Календарь славянских праздников

Летнее Макошье

19 июля старославяне праздновали летнее Макошье. Они чтили Макош, которую считали прародительницей многих Славяно-Арийских Богинь и Богов.

Поклонялись они ей, как берегине собранных урожаев, покровительнице рукодельниц и ткачих, хранительнице семейного очага и рода, изобилия и достатка в доме.


День Стрибога

14 июля старославяне поклонялись Богу ветров. Проводили специальные обряды и приносили различные жертвоприношения ветру.

В этот день было принято разбрасывать кусочки хлебного мякиша во все четыре стороны от центра собственного дома. Подниматься на различные возвышенности и высыпать в дар ветру муку или пепел от костей животного, принесенного, специально для этой цели, в жертву.

Перунов день

20 июля — святодень. Праздник посвящен великому Богу Перуну и всем воинам, защитникам земли Русской. Если в этот день шел дождь, то считалось, что он смывает сглаз, колдовство, порчу, болезни.

Приготовления к празднованию длились 8 дней, выбиралась специальная жертва, которой мог быть как бык, так и петух, пекся большой пирог и варилось пиво.

Все мужчины на празднование должны быть с мечами, булавами, ножами, секирами и тому подобным оружием, которое потом раскладывалось перед капищем и освящалось волхвами.

В этот день жрецы производили свои специальные обряды, которые были связаны не только с военным делом, но и с земледелием, а воины славили великого Перуна и вступали в символические поединки друг с другом.

Чур

26 июля, в старину, отмечался праздник посвященный Богу Чуру, который оберегал собственность и защищал границы.

Само празднование заключалось в том, что славяне приносили ему свои требы, вырывали для этого у межи яму и выливали в нее молоко. Работать в этот день было можно только в собственном дворе, оказывая этим почтение Богу Чуру.

Праздники в декабре

Завершает год декабрь, cлавяне называли его Студнем — первый месяц зимы, чьё название говорит о приходе зимних холодов. Ведь в начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Как только в старину не величали первый месяц зимы. За хмурые тучи, низко висящие над горизонтом, и ранние сумерки получил декабрь прозвища «хмурень» и «теменик», за вьюги да бураны – «лютовей» и «метельник», за росписи на стёклах – «узорник», за то, что строит ледяные переправы через реки да пруды – «мостовик», «ледостав». В русских говорах месяц первых белых троп поэтически называли «ветрозвоном» и «ветрозимом», «ознобнем» и «заверняем» (на одном из русских диалектов это слово означает вьюгу, метель, буран), «заморозью» и «тянугой» – тянутся долгие вечера и ночи, а белый день совсем короток.

  • 21-22 декабря в зависимости от года отмечается Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния. Является самый коротким днем и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота). Зачин проводят жрецы Чернобога. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов.
  • 25 декабря празднуется Коляда — один из важнейших святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). В этот день рождается новое солнце-младенец (Бог Солнечного Лика и Зимнего Солнца). О сию пору творят обряд обновления- возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры,»помогая» новорождённому Солнцу, а также в этот день наступает Новолетие
  • 31 декабря отмечается Щедрец (Щедрый Вечер) — последний день святок, который знаменит своими щедровками и праздничным пиром. В пору двоеверия на Руси Святки делили на две части: длившиеся от Коляды до Щедреца, и Стршные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Туриц. Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем, когда бесощина гуляет

Календарь славянских праздников не претендует на полноту, зато имеет внутренний смысл и гармонию, подчиняясь великому кругу жизни. Так как для наших предков все славянские праздники имели сакральный смысл, они предавали людям жизненной силы. Как известно, древние славяне до принятия христианства поклонялись языческим богам. Вообще религиозный культ наших предков был невероятно сильный и мощный и для того чтобы искоренить языческих идолов церкви приходилось идти на некоторые хитрости и уступки. Именно поэтому так часто встречаются спорные праздники.

Конечно, многие из перекочевавших праздников потерпели незначительные или же наоборот очень значительные видоизменения, и в современном мире мы празднуем их немного отлично, нежели наши предки. Естественно православная церковь отрицает любую связь со славянским календарем, хотя объясняется такая связь довольно просто. Ведь избавиться в один миг от языческих идолов и тысячелетнего поклонения им просто невозможно.

