В гостях у реалиста

Награды и звания


Награждение Орденом Александра Невского. Москва. Кремль. 29 октября 2012 года

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января ) — за большой вклад в развитие отечественной художественной культуры
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (6 сентября ) — за заслуги перед государством и за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства
  • Орден Александра Невского (13 сентября ) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, телевидения, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Почёта (17 марта ) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Франциска Скорины (28 ноября , Белоруссия) — за усиление дружбы и сотрудничества между народами Беларуси и России, развитие белорусско-российских культурных связей
  • премия Ленинского комсомола () — за серию портретов советских космонавтов
  • заслуженный художник РСФСР ()
  • народный художник РСФСР ()
  • народный художник СССР ()
  • Почётная грамота Правительства Москвы (21 июня ) — за заслуги в развитии отечественного изобразительного искусства и активную общественную деятельность
  • Почётный деятель искусств города Москвы (1 октября ) — за большой вклад в развитие культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность
  •  — Премия ФСБ в номинации «Изобразительное искусство» за цикл портретных работ сотрудников органов безопасности
  • орден Петра Великого ()
  • орденом Святого Александра Невского «За труды и Отечество» I степени ()
  • нагрудный знак «Лауреат премии им. Н. А. Островского» ()
  • орден «За профессиональную и деловую репутацию» II степени ()
  • орден «Михайло Ломоносов» ()
  • знак «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка» ()
  • диплом Академика «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка» ()
  • диплом Профессора «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка» ()
  • знак отличия «За заслуги перед Москвой» ()
  • лауреат общероссийской общественной премии «Национальное величие» и награждён орденом «Золотая звезда России» ()
  • медаль «Патриот Отечества» ()
  • орден Святого Князя Александра Невского I Степени ()
  • медаль «За взаимодействие» (СВР) ()
  • орден «Гордость России» () — за большой личный вклад в развитие реалистического искусства
  • премия Службы внешней разведки Российской Федерации (2012) — за создание портретов выдающихся разведчиков
  • Почётный профессор Российской государственной специализированной академии искусств (2014)

Картины

Если бы Александр Шилов был действительно художником «придворным», в его галереях не висело бы столько картин исконно народной тематики, причём с огромным количеством образов совершенно обездоленных людей. Здесь сколько угодно и высокой гражданственности, и острого социального звучания. Но нет ни грамма формальности — всегда чувство сопереживания буквально забивает все остальные.

Это полотна разных лет. «Забытый» — 1985-го, «Брошенный» — 1998-го, «Не пишут» — 1984-го и много-много ещё. Все картины написаны с натуры, образы предельно достоверны и передают всю суть непростых явлений жизни. Разве не от такого изобразительного искусства появляется в людях милосердие, пробуждается доброта, растёт ответственность за судьбы не только собственных близких, но и всех соотечественников? Проблематика в картинах Шилова глубока, она затрагивает те моральные и нравственные вещи, которые вечно актуальны, художник словно возвращает их в современный мир, где они приобретают новое звучание.

Мнения

Его картины убеждают совершенством художественности, глубиной духовного и нравственного решения, таким подходом к содержанию, какое понятно всем и совершенно недвусмысленно. И если кто призван возвышать и облагораживать людей своим искусством, то это Александр Шилов, картины которого пробуждают в душе человека всё самое лучшее. Это утверждение сделано к тому, что искусствоведы и критики относятся к творчеству этого художника с явной прохладцей, их высказывания обидны даже не художнику, а всем тем миллионам поклонников, которые не склонны полюбить авангард.

Как Шилова только ни называют на публике: и придворным живописцем, и салонным портретистом, и хорошим продюсером, и даже живописцем для конфетных коробок. А народ-то на выставки Шилова идёт! Причем всегда, все тридцать лет! И в галерею стоят очереди. На проходивших вернисажах в Испании, Германии, Португалии, Франции, Канаде, Японии, ОАЭ, Кувейте, Англии — повсюду тоже был настоящий триумф.

Лучшие люди России

Точно так же расскажут о нашем времени и портреты творческой интеллигенции, науки, культуры — самые выдающиеся люди России представлены в творчестве этого мастера. А хороший ли Александр Шилов художник, картины его расскажут. «Зацвёл багульник» — это поистине шедевр, украсивший русское искусство двадцатого века.

