Хельсинский акт (сбсе)

Минская группа и обострение ситуации на линии соприкосновения сторон в апреле 2016 года

В начале апреля 2016 года на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе между азербайджанскими и армянскими силами произошли вооружённые столкновения, которые привели к многочисленным жертвам с обеих сторон. Урегулирование конфликта произошло благодаря активному военно-дипломатическому вмешательству России. В то же время, было сделано несколько публичных заявлений о сохраняющейся роли Минской группы.

Глава МИД РФ Сергей Лавров 4 апреля заявил на пресс-конференции в Москве, что Россия не считает целесообразным изменять формат Минской группы ОБСЕ по Карабаху и «пытаться подрывать роль сопредседателей Минской группы ОБСЕ».

Находясь с визитом в Баку, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что «конфликт в Нагорном Карабахе давний, механизмы и форматы его решения есть, создавать что-то новое сейчас опасно, надо вернуться за тот стол переговоров, который создавался последние 20 лет». В ходе визита в Германию президента Армении Сержа Саргсяна канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что «Германия как председатель ОБСЕ собирается особым образом поддерживать Минскую группу, которая несёт ответственность за урегулирование этого конфликта»


Наконец, глава МИД России Сергей Лавров, обсуждавший в Москве эскалацию конфликта с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном, отметил важность соблюдения договорённости о прекращении огня и исключения повторения подобной ситуации, создания условий для продолжения переговоров в формате МГ ОБСЕ

2 апреля «тройка» сопредседателей Минской группы выступила с заявлением, в котором осудила применение силы в зоне конфликта и призвала стороны прекратить стрельбу, а также принять все необходимые меры для стабилизации ситуации на местах.

Посетив позднее зону конфликта, сопредседатели Минской группы заявили, что ключевыми принципами урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе являются неиспользование силы, право народа на самоопределение и территориальная целостность. При этом мандат МГ не подразумевает расследование обстоятельств возобновления боевых действий в зоне конфликта, отметили сопредседатели.

Председатели

Срок полномочий председателя ПА ОБСЕ составляет один год, председатель Ассамблеи может быть переизбран на этот пост только один раз.

Годы Страна Председатель Примечания
2016— Австрия Австрия
2014—2016 Финляндия Финляндия Илкка Канерва В июле 2015 переизбран на второй срок
2013—2014 Черногория Черногория Ранко Кривокапич
2013 Австрия Австрия С марта по июль 2013 года был и. о. председателя
2012—2013 Италия Италия
2010—2012 Греция Греция
2008—2010 Португалия Португалия
2006—2008 Швеция Швеция
2004—2006 США США
2002—2004 Великобритания Великобритания
2000—2002 Румыния Румыния
1998—2000 Дания Дания
1996—1998 Испания Испания
1994—1996 Бельгия Бельгия
1992—1994 Финляндия Финляндия Илкка Суоминен

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации

Деятельность Представителя можно разделить на две составляющие: наблюдение за ситуацией в области СМИ в рамках выполнения функции раннего предупреждения и содействие государствам-участникам в выполнении их обязательств в области свободы выражения мнения и свободы СМИ. Сюда входят также усилия, направленные на обеспечение безопасности журналистов; оказание содействия в развитии плюрализма медиа; содействие декриминализации диффамации; борьбу с языком ненависти при сохранении свободы выражения мнения; подготовку экспертных оценок по вопросам регулирования СМИ и законодательства в области СМИ; поддержку свободы в интернете; а также оказание содействия процессу перехода с аналогового на цифровое вещание. Кроме того, Представитель проводит ежегодные региональные медиа-конференции с участием журналистов, представителей гражданского общества и органов власти, а также академического сообщества, на которых обсуждаются актуальные вопросы, связанные со свободой СМИ. (Более подробная информация о Представителе доступна на английском и русском языках)

Цели

Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:

  • контроль распространения вооружений;
  • мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
  • меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.

Во вторую категорию входит безопасность в сфере экономики и экологии. К третьей категории относится все, что связано с правами человека, свободой совести и прочее. Это:

  • мероприятия по защите прав человека;
  • мониторинг выборов в различных странах;
  • способствование развитию демократических институтов.

Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.

Россия и ОБСЕ

Отношения России и ОБСЕ менялись с течением времени. В 1990-х годах Москва активно участвовала в деятельности организации, призывая к миру. В 1990 году СБСЕ приняло Парижскую хартию для новой Европы, в которой содержался изложенный М. С. Горбачевым курс на установлении атмосферы доверия и взаимопонимания с западными странами.

Флаг ОБСЕ. Фото: Depositphotos

В 2000-е и 2010-е Россия все больше критиковала ОБСЕ за двойные стандарты, так как организация все чаще выявляла нарушения прав человека в РФ, фальсификации на выборах, ущемление демократических свобод. В середине 2000-х в ОБСЕ наметился конфликт между западными странами и государствами бывшего СССР во главе с Россией. Дошло до того, что Москва пригрозила покинуть организацию.


Этого так и не случилось, но натянутые отношения между ОБСЕ и властями РФ сохраняются до сих пор. Чаще всего российское руководство критикует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, штаб-квартира которого находится в Варшаве, а также представитель по вопросам свободы СМИ.

Государства-участники

Участники ОБСЕ

Государство Государство
Австрия Австрия Мальта Мальта
Азербайджан Азербайджан Молдавия Молдавия
Албания Албания Монако Монако
Андорра Андорра Монголия Монголия
Армения Армения Нидерланды Нидерланды
Белоруссия Белоруссия Норвегия Норвегия
Бельгия Бельгия Польша Польша
Болгария Болгария Португалия Португалия
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина Россия Россия
Ватикан Ватикан Румыния Румыния
Великобритания Великобритания Сан-Марино Сан-Марино
Венгрия Венгрия Сербия Сербия
Германия Германия Словакия Словакия
Греция Греция Словения Словения
Грузия Грузия США США
Дания Дания Таджикистан Таджикистан
Ирландия Туркмения Туркмения
Исландия Исландия Турция Турция
Испания Испания Узбекистан Узбекистан
Италия Италия Украина Украина
Казахстан Казахстан Финляндия Финляндия
Канада Канада Франция Франция
Кипр Кипр Хорватия Хорватия
Киргизия Киргизия Черногория Черногория
Латвия Латвия Чехия Чехия
Литва Литва Швейцария Швейцария
Лихтенштейн Лихтенштейн Швеция Швеция
Люксембург Люксембург Эстония Эстония
Македония Македония

Партнеры по сотрудничеству

Средиземноморские Год Азиатские Год
Алжир Афганистан 2003
Египет 1995
Израиль Южная Корея 1994
Иордания Таиланд 2000
Марокко Япония 1992
Тунис Австралия 2009

Неформальные вспомогательные органы

Постоянный совет имеет ряд неформальных вспомогательных органов, включая по одному комитету на каждое из трех измерений концепции ОБСЕ по безопасности (военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое). В рамках соответствующего измерения комитеты обсуждают вопросы, связанные с выполнением обязательств ОБСЕ государствами-участниками. По просьбе  Председателя в консультациях с государствами-участниками они могут, рассмотреть межизмеренческие вопросы, имеющие непосредственное отношение к своему соответствующему измерению. Дальнейшая деятельность комитетов заключается в следующем:

Комитет по вопросам безопасности

  • Поддерживает подготовку Ежегодной конференции по обзору проблем в области безопасности (ЕКОБ) с учетом вклада Форума по сотрудничеству в области безопасности и других соответствующих совещаний.
  • Обсуждает рекомендации Постоянному совету.

Экономико-экологический комитет

  • Поддерживает подготовку встреч Экономико-экологического форума (ЭЭФ) (более подробный контент доступен на английском) и прочих совещаний по экономико-экологическим вопросам.
  • Обсуждает рекомендации Постоянному совету и осуществляет дальнейшие шаги в реализации рекомендаций, вынесенных ЭЭФ.

Комитет по человеческому измерению

  • Поддерживает подготовку совещаний по рассмотрению выполнения, посвященных человеческому измерению (СРВЧИ) и прочих совещаний в области человеческого измерения.
  • Обсуждает рекомендации Постоянному совету и осуществляет дальнейшие шаги в реализации рекомендаций, вынесенных на совещаниях по человеческому измерению.