Праздники в мае

На Руси месяц пробуждения природы изначально называли Травенъ (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время — буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. А ещё в народе месяц май величали ярец (в честь бога Солнца славянской мифологии Ярилы), листопук (за появления листьев — пукаться, что значит распускаться) и росеник (из-за обильной утренней росы).

  • 01 мая — День Богини Живы начинается славянский весенний праздник сразу в полночь, и посвящен Живе (дочь Лады и супруга Даждьбога) — богини весны, плодородия, рождения жизни. Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через ЖивоТворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива – это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь.
  • 10 мая — Вешнее Макошье или день матушки-Земли считался у старославян святоднем, когда матушка Земля просыпается, и ее славят как именинницу. В этот день не пахали, не боронили, не копали землю. Проводили посевные обряды и специальные ритуалы для зачатия детей, связанные с зерном, бороздой и сторонами света. Люди поклонялись в этот день Велесу и Макоше, воины давали клятву матери-Земле всегда беречь и защищать ее от вражеских сил разных, а волхвы шли в широкое поле, ложились на зеленую, молодую травушку-муравушку и слушали, что им матушка-Земля рассказывает.
  • С 20 по 30 мая. Одним из самых ожидаемых и веселых праздников в году, для древних славян, был весенний славянский праздник длившейся десять дней Неделя Рода или Грудие Росное. В эти дни славяне просили Рода о том, чтоб пошел дождь и о богатом урожае. Волхвы в этот период времени производили свои обряды и приносили специальные жертвы.

21 Июля (червеня)

Перунов день — Двадцать первого червеня. Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну , воины приступают к освящению оружия : на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги.

После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Белесом», посвящённый победе Перуна над Велесом

(Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров).По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле). Затем совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. Игрища начинают со взятия «городка». В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных. Волхвы

советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом.

С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины.

С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.

Праздник Лады

Русальи дни или русальная неделя

С 18 по 24 июня (червня) — в эти дни, исходя их древних преданий, старославяне считали, что могут встретится или увидеть возле рек, водоемов, на полях, лугах, перекрестках дорог, кладбищах, выполняющих свои магические обряды — русалок.

Такая встреча становилась для одних — несчастьем, а другим — приносила пользу и богатство. На полях русалки, выполняя свои ритуальные танцы, одних могли наградить щедрым урожаем, а других, особенно жадных, могли лишить всех посевов.

Помимо этого девушкам и детям, в течение всей недели, было категорически запрещено бывать и в поле, и на водоеме, и на лугу, и в роще. Связано это с тем, что русалки могли просто забрать с собой понравившегося им ребенка или втянуть в свои пляски молодую девушку и довести ее танцами до летального исхода.

Мужчины и молодые парни, чтобы не попасть под влияние русалок имели при себе в этот промежуток времени — полынь или чеснок. Женщины в это время проводили свои тайные от мужчин обряды, связанные с задабриванием русаличьих духов. Для этого они, как правило, развешивали на перекрестках четырех дорог или троп различные детские вещи, обрезы ткани, рушники или оставляли их на лугу, в поле.

Рождение Вышня-Перуна

21 июня (червня) — в этот день рождается сын Сварога, бог громовержец-Перун, который стал для старославян одним из самых важнейших и почитавшихся богов.

Считалось, что Перун является покровителем не только воинов, но и смелых, храбрых людей. Помимо этого его чтили, как бога грозы, огня, грома и воды, который весной оживляет дождем природу, а пуская свои молнии разгоняет не только тучи, но и оплодотворяет матушку-Землю.

Исходя из старинных приданий, Перун имел при себе лук, из которого пускал стрелы-молнии, причем, они были двух видов: золотые — живительные и голубовато-синии, несущие смерть и разрушения, палицу и топор.

День Скипера Змея

22 июня (червня) — старославяне чтили Перуна, волхвы передавали о нем сказания и проводили на реках обряды очищения от грехов.


Согласно приданиям (ведам), 22 июня в наш мир проникает Скипер Змей, который закапывает глубоко в погребе новорожденного Перуна и похищает в свое навье царство его сестер:

  • Живу — богиню жизни.
  • Лелю — богиню любви.
  • Марену — богиню смерти.