Сколько мудрости, спокойствия, доброты и смирения в облике пожилой женщины, запечатлённой на портрете! А каковы Георгий Жжёнов, Сергей Шакуров, Елена Образцова, Людмила Семеняка! Рассказывать словами о живописи довольно трудно, лучше посетить галерею художника и получить несказанное удовольствие, которое выше всяких описаний.

Почему важна подпись

— А художник должен постоянно повышать свои навыки? Ему нельзя расслабляться?

— Расслабляться нельзя ни в коем случае. Надо постоянно работать. Все знают знаменитую тройку эпохи Ренессанса в Италии:

  • Леонардо да Винчи,
  • Микеланджело,
  • Рафаэль.

Они все современники. Они не стыдились друг друга копировать, будучи уже великими, потому что, копируя какого-то великого художника, я учусь сам. А у них во главе угла стояло желание расти как художник, совершенствоваться до последнего вздоха, будучи уже известными и признанными во всём мире. Казалось бы, можно и остановиться. Но нет, они не могли, потому что были созданы как художники. Это было состояние их душ. Великие мастера не могли жить без искусства

И ещё важно, что художники ставят подпись на работе. Они чувствовали ответственность перед людьми, ведь художник таким образом расписывается в своем умении или неумении на момент создания картины

Поэтому подпись — это очень ответственная вещь. Это честь, совесть художника и его уровень.

Две галереи

— У вас очень узнаваемый стиль. Кто повлиял на него?

— Повлияла моя дорогая мамочка, которая привела меня в Третьяковскую галерею, хотя я и до этого уже был настроен только на великую классику. Это касается всех видов искусства и музыки, без которой невозможно, на мой взгляд, полноценно жить. Но стиль уже был заложен в меня природой. Это не моя заслуга.

— Не секрет, что вы считаетесь мастером портрета.

— Я пишу и натюрморт. Если придёте в галерею, куда я вас с вашей командой искренне приглашаю, то увидите, что у нас хранится 1300 с лишним работ живописи и графики, которые я подарил стране безвозмездно. И каждый год в день города и на юбилей галереи 31 мая я обязательно передаю новые работы в дар нашему Отечеству. Наша галерея построена на принципе: всё, что я написал до сегодняшнего дня, отдаю государству. Если мне, конечно, за эту работу не стыдно.

Живопись и музыка

— Знаю, что в галерее проходят не только выставки, но и концерты. Расскажите об этом.

— У нас очень развита концертная деятельность.

Во-первых, проходят концерты с участием патриотов, чьи портреты висят в Зале славы. Мы приглашаем будущих защитников Отечества, и разведчики, контрразведчики рассказывают (конечно, в рамках того, что им можно рассказать), как надо защищать Родину и как они сами её защищали. Музей-галерея ведёт большую патриотическую работу, которую мы будем продолжать. Я горжусь тем, что являюсь членом Общественного совета при ФСБ. Служба безопасности поручила мне заниматься патриотическим воспитанием в нашей галерее. К нам часто приходят учащиеся, слушатели:

  • Голицынского пограничного института,
  • Академии ФСБ,
  • других служб, где готовят великих специалистов и патриотов нашей Родины.

Во-вторых, у нас проходят концерты «Звёзды классического искусства в гостях у Александра Шилова». У нас часто выступала Образцова (когда была жива), Юрий Башмет, Иосиф Кобзон, Моторин, Игорь и Наталья Бутман — самые разные люди. Выступает у нас Светлана Безродная с потрясающими концертами старой довоенной музыки. Люди старшего поколения сидят и плачут, слушая эту музыку.

В галерее бывают самые разные концерты. Приходите к нам обязательно.

Такие разные поколения

— Какая ваша самая любимая работа, о которой вы вспоминаете всю жизнь? Есть ли такая работа? Или одна закрывает другую?

— Любой автор знает как никто, какая работа ему удалась больше.

Есть работы, которые дороги благодаря воспоминаниям:

  • потрет моей мамы (пастель),
  • портрет моей бабушки.

Особое место занимают картины:

  • «Вдвоём»,
  • «Святым огнём любви согреты»,
  • очень сложные новые работы с обнажёнными женщинами.