Комитеты проводят встречи в неформальном формате, представляя Постоянному совету доклады, рекомендации и подготавливая соответствующие решения. Согласно сложившейся практике, от имени Председательства руководители делегаций в ОБСЕ трех других государств-участников возглавляют Комитет по вопросам безопасности, Экономико-экологический комитет и Комитет по человеческому измерению. Председателей всех трех комитетов назначает Председательство.

Еще одним неформальным вспомогательным органом является подготовительный комитет Постоянного совета, который способствует процессу обсуждений и принятия решений Постоянного совета, а также укрепляет процесс политических консультаций и обеспечения транспарентности в рамках Организации. Подготовительный комитет играет ключевую роль в подготовке решений/документов для принятия Постоянным советом и действует в качестве «последнего фильтра» перед представлением проектов решений/документов Постоянному совету.

Консультативный комитет по управлению и финансам (ККУФ) является консультативным комитетом Постоянного совета по всем вопросам, касающимся бюджета, финансирования и управления ресурсами ОБСЕ.

Комитеты ПА ОБСЕ

Постоянный комитет

Постоянный комитет, состоящий из глав национальных делегаций и членов Бюро, утверждает бюджет, назначает Генерального секретаря и руководит работой Ассамблеи.

Общие комитеты

Работа Ассамблеи разделена между тремя общими комитетами, которые в целом соответствуют трем основным разделам Хельсинкского Заключительного акта:

I. Комитет по политическим вопросам и безопасности II. Комитет по экономическим вопросам, науке, технологии и окружающей среде III. Комитет по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам

Члены Комитета избирают Председателя, заместителя Председателя и докладчика на один год. Принятие решений осуществляется большинством голосов в ходе заседаний на ежегодной сессии.

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Парламентская ассамблея ОБСЕ включает в свой состав 323 парламентария, которые представляют страны, расположенные на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока. Она служит форумом для парламентской дипломатии и парламентских дискуссий, направляет своих членов с целью руководства миссиями по наблюдению за выборами и укрепляет международное сотрудничество в поддержку обязательств в политической, экономической, экологической и правозащитной областях, а также в области безопасности.

Кроме того, Ассамблея разрабатывает и продвигает механизмы по предотвращению и урегулированию конфликтов, содействует развитию демократических институтов в государствах-участниках и обеспечивает транспарентность и подотчетность в ОБСЕ. На ее ежегодных сессиях формулируются обширные политические рекомендации для правительственного компонента Организации. Специальные представители Ассамблеи занимаются широким спектром вопросов – от приграничного сотрудничества до национальных меньшинств – и различными регионами – от Афганистана до Южного Кавказа. В дополнение к этому, Ассамблея направляет парламентские делегации на места и миссии по установлению фактов, а также поддерживает тесные связи с Межпарламентской ассамблеей Содружества Независимых Государств, Межпарламентским союзом, Парламентской ассамблеей Организации Североатлантического договора и Парламентской ассамблеей Совета Европы. Ее международный секретариат размещается в Копенгагене. (Более подробная информация об Ассамблеи доступна на английском и история Ассамблеи — на русском языках)

Секретариат

Секретариат ОБСЕ, работой которого руководит Генеральный секретарь, осуществляет управление работой миссий и центров организации, развернутых в государствах-участниках, обслуживает деятельность других руководящих органов, обеспечивает проведение различных конференций, занимается административно-бюджетными вопросами, кадровой политикой, отвечает за связь с международными организациями, прессой и т. д. Секретариат расположен в Вене (Австрия), со вспомогательным офисом в Праге (Чехия). Для повышения уровня эффективности работы Секретариата и других институтов организации в экономической и экологической плоскостях с января 1998 года введена должность Координатора деятельности ОБСЕ в сферах экономики и окружающей среды.

