Шерпа (должность)

АРКОС-800 — стоимостью 800 000 рублей

Долго думал, включать эту модель или нет. Аппарат вроде и далек от ШЕРПа, тем не менее является достаточно интересным. Основные особенности конструкции:


  • сочлененная рама;
  • двигатель Тойота в сочетании с автоматической коробкой;
  • раздатка от Соболя;
  • Волговские мосты.

При собственной массе 800 кг вездеход может перевозить до 350 кг груза без потери плавучести.

Вывод

Как я уже сказал в начале ролика, можно долго обсуждать стоимость как ШЕРПа, так и всех перечисленных моделей. Это же касается их технических особенностей и, конечно же, внедорожных возможностей. Понятно, что чисто в плане проходимости, далеко не все вышеперечисленные модели способны составить достойную конкуренцию ШЕРПу.

А, скажем, по универсальности вполне. Т.е. если, например, на Викинге или ТРЭКОЛе можно спокойно проехать по трассе не один десяток километров с относительным комфортом и нормальной скоростью, то вот на ШЕРПе сделать это уже заметно сложнее. Но это уже размышления. Все-таки вездеход — это прежде всего проходимость.

5 самых дешевых вездеходов на шинах низкого давления5 самых дешевых вездеходов на гусеницах — 2 частьГусеничные модули на автоТеория проходимостиДвижуха на болотах

Примечания

  1.  (фр.). Lacito.vjf.cnrs.fr. Дата обращения 8 March 2″012.
  2. . Tapting.org. Дата обращения 8 марта 2012.
  3.  (недоступная ссылка). Asia-planet.net. Дата обращения 8 марта 2012.
  4. Kamler, K. (2004). Surviving the extremes: What happens to the body and mind at the limits of human endurance, p. 212. New York: Penguin.
  5. Educational Media and Technology Yearbook — Volume 36, Michael Orey, Stephanie A. Jones, Robert Maribe Branch, page 94 (2011), isbn=1461413044: «A Sherpa is traditionally a knowledgeable native who guides mountain climbers on their most difficult and risky ascents.» Buried in the Sky: The Extraordinary Story of the Sherpa Climbers, by Peter Zuckerman, Amanda Padoan, page 65 (2012), isbn=0393079880: «Lowlanders clutching the Lonely Planet guide are convinced they want to hire «a sherpa, « even if they don’t know what a Sherpa is…»

Традиционное домостроительство

Дом традиционной шерпской архитектуры, но со стальной кровлей

В шерпских сельских общинах принята взаимопомощь в строительстве. Поначалу молодая семья поселяется в доме родителей мужа; когда появляются дети и становится слишком тесно, начинают строительство отдельного дома. Соседи часто помогают строящей дом семье едой, питьём и трудом.

Дома обычно строятся на достаточных расстояниях друг от друга, чтобы между ними можно было расположить поля.

На каждом этапе строительства может проводиться определённая религиозная церемония. В доме шерпа должно быть место не только для людей, но и для животных, и для богов.

Построенный семьёй дом чаще всего передаётся по наследству следующим поколениям и не продаётся.

Архитектурный стиль зависит от места постройки; по-разному строят дома на старых речных террасах, на дне высохшего озера или на склоне горы. Встречаются каменные одноэтажные, полутораэтажные (с мансардами) дома (обычно на склонах) и двухэтажные с просторными помещениями для животных; также помещение для приготовления компоста может быть внутри или вне дома. Кровля — скатная, покрытая либо местными природными материалами, либо импортным металлом.

У многих зажиточных семей есть свои домашние святилища. Обычно это отдельная комната религиозного назначения, часто в пристройке к дому, в которой находятся сакральные статуи, писания и ритуальные предметы.

Характеристики и конструкция вездехода SHERP

Именно многолетний опыт и собственные наработки инженера Гарагашьяна, а также видение того, как должно выглядеть и быть сконструировано транспортное средство идеальной проходимости, и легли в основу создания вездехода ШЕРП.

Видео — как ведет себя вездеход ШЕРП на снегу, воде и горных склонах:

Снегоболотоход в первую очередь отличают колёса поистине впечатляющих размеров: 1 метр 60 сантиметров в диаметре, относительный клиренс ШЕРПа равен 60 сантиметрам, но машина способна преодолевать препятствия вплоть до метра высотой.

Габариты невелики: 3.4 метра в длину, чуть больше 2.5 метров в ширину и 2.3 в высоту. Многие отмечают буквально «игрушечную» внешность ШЕРПа при его поистине гигантских возможностях.