То есть много разных работ. Но есть те, которые близки сердцу, потому что люди на этих портретах были мне очень дороги своим внутренним миром, воспитанием. Есть жанровая работа «Зацвёл багульник». Она хранится в Третьяковке, у меня в галерее копия. Там я изобразил арбатскую старушку. Они давно исчезли. Я люблю гулять по старым улицам Москвы. Раньше на Арбате попадались такие люди. Идёт женщина, у неё уже возраст давно за девяносто. Но ей хочется ручку поцеловать. Такие манеры, такой взгляд, такая походка. Она так говорит! Раньше же этому обучали.

Это же очень важно, как человек себя ведёт за столом, в общежитии. И вот я такую старушку написал, нежную


Взгляд — просто влюбиться можно в душу этого человека! Вот я почему и стал часто ездить по деревням, писал этих одиноких, брошенных старух при живых-то детях. Они этим детям всю жизнь отдали. Столько горя, тоски, печали. Такая тяжёлая жизнь: коллективизация, война и так далее. Но они ни дня не отдыхали, а глаза, как незабудки на берегу реки: чистые, нежные, добрые. Эти люди остались добрыми. Я очень люблю это поколение, и мне горько, что оно исчезает. А сейчас идёшь по Арбату и уже слышишь и видишь не этих людей, а современных, с агрессией в глазах: подростки 15-16 лет, женщины, мужчины. У них нет никаких манер. Жуткие люди.

Что дальше будет, страшно представить.

— То есть вы считаете, что люди сильно изменились? Лет тридцать назад такого не было?

— Да, с моей точки зрения, внутренний мир современных людей — это нечто страшное. Но своё мнение никому не навязываю.

Критика

Шилова называют одним из выразителей «лужковского стиля» в изобразительном искусстве, ассоциирующегося с безвкусием и пошлостью, «паразитирующего на ниве культуры». Искусствовед, президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова называла Шилова «очень тяжелым случаем». Она отмечала, что для пояснения своей позиции ей необходимо поставить рядом с картинами Шилова картины Репина или Серова.

Шилов подвергся критике за то, что в 2002 году на улице Волхонка были снесены два исторических памятника XIX века для строительства на их месте прижизненной галереи Шилова.

Примечания

  1. Шилов Александр Максович // Советский энциклопедический словарь. — 4-е. — М..: Советская энциклопедия, 1986. — С. 1520. — 1600 с. — 2 500 000 экз.
  2. ↑  Шилов А. Почему Александр Шилов не любит врачей? // Больница. 1997. № 11-12. С. 20-21.
  3. Владимир Варфоломеев. . Эхо Москвы (26 августа 2018).
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 января 2012.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 января 2012.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 21 сентября 2013.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 января 2012.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 января 2012.
  9. А. А. Клименко.  (недоступная ссылка). «Единый художественный рейтинг», выпуск 6 (). Дата обращения 26 декабря 2009.
  10. Ольга Андреева. . «Финбан» (10 марта 2017). Дата обращения 4 июля 2017.
  11. Васькин А. А., Гольштадт М. Г. От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. Исторический фотопутеводитель. — М.: Компания Спутник +, 2009. — С. 78-79. — 400 с. — 2000 экз. — ISBN 678-5-9973-0100-2.

Дар

Александр Шилов продолжает художественные традиции наследия прошлого, его творчество целиком и полностью отвечает классике. Сегодня практически никто не может доказать состоятельность реалистического искусства, как если бы поэт писал пушкинскими ямбами. Писать-то, конечно, можно, но ни в одном журнале всерьёз к этому не отнесутся. И те, кто следует классическим образцам, чаще всего оставляют своё творчество в столе или радуют ближайших друзей и родственников. У Шилова всё не так. Он сумел доказать безграничность классического искусства и применяет этот метод не просто убедительно, а более того: здесь утверждаются идеалы красоты, все образы глубоки, а чувства и мысли, рождающиеся с приобщением к его творчеству, многообразны и неоднозначны.

В 1966 году художник совершил Поступок. Да, действительно с большой буквы. Александр Шилов подарил стране свою коллекцию — триста пятьдесят пять графических и живописных произведений. Поступок высокой гражданственности и благородства. Москва и вся страна оценили соответственно. Любовь к творчеству этого художника поистине всенародна, а потому под этот дар была учреждена и открыта площадка для демонстрации подаренных картин. В Московской государственной картинной галерее народного художника Александра Шилова ежегодно проходят выставки новых работ, которые художник тоже передаёт в дар России, теперь их выставляется около тысячи.

