Смежная специальность «шилки»

Алан-э-Дейл       10.03.2024 г.

Содержание

Модификации

  • ЗСУ-23-4В — модернизация с целью повышения надёжности эксплуатации установки, улучшения условий обитания для расчёта, увеличение ресурса газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введён командирский прибор наведения (КПН).
  • ЗСУ-23-4В1 — модернизация в ЗСУ-23-4В счётно-решающего прибора, что повысило точность и эффективность стрельбы, надёжность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличен ресурс ГТА с 450 до 600 ч.
  • ЗСУ-23-4М1 — модернизация автоматов 2А7 и пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М с целью повышения надёжности и стабильности работы комплекса. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надёжность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.
  • ЗСУ-23-4М2 — модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключён РПК, за счёт чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., демонтирована РЛС, усилена бронезащита, введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.
  • ЗСУ-23-4М3 «Бирюса» — ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы РЛ опознавания воздушных целей по признаку «свой — чужой».
  • ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» — модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и внедрения в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП. Замену аналогового счётно-решающего прибора на современную ЦВС. Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и манёвренности самохода и снижения трудоёмкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения заменяется на пассивный. Заменяются радиостанции. Устанавливается кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.
  • ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» — модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.
  • ЗСУ-23-4М-А — украинская модификация. Базовая РЛС заменена на многофункциональную РЛС с ЦАР «Рокач-АС», установлена новая оптико-локационная система и ракетный канал, цифровая вычислительная система, новые алгоритмы управления.
  • ЗСУ-23-4МБ “Шилка” с оптической системой обнаружения и наведения (белорусский вариант)

    ЗСУ-23-4МБ – белорусский вариант модернизации, реализованный ООО «БСВТ – новые технологии». В боевой машине полностью заменены элементы радиолокационно-приборного комплекса (РПК), включающего в себя: радиолокационную станцию 1РЛ33, счетно-решающий прибор, систему стабилизации линии визирования и систему стабилизации линии выстрела. Вместо РПК на зенитную самоходную установку установлена мультиспектральная оптико-электронная станция «Стриж-М3», которая позволяет не только значительно увеличить точность расчетов координат упрежденной точки и обеспечить идентификацию цели по типу и государственной принадлежности, но и за счет режима пассивной работы способствует повышению скрытности и живучести ЗСУ. Также была произведена модернизация ГМ-575: системы первичного электропитания, системы автоматического пожаротушения (перевод системы на огнегасящую смесь – углекислота взамен токсичного фреона «состав 3,5») и системы наблюдения за местностью в условиях недостаточной видимости механиком-водителем. Была установлена телевизионно-тепловизионная оптико-электронная система механика-водителя Puma Driver Sofia, которая вместе с бортовым комплексом ориентирования и навигации обеспечивает возможность движения самохода в темное время суток без использования осветительных приборов. Боевая машина оснащена автоматизированными рабочими местами экипажа и единой цифровой IP-сетью. В результате модернизации общий вес ЗСУ снизился на две тонны.

Соломоново решение

В 1961 году на Донгузском полигоне прошли конкурсные испытания обеих систем. Победила, как говорится, дружба. Обе ЗСУ оказались «на уровне». Каждая система имела свои преимущества и недостатки. Так, вес «Енисея» был признан недопустимо большим для мотострелковых полков и ВДВ (27,5 т против 19 т у «Шилки»).

ЗУ-23 может применяться и в мобильном варианте, и с оборудованной позиции. Установка, созданная в 1957 году, стоит на вооружении частей ПВО сухопутных войск и ВДВ России с конца 1950-х. Отлично зарекомендовала себя в локальных конфликтах, в том числе в Чечне.

