Sms scharnhorst (1906)

Modules

Rate of Fire(shots/min) 180° Turn Time(sec) Maximum Dispersion(m) Maximum HE Shell Damage(HP) Chance of Fire on Target Caused by HE Shell(%) Maximum AP Shell Damage(HP) (exp) ( )
283 mm/54.5 SK C/34 on a Drh LC/34 mount 3 25 258 3,200 20 7,600
Hit Points(HP) (mm) (mm) Main Turrets(pcs.) Secondary Gun Turrets(pcs.) AA Mounts(pcs.) Torpedo Tubes(pcs.) Hangar Capacity(pcs.) (exp) ( )
Scharnhorst B. 56,300 16 360 3 4/4/7 7/8/10/5 2
Rate of Fire(shots/min) Torpedo Tubes Reload Time(sec) 180° Turn Time(sec) Maximum Damage(HP) Torpedo Speed(knot) Torpedo Range(km) (exp) ( )
G7a T1 0.9 68 7.2 13,700 64 6
Firing Range Increase(%) Maximum Firing Range(km) (exp) ( )
FKS Typ 7 Mod. 1 19.9
Maximum Speed(knot) (exp) ( )
Propulsion: 160,000 hp 30

История создания

Предшественники

Предшественниками линейных кораблей типа Scharnhorst были тяжёлые крейсера типа Deutschland. Это были корабли с водоизмещением в 12 000 − 16 000 т, дизельной энергетической установкой фирмы MAN, которая позволяла развить скорость в 26 узлов. Они несли шесть орудий главного калибра в трёхорудийных башнях калибром 283 мм и восемь 150-мм универсальных орудий. Эти крейсера еще называли «карманными линкорами».

Предпосылки к созданию

Первой мировой войны Ersatz Elsass — один из ранних проектов, предшествующих линкорам типа Scharnhorst

Deutschland


В начале 30-х годов кораблестроительные программы Франции и СССР заставили германских политиков подумать о строительстве боевых кораблей, выходивших за рамки Версальских ограничений. Строящиеся в то время в Германии броненосцы (позже переклассифицированные в Тяжелые крейсера) типа Deutschland, уступали новому французскому проекту линейного корабля типа Dunkerque, который превосходил немецкие корабли по скорости в 30 узлов, весу залпа 330-мм орудий главного калибра, и бронированию. В связи с информацией о новом проекте французского корабля, в Германии было принято решение о проектировании корабля способного эффективно противостоять новым линейным кораблям типа Dunkerque.

В ноябре 1932 года министр обороны генерал Вильгельм Грёнер и главнокомандующий ВМС Германии Эрих Редер пришли к единому мнению по вопросу количества кораблей которые должны быть в составе флота к 1938 году: 6 броненосцев, 6 крейсеров, 1 авианосец, по одной флотилии эсминцев и миноносцев (по шесть кораблей в каждой), 3 флотилии тральщиков и торпедных катеров, и если позволит политическая ситуация, 16 подводных лодок.

Проектирование

В начале 1933 года к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, и он сразу дал понять, что считает основным противником в кораблестроении Францию. Он дал добро на разработку и постройку двух линейных кораблей — усовершенствованного типа Deutschland с улучшенным бронированием, водоизмещением не более 19 000 т и двумя 283-мм трёхорудийными башнями главного калибра. Эти корабли получили буквенные обозначения D и E.

9 мая 1933 года в Берлине прошла конференция по вопросам проектирования двух новых линейных кораблей. Основные тезисы дискуссий разворачивались вокруг необходимости противостоять кораблю ВМС Франции Dunkerque. Новые корабли должны были иметь скорость хода в 28 узлов, защиту от 330-мм снарядов. На конференции было рассмотрено три проекта: 18 000 т и 22 000 т с шестью 280-мм орудиями, и проект с 26 000 т водоизмещением и шестью 330-мм орудиями.

Позднее Эрих Редер дал распоряжение рассмотреть еще несколько проектов с водоизмещением 26 500 т: 4×2 — 330-мм орудия, 2×4 — 330-мм орудия, 3×3 — 330-мм орудия, а также проект с 283-мм орудиями главного калибра и водоизмещением в 22 000 т.

Спуск на воду линкора Scharnhorst. 3 октября 1936 г.

23 июня 1933 года прошла еще одна конференцию, на которой обсуждали вопросы проектирования новых кораблей. Активно обсуждали бронирование корабля, а также вооружение.

13 сентября 1933 года была одобрена энергетическая установка для новых кораблей на основе паровой турбины.