Значение творчества художника

Творчество автора шедевральных работ подчинено правилу: «Рисовать сердцем. Рисовать так, чтобы через зрительный образ образовался мостик от героя картины к сердцу зрителя, чтобы вызвать эмоцию, заставить думать».

Вопреки расхожим мнениям о творчестве Александра Максовича Шилова, никто не может отрицать наличие таланта. О полотнах говорят, что они излучают боль, страдание, радость, одиночество. Палитра чувств, которую способен пережить человек, нашла отражение в работах портретиста. Для гения нет разницы – знаменитость, дипломат, артист, крестьян или бомж – человек изображен так, что чувства словно вывернуты наизнанку. Сформировав с юных лет направление в живописи – реализм, не отступал от этой идеи на протяжении многих лет жизни.

Слава автора заслужена трудом, усердием и любовью к работе. Миллионы ценителей стали свидетелями развития жизненных драм, которые оживали на холсте, кто-то узнал в написанном образе себя или близкого человека. Картины Шилова заставляют задуматься – о Родине, об отношении друг к другу, о том, что действительно ценно. Богатое наследие мэтра искусства – это ли не наилучший подарок потомкам?

Начало

В 1957 году Александр Шилов впервые пришёл учиться рисованию и живописи в студию изобразительных искусств при Доме пионеров по месту жительства — в Тимирязевском районе. Это начинание и привело художника к выбору занятия на всю жизнь. Обучение шло замечательно, успехи появились практически сразу. Более того, ещё в юности был выбран стиль и манера, которые и сделали его знаменитым. Александр Шилов уже тогда ощутил большое влияние творчества художника Лактионова, с которым был знаком. В 1968 году уже практически состоявшийся живописец поступил в МГАХИ им. Сурикова, который и окончил в 1973-м.

Много было участия в выставках, и картины Александра Шилова неизменно встречали огромный интерес и восхищение посетителей. Они были совершенно не похожи на современную живопись, никакого кубизма и постмодернизма. Так раньше писали Брюллов, Боровицкий, Коровин. Чистая и незамутнённая классика. Народу очень и очень полюбились портреты Александра Шилова. Слава его росла, ширилась и крепла. А в 1997 году неподалёку от Кремля открылась персональная галерея Александра Шилова. Он всегда хотел достучаться до людских сердец, и это у художника получилось.

Пиар — грязное дело

— Вы сказали, что аукцион — это спекуляция, которая к искусству не имеет никакого отношения. Это касается только аукционов?

— Нет, так во всём. Сейчас бездарные люди создают себе пиар при помощи телевидения, радио, прессы. Как это устроено? Люди постоянно видят в средствах массовой информации информацию о ком-то: развёлся, обобрал жену, избил своего сына или сын избил его.

Вот и всё. Лавина грязи, льющаяся в средствах массовой информации, развращает людей. После этого им очень легко подсунуть любое антиискусство, и они его проглотят. Скажут: «Это же известный человек».

У меня был один случай. Не хочу называть фамилию: речь об очень известном художнике, он уже ушёл из жизни. Помню, я пришёл к Расулу Гамзатову, у него в гостях были Михалков, Кожедуб и другие. Гамзатов показывает портрет своей дочери, выполненный тем самым художником. Все смотрят. Гамзатов говорит: «Я понимаю, что плохо, но всё-таки известный человек сделал». И это сказал Расул Гамзатов, один из прекрасных поэтов. Мы знаем его стихи, песню «Журавли» и так далее. Видите, как люди устроены? Знает, что плохо, но раз известный, то сгодится.

— Должен ли современный художник быть ещё и менеджером своего искусства, уметь себя преподнести, показать, себя продать?

— Вы хорошо сказали: себя продать. Я считаю, что если художник что-то из себя представляет как мастер, и его работа трогает внутренний мир человека, то эту работу обязательно купят. Он никогда не будет без куска хлеба.

