Новый шёлковый путь

Планы воссоздания

СССР

В конце 30-х начале 40-х годов XX века СССР осуществлял масштабную поддержку определенных политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около 3 тыс.км.


Транссиб

В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.

Транс-Евразийский пояс «Razvitie»

В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie». В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия.

Автомобильный маршрут

В начале 2016 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане. Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию.

TRACECA

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.

Каспийский паромный путь

В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море. Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору. Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train. В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз.

«Один пояс и один путь»

Основная статья: Один пояс и один путь

В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь. Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь 21 века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

Рождение Великого Шелкового пути — Древний Китай

Великий Шелковый путь – это название древней трансконтинентальной магистрали, объединившей некогда Восток и Запад. Мало кто знает, что именно благодаря Великому Шелковому пути западный мир узнал об одной из самых загадочных стран древности – Китае. Именно оттуда в страны Запада во II веке до н.э. начинают привозить шелк и другие товары, неизвестные ранее в Европе.

Шелковый путь формировался на протяжении нескольких веков из небольших караванных дорог, соединяющих различные города на территории Китая и Центральной Азии, которые со временем превратились в целую торговую караванную дорогу со многим ответвлениями, ведущими в различные государства Востока и Запада.


История шелка и Великого Шелкового пути неразрывно связана с Китаем. По древней китайской легенде, первым человеком, распутавшим шелковый кокон в 2640 г. до н.э., была китайская принцесса Си-Лин-ши. Сам же Шелковый путь китайцы проложили не специально. В 138 году до н.э. император У-Ди из династии Хань отправил своего чиновника Чжан Цяня с дипломатической миссией на Запад. Чжан Цянь свою миссию благополучно провалил, так как попал в плен к гуннам, но зато после побега он много путешествовал вдоль древней караванной дороги и открыл множество новых стран. По возвращению домой император простил своего незадачливого слугу и вновь отправил с миссией установить дипломатические и торговые отношения с правителями западных стран. С этого момента начинается расцвет Великого Шелкового пути.

Великий Шелковый путь функционировал вплоть до XVI века и на протяжении всей своей истории он был окутан ореолом загадочности, романтических приключений и опасности. По караванным дорогам провозили не только «драгоценный» шелк, чей секрет, на протяжении трех тысячелетий тщательно охранял весь Китай от простых ремесленников до самого императора, но и драгоценные камни из Бадахшана, а также жадеит и нефрит из Хотана и Яркенда (Синьцзянь), которые еще больше подогревали интерес европейцев к загадочному Китаю.

Один из самых больших и удалённых от цивилизации отрезков Шелкового пути проходил через территорию современного Китая. Начинался Шелковый путь в древней столице Китая – городе Чанъань (сов. Сиань), затем он простирается через современную провинцию Ганьсу до города Дуньхуан, где Великий Шелковый путь делится на Северный и Южный. Фактически он представлял собой долгие переходы через пустыни и степи от одного китайского города к другому.

На отрезке от Ланьчжоу до Дуньхуана караванная дорога граничит с пустыней Гоби и эта часть дороги в древности считалась одной из самых опасных из-за частых нападений кочевников с севера. Единственной защитой для торговых караванов была Великая Китайская стена, которая тянется вдоль всего этого отрезка пути.

От Дуньхуаня через Камул, Турфан и Урумчи шел Северный путь, по которому в основном перевозили шелк и другие товары из центрального Китая. В свою очередь Южная дорога шла через Черчен, Хотан, Яркенд и Кашгар. По этой дороге в основном провозили жадеит, нефрит и другие драгоценные камни, которые добывали в горах Тянь-Шаня.

Великий шелковый путь был не только дорогой с Востока на Запад. По ней в Китай в средние века пришли такие новшества как хлопок, финики, огурцы, различные бахчевые и цитрусовые, и слоновая кость. Великий Шелковый путь стал также связующим мостом для обмена идеями и культурой. По нему из Китая на Запад привезли бумагу и порох. По нему совершил своё путешествие Марко Поло, открыв для европейцев загадочный Китай.