Масса самого вездехода равна 1 тонне 400 килограммам, ему под силу перевозка одной тонны груза, а также буксировка прицепа с таким же весом груза.

Видео — вездеход ШЕРП с прицепом:

В качестве силовой установки использован дизель японского производства (Kubota), объёмом полтора литра, трансмиссия механическая (5 ступеней).

Уникально и то, что в диск каждого колеса может быть встроен дополнительный бак на 50 литров солярки. Собственный бак у машины имеет объем 58 литров. Расход топлива у вездехода ШЕРП примерно 2-3 литра в час.

Скорость движения SHERP по земле может достигать 45 километров в час (без прицепа), на воде он двигается со скоростью около 6 километров в час.

Шины имеют электрическую систему подкачки (в более дорогой версии).

Ещё одной особенностью вездехода ШЕРП является специальный контейнер для топлива, питающий двигатель в условиях значительного крена. Благодаря этой системе «компенсации топливного голодания» ШЕРП способен «карабкаться» с серьёзным наклоном продолжительное время.

Как уже упоминалось – проходимость у вездехода ШЕРП просто феноменальная, не говоря уже о такой возможности, как самостоятельный выход на лёд из плавучего положения.

SHERP способен развернуться буквально на одном месте, управляемость в целом у машины отличная.

В своих отзывах владельцы вездехода ШЕРП особо отмечают простоту в его обслуживании и продуманную до мелочей конструкцию (предусмотрены даже специальные кингстоны, чтобы при необходимости можно было слить из кузова попавшую воду).

В кабине ШЕРПа – места для водителя и пассажира, в кунге может относительно комфортно разместиться ещё 6 человек.


Если говорить о длительных поездках, то сидячие места трансформируются в два широких полноценных спальных места, которых хватит для ночёвки четырёх человек.

ШЕРП оснащён двумя печками достаточной мощности, чтобы внутри было комфортно при любой температуре «за бортом», а также отделениями для грузов значительного объёма.

Совершенно уникальной является конструкция колёс вездехода ШЕРП. В чём основной недостаток конкурентов? В ограничениях возможностей связки «подвеска-шина». При наезде на серьёзное препятствие шина попросту деформируется.

Но основная уникальность решения Гарагашьяна состоит в том, что подвески в обычном понимании этого слова у вездехода ШЕРП нет! Все шины сообщаются между собой. Как только начинается деформация одного из колёс, давление моментально распределяется по всем остальным, вся конструкция работает как единое целое.

Именно этим в первую очередь обусловлена превосходящая все ожидания проходимость снегоболотохода.

Наше время

Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.

Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.

Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.

По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.

Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.

Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.

Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.

И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.

Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.

Российские шерпы

До г. Россия официально не имела своего шерпы, поскольку не являлась членом «Большой семёрки». Тем не менее, главы государства поручали одному из своих помощников координацию работы по отношениям сначала с «Группой семи», а затем уже — внутри «восьмёрки» (в основном, это были руководители Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Группой семи», образованной Распоряжением Президента РФ № 263-рп от 27 мая 1994 г., которых позже сменили руководители Межведомственной комиссии по участию Российской Федерации в «восьмёрке», образованной Распоряжением Президента РФ № 318-рп от 14 августа 1997 г.). Повестку дня саммита формируют «шерпы» — доверенные лица руководителей стран восьмёрки.

В 1991 г. первым, ещё советским, шерпой стал Евгений Примаков. Вот как он описывает это в своей книге «Минное поле политики»:

Список российских шерп в G8

  • Евгений Примаков — 1991
  • Пётр Авен — 1992
  • Борис Фёдоров — 1993
  • Александр Шохин (27 мая 1994 г., Распоряжение Президента РФ № 263-рп — 6 ноября 1994 г., Указ Президента РФ № 2064)
  • Евгений Ясин (ноябрь 1994 г. — апрель 1995 г., формально)
  • Анатолий Чубайс (22 апреля 1995 г., Указ Президента РФ № 392 — 19 февраля 1996 г., Распоряжение Президента РФ № 76-рп; 11 апреля 1997 г., Распоряжение Президента РФ 127-рп — 14 августа 1997 г., Распоряжение Президента РФ 318-рп)
  • Владимир Каданников (19 февраля 1996 г., Распоряжение Президента РФ № 76-рп — 19 сентября 1996 г., Распоряжение Президента РФ № 474-рп)
  • Владимир Потанин (19 сентября 1996 г., Распоряжение Президента РФ № 474-рп — 11 апреля 1997 г., Распоряжение Президента РФ 127-рп)
  • Александр Лившиц (11 апреля 1997 г., Распоряжение Президента РФ 127-рп — 5 декабря 1998 г., Распоряжение Президента РФ № 438-рп; 28 июня 1999 г., Распоряжение Президента РФ 209-рп — 26 мая 2000 г., Распоряжение Президента РФ 184-рп)
  • Андрей Шаповальянц (5 декабря 1998 г., Распоряжение Президента РФ № 438-рп — 28 июня 1999 г., Распоряжение Президента РФ 209-рп)
  • Андрей Илларионов (26 мая 2000 г., Распоряжение Президента РФ 184-рп — 3 января 2005 г., Распоряжение Президента РФ № 3-рп)
  • Игорь Шувалов (3 января 2005 г., Распоряжение Президента РФ № 3-рп — 19 мая 2008 г., Распоряжение Президента № 271-рп)
  • Аркадий Дворкович (19 мая 2008 г., Распоряжение Президента РФ № 271-рп — 25 июня 2012 г., Распоряжение Президента РФ № 277-рп)
  • Алексей Квасов (с 25 июня 2012 г., Распоряжение Президента РФ № 277-рп)

Список российских шерп в G20

  • Станислав Воскресенский (14 февраля 2012 г., Распоряжение Президента РФ № 55-рп — 8 августа 2012 г., Распоряжение Президента РФ № 367-рп)
  • Ксения Юдаева (8 августа 2012 г., Распоряжение Президента РФ № 367-рп — 12 сентября 2013 г., Распоряжение Президента РФ № 343-рп)
  • Светлана Лукаш (21 ноября 2013 г., Распоряжение Президента РФ №425-рп)

Исторический уклад

Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные — они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, як ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.

Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.

Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.


Многовековой уклад жизни подготовил шерп — выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.

Кузов и салон

Вездеход имеет стальной несущий кузов. Производитель выпускает обновленную модель Sherp PRO с алюминиевым кузовом.

Внешне вездеход Шерп кажется достаточно небольшим, но это впечатление ошибочно. При однодневной поездке в салоне вездехода могут разместиться 6 пассажиров. Если предполагается многодневная поездка с ночевкой в салоне вездехода, то в нем могут разместиться два взрослых человека, а при наличии спальника или надувного матраса в салоне могут спокойно ночевать и три человека, а если уж совсем в спартанских условиях то и все пять человек.

Для хранения грузов в полу устроены закрываемые отсеки, здесь можно хранить например запас провизии. На стенках салона имеются зацепы и карманы, здесь удобно хранить оружие, удочки, различные инструменты. Интересной особенностью вездехода Шерп является возможность выполнить практически любой ремонт прямо из кабины, для этого достаточно открыть ниши, через которые открывается доступ к двигателю и ходовой части.

У вездехода нет привычных дверей, для того чтобы попасть внутрь нужно откинуть для этого лобовое стекло. В передней части вездехода установлены два сидения: для водителя и переднего пассажира.

В задней части вездехода расположен удобный салон, в котором расположены две боковые лежанки, на которых можно сидеть, либо можно лечь в полный рост. В задней части вездехода есть дверь багажника.

Конкуренты

Вездеход Шерп входит в число лучших отечественных вездеходов, но не является единственным и у него есть целый ряд вполне достойных конкурентов, в который входят вездеходы Каракат, Арго, Шаман, Лесник, Витязь.

Вездеход Каракат ЗИС-5

Вездеход болотоход Каракат производится в городе Вологда на предприятии Вологодские вездеходы. Вездеход также имеет название ЗИС-5. По своей конструкции вездеход Каракат представляет собой классический вездеход-переломку. Самый бюджетный вездеход из представленных на рынке.

Вездеход Арго

Вездеходы Арго выпускаются канадской компанией «Ontario Drive & Gear Limited» с 1967 года. Вездеходы Арго отличаются высоким уровнем проходимости, надежностью и возможностью работы в самых тяжелых климатических и погодных условиях. Бывают как колесными, с 6 или 8 колесами так и гусеничными. Эти вездеходы могут использоваться для перемещения по труднопроходимой местности как охотниками и рыболовами, так и нефтяниками, геологами и газовиками.

Вездеход Шаман

Вездеход Шаман — вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления, производится российской компанией «Авторос». Нижняя часть кузова Шамана сделана по принципу лодки, вездеход может двигаться по воде как за счет вращения колес, так и за счет вращения гребного винта. Вездеход имеет 8 поворотных колес.