11 октября 1933 была проведена еще одна конференция по проектированию новых линейных кораблей.

18 октября 1933 года было принято решение заказать два новых линейных корабля водоизмещением 19 000 т, объявив их как 10 000-тонные. Было решено предпринять все мера для скрытия информации о водоизмещении кораблей, которое выходило за рамки ограничений Версальского договора.

В декабре 1933 года велись активные обсуждения орудий главного калибра новых линейных кораблей. Эрих Редер считал, что корабли должны нести орудия калибром 305-мм, но отдел вооружения считал, что разработка и изготовление новых башен будет слишком критично по времени — на это потребуется еще около 4,5 лет. Не говоря уже о орудиях калибром 330-мм. Поэтому корабли получили 283-мм орудия.

Вооружение

Башня «C» («Цезарь») линкора «Гнейзенау» в качестве береговой батареи в Норвегии

Орудия главного калибра модели С/34 имели калибр в 283 мм (28 cm) и представляли собой улучшенную версию устанавливавшихся на типе «Deutschland». Отличием была большая масса снарядов (бронебойный — 330 кг, фугасный — 315 кг), возросшая дальность стрельбы (свыше 40 км), но конструкция самих башен осталась прежней, усилено лишь их бронирование. Для изначально планировавшихся к строительству 4-го и 5-го «карманных» линкоров имелись одинарные щитовые установки 150-мм орудий. Их решили установить на новых линкорах. Они оказались не слишком удачным дополнением к двухорудийным башням (хотя все орудия относились к одной модели С/28). Зенитное вооружение было весьма мощным: спаренные установки 105-мм/65 и 37-мм/83 орудий (стабилизированы в трёх плоскостях). Управление огнём осуществлялось тремя постами главного и среднего калибра и четырьмя — зенитной артиллерии.

Смотрим также

1.) Описание броненосного крейсера «Шарнхорст» на английском форуме «WoWs»

2.) Статья про крейсер Scharnhorst на вики (англ.)

3.) Сражение при Коронеле

4.) Фолклендский бой

  • Наполнить статью внутренними ссылками
  • Разобраться с форматированием
  • Добавить/заполнить карточку
Типы кораблей Военно-морских сил Германии периода Первой мировой войны
Линейные корабли Nassau • Helgoland • Kaiser • König • Bayern • проект L-20X
Броненосцы Brandenburg • Kaiser Friedrich III • Wittelsbach • Braunschweig • Deutschland
Линейные крейсера SMS Von der Tann • Moltke • SMS Seydlitz • Derfflinger • MackensenX • Ersatz YorckX
Броненосный крейсер SMS Fürst BismarckSMS Prinz HeinrichSMS Blücher • Prinz Adalbert • Roon • Scharnhorst
Бронепалубный крейсер SMS Kaiserin Augusta • Gazelle • Victoria Louise
Легкие крейсера Bremen • Königsberg (1905) • Dresden • Nautilus • Kolberg • Magdeburg • Karlsruhe • Graudenz • Pillau • Wiesbaden • Königsberg (1915) • Brummer • Cöln • проект FKX
Авизо SMS Hela
Эсминцы D-1 • D-7 • D-9 • D-10 • S-90 • S-102 • G-108 • S-114 • S-120 • S-125 • S-126 • S-132 • S-137 • S-138 • V-150 • V-162 • G-169 • S-176 • V-180 • V-186 • G-192 • S-165 • V-1 • G-7 • S-13 • V-25 • S-31 • G-37 • V-43 • S-49 • S-53 • V-67 • G-85 • V-125 • S-131 • H-145 • SMS G-96SMS V-161 • B-97 • V-99 • G-101
Миноносцы 1898 • 1906 • 1911 • 1913 • 1914 • 1916 • 1917 • 1918X
Авианосцы проект I (1915)X
Подводные лодки SM U-1SM U-2 • U-3 • U-5 • U-9 • U-13 • U-17 • U-19 • U-23 • U-27 • U-31 • U-43 • U-51 • U-57 • U-63 • U-66 • U-81 • U-87 • U-93 • U-115 • U-127 • U-139 • U-142• U-151 • UA • UB I • UB II • UB III • UC I • UC II • UC III • UE I • UE II • UDX • UFX • UGX
Тральщик Nautilus • Brummer

Примечания: X: не достроен; курсивом обозначены отдельные корабли, обычным шрифтом − типы кораблей

