Российская ракета-носитель «союз-2.1а». досье

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). РКЦ «Прогресс». Дата обращения 22 марта 2019.
  2. Gunter Dirk Krebs. . Gunter’s Space Page. Дата обращения 2 января 2019.
  3. Gunter Dirk Krebs. . Gunter’s Space Page. Дата обращения 2 января 2019.
  4. . РКЦ «Прогресс».
  5. . ГНПП «Объединение Коммунар».
  6. . «РИА Новости» (7 марта 2017).
  7. . «РИА Новости» (5 марта 2017).
  8. . Госкорпорация «Роскосмос» (1 ноября 2018). — «Пуск завершился аварией РН из-за нештатного отделения одного из боковых блоков (блок «Д»), ударившего носовой частью центральный блок (блок «А») в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты. Причина нештатного разделения – неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока «Д» из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6˚45‘), допущенной при сборке «пакета» на космодроме Байконур. Причина аварии РН носит эксплуатационный характер и распространяется на задел собранных в «пакет» РН типа «Союз». Система аварийного спасения ТПК «Союз МС-10» сработала в соответствии с заложенной логикой.».

Особенности конструкции 11А511

Ракета «Союз» 11А511 состоит из трех ступеней с ускорителями на первой «Б», «В», «Г» и «Д», двух блоков «А» и «И» (второй и третьей ступени), головного обтекателя, адаптера полезного груза и системы аварийного спасения (САС) экипажа. В конструкции использованы модернизированные двигатели двухступенчатой ракеты МБР Р-7А и трехступенчатой РН «Восход». Изначально была осуществлена модернизация блока третьей ступени, что позволило улучшить энергетические показатели РН, впоследствии были доработаны и другие ступени. Их внешний вид не изменился, но содержание и возможности стали новыми:


  • Установлена новая телеметрическая система на блоке «А».
  • Бортовая кабельная сеть управления заменена более легкой.
  • Наклонение орбиты корабля относительно плоскости экватора снижено более чем на 10о.
  • Уменьшена длина и вес кабельной сети блока «И».
  • Заменены двигатели блока «А».
  • Усилена прочность некоторых элементов первой ступени.

В целом, внешне РН «Союз» отличается от предшествующих ракет-носителей — прежде всего, головным обтекателем с четырьмя стабилизаторами и конической формой блоков первой ступени, а также наличием аварийной системы на вершине.

Назначение

Ракеты предназначены для выведения космических аппаратов (КА) на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты с существующих стартовых комплексов. В том числе предусматривается запуск пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе Международной космической станции.

В настоящее время происходит постепенный процесс замены РН «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М» на РН “Союз-2” этапов 1а и 1б, который начался приблизительно одновременно с летными испытаниями РН “Союз-2” этапов 1а и 1б:

  • После заключительного пуска РН «Молния-М» 30 сентября 2010 года, завершающего ее эксплуатацию, и последнего в истории совместного применения «Союз-ФГ» с РБ “Фрегат” (22 июля 2012 года) весь диапазон полезных нагрузок РН «Молния-М» на весь диапазон орбит выводится с помощью РН “Союз-2″ этапов 1а (или 1б) совместно с РБ”Фрегат”.
  • Для выведения КА ДЗЗ, предназначенных для применения на НОО, РН «Союз-У» к концу 2014 года практически полностью заменена на “Союз-2” этапа 1а (например, КА “Янтарь-4К2М”), а в случае КА типа “Ресурс-ДК”, или его модернизации “Ресурс-П”, применяемый ранее «Союз-ФГ» к 2013 году заменен на “Союз-2” этапа 1б.
  • Для выведения научных КА типа «Фотон» и типа «Бион» процесс перехода на “Союз-2” этапа 1а также завершен (соответственно, в 2014 и в 2013 году).
  • Для выведения транспортных грузовых кораблей типа “Прогресс” переход с РН «Союз-У» на “Союз-2” этапа 1а продолжается, завершение ожидается в 2017 году.
  • Для выведения транспортных пилотируемых кораблей типа “Союз” процесс перехода с РН «Союз-ФГ» на “Союз-2” этапа 1а был заморожен в июле 2013 года по причине нехватки финансирования Роскосмоса. В настоящее время (февраль 2016 года) работы по данному направлению не ведутся. Завершить переход на “Союз-2” этапа 1а планируется в 2020 году.