И потом, что такое художник? Каждый может размазывать краску по холсту, а художник — это состояние души. Я много ездил по деревням, писал одиноких старушек, брошенных детьми, государством. К сожалению, это необыкновенное поколение почти ушло из жизни. У них столько поэзии внутри! Я часто бывал до слёз тронут, как они говорят просто, — любая деревенская старушка. Да чтобы художник так чувствовал и говорил — это редкость великая. Поэтому правильно говорят с древнейших времен: художник — это состояние души человека. Это касается и музыкантов, и всех, чья профессия связана с искусством. Потому что художник при помощи своего мастерства должен выразить внутренний мир человека, которого пишет.

Слава и гордость страны

Первая коллекция была размещена здесь в мае 1997 года, после торжественного открытия в особняке, спроектированом в девятнадцатом веке знаменитым архитектором Тюриным. И в первые же годы этот поистине храм искусства посетили около миллиона человек. Они приходили по зову своих духовных потребностей с огромным уважением и любовью к автору. И по сей день галерея чрезвычайно популярна.

Россия рождала таланты всегда, и ими гордилось всё человечество. Их имена в истории мировой культуры бессмертны. И наши современники продолжают творить русскую культуру. Среди них однозначно выделяется Александр Шилов, ставший уже живой легендой, гордостью и славой России.

Творчество

Каким должно быть явное свидетельство, что перед зрителем действительно подлинное искусство? Конечно же, это высокий интерес самых широких слоёв населения, и у каждого из этих абсолютно разных людей наблюдается эмоциональный всплеск, живое сопереживание во время просмотра.

Так происходит уже более тридцати лет при встрече произведений художника Александра Шилова с поклонниками его творчества, коих такое огромное количество, каким вряд ли может похвастаться любой из его коллег-современников. Все эти годы Шилов убеждённо и последовательно шёл по пути великих традиций к классике реалистического искусства.

Должен ли художник быть голодным

— Существует известное выражение о том, что художник должен быть голодным, ему всегда должно чего-то не хватать. Только тогда он будет развиваться. Вы согласны?

— Великие, гениальные художники К. Брюллов, А. Иванов были детьми профессоров в академии. Они жили очень хорошо и не думали о куске хлеба. Этот список можно продолжать.


Настоящему художнику необязательно быть голодным. Рембрандт очень хорошо жил. Когда он ушёл из жизни, его вторая жена открыла из его вещей антикварный магазин. А как богато жил Рубенс, он скупал шедевры всех направлений искусства! А знаменитые творцы эпохи Возрождения:

  • Рафаэль,
  • Леонардо да Винчи,
  • Микеланджело.

Они все были очень обеспеченными людьми, потому что-то, что они делали, нужно людям. И задача художника — достучаться до сердца зрителя. Это такая профессия. По реакции окружающих людей, зрителей можно судить, понятно и нужно ли им то, что ты делаешь, или нет.

— Я имела в виду, что художник должен быть голодным до живописи, до работы своей. У него не должен иссякать этот источник. Он всегда должен испытывать жажду писать, потому что многие, к сожалению, перегорают. И не только художники, любые творцы.

— Вы так сформулировали мысль, что я сначала не понял и, возможно, что-то упустил, увлёкся. Но я отвечаю на ваши вопросы предельно искренне.

Когда я работал грузчиком, я вам честно скажу, мы жили очень бедно. Я получал нищенскую зарплату, 70 рублей, и всю целиком маме отдавал. Мне было стыдно даже на кино попросить. Не хватало даже на обеды. Я приходил ворочать брёвна, а на обед часто не было денег. Меня всё время подташнивало от голода. Но что делать? Я всё равно сидел каждый день у мольберта и работал.

Думаю, что если бы я в то время был очень сытым, то всё равно работать бы не перестал, потому что у меня изнутри зов души и я не могу перегореть. Если человек перегорел, значит, в нём сердце остыло, а сердце должно гореть, оно должно звать к работе постоянно. Иначе он не художник в душе, в нём пустота. Тогда человек начинает пить, а окружающие его оправдывают: вот был талантливый художник и спился. Но настоящий творец не будет пить, если его тянет к искусству:

  • живописи,
  • музыке,
  • поэзии,
  • скульптуре.

