Восточные славяне в древности

Происхождение слова «славяне»[править]


Клим Жуков о происхождении славян

Средневековые (преимущественно христианские) письменные памятники нередко говорят о словенах и о словенской земле. Современные самоназвания словенцев, словинцев, как и слово «славяне» в русском языке — нередко относят к более поздним производным, закрепившимся в ходе этногенеза отдельных народов. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители региона Новгорода. Их появление у Ильменя христианские летописи относят примерно к началу нашей эры — времен хождений по Руси апостола Андрея с учениками и образования Киева . Среди версий славяноведения есть сведение смысла этнонима «скиф» к — скит, скиталец. А известное Геродоту самоназвание скифов «сколоты» затем рассматривается в линии: сколоты ( «люди одного кола» — круга, школы) — скло-вены (выходцы из венов, венедов) — сакалибы (арабское обозначение славян) — словени (славяне).

Есть и иные версии. Нередко этимологию названия связывают со Словом, то есть «люди, говорящие по-нашему» (ср. славянское название иноязычных племён нѣмьци). Этим могли и подчеркивать, что славяне и ради сохранения своих тайн стремились к многотысячелетней устной передачи традиций и знаний. Если учесть что слово словене в ранних текстах писалось как «съловене» — то можно приближать его происхождение к слову сълнце — в современном написании — солнце . Культ солнца на землях Восточной Европы наблюдается со времен палеолитической Сунгири .

Версия, связывающая имя славян со словом слава, допускают, якобы менее вероятна ввиду вторичности огласовки -а- и самому позднему, не раньше 16 века, происхождению слова «славяне», которое появилось в Московской среде, и не является общим самоназванием народа

Вместе с тем арабское обозначение славян как сакалиб отчасти допускает существование более ранней огласовки на «а» у восточных княжений славян, где арабы с 9 века отмечали царство Слава (Салау), что славяноведение связывает со Славенском Великим (предшественником Новгорода) и холмом Славно в самом Новгороде. Есть также сомнительная, русофобская гипотеза, что слово «склавус» наследовало суть латинского «сервус» (сербус) и означало людей, годных лишь прислуживать (или быть только «рабами»; хотя Сервий Туллий значится среди первых римских царей задолго до нашей эры). Славяноведение обращает внимание на вероятную линию самоназвания этносов Восточной Европы: сколоты сколоты (самоназвание скифов) — слы-вени (послы или выходцы из венедов) — склавы (склавены и т. д

— название славян у римлян и византийцев с конца античности)- сакалибы (у арабов и соседних народов).

Согласно Повести временных лет (с заменой ятя на е):

Проблема Велесовой книги на данный момент слишком политизирована, чтобы давать этому источнику однозначную оценку. Находка дощечек Новгородской псалтыри начала 11 века с письменами под слоем воска отчасти работает на версию в пользу подлинности Велесовой книги (вероятно, дошедшей до современности в списке 17 — 18 вв.).

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Собственно русский, украинский и белорусский народы окончательно сформировались лишь к семнадцатому веку.

   Русские

Всего в мире насчитывается сто тридцать три миллиона носителей данного этноса. В Европе это самый многочисленный народ, а в России его численность составляет примерно 80% населения.

Три четверти проживающих в России русских исповедуют православие. За пределами РФ большинство представителей народа проживает в постсоветских странах: Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии, а также в Германии, США, Канаде и других государствах.

На основе культурных, бытовых и региональных отличий выделяют множество субэтнических групп русского этноса: мещеряки (Рязанская обл.), полехи (Орловско – Калужское полесье), камчадалы (Камчатка), сибиряки, кубанские, терские и донские казаки и другие.

     Украинцы

В мире проживает около сорока пяти миллионов представителей народа. Кроме Украины, большие диаспоры есть в Канаде, США, России. Третий по численности славянский народ после русских и поляков.

По данным генетических исследований, наибольшее родство у данного этноса с юго-западными русскими, поляками и юго-восточными литовцами.