Однако, после того как Перуна освободят — Велес, Стрибог и Хорс, он сразится и победит Скипера Змея. В народе до сих пор считают, что в этот день выползают из своих укрытий змеи и начинается их брачный период.

Бог Купала

В ночь с 23 на 24 июня (червня) — у старославян проводилось празднование посвященное Богу Купала и летнему солнцестоянию или солнцевороту, который длился три дня с момента наступления астрономического лета.

Многие и сейчас отмечают праздник под названием Ивана Купала, но в ночь с 6 на 7 июля не зная того, что праздник сместился и стал так называться после крещения Руси, объединив в себе языческого Бога Купала и Иоанна Крестителя, который родился 24 июня по старому стилю.

В старину к этому празднику готовились очень тщательно, обязательно приносились бескровные жертвы, разводились костры, проводилось три очищения — души, духа и тела. Считалось, что перед сбором трав и жатвой в поле, человек должен обязательно смыть, как телесную грязь, так и очистить огнем душу. Для этого в эту ночь все омывались в реках или водоемах, прыгали через костер, многие ходили для укрепления или проверки своего духа босыми по раскаленным углям.

Вообще проводилось множество купальских ритуалов, связанных в первую очередь с любовью, плодовитостью и плодородием, многие гадали и загадывали желания, а не женатые находили себе пару.

Волхвы в эту ночь собирали целебные травы, росу. Празднование велось всю ночь очень весело с обязательными играми, шутками, хороводами и песнями.

День Сварога или Летнее Сварожье

29 июня (червня) — старославяне прославляли Сварога и Ладу, которые считались прародителями всех светлых, почитаемых Сварожьих богов.

Поклонялись огню и Солнцу, проводили свои ритуалы.

В христианстве в этот день отмечается праздник — Петра и Павла.

Бытует так же пословица, связанная с огнем и солнцем “Смотри, как Петр и Павел нам жару добавил”.

Крещение в христианстве или «Водосвет» в язычестве

Теперь расскажем за 19 января, когда многие люди празднуют христианский праздник — Крещение.

Празднование заключается в следующем: выходят люди вместе с церковными служителями на водоемы, речки, родники, где церковные служители проводят обряды (службы), затем люди набирают не только святую воду, но и сами погружаются в проруби или полыньи.

Принято считать, что этим действием они не только излечиваются, освобождаются от различных болезней, но и объединяют в одно целое — дух, душу и тело. Действительно, вода 19 января полностью меняет свою структуру.


Несет она положительную энергию и позитив. Свидетельством этому являются исследования ученых, которые считают, что изменение структуры воды на крещение связанно напрямую с Солнцем и соответственно движением нашей Земли вокруг него.

Что касается снега, то с ним аналогичная ситуация, он так же меняет свою структуру, как и вода, поэтому 19 января им можно и нужно с самого утра умываться или обтирать тело.

Старые люди до сих пор знают, что собранный на Крещение снег нужно сыпать в колодцы, тогда вода не будет цвести и в любое даже засушливое время года вода в колодце будет всегда. Помимо этого растопленный снег берегут для лечения болезней ног, снятия головной боли, судорог.

Добавляют в виде воды и своим домашним животным, тогда куры раньше и больше нестись начнут, лошади будут не так мерзнуть, а другая живность меньше болеть.

Языческий праздник — «Кудесы»

Еще один удивительный день был у наших предков в январе. Назывался он — «Кудесы». Праздник был посвящен домовому, да, да, мы ничего не спутали и не ошиблись именно 28 января ранее древние славяне праздновали «Кудесы».

В этот день было принято оставлять для домового гостинцы и различные угощения, и делали это не зря! Кстати, более подробно мы о домовом рассказывали в статье: “Как выглядит домовой?“.

Вкратце — наши предки знали, что домовой является духом, хранителем рода почитали и относились к нему с уважением. Поэтому не забудьте и вы угостить своего домового и отнеситесь к этому серьезно, тогда и домовой вам будет всегда лучшим помощником, защитником и оберегом для вашего дома.