В древности и средневековье Великий Шелковый путь играл роль не только трансконтинентальной торговой магистрали, это был путь, по которому шли буддийские монахи, распространяя свое учение о мире. Так буддизм пришел из Индии в Китай и Центральную Азию. По Великому Шелковому пути вели свои армии Атилла и Чингизхан. По нему распространялись научные знания и культурные ценности.

На сегодняшний день существует множество проектов по возрождению Шелкового пути. Уже сейчас по некоторым его участкам проходят туристические маршруты. Кроме того, по инициативе ЮНЕСКО реставрируются некоторые караван-сараи, которые функционировали в средние века. Создаются все условия для безопасного и комфортного путешествия по древним караванным дорогам. Несмотря на то, что Великий Шелковый путь утратил своё основное значение, он как и тысячу лет назад остаётся своеобразным мостом, объединяющим многие народы Евразии.

О ралли-рейде

Ралли-рейд «Шёлковый путь» — автомобильная гонка, проходящая по бездорожью и дорогам общего пользования. Задача каждого экипажа, состоящего, как правило, из пилота и штурмана (в экипажах грузовиков — также и механика, а мотоциклов — только пилота) — максимально быстро преодолеть скоростные участки (называемые также специальными или спортивными) по определённому дорожной книгой (легендой, роудбуком) маршруту, при этом отмечаясь на обязательных контрольных точках. Победитель гонки определяется по минимальной сумме времени на спецучастках всех этапов ралли.


Перегоны (дорожные секции, лиазоны) между скоростными участками проходят по дорогам общего пользования, с соблюдением правил дорожного движения и заданного графика прохождения точек контроля времени

На экипажи, отклонившиеся от временнóго графика, налагаются штрафы (пенализация), которые фиксируются в специальной контрольной карте (карнете) и принимаются во внимание для расчёта конечного результата.. Начиная с 2012 года сошедшим с дистанции экипажам разрешается вернуться в гонку с назначением пенализации, равной 50 часам времени, прибавляемым к результату

Причём вернуться в гонку можно только однажды и сделать это необходимо на следующий день после проведения спецучастка, на котором экипаж не смог добраться до финиша. Возврат в гонку с таким крупным штрафом не позволяет успешно выступить в ралли, но зато даёт вернувшимся экипажам возможность подготовиться в соревновательном режиме к ралли-марафону «Дакар».

Начиная с 2012 года сошедшим с дистанции экипажам разрешается вернуться в гонку с назначением пенализации, равной 50 часам времени, прибавляемым к результату. Причём вернуться в гонку можно только однажды и сделать это необходимо на следующий день после проведения спецучастка, на котором экипаж не смог добраться до финиша. Возврат в гонку с таким крупным штрафом не позволяет успешно выступить в ралли, но зато даёт вернувшимся экипажам возможность подготовиться в соревновательном режиме к ралли-марафону «Дакар».

Каждое ралли, по терминологии организаторов «Шёлкового пути», именуется «изданием». В 2016 году его протяжённость впервые превысила 6 500 километров, а продолжительность стала более 10 дней, благодаря вовлечению в проект Китая. Тем самым ралли-рейд преобразовался в ралли-марафон.

Этап Чемпионата России

В прошлые годы в рамках ралли-рейда «Шёлковый путь» проводился также этап Чемпионата России по ралли-рейдам, в зачёт которого брались результаты заявленных российских участников на нескольких обозначенных в регламенте гонки этапах «Шёлкового пути». Например, в 2016 году часть маршрута «Шёлкового пути» от Казани до Алма-Аты стала одним из этапов Чемпионата России.

Эмблема

Для работы над 6-м изданием ралли «Шёлковый путь», к участию в котором активно подключился Китай, организаторы привлекли к сотрудничеству нового креативного директора в лице Дениса Симачёва. В результате был создан новый дизайн соревнования, построенный вокруг образа белого тигра.

Основной трофей гонки представляет собой статуэтку, также изображающую белого тигра.

Значение

См. также: Список изобретений, сделанных в Китае

Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

Итальянская посуда XV века, изготовленная в подражание китайской

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении (ср.: четыре великих изобретения).

