Содержание
- 1 Примечания
- 2 Особенности конструкции 11А511
- 3 Назначение
- 4 Российский блок выведения «Волга»
- 5 Испытания
- 6 Ступени РН «Союз»
- 7 Примечания
- 8 Стартовые площадки
- 9 Преимущества и недостатки
- 10 «Союз МС-14» состыкован с переходным отсеком
- 11 История создания
- 12 История создания
- 13 Сезон 2
- 14 Список пусков РН «Союз-ФГ»
- 15 Конструкция и сравнение с аналогами
- 16 Ракета «Союз» сейчас
- 17 Успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1в»
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). РКЦ «Прогресс». Дата обращения 22 марта 2019.
- Gunter Dirk Krebs. . Gunter’s Space Page. Дата обращения 2 января 2019.
- Gunter Dirk Krebs. . Gunter’s Space Page. Дата обращения 2 января 2019.
- . РКЦ «Прогресс».
- . ГНПП «Объединение Коммунар».
- . «РИА Новости» (7 марта 2017).
- . «РИА Новости» (5 марта 2017).
- . Госкорпорация «Роскосмос» (1 ноября 2018). — «Пуск завершился аварией РН из-за нештатного отделения одного из боковых блоков (блок «Д»), ударившего носовой частью центральный блок (блок «А») в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты. Причина нештатного разделения – неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока «Д» из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6˚45‘), допущенной при сборке «пакета» на космодроме Байконур. Причина аварии РН носит эксплуатационный характер и распространяется на задел собранных в «пакет» РН типа «Союз». Система аварийного спасения ТПК «Союз МС-10» сработала в соответствии с заложенной логикой.».
Особенности конструкции 11А511
Ракета «Союз» 11А511 состоит из трех ступеней с ускорителями на первой «Б», «В», «Г» и «Д», двух блоков «А» и «И» (второй и третьей ступени), головного обтекателя, адаптера полезного груза и системы аварийного спасения (САС) экипажа. В конструкции использованы модернизированные двигатели двухступенчатой ракеты МБР Р-7А и трехступенчатой РН «Восход». Изначально была осуществлена модернизация блока третьей ступени, что позволило улучшить энергетические показатели РН, впоследствии были доработаны и другие ступени. Их внешний вид не изменился, но содержание и возможности стали новыми:
- Установлена новая телеметрическая система на блоке «А».
- Бортовая кабельная сеть управления заменена более легкой.
- Наклонение орбиты корабля относительно плоскости экватора снижено более чем на 10о.
- Уменьшена длина и вес кабельной сети блока «И».
- Заменены двигатели блока «А».
- Усилена прочность некоторых элементов первой ступени.
В целом, внешне РН «Союз» отличается от предшествующих ракет-носителей — прежде всего, головным обтекателем с четырьмя стабилизаторами и конической формой блоков первой ступени, а также наличием аварийной системы на вершине.
Назначение
Ракеты предназначены для выведения космических аппаратов (КА) на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты с существующих стартовых комплексов. В том числе предусматривается запуск пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе Международной космической станции.
В настоящее время происходит постепенный процесс замены РН «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М» на РН “Союз-2” этапов 1а и 1б, который начался приблизительно одновременно с летными испытаниями РН “Союз-2” этапов 1а и 1б:
- После заключительного пуска РН «Молния-М» 30 сентября 2010 года, завершающего ее эксплуатацию, и последнего в истории совместного применения «Союз-ФГ» с РБ “Фрегат” (22 июля 2012 года) весь диапазон полезных нагрузок РН «Молния-М» на весь диапазон орбит выводится с помощью РН “Союз-2″ этапов 1а (или 1б) совместно с РБ”Фрегат”.
- Для выведения КА ДЗЗ, предназначенных для применения на НОО, РН «Союз-У» к концу 2014 года практически полностью заменена на “Союз-2” этапа 1а (например, КА “Янтарь-4К2М”), а в случае КА типа “Ресурс-ДК”, или его модернизации “Ресурс-П”, применяемый ранее «Союз-ФГ» к 2013 году заменен на “Союз-2” этапа 1б.
- Для выведения научных КА типа «Фотон» и типа «Бион» процесс перехода на “Союз-2” этапа 1а также завершен (соответственно, в 2014 и в 2013 году).