«ОБСЕ» в публикациях DK.RU

Российской экономике предсказали быстрое восстановление после карантина
Тихановская призвала руководство Евросоюза не признавать победу Лукашенко на выборах
Либо малый бизнес, либо россияне. Банки готовы отменить кэшбек за многие покупки
Закрытие «Бизнес-Молодости», экологические протесты в Башкирии. Главное 18 августа
Путин и Меркель обсудили политический кризис в Беларуси. Расставив разные акценты
Отставки, забастовки и угрозы увольнений. Хроника протестов в Беларуси
Чего ждать от партнерства главного спортивного бренда Екатеринбурга ФК «Урал» и BetBoom
«Выжили? Отлично. Теперь готовьтесь все поменять, чтобы выживать дальше»
«Требуется взлом системы». Иван Хохлов об уроках Covid-19, к которым оказался не готов
Применение принципа «эстоппель» при защите интересов в корпоративных спорах
«За счет инвестиций вышли на мировой рынок. В 2020-м вложим еще 200 млн, COVID не помеха»
«Продавать госпиталь отца государству не хочу». Эксклюзивное интервью Дмитрия Тетюхина
«Пришло время, когда «гаражный» производитель может стать успешнее, чем крупный завод»
«Пандемия нам помогла», — Евгений Фомин, «Уралкерамика»
«За три года не было ни одного рабочего дня». Как превратить увлечение играми в бизнес
«Мы почти супермены». Как парни с Уралмаша накрыли своим Wi-Fi всю Россию
«Ожидал, что сейчас намного проще найти сотрудников, но людям хватает пособия. Нонсенс!»
Платформу для малого бизнеса DKclub представили на выставке-форуме Internet Expo
«В апреле 2019-го заработали миллион, теперь — 60 тыс. Но перспективы — дух захватывает!»
«Пятикратный рост и планы на Европу». Как уральский бизнес выстрелил в Москве и не только
Как мебельщики заработали на замершем рынке больше 10 млн руб. невзирая на коронакризис
Посткарантинный Сочи: Ницца и Тагил в одном флаконе
Дополнительные бюджетные места и гранты: как вузы помогают абитуриентам в период пандемии
Билл Гейтс, чипизация и мировое господство Китая. Откуда берутся конспирологические теории
«Бить в колокола, просить помощи у близких». Как справиться с эмоциональным выгоранием
«Возникнет новая форма школьного обучения: потребность есть, а бизнеса — еще нет»
«Путину ужасно надоело все происходящее. Но надо довести этот корабль», — Захар Прилепин
От НЛО до водопадов. Что посмотреть на Урале, пока границы на замке
«Тотального карантина осенью не будет. Экономика важнее, а нас ожидает естественный отбор»
«Инвесторы выходят из проектов — боятся санкций». Колонка из протестующей Белоруссии
«Ваши клиенты вовсе не холодные. Неудобные — да. Недобрые. Категоричные. Но не холодные»
«Экономика России отброшена на 11 лет назад. Но пик кризиса придется на сентябрь-октябрь»
«Россия сегодня: чиновникам — пенсии, народу — дожитие» — Владимир Фролов
«Купить доллары на последнее, а завтра продавать с потерями — это не цель, а глупость»
«Не стоит на 100% привыкать к нынешней жизни. Возвращаться к обычному ритму будет сложно»

Лайфхаки

Оплати счета и экономь. Как увеличить доход, чтобы хватало на весь месяц. ТРИ СПОСОБА
«Инвесторам стоит ехать в Сибирь, на Восток, там происходит много захватывающих вещей»
Пять качеств, без которых вашему ребенку будет сложно прожить. Как их воспитать?
Акции Tesla прыгнули вверх. Теперь Илон Маск — четвертый в списке богатейших людей мира
«При миграции ты меняешь известные проблемы на неизвестные. Россия не хуже других стран»
Нанять вас должно быть привилегией. Рынок труда развернулся на 180 градусов
Рискуют, но владеют. Депутаты РФ не отказались от недвижимости за рубежом

Структура и институты


Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.

Каждую неделю в Вене собирается Постоянный совет, который принимает решения по текущим вопросам и проводит необходимые консультации. По сути, он является высшим исполнительным органом. Работой ОБСЕ управляет Председатель этого совета, избираемый на один год. Он координирует работу различных структур организации и представляет ее на мероприятиях и встречах. Действующему председателю в работе помогают бывший и будущий глава ОБСЕ, а также ее Секретарь.

