Орлан (скафандр)

Одежда космонавтов будущего

Недалеко заглядывая, скажем о введение в эксплуатацию новой модификации скафандра «Орлан-МКС» в 2016-м году. Основными особенностями данной модели является автоматическая терморегуляция, в зависимости от сложности выполняемой космонавтом работы в данный момент, и автоматизация подготовки скафандра для выполнения выхода в открытый космос.


НАСА также занимается разработкой новых скафандров. Один из таких прототипов уже проходит тестирование – «Z-1». Несмотря, что «Z-1» внешне очень схож со скафандром Базза Лайтера из мультфильма «История игрушек», его функционал имеет некоторые значительные инновации:

  • Наличие универсального порта в задней части скафандра позволит подключать к нему как автономную СЖО, в виде ранца, так и систему жизнеобеспечения, предоставляемую кораблем;
  • Повышенная подвижность астронавта в скафандре достигнута за счет: новая технология «вставок» в местах сгиба частей тела, мягкая конструкция костюма, а также относительно небольшой вес – около 73-х кг, в сборке для ВКД. Мобильность астронавта в «Z-1» настолько высока, что позволяет ему наклониться и достать до пальцев ног, присесть на колено, а то и вовсе сесть в позу похожую на позу «лотоса».

Но с «Z-1» уже на начальных этапах возникли проблемы – его громоздкость не позволяет находиться в нем астронавтам на борту некоторых космических кораблей. Поэтому НАСА, помимо «Z-1» и уже анонсированной модификацией — «Z-2», сообщает о работе над еще одним прототипом, особенности которого пока не раскрываются.

Нельзя не отметить, что в данной области возникают и инновационные смелые предложения, наиболее известное из которых — «Biosuit». Дэва Ньюмен — профессор Аэронавтики одного из лучших вузов мира (Массачусетского технологического) работала над концепцией такого костюма более 10-ти лет. Особенностью «Biosuit» является отсутствие пустого пространства в костюме для наполнения его газами с целью создания внешнего давления на тело. Последнее – производится механическим образом при помощи сплава титана и никеля, а также полимеров. То есть скафандр сам стягивается, создавая давление на тело. Будучи разделен на сегменты, «Biosuit» «не боится» проколов скафандра в том или ином места, так как место прокола не приведет к разгерметизации всего костюма, и может быть просто заклеено. Кроме того, данная технология значительно понизит вес скафандра и предотвратит травмы астронавтов, возникающие в результате работы в тяжелом костюме. Что еще остается в процессе разработки – так это шлем, который, к сожалению, по указанной технологии создать скорее всего не удастся. А посему, вероятно, в будущем нас ожидает некий симбиоз скафандра «Biosuit» и «EMU».

Подводя итоги, хочется отметить, что стремительное развитие технологий приводит к столь же стремительному развитию космической техники, инструментов и снаряжения. Тормозным фактором развития скафандров может быть лишь финансирование, так как данное снаряжение стоит миллионы долларов.

Шлем всему голова

Шлем — важнейшая часть скафандра. Еще в «авиационном» периоде скафандры делились на два типа — масочные и безмасочные. В первом — летчик использовал кислородную маску, по которой подавалась воздушная смесь для дыхания. Во втором — шлем отделялся от остального объема скафандра своеобразным воротничком, шейной герметичной шторкой. Такой шлем играл роль большой кислородной маски с непрерывной подачей дыхательной смеси. В итоге победила безмасочная концепция, которая обеспечивала лучшую эргономику, хотя и требовала большего расхода кислорода для дыхания. Такие шлемы и перекочевали в космос.

Космические шлемы также делились на два типа — съемные и несъемные. Первый СК-1 комплектовался несъемным шлемом, а вот леоновский «Беркут» и «Ястреб» (в котором Елисеев и Хрунов в 1969 году переходили из корабля в корабль) имели съемные шлемы. Причем присоединялись они специальным герморазъемом с гермоподшипником, что давало возможность космонавту вертеть головой. Механизм поворота был довольно интересен. На кадрах кинохроники хорошо видны шлемофоны космонавтов, которые изготавливаются из ткани и тонкой кожи. На них смонтированы системы связи — наушники и микрофоны. Так вот, выпуклые наушники шлемофона входили в специальные пазы жесткого шлема, и при повороте головы шлем начинал вращение вместе с головой, как башня танка. Конструкция была довольно громоздкой, и от нее в дальнейшем отказались. На современных скафандрах шлемы несъемные.