Результаты

Автомобили

Peugeot 2008 DKR экипажа Сириля Депре на Красной площади 8 июля 2016 года, за 15 дней до победы в 6-м издании ралли

ГОД МЕСТО НОМЕР ЭКИПАЖ КОМАНДА МАРКА МОДЕЛЬ ГРУППА ВРЕМЯ
1 101 Карлос Сайнс

Лукас Крус Сенра

Volkswagen

Motorsport 1

Volkswagen Race Touareg 2 T1.2 24:12:21
2 103 Марк Миллер

Ральф Питчфорд

Volkswagen

Motorsport 1

Volkswagen Race Touareg 2 T1.2 24:34:13
3 100 Жиниэль де Вильерс

Дирк фон Цитцевитц

Volkswagen

Motorsport 1

Volkswagen Race Touareg 2 T1.2 24:40:30
1 100 Карлос Сайнс

Лукас Крус Сенра

Volkswagen

Motorsport 1

Volkswagen Race Touareg 3 T1.2 19:42:02
2 102

Нассер Аль-Аттия

Volkswagen

Motorsport 1

Volkswagen Race Touareg 3 T1.2 19:50:29
3 104 Марк Миллер

Ральф Питчфорд

Volkswagen

Motorsport 1

Volkswagen Race Touareg 3 T1.2 20:22:24
1 102 Кшиштоф Холовчик

Жан-Марк Фортен

Monster Energy

X-raid

BMW X3 CC T1.2 29:11:27
2 100 Стефан Петерансель

Жан-Поль Коттре

Monster Energy

X-raid

MINI All4 Racing T1.2 31:10:55
3 118 Александр Желудов

Андрей Рудницкий

Promotechmsport

Rally

Nissan Frontier T1.1 32:36:00
1 102 Борис Гадасин

Дан Щемель

G-Force

Motorsport

G-Force Proto T1.1 20:03:42
2 109 Болаш Салай

Ласло Бункочи

Opel Dakar Opel Antara RR1 T1.1 20:06:25
3 107 Мирослав Заплетал

Рафау Мартон

OffroadSport Hummer H3 Evo T1.1 20:14:17
1 102 Жан-Луи Шлессер

Константин Жильцов

Sonangol

Schlesser

Sonangol

Schlesser

Original T1.3 32:55:35
2 105 Владимир Васильев

Виталий Евтехов

G-Force

Motorsport

G-Force Proto T1.1 33:12:08
3 125

Евгений Фирсов

ПЭК: спорт Toyota Hilux T1.1 34:43:08
1 104 Сириль Депре

Давид Кастера

Peugeot Total Peugeot DKR T1.4 36:15:18
2 103

Язид Аль-Раджи

X-raid MINI All4 Racing T1.2 36:41:09
3 101 Владимир Васильев

Константин Жильцов

G-Energy MINI All4 Racing T1.2 37:05:04
1 100 Сириль Депре

Давид Кастера

Peugeot Total Peugeot DKR T1.4 41:46:25
2 108 Christian LAVIEILLE

Jean-pierre GARCIN

BAICMOTOR RACING TEAM BAICmotor BJ2BJ40L1B T1 42:51:04
3 107 Wei HAN

Liao MIN

GEELY AUTO COOPERTIRES TEAM Geely SMG0RC0028 T1 42:57:54
2018 1 103

Язид Аль-Раджи

X-raid MINI John Cooper Works Rally Team Mini John Cooper Works Rally Т1 23:49:14
2 101 Нассер Валь Аттия

Меттью Бомель

QATAR WORLD RALLY TEAM Toyota Hilux Т1/2 24:57:26
3 108 Меттью Серрадори

LURQUIN Fabian

SRT TEAM MCM Origina Т1/3 28:56:21

Грузовики

КАМАЗ-4326-9 VK экипажа Айрата Мардеева на Красной площади 8 июля 2016 года, за 15 дней до завоевания 2-го места в 6-м издании ралли