Вездеход оснащен дизельным двигателем Iveco мощностью 146 л.с. и механической 6-ступенчатой коробкой передач. Габариты позволяют Шаману двигаться не только по бездорожью, но и по дорогам общего пользования.

Вездеход Шаман производится в двух комплектациях, — «Турист» и «Охотник», которые различаются салоном. В комплектации «Турист» в задней части салона установлено 6 отдельных кресел, а в комплектации «Охотник» в задней части салона располагаются 2 раскладывающихся дивана, на которых можно спать.

Вездеход Лесник

Вездеход Лесник — плавающий колесный вездеход на шинах сверхнизкого давления, производимый компанией «Лесник». Колеса вездехода, в зависимости от модели, могут быть размером 1300 мм или 1600 мм. Вездеход Лесник может перевозить людей и различные грузы по болотам, снегу, льду замерзших рек и озер, различным видам пересеченной местности. Лесник может использоваться в любых климатических и погодных условиях. Вездеход Лесник хорошо подходит для охотников и рыболовов, а также всех кому в силу разных причин необходимо передвигаться по труднопроходимой местности.

Вездеход Витязь

Вездеход Витязь — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для транспортировки людей и различных грузов в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вездеход Витязь может передвигаться по болотистой местности, снежной целине, бездорожью и труднопроходимой лесистой местности, при температурах от минус 50 до плюс 40 °C.

Традиционная одежда

Традиционная мужская одежда шерпов — халаты, спускающиеся чуть ниже колен, и с длинными рукавами, называемые «kitycow». Другое мужское одеяние — «chhuba» — обвязывается на талии матерчатым поясом, называемым «kara», таким образом, что образуется поясная сумка — «tolung», в которой можно переносить мелкие предметы. Традиционно чхуба делается из толстой домотканой шерсти; есть вариант, называемый «lokpa» — из бараньей или овечьей кожи. Чхуба надевается поверх блузы (raatuk), сотканной из белого шёлка-сырца (bure), и брюк (kanam). Снаружи надевается жакет, называемый «tetung».

Женщины традиционно носят длинные, до пола, платья с длинными рукавами, сделанные из толстой шерсти. Такое платье у шерпов называется «tongkok». Есть подобное платье без рукавов — «engi»; его надевают поверх блузы (raatuk) в более тёплую погоду. Поверх платья надеваются яркие полосатые фартуки: «metil» спереди и «gewe» сзади, они соединяются с помощью тиснённой серебром пряжки, называемой «kyetig».

Одежда шерпов сходна с одеждой тибетцев.

В последнее время домотканые шерсть и шёлк вытесняются фабричными материалами; многие шерпы сейчас носят западную одежду вместо своей традиционной.

БМЕ-1015 Хаски, она же Хунта — стоимостью примерно от 4 300 000 рублей

Снова белорусский производитель. Путаница с названиями объясняется тем, что во все страны, кроме России автомобиль продается под названием Хунта. Для российского же рынка этот бренд не особо подходит, т.к. он созвучен и схож написанием с ненормативным синонимом чего-то не очень качественного. Поэтому В России вездеход называется “Хаски”. Ну во всяком случае, я так понял.

Некоторые особенности вездехода:

  • стеклопластиковый кузов;
  • независимая подвеска всех колес, оснащенных бортовыми редукторами;
  • двигатель, бензиновый или дизель, мощностью 81 и 95 л.с. соответственно;
  • гребной винт, приводимый в движение основным двигателем.

И заключительный вездеход в нашем списке:

Модификации

Вездеход Шерп выпускается в нескольких модификациях:

  • Шерп. Стандарт в комплектацию входят:мягкий тент, колпаки для колес, сверхустойчивая полимерная окраска кузова, три аккумулятора, галогенная оптика, тепло- и шумоизоляция для моторного отсека.
  • Шерп. Кунг в комплектацию входит жесткий кунг, который может трансформироваться при необходимости в теплый мягкий салон. Жесткий кунг обеспечивает лучшую теплоизоляцию салона.
  • Sherp PRO Обновленная модель с легким алюминиевым кузовом. Кузов окрашивается в цвет с агрессивной окраски (либо цвет хаки, либо оранжево-черный).
  • Sherp PICKUP Модель с компоновкой кузова типа «пикап».