Российский блок выведения «Волга»

Блок выведения «Волга» разработан в 2008-2010 гг. Ракетно-космическим центром «Прогресс» (РКЦ «Прогресс», Самара). Может использоваться для запусков космических аппаратов в составе ракет-носителей «Союз-2» этапов модернизации 1а, 1б и 1в: «Союз-2.1а» (первый запуск состоялся в 2004 г.), «Союз-2.1б» (2006) и «Союз-2.1в» (2013).

Характеристики:

  • стартовая масса блока — от 1 тыс. 56 до 1 тыс. 656 кг (без топлива — 756 кг),
  • высота — 1,025 м,
  • диаметр — 2,72 м.

В качестве топлива в «Волге» используется гептил (окислитель — азотный тетраоксид). Блок обеспечивает выведение полезной нагрузки (одного или несколько спутников) на средние круговые орбиты высотой до 1,5 тыс. км, а также на солнечно-синхронные высотой 850 км.

Запуски блока «Волга» могут проводиться с космодромов Плесецк (Архангельская обл.), Байконур (Казахстан) и с нового российского космодрома Восточный (Амурская обл.), где возведены стартовые комплексы для ракет-носителей «Союз-2». Так, в случае запуска с Плесецка в составе с ракетой «Союз-2.1в» блок «Волга» может выводить на орбиту полезный груз массой от 1,4 т до 1,7 т.

Всего блок «Волга» участвовал в двух запусках — оба проведены с Плесецка с ракетой «Союз-2.1в». Один был успешным, другой — частично успешным.

Первый запуск состоялся 28 декабря 2013 г.: на околоземную орбиту выведен студенческий спутник «Аист»-1 (создан СГАУ и специалистами РКЦ «Прогресс») и две калибровочные сферы СКРЛ-756 (для отработки программ блока).

Запуск 5 декабря 2015 г. прошел нештатно. Военный спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-СТ» (или «Космос-2511») не смог отделиться от блока из-за несрабатывания одного из четырех замков, удерживавших его на «Волге». Отделение калибровочной сферы, которая запускалась одновременно, прошло успешно. Спустя три дня, 8 декабря, «Канопус-СТ» в связке с «Волгой» сошел с орбиты, его обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Атлантикой.

Систему разделения для «Канопуса-СТ» изготовило омское ПО «Полет», где был создан сам спутник. Предприятие-изготовитель обязалось устранить дефект, приведший к ЧП.

Испытания

Участники испытаний в одной из пультовых — у пульта СУ РН «Союз-2».

Летные испытания РН модификации 1а начались в октябре 2004 года и завершены пуском КА “Меридиан-3” в ноябре 2010 года.

Летные испытания модификации 1б начались в декабре 2006 года и завершены пуском КА “Ресурс-П” №1 в июне 2013 года. Ряд заключительных пусков данной модификации в этот период времени проводился вне программы летных испытаний.

Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в части бортового оборудования, агрегатов и узлов, а также адаптации для использования с обтекателем типа СТ, были совмещены с соответствующими испытаниями модификаций 1а и 1б. Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в собранном виде начались в мае 2010 года с испытаний на технической позиции. На настоящий момент (февраль 2016 года) обе РН находятся в штатной эксплуатации.

Летные испытания модификации 1в начались в декабре 2013 года пуском КА “АИСТ” и двух калибровочных сфер “СКРЛ-756”.


Всего на начало 2011 в рамках испытаний произведено 10 пусков (6 — модификации 1а, 4 — модификации 1б). Все пуски в рамках летных испытаний, за исключением первого пуска модификации 1а, производились с выведением коммерческой полезной нагрузки.

Ожидаемый объём летных испытаний — не менее чем по 5 пусков для каждой модификации.