Обязательный элемент шлема для выхода в космос — светофильтр. У Леонова был маленький внутренний светофильтр самолетного типа, покрытый тонким слоем серебра. При выходе в космос Леонов ощутил очень интенсивное нагревание нижней части лица, а при взгляде в сторону Солнца защитные свойства серебряного светофильтра оказались недостаточными — свет был ослепительно ярким. Исходя из этого опыта, все последующие скафандры стали оборудоваться полными наружными светофильтрами с напыленным довольно толстым слоем чистого золота, обеспечивающего пропускание всего 34% света. Самая большая площадь остекления — у «Орлана». Причем на последних моделях есть даже специальное окошко сверху — для улучшения обзора. Разбить «стекло» шлема практически невозможно: делается оно из сверхпрочного поликарбоната лексана, который также используется, например, при остеклении бронекабин боевых вертолетов. Однако и стоит «Орлан» как два боевых вертолета. Точную цену на «Звезде» не называют, но предлагают ориентироваться на стоимость американского аналога — $12 млн.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2003).

«Беркут» под давлением

Скафандр «Беркут», в котором Алексей Леонов шагнул за борт космического корабля, был разработан на НПП «Звезда». В отличие от предыдущих моделей новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр изменился в цвете – из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи – и значительно прибавил в весе. Общий вес «выходного костюма» составлял почти 100 кг, что доставляло много неудобств во время тренировок на Земле, но в невесомости не играло существенной роли. Больше проблем создавало давление воздуха внутри герметичной оболочки. Оно делало скафандр жестким. Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 кг, вспоминал позже Алексей Леонов.

А. Леонов в скафандре «Беркут» во время выхода в открытый космос 18 марта 1965 года

Несмотря на большое количество тестов под давлением на Земле и в воздухе, полностью смоделировать поведение скафандра в экстремальных условиях космоса было невозможно. После выхода из корабля в космическом вакууме скафандр Леонова раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, он решил рискнуть.

«Я принимаю решение сбросить давление, – вспоминал космонавт. – Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю, я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».

Его расчеты, к счастью, оправдались. Он добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно нарушение правил безопасности – протиснулся головой вперед. За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.

Помимо деформации скафандра – самой крупной ошибки, чуть не стоившей Леонову жизни, – было еще и множество мелких. Например, размещение светофильтра внутри шлема. «Ошибка заключается в том, что темный светофильтр очень здорово поглощает тепловое излучение и нагревается, – поясняет конструктор Борис Михайлов, ветеран НПП «Звезда». – Для человека, который находится внутри скафандра, он воспринимается как сильно нагретый – или, если словами Леонова, раскаленный». Теперь светофильтры размещают на внешней стороне шлема. Причем так, чтобы космонавт сам мог его закрывать и открывать.

Современный космический скафандр

Выделяют два основных типа космических скафандров: жесткий и мягкий. И если первый может вместить внушительный функционал системы жизнеобеспечения и дополнительные защитные слои, то второй — менее громоздкий и значительно повышает маневренность космонавта.

К первому выходу человека в открытый космос (Алексей Леонов) космические скафандры разделились еще на три типа: для спасения в случае аварийной ситуации, для работы в открытом космосе (автономный), а также универсальный.

Базовой моделью российского скафандра без выхода в открытый космос является «Сокол», американского «ACES». Первая модель «Сокола» вошла в эксплуатацию в 1973-м году, и надевается космонавтами при каждом полете на кораблях «Союз».