Генеральный секретариат координирует деятельность организации и оказывает оперативную помощь «полевым» миссиям ОБСЕ. Кроме того, он отвечает за кадровые, административные и финансовые вопросы.

Трижды в год собирается Парламентская ассамблея ОБСЕ, на которую съезжаются депутаты парламентов стран-членов организации. Они заслушивают отчеты о результатах работы, проводят переговоры, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации. В ПА ОБСЕ есть несколько комитетов, один из которых избирает Генерального секретаря.

В составе ОБСЕ есть особые структуры, занимающиеся решением специальных вопросов. Так, например, Верховный комиссар, который занимается урегулированием межэтнических конфликтов. Бюро по демократическим институтам и правам человека расположено в Польше. В его компетенции поддержка неправительственных организаций, работа с отделениями организации, образовательные и просветительские программы. Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов и свободой прессы. Для разрешения конфликтных ситуаций страны-участницы ОБСЕ могут обратиться в Суд по примирению и арбитражу, который действует на основании международных конвенций.

История создания

История ОБСЕ уходит корнями в период разрядки международной напряженности начала 1970-х годов, когда было учреждено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), призванное служить многосторонним форумом для диалога и переговоров между Востоком и Западом. Итогом двух лет встреч в Хельсинки и Женеве стало соглашение, подписанное 1 августа 1975 г. и получившее название Хельсинкского заключительного акта.

В этом документе содержался ряд важнейших обязательств в военно-политической и экономической сферах, а также в вопросах окружающей среды и защиты прав человека, ставших центральными для так называемого «хельсинкского процесса». Хельсинкским актом также устанавливались десять основополагающих принципов, определяющих «поведение» государств в отношении их граждан, а также по отношению друг к другу.

Вплоть до 1990 г. работа СБСЕ проводилась в основном как серия встреч и совещаний, в ходе которых разрабатывались и расширялись обязательства, принимаемые на себя государствами-участниками, и проводилась периодическая оценка их выполнения. Окончание «холодной войны» и прошедший в ноябре 1990 г. Парижский саммит ознаменовали начало новой эпохи для СБСЕ. Авторы Парижской хартии для новой Европы призвали СБСЕ принять участие в осуществлении исторических изменений, происходящих в Европе, и в выработке ответов на новые вызовы эпохи, наступившей с окончанием «холодной войны». В результате СБСЕ обрело постоянные институты и оперативный потенциал. В Парижской хартии главы государств и правительств СБСЕ также специально предусмотрели создание Парламентской ассамблеи СБСЕ.

В апреле 1991 г. по приглашению парламента Испании высокопоставленные представители всех государств — участников СБСЕ встретились в Мадриде с особой целью — создание Парламентской ассамблеи СБСЕ в соответствии с требованием глав государств и правительств своих стран. Результатом этой встречи стала Мадридская декларация, в которой были установлены основные правила процедуры, методика работы, размер, сфера полномочий Ассамблеи, а также распределение голосов между её членами.

На встрече в Берлине в 1991 г. Совет министров иностранных дел (СМИД) СБСЕ приветствовал создание Парламентской ассамблеи и заявил, что министры с нетерпением ожидают «коллективного выражения» мнения членов Парламентской ассамблеи по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, а также дальнейшего развития СБСЕ.

В июле 1992 г. в Будапеште состоялась первая официальная сессия Парламентской ассамблеи. Среди прочего Ассамблея постановила принять приглашение парламента Дании и разместить Международный секретариат в Копенгагене.

В том же году на встрече в Праге участники СБСЕ прямо способствовали установлению активного диалога между двумя органами, заявив, что Действующий председатель СБСЕ будет готов представлять Ассамблее отчет о работе СБСЕ, отвечать на связанные с ней вопросы парламентариев, а также принимать к сведению их мнения для последующей передачи Совету министров. Отсюда берет начало традиция выступления Действующего председателя перед Парламентской ассамблеей, в соответствии с которой он также отвечает на прямые вопросы парламентариев.

В 1994 г. СБСЕ было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе в соответствии с расширением деятельности этого института.