Украинский язык наиболее близок к белорусскому, их разделение на два самостоятельных языка произошло примерно четыреста лет назад.

     Белорусы

Общая численность составляет приблизительно десять миллионов. В Белоруссии проживает более восьмидесяти процентов представителей народа. Остальная часть в основном населяет сопредельные государства – Россию, Украину, Польшу Латвию и Литву.

Жителей Белорусского Полесья нередко выделяют в самостоятельный субэтнос, носящий название полещуки.

Большинство белорусов придерживаются православной религиозной традиции. Католиками являются лишь около пятнадцати процентов верующих.

Краткая характеристика этноязыковой группы

Западные славяне, как, наверное, уже понял наш читатель, представляют собой некую общность племен, объединенных единым названием, культурными ценностями и традициями. Историки утверждают, что данная группа выделилась в результате расселения племен по различным территориям. Это и стало катализатором, запустившим процесс обособления одних славян от других.


Для многих остается непонятным, кто относится к западным славянам. Ведь в общую этноязыковую группу входит довольно много племен. Самыми яркими представителями названного блока являются хорваты, чехи, поляки, поляне и тому подобные народности.

Славянские народы, как утверждают историки, даже на начальном этапе исторического развития никогда не были едины. Они имели определенные различия, обусловленные проживанием в той или иной местности. Изначально их сложно было назвать заметными и сколько-нибудь существенными, однако, спустя время, культурная пропасть между славянскими народами стала только увеличиваться. На это повлияли в основном два фактора:

  • массовое переселение на новые территории;
  • скрещивание с представителями иных этнических групп.

Первая волна переселения сменилась новой, и постепенно на освоенных землях создавались общины, существенно отличавшиеся от своих прототипов. Культурные и торговые связи между славянскими племенами стали рваться, на что в значительной мере повлияло расстояние. Можно сказать, что именно данный момент считается той точкой отсчета, в которой берет начало обособленная история западных славян.

Если чуть более подробно рассматривать тему расселения племен, то нужно отметить, что оно происходило по трем направлениям: юг, восток и запад. Славяне, которые позже стали называться западными, направились на земли Среднего Подунавья, а также заселили территории между Одером и Эльбой.

Образование польских государств

Польские славянские племена проходили свой путь развития. Начальный этап их объединения относится к IX в. Изначально данный процесс происходил вокруг нескольких центров, но вскоре сформировалось два независимых государства: Малая Польша и Великая Польша. Первое было захвачено моравскими правителями в конце IX века, а второе стало единственным древнепольским государством.

Его становление пришлось на начало XI века, когда окончательно сформировалась система государственного управления. Она базировалась на городах и их правителях. Они одновременно выполняли массу функций, среди которых были, к примеру, военные и судебные.

Интересно, что отношения Великой Польши с соседями всегда складывались сложно. Нередко между ними возникали военные конфликты, решаемые не в пользу польского государства. Стоит отметить, что его позиция была довольно слаба, поэтому приблизительно с середины XI в. оно периодически попадало в вассальную зависимость от более сильных соседей.

Славянские государства и Киевская Русь

Достоверная информация есть лишь о тех периодах, когда в славянских княжествах появилась письменность, обычно вместе с распространением христианства. Любые события до того, даже если они описаны в более поздних летописях, являются легендарными или полулегендарными. Поэтому под словом «государство» будем понимать именно страну с письменностью.

Карта Киевской Руси в середине XII века

  • Первое Болгарское Царство (681–1018 гг.). Помимо славян, страну в больших количествах населяли булгары (одни из потомков гуннов) и греки-фракийцы, которые все вместе сформировали современный этнос болгар. В годы наивысшего могущества это государство почти полностью занимало территорию Балканского полуострова и западного Причерноморья. Приняло православие в 864 году. Постепенно пришло в упадок из-за постоянных войн с Византией. Позже долгое время было частью Османской империи. Сегодня Болгария – независимая республика, член Евросоюза.

