Северный широтный ход

Хронология реализации проекта

Планы строительства дороги появились в 2003 году, когда была создана ОАО «Ямальская железнодорожная компания» после того, как железная дорога на запад от Коротчаево пришла в негодность.

В 2005 году появилась более глобальная задача — развитие промышленности и транспорта ЯНАО и УРФО. В результате в том же году появился проект «Урал промышленный — Урал полярный», в рамках которого появилось название «Северный широтный ход». Для реализации этого проекта в 2006 году была создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал полярный» (с 2012 года — ОАО «Корпорация развития»).

С 2008 года проект включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Проект предполагает:

  • строительство станции Обская-2 (ПАО «Газпром»);
  • строительство совмещённого мостового перехода через Обь (Росжелдор);
  • строительство подходов к мосту через Обь и станции Салехард (Правительство ЯНАО);
  • строительство линии «Салехард — Надым» (Специальная проектная компания («СПК-Концессионер») (353 км);
  • строительство совмещённого мостового перехода через реку Надым (Правительство ЯНАО);
  • реконструкцию существующих участков:
    • «Пангоды — Надым» (ПАО «Газпром») (104 км);
    • «Пангоды — Новый Уренгой» (ОАО «РЖД»);
    • «Новый Уренгой — Коротчаево» (ОАО «РЖД»).

В 2010 году предварительной экспертизой утверждён проект линии «Салехард — Надым», предполагающий использование железобетонных шпал при строительстве полотна, что является нарушением норм строительства на вечной мерзлоте и экономически крайне нецелесообразно. В ноябре того же года создана специальная проектная компания на базе ОАО «ЯЖДК» в целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода.

В июле 2011 года немецкая компания «Deutsche Bahn International» и корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта. В сентябре того же года проект «Урал промышленный — Урал полярный» министерством финансов РФ был признан слишком затратным и потому нецелесообразным к реализации. Было предложено искать источники внебюджетного финансирования.

1 сентября 2011 года за счёт бюджета ЯНАО начато строительство совмещённого мостового перехода через Надым. В декабре чешская компания «OHL ZS» согласилась инвестировать 1,95 млрд евро в строительство железной дороги, кроме того было подписано соглашение о кредитовании строительства чешскими банками в размере 1,5 млрд евро.

В феврале 2014 года было заявлено, что готова вся проектно-сметная документация по участку «Салехард — Надым» и подходам к мосту через реку Обь в районе Салехарда, а также, что «Газпром» и «РЖД» включили в свои инвестиционные программы средства на реконструкцию существующих участков Северного широтного хода.

В марте 2015 года утверждён паспорт всего проекта, в котором перечень основных мероприятий дополнен мероприятием по реконструкции железнодорожного участка «Коноша — Чум — Лабытнанги» Северной железной дороги, сформирована грузовая база проекта: подтверждено, что объём перевозок по широтному ходу составит до 23 млн тонн грузов в год. 1 мая открылся новый железнодорожный вокзал в Новом Уренгое.

12 сентября 2015 года торжественно открыта автомобильная часть моста через Надым, стоимость которой составила 14 млрд рублей. Тогда же заявляли, что железнодорожную часть моста сдадут в 2016 году, но уже в декабре 2015 года Правительство ЯНАО отказалось от достройки моста в 2016 году в пользу реализации проекта железной дороги «Бованенково — Сабетта».

19 октября 2016 года ОАО «РЖД» и правительство ЯНАО подписали соглашение о строительстве Северного широтного хода.

До 2017 года предлагается завершить строительство сплошных вторых путей на участке «Тобольск — Сургут — Коротчаево» Свердловской железной дороги, чтобы увеличить скорость движения до будущего СШХ и обеспечить потребности в увеличении пропускной способности магистрали.

В 2017 году стало известно, что впервые в российском железнодорожном строительстве будет использована концессия.

11 мая 2018 года и.о. министра транспорта М. Соколов, гендиректор РЖД О. Белозёров и глава ЯНАО Д. Кобылкин заложили символическую капсулу в честь начала возведения моста через реку Обь, который станет первой из ключевых частей Северного широтного хода.

В августе 2018 Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р «О заключении концессионного соглашения в отношении будущей железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым». 2 октября 2018 г. концессионное соглашение между Росжелдором и специально созданной компанией «СШХ» было подписано.