Ступени РН «Союз»

Две ступени ракетоносителя аналогичны РН «Восток», но с рядом усовершенствований. Первая ступень ракеты состоит из 4-х боковых конусообразных ускорительных блоков. На каждом ускорителе установлены автономные двигатели. Отделение ускорительных блоков во время запуска происходит примерно на 118 секунде полета ракеты. Масса бокового блока без топлива – не более 3,75 т, вес топлива составляет 155-160 т.

Вторая ступень включает центральный блок «А» с топливом и полезной нагрузкой. Масса без топлива — не более 6 т, топливо – 90-95 т. Вторая ступень отделяется от ракеты-носителя примерно на 278 секунде полета.

Третья, доработанная ступень — модернизированный блок «И» РН «Восход» 11А57 общей длиной 6,7 м и диаметром 2,66 м. Оснащена 4-камерным ракетным двигателем на жидком топливе с одним турбонасосным агрегатом. Общая масса 25 т.

Примечания

  1. . ТАСС (11 сентября 2019).
  2. . «РИА Новости» (5 декабря 2019).
  3. Екатерина Москвич, Дмитрий Решетников. . ТАСС (4 февраля 2020).
  4. . РИА Новости (1 февраля 2019).
  5. . «РИА Новости» (02.02.2019).
  6. . РИА Новости (25.03.2019).
  7. . РИА Новости (26 июля 2019).
  8. . РИА Новости (6 сентября 2019).
  9. . ТАСС (6 сентября 2019).
  10. . РИА Новости (6 сентября 2019).
  11. . РИА Новости (9 сентября 2019).
  12. . ТАСС (9 сентября 2019).
  13. . РИА Новости (25.09.2019).
  14. . РИА Новости (17.11.2019).
  15. . РИА Новости (09.12.2019).
  16. . ТАСС (16.01.2020).
  17. . «РИА Новости» (25 февраля 2020).
  18. . ТАСС (02.12.2019).
  19. . РИА Новости (7 сентября 2019).
  20. . ТАСС (7 сентября 2019).
  21. . YouTube 06:18—07:25. Госкорпорация «Роскосмос» (11 сентября 2019).
  22. . РИА Новости (9 сентября 2019).
  23. . ТАСС (9 сентября 2019).
  24. . Интерфакс (9 сентября 2019).

Стартовые площадки

Пустой стартовый комплекс 43/4 в Плесецке

Так как, с точки зрения конструкции, РН «Союз-2» является модификацией РН «Союз-У» его запуск возможен с любого стартового комплекса, предназначенного для запуска ракет-носителей семейства Р7 после установки специфического для «Союз-2» оборудования и прокладки соответствующих кабельных связей.

На сегодня переоборудованы под запуск РН «Союз-2» следующие стартовые комплексы:

  • Плесецк, площадка 43 / старт № 4 (оборудование для более старых РН демонтировано, поэтому запускать с данного стартового комплекса можно только «Союз-2»).
  • Байконур, площадка 31 (на 2011 год в МИК и на стартовом комплексе установлено оборудование как для проверки и запуска Союз-У/Союз-ФГ, так и для «Союз-2», поэтому с данной площадки возможны и производятся запуски всех вышеперечисленных РН).

Планируется доработка под запуск РН «Союз-2» следующих стартовых комплексов:

  • Плесецк, площадка 43 / старт № 3 (МИК используется общий для площадки 43, поэтому его доработка не требуется).
  • Плесецк, площадка 16.
  • Байконур, площадка 1 (так называемый «Гагаринский старт», откуда осуществляются (совместно с площадкой 31) российские пилотируемые запуски).

Строится стартовый комплекс для данной ракеты на новом российском космодроме Восточный.

Кроме вышеперечисленных площадок для запуска «Союз-2» (модификаций СТА, СТБ) специально построен стартовый комплекс в Гвианском космическом центре (ГКЦ), технология запуска с которого кардинально отличается от запусков из Плесецка и Байконура:

В монтажно-испытательном комплексе (МИК) собирается только собственно РН, без её стыковки с космической головной частью (состоит из космического аппарата, обтекателя и, опционально, разгонного блока «Фрегат»). Ракета вывозится и устанавливается на стартовый комплекс «без головы». На российских космодромах РН вывозится из МИК в сборе с головной частью.