В этой статье мы рассмотрели лишь небольшое количество праздников. Ниже, мы предлагаем таблицу, которая подтверждает, что языческие праздники в христианстве имеют место быть.

Дата Языческий праздник Христианский праздник
06.01 Праздник бога Велеса Рождественский сочельник
07.01 Коляда Рождество Христово
24.02 День бога Велеса (покровителя скота) День святого Власия (покровителя животных)
02.03 День Марены День Святой Марианны
06.05 День Дажьбога День Святого Георгия Победоносца
15.05 День Бориса-хлебника Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба
22.05 День бога Ярилы (бог весны) Перенесение мощей Святого Николая Весеннего
06.07 Русальная неделя День Аграфены Купальницы
07.07 День Ивана Купалы Рождество Иоанна Крестителя
02.08 День бога Перуна (бог грома) День Святого Илии Пророка (громовержца)
19.08 Праздник первых плодов Праздник освящения плодов
21.08 День бога Стрибога (бог ветров) День Мирона Ветрогона (приносящего ветер)
14.09 День волхва Змеевича День преподобного Симона Столпника
21.09 Праздник рожениц Рождество Богородицы
10.11 День богини Макоши (богиня-пряхи) День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья)
14.11 В этот день Сварог открыл людям железо День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов)
21.11 День богов Сварога и Симаргла День Михаила Архангела

Праздники в апреле

Древнерусское название месяца апреля — Березень, так как именно в этом месяце начинается движение сока у берез. Еще апрель на Руси называли снегогон, потому что в этом месяце быстро тает весь снег, люди начинают к посеву готовиться. Известны также народные названия апреля – березозор, капельник, цветень, солнечник, снегосгон, снеготок, водолей, водолом, водопол, ручейник

Здесь обращено внимание на характерное для апреля природное явление – усиленное таяние снегов и говорливые, поющие ручьи

  • 01 апреля — этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле.
  • 03 апреля. Водопол — День водяного ведь именно в этот день просыпался Водяной, начинался ледоход и разлив рек. В этот славянский праздник рыбаки несли щедрые дары Водяному, предполагая, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит их щедрым уловом, пригонит в сети крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать угощающих и их близких.
  • 14 апреля отмечается Воронец (Вороний праздник) — святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живутне по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. Мудрым же — Ворон, как потворник Велесов, открывает тайны Жизни и Смерти. По славянским приметам, Ворон вызывает весенний дождь и гром, прогоняя зиму.
  • С 16 по 22 апреля отмечаются Первые Русалии (Праздник пробуждения духов воды) — череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (неделя), посвящённая чествованию Девы Лели — юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов — русалок-берегинь.
  • 22 апреля празднование славянского Женского Дня — Лельника. Этот праздник, является русским народным аналогом 8 марта. Приурочен богине Леле, которая являлась покровительницей девичьей любви. В этот день, девушки ходили к реке и делали преподношения русалкам, а вечером обязательно собирались на девичник. Женщины, не имеющие детей, именно в этот день могли получить детородные силы, а так же совершали обряд выпекания собственной судьбы.
  • 23 апреля — Ярило Вешний. Его ещё называют Ярило Тёплый, Ярило Храбрый. В более позднее время, в эпоху двоеверия, этот праздник называли Егорий или весенний Юрьев день. В этот день проводится важный обряд — «Отмыкание Земли», или по-другому — ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярило «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Роса в этот день считается особенно целебной.
  • 30 апреля заканчиваются последние весенние холода и отмечается Радуница (радоница, радавница, радуниц, радошно воскресенье, родительский понедельник) — один из наиболее важных дней поминовения умерших. В этот день ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяной кисель, пшенную кашу, крашенные яйца-писанки.

Праздники в сентябре

Одно из название сентября — Вересень объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других — небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь» — от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола «рюти» (реветь), что в применении к осеннему ветру означало «реветь, дуть, зазывать».