Трусы в награду

Впрочем, сегодня космические кутюрье приходят к мысли, что лучше шить не хлопковое, а льняное нижнее бельё. Институт медико-биологических проблем РАН считает, что лен намного экологичней хлопка, и, кроме того, в нём прохладно, что нелишне в условиях жары, которая частенько бывает на космической станции. Ещё один интересный факт: после благополучного приземления десятого экипажа МКС в составе россиянина Салижана Шарипова и американца Лероя Чиао прямо у спасательной капсулы им был торжественно вручён… комплект нижнего белья — трусы и футболка. Одежда была не простая, а именная: на каждом предмете красовалась вышивка — римская цифра «X» в виде пересекающихся американского и российского флагов и фамилии: «Чиао — Шарипов». Всё это покорители Вселенной оставили себе на память. Космонавты могут гордиться таким эксклюзивным подарком, тем более что вскоре использованное нижнее бельё в космосе будет просто… исчезать! Дело в том, что одноразовое бельё, ватно-марлевые гигиенические салфетки, остатки космической пищи и её упаковка при многодневном пребывании на космической станции накапливаются и создают массу проблем. Они занимают полезное место, да ещё и являются рассадником болезнетворных бактерий! Однако учёные Института медико-биологических проблем нашли выход: они предложили использовать активный ил, уже применяющийся на обычных земных станциях аэрации. Спустя несколько суток после полива предварительно измельчённых отходов кашеобразной илистой смесью они разлагаются на биологические газы, в основном метан и сероводород. А газ, в свою очередь, можно использовать в качестве топлива.

История создания

В начале 1960-х годов перед специалистами НПП «Звезда» была поставлена задача разработки скафандра для советской лунной программы. Были предложены два варианта: уже отработанная на скафандрах «Беркут», «Ястреб» и «Сокол» конструкция из мягкого скафандра и навесного ранца или полужёсткая конструкция со встроенным ранцем. В ходе сравнительного анализа преимуществ и недостатков этих двух конструкций было принято решение в пользу полужёсткой схемы и к 1969 году такой скафандр, названный «Кречет», прошёл полный цикл испытаний.

Однако после сворачивания лунной программы были прекращены и работы по скафандру. Наработанные по «Кречету» технические решения, в частности полужёсткая конструкция были вновь востребованы с началом работ по созданию долговременных орбитальных станций «Салют». Существовавшие скафандры для внекорабельной деятельности типа «Беркут» или «Ястреб» не обладали возможностью подгонки и следовательно для каждого нового члена экипажа станции их необходимо было изготавливать и запускать в космос, что было неэффективно при ограниченных грузовых возможностях кораблей «Союз» и «Прогресс». Таким образом и появились первые скафандры орбитального базирования «Орлан». Благодаря полужёсткой конструкции индивидуальными являлись лишь перчатки скафандра, которые доставлялись экипажем, в то время как сами скафандры постоянно находились на станции. Первый выход в открытый космос в новых скафандрах был осуществлён на станции «Салют-6» космонавтами Г. М. Гречко и Ю. В. Романенко 20 декабря 1977 года.

История создания

Слово «скафандр» имеет французские корни. Ввести это понятие предложил в 1775 г. аббат-математик Жан Батист де Па Шапель. Конечно, в конце 18-го века о полетах в космос никто даже и не мечтал. Слово «скафандр», которое в переводе с греческого означает «лодко-человек», решено было применить к водолазному снаряжению.

С приходом космической эры это понятие стало использоваться и в русском языке. Только здесь оно приобрело несколько иной смысл. Человек стал взбираться все выше и выше. В связи с этим возникла необходимость в специальном снаряжении. Так, на высоте до семи километров это теплая одежда и кислородная маска. Расстояния же в пределах десяти тысяч метров из-за падения давления требуют наличия герметичной кабины и компенсирующего костюма. В противном случае при разгерметизации легкие летчика перестанут усваивать кислород. Ну а если подняться еще выше? В таком случае понадобится космический скафандр. Он должен быть весьма герметичным. При этом внутреннее давление в скафандре (как правило, в пределах 40 процентов от атмосферного) сохранит жизнь пилоту.

В 1920-х годах появился ряд статей английского физиолога Джона Холдена. Именно в них автором было предложено использовать костюмы водолазов для защиты здоровья и жизни воздухоплавателей. Автор даже попытался внедрить свои идеи в жизнь. Он построил подобный скафандр и испытал его в барокамере, где было установлено давление, соответствующее высоте 25,6 км. Однако строительство аэростатов, способных подняться в стратосферу, — удовольствие не из дешевых. И американский воздухоплаватель Марк Ридж, для которого и был предназначен уникальный костюм, средств, к сожалению, не собрал. Именно поэтому скафандр Холдена на практике испытан не был.