На высотах 200−500 м огонь «Шилки» был эффективнее огня «Енисея», на высотах 1000 м эти показатели сравнимы, а далее шло неоспоримое преимущество «Енисея». На высоте 2000 м вероятность поражения цели типа истребитель МиГ-17 у «Шилки» была равна нулю, у «Енисея» 38%, на высоте 3000 м — 30%. Из-за этого комиссия предложила применять «Енисей» для защиты армейских зенитных ракетных комплексов «Круг» и «Куб», поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК. Лучшее фугасное действие и бронепробиваемость 37-мм снарядов «Енисея» по сравнению с 23-мм снарядами «Шилки» были более чем очевидны.

Самоходный зенитный ракетный комплекс 2К12 «Куб» (по западной классификации SA-6 Gainful) под шифром «Квадрат» поставлялся в вооруженные силы 25 стран мира и участвовал почти во всех ближневосточных конфликтах. В ходе Войны Судного дня в 1973 году именно «Квадраты» были самым большим кошмаром израильской авиации: по данным сирийской стороны, было выпущено 95 ракет и сбито 64 самолета.

Заключение комиссии устанавливало своеобразную «ничью» между двумя комплексами — даже их стоимость была сопоставима. Поэтому было рекомендовано принять на вооружение обе ЗСУ, но по неизвестным для нас причинам на вооружение приняли только «Шилку», работы по «Енисею» были свернуты, хотя премии получили разработчики обеих систем. Правда, в серийное производство «Шилка» пошла лишь в 1964 году — никак не могли довести пушку «Амур». В боекомплект «Шилки» вошли 23-мм бронебойные снаряды БЗТ и осколочно-фугасные ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования и пробивают 25-мм броню на дистанции 400 м. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188,5 г снабжены самоликвидатором с временем срабатывания 5−11 с. Питание автоматов ленточное, на 50 патронов с чередованием снарядов: на четыре осколочных приходится один бронебойный.

История создания

Проекции ЗСУ-23-4 «Шилка» и фигура человека

«Шилка» по-походному: стволы пушек закрыты заглушками, антенна локатора сложена, головки прицелов закрыты бронеколпаками. Ближе к нам — командир установки. Дальше от нас — либо наводчик, либо оператор дальности — у них общий люк, вероятнее, что наводчик, — его место располагается посредине между командиром и оператором дальности

Первой массовой ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-57-2, чьё серийное производство началось, по разным данным, в 1955 или 1957 году. Боевая эффективность этой установки, имевшей только ручную оптическую систему наведения, сравнительно невысокую скорострельность и малую скорость наведения, против скоростных реактивных самолётов, действовавших на малых высотах, оказалась крайне мала. Поэтому практически сразу после запуска в производство ЗСУ-57-2 постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 года была начата разработка двух новых скорострельных ЗСУ с радиолокационными автоматическими системами наведения: ЗСУ-37-2 «Енисей» со спаренной 37-мм артиллерийской установкой 500П, и ЗСУ-23-4 «Шилка» со счетверённой 23-мм артиллерийской установкой 2А7. Обе установки получили названия в честь сибирских рек — Енисея и Шилки. Помимо артиллерийской группы, эти установки отличались используемым шасси и радиолокационной системой наведения. «Енисей» использовал РПК «Байкал» и шасси опытной САУ СУ-100П, тогда как «Шилка» использовала РПК «Тобол» и шасси на основе САУ АСУ-85. Формально установки создавались для различных задач: «Шилка» предназначалась для обеспечения ПВО мотострелковых частей, «Енисей» должен был обеспечивать ПВО бронетанковых войск.

Прототипы обеих ЗСУ были закончены в декабре 1960 года, заводские и государственные испытания их продолжались до октября 1961 года, ЗСУ «Шилка» принята на вооружение 5 сентября 1962 года постановлением Совета Министров СССР № 925—401. В заключении государственной комиссии, проводившей испытания, отмечалось, что «Шилка» в 1,5—2 раза превосходит «Енисей» по эффективности стрельбы по скоростным целям на высотах в 200—500 м, зато последний обладает намного большей предельной высотой эффективной стрельбы — до 3000 м против 1500 м у «Шилки». При этом «Енисей» имел бо́льшую массу — 28 тонн, против 19 у «Шилки», однако по стоимости обе установки были примерно одинаковы. Комиссией были рекомендованы к принятию на вооружение обе установки, так как ни одна из них не имела решающих преимуществ, но в итоге на вооружение постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года была принята только «Шилка», а дальнейшие работы по «Енисею» были прекращены.