- Для выведения транспортных грузовых кораблей типа “Прогресс” переход с РН «Союз-У» на “Союз-2” этапа 1а продолжается, завершение ожидается в 2017 году.
- Для выведения транспортных пилотируемых кораблей типа “Союз” процесс перехода с РН «Союз-ФГ» на “Союз-2” этапа 1а был заморожен в июле 2013 года по причине нехватки финансирования Роскосмоса. В настоящее время (февраль 2016 года) работы по данному направлению не ведутся. Завершить переход на “Союз-2” этапа 1а планируется в 2020 году.
Российский блок выведения «Волга»
Блок выведения «Волга» разработан в 2008-2010 гг. Ракетно-космическим центром «Прогресс» (РКЦ «Прогресс», Самара). Может использоваться для запусков космических аппаратов в составе ракет-носителей «Союз-2» этапов модернизации 1а, 1б и 1в: «Союз-2.1а» (первый запуск состоялся в 2004 г.), «Союз-2.1б» (2006) и «Союз-2.1в» (2013).
Характеристики:
- стартовая масса блока — от 1 тыс. 56 до 1 тыс. 656 кг (без топлива — 756 кг),
- высота — 1,025 м,
- диаметр — 2,72 м.
В качестве топлива в «Волге» используется гептил (окислитель — азотный тетраоксид). Блок обеспечивает выведение полезной нагрузки (одного или несколько спутников) на средние круговые орбиты высотой до 1,5 тыс. км, а также на солнечно-синхронные высотой 850 км.
Запуски блока «Волга» могут проводиться с космодромов Плесецк (Архангельская обл.), Байконур (Казахстан) и с нового российского космодрома Восточный (Амурская обл.), где возведены стартовые комплексы для ракет-носителей «Союз-2». Так, в случае запуска с Плесецка в составе с ракетой «Союз-2.1в» блок «Волга» может выводить на орбиту полезный груз массой от 1,4 т до 1,7 т.
Всего блок «Волга» участвовал в двух запусках — оба проведены с Плесецка с ракетой «Союз-2.1в». Один был успешным, другой — частично успешным.
Первый запуск состоялся 28 декабря 2013 г.: на околоземную орбиту выведен студенческий спутник «Аист»-1 (создан СГАУ и специалистами РКЦ «Прогресс») и две калибровочные сферы СКРЛ-756 (для отработки программ блока).
Запуск 5 декабря 2015 г. прошел нештатно. Военный спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-СТ» (или «Космос-2511») не смог отделиться от блока из-за несрабатывания одного из четырех замков, удерживавших его на «Волге». Отделение калибровочной сферы, которая запускалась одновременно, прошло успешно. Спустя три дня, 8 декабря, «Канопус-СТ» в связке с «Волгой» сошел с орбиты, его обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Атлантикой.
Систему разделения для «Канопуса-СТ» изготовило омское ПО «Полет», где был создан сам спутник. Предприятие-изготовитель обязалось устранить дефект, приведший к ЧП.
Испытания
Участники испытаний в одной из пультовых — у пульта СУ РН «Союз-2».
Летные испытания РН модификации 1а начались в октябре 2004 года и завершены пуском КА “Меридиан-3” в ноябре 2010 года.
Летные испытания модификации 1б начались в декабре 2006 года и завершены пуском КА “Ресурс-П” №1 в июне 2013 года. Ряд заключительных пусков данной модификации в этот период времени проводился вне программы летных испытаний.
Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в части бортового оборудования, агрегатов и узлов, а также адаптации для использования с обтекателем типа СТ, были совмещены с соответствующими испытаниями модификаций 1а и 1б. Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в собранном виде начались в мае 2010 года с испытаний на технической позиции. На настоящий момент (февраль 2016 года) обе РН находятся в штатной эксплуатации.
Летные испытания модификации 1в начались в декабре 2013 года пуском КА “АИСТ” и двух калибровочных сфер “СКРЛ-756”.
Всего на начало 2011 в рамках испытаний произведено 10 пусков (6 — модификации 1а, 4 — модификации 1б). Все пуски в рамках летных испытаний, за исключением первого пуска модификации 1а, производились с выведением коммерческой полезной нагрузки.