Дополнительные источники финансирования

В свою очередь Юлия Зворыкина, которая была советником по транспорту постоянного представительства России при ЕС и на протяжении пяти лет представляла Министерство транспорта России, считает, что для реализации проекта можно поискать финансирование и за рубежом, в том числе в Индии. «В поисках финансирования можно посмотреть не только Китай, но и Индию, которая во время международного арктического форума в Архангельске выражала заинтересованность не в развитии Шелкового пути, а в коммуникации Север — Юг. СШХ в их транспортную инициативу полностью ложиться», — сказала Зворыкина.


Также для реализации подобного проекта может быть применен и механизм инфраструктурной ипотеки, считает доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Воротников. «СШХ — сложный проект, и для концессии нужны очень большие финансовые ресурсы, и поэтому потребуется механизм ГЧП: концессия или инфраструктурная ипотека», — сказал он.

Эксперт добавил, что механизм инфраструктурной ипотеки даст возможность воспользоваться государственными гарантиями, привлечь кредитные средства из нескольких источников и выпускать облигации для дополнительного финансирования.

Концессионное соглашение

В этот же день в правительстве ЯНАО завершились переговоры по проекту концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым». В обсуждении участвовали Алан Лушников, представители организации – будущего концессионера ООО «СШХ», ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и другие. В ходе переговоров Минтранс и ООО «СШХ» окончательно согласовали условия концессионного соглашения о строительстве объектов СШХ. В ближайшее время финальный проект соглашения с учётом всех изменений будет размещён в Интернете, отмечают в пресс-службе. По итогам переговоров подписан соответствующий протокол. 

Маршрут

На мосту через Иртыш возле Тобольска (2013 год).

Дорога Тюмень — Тобольск — Сургут

<span style=»color:white»>Р254</span> (на Исетское, Курган)
Р402 (на Ялуторовск, Омск) Р351 (на Екатеринбург)
Тюменская область 0 км — Тюмень
р. Тура
23 км 
28 км — Каскара
36 км — Борки
48 км — Щербак
51 км — Созоново
69 км — Дубровное
82 км — Покровское
<span style=»color:white»>71А-2203</span> (на Новоалександровку, Вагай) 108 км — Ярково
120 км р. Тобол
<span style=»color:white»>71А-2204</span> (на Ялуторовск) 126 км — Новоселово
164 км — Алга
166 км — Байкалово
177 км — Булашево
186 км — Кутарбитка
198 км — Тоболтура
213 км — Карачино
<span style=»color:white»>71А-1601</span> (на Вагай, Омск) 230 км — Ворогушино
р. Иртыш
240 км — Прииртышский
253 км — Тобольск
 
259 км — Винокурова
267 км — Малая Зоркальцева
285 км — Нижние Аремзяны
300 км — Ингаир
316 км — Горнослинкино (поворот 6 км)
340 км — Туртас
367 км — Нагорный
440 км — Демьянское
475 км — ответвление на Ханты-Мансийск
 490 км
ХМАО — Югра 530 км
 560 км
571 км — Салым
586 км — Сивысь-Ях
720 км — Северный широтный коридор (на Ханты-Мансийск)
протока Юганская Обь
730 км — Нефтеюганск
770 км р. Обь
774 км — Солнечный, на Лянтор
 780 км
786 км — Сургут

Северный широтный коридор

на Нефтеюганск
720 км 586 км — Сивысь-Ях
762 км — Пойковский
900 км — на Горноправдинск
941 км — Ханты-Мансийск
на Нягань, Советский

Ответвление на Ханты-Мансийск

440 км — Демьянское
ответвление на Сургут 475 км
ХМАО — Югра 510 км
528 км — Горноправдинск
Северный широтный коридор (на Пойковский) 680 км — Ханты-Мансийск
630 км

Развить экономику региона

По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, реализация проекта поможет и развитию региональной экономики. «Это создаст фундамент для освоения богатейшей минерально-сырьевой базы региона, включая шельф Карского моря, обеспечит прямой доступ на международные экспортные рынки Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского партнерства (АТР) по Северному морскому пути и создаст условия для формирования на полуострове Ямал высокотехнологичных перерабатывающих производств», — сказал он.