ЗСУ-23-4 «Шилка» была создана в ОКБ-40 (Мытищинский машиностроительный завод) группой конструкторов по руководством Николая Александровича Астрова.

Операторы[ | ]

  • Россия Россия: Сухопутные войска России — около 205 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год
  • Морская пехота России — 62 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год

Алжир Алжир — около 225 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Армения Армения — некоторое количество (оценочно 48 единиц) ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год.
Болгария Болгария — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год.
Вьетнам Вьетнам — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Египет Египет:

  • Сухопутные войска Египта — 120 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.

Военно-воздушные силы Египта — 230 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Израиль Израиль — 60 ЗСУ-23-4 на вооружении ВВС по состоянию на 2016 год.
Индия Индия — 75 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год.
Иордания Иордания — 40 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Иран Иран — 100 единиц ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Киргизия Киргизия — 24 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Куба Куба — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Лаос Лаос — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Ливия Ливия — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Нигерия Нигерия — 30 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Перу Перу — 35 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год.
Польша Польша — 8 ЗСУ-23-4 и 20 ЗСУ-23-4MP по состоянию на 2016 год.
Республика Конго Республика Конго — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год.
Сирия Сирия — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Туркмения Туркмения — 48 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Узбекистан Узбекистан — 50 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год[неавторитетный источник? ]
Украина Украина — по официальной информации состоят на вооружении, однако количество и состояние ЗСУ не указано. В 2015 году заключен договор на ремонт установок
Эритрея Эритрея — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Эфиопия Эфиопия — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2016 год.
Исламское государство Исламское государство — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2020 год

Бывшие

  • Ангола Ангола — 20 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в период с 1978 по 1979 год, 30 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в период с 1981 по 1983 год.
  • Афганистан Афганистан — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2010 год.
  • Венгрия Венгрия — 50 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в 1969 году.
  • ГДР ГДР — 150 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в период с 1969 по 1973 год.
  • Ирак Ирак — 200 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в период с 1973] по 1976 год.
  • Йемен Йемен — 50 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2010 год.
  • КНДР КНДР — более 100 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2000 год.
  • Монголия Монголия — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2010 год.
  • НДР Йемен НДР Йемен — 50 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в период с 1979 по 1980 год.
  • Северный Йемен Северный Йемен — 40 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в период с 1979 по 1980 год.
  • Сербия и Черногория Сербия и Черногория — 48 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в 1979 году.
  • Сомали Сомали — 20 единиц ЗСУ-23-4 поставлены из СССР в 1976 году.
  • Республика Абхазия Республика Абхазия — 5 ЗСУ-23-4 по состоянию на 2007 год.
  • Южная Осетия Южная Осетия — некоторое количество ЗСУ-23-4 по состоянию на 2008 год.

Аналоги

  • 53T2 (Tarasque) — французская 20-мм зенитная установка;
  • M621 CP 20 — французская 20-мм установка на автомобили;
  • Flugabwehrkanone 20 mm Zwilling — немецкая 2 × 20-мм пушка Rh202 (20×139 мм);
  • Oerlikon GAI-BO1 — швейцарская 20-мм зенитная установка;
  • Oerlikon GAI DOI — швейцарская спаренная 20-мм зенитная установка (20×139 мм);
  • YW 306 — китайская 23-мм копия ЗУ-23-2;
  • М55 — югославская буксируемая строенная 20-мм зенитная установка (20×110 мм).
  • TCM-20 — спаренная 20-мм израильская установка из пушек Hispano-Suiza HS.404 на базе американской зенитной пулемётной установки M45 Quadmount (20×110 мм).
  • A436 M1980 — румынская буксируемая 30-мм зенитная артиллерийская установка.