Ожидаемый объём летных испытаний — не менее чем по 5 пусков для каждой модификации.
Ступени РН «Союз»
Две ступени ракетоносителя аналогичны РН «Восток», но с рядом усовершенствований. Первая ступень ракеты состоит из 4-х боковых конусообразных ускорительных блоков. На каждом ускорителе установлены автономные двигатели. Отделение ускорительных блоков во время запуска происходит примерно на 118 секунде полета ракеты. Масса бокового блока без топлива – не более 3,75 т, вес топлива составляет 155-160 т.
Вторая ступень включает центральный блок «А» с топливом и полезной нагрузкой. Масса без топлива — не более 6 т, топливо – 90-95 т. Вторая ступень отделяется от ракеты-носителя примерно на 278 секунде полета.
Третья, доработанная ступень — модернизированный блок «И» РН «Восход» 11А57 общей длиной 6,7 м и диаметром 2,66 м. Оснащена 4-камерным ракетным двигателем на жидком топливе с одним турбонасосным агрегатом. Общая масса 25 т.
Примечания
- . ТАСС (11 сентября 2019).
- . «РИА Новости» (5 декабря 2019).
- Екатерина Москвич, Дмитрий Решетников. . ТАСС (4 февраля 2020).
- . РИА Новости (1 февраля 2019).
- . «РИА Новости» (02.02.2019).
- . РИА Новости (25.03.2019).
- . РИА Новости (26 июля 2019).
- . РИА Новости (6 сентября 2019).
- . ТАСС (6 сентября 2019).
- . РИА Новости (6 сентября 2019).
- . РИА Новости (9 сентября 2019).
- . ТАСС (9 сентября 2019).
- . РИА Новости (25.09.2019).
- . РИА Новости (17.11.2019).
- . РИА Новости (09.12.2019).
- . ТАСС (16.01.2020).
- . «РИА Новости» (25 февраля 2020).
- . ТАСС (02.12.2019).
- . РИА Новости (7 сентября 2019).
- . ТАСС (7 сентября 2019).
- . YouTube 06:18—07:25. Госкорпорация «Роскосмос» (11 сентября 2019).
- . РИА Новости (9 сентября 2019).
- . ТАСС (9 сентября 2019).
- . Интерфакс (9 сентября 2019).
Стартовые площадки
Пустой стартовый комплекс 43/4 в Плесецке
Так как, с точки зрения конструкции, РН «Союз-2» является модификацией РН «Союз-У» его запуск возможен с любого стартового комплекса, предназначенного для запуска ракет-носителей семейства Р7 после установки специфического для «Союз-2» оборудования и прокладки соответствующих кабельных связей.
На сегодня переоборудованы под запуск РН «Союз-2» следующие стартовые комплексы:
- Плесецк, площадка 43 / старт № 4 (оборудование для более старых РН демонтировано, поэтому запускать с данного стартового комплекса можно только «Союз-2»).
- Байконур, площадка 31 (на 2011 год в МИК и на стартовом комплексе установлено оборудование как для проверки и запуска Союз-У/Союз-ФГ, так и для «Союз-2», поэтому с данной площадки возможны и производятся запуски всех вышеперечисленных РН).
Планируется доработка под запуск РН «Союз-2» следующих стартовых комплексов:
- Плесецк, площадка 43 / старт № 3 (МИК используется общий для площадки 43, поэтому его доработка не требуется).
- Плесецк, площадка 16.
- Байконур, площадка 1 (так называемый «Гагаринский старт», откуда осуществляются (совместно с площадкой 31) российские пилотируемые запуски).
Строится стартовый комплекс для данной ракеты на новом российском космодроме Восточный.
Кроме вышеперечисленных площадок для запуска «Союз-2» (модификаций СТА, СТБ) специально построен стартовый комплекс в Гвианском космическом центре (ГКЦ), технология запуска с которого кардинально отличается от запусков из Плесецка и Байконура:
В монтажно-испытательном комплексе (МИК) собирается только собственно РН, без её стыковки с космической головной частью (состоит из космического аппарата, обтекателя и, опционально, разгонного блока «Фрегат»). Ракета вывозится и устанавливается на стартовый комплекс «без головы». На российских космодромах РН вывозится из МИК в сборе с головной частью.