  • Великая Моравия (822–907 гг.). Первая славянская страна, имевшая письменность. Была преобразована в Чешское княжество, а затем в королевство Богемия – богатое и влиятельное государство в составе Священной Римской Империи. Сегодня Чехия – независимая республика, член Евросоюза, входит в число стран с развитой экономикой.

  • Великопольское княжество (877–1320 гг.). В Х веке приняло христианство по западному образцу. Позднее – старший партнер в Польско-Литовской унии и Речи Посполитой. В 1815–1918 годах находилось в составе Российской Империи. Сегодня Польша – независимая республика, член Евросоюза, страна с развитой экономикой.

  • Киевская Русь (882–1132 гг.). Приняла христианство в 988 году. К середине XII века распалась на множество независимых государств, что хорошо сказалось на развитии экономики и культуры, но плохо сказалось на способности противостоять монгольскому нашествию 1237–1241 годов. С 1241 года Новгородская республика – единственное независимое русское государство. С 1480 года Русь полностью свободна от монгольского ига. В 1547–1721 годах – Русское царство. В 1721–1917 годах – Российская Империя. В 1922–1991 годах – в составе СССР. Сегодня это Россия, Украина и Беларусь – независимые республики.

  • Сербское королевство (1217–1459 гг.). До образования собственного государства сербы были в зависимости от Византии, затем от Болгарии, и снова от Византии. С 1459 года в составе Османской Империи. В 1878 году после многочисленных восстаний страна вновь стала независимой; сербы стали первым народом, который самостоятельно избавился от турецкого ига. В 1918–2003 годах – в составе Югославии. Сегодня Сербия – независимая республика.

Дожить до весны

Пищи не хватало. Крестьяне, как правило, с трудом доживали до весны. Поэтому так радовались приходу тепла после затяжной зимы! Наслаждались первыми побегами зелени. Из молодой крапивы и щавеля варили щи. Обдирали набухшие липовые почки, мололи и пекли из них лепёшки. Варили и ели корни лопуха и камыша — они содержат крахмал и по вкусу отдалённо напоминают картошку. Чуть позже варили молодые побеги иван-чая — получалось нечто вроде жиденькой лапши. Таковы были традиционные весенние кушанья. Ну а уж кто доживал до летнего урожая, тот точно мог выдохнуть: «До следующей зимы царя Голода мы победили!». Прогресс есть прогресс. Уже в XVIII веке государство, старалось помочь голодающим областям. Губернаторы организовывали доставку хлеба в самые горемычные села на льготных условиях. А если находились благотворители, то и бесплатно. Но два-три раза в десятилетие по стране по-прежнему проходили волны голода, уносившие тысячи жизней. В особенности в неурожайные или военные годы. Окончательно избавиться от этого неумолимого царя удалось, по историческим меркам, совсем недавно — в середине XX века.

Картофельные бунты


Любимая нами картошка попала в Россию только во второй половине XVIII века, и завёз её к нам не Пётр Великий, как почему-то принято считать, а новгородский губернатор, сподвижник императрицы Екатерины, Яков Сиверс и известный писатель и ботаник Андрей Болотов. А Пётр привёз из Голландии земляную грушу — топинамбур. Но и после Сиверса картошка долгое время оставалась редким, диковинным продуктом. Уже в середине XIX века её насаждал в России министр государственных имуществ Павел Дмитриевич Киселёв, считавший, что именно картофель поможет крестьянской России легче переживать неурожайные годы. Поначалу крестьянские общины не принимали «земляное яблоко», считали его дьявольским исчадием. Именно тогда по России пронеслись Картофельные бунты. Возникло суеверие: самые набожные крестьяне считали, что плод, который созревает в земле, есть порождение тёмных сил. Они были уверены, что из картофелин в полночь вылупливаются змеи — демонические гады. Только силой, с помощью полиции, можно было заставить их сажать новую культуру. Наконец к 80-м годам XIX века к картошке привыкли, и она действительно не раз спасала страну от недоедания. Ведь сытно прокормиться картошкой гораздо легче, чем репой!