Головная часть собирается, вывозится и устанавливается на РН в вертикальном положении. Это связано с тем, что многие европейские космические аппараты не переносят искривляющих боковых нагрузок, неизбежных при стыковке аппарата к РН и перевозки собранной конструкции в горизонтальном положении.

Установка головной части и операции по подготовке РН к пуску производятся в прямом смысле под крышей — после установки РН на неё накатывают по рельсам специальную конструкцию — мобильную башню обслуживания, которая закрывает от экваториальной погоды работающий с РН персонал и содержит площадки, лифты и другие средства удобного доступа к различным частям ракеты.

В отличие от российских космодромов управление пуском осуществляется не из сравнительно близко расположенных к стартовому столу подземных бункеров, а из обычного здания, расположенного на расстоянии более 1 км от стартового стола. Большие длины связей потребовали дополнительной адаптации систем стартового комплекса.


По предварительной информации операции подключения и отключения заправочного оборудования будут автоматизированы благодаря тому, что стартовый стол для «Союз-СТ» не вращается и точки подключения заправочного оборудования находятся всегда в одном месте. В Плесецке и Байконуре «Союз-2» запускается с вращающегося по азимуту стартового стола, что затрудняет автоматизацию заправочных операций.

Преимущества и недостатки

«Союз-2», являясь модернизацией РН «Союз-У», имеет свой набор преимуществ и недостатков относительно других РН своего класса.

Преимущества:

  • отработанная конструкция (вместе с «Союз-У» и «Союз-ФГ» налетала на начало 2011 года почти 800 пусков), являясь при этом одной из самых низкоаварийных РН в мире
  • низконапряженные двигатели (давление в двигателях этапа 1а не более 70 атмосфер, для 1б не более 160 атмосфер), что дает большой запас по надежности
  • освоенное производство (отлаженный техпроцесс), что означает низкий процент брака, отработанные технологии контроля, низкую себестоимость продукции

Недостатки:

  • наличие ряда атавизмов в конструкции приводящих к меньшему массовому совершенству (отношению массы полезной нагрузки к стартовой массе), чем то, которого можно было бы достичь, используя более современные технические решения:
    • использование перекиси водорода для работы турбонасосных агрегатов двигателей первой и второй ступени, вместо использования тех же компонентов, что использует сам ЖРД;
    • использование тяжелого азота (а не гелия) для наддува баков. При этом на первой и второй ступени РН «Союз-2.1в», а также на третьей ступени РН «Союз-2.1б» и «Союз-СТ-Б» реализован гелиевый наддув баков;
    • использование ЖРД открытого цикла, имеющих меньший КПД, чем ЖРД закрытого цикла. При этом ЖРД открытого цикла считаются более безопасными из-за более медленного развития аварийных ситуаций, что является несомненным преимуществом при использовании РН для пилотируемых миссий;
  • из-за исторического использования поворотного стартового стола отсутствие автоматизации операций по заправке РН, ручная стыковка электро- и пневмосоединений при установке РН на старт, что требует большое количество обслуживающего персонала и увеличивает влияние человеческих ошибок при подготовке к запуску РН. При этом наличие поворотного круга для РН «Союз-2» не требуется, поскольку «Союз-2» совершает поворот на начальном участке траектории выведения. Стартовый комплекс ГКЦ лишён поворотного круга, что позволило максимально автоматизировать процесс подготовки;
  • из-за подвески РН за верхнюю часть первой ступени, а не установки РН «на днище», требуется сравнительно сложный стартовый комплекс (характерная форма — «тюльпан»). Это не недостаток как таковой, а всего лишь особенность всех РН семейства Р-7, поскольку за многие десятилетия использования конструктивные и технологические особенности подобных стартов хорошо известны, а постройка нового старта при отсутствии производственного брака теоретически может занять всего лишь 9 месяцев. Фактически постройка старта в ГКЦ заняла 4 года, что по современным меркам сравнительно недолго.