Головная часть собирается, вывозится и устанавливается на РН в вертикальном положении. Это связано с тем, что многие европейские космические аппараты не переносят искривляющих боковых нагрузок, неизбежных при стыковке аппарата к РН и перевозки собранной конструкции в горизонтальном положении.
Установка головной части и операции по подготовке РН к пуску производятся в прямом смысле под крышей — после установки РН на неё накатывают по рельсам специальную конструкцию — мобильную башню обслуживания, которая закрывает от экваториальной погоды работающий с РН персонал и содержит площадки, лифты и другие средства удобного доступа к различным частям ракеты.
В отличие от российских космодромов управление пуском осуществляется не из сравнительно близко расположенных к стартовому столу подземных бункеров, а из обычного здания, расположенного на расстоянии более 1 км от стартового стола. Большие длины связей потребовали дополнительной адаптации систем стартового комплекса.
По предварительной информации операции подключения и отключения заправочного оборудования будут автоматизированы благодаря тому, что стартовый стол для «Союз-СТ» не вращается и точки подключения заправочного оборудования находятся всегда в одном месте. В Плесецке и Байконуре «Союз-2» запускается с вращающегося по азимуту стартового стола, что затрудняет автоматизацию заправочных операций.
Преимущества и недостатки
«Союз-2», являясь модернизацией РН «Союз-У», имеет свой набор преимуществ и недостатков относительно других РН своего класса.
Преимущества:
- отработанная конструкция (вместе с «Союз-У» и «Союз-ФГ» налетала на начало 2011 года почти 800 пусков), являясь при этом одной из самых низкоаварийных РН в мире
- низконапряженные двигатели (давление в двигателях этапа 1а не более 70 атмосфер, для 1б не более 160 атмосфер), что дает большой запас по надежности
- освоенное производство (отлаженный техпроцесс), что означает низкий процент брака, отработанные технологии контроля, низкую себестоимость продукции
Недостатки:
- наличие ряда атавизмов в конструкции приводящих к меньшему массовому совершенству (отношению массы полезной нагрузки к стартовой массе), чем то, которого можно было бы достичь, используя более современные технические решения:
- использование перекиси водорода для работы турбонасосных агрегатов двигателей первой и второй ступени, вместо использования тех же компонентов, что использует сам ЖРД;
- использование тяжелого азота (а не гелия) для наддува баков. При этом на первой и второй ступени РН «Союз-2.1в», а также на третьей ступени РН «Союз-2.1б» и «Союз-СТ-Б» реализован гелиевый наддув баков;
- использование ЖРД открытого цикла, имеющих меньший КПД, чем ЖРД закрытого цикла. При этом ЖРД открытого цикла считаются более безопасными из-за более медленного развития аварийных ситуаций, что является несомненным преимуществом при использовании РН для пилотируемых миссий;
- из-за исторического использования поворотного стартового стола отсутствие автоматизации операций по заправке РН, ручная стыковка электро- и пневмосоединений при установке РН на старт, что требует большое количество обслуживающего персонала и увеличивает влияние человеческих ошибок при подготовке к запуску РН. При этом наличие поворотного круга для РН «Союз-2» не требуется, поскольку «Союз-2» совершает поворот на начальном участке траектории выведения. Стартовый комплекс ГКЦ лишён поворотного круга, что позволило максимально автоматизировать процесс подготовки;
- из-за подвески РН за верхнюю часть первой ступени, а не установки РН «на днище», требуется сравнительно сложный стартовый комплекс (характерная форма — «тюльпан»). Это не недостаток как таковой, а всего лишь особенность всех РН семейства Р-7, поскольку за многие десятилетия использования конструктивные и технологические особенности подобных стартов хорошо известны, а постройка нового старта при отсутствии производственного брака теоретически может занять всего лишь 9 месяцев. Фактически постройка старта в ГКЦ заняла 4 года, что по современным меркам сравнительно недолго.