Боевое применение

РЛС «Шилки» была неплохо защищена от помех, но обладала малой дальностью всего в 10—20 км (в зависимости от погоды), что существенно сокращало ее автономность в боевых условиях. Этот недостаток выявили уже вскоре после принятия на вооружение — во время арабо-израильских войн 60-х годов и войны 1973 года. Без возможности заранее получать координаты цели «Шилка» теряла эффективность, но все равно уже 7 октября 1973 года огнем ЗСУ были сбиты два «Фантома». Даже при том, что не всегда хорошо обученные сирийские расчеты часто предпочитали наводиться на цель по визуальному каналу, пренебрегая РЛС, из 98 самолетов, сбитых ПВО Сирии в 1973-м, «Шилка» записала на свой счет 11, в 1974 году — 5 из 19.

Сергей Бобылев/ТАСС

Внесли «Шилки» посильный вклад и в противодействие западной коалиции в ходе войны в Персидском заливе. Засады с применением этого уже устаревшего к началу 90-х оружия заставляли летчиков осмотрительно действовать на малой высоте и совершать ошибки.

Однако «Шилка» прославилась не только борьбой против самолетов противника. Море огня, производимое буксируемой пушкой ЗУ-23-4, приглянулось партизанам во всем мире. В 1975 году горстка кубинцев смогла остановить продвижение сепаратистов из Фронта освобождения Кабинды (FLEC), поддержанных регулярными частями армии Заира. Заминировав обочины дороги, они открыли огонь по колонне из заранее установленных на близлежащих высотах cuatro bocas (дословный перевод с испанского — «четыре рта»). Колонна, попавшая в засаду, была уничтожена, а новое социалистическое правительство Анголы получило контроль над крупнейшими запасами нефти.

Использовалась «Шилка» и против партизан. Советские войска в Афганистане задействовали ее для борьбы с засадами на горных дорогах. Пушки «Шилки», в отличие от танковых орудий и орудий БМП, могли подниматься достаточно высоко и обстреливать засевших на склонах гор моджахедов. Появился специальный «афганский вариант» ЗСУ-23-4, в котором был демонтирован радиоприборный комплекс для увеличения боекомплекта с 2000 до 4000 выстрелов.

Российские войска активно применяли «Шилку» и во время войны в Чечне. Бывший начальник Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенант Владимир Потапов в своем докладе по итогам боевой операции о ЗСУ при борьбе с опорными пунктами и огневыми точками противника.

pinimg.com

«Тактика применения ЗСУ „Шилка“, выработанная в ходе ведения уличных боев, заключается в том, что при сильном сопротивлении противника установки выезжают из-за укрытий, ведут прицельный огонь длинными очередями и сразу уходят назад», — говорится в докладе Потапова.

Недостатки «Шилки» в виде малой зоны эффективного обстрела воздушных целей, недостаточной мощности снаряда и слабости РЛС постепенно устранялись.

Боевое применение

ЗСУ-23-4 использовалась в следующих вооружённых конфликтах:

  • Война на истощение (1969—1970) — в составе ПВО Египта. 4 июня 1970 года в районе Кантары огнём «Шилки» был сбит израильский самолёт Mystere IV (б/н №44). Пилот Цви Канор катапультировался и был эвакуирован.
  • Война во Вьетнаме (1964—1973) — в составе ПВО Северного Вьетнама в последние годы войны.
  • Арабо-израильская война (1973) — в составе ПВО Египта и Сирии. По данным западных источников от 30 до 43 процентов потерь израильской авиации было от огня ЗСУ-23-4. По российским данным огнём «Шилок» было сбито 27 израильских самолётов. В частности, только 116-я эскадрилья «Скайхоков» потеряла шесть самолётов сбитыми и повреждёнными. Из за действий «Шилок» израильские самолёты вынуждены были уходить на большую высоту, где автоматически попадали под огонь зенитных ракет.
  • Сражения за гору Хермон (1974) — 19 апреля огнём сирийской «Шилки» был сбит израильский штурмовик A-4 Skyhawk, пилот погиб в самолёте.
  • Первая гражданская война в Анголе (1975—1991) — использовалась ангольской стороной.
  • Египетско-ливийская война (1977) — в составе ПВО Ливии. Огнём «Шилки» был сбит египетский истребитель Mirage 5.
  • Эфиопо-сомалийская война (1977—1978) — в составе ПВО Сомали.
  • Афганская война (1979—1989) — успешно применялась в качестве орудия поддержки пехоты. Огонь автоматических пушек эффективно действовал как против открыто расположенной живой силы, так и против лёгких укрытий. В частности, легко разрушались глиняные жилые дома и сельскохозяйственные постройки. Нередко при этом с ЗСУ снимался радиолокационный комплекс, увеличивался боезапас и навешивалась дополнительная броня.
  • Ирано-иракская война (1980—1988) — применялась иракской армией.
  • Гражданская война в Ливане (1975—1990) — в составе сирийской группировки в Ливане. В сентябре 1983 сирийские «Шилки» сбили самолёт SRS-126 ВВС Ливана, все пилоты погибли.
  • Участвовали в отражении удара американских самолётов по Ливии в апреле 1986 года. Их огнём был сбит один и повреждён один американский F-111.
  • Война в Персидском заливе (1991) — применялась иракской армией. Известно что, иракскими «Шилками» был сбит кувейтский штурмовик A-4 Skyhawk (пилот взят в плен). По данным некоторых источников известен случай,когда батарея из 4 «Шилок» сбила за сутки 8 крылатых ракет «Томагавк»[источник не указан 1093 дня].

Уничтоженная иракская «Шилка», операция «Буря в пустыне»

  • Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992) — применялась молдавской и приднестровской армиями.
  • Карабахский конфликт (1991—1994) — 4 экземпляра ЗСУ-23-4 «Шилка» (ещё одна ЗСУ была захвачена у азербайджанской стороны) применялись против азербайджанских ВВС и живой силы противника (во втором варианте показывал большую результативность, чем при первом, зенитки ЗУ-23-2 и С-60 оказались более эффективны против воздушных целей).
  • Первая чеченская война (1994—1996) — использовалась российской армией против наземных целей. Небольшое количество применялось дудаевскими незаконными вооружёнными формированиями. 4 феврале 1995 года в районе н.п. Чечен-Аул огнём ЗСУ-23-4 был сбит российский штурмовик Су-25 (368 ошап), пилот майор Н.У. Баиров погиб.
  • Операция НАТО против Сербии (1999) — состояла на вооружении вооружённых сил Югославии и предположительно участвовала в боевых действиях[источник не указан 1339 дней].
  • Вторая чеченская война — использовалась российской армией против наземных целей. Во время вторжения в Дагестан (август 1999 года) отмечено применение ЗСУ-23-4 чеченскими формированиями.
  • Иракская война (2003) — применялась иракской армией.
  • Война в Южной Осетии (2008) — огнём российской ЗСУ-23-4 был сбит российский штурмовик Су-25, пилот погиб.
  • Гражданская война в Сирии (2011) — применяются всеми сторонами конфликта.
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014 года)
  • Вторая Карабахская Война (2020) — использовался армией НКР.

История

ЗСУ-23-4 в музее Яд ла-Ширион, Израиль.

Предыдущий советский самоходный зенитный пулемет ( SPAAG ), то ЗСУ-57-2 , был вооружен двумя 57 мм автопушек ; он был нацелен оптически с использованием базовой системы отслеживания и расчета опережения. ЗСУ-57-2 не имела особого успеха, несмотря на очень мощные автопушки; он мог нести только 300 снарядов (что на самом деле неплохо, учитывая их большой калибр), был неточным, так как у него отсутствовал радар, и он не мог стрелять в движении.