ГОД МЕСТО НОМЕР ЭКИПАЖ КОМАНДА МАРКА МОДЕЛЬ ГРУППА ВРЕМЯ
1 201 Фирдаус Кабиров Андрей Мокеев Анатолий Танин КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 28:13:52
2 202 Герард де Рой Том Колсул Дарек Родевальд De Rooy 2009 Iveco Trakker 4×4 T4.2 29:16:17
3 203 Алеш Лопрайс Ярослав Мисколчи Милан Холан Loprais Tatra Tatra T815-2 4×4 T4.2 29:56:12
1 210 Эдаурд Николаев Вячеслав Мизюкаев Владимир Рыбаков КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 22:56:41
2 205 Владимир Чагин Сергей Савостин Ильдар Шайсултанов КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 23:18:49
3 201 Фирдаус Кабиров Айдар Беляев Андрей Мокеев КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 23:24:42
1 301 Алеш Лопрайс Милан Холан Войтех Штайф Loprais Tatra Tatra T815-2 T4.2 32:23:15
2 305 Фирдаус Кабиров Андрей Мокеев Анатолий Танин КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 32:39:56
3 318 Андрей Каргинов Вячеслав Мизюкаев Игорь Девяткин КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 33:01:51
1 301 Айрат Мардеев Айдар Беляев Антон Мирный КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 20:06:25
2 311 Петер Ферслёйс Юрген Дамен Гарри Схюрманс Eurol VEKAMAN MAN TGS 480 4×4 T4.2 20:36:53
3 310 Антон Шибалов Роберт Аматыч Ильдар Шайсултанов КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 21:03:43
1 312 Дмитрий Сотников Вячеслав Мизюкаев Андрей Аферин КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 36:28:25
2 309 Антон Шибалов Роберт Аматыч Алмаз Хисамиев КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 36:29:29
3 320 Сергей Вязович Александр Полищук Дмитрий Вихренко МАЗ-СПОРТавто МАЗ 5309RR T4.2 37:01:04
1 306 Айрат Мардеев Айдар Беляев Дмитрий Свистунов КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 39:23:18
2 300 Дмитрий Сотников Руслан Ахмадеев Иван Романов КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326-9 VK T4.2 39:38:46
3 301 Мартин ван ден Бринк Петер Виллемсен Даниэл Козловски MammoetRallysport Renault K520 T4.2 39:56:44
1 303 Дмитрий Сотников Руслан Ахмадеев Ильнур Мустафин КАМАЗ-мастер КАМАЗ T4.2 43:45:38
2 312 Антон Шибалов

Андрей Мокеев

Дмитрий Никитин

КАМАЗ-мастер КАМАЗ 4326 T4.2 43:51:42
3 300 Айрат Мардеев

Айдар Беляев

Дмитрий Свистунов

КАМАЗ-мастер КАМАЗ 43269 T4.2 44:08:50
2018 1 309 Андрей Каргинов

Андрей Мокеев

Игорь Леонов

КАМАЗ-мастер КАМАЗ КамАЗ-43509 T4.2 25: 26:12
2 303 Айрат Мардеев

Айдар Беляев

Ахмет Галяутдинов

КАМАЗ-мастер КАМАЗ КамАЗ-4326-9 T4.2 25: 44:14
3 306 Антон Шибалов

Дмитрий Никитин

Иван Романов

КАМАЗ-мастер КАМАЗ КамАЗ-4326-9 T4.2 26:29:41

Возрождение трансевразийских транспортных коммуникаций в 20-21 в.

Недостаточное развитие сухопутных транспортных коммуникаций, которые соединяли бы Европу с Дальним Востоком, препятствует хозяйственному развитию всех стран Евразии. Создание современной трансевразийской транспортной сети часто называют строительством нового Шелкового пути.

В России уже к 1903 была построена железнодорожная магистраль от Санкт-Петербурга до Владивостока, Транссиб и Китайская Восточная железная дорога (КВЖД). В 1970–2000-е ее дополнила Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эта железнодорожная система в настоящее время отчасти выполняет функции Шелкового пути, обеспечивая возможность сквозной транспортировки грузов через всю Евразию. Ее функционирование, однако, осложняется отсутствием транспортного сообщения российского Дальнего Востока с Японией, крупнейшим экспортером Восточной Азии.

Есть проекты достройки БАМ за счет подводных туннелей, которые бы соединили Сахалин с материком и с японским Хоккайдо. Реализация этого плана позволит создать магистраль Япония – Западная Европа в 12–13 тыс. км, развитие которой дало бы сильный импульс экономическому развитию и Японии, и восточных регионов России. Однако реализация этого проекта (как и иные планы российско-японского экономического сотрудничества) имеет весьма неопределенную перспективу из-за политических проблем.