Общие данные

4 июня 1940 г. из Киля в поход к побережью Северной Норвегии вышла немецкая эскадра под командованием вице-адмирала Вильгельма Маршаля, в составе быстроходных линкоров Gneisenau, Scharnhorst, тяжелого крейсера Admiral Hipper и четырёх эсминцев. Целью похода (кодовое обозначение — операция «Юно») была атака Харстада — главной базы союзников под Нарвиком, для поддержки действовавших там в окружении немецких войск. 7 июня, при подходе немецкой эскадры к месту проведения операции, адмирал Маршаль, на основании данных авиаразведки, заметившей отходящие на запад конвои, сделал вывод: союзники заканчивают эвакуацию своих войск из-под Нарвика. В этой ситуации, вопреки распоряжениям высшего командования, Маршаль принял решение отказаться от атаки опустевшего Харстада и бросить все силы на перехват идущих из Нарвика союзных конвоев.

Scharnhorst

Утром 8 июня немецкие корабли потопили два одиночных британских транспорта и эскортный траулер, а госпитальное судно HMS Atlantis отпустили после осмотра. Ни одному из британских кораблей не удалось передать радиосообщение. Предположительно, сообщения глушили более мощные немецкие радиостанции. В 13.00 Admiral Hipper и эсминцы ушли на базу в Тронхейме из-за нехватки топлива, а адмирал Маршаль с двумя линкорами взял курс на северо-запад для поиска замеченного гидросамолетами конвоя.

В 16.46 наблюдатель на мачте Scharnhorst заметил на востоке дым неизвестного большого судна, идущего на юго-запад. В 17.00 Gneisenau и Scharnhorst сделали полный поворот и со скоростью в 29 узлов устремились на пересечение курса неизвестного корабля. Вскоре, он был опознан как британский авианосeц.

Это был HMS Glorious, который следовал на базу в Скапа Флоу. Существует две версии следования корабля в порт — острый конфликт между командиром авианосца капитаном 1-го ранга Д’Ойли-Хуго и начальником авиагруппы корабля капитаном 3-го ранга Д. Б. Хотом, что требовало срочного решения военного суда на базе. По другой версии, HMS Glorious необходимо было прибыть на базу для пополнения запасов топлива. После получения разрешения авианосец в сопровождении двух эсминцев двинулся в сторону Скапа Флоу. Можно отметить, что одиночные переходы авианосцев с минимальным эскортом были обычным делом для британского флота в Норвежской кампании, так как командование Ее Королевского Величества не допускало появления здесь крупных надводных сил противника.

Cамолеты HMS Glorious находились в ангарах и ни один из них не был готов к старту, что гарантировало незаметность немецким судам. Заметили линкоры только в 17.00. Посланный для разведки неизвестных кораблей британский эсминец в 17.27 был атакован Gneisenau. В 17.32 Scharnhorst открыл огонь из ГК по авианосцу.

Оценка проекта

«Гнейзенау»

Орудие 9.2″/46,7 Mark Х 6″/50 Mark XI 21 cm SK L/40 15 cm SK L/40
Год начала эксплуатации 1900 1906 1901 1898
Калибр, мм 234 152 208 150
Длина ствола, калибров 46,7 50 40 40
Скорострельность, выстрелов в минуту 3 — 4 5 — 7 5 5 — 6
Углы склонения -5°/+15° -7°/+15° −5°/+30° -7°/+20°
Тип заряжания картузное картузное картузное картузное
Вес снаряда, кг 172,4 45,3 108 40
Начальная скорость, м/с 847 895 780 800
Максимальная дальность стрельбы, м 14 170 13 085 16 300 13 700

«Цукуба»

«Минотавр»


«Йорк»

«Шарнхорст»

«Рюрик II»

«Теннесси»

«Пиза»

Заложен 1905 1905 1903 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1908 1905 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (××) 137,1×23×8 158,2×22,7×7,91 127,8×20,2×7,8 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 14 595 ts 9533 т 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9832 т
Полное 15 400 т 16 085 ts 10 266 т 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л. с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 27 000 (23) 19 000 (21) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л. с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 20 031 (21,4) 28 783 (23,5) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 2920 (20,5)8150 (10) 4200 (12) 4800 (14)5120 (12) 6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 100 150 152 127 200
Палуба 76 38 40 60 38 + 25 76 130
Башни 178 203 150 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм12×152-мм 4×234-мм10×190-мм 4×208-мм10×150-мм 8×210-мм6×150-мм 4×254-мм8×203-мм 4×254-мм16×152-мм 4×254-мм8×190-мм