Компания-производитель предлагает дополнительные опции к вездеходу, которые вы можете приобрести за дополнительную плату, сюда входят:

  • Прицеп для транспортировки вездехода на большие расстояния
  • Четыре дополнительных топливных бака устанавливаемые в колесные диски
  • Генератор 60А
  • Комплект LED-фар

История вездехода


Проектирование вездехода Шерп началось в 2012 году. В создании этой машины много труда вложил ее создатель Алексей Гарагашьян, конструктор-самоучка, мотогонщик, путешественник, чемпион России по спортивному мототуризму, который занимался конструированием вездеходов уже много лет.

Вездеход Шерп является прямым воплощением опыта, знаний и оригинальных идей Гарагашьяна, о том каким должен быть идеальный вездеход, позволяющий передвигаться по снегу, болотистой местности и воде, то есть обладающий максимально возможной проходимостью.

Вездеход Шерп был впервые представлен публике в 2015 году в Москве на выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2015 и стал первой моделью Алексея Гарагашьяна запущенной в серийное производство. Шерп успешно прошел самые разные испытания в условиях реального бездорожья , с которыми с достоинством справился.

В начале 2016 года видео с испытаний вездехода шерп попала в Интернет, где быстро набрало более 5 миллионов просмотров, стало вирусным и привлекло внимание как отечественных, так и западных СМИ. Самыми первыми на вездеход Шерп обратили внимание технические интернет-издания: Topgear, Jalopnik и The Verge, позже к ним присоединились BBC, Daily Mail

Общее мнение всех журналистов заключалось в том, что машина-вездеход просто бесценна для бездорожья и некоторые даже назвали ее лучшим вездеходом во вселенной за цену 50000 долларов.

С 2015 года вездеход Шерп серийно производится в Санкт-Петербурге на Обуховском заводе и в Киеве украинской компанией «Квадро Интернешнл». В 2017 году открыто представительство SHERP ATV в Канаде, г. Виннипег.

Популярность вездехода Шерп постоянно растет, очередь за ним составляет сотни человек. Успешно проводится рекламная компания вездехода, объемы производства постоянно растут, покупателям предлагаются новые дополнительные опции.

Вездеход Шерп стал мечтой охотников, рыболовов и любителей активного отдыха на природе за свою проходимость и надежность.

Самые известные шерпы

Тенцинг Норгей — вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.

Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на Джомолунгму. Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.

Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.

Бабу Чири знаменит тем, что в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции.

Две страны — один вездеход

«Идея этого бизнеса, его начало произошло тогда, когда это (Россия и Украина — Би-би-си) практически была одна страна. У нас есть завод в России, у нас есть завод в Украине. Формально это две разные компании, но это связано не с тем, что мы так хотим, а с тем, что мы не можем иначе это позиционировать. Мы были вынуждены создать два независимых производства», — рассказывает Би-би-си Владимир Школьник.

В России эти вездеходы называют русскими, на Украине — украинскими, в руководстве компании стараются вообще не упоминать «национальную принадлежность» машин.

Даже шильдик с надписью «made in…» в машине находится за спинкой переднего сиденья — чтобы увидеть его, надо знать, где он расположен. Это касается и украинских, и российских машин.

«Мы в своих комментариях никогда не употребляем слово «российский» или «украинский», мы употребляем слово «Шерп», — сказал Самохвалов во время интервью во дворе завода в Санкт-Петербурге.

Школьник говорит, что это не от хорошей жизни.

Image caption Компания выпускает сотни машин в год, мечтая выйти на уровень двух тысяч единиц

Для обоих заводов существует один набор чертежей, для станков с программным управлением пишется одна программа. Правда, покрышки — один из главных элементов конструкции вездехода — сделаны в украинской Белой Церкви, а двигатели закупаются в Японии.

На двух заводах строятся совершенно одинаковые машины, и оба завода равнозначны, утверждает Школьник. Однако проектно-конструкторское бюро находится в Киеве, и там же собирают те машины, которые идут на экспорт. Но российский завод для компании важен, так как «Шерп» ориентирован в значительной степени на российский рынок с его огромными пространствами без дорог.

Image caption В компании говорят, что даже специально перевернуть вездеход под силу не каждому опытному водителю

В России вездеход покупают в основном частные лица — рыбаки, охотники. Один из рабочих компании рассказал, что часто «Шерп» берут просто как статусную машину — один вездеход стоит около шести миллионов рублей.

На Украине спрос на «Шерпы» меньше, как считают в компании, из-за того, что там не так много по-настоящему пересеченной местности.

Это кажется странным, потому что полигон для проверки вездеходов, построенных на заводах под Киевом, находится буквально в нескольких килоемтрах от города. Уже на таком расстоянии начинаются болота, завалы из деревьев, озера и овраги.


С этим читают