«Союз МС-14» состыкован с переходным отсеком

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

Фото: РКК «Энергия»

История создания

История создания началась задолго до первого запуска. Началом послужило постановление ЦК КПСС о необходимости разработки новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая сможет доставить термоядерный заряд на значительное расстояние, исчисляемое тысячами километров. После нескольких лет разработок задача была выполнена. Межконтинентальная двухступенчатая ракета нового образца МБР Р-7А поступила на вооружение специально созданного подразделения ракетных войск. Первый пуск состоялся в 1959 году. В различных модификациях Р-7 пробыла на вооружении лишь 10 лет, но благодаря высокому модернизационному потенциалу и удачной конструкции она стала основой для целого семейства космических ракет-носителей.

Уже после первого пилотируемого полета в космос, в рамках реализации программы более длительных полетов, началась разработка новой ракеты на базе Р-7. Проблема была в том, что все ракеты Советского Союза на то время, в том числе и «Восход», не подходили для эксплуатации в рамках, заданных проектом. Помимо увеличения длительности полета, на новой ракете должна была быть реализована система аварийного спасения экипажа в случае экстренной ситуации, которая не предусматривалась на «Восходе».

Основой для конструкции новой ракеты среднего класса семейства Р-7 стали уже эксплуатируемые носители «Восход» и «Р-7А». Новый РН получил наименование «Союз» и индекс 11А511. Эта трехступенчатая ракета-носитель стала использоваться для запусков кораблей «Союз» и «Прогресс». Впервые запуск ракеты «Союз» осуществлен в 1966 году.

История создания

Этап эскизного проектирования

1 февраля 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что РКЦ «Прогресс» ведёт эскизное проектирование новой ракеты-носителя «Союз-7» с условным названием «Волга» и двигателем РД-180, которая станет частью сверхтяжёлой ракеты. Эскизный проект по носителю «Союз-7»/«Волга» будет подготовлен в рамках эскизного проектирования сверхтяжёлого носителя «Енисей» к концу 2019 года.

2 февраля 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Роскосмос окончательно определил наиболее предпочтительный облик сверхтяжёлой ракеты, — на нём будет использоваться двигатель РД-180 в центральном блоке; другие проекты сверхтяжа больше не рассматриваются.

25 марта 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что предпочтительным вариантом сверхтяжёлой ракеты является вариант, где центральный блок построен на двигателе РД-180.

26 июля 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что ракеты-носители «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» могут оснастить двигателями РД-180, которые Россия сейчас поставляет в США, но не использует в отечественных ракетах.

6 сентября 2019 года Владимир Путин на совещании, проведенном на космодроме Восточный, поддержал предложение Роскосмоса о создании новой линейки российских ракет.

6 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что Роскосмос планирует создать еще одну ракету-носитель среднего класса на базе разрабатываемого «Союза-5» и двигателя РД-180 — «Союз-6». Кроме того, в «Союзе-6» предполагается использование кислородно-водородной ступени на основе двигателя РД-0146 или РД-0150.

9 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что «Союз-6» может получить название «Амур».

25 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что «Гагаринский старт» могут переделать под пуски «Союза-6» (если с него не будет принято решение пускать «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б»). Но в любом случае, «Союз-6» будет испытываться на «Назарбаевском старте».

17 ноября 2019 года официальный представитель РКЦ «Прогресс» сообщил СМИ, что проект создания «Союза-6» находится на начальном этапе обсуждения, поэтому работа над эскизным проектом ещё не начиналась.

9 декабря 2019 года генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов сообщил СМИ, что «Союз-6» получит не оригинальный двигатель РД-180, а его модернизированный вариант РД-180МВ, который будет отличаться новой системой управления, а также целым рядом конструктивных элементов, направленных на повышение его надёжности и снижение стоимости.