Гибель «Шарнхорста»

Основная статья: Битва при Нордкапе

На Рождество 1943 года «Шарнхорст» и несколько немецких эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бэя вышли в море с целью атаковать северные конвои JW 55B и RA 55A. К несчастью для немцев, их приказы были дешифрованы английскими криптографами и британское Адмиралтейство смогло заранее подготовиться. На следующий день из-за сложных метеоусловий Бэй не смог обнаружить конвой и отправил эсминцы южнее для поиска конвоя, оставив «Шарнхорст» в одиночестве. Менее чем через 2 часа корабль наткнулся на крейсера конвоя «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» в 08:40 на расстоянии примерно 17 миль с помощью радара. Прикрывая конвой, британцы сблизились с «Шарнхорстом», установили визуальный контакт и открыли огонь, нанёсший линкору небольшие повреждения. В частности, была уничтожена носовая РЛС «Шарнхорста», что, возможно, послужило причиной дальнейших проблем линкора. Считая основной целью транспорты конвоя, немец оторвался от английских крейсеров, но пытаясь прорваться к транспортам, снова был ими настигнут и опять оторвался, нанеся повреждения крейсеру «Норфолк». После второй неудачи Бэй решил прекратить операцию и возвращаться. Приказ возвращаться получили и эсминцы. Английский линкор «Дюк оф Йорк» уже находился между «Шарнхорстом» и Норвегией, а немцы выключили кормовой радар, опасаясь выдать себя излучением этого прибора и не доверяя ему. Около 16:50 «Дюк оф Йорк» открыл по заранее освещённому осветительными снарядами немцу огонь с небольшой дистанции. «Шарнхорст» почти сразу же лишился башен ГК «Антон» и «Бруно» (последней временно), но бо́льшая скорость позволяла ему оторваться от «Дюк оф Йорк». Однако через час что-то случилось с котлами «Шарнхорста» (попаданием 356-мм бронебойного снаряда ГК английского линкора был пробит тонкий верхний броневой пояс и гласис главного котельного отделения (80-мм), возвышавшийся на 70-80-см НАД главной броневой палубой). После этого у линкора скорость упала до 8 узлов, оперативный ремонт позволил увеличить её только до 22, но судьба линкора была уже решена. Благодаря внезапности «Дюк оф Йорк» отделался минимальными повреждениями, «Шарнхорст» же, несмотря на мощное бронирование, потерял ход и, лишившись бо́льшей части артиллерии, стал уязвим для эсминцев. Несколько торпедных атак оказались удачными, как и стрельба «Дюк оф Йорк» с пистолетной дистанции, и вскоре наступила агония корабля, продолжавшаяся, однако, до 19:45, когда «Шарнхорст» ушёл под воду. После погружения с британских кораблей слышали мощные подводные взрывы. Из всего экипажа в 1968 человек спаслись только 36 матросов и ни одного офицера. 30 взял на борт «Scorpion» и 6 — «Matchless».

Позднее в этот вечер адмирал Брюс Фрэзер, собрав офицеров на борту «Дюк оф Йорк», сказал:

Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придётся вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблём так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом».

3 октября 2000 года затонувший «Шарнхорст» был обнаружен около , почти в 130 километрах (70 морских миль) на северо-северо-восток от Нордкапа и был сфотографирован на глубине около 300 метров норвежскими ВМС. Линейный крейсер лежит вверх килем. Носовая часть до самого мостика уничтожена взрывом погребов боезапаса. Оконечность кормовой части также отсутствует.

Версия 2.0

В 1935 году был заложен еще один крейсер «Шарнхорст». Его строительством занимались на верфях в Вильгельмсхафене. В строй корабль был введен в январе 1939 года.

История создания крейсера «Шарнхорст» была насыщенной. После первых испытаний корабль пришлось модернизировать. На нем установили новую грот-мачту, которая располагалась значительно ближе к корме. Прямой форштевень был заменен так называемым атлантическим. Все это должно было улучшить мореходность судна.

При этом вскоре немецким конструкторам пришлось признать, что модель крейсера «Шарнхорст» получилась крайне неудачной. Изначально корабль испытывал проблемы с заливанием носовой части, которые окончательно решить так и не удалось.