Космический скафандр SpaceX


Скорее всего, именно богатый опыт в создании супергеройских костюмов и помог дизайнеру завоевать доверие Илона Маска. Впервые созданный Хосе Фернандесом скафандр SpaceX был продемонстрирован в 2017 году. Илон Маск опубликовал изображение с верхней частью костюма в своем инстаграме и фотография была принята с большим интересом. Позже новый скафандр был оценен на удобство астронавтом NASA Сунитой Уильямс, которая подтвердила его комфортность для передвижений. Также она отметила, что шлем легко надевается со щелчком и в целом напоминает мотоциклетный. По ее словам, по удобству костюму уступают все предыдущие скафандры, в которые ей доводилось облачаться.

В ходе подготовок к запуску корабля и как минимум двух трансляций, мы с вами уже убедились, что костюм SpaceX выглядит легким. Скафандры XX века, в которых Базз Олдрин и Нил Армстронг сделали первые шаги на Луну, были похожи на древние костюмы для подводного плавания. А космическая одежда SpaceX, со всеми его заплатками на локтях и других уязвимых местах, выглядит просто и современно. Особого внимания стоит отсутствие тяжелого оборудования на поверхности костюма — сообщается, что электроника спрятана в области ног.

Слева — водолазный костюм XVII века, а слева — скафандр Нила Армстронга. Выглядит громоздко, не так ли?

Какие типы скафандров бывают

Получается, скафандр — это то, что расширяет наши горизонты и позволяет оказаться там, где нам не положено быть просто по нашей физиологии. Но какие же типы скафандров используются покорителями неизведанных и опасных мест?

Водолазные скафандры

Да, то, в чем водолазы работают на большой глубине, тоже называется скафандрами. Есть даже модели, которые способны погружать человека на глубину до 600 метров, сохраняя внутри нормальное давление. Это не только позволяет сохранить жизнь и здоровье водолаза, но и обеспечивает более быстрое всплытие и погружение. Если не пользоваться подобными средствами защиты, то человек не сможет погрузиться на такую глубину и будет вынужден подниматься на поверхность очень медленно, проходя все стадии декомпрессии.

Некоторые подводные скафандры обеспечивают просто фантастические показатели. автономности.

Авиационные скафандры

Почти все хоть раз куда-то летали на самолете. Во время полета некоторые испытывали заложенность ушей или носа. Это только незначительные признаки того, что человек столкнулся с изменением давления. Такое изменение все равно очень плавное и не способно причинить вреда здоровью или привести к тому, что человек потеряет сознание.

А ведь скорость набора высоты (скороподъемность) современных истребителей в десятки раз выше не только того, что по нормативам положено обычному авиалайнеру, но даже намного выше его технических возможностей.

Некоторым пилотам приходится пользоваться скафандрами.

Все это приводит к тому, что пилоту часто требуются скафандр, который защитит его от таких перепадов давления, перегрузок во время маневров, которые достигают нескольких G, а также при подъемах на высоту 30 000 метров и более. Мировой рекорд высоты для самолета был поставлен на истребителе МиГ-25РБ, когда он поднялся на 37 650 метров.

Скафандр для стратосферных полетов

Есть скафандры и для стратосферных полетов. В конце пятидесятых годов прошлого века эти системы защиты активно тестировались для создания космических скафандров и средств спасения. Для этого людей в скафандре поднимали на высоту до 40 000 метров в открытой гондоле, прикрепленной к стратостату. Проблема в том, что люди слишком часто погибали, и эксперименты прекратили. Впрочем, все было не зря и накопленных данных исследователям хватило, чтобы разработать скафандры для космонавтов.

Уже в 2012 году в рамках проекта Red Bull Stratos австриец Феликс Баумгартнер совершил прыжок с высоты 39 000 метров, установив тем самым два мировых рекорда — максимальной высоты прыжка и максимальной скорости падения.


Так выглядел прыжок Баумгартнера с высоты 39 900 метров.