16 января 2020 года гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил СМИ, что предприятие ждёт технического задания на «Союз-6» от Роскосмоса и готово в этом году начать работу над эскизным проектом.

25 февраля 2020 года гендиректор ЦЭНКИ Андрей Охлопков сообщил СМИ, что для «Союза-5» и «Союза-6» будет построен отдельный стартовый стол для пусков, поскольку запуски этих носителей со стола для сверхтяжелой ракеты были бы очень рискованными и намного дешевле и безопаснее создать рядом отдельную стартовую площадку.

Ожидаемые события

В 2020 году начнутся активные работы по адаптации РД-180 к «Союзу-6».

2024 год — ориентировочный срок адаптации двигателя РД-180 под «Союз-6».

2025-й год — начало лётных испытаний «Союза-6» с космического ракетного комплекса «Байтерек».

2025—2026 год — создание стартового стола для «Союза-5» и «Союза-6» на космодроме Восточный.

Сезон 2

PREMIER

ПодписатьсяПодписанОтписаться

44:21 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 43 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 19,087·месяц назад

44:34 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 42 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 7,998·месяц назад

43:24 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 41 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 4,887·месяц назад

45:03 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 40 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 6,185·месяц назад

42:52 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 39 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 4,453·месяц назад

45:13 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 38 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 5,193·месяц назад

44:59 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 37 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 3,556·месяц назад

43:43 Шоу Студия Союз, 2 сезон, 36 выпуск

Шоу Студия Союз PREMIER 4,816·месяц назад

Лучшие моменты

7:04 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков

Шоу Студия Союз 9,069·год назад

3:49 Шоу Студия Союз: Повторение мать его — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков

Шоу Студия Союз 9,225·год назад

10:47 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков

Шоу Студия Союз 9,578·год назад

5:17 Шоу Студия Союз: Я роняю шлягер — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков

Шоу Студия Союз 14,566·год назад

8:46 Шоу Студия Союз: Рифмобол — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков

Шоу Студия Союз 9,073·год назад

4:51 Шоу Студия Союз: MP-Трейлер — Сергей Мезенцев и Алексей Щербаков

Шоу Студия Союз 5,576·год назад

7:34 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян

Шоу Студия Союз 3,534·год назад

9:59 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян

Шоу Студия Союз 4,026·год назад

6:51 Шоу Студия Союз: Хит его знает — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян

Шоу Студия Союз 4,189·год назад

2:24 Шоу Студия Союз: Федук Бедросович Газманов — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян

Шоу Студия Союз 4,171·год назад

8:03 Шоу Студия Союз: Рифмобол — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян

Шоу Студия Союз 3,957·год назад

5:23 Шоу Студия Союз: Перепесня — Гусейн Гасанов и Андрей Гайдулян

Шоу Студия Союз 5,493·год назад

6:54 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик

Шоу Студия Союз 9,620·год назад

7:58 Шоу Студия Союз: Повторение мать его — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик

Шоу Студия Союз 11,898·год назад

10:35 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик

Шоу Студия Союз 10,751·год назад

4:32 Шоу Студия Союз: Перепесня — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик

Шоу Студия Союз 10,485·год назад

5:45 Шоу Студия Союз: Рифмобол — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик

Шоу Студия Союз 6,728·год назад

4:50 Шоу Студия Союз: MP-Трейлер — Азамат Мусагалиев и Евгений Кулик

Шоу Студия Союз 5,531·год назад

6:45 Шоу Студия Союз: Вы орете великолепно — Тимур Каргинов и Big Russian Boss

Шоу Студия Союз 4,559·год назад

10:56 Шоу Студия Союз: Кто это наделал — Тимур Каргинов и Big Russian Boss

Шоу Студия Союз 7,403·год назад

Список пусков РН «Союз-ФГ»

Дата Разгонный блок Полезная нагрузка Стартовый комплекс Результат
1 21 мая 2001

«Прогресс М1-6»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
2 26 ноября 2001

«Прогресс М1-7»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
3 25 сентября 2002