Власти ЯНАО также рассчитывают, что запуск СШХ позволит решить ряд социальных и других проблем Арктики. «Мы создадим новые рабочие места как на самой железной дороге, так и в смежных отраслях — на новых месторождениях, разработка которых станет рентабельной благодаря дороге, и на новых производствах по переработке, создание которых на Ямале также станет выгодным благодаря СШХ», — добавил Кобылкин, отметив, что с запуском новой дороги на Ямале станет выгоднее работать недропользователям и грузоперевозчикам.

Кроме того, СШХ обеспечит круглогодичную транспортную связь между основными городами Ямала. «Создание СШХ сократит протяженность маршрутов до европейской части России, ускорит товародвижение, оптимизирует загрузку железнодорожной сети РЖД и свяжет инфраструктурой крупнейшие населенные пункты региона. Это внесет существенный вклад в решение транспортного вопроса Ямала. Благодаря новой дороге будет обеспечена круглогодичная связь основных городов и населенных пунктов округа», — пояснил глава региона.

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ СТАЛИНА «ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ»?


В советской школе про этот проект нам не рассказывали. Индустриализация и коллективизация были, а ещё был культ личности, и тысячи осуждённых людей что-то делали на Севере… Они не то, чтобы делали, а были осуждены режимом и отбывали наказание. А потом Сталина не стало, людей из лагерей отпустили. Вот и «сказочке конец». Был плохой Сталин, который так забавлялся…

В 90-е годы появилось огромное количество фото, на которых ржавые паровозы, развалившиеся мосты и бараки с обвалившимися крышами… Вот такая, советская власть. Гробили людей и материальные ресурсы, а потом всё бросили.

А откуда в тайге паровозы, что это за дороги и мосты? Может быть, была какая-то большая цель у этой стройки? Я, ни в коей мере, не хочу доказать, что цель оправдывает средства. Но, если уж правда, то вся.

Вы слышали о «Беломорканале»? А для чего его строили такими темпами и такими средствами? Эту историю я уже рассказывал — 

Оказывается, что не просто так и не для забавы тысячи людей были реально и буквально брошены на сооружение канала. Это ни в коей мере не оправдывает власть, но люди на строительстве погибли не зря. Сегодня легко рассуждать о том, что можно было как-то иначе, гуманнее, нежнее. А как?

Сталинский проект «Великий северный железнодорожный путь» был начат после окончания Великой Отечественной войны. Страна ещё лежала в руинах, а в практически необитаемой приполярной тундре развернулось грандиозное строительство железнодорожной магистрали длиной в 1 400 километров, которая должна была соединить центральную часть СССР с дельтой Енисея.

Зачем? А война холодная начиналась, которая грозила стать войной горячей. Никель, уголь, молибден, железная руда и т.д., и т.д., и т.д. Железная дорога – это не только две колеи. Это, в конечном итоге, города и заводы. Это освоение территорий, которые хранят огромные богатства. А как эти богатства взять? На оленях возить?

А ещё во времена Великой Отечественной войны немцы устраивали базы на нашей территории. Во всяком случае, сегодня известно о двух таких базах. Одна была в устье Енисея.


А кроме укрепления обороноспособности страны «Великий северный железнодорожный путь» работал бы и на развитие хозяйственного комплекса государства. Это новые заводы, рабочие места, повышения благосостояния советского народа. Звучит, как лозунг, но так бы оно и было.

Однако, после смерти Сталина проект срочно закрыли. А дорога-то была готова примерно на 80 %, было вложено 1 800 000 000 советских рублей, люди сгорели на этой работе… Через два года  «Великий северный железнодорожный путь» мог заработать. Но товарищ Хрущёв решил иначе.

Прошло полвека, не стало СССР, а Сталинский проект возродился, но уже под другим названием. Теперь это «Северный широтный ход».

Что-то уже построено и работает, а что-ещё строится – нужно проложить 700 км железной дороги, построить мосты, станции, объекты инфраструктуры и не только для самой железной дороги. «Северный широкий ход» соединит европейскую часть России с Северным морским путём – грузы с Урала и районов Крайнего Севера можно будет транспортировать морем.

Я сейчас не буду описывать, какие участки и что соединят – я нашёл две карты, которые показывают масштабность проекта.

На карте дороги федерального значения, а ещё будут дороги областные, инфраструктура от газовиков и нефтяников.

Освоение этого огромного района уже потребовало новой техники и новых технологий. Мы видели на параде военную технику для Арктики, но ведь появилась и техника гражданского назначения.