Художник не может вести образ жизни полупьяного человека. Просто иссох талант. Он был небольшой и исчез. А чтобы оправдать тот факт, что ничего не делает, перестал работать, он выпивает и говорит: эх, талантливый я был, да спился. Это ложь! Если талант большой, художник никогда не сопьётся. Спиться может только от горя слабый человек. Всё это можно понять по-человечески. Осуждать такое подло и низко: у всех разные характеры. А когда человек спивается от того, что у него нет желания изнутри, нет в сердце огня, здесь никто не виноват. Так природа его устроила.

Биография

Родился в Москве, 24 марта 1974 года, в семье художников. Мать — Светлана Гениевна Фоломеева, отец — Александр Максович Шилов, народный художник СССР.

С 1985 года обучался в Московской средней художественной школе имени В. И. Сурикова в классе живописи.

В 1991 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, где получил по окончании специальность художник-постановщик.

С 1994 по 1999 учился в Академическом правовом университете при Институте государства и права РАН.

В 2005 окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова по специальности художник-живописец.

Является членом-корреспондентом Российской академии художеств, творческого Союза Художников России, Международной Федерации Художников, Международного Художественного Фонда Московского объединения художников. В 2005 году принят в Московский союз художников. В 2006 году стал советником секции «Гуманитарных наук и творчества» Российской Академии Естественных Наук (РАЕН). В 2007 году организовал собственную «Творческую мастерскую А. А. Шилова». А в 2009 стал вице-президентом фонда «ЭкоМир»[источник не указан 2977 дней].

24 августа 2011 года в результате падения корабля «Прогресс М-12М» сгорели 10 картин Александра Александровича Шилова, так и не долетев до МКС.

Личная жизнь

Сразу после окончания учебы Александр женился на Светлане Фоломеевой, с которой знаком с институтской скамьи. В марте 1974 года у них родился сын Александр. В суете повседневной жизни пара так и не нашла общих интересов и спустя трех лет брака рассталась.

Александр Александрович Шилов, сын Александра Шилова и Светланы – преуспевающий художник современности, пишет в жанре пейзажа.

Сын Александр

1977, судьба свела Александра Шилова с Анной Данилиной, в девичестве Ялпах, с которую знает уже 10 лет. Брак длился 21 год. 1979 год, родилась дочь Маша. Сколько зарисовок посвятил отец маленькому ангелочку! 1983 – из-под кисти художника выходит картина «Машенька».

Со второй женой Анной

Болезнь и последующая смерть дочери Маши положили конец отношениям пары, не скрепило семью даже рождение еще одной девочки, Анастасии (1996).

Третий, неофициальный союз изографа и 25-летней скрипачки начинался, когда была еще жива дочь, Мария. В трудное время увидел в ней опору, обещал жениться

Девушка польстилась вниманием метра искусства, но слишком много ожидала. После смерти Маши последовал длительный процесс развода с Анной

В 1997 году Юлия Волченкова родила Александру дочь Катерину, которую художник признал, дал фамилию и отчество, очень любил, но так и не оформил законных отношений с ее матерью.

Духовенство

Тема интересная, но исключительно сложная. Портретный цикл, представляющий наше духовенство, выполнен на высочайшем уровне мастерства живописи. Словно свет из самых глубин души озаряет полностью укрытых чёрными одеждами монахинь, а глаза священнослужителей изумляют глубиной взгляда и духовной мощью, которая скрывается в нём.

Особенно интересен портрет епископа Василия Родзянко, это действительно вклад в сокровищницу не только русского, но и мирового искусства. Здесь познаётся истинная вера, когда видишь абсолютное смирение и вселенскую мудрость в облике священнослужителя. Находясь рядом с этой картиной, можно почувствовать, что произошёл чудесный контакт с человеком на портрете, осуществилось непосредственное живое общение, и вся душа прониклась благодатью от этой духовной беседы.

Детские и юношеские годы

В разгромленном фашистами Лиховом переулке Москвы 6 октября 1943 года в бедной интеллигентной семье родился Александр Шилов. Послевоенный город встретил нового жильца бедностью, теснотой и унылостью. Тяжесть заботы о троих детях легли на плечи мамы, Людмилы Сергеевны. Она работала в детском саду, две бабушки – сторожами, дворниками. В 1948 году, чтобы одеть детей к школе, женщина решилась на обмен квартиры с доплатой. Семья переехала на Сущеевский вал. Обмен получился неудачным – с деньгами обманули. Новым жилищем для 6 человек стала 13-метровая коммунальная комнатка.