Саммиты СБСЕ-ОБСЕ в Хельсинки (1992), Будапеште (1994) и Стамбуле (1999) подтвердили интерес государств-участников к активному вовлечению парламентариев в деятельность ОБСЕ и постановили, чтобы Действующий председатель поддерживал тесные связи с Парламентской ассамблеей, доводил её рекомендации до сведения Постоянного совета и информировал парламентариев о деятельности ОБСЕ. На саммите в Стамбуле в 1999 г. главы правительств государств — участников ОБСЕ особо отметили  возрастающую роль Парламентской ассамблеи в сфере демократического развития и наблюдения за выборами.

Сводный бюджет

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций. Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро. Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро. Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.

Карабахский конфликт

Межобщинный конфликт между азербайджанцами и армянами, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской перестройки (1987—1988), на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К концу 1988 года в этот конфликт оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию».

10 декабря 1991 года в самопровозглашённой НКР прошёл референдум о независимости, который бойкотировало местное азербайджанское меньшинство. Референдум не был признан международными организациями. Тогда же прошли выборы в Верховный Совет НКР. Межнациональная конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Цели

Основными целями, которые перед собой ставят страны ОБСЕ, является достижение мира и стабильности в Европе. Для выполнения данной задачи организация активно участвует в урегулировании конфликтов между державами и внутри государств-участников, контролирует распространение оружия, проводит дипломатические мероприятия профилактического характера для предотвращения возможных конфликтов.

Организация следит за экономической ситуацией и экологией в регионе, а также за соблюдением прав человека в странах Европы. Деятельность ОБСЕ направлена на проведение мониторингов выборов в странах-участниках путем отправки на них своих наблюдателей. Организация поощряет развитие демократических институтов.

Значение ОБСЕ


Несмотря на все недостатки, трудно переоценить значение ОБСЕ. Данная организация является площадкой, где страны-участники могут найти точки соприкосновения по спорным вопросам, разрешить конфликт, договориться о совместной позиции по поводу решения конкретной проблемы. Кроме того, организация прилагает немалые усилия для обеспечения прав человека в европейских странах и демократизации общества.

Не стоит забывать, что в свое время холодная война была прекращена не в последнюю очередь благодаря консультациям в рамках СБСЕ. В то же время нужно стараться, чтобы новые политические и гуманитарные вызовы данная организация тоже приняла во всеоружии. А для этого требуется проводить реформирование ОБСЕ.

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) рассматривает ту или иную ситуацию, если, по его/ее мнению, напряженность, связанная с проблемами национальных меньшинств, потенциально может перерасти в конфликт. Повседневная работа Верхового комиссара заключается в выявлении и поиске путей противодействия причинам межэтнической напряженности и конфликтов.

Верховный комиссар рассматривает краткосрочные причины и факторы, провоцирующие межэтническую напряженность или конфликты и долгосрочные структурные проблемы, вызывающие озабоченность. Если то или иное государство-участник не выполняет своих политических обязательств или международных норм, Верховный комиссар оказывает ему помощь в виде аналитических заключений и рекомендаций. Опираясь на накопленный опыт, ВКНМ публикует тематические рекомендации и руководящие принципы, где формулируются предложения, касающиеся общих проблем и внедрения передового опыта. Верховный комиссар оказывает также структурную поддержку, реализуя небольшие совместные проекты, направленные на достижение устойчивого развития путем повышения ответственности на местном уровне. (Более подробная информация доступна только на английском языке)

Функции и задачи ОБСЕ

ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:

  • военно-политическую;
  • экономическую;
  • гуманитарную.

К «военной» группе относятся: миротворческие миссии, кибербезопасность, контроль вооружений, полицейские операции. ОБСЕ способствует реализации международных договоров. Например, в штаб-квартире организации проходят ежемесячные консультации по выполнению Договора об открытом небе.

Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.

Государства, вступившие в ОБСЕ, взяли на себя серьезные обязательства по соблюдению прав человека и его основных свобод. Контроль их выполнения – третье направление деятельности. ОБСЕ активно противодействует торговле людьми, способствует укреплению демократических институтов в разных странах, продвигает идеи гендерного равенства, поддерживает неправительственные организации и ратует за свободу прессы. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ регулярно участвуют в проведении выборов.


С этим читают