Литература

  • Breyer, Siegfried Battleships and Battlecruisers 1905—1970. (Doubleday and Company; Garden City, New York, 1973) (изначально опубликовано в Германии под названием Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905—1970, J.F. Lehmanns, Verlag, Munchen, 1970). Содержит различные схемы и чертежи корабля, каким он планировался и каким был построен.
  • Busch, Fritz-Otto The Sinking of the Scharnhorst. (Robert Hale, London, 1956) ISBN 0-86007-130-8. История битвы при Нордкапе, рассказанная выжившим с «Шарнхорста»
  • Claasen, A. R. A. Hitler’s Northern War: The Luftwaffe’s Ill-Fated Campaign, 1940—1945. Lawrence: University Press of Kansas, 2001. pp 228—234. ISBN 0-7006-1050-2
  • Garzke, Willliam H., Jr. and Robert O. Dulin, Jr. Battleships: Axis and Neutral Battleships in World War II. (Naval Institute Press, Annapolis, 1985). Включает истории о создании корабля и об его боевых операциях, информацию о вооружении и другую статистическую информацию о «Шарнхорсте»

Рейд в Атлантику

С 22 января по 22 марта 1941 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса. 3 февраля они прошли Датским проливом и на следующий день достигли южной оконечности Гренландии. Попытка атаки конвоя HX-106 8 февраля не удалась из-за появления британского линкора «Рамиллес». 22 февраля четыре союзных торговых корабля были замечены и потоплены восточнее Ньюфаундленда. В условиях очень слабого воздушного патрулирования этого сектора Атлантики рейдеры смогли избежать столкновения с военным флотом Великобритании. Между 7 и 9 марта они атаковали конвой SL-67, но вынуждены были отступить при появлении линкора «Малайя» британских ВМС. 15 марта неохраняемый конвой союзных танкеров был атакован юго-восточнее Ньюфаундленда, на следующий день ещё один смешанный конвой был обнаружен и атакован, потоплено 13 судов, из них четыре — «Шарнхорстом». Это была последняя атака перед возвращением в порт Брест 22 марта. За время похода «Шарнхорст» потопил 8 судов, общим тоннажем в 49 300 тонн, при общем счёте группы в 22 потопленных судна и общем тоннаже в 115 600 тонн.

Проектирование

Крейсера типа Scharnhorst являлись результатом совершенствования типа крейсеров «Роон» 1901 года разработки. В свою очередь, тип «Роон» принципиально не отличался от предыдущей серии «Принц Адальберт», за исключением увеличенного количества котлов с 14 до 16 и четырехтрубным силуэтом вместо трехтрубного. При работе над проектом крейсеров типа Scharnhorst перед конструкторским бюро Имперского морского ведомства, осуществлявшим разработку, стояли главные задачи:

Повышение мореходности и способности действовать в более сложных морских условиях.

Увеличение скорости хода — новые крейсеры создавались специально для колониальной службы и действий в иностранных водах и хорошие ходовые качества имели для них жизненно важное значение.

Спроектированные в 1903-1904 гг. броненосные крейсера Scharnhorst и «Гнейзенау» по сравнению со своими иностранными аналогами имели небольшое увеличение водоизмещения, более высокую скорость, улучшенную защиту при небольшом увеличении площади бронирования.

Разделение артиллерии на три калибра — главный, средний и противоминный — являлось типичным для кораблей этого класса. Ради усиления главного калибра конструкторы заменили 150-мм орудия на 210-мм в четырех установках по углам каземата на верхней палубе, увеличив количество орудий главного калибра до восьми. Таким образом, бортовой залп мог быть произведен из шести орудий главного калибра и трех 150-мм орудий из палубы ниже.


За счет устранения тяжёлых бортовых орудийных башен и некоторого изменения обводов подводной части корпуса было достигнуто значительное улучшение остойчивости и некоторой экономии веса. В целом проект не претерпел кардинальных изменений и поэтому был проработан сравнительно быстро.

Несмотря на то, что этот тип крейсеров представлял собой пример удачного соотношения атакующих и защитных средств, к моменту ввода крейсеров типа «Шарнхорст» в строй в их конструкции уже имелись устаревшие технологии бронирования, расположения орудий и машинной установки. Вдобавок к этому начиналась эра линейных крейсеров, пришедших на смену устаревшим броненосным крейсерам.

Постройка корабля

8 июня 1906 года Имперское морское министерство выдало заказы на постройку двух крейсеров под индексами «C» и «D» двум частным верфям, А.Г. «Везер» в Бремене и «Блом унд Фосс» в Гамбурге.

28 декабря 1904 года на стапеле верфи А.Г. «Везер» был заложен киль первого крейсера серии под индексом «С», при спуске на воду названный «Гнейзенау».