В детстве

С детских лет Александр любил рисовать. Часто учителя поручали оформить выпуск стенгазеты. Победа Сережи, младшего на 6 лет брата, во Всемирном конкурсе детского рисунка, подтолкнула Сашу записаться в студию при Доме пионеров Тимирязевского района.

1957-1962 годы стали для мальчика самыми значимыми. Он разрывался между школой рабочей молодежи, студией, работой, а свободное время посвящал рисованию, мечтая вырваться из круга бедности и поступить в институт. Он понимал, как матери трудно содержать семью, работал грузчиком.

Вереница беспросветных будней преподнесла событие, сыгравшее важную роль в становлении живописца. Вместе с учителем изостудии Ворониным В.А. парень посетил выставку на улице Горького. Там и произошло знакомство с Александром Ивановичем Лактионовым. Впервые увидев работы Шилова и узнав, где и сколько тот работает, мастер возмутился и не позволил дальше уродовать талант.


Александр был направлен в студию президента Академии художеств В.Серову. Там прислушивался к советам, оттачивал технику рисования, готовился к поступлению в художественный институт, куда уже 2 раза сдавал экзамены и оба раза не добирал баллов.

В молодости

Фронтовики

Тему войны художник не оставлял никогда. Цикл портретов фронтовиков-ветеранов, легендарных детей великого поколения, который отображает действительно героев, потрясает именно тем, что в этих лицах нет однозначности. Эти люди, отдавшие всё самое дорогое ради победы, смотрят в наши глаза прямо и твёрдо. Но какая вселенская в этих глазах печаль! Более сорока великолепных, исключительной силы картин.

Вот генерал Говоров, вот ставший прекрасным артистом фронтовик Этуш, это лётчик Емельяненко, а здесь — разведчик Вартанян… Все они — Герои Советского Союза. Если не писать такие портреты, зачем тогда живопись? Что она принесёт следующим поколениям, какую память, что за рассказ состоится о нас хотя бы пару веков спустя? Вот оно — мужество, вот он — настоящий патриотизм, а не тот, который в приказном или показном порядке пытаются вложить в подрастающее поколение. И насколько благородно художник подводит самых разных своих посетителей к этому истоку!

Тематика

Александр Шилов, живопись которого порождает такие разнородные отзывы, имеет и творческий диапазон весьма широкий. У него хороша и простота народных образов, и у полотен остросоциальных всегда толпится народ. А какие замечательные портреты ветеранов войны — весь этот большой цикл. Много внимания художник уделил и запечатлению прекрасных лиц творческой интеллигенции страны: навсегда с нами останутся знаменитые артисты, замечательные врачи, учёные, священнослужители. Его женские портреты настолько живы и очаровательны, что, по выражению одного из посетителей, хочется достать каждую девушку с портрета и расцеловать. Это ли не признание настоящего таланта?

Помимо портретов Александр Шилов написал превосходные, поистине мастерские философские натюрморты, у него много и лирических пейзажей. Но портрет — самый важный жанр его творчества. Благодаря Шилову запечатлена наиболее полная картина российской жизни, духовной её части. Весь срез конца двадцатого — начала двадцать первого века как на ладони. Причём, необходимо повторить, что уровень мастерства абсолютно во всех работах высочайший. В картинах видна эпоха, её «большое» время, сливающее в вечность прошлое, куда появляется возможность заглянуть, настоящее, к которому почти все мы непростительно невнимательны, и будущее, о котором художник заставляет задуматься.

Работы

Александр Шилов-мл. Картина «Зимний свет»
  • Первый снег
  • Весна в Сокольниках
  • Сокольники
  • Оттепель
  • Золотое солнце
  • Осенняя аллея
  • Зимний вечер
  • Прогулка
  • Весенний свет
  • Осень
  • Пробуждение
  • Зима пришла
  • Март
  • Летний вечер
  • Три сосны
  • Березы у воды. Сокольники
  • Пруд в Сокольниках
  • Березы в Звездном городке (Этюд)
  • Пахра
  • Три дороги
  • Весеннее платье
  • Лирика (Этюд)
  • Август
  • Москва-река
  • Подмосковная речка
  • Кратово. Тихий вечер
  • Рождение весны
  • Проблески (Этюд)
  • Старые ивы. Осень
  • Старые ивы. Лето
  • Солнечный день
  • Нескучный сад
  • Река Лопасня
  • Перламутровый снег
  • Свежий ветер
  • Первая зелень
  • Домик Левитана
  • Ромашковое поле
  • Старые ивы. Весна
  • Русские просторы
  • На высоте

Путь художника

— Как вы начали путь художника? В детстве вы ходили в изостудию Дома пионеров, но там было много кружков. Почему вы выбрали рисование?