Для подготовки к этому прыжку он и его команда несколько лет готовились и проводили тренировки. Основная проблема была в том, что при падении с такой высоты и наборе очень большой скорости тело становится нестабильным по мере увеличения давления и его может закрутить так, что человек потеряет сознание и погибнет. При таких прыжках надо уметь управлять полетом не хуже, чем пилот самолета.

Для сравнения скорость падения обычного парашютиста при прыжке с 4000-5000 метров составляет примерно 180-200 километров в час. Баумгартнер же преодолел звуковой барьер и разогнался до 1350 километров час.

Космический скафандр

Самым привычным типом скафандров является космический. Учитывая его сложность и то, что он делает для космонавта, можно сказать, что это небольшой космический корабль, который надет на человека.

Скафандр — это настоящее торжество инженерной мысли.

На самом деле, так и есть. В нем предусмотрены все системы жизнеобеспечения, что позволяет человеку находится в космосе несколько часов.

Делятся они на два типа — мягкие и жесткие. В космос человек в любом случае летит в скафандре, просто некоторые имеют возможность выхода в космос, а некоторые — нет.

Почему скафандр называется именно так

Чтобы понять, почему скафандр получил такое название, надо обратиться к Древней Греции. В греческом языке это слово образовано из двух слов, обозначающих лодку и человека. То есть в те времена так называли людей, которые очень хорошо плавали.

В более позднее время, в частности в восемнадцатом веке, такое название предлагали использовать для пробковых костюмов, которые были предназначены для пересечения рек.

Уже позже, когда появилась реальная необходимость обеспечения безопасности человека в экстремальных условиях среды, опять вспомнили это слово и начали так называть то, к чему мы все так привыкли.

Когда-то скафандром называли того, кто хорошо плавает.

Так можно вывести определение, что скафандр — это герметичный костюм, который призван защитить человека (или животное) от воздействия окружающей среды, предметов, газов и прочих потенциально вредных веществ. В случае с космонавтами скафандр еще и препятствует выходу наружу воздуха и тепла.

Аварийные ситуации в открытом космосе

Больше всего риска для человека, когда он находится в открытом космосе, представляет повреждение скафандра. В этом случае он должен очень быстро вернуться на борт — только так можно спасти его жизнь. Впрочем, бывали и интересные случаи, связанные с повреждениями.

Так, например, самым известным является инцидент с повреждением скафандра, который произошёл во время полёта «Атлантиса» STS-37. Тогда маленький металлический прутик проколол перчатку одного из астронавтов. Самое интересное, что этого никто даже не заметил, так как он застрял в отверстии и не позволил произойти разгерметизации. Повреждение обнаружили уже после возвращения на корабль при осмотре скафандра.


Еще более известным случаем является случай, произошедший в 1965 году с Алексеем Леоновым, во время первого в истории выхода человека в открытый космос. Его скафандр был мягкого типа и слишком сильно раздулся от внутреннего давления. В итоге, он не мог согнуть руки и вернуться на корабль. По инструкции ему надо было заходить в люк ногами вперед, чтобы иметь возможность ”закрыть за собой дверь”. В итоге он принял решение заходить головой вперед и уже в отсеке сбросил давление внутри скафандра, кое-как развернулся и закрыл люк.

Космонавт просто обязан быть привязан к кораблю иначе он улетит от одного неловкого движения.

Во время второго в истории выхода в открытый космос произошел еще один случай с астронавтом Пирсом Селерсом. От его скафандра во время полета отцепилась лебедка со страховочным тросом. Если бы это вовремя на заметили его коллеги, он мог бы просто улететь от корабля и спасти его было бы невозможно.

На данный момент совершены уже сотни выходов в открытый космос и инцидентов среди них было не так много. Можно сказать, что благодаря научной мысли и накопленному опыту это стало почти безопасным занятием.

Что носить в полёте?