«Прогресс М1-9»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
4 30 октября 2002

«Союз ТМА-1»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
5 26 апреля 2003

«Союз ТМА-2»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
6 2 июня 2003 «Фрегат»

Mars Express,

Beagle 2

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
7 18 октября 2003

«Союз ТМА-3»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
8 27 декабря 2003 «Фрегат» «Байконур» ПУ № 31/6 Успех
9 19 апреля 2004

«Союз ТМА-4»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
10 14 октября 2004

«Союз ТМА-5»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
11 15 апреля 2005

«Союз ТМА-6»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
12 13 августа 2005 «Фрегат»

Galaxy 14

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
13 1 октября 2005

«Союз ТМА-7»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
14 9 ноября 2005 «Фрегат»

Venus Express

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
15 28 декабря 2005 «Фрегат» «Байконур» ПУ № 31/6 Успех
16 30 марта 2006

«Союз ТМА-8»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
17 18 сентября 2006

«Союз ТМА-9»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
18 7 апреля 2007

«Союз ТМА-10»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
19 30 мая 2007 «Фрегат»

Globalstar M065,

Globalstar M069,

Globalstar M071,

Globalstar M072

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
20 10 октября 2007

«Союз ТМА-11»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
21 21 октября 2007 «Фрегат»

Globalstar M066,

Globalstar M067,

Globalstar M068,

Globalstar M070

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
22 14 декабря 2007 «Фрегат»

RADARSAT-2

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
23 8 апреля 2008

«Союз ТМА-12»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
24 27 апреля 2008 «Фрегат» «Байконур» ПУ № 31/6 Успех
25 12 октября 2008

«Союз ТМА-13»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
26 26 марта 2009

«Союз ТМА-14»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
27 27 мая 2009

«Союз ТМА-15»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
28 30 сентября 2009

«Союз ТМА-16»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
29 21 декабря 2009

«Союз ТМА-17»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
30 2 апреля 2010

«Союз ТМА-18»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
31 16 июня 2010

«Союз ТМА-19»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
32 8 октября 2010

«Союз ТМА-01М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
33 15 декабря 2010

«Союз ТМА-20»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
34 5 апреля 2011

«Союз ТМА-21»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
35 8 июня 2011

«Союз ТМА-02М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
36 14 ноября 2011

«Союз ТМА-22»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
37 21 декабря 2011

«Союз ТМА-03М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
38 15 мая 2012

«Союз ТМА-04М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
39 15 июля 2012

«Союз ТМА-05М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
40 22 июля 2012 «Фрегат»

«Канопус-В» № 1,

«Зонд-ПП»,

БКА,

exactView-1,

TET-1

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
41 23 октября 2012

«Союз ТМА-06М»

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
42 19 декабря 2012

«Союз ТМА-07М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
43 29 марта 2013

«Союз ТМА-08М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
44 29 мая 2013

«Союз ТМА-09М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
45 26 сентября 2013

«Союз ТМА-10М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
46 7 ноября 2013

«Союз ТМА-11М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
47 26 марта 2014

«Союз ТМА-12М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
48 28 мая 2014

«Союз ТМА-13М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
49 26 сентября 2014

«Союз ТМА-14М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
50 24 ноября 2014

«Союз ТМА-15М»

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
51 27 марта 2015

«Союз ТМА-16М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
52 23 июля 2015

«Союз ТМА-17М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
53 2 сентября 2015

«Союз ТМА-18М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
54 15 декабря 2015

«Союз ТМА-19М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
55 18 марта 2016

«Союз ТМА-20М»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
56 7 июля 2016

«Союз МС-01»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
57 19 октября 2016

«Союз МС-02»

«Байконур» ПУ № 31/6 Успех
58 17 ноября 2016

«Союз МС-03»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
59 20 апреля 2017

«Союз МС-04»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
60 28 июля 2017

«Союз МС-05»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
61 13 сентября 2017

«Союз МС-06»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
62 17 декабря 2017

«Союз МС-07»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
63 21 марта 2018