3 января 1905 года на стапеле верфи «Блом унд Фосс» был заложен киль второго крейсера серии под индексом «D», получивший потом имя Scharnhorst.

Крейсер «Гнейзенау» планировали сделать головным кораблем серии и он был заложен на 6 дней раньше второго крейсера серии, Scharnhorst. Но из-за забастовки рабочих частной верфи А.Г «Везер» в 1905 году постройка крейсера «Гнейзенау» была приостановлена на 3 месяца. Поэтому вся серия кораблей получила имя второго крейсера.

Подготовка к производству крейсера Scharnhorst продолжалась около полугода. Стапельный период постройки крейсера на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге составил 14 месяцев и 20 дней. Достроечный период 19 месяцев и два дня. Общее время постройки составило почти 34 месяца — на пять месяцев меньше, чем у первого заложенного корабля серии «Гнейзенау».

Броненосный крейсер Scharnhorst достраивали как флагманский корабль командующего разведывательной группы с учетом размещения флагмана и личного состава его штаба, для чего на нем оборудовали дополнительные помещения.

При штатном расписании крейсера экипаж составлял 764 человека, из которых командный состав — 38 человек. Когда крейсер стал флагманом, его экипаж увеличился до 840 человек, из которых офицеров было 52.

22 марта 1906 года после произнесения речи и выполнения обряда крещения графом Хаензелером состоялся торжественный спуск крейсера Scharnhorst.


Проведение ходовых испытаний затянулось из-за визита с крейсером «Кёнигсберг» в Флисинген и Портсмут, а также аварии 14 января 1908 года, когда крейсер сель на мель у Булк. С учетом ремонта это составило 6 месяцев.

Фактическая стоимость постройки составила 20 млн. 318 тыс. марок.

Гибель линкоров

В 1942 году во время передислокации немецких линкоров из Бреста в Германию «Гнейзенау» подорвался на мине. Сразу по возвращении в родную гавань он встал на ремонт. Спустя несколько дней британская авиация совершила налет, одна из сброшенных бомб попала в цель. Корабль не могли потушить в течение 3 суток. На его восстановление требовалось около 2 лет. Этого Германия позволить себе не могла. «Гнейзенау» так и не был отремонтирован, после окончания войны он был разобран.

25 декабря 1943 года «Шарнхорст» в составе эсминцев вышел в море. Британские криптографы сумели разобрать шифровки, отправленные незадолго до начала новой операции, и заранее знали о планах немецкого флота. Англичане успели подготовиться и отправили на перехват свои боевые единицы. Экипаж немецкого линкора ожесточенно бился до последней минуты, но его судьба была предрешена. Позже британское адмиралтейство признало, что командование «Шарнхорста» погибло, как настоящие герои, отражая атаку до последних минут. Из 1968 человек в живых осталось только 36 матросов.

Прорыв через Ла-Манш

Основная статья: Операция «Цербер»

Находясь в Бресте, немецкие корабли становились целями постоянных авианалётов. В июле 1941 года «Шарнхорст» перебазировался в порт Ла-Рошель, к югу от Бреста. Предупреждённые о выходе «Шарнхорста» из порта воздушной разведкой и агентами Сопротивления, союзники были уверены в том, что это очередной рейд. Для предотвращения рейда они подняли в воздух 15 тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» ВВС Великобритании. Нанесённый бомбардировкой урон был достаточно серьёзен, чтобы вынудить «Шарнхорст» вернуться в порт Бреста для починки. Повреждения от бомбардировки, вместе с полученными во время рейдов, а также проблемы с охлаждением котлов задержали «Шарнхорст» в порту до конца 1941 года, когда было решено отослать «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжёлый крейсер «Принц Ойген» обратно в Германию. Так как было очень рискованно пытаться прорываться сквозь Северную Атлантику, то 11-13 февраля 1942 года три больших корабля, сопровождаемые десятками тральщиков и других вспомогательных судов совершили прорыв через Ла-Манш, названный операцией «Цербер». Англичане не были готовы к столь решительному и неожиданному прорыву, их береговая охрана не была готова остановить прорыв, а глушение английских радаров немцами не позволяло атаковать с воздуха. Однако, и «Шарнхорст», и «Гнейзенау» были повреждены минами: «Шарнхорст» двумя, а «Гнейзенау» одной.