Не многие знают, что уже более двадцати лет в российской столице существует единственное в мире ателье, где шьют одежду как космонавтам, так и астронавтам. Генерального директора ООО «Кентавр-Наука», лауреата Государственной премии Александра Ярова за глаза называют не иначе как «космическим кутюрье». Для первых покорителей Вселенной одежду никто специально не создавал — какая разница, что там под скафандром? Однако после того как стали реальностью обитаемые космические станции, возник вопрос об одежде — ведь их жители большую часть времени находятся там без скафандров. И необходимый опыт в пошиве такой одежды был только в России, поскольку именно мы первыми построили станцию на орбите. На сегодняшний день космонавты могут выбирать себе одежду из четырёх комплектов белья, каждый весом около килограмма: — многокарманный сменный костюм, изготовленный из хлопка с лавсаном; — костюм оператора со встроенными пружинами, также хлопковый. Он был разработан для поддержки мышц, которые испытывают проблемы при работе в условиях невесомости; — утеплённый костюм; — лёгкий костюм: рубашка-поло, шорты и носки. Данный костюм наряду с универсальным комбинезоном — самый популярный на МКС.

Костюм супергероя

Все началось в 2016 году, когда SpaceX обратилась к Хосе Фернандесу с предложением принять участие в конкурсе. От участников требовалось создать комфортный и красивый костюм для космических путешествий. По данным Forbes, изначально Хосе не был знаком с компанией SpaceX и думал, что его просят придумать костюм для очередного фантастического фильма. Но нет — создаваемый шлем должен был быть не только приятным глазу, но и обеспечивать астронавтам свободу движений и максимальную безопасность.

Однажды Фернандес поделился, что глава SpaceX Илон Маск описал свое видение скафандра SpaceX следующими словами:

Опыта в создании героических образов у Хосе Фернандеса было навалом. За свою карьеру он успел разработать костюмы для таких фильмов, как «Бэтмен против Супермена», «Новый человек-паук» и «Первый мститель: Противостояние». А помните светящиеся костюмы из фантастического боевика «Трон: Наследие»? Это тоже дело рук Хосе Фернандеса.

Илон Маск — заядлый любитель всего фантастического, поэтому не удивительно, что он выбрал Фернандеса

В 2016 году, во время работы над костюмами для фильма «Бэтмен против Супермена», Хосе сделал невероятное — он позволил актеру Бену Аффлеку свободно двигать шеей в костюме Бэтмена. Во всех предыдущих фильмах про «человека – летучую мышь» актеры были скованы в движениях из-за жесткости супергеройской маски. Хосе Фернандес сшил костюм таким образом, чтобы актеру было легче двигать шеей, что наверняка положительно сказалось на его игре в кино. Также он здорово помог актеру Хью Джекману в роли Росомахи в фильмах про «Людей Икс» — ранее, из-за жесткого костюма, он с трудом поднимался по лестницам. Поговаривают, что иногда ему даже требовалась помощь от работников съемочной площадки.

У Бэтмена из фильма 2016 года действительно необычный костюм — в прошлых кинокартинах он был явно меньше

Кирасиры

В целях облегчения конструкции и увеличения подвижности внешних скафандров существовало целое направление (прежде всего в США), изучавшее возможность создания цельнометаллических жестких скафандров, напоминающих глубоководные водолазные. Однако частичное воплощение идея нашла только в СССР. Советские скафандры «Кречет» и «Орлан» получили комбинированную оболочку — жесткий корпус и мягкие ноги и руки. Сам корпус, который конструкторы называют кирасой, сваривается из отдельных элементов из алюминиевого сплава типа АМГ. Такая комбинированная схема оказалась на редкость удачной и сейчас копируется американцами. А возникла она по необходимости.

Американский лунный скафандр был сделан по классической схеме. Вся система жизнеобеспечения располагалась в негерметичном ранце на спине астронавта. Советские конструкторы, возможно, также пошли бы по этой схеме, если бы не одно «но». Мощность советской лунной ракеты Н-1 позволяла доставить на Луну только одного космонавта, в отличие от двух американских, а облачиться в одиночку в классический скафандр не представлялось возможным. Поэтому и была выдвинута идея жесткой кирасы с дверцей на спине для входа внутрь. Специальная система тросиков и боковой рычаг позволяли надежно закрыть за собой крышку. Вся система жизнеобеспечения располагалась в откидной дверце и работала не в вакууме, как у американцев, а в нормальной атмосфере, что упрощало конструкцию. Правда, шлем пришлось делать не поворотным, как в ранних моделях, а монолитным с корпусом. Обзор же компенсировался гораздо большей площадью остекления. Сами шлемы в скафандрах настолько интересны, что заслуживают отдельной главы.


С этим читают