— Я не сам выбрал рисование, а я так создан родителями. Каждый человек, на мой взгляд, запрограммирован от природы и исполняет в короткий жизненный путь свою функцию. Я с детства любил рисовать. Меня никто к этому не призывал.

Учителя ещё в школе меня просили делать стенгазеты, когда заметили, что я относительно других более-менее прилично рисую. У меня был брат (был, потому что его уже давно нет), на 6 лет моложе меня и тоже любил рисовать. В 7 лет он записался в изостудию октябрьского Дома пионеров. К счастью, раньше было очень много таких заведений, как Дома пионеров.

Мой брат записался в изостудию, и учитель Василий Александрович Воронин, который этой студией руководил, послал его рисунок, выполненный в акварельной технике, на Всемирную выставку детского рисунка в Австрию, в Вену. Мы жили тогда по-нищенски, в коммуналке, в комнате 12 или 13 метров, но душа летала у каждого из нас. Нас было трое детей, две бабушки, мама. Как-то мы лежали все вместе в комнате, и вдруг неожиданно по радио объявляют, в «Пионерской зорьке», что Шилов Серёжа на Всемирной выставке детского рисунка в Австрии получил первую премию за картину «Полёт на Луну».

Соседи мне говорили: «Ты тоже хорошо рисуешь. Почему бы тебе не записаться?» Я тоже записался в Дом пионеров. К сожалению, вскоре брата затянула улица, ребята. Он бросил рисование, как я его ни уговаривал. В дальнейшем он, конечно, пожалел об этом.

Я записался и стал заниматься не в одну, а в две смены, потому что меня было уже не оторвать от рисования. Мне хотелось научиться в профессиональном плане как можно большему. При первой материальной возможности мама водила меня в Третьяковскую галерею и Большой театр, и я помню, как первый раз пришёл в Третьяковскую галерею, увидел полотна великих художников:

  • Карла Брюллова,
  • Дмитрия Левицкого,
  • Василия Перова,
  • Ивана Крамского и так далее.

Скажу без преувеличения: я был просто околдован. Думал, как это из красок можно создать человека, с которым хочется говорить, то есть создать жизнь, заключённую в раму. Меня прельстило величайшее исполнительское мастерство, без которого, как я быстро понял, в жизни нельзя сделать ничего, какие бы мысли и чувства ни были у меня внутри. Если писатель не знает алфавита, не владеет словом, то не сможет передать в своей книге богатство мыслей и чувств. Без мастерства в искусстве человек — ноль, он так и останется со своими мыслями, желаниями, которые не сможет воплотить. А в реалистическом искусстве, которому я пытаюсь служить, чем больше знаешь и умеешь, тем больше сомневаешься в своём мастерстве, потому что каждому мастеру в любом виде искусства надо обязательно избрать себе икону, на которую ты смотришь, — тебе хочется подняться до этого уровня хоть чуть-чуть.

— А на кого равнялись вы? Кто для вас был образцом?

— На всех тех, кто владел величайшим исполнительским мастерством, перед которыми я снимаю шляпу до сих пор:

  • наши передвижники, классики Александр Иванов, Орест Кипренский, Дмитрий Левицкий, Карл Брюллов и так далее,
  • французские художники Жак-Луи Давид, Эдгар Дега.

То есть я смотрю до сих пор на них с благоговением, потому что если не смотришь на образец, а образец должен быть обязательно, то очень быстро художник становится рабом своих работ, он не видит их недостатков. А глядя на великие полотна, которые выше тебя, ты чувствуешь и сравниваешь.

Беседовала Анжела Антонова

К публикации подготовила Марина Севастьянова

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во


С этим читают