Починка задержала «Шарнхорст» в доках до марта 1942 года, после чего он отплыл в Норвегию для встречи с линкором «Тирпиц» и другими немецкими кораблями для атаки на арктические конвои, идущие в Советский Союз. Следующие несколько месяцев были посвящены тренировкам и акклиматизации, закончившиеся бомбардировкой Шпицбергена совместно с «Тирпицем».

Справочные материалы

История изменений

  • Добавлен в игру в версии 0.5.8 для тестирования супертестерами.
  • Впервые появился в продаже в августе 2016.
  • В обновлении 0.5.11

    добавлена модель носового якоря. Это изменение может противоречить историческим реалиям, но было внесено по просьбам владельцев корабля.

    был изменен:
  • В обновлении 0.5.12 был изменен:
    • доработано расположение точек ПВО — часть из них отныне располагается на башнях орудий ПМК. Игровые характеристики при этом затронуты не были;
    • скорректировано расположение дальномеров;
    • скорректировано отображение некоторых мелких декоративных объектов;
    • добавлено слежение поста наведения за башнями главного калибра.
  • В обновлении 0.5.14 был изменен:
    • доступен для покупки за дублоны в игровом магазине;
    • изображения корабля в карусели теперь отображается вместе с постоянным камуфляжем.
  • В обновлении 0.5.16

    добавлены приёмопередатчики активного гидролокатора S-Gerat.

    был изменен:
  • В обновлении 0.6.8 был изменен:
    • для 105-мм снарядов ПМК шанс поджога уменьшен с 9% до 5%, а урон с 1300 до 1200 единиц;
    • увеличена дальность ПМК с 5 до 5,3 км.
  • В обновлении 0.6.12:
    • параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 11,68 км.
    • дистанция обнаружения палубного самолёта Focke-Wulf Fw.62 приведена к корректному значению. Обнаружение с других самолётов теперь составит 7 км, с кораблей ― до 8 км.
  • В обновлении 0.6.15

    Постоянному камуфляжу «Тип 10» добавлен бонус — скидка 10% к стоимости обслуживания после боя.

    :
  • В обновлении 0.7.4.1

    добавлен в дерево развития своей нации и доступен для покупки за дублоны.

    был изменен:
  • В обновлении 0.7.12:
    • исправлена ошибка с некорректным бронепробитием. Увеличено бронепробитие фугасного снаряда ПМК калибра 150 мм с 36 мм до 37 мм;
    • в окне «Камуфляжи» во вкладке «Внешний вид» стали недоступны для покупки следующие постоянные камуфляжи (теперь их можно купить в Арсенале): «Арктический», «Особый» и «Z-15».
  • В обновлении 0.8.11

    настройки эллипса разброса снарядов орудий ГК приведены к значениям американских и британских линкоров.

    был изменен:
  • В обновлении 0.9.0

    исправлено некорректное описание модуля «СУО».

    был изменен:
  • В обновлении 0.9.2

    пробитие 105-мм ОФ снарядов вспомогательного калибра увеличено с 18 до 26 мм;

    :
  • В обновлении 0.9.5

    небольшие изменения геометрии и текстур.

    был изменен:

Историческая справка о Scharnhorst

Scharnhorst (рус. «Шарнхорст») — головной корабль серии линейных кораблей типа Scharnhorst ВМС Германии, классифицируемый иногда как линейный крейсер из-за орудий главного калибра. Построен на военной верфи в Вильгельмсхафене и вошел в строй 7 января 1939 года. Принимал активное участие в операциях Кригсмарине в период Второй мировой войны, один из самых известных кораблей этого периода. Потоплен в бою с силами британского флота при попытке атаки арктического конвоя JW-55B у мыса Нордкап 26 декабря 1943 года.

Проектирование

По условиям Версальского договора Германия не имела права строить боевые корабли водоизмещением свыше 10000 т. Но уже в начале 1930-х годов кораблестроительные программы Франции и СССР заставили германских политиков подумать о строительстве боевых кораблей, выходивших за рамки Версальских ограничений.

В ходе предварительных проработок выяснилось, что девять читать полностью…

Ссылки

  • Тема на официальном форуме
  • Z1ooo World of Warships / ProShips.ru
  • atsf(англ.)