И не только автомобили и вездеходы. Даже «беспилотник» создали, который может перевести грузы в отдалённые районы, доставить врача или эвакуировать  больного, привести продукты для экспедиции.

Есть все основания полагать, что Сталинский проект «Великий северный железнодорожный путь» будет, наконец-то, реализован. И хочется надеяться, что дороги пойдут и дальше на Восток, до самого Тихого океана. У нас огромная неосвоенная территория – лежат несметные богатства нетронутыми. И хочется верить, что все эти труды и богатства пойдут на пользу всему народу.

«Новый импульс»

Проект Северного широтного хода активно обсуждается последние пять лет. В строительстве магистрали заинтересованы федеральное правительство, власти ЯНАО, РЖД и крупные энергетические корпорации («Газпром», «Новатэк»).

О СШХ говорили и на самом высоком уровне. Выступая на пленарном заседании III Железнодорожного съезда в ноябре 2017 года, президент РФ Владимир Путин заявил, что Северный широтный ход «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири и даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути».

Также по теме «Время серьёзных перемен»: каких результатов достигла Россия в освоении Арктики России удалось добиться определённых успехов в развитии территорий Заполярья. Об этом заявил заместитель главы правительства РФ…

В декабре 2016 года на традиционной пресс-конференции Путин назвал СШХ «хорошим, нужным для экономики страны проектом». По мнению главы государства, железнодорожная сеть позволит диверсифицировать транспортную систему РФ, разгрузить Транссибирскую магистраль, а также поддержит развитие порта Сабетта, через который Россия экспортирует сжиженный природный газ (СПГ).

В конце прошлого года Кобылкин отметил, что в рамках СШХ будет проложена железнодорожная ветка Бованенково — Сабетта, которая фактически предоставит расположенным за Уралом регионам выход в Мировой океан. Кроме того, как сообщил экс-губернатор ЯНАО, Северный широтный ход обеспечит реализацию стратегии развития Арктики и повысит транспортную безопасность РФ.

  • Морской порт Сабетта Сергей Мамонтов
  • РИА Новости

Общие вложения в Северный широтный ход оцениваются в 236 млрд рублей. Почти половина этой суммы (105 млрд) заложена в инвестпрограмму РЖД. Бюджетные расходы составят 30 млрд рублей. Государственные средства будут выделены в виде капитального гранта (форма частичной компенсации расходов).

По данным Института исследования проблем железнодорожного транспорта, стоимость строительства 1 км СШХ может достичь $2,8 млн. Столь высокие затраты на прокладку путей объясняются суровыми природно-климатическими условиями Заполярья.

Примечания

Источники

  1. Геннадий Талашкин, президент Союза строителей железных дорог. . Гудок (16 октября 2017). Дата обращения 16 октября 2017.
  2. . old.t-i.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 сентября 2011.
  4. . nadym-worker.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  5. . ТАСС. Дата обращения 5 марта 2016.
  6.  (недоступная ссылка). www.kobilkin.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  7. . www.angi.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  8. ↑ . ТАСС. Дата обращения 5 марта 2016.
  9. . miasta.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  10. . www.nakanune.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  11. . sitv.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  12. . www.rzd-partner.ru. Дата обращения 23 октября 2016.
  13. . doc.rzd.ru. Дата обращения 14 сентября 2015.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2011.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2011.

Известные происшествия

  • В ночь на 20 июля 2015 года в результате сильного дождя размыло дорожное полотно на 447-м км трассы. Из-за образовавшейся ямы длиной 30 м и глубиной 7 м движение перекрыли на сутки. Однако насыпанную за это время временную дамбу также стало подмывать, и окончание ремонта пришлось перенести на 25 июля. В результате в «пробке» застряло свыше 700 автомобилей.
  • 4 декабря 2016 года на 926-м км трассы тягач «Volvo» столкнулся с автобусом, на котором из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск возвращались воспитанники и тренеры спортивной школы «Сибиряк». В результате ДТП погибли 12 человек, в том числе 10 детей. Сразу после аварии глава российского правительства Д. Медведев отдал поручение проанализировать законодательство, касающееся перевозки детей.