Серия ЗПУ, вооруженная крупнокалиберными пулеметами калибра 14,5 мм, установленными на буксируемой установке для стационарной точечной ПВО, имела гораздо более высокую скорострельность. 23-мм версия этой системы вооружения была известна как ЗУ-23-2 , буксируемая установка, несущая две 23-мм пушки. Однако это буксируемое или импровизированное вооружение, установленное на грузовиках, имело схожие недостатки.

Разработка ЗСУ-23-4 «Шилка» началась в 1957 году вместе с ЗСУ-37-2 «Енисей», и машина была принята на вооружение в 1965 году, заменив все ЗСУ-57-2 в частях ПВО к началу 1970-е годы. ЗСУ-23-4 предназначалась для противовоздушной обороны военных объектов, войск и механизированных колонн на марше; Первоначально более мощные орудия «Енисея» считались эффективными для прикрытия внутренней мертвой зоны советских зенитно-ракетных комплексов, несмотря на увеличенный вес машины, но преобладала общность. Изначально в танковые полки должен был входить зенитно-артиллерийский дивизион «Шилка» (в составе двух батарей по четыре ЗСУ-23-4 в каждой). В конце 1960-х годов одна батарея была оснащена ЗСУ-23-4, а другая — ЗСУ-57-2. Штатные зенитные батареи мотострелкового и танкового полка в дальнейшем состояли из двух взводов (один взвод был оснащен четырьмя ЗСУ-23-4, а другой — четырьмя мобильными зенитно-ракетными комплексами 9К31 Стрела-1 или 9К35 Стрела-10 ). ЗСУ-23-4 сочетал в себе проверенную радиолокационную систему, несамфибийное шасси на базе гусеничной машины ГМ-575 и четыре 23-мм автопушки. Это обеспечило высокоэффективное сочетание мобильности с большой огневой мощью и значительной точностью. В то время ЗСУ-23-4 превосходила все зенитные орудия НАТО , и до сих пор считается серьезной угрозой для низколетящих самолетов и вертолетов.

Система широко применялась в странах Варшавского договора и среди других просоветских государств. Около 2500 ЗСУ-23-4 из общего количества произведенных 6500 были экспортированы в 23 страны мира. Государства-правопреемники Варшавского договора продолжают производить и поставлять варианты ЗСУ-23-4, в частности, украинский «Донец» и польский «Бяла».

ЗСУ-23-4 принимали активное участие в войне Судного дня (1973 г.) и других арабо-израильских конфликтах, ирано-иракской войне (1980–1988 гг.) И Первой войне в Персидском заливе (1990 г.). Во время войны Судного дня 1973 года эта система была особенно эффективна против ВВС Израиля . Израильские пилоты, пытавшиеся лететь низко, чтобы избежать ракет SA-6, часто были сбиты ЗСУ-23-4, как в операции Doogman 5 . Во время советско-афганской войны ЗСУ-23-4 широко и эффективно использовались против позиций моджахедов в горах, причем пушки ЗСУ-23-4 могли подниматься намного выше, чем оружие на БМП , БТР , Т-55. , или Т-62 . Они также использовались для подавления оборонительных позиций вокруг президентского дворца во время первого переворота в Кабуле в начале советско-афганской войны. Российская армия использовала ЗСУ-23-4 для горных боев в Чечне .

Общее описание

 Река Шилка в длину составляет 560 км. Ее бассейн – 206 000 кв. км. Максимальная ширина в устье – 640 метров. Глубины не превышают 8 метров. Протекает водоем по 3 районам Забайкалья. Направление – северо-восток. Питание дождевое. Ледостав длится с конца октября по конец апреля. Паводок начинается в мае. Подъем уровня в половодье незначительный. Максимальный расход воды равен 11 400 кубометрам в секунду! Притоков более 50. Основные – Нерча, Куэнга, Черная и Чача. Речной бассейн наполняют еще и ручьи. Так как «тело» хорошо врезано в породу, река не разлетается на протоки. Даже острова на ее фарватере появляются всего несколько раз. Только на мини-перекатах.