  • 08 сентября отмечают славянский праздник посвященный семье и её благополучию — Род и Роженица. В такой светлые день Славят Рожаниц: Лелю и Ладу и весь произведенный ими Род. Ведь они стоят на защите семей от различных горестей и напастей. Этот праздник сумел преодолеть немало веков и перекочевать в христианство, правда, в наше время этот праздник называют Рождеством Богородицы.
  • 21 сентября — День Сварога является праздником мастеровых людей, и, в особенности, мастеров кузнечного дела. Ведь Бог Сварог – это и есть Небесный Кузнец, создавший Небесную Сваргу. Ко Дню Сварога завершаются все обряды по закрытию Сварги (прерывается живая связь между Землей и Небом. На Землю постепенно опускаются холода, сковывают ее морозным воздухом, постепенно отбирая влияние у светлых Богов. Вся Земля переходит в безраздельное попечение и управление Бога Велеса.

ДАЙЛЕТЪ (март)

2 – День Вечезара Мученика / 4 марта 5 – День Аристарха Воителя (День памяти и почитания предков) 6 – День Боруслава Асгардского 14 – День Ратибора Странника (День памяти и почитания предков) 17 – День Димитрия Капена (Родительский день) 19 – День Игоря Воителя (День памяти и почитания предков)22 – День Весты, Богини Весны23 – Красногор. Масленица 24 – День Хария Мученика 25 – День Богуслава Мученика 26 – День Трислава Воителя 27 – День Леды Воительницы28 – День Богини Тары 29 – День Светозара Спасителя 30 – День Сергия Лучезарного 31 – День Ратислава Асгардского 32 – День Руслана Воителя 33 – День Одина Асгардского 34 – День Тора Свентогардского35 – День Памяти Предков (Родительский день)36 — ПАСХЕТЪ (Родительский день)37 – День Митры Спасителя (Родительский день)38 – День Возрождения Тарха (Родительский день) 40 – День Айвана Вечного

Коляда, или Йоль-Солнцеворот

Начало астрономической зимы, великий языческий праздник зимнего солнцестояния, посвященный возрождению Солнца, которое отождествляли с младенцем, родившимся на рассвете дня зимнего солнцестояния (21 декабря). Длились празднования в течение двух недель, а начинался великий Йоль на закате 19 декабря. Встречать Рождество Солнца собирались все родичи, волхвы разжигали костры, чтобы отпугнуть злых духов и указать дорогу собирающимся на праздничный пир гостям. В канун рождения обновленного Солнца силы зла могли быть особенно активны, потому что между смертью старого Солнца Световита и рождением нового Коляды стояла магическая ночь безвременья. Считалось, что противостоять потусторонним силам наши предки могли, собравшись вместе для общего веселья.

Этой ночью славяне разжигали обрядовые костры, чтобы помочь Солнцу родиться. Убирали в жилищах и на подворьях, мылись и приводили себя в порядок. А в костре сжигали все старое и ненужное, символически и буквально избавляясь от груза прошлого, чтобы утром встретить возрожденное Солнце очищенными и обновленными. Еще совсем слабое зимнее солнышко называли Коляда (ласкательная производная от Коло, то есть круг) и радовались, что с каждым днем оно будет крепнуть, а день начнет увеличиваться. Празднества продолжались по нашему календарю до заката 1 января.

Волшебная ночь Йоля


Самой сказочной и волшебной древние славяне, как и современные люди, считали двенадцатую ночь Йоля (с 31 декабря на 1 января) и отмечали ее потешными переодеваниями, песнями и плясками. До наших дней дожила не только традиция веселиться в эту ночь, но и многое другое. Современная ребятня с радостью ждет языческого бога Деда Мороза, которого древние славяне призывали в гости, чтобы задобрить и уберечь таким образом свои посевы от вымерзания. Готовясь к новогодним праздникам, современные люди украшают ёлку светящимися гирляндами, на двери крепят рождественские венки, а к сладкому столу часто припасают печенье и пирожные в виде поленьев, с уверенностью полагая, что это рождественская христианская традиция. На самом деле практически вся атрибутика позаимствована у языческого Йоля. В зимний период проходили также праздники языческие — Колядные Святки и Чествование женщин. Сопровождались они песнями, плясками, святочными гаданиями и пиршествами. На протяжении всех празднеств люди славили молодое Солнце как символ наступления лучшей и обновленной жизни.