«Союз МС-14» состыкован с переходным отсеком
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
Фото: РКК «Энергия»
История создания
История создания началась задолго до первого запуска. Началом послужило постановление ЦК КПСС о необходимости разработки новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая сможет доставить термоядерный заряд на значительное расстояние, исчисляемое тысячами километров. После нескольких лет разработок задача была выполнена. Межконтинентальная двухступенчатая ракета нового образца МБР Р-7А поступила на вооружение специально созданного подразделения ракетных войск. Первый пуск состоялся в 1959 году. В различных модификациях Р-7 пробыла на вооружении лишь 10 лет, но благодаря высокому модернизационному потенциалу и удачной конструкции она стала основой для целого семейства космических ракет-носителей.
Уже после первого пилотируемого полета в космос, в рамках реализации программы более длительных полетов, началась разработка новой ракеты на базе Р-7. Проблема была в том, что все ракеты Советского Союза на то время, в том числе и «Восход», не подходили для эксплуатации в рамках, заданных проектом. Помимо увеличения длительности полета, на новой ракете должна была быть реализована система аварийного спасения экипажа в случае экстренной ситуации, которая не предусматривалась на «Восходе».
Основой для конструкции новой ракеты среднего класса семейства Р-7 стали уже эксплуатируемые носители «Восход» и «Р-7А». Новый РН получил наименование «Союз» и индекс 11А511. Эта трехступенчатая ракета-носитель стала использоваться для запусков кораблей «Союз» и «Прогресс». Впервые запуск ракеты «Союз» осуществлен в 1966 году.
История создания
Этап эскизного проектирования
1 февраля 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что РКЦ «Прогресс» ведёт эскизное проектирование новой ракеты-носителя «Союз-7» с условным названием «Волга» и двигателем РД-180, которая станет частью сверхтяжёлой ракеты. Эскизный проект по носителю «Союз-7»/«Волга» будет подготовлен в рамках эскизного проектирования сверхтяжёлого носителя «Енисей» к концу 2019 года.
2 февраля 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Роскосмос окончательно определил наиболее предпочтительный облик сверхтяжёлой ракеты, — на нём будет использоваться двигатель РД-180 в центральном блоке; другие проекты сверхтяжа больше не рассматриваются.
25 марта 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что предпочтительным вариантом сверхтяжёлой ракеты является вариант, где центральный блок построен на двигателе РД-180.
26 июля 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что ракеты-носители «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» могут оснастить двигателями РД-180, которые Россия сейчас поставляет в США, но не использует в отечественных ракетах.
6 сентября 2019 года Владимир Путин на совещании, проведенном на космодроме Восточный, поддержал предложение Роскосмоса о создании новой линейки российских ракет.
6 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что Роскосмос планирует создать еще одну ракету-носитель среднего класса на базе разрабатываемого «Союза-5» и двигателя РД-180 — «Союз-6». Кроме того, в «Союзе-6» предполагается использование кислородно-водородной ступени на основе двигателя РД-0146 или РД-0150.
9 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что «Союз-6» может получить название «Амур».
25 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что «Гагаринский старт» могут переделать под пуски «Союза-6» (если с него не будет принято решение пускать «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б»). Но в любом случае, «Союз-6» будет испытываться на «Назарбаевском старте».
17 ноября 2019 года официальный представитель РКЦ «Прогресс» сообщил СМИ, что проект создания «Союза-6» находится на начальном этапе обсуждения, поэтому работа над эскизным проектом ещё не начиналась.
9 декабря 2019 года генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов сообщил СМИ, что «Союз-6» получит не оригинальный двигатель РД-180, а его модернизированный вариант РД-180МВ, который будет отличаться новой системой управления, а также целым рядом конструктивных элементов, направленных на повышение его надёжности и снижение стоимости.
16 января 2020 года гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил СМИ, что предприятие ждёт технического задания на «Союз-6» от Роскосмоса и готово в этом году начать работу над эскизным проектом.
25 февраля 2020 года гендиректор ЦЭНКИ Андрей Охлопков сообщил СМИ, что для «Союза-5» и «Союза-6» будет построен отдельный стартовый стол для пусков, поскольку запуски этих носителей со стола для сверхтяжелой ракеты были бы очень рискованными и намного дешевле и безопаснее создать рядом отдельную стартовую площадку.
Ожидаемые события
В 2020 году начнутся активные работы по адаптации РД-180 к «Союзу-6».
2024 год — ориентировочный срок адаптации двигателя РД-180 под «Союз-6».
2025-й год — начало лётных испытаний «Союза-6» с космического ракетного комплекса «Байтерек».