«Союз МС-08»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
64 6 июня 2018

«Союз МС-09»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
65 11 октября 2018

«Союз МС-10»

«Байконур» ПУ № 1/5 Авария
66 16 ноября 2018

«Прогресс МС-10»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
67 3 декабря 2018

«Союз МС-11»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
68 14 марта 2019

«Союз МС-12»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
69 20 июля 2019

«Союз МС-13»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех
70 25 сентября 2019

«Союз МС-15»

«Байконур» ПУ № 1/5 Успех

Конструкция и сравнение с аналогами

Сравнение «Союза-6» с РН аналогичного класса
Союз-7 Союз-2.1б Союз-6
Год первого пуска 2022 (план) 2006 2025 (план)
Высота (макс), м 46,0
Количество ступеней 2 3 2
Разгонный блок Фрегат Фрегат Фрегат / Блок ДМ
Тяга (на уровне земли), тс 423
Стартовая масса, т 270 (план) 313
Полезная нагрузка на НОО, т Восточный 10,5 8,25
Байконур 8,7 9,3
Полезная нагрузка на ГПО, т Восточный 2,6 2,0
Байконур 1,8 2,3
Диаметр головного обтекателя, м 5,2—7,0 3,7—4,1
Подготовка к пуску менее суток; автоматизированная 2—5 дней; ручная
Количество деталей в изделии менее 2000 ~4500
Трудоёмкость, тыс человеко-часов 174 220
Стоимость изделия, млн рублей 900 1280
Стоимость пуска, млн долларов ~40,5 ~45,0

Ракета «Союз» сейчас

Всего было разработано 10 модификаций РН «Союз». На сегодняшний день с помощью носителя «Союз-У» осуществляется запуск грузовых кораблей. В конце 2016 года с РН «Союз-У» был запущен аппарат ТГК «Прогресс МС-04»

Наибольшее внимание современной отечественной аэрокосмической отрасли уделено развитию РН «Союз-2.1а». Работа по модернизации этого ракетоносителя стартовала еще в 1990 годы

Были разработаны и установлены новые двигатели, внедрена новая система телеметрии, автоматизирован испытательный и предстартовый процесс подготовки. В результате были улучшены общие характеристики аппарата и точность выведения на орбиту.

Успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1в»

В понедельник, 25 ноября 2019 года, в 20:52 мск с Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Космических войск ВКС проведен пуск ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» (разработана в РКЦ «Прогресс», входит в Госкорпорацию «Роскосмос») с космическим аппаратом, разработанным в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Старт и выведение спутника на расчетную орбиту прошли в штатном режиме. Через две минуты после пуска ракета-носитель «Союз-2.1в» была принята на сопровождение средствами наземного автоматизированного комплекса управления Главного испытательного космического центра имени Германа Титова.

https://vk.com/video_ext.php

Видео: Минобороны России

В расчетное время аппарат был выведен на целевую орбиту и принят на управление наземными средствами Воздушно-космических сил. С ним установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь, системы функционируют в штатном режиме.

Космический аппарат, созданный на базе унифицированной многофункциональной космической платформы, выведен на целевую орбиту, с которой может осуществляться мониторинг состояния отечественных спутников. Оптическая аппаратура этого спутника также позволяет производить съемку поверхности Земли.

***

Это пятый пуск ракеты-носителя «Союз-2», проведенный в 2019 году с космодрома Плесецк. Предыдущий пуск «Союз-2» с «северного космодрома» был успешно проведен 26 сентября.

Летные испытания космического ракетного комплекса «Союз-2» начались в Плесецке 8 ноября 2004 года. За это время с космодрома проведен 41 пуск ракет-носителей «Союз-2» этапов модернизации 1а, 1б и 1в.

Ракета-носитель «Союз-2» пришла на смену ракетам «Союз-У», эксплуатация которых проводилась на космодроме Плесецк с 1973 по 2012 гг. За этот период с Плесецка было осуществлено 435 пусков носителей «Союз-У», в ходе которых на орбиту были выведены около 430 космических аппаратов различного назначения.


С этим читают