Параллельно с развитием системы БАМ-Транссиб с начала 1990-х активно обсуждается и реализуется проект создания второй трансевразийской транспортной системы, которая примерно повторяла бы трассу исторического Шелкового пути, проходя из Китая через Туркменистан до Турции и Грузии. Эта программа носит название ТРАСЕКА (ТРАСЕСА – Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia), ее также называют восстановлением Великого шелкового пути.

В мае 1993 на конференции министров торговли и транспорта 8-ми стран Азии была принята официальная декларация этих стран и ЕС о формировании нового евроазиатского транспортного коридора. В сентябре 1998 в Баку состоялась международная конференция по восстановлению исторического Шелкового пути, на которой уже 32-мя евроазиатскими государствами было подписано многостороннее соглашение по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия.

Проект TRACECA пользуется активной финансовой поддержкой ЕБРР и МВФ. В его рамках осуществляется строительство не только железных дорог, но и портов на Черном и Каспийском морях, оптоволоконных сетей связи, автомобильных трасс. Планы развития новой магистрали включают строительство новых нефте- и газопроводов, создание в странах Средней и Центральной Азии современной индустрии туризма, активное развитие разделения труда между этих странами и усиление их вовлеченности в мировое хозяйство.

Однако полная реализация плана TRACECA ставится многими специалистами под сомнение. Многие участки этой трассы технически весьма трудны (например, путь из китайского Синьцзяна в узбекскую Ферганскую долину через киргизский Тянь-Шань). Самое главное, существуют серьезные политические препятствия: для успешного функционирования пути через 10 государственных границ надо унифицировать и предельно упростить таможенные и страховые нормы разных стран, а самое главное, обеспечить по всей трассе политическую стабильность и правопорядок. Поэтому хотя TRACECA короче Транссиба на 2 тыс. км, ее сравнительные преимущества не очевидны. Впрочем, чисто экономические соображения могут перевешиваться политическими: создание TRACECA ослабит экономическую зависимость от России экс-советских республик Закавказья и Средней Азии.

Интернет-ресурсы: Мамлева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2 (http://archaeology.kiev.ua/pub/mamleyeva.htm).

Юрий Латов

Ход гонки

В зачете внедорожников борьба за призовые места шла до последнего этапа. Из за технических проблем лидеры гонки часто менялись местами. Но основными претендентами на победу оставались Борис Гадасин, Луисио Альварез, Жан-Луи Шлессер и Кристиан Лавьей. По ходу гонки многим участникам пришлось сняться с дистанции. Среди таких оказался и Жан-Луи Шлессер, получивший травму руки. На финише ралли в Майкопе первое место в абсолютном зачете среди внедорожников занял экипаж российской команды G-Force, экипаж Бориса Гадасина.

В зачете грузовиков с самого начала гонки обозначился лидер — экипаж Эдуарда Николаева, однако на последнем этапе из за поломки турбины, а затем застряв в болоте, экипаж под номером 303 скатился в общем зачете на 6 место. Победу же одержал экипаж Айрата Мардеева, опередив голландца Питера Верслёйса.

Дальнейшее развитие

В сложный для торговли период VIII—X веков вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги (см. Волжский торговый путь). Наплыв богатств с Востока ускорил расслоение в этих землях и привёл к формированию государственных образований, первоначально состоявших из цепочки торгово-военных факторий вдоль основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат).

В результате ирано-византийских войн VI—VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути. Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский.

Маршрут странствий Марко Поло

После создания в XIII веке Монгольской империи, в пределах которой оказалась почти вся протяжённость Шёлкового пути, возникли предпосылки для оживления сухопутной торговли по древним маршрутам. Такие европейские путешественники, как Марко Поло, Карпини, Рубрук, при содействии монголов беспрепятственно проделывали путь до Восточного Туркестана и обратно. Теми же самыми путями распространялась в XIV веке и «чёрная смерть». Западный участок пути в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись укреплёнными факториями по берегам Чёрного моря.

К XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии (вторжение туркменов, завоевания Тамерлана), которые стимулировали развитие морской торговли, приведшее в перспективе к Великим географическим открытиям. О росте интереса китайцев к морской торговле свидетельствовали, в частности, путешествия Чжэн Хэ в Персидский залив и к берегам Африки.


С этим читают