2025—2026 год — создание стартового стола для «Союза-5» и «Союза-6» на космодроме Восточный.
Сезон 2
PREMIER
ПодписатьсяПодписанОтписаться
44:21 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 43 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 19,087·месяц назад
44:34 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 42 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 7,998·месяц назад
43:24 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 41 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 4,887·месяц назад
45:03 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 40 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 6,185·месяц назад
42:52 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 39 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 4,453·месяц назад
45:13 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 38 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 5,193·месяц назад
44:59 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 37 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 3,556·месяц назад
43:43 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 36 выпуск
Шоу Студия Союз PREMIER 4,816·месяц назад
Лучшие моменты
7:04 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков
Шоу Студия Союз 9,069·год назад
3:49 Шоу Студия Союз: Повторение мать его — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков
Шоу Студия Союз 9,225·год назад
10:47 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков
Шоу Студия Союз 9,578·год назад
5:17 Шоу Студия Союз: Я роняю шлягер — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков
Шоу Студия Союз 14,566·год назад
8:46 Шоу Студия Союз: Рифмобол — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков
Шоу Студия Союз 9,073·год назад
4:51 Шоу Студия Союз: MP-Трейлер — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков
Шоу Студия Союз 5,576·год назад
7:34 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян
Шоу Студия Союз 3,534·год назад
9:59 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян
Шоу Студия Союз 4,026·год назад
6:51 Шоу Студия Союз: Хит его знает — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян
Шоу Студия Союз 4,189·год назад
2:24 Шоу Студия Союз: Федук Бедросович Газманов — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян
Шоу Студия Союз 4,171·год назад
8:03 Шоу Студия Союз: Рифмобол — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян
Шоу Студия Союз 3,957·год назад
5:23 Шоу Студия Союз: Перепесня — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян
Шоу Студия Союз 5,493·год назад
6:54 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик
Шоу Студия Союз 9,620·год назад
7:58 Шоу Студия Союз: Повторение мать его — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик
Шоу Студия Союз 11,898·год назад
10:35 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик
Шоу Студия Союз 10,751·год назад
4:32 Шоу Студия Союз: Перепесня — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик
Шоу Студия Союз 10,485·год назад
5:45 Шоу Студия Союз: Рифмобол — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик
Шоу Студия Союз 6,728·год назад
4:50 Шоу Студия Союз: MP-Трейлер — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик
Шоу Студия Союз 5,531·год назад
6:45 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Тимур Каргинов и Big Russian Boss
Шоу Студия Союз 4,559·год назад
10:56 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Тимур Каргинов и Big Russian Boss
Шоу Студия Союз 7,403·год назад
Список пусков РН «Союз-ФГ»
№ | Дата | Разгонный блок | Полезная нагрузка | Стартовый комплекс | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | 21 мая 2001 | — |
«Прогресс М1-6» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
2 | 26 ноября 2001 | — |
«Прогресс М1-7» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
3 | 25 сентября 2002 | — |
«Прогресс М1-9» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
4 | 30 октября 2002 | — |
«Союз ТМА-1» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
5 | 26 апреля 2003 | — |
«Союз ТМА-2» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
6 | 2 июня 2003 | «Фрегат» |
Mars Express, Beagle 2 |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
7 | 18 октября 2003 | — |
«Союз ТМА-3» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
8 | 27 декабря 2003 | «Фрегат» | «Байконур» ПУ № 31/6 | Успех | |
9 | 19 апреля 2004 | — |
«Союз ТМА-4» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
10 | 14 октября 2004 | — |
«Союз ТМА-5» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
11 | 15 апреля 2005 | — |
«Союз ТМА-6» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
12 | 13 августа 2005 | «Фрегат» |
