уронит «вундеркинда» в глазах ребят и учителей. Петров с честью выдержал испытание Шапкой Мономаха.

Описание

Корпус венца состоит из восьми гладких полированных треугольных золотых пластин. На каждой пластине по одному гнезду для драгоценного камня и по четыре гнезда для жемчужин. Как и оригинальная Шапка Мономаха, венец имеет навершие с крестом, украшенное ещё четырьмя камнями и восемью жемчужинами. Снизу тулья венца отделана традиционным соболиным мехом.

В документе 1702 года даётся такая оценка венца:

««Втораго наряда, шапка Царская Мономахова, цка золотая гладкая, на ней крест золотой, на кресте по краям четыре зерна бурмицкие, — цена сто рублев. Под крестом три камня в золотых гнездах яхонт лазорев, да лал водокшанской, изумруд, да три зерна бурмицкие половинчатые, — цена всему, семьдесят рублев. Да на тот же шапке каменья, в золотых гнездах, яхонт лазоревой, два лала водокшанских, пробки яхонтовая красная, да три изумруда, двадцать пять зерен бурмицких малых на спнях золотых, — цена всему сто сорок рублев. Золота в тот шапке с каменьем весу фунт тридцать золотников. Из того числа выложено на каменья и на воск десять золотников, — цена поэтому золотую сто сорок рублев. Всего на вышеописанной шапке каменью и зернам и золотую цена четыреста пятьдесят рублев»10px

Весит венец без меха около 600 граммов.

В гербе

Герб Российской империи имеет изображение 5 царских шапок и 4 императорских корон, которые венчают щиты, окружающие главный щит герба, а также 1 короны и 1 шапки ерихонской по центру

Средний герб Российской империи

Илл. Герб Описание
Главный щит Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского, то есть шапкой ерихонской, которую в XIX веке считали шлемом Александра Невского.
№ 1. Герб царства Казанского

«в серебряном щите чёрный коронованный Зилант; язык, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые…»

Прим.: Герб увенчан «шапкой Казанской»
№ 3. Герб царства Херсонеса Таврического

«в золотом щите чёрный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орёл с червлёными языками и золотыми клювами и когтями; на груди в лазуревом, с золотыми краями, щите — золотой осьмиконечный крест…»

Прим.: Герб увенчан подобной шапке Мономаха короной Петра I (шапка второго наряда).
№ 4. Соединённые гербы великих княжеств: Новгородского, Киевского и Владимирского

«в щите, разделённом вилообразно на три части. В первой серебряной части — герб новгородский: два чёрные медведя, поддерживающие кресла золотые, с червлёною подушкою, на коей поставлены, крестообразно, с правой стороны скипетр, а с левой крест, над креслами золотой трисвечник с горящими свечами, в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы…» Во второй лазоревой части — герб киевский: святой архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. В третьей червлёной части — герб владимирский: золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест.

Прим.: Герб увенчан «шапкой Мономаха».
№ 8. Герб царства Сибирского

«в горностаевом щите два чёрных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной — золотую пятизубцовую корону, другою — червлёный лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленные стрелы…»

Прим.: Герб увенчан алтабасной (парчовой) шапкой третьего наряда царя Иоанна Алексеевича.
№ 9. Герб царства Астраханского

«в лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона, с пятью дугами и зелёною подкладкою; под нею серебряный восточный меч, с золотою рукоятью, острым концом вправо…»

Прим.: Герб увенчан «астраханской шапкой» первого наряда царя Михаила Фёдоровича.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Так откуда взялась шапка Мономаха?


Свое нынешнее название головной убор получил в период правления Василия III. Но до этого она упоминалась в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1328 годом.

Третья версия, объясняющая происхождение царской регалии, выглядит наиболее правдоподобной. Согласно ей, князь Иван Калита получил «шапку золотую» от хана Узбека в благодарность за службу.

У монголо-татарских ханов существовал обычай – одаривать подчиненных дорогими вещами со своего плеча. Так что Калита, хитростью втершийся в доверие к завоевателю, вполне мог попасть в число получателей даров.

Исследователи считают, что соболиной отделкой и крестом «золотую монгольскую тюбетейку» облагородил уже московский князь. Он же и завещал ее потомкам.

Исторически верно было бы назвать шапку Мономаха именем Ивана Калиты – в честь того, кто носил ее. Эксперты изучили филигранный орнамент и усмотрели в нем сходство со среднеазиатскими техниками. «Бог велик» – это то, что написано на тыльной стороне на арабском языке и косвенно свидетельствует в пользу азиатского происхождения венца.

Легенда и история

Происхождение этой реликвии вызывает множество споров. Всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха.

Первая версия считается официальной и в корне отличается от второй. Она возникла буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентировалось с Золотой Орды на Византию.

Шапка Мономаха

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин Девятый Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии. Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина Владимиру было всего лишь два года.

https://youtube.com/watch?v=MDiBpd-HrnY

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами как дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в тринадцатом веке, а окончательный вариант шапки появился в двадцатых годах шестнадцатого века. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Шапка Мономаха

В двадцать восьмом году четырнадцатого века русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая. В обычные дни царь пользовался ежедневным венцом. В восемьдесят втором году семнадцатого века шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана Пятого. Здесь имелся один нюанс.

Вместе с Иваном Пятым на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром Первым Великим.  Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, шапка второго наряда. Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Инвентарь использованных драгоценностей

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых тканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок ткани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

Шапка Мономаха

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней нескольких видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», три красных шпинели, два рубина и четыре изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется тридцать две жемчужины: по четыре на кресте и в его основании, три на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется четыре жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным крестом.


С этим читают