Река Шилка образовалась вместе с Шилкинским, Амазарским и Борщовочным хребтами. Первыми насельцами стали предки кето-эвено-эвенков. Смешавшись с предками племен маньчужрской группы, они «породили» нынешнее аборигенное население. Оно-то и окрестило данный поток «силькарь» – «узкая долина». Забайкальские казаки переделали гидроним в «Шилкарь», «Шилкари», а затем и в Шилку. С 17 века местные люди находятся одновременно под влиянием России и Китая. Державы в 1689 году договорились о распределение сфер влияния. А первое русское описание реки Шилка хронологически опережает эту эпоху лет на 50. На Шилке впервые появился отряд атамана Перфильева, которому в 1639 году про Силькарь поведали тунгусы (тогда так называли эвенков). С тех пор реку использовали как еще один водный проезд к истоку Амура. Навигация была налажена до города Сретенск (он возведен в 1689 году как Сретенский Острог). Позже появилась и Шилка. В Гражданскую отряды РККА под предводительством Лазо и Серышева сражались здесь с монголо-японо-казачьими силами. И в результате победили. Во времена Второй Мировой река Шилка находилась снова в зоне конфликта с японцами. Захватив у Китая Маньчжурию, самураи основывают здесь колонию Мань Го, совершая походы на СССР.

 Открыты участки сопок с захоронениями того периода. В послевоенные советские годы река в пространстве геологической разработки. На притоках строят добывающие комбинаты. Продолжает действовать основанный еще в царскую эпоху Шилковский завод. Набирает обороты аграрное и животноводческое освоение земель по обоим берегам. В него активно вовлекаются и эвенки. Протягиваются шоссе. Активное хозяйственное использование реки Шилка планировалось начать в 90-ых годах. К примеру, проект ГЭС был выпущен в 1989 году. Однако экономический спад в СССР перечеркнул все планы энергетиков. У гидрологического объекта осталась лишь транспортная функция: ближе к устью реки Шилка продолжает оставаться шумной водной «дорогой» для судов небольшого водоизмещения. А для совсем малых средств передвижения она – часть еще более глобального маршрута (ведь и с одной, и с другой стороны водоток связан со значительными водными артериями)…          

Тактика

Когда зенитные установки участвуют в атаках, они дают обеспечение танкам, двигаясь за ними на расстоянии приблизительно 0,4 км.

На расстояниях больше 2,5 км, ведение огня по воздушным целям отличается малой эффективностью и из-за этого возможно только при самообороне. Три километра ее снаряды пролетают за шесть секунд.

7.1 Противодействие

Поражение Шилке способны нанести вертолеты с управляемыми противотанковыми ракетами TOW, чья дальность пуска может быть больше 3000 м. Для вертолетов перед Шилкой нет большой опасности, потому что сбить воздушную цель, летящую на высоте больше, чем 2,5 км, она может с возможностью не выше 10%.

Описание

ЗСУ-23-4 графический.

ЗСУ с радиолокационным наведением ЗСУ-23-4 «Шилка» с четырьмя 23-мм (0,90 дюйма ) автопушками представляла собой революционную ЗСУ, которая оказалась чрезвычайно эффективным оружием против штурмовиков и вертолетов противника в любых погодных и легких условиях. ЗСУ-23-4 обладает очень высокой плотностью, скорострельностью и точностью стрельбы, а также способностью каждой из четырех автопушек стрелять своим типом снарядов из разных лент. Хотя технически возможно, что каждая пушка стреляет по-разному. В конце 1970-х годов обычно использовалось два типа боеприпасов: зажигательно-осколочный ОФЗТ и бронебойно-трассирующий снаряд БЗТ, которые должны были заряжаться в соотношении 3: 1 — три ОФЗТ, затем один БЗТ, каждый 10-й снаряд БЗТ, оснащенный так называется «средство для удаления меди» и имеет маркировку.Операторам категорически не рекомендуется стрелять из одиночного ствола.