Galaxy 14 |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
13 | 1 октября 2005 | — |
«Союз ТМА-7» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
14 | 9 ноября 2005 | «Фрегат» |
Venus Express |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
15 | 28 декабря 2005 | «Фрегат» | «Байконур» ПУ № 31/6 | Успех | |
16 | 30 марта 2006 | — |
«Союз ТМА-8» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
17 | 18 сентября 2006 | — |
«Союз ТМА-9» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
18 | 7 апреля 2007 | — |
«Союз ТМА-10» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
19 | 30 мая 2007 | «Фрегат» |
Globalstar M065, Globalstar M069, Globalstar M071, Globalstar M072 |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
20 | 10 октября 2007 | — |
«Союз ТМА-11» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
21 | 21 октября 2007 | «Фрегат» |
Globalstar M066, Globalstar M067, Globalstar M068, Globalstar M070 |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
22 | 14 декабря 2007 | «Фрегат» |
RADARSAT-2 |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
23 | 8 апреля 2008 | — |
«Союз ТМА-12» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
24 | 27 апреля 2008 | «Фрегат» | «Байконур» ПУ № 31/6 | Успех | |
25 | 12 октября 2008 | — |
«Союз ТМА-13» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
26 | 26 марта 2009 | — |
«Союз ТМА-14» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
27 | 27 мая 2009 | — |
«Союз ТМА-15» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
28 | 30 сентября 2009 | — |
«Союз ТМА-16» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
29 | 21 декабря 2009 | — |
«Союз ТМА-17» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
30 | 2 апреля 2010 | — |
«Союз ТМА-18» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
31 | 16 июня 2010 | — |
«Союз ТМА-19» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
32 | 8 октября 2010 | — |
«Союз ТМА-01М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
33 | 15 декабря 2010 | — |
«Союз ТМА-20» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
34 | 5 апреля 2011 | — |
«Союз ТМА-21» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
35 | 8 июня 2011 | — |
«Союз ТМА-02М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
36 | 14 ноября 2011 | — |
«Союз ТМА-22» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
37 | 21 декабря 2011 | — |
«Союз ТМА-03М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
38 | 15 мая 2012 | — |
«Союз ТМА-04М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
39 | 15 июля 2012 | — |
«Союз ТМА-05М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
40 | 22 июля 2012 | «Фрегат» |
«Канопус-В» № 1, «Зонд-ПП», БКА, exactView-1, TET-1 |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
41 | 23 октября 2012 | — |
«Союз ТМА-06М» |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
42 | 19 декабря 2012 | — |
«Союз ТМА-07М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
43 | 29 марта 2013 | — |
«Союз ТМА-08М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
44 | 29 мая 2013 | — |
«Союз ТМА-09М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
45 | 26 сентября 2013 | — |
«Союз ТМА-10М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
46 | 7 ноября 2013 | — |
«Союз ТМА-11М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
47 | 26 марта 2014 | — |
«Союз ТМА-12М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
48 | 28 мая 2014 | — |
«Союз ТМА-13М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
49 | 26 сентября 2014 | — |
«Союз ТМА-14М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
50 | 24 ноября 2014 | — |
«Союз ТМА-15М» |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
51 | 27 марта 2015 | — |
«Союз ТМА-16М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
52 | 23 июля 2015 | — |
«Союз ТМА-17М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
53 | 2 сентября 2015 | — |
«Союз ТМА-18М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
54 | 15 декабря 2015 | — |
«Союз ТМА-19М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
55 | 18 марта 2016 | — |
«Союз ТМА-20М» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
56 | 7 июля 2016 | — |
«Союз МС-01» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
57 | 19 октября 2016 | — |
«Союз МС-02» |
«Байконур» ПУ № 31/6 | Успех |
58 | 17 ноября 2016 | — |
«Союз МС-03» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
59 | 20 апреля 2017 | — |
«Союз МС-04» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
60 | 28 июля 2017 | — |
«Союз МС-05» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
61 | 13 сентября 2017 | — |
«Союз МС-06» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
62 | 17 декабря 2017 | — |