Видео

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VII Leberecht Maass • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Z-35 • IX Z-46 • X Z-52 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen

История создания, строительство, модернизации

После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского договора 1919 года Германия была сильно ограничена в вопросах строительства новых кораблей для военно-морского флота. Данный договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 английских («длинных») тонн. В середине -х гг. Германия смогла приступить к замене старых броненосцев «Braunschweig», «Hannover» и «Elsass», возраст которых превысил 20-летний. В результате конструкторских изысканий, направленных на достижение компромисса между различными боевыми качествами кораблей в рамках отведенных Версальским соглашением 10 000 тонн водоизмещения, появился проект броненосцев (нем. «Panzerschiff») типа «Дойчланд». Три корабля этого типа, оснащенные дизельной энергетической установкой, обеспечившей кораблям значительно большую, чем у кораблей с паротурбинной ЭУ, дальность плавания, вошли в состав Рейхсмарине (ВМС Германии периода Веймарской республики) и позже — Кригсмарине в период с по 1936 годы. В начале 1930-х, после закладки третьего корабля серии «Дойчланд», появились сведения о новых французских линкорах типа «Дюнкерк» с более высокой скоростью и мощным вооружением из восьми 330-мм орудий. Главнокомандующий германским флотом адмирал Эрих Редер сделал попытку увеличить водоизмещение 4-го и 5-го кораблей до 15 000 — 18 000 т и добавить на них третью башню главного калибра с целью парировать новую угрозу. Были составлены несколько вариантов нового линейного корабля. Всего рассматривалось три базовых проекта: 18 000-тонный, 22 000-тонный (оба с 283-мм орудиями) и 26 000-тонный с 330-мм орудиями, стоимость которых составляла 120, 150 и 180 млн марок соответственно. Выбор был сделан в пользу 280-мм калибра, но орудия были другой модели, нежели на предшествующем типе «Дойчланд». Энергетическая установка была паротурбинной, вместо дизельной на «Дойчландах». В конце концов, стандартное водоизмещение кораблей возросло до 31 500 тонн.

Броненосные корабли «D — Ersatz Elsass» (замена броненосца «Эльзас») и «Е — Ersatz Hessen» (замена броненосца «Гессен») были заложены на военной верфи Вильгельмсхафена и на верфи фирмы «Дойче Верке» в Киле 14 февраля 1934 года. 5 июля постройку приостановили в связи с принятым решением строить линейные крейсера значительно больших размеров. Перезакладка состоялась соответственно 15 июня и 6 мая 1935 года. «Шарнхорст» был спущен на воду 3 октября, а «Гнейзенау» — 8 декабря 1936 года. Вошли в строй корабли 7 января 1939 года и 21 мая 1938 года соответственно. Плавания «Гнейзенау» в штормовую погоду показали, что высота борта в носовой части недостаточна. В результате при плановом ремонте носовую часть переделали, увеличив развал шпангоутов, наклон и подъём кверху форштевня. Дальнейшая практика плаваний выявила недостатки энергетической установки, в частности, трубок котлов, ряд проблем в турбинах. Дальнейшие улучшения по ходу службы предусматривали установку авиационного оборудования, радаров, добавление зенитного вооружения.

После повреждения «Гнейзенау» от британской авиабомбы в начале 1942 года были начаты работы по возможному перевооружению корабля с 9 283-мм орудий на 6 380-мм в трёх двухорудийных башнях (данный вариант вооружения рассматривался ещё в 1935 году), однако планы не были претворены в жизнь.

Player Opinion

Pros:

  • Unrivaled reload on a battleship; practically the fastest in the game at 20 seconds.
  • Very good turret traverse, puts several cruisers and certain destroyers to shame.
  • Her Armor piercing shells have a high chance of penetrating destroyers rather than over-penetrating. Especially true when the target is angled bow or stern to her.
  • Strong secondaries and torpedoes for close in brawling.
  • High speed and good maneuverability feel more like a cruiser than a battleship.
  • Very durable; her turtleback armor scheme means she is very hard to citadel when close.
  • Exceptionally versatile. Can be played as a battlecruiser, a typical battleship, or a flanker, depending on the map, team composition, and upgrade/commander skill configuration.
  • Good anti-aircraft suite; when fully built for anti-air duties, she is deadly to enemy planes.
  • Underestimating her guns can prove fatal to enemy ships.
  • Easily can counter most destroyers due to fast reload and quick rudder shift time.

Cons:

  • Lower alpha strike potential and penetration compared to her larger-gunned peers.
  • Low gun caliber prevents overmatching in most cases, leading to more bounces as well as non-penetrations than most battleships.
  • Large turning radius.
  • Turrets and torpedo tubes are incapacitated very often, especially when brawling.
  • Bow armor can be overmatched by battleships she will encounter when up-tiered into Tier VIII and IX games.
  • Armor-piercing shells lose a lot of penetration value at long range, even against equal-tiered targets.

С этим читают