Появление «Шилки» повлекло за собой существенные изменения тактики НАТО в использовании авиации на малой высоте над полем боя. Несмотря на свое устаревание как современное зенитное орудие малой дальности, ЗСУ-23-4 по-прежнему смертоносна для легкой бронетехники, пехоты и огневых точек противника в качестве машины поддержки пехоты. Обладая высокой скорострельностью, ЗСУ-23-4 может даже нейтрализовать танки, уничтожая их прицелы, радиоантенны и другие уязвимые части. ЗСУ-23-4, особенно поздние модели, обладают отличными характеристиками и хорошей системной надежностью.

На базе шасси гусеничной машины GM-575 , в которой использовались компоненты легкого плавающего танка ПТ-76 , на ЗСУ-23-4 установлена ​​бронированная башня с четырьмя 23-мм (0,9 «) автоматическими пушками 2А7 с жидкостным охлаждением, связанными с РПК- 2 РЛС «Тобол» (обозначение НАТО: «Gun Dish»). Машина весит 19 тонн (поздние модификации — до 21 тонны), имеет дальность движения 450 км (280 миль) и максимальную скорость 50 км / ч ( Дополнительная огневая мощь последних модификаций может быть обеспечена за счет установки на крыше шести ЗРК малой дальности SA-18 или боковых SA-16 .

Экипаж насчитывает четыре человека: водитель, командир, наводчик и оператор РЛС. Место водителя расположено в носовой части машины. Боевое отделение расположено в центре, а моторный отсек — в задней части машины.

Трансмиссия состоит из многодисковой главной муфты с металлическим контактом, механической коробки передач с пятью передачами переднего хода, двух планетарных двухступенчатых рулевых редукторов с блокирующим трением и двух групп главной передачи. Шасси транспортного средства имеет шесть одиночных опорных катков с резиновыми колесами, заднюю ведущую звездочку со съемными звездочками (фонарь-шестерня) и по одному промежуточному колесу с каждой стороны. Первое и пятое левое, а также шестое правое опорные катки имеют гидроамортизаторы. Гусеница имеет длину 11,904 м, ширину 382 мм (15 дюймов) и 93 звена.

Из-за большого количества различных трубок, которые необходимо отсоединять во время технического обслуживания, процедура ремонта некоторых механизмов транспортного средства является сложной (например, замена или ремонт стартера). Электропривод воздуховыпускного люка ГТД (часть системы электроснабжения автомобиля) имеет неудобное расположение (внизу корпуса), что вызывает перегрев, а иногда и заклинивание электропривода. С другой стороны, конструкция системы электроснабжения очень надежна. Заменить масло и охлаждающую жидкость в главном двигателе несложно, равно как и замену топливного и масляного фильтров, а также частей воздушного фильтра.

ЗСУ-23-4 может преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,7 м (2,3 фута), траншеи шириной 2,5 м (8,2 фута), имеет глубину преодоления брода 1,0 м (3,3 фута) и может преодолевать подъемы под углом 30 °. ЗСУ-23-4 обладает хорошей маневренностью и проходимостью, но мощность дизельного двигателя недостаточна для машины такого веса. В результате возможности ускорения на бездорожье ниже нормы, а на гористой местности автомобиль отстает от ОБТ и БМП.

ЗСУ-23-4 укомплектована системой ДЗИ с блоком фильтрации воздуха, средствами пожаротушения, навигационной системой ТНА-2, прибором инфракрасного видения, радиостанцией Р-123, переговорным устройством Р-124 и системой электроснабжения, состоящей из одновальный газотурбинный двигатель ДГЧМ-1 (70 л.с. при 6000 об / мин) и генератор постоянного тока (обеспечивающий постоянный ток 27 В и 54 В или переменный ток 220 В 400 Гц).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.