«Союз МС-07» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
63 | 21 марта 2018 | — |
«Союз МС-08» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
64 | 6 июня 2018 | — |
«Союз МС-09» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
65 | 11 октября 2018 | — |
«Союз МС-10» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Авария |
66 | 16 ноября 2018 | — |
«Прогресс МС-10» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
67 | 3 декабря 2018 | — |
«Союз МС-11» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
68 | 14 марта 2019 | — |
«Союз МС-12» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
69 | 20 июля 2019 | — |
«Союз МС-13» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
70 | 25 сентября 2019 | — |
«Союз МС-15» |
«Байконур» ПУ № 1/5 | Успех |
Конструкция и сравнение с аналогами
Союз-7 | Союз-2.1б | Союз-6 | ||
---|---|---|---|---|
Год первого пуска | 2022 (план) | 2006 | 2025 (план) | |
Высота (макс), м | 46,0 | |||
Количество ступеней | 2 | 3 | 2 | |
Разгонный блок | Фрегат | Фрегат | Фрегат / Блок ДМ | |
Тяга (на уровне земли), тс | 423 | |||
Стартовая масса, т | 270 (план) | 313 | ||
Полезная нагрузка на НОО, т | Восточный | 10,5 | 8,25 | |
Байконур | — | 8,7 | 9,3 | |
Полезная нагрузка на ГПО, т | Восточный | 2,6 | 2,0 | |
Байконур | — | 1,8 | 2,3 | |
Диаметр головного обтекателя, м | 5,2—7,0 | 3,7—4,1 | ||
Подготовка к пуску | менее суток; автоматизированная | 2—5 дней; ручная | ||
Количество деталей в изделии | менее 2000 | ~4500 | ||
Трудоёмкость, тыс человеко-часов | 174 | 220 | ||
Стоимость изделия, млн рублей | 900 | 1280 | ||
Стоимость пуска, млн долларов | ~40,5 | ~45,0 |
Ракета «Союз» сейчас
Всего было разработано 10 модификаций РН «Союз». На сегодняшний день с помощью носителя «Союз-У» осуществляется запуск грузовых кораблей. В конце 2016 года с РН «Союз-У» был запущен аппарат ТГК «Прогресс МС-04»
Наибольшее внимание современной отечественной аэрокосмической отрасли уделено развитию РН «Союз-2.1а». Работа по модернизации этого ракетоносителя стартовала еще в 1990 годы
Были разработаны и установлены новые двигатели, внедрена новая система телеметрии, автоматизирован испытательный и предстартовый процесс подготовки. В результате были улучшены общие характеристики аппарата и точность выведения на орбиту.
Успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1в»
В понедельник, 25 ноября 2019 года, в 20:52 мск с Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Космических войск ВКС проведен пуск ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» (разработана в РКЦ «Прогресс», входит в Госкорпорацию «Роскосмос») с космическим аппаратом, разработанным в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Старт и выведение спутника на расчетную орбиту прошли в штатном режиме. Через две минуты после пуска ракета-носитель «Союз-2.1в» была принята на сопровождение средствами наземного автоматизированного комплекса управления Главного испытательного космического центра имени Германа Титова.
https://vk.com/video_ext.php
Видео: Минобороны России
В расчетное время аппарат был выведен на целевую орбиту и принят на управление наземными средствами Воздушно-космических сил. С ним установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь, системы функционируют в штатном режиме.
Космический аппарат, созданный на базе унифицированной многофункциональной космической платформы, выведен на целевую орбиту, с которой может осуществляться мониторинг состояния отечественных спутников. Оптическая аппаратура этого спутника также позволяет производить съемку поверхности Земли.
***
Это пятый пуск ракеты-носителя «Союз-2», проведенный в 2019 году с космодрома Плесецк. Предыдущий пуск «Союз-2» с «северного космодрома» был успешно проведен 26 сентября.
Летные испытания космического ракетного комплекса «Союз-2» начались в Плесецке 8 ноября 2004 года. За это время с космодрома проведен 41 пуск ракет-носителей «Союз-2» этапов модернизации 1а, 1б и 1в.
Ракета-носитель «Союз-2» пришла на смену ракетам «Союз-У», эксплуатация которых проводилась на космодроме Плесецк с 1973 по 2012 гг. За этот период с Плесецка было осуществлено 435 пусков носителей «Союз-У», в ходе которых на орбиту были выведены около 430 космических аппаратов различного назначения.
С этим читают
- Байконур, казахстан
- «у россии есть все средства»: какие ракеты меньшей и средней дальности могут появиться в вс рф
- Морской стартsea launch
- Космодромы планеты земля
- Межконтинентальная баллистическая ракета р-7. досье
- Куру (космодром)
- Космодром «восточный»: история создания и интересные факты
- Ключевая ставка
- «технологическое чудо»: в россии начались работы по адаптации двигателя рд-180 для ракеты «союз-6»
- 400 долларов в рублях