Праздники в феврале

В старину февраль наши предки называли Лютень, или просто Лютый. Ведь вроде зима почти кончилась, того гляди, и весна пожалует, а февраль неожиданно приморозит. Самые промозглые морозы обычно именно в этом месяце бушуют за окном. Создаётся такое ощущение, словно зима своих позиций сдавать совсем не собирается, вот и лютует беспощадно. Другое название месяца — Сечень по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.

  • 11 февраля — Великий Велесов день знаменует собой середину зимы, некий рубеж. В этот праздник славяне славили Батюшку и проводили игровые обряды шуточного боя Марены с Велесом, как символ скорого окончания холода, его отступления вместе с Марой. Также в этот день ставили защиту скоту и наносили чиры Велеса на все ворота в подворье, славили и приносили требы Скотьему Богу, просили здоровья коровам, свиньям и другим кормильцам семьи.

  • С 12 по 18 февраля проходят Велесовы дни — шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса случаются удивительные вещи.
  • 15 февраля — Сретение. Это древний славянский праздник встречи Весны и Зимы, последних зимних холодов и первых весенних оттепелей. В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного Природой.
  • 29 февраля по мнению наших предков, считался одним из самых страшных и злодейских праздников – День Кащея (Кощея) Чернобога. В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не боятся этого, а обращаться в Сердце к РОДным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде.

Замена языческих праздников на христианские

У древних славян так же 6 января был свой праздник — Турицы или как его еще называли  Водокрес. Посвящен он был поклонению древними славянами тотемному животному — Туру, который считается, воплотился в жизнь благодаря союзу между Велесом и Макошей. Покровительствует Тур:

  1. Пастухам.
  2. Шутам.
  3. Клоунам.
  4. Веселым и задорным людям.
  5. Лесным обитателям.

С момента крещения Руси и принятия христианства в X веке вошло в обиход слово «Святки», под ним подразумевалось и до сих пор имеются в виду — святые вечера, которые начинаются 6 января в сочельник и заканчиваются 19 января на Крещение.

Языческим праздником в христианстве являются и «Святки». Если рассматривать этот праздник с точки зрения предков — язычников, то становится понятно, что именно в этот промежуток времени зимнего солнцестояния стирается тонкая грань между мирами и человеку открывается новый неизведанный мир.

Принято считать, что в это время к нам в мир проникает разная нечисть, например: шуликуны, бесы, черти, которые могут пугать, заглядывать в окна, подталкивать человека к необдуманным, плохим поступкам.

За неделю (с 13 января) до Крещения, или как ранее называли Водосвет (19 января), силы нечисти активизировались и набирали еще больше силы. Исчезали они из нашего мира с 20 января. Эту неделю ранее называли — «Страшные вечера».

Кстати, именно из-за этой тонкой грани между мирами многие люди, как раз в старину и гадали, и продолжают гадать и сейчас, так как считается, что в «Святки» всевозможные гадания будут самыми верными и точными. Однако святочные гадания мы рассмотрим в другой статье.

Магические языческие праздники и обряды

По сути не было таких торжеств, где не присутствовали бы сакральные элементы. В большинстве своем пища на столах представляла собой ритуальные подношения:

  • красные яйца на Пасху — весеннее солнце и зарождение нового;
  • овсяный кисель на Комоедицу — излюбленное лакомство мишек;
  • блины на Масленицу — тот же солнечный круг силы;
  • 12 блюд на рождественском столе — по числу апостолов и колен Израиля.

Большинство обрядов совершалось подготовленными людьми, знания о методике проведения которых передали им члены их семьи. Нередко можно было встретить знахарей, которые блуждали в святые дни за поселком в поисках целебных кореньев, ростков и плодов. Также они обходили околицу, читая заговоры и молитвы.

Но и простой народ старался проникнуть в темные уголки бытия. Девушки гадали накануне Рождества, глядя в зеркало при свечах, желая увидеть силуэт суженного. Смелые парни отправлялись ночью в лес, чтобы отыскать цветок, сулящий успех и счастье. Поверья рассказывали, как его свечение нередко обманывало путешественников, заводя глубоко в неведомые рощи. Такую особенность имеют листы папоротника, распространенного во влажных лесных пущах.


С этим читают