Мясо в лошадином поту

Для крестьянина мясо не было ежедневной пищей, другое дело дружинники. Неприхотливый князь Святослав, прирождённый воин, питался мясом, подогретым на углях на скорую руку. Так же утоляли голод и его дружинники, отчаянные рубаки. Часто во время походов тонкие куски мяса клали под потник на спину лошади и так скакали много часов, а то и дней. От тепла и лошадиного пота мясо приобретало своеобразный вяленый вкус, в таком виде его и ели.

Танцуй от печки

Славянские поселения всегда возникали на берегах рек и в лесистых районах. Почему? Лес и река с древних лет кормили наших предков. Каждая семья «танцевала от печки»: печь была главным сооружением любого дома, а дым — символом благополучия. В печи пекли ржаной (реже пшеничный) хлеб, готовили еду, а на печи сушили травы.

Метки: пища, еда, Русь, питание, картофель, Все загадки мира, соль, славяне, зима, голод, хлеб, овощи, масло, мёд, каша, крупа, пшеница, гастрономия

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса – медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес – один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное — его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

Общая история славян в древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и германскими племенами, на западе – с кельтами, на востоке – со скифами и сарматами, а на юге – с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

Расселение славянских племен

С 5-го столетия на Прикарпатской, Днестровской и Поднепровской землях начинается славянская экспансия и племена двигаются в западном, южном и северо-восточном направлении. Западные территории начали заселяться в районе реки Вислы, перейдя за рубеж Эльбы и Западных Карпат. В восточном направлении славяне расселялись вдоль берегов Оки и Волги. Племена, которые пошли на юг, стали осваивать территорию Дуная, его притоков и даже дошли до границ Византийской империи.

Славянская экспансия восточных и западных территорий подтверждается только археологическими данными, которые добывают ученые и историки, а вот южное расселение славянских племен имеет в качестве доказательства документы, в частности это свидетельства византийских авторов.

Славянская община

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне — жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях — древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины — кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.


Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи — восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи — северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи — племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути «из варяг в греки» и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Это интересно: 216,Древний бог Аид: разбираемся обстоятельно

История и происхождение древних славян

История древних славян по-прежнему остается загадкой для современной науки. Теории их появления не могут быть доказаны из-за трех осложняющих факторов:

  • отсутствие собственной письменности у славян вплоть до IX века, что вынуждает ученых опираться лишь на данные из римских и византийских документов;

  • неразвитость у славян торговых связей друг с другом и тем более с соседними народами кельтов, германцев и скифов, которые были хорошо известны римлянам. По этой причине славяне упоминаются в римских и византийских источниках крайне редко и не очень подробно;

  • великое переселение народов, происходившее по всей Европе с IV по VIII век и не позволяющее ученым достоверно связать данные ранних археологических находок с конкретными народами.

Б. А. Рыбаков. Карта расселения славян и их соседей в VI веке

Устаревшая теория происхождения славян, основанная на произведениях римских и византийских историков, на сегодняшний день считается неубедительной. По этой теории, славяне, вместе с малоизвестным народом антов, являются потомками неких венедов, живших на территории современной северной Италии, в честь которых была названа древнеримская область Венетия, а позже – итальянский город Венеция и австрийский город Вена.

Наиболее широко признана сегодня теория о родстве между славянами и балтами. Это подтверждает современная генетическая схожесть балтских и славянских народов, а также схожесть их языков в эпоху распространения письменности. Согласно этой теории, приблизительно в V–VI веке одна часть некоего единого прибалтийского народа стала предками славян, находясь под культурным влиянием скифов и сарматов; другая часть, контактируя в основном с более северными финно-уграми, стала предками балтов.

В прежние годы существовали и другие теории; на сегодняшний день они отвергнуты, так как основывались только на данных археологии, которые не могут быть объективными применительно к эпохе великого переселения народов.


С этим читают