Перспективы

Тихая — Игарка
В Новый Уренгой
00,0
Тихая
В Коротчаево
Уренгой
Южно-Русское
Долгий
Янов Стан
В Лесосибирск
Ермаково
В Игарка, Дудинка

В перспективе до 2030 года планируется продолжить магистраль от Коротчаево на восток до Игарки через Южно-Русское НГМ и Ермаково. Протяжённость магистрали:

  • Коротчаево — Южно-Русское НГМ — 122 км;
  • Южно-Русское НГМ — Игарка — 482 км.

В качестве ещё более дальней перспективы озвучиваются планы по строительству железной дороги «Игарка — Дудинка». Такую перспективу озвучил Владимир Путин в мае 2005 года в Челябинске во время совещания по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа.

История

Доимперский период

Первым известным документом, который свидетельствовал о наличии постоянной дороги между Тюменью и Тобольском (Тобольский тракт), была грамота царя Бориса Годунова тюменскому воеводе Луке Щербатову от 28 января (7 февраля)  года об устройстве в городе ямской гоньбы. Из грамоты следовало, что тюменским татарам постоянно приходилось выделять подводы с лошадьми и провожатыми для русских служилых людей до Тобольска и иных городов. О существовании дальнейшей «сибирской дороги меж Тоболска и Сургута» говорит царский указ от 1635 года, которым предписывалось учредить ямы Демьянский и Самаровский (ныне город Ханты-Мансийск).

Как следует из «гонебных книг» 1633 года, сухопутной дорогой пользовались зимой, а летом предпочитали речной транспорт. Впрочем, «Роспись сибирским городам и острогам» (не позднее 1640 года) утверждает, что летний путь лошадьми между Тюменью и Тобольском существовал и занимал 7 дней, а вот до Сургута гужевой транспорт ходил только зимой.

Впервые зимний санный путь от Тюмени до Тобольска описан рукой неизвестного англичанина в 1666 году. Как утверждает путешественник, он перебрался на левый берег реки Тура, затем путь пролегал через Бороково (ныне село Борки), Созоново, Ярково, Берёзово (деревня Берёзов Яр), далее по правому берегу реки Тобол мимо Юрт Турбинских (ныне деревня Турбинская) до переправы через реку Иртыш, откуда уже немного до главного города Сибири. Более подробно путь от Юрт Турбинских до Тобольска описан у Семёна Ремезова в «Хорографической чертёжной книге» (1697—1711), причём автор показал как зимнюю дорогу, так и летнюю.

Российская империя

По состоянию на 1809 год, маршрут от Тюмени до Тобольска относился к т. н. главной почтовой дороге, а путь далее до Самаровского яма и Сургута — к уездной почтовой дороге. Тракт шёл от Тюмени вдоль левого берега реки Тура через деревню Велижанскую, село Созоново, слободу Покровскую, деревню Южакова. Затем пересекал реку Тобол, заходил в Иевлево, после чего следовало вновь переправляться через Тобол сразу за устьем реки Тавда в районе Бачелино.

По состоянию на 1903 год, дорога до Тобольска относилась к почтовому тракту Тобольск—Тюмень—Туринск. Тракт шёл по следующему маршруту: от Тюмени вдоль правого берега Туры вниз по течению через сёла Антипино и Мальково, затем осуществлялась переправа на левый берег возле села Созоново. После этого дорога шла мимо Покровского, Ярково, Южаково и Артамоново к переправе через Тобол. Переправа осуществлялась возле села Иевлево, после неё тракт шёл вдоль правого берега Тобола (через Караульнояр, Шатаново, Бачелино, Байкалово, Кутарбитку, Карачино) вплоть до переправы через Иртыш возле Тобольска.

В 1910 году Тюменская городская Дума приняла решение перенести направление тракта на село Борки. Новый участок был построен в 1910—1917 годах. С тех пор дорога через Борки называется Тобольским трактом, а через Мальково — Старым Тобольским трактом.

Сухопутное сообщение между Тобольском и современным Ханты-Мансийском осуществлялось по участку почтового тракта Тобольск—Самарово—Берёзов.

После революции

Автодорожный мост через реку Иртыш в районе Тобольска строился с апреля 1983 года, сдан в эксплуатацию 30 сентября 1991 года. Мост через Обь в районе Сургута (Югорский мост) возведён в 1995—2000 годах. Одно время упоминался в Книге рекордов Гиннеса за самый длинный в мире вантовый пролёт.

В сентябре 2010 года был открыт участок Ханты-Мансийск — Горноправдинск, который сократил путь из Тюмени до столицы ХМАО на 276 км.


С этим читают