Аполлон (космический корабль)

Ракеты-носители

Когда команда инженеров во главе с Вернером фон Брауном начала работу по программе «Аполлон», ещё не было ясно, какая схема полёта будет выбрана, и, соответственно, была неизвестна масса полезного груза, который ракета-носитель должна будет вывести на траекторию к Луне. Так называемая «прямая схема», по которой один корабль садился на Луну, взлетал и возвращался на Землю, требовала от ракеты-носителя очень большой грузоподъёмности. Под эту схему полёта планировалось создание ракеты-носителя «Нова». Но вскоре было решено, что основной корабль (в состав которого входит возвращаемый на Землю отсек, а также топливо и двигательная установка, необходимые для возвращения) остаётся на лунной орбите, а прилуняется и взлетает с Луны только отделяемый от основного корабля лунный модуль. Для поэтапного выполнения этой задачи были созданы ракеты-носители «Сатурн-1Б» (для полётов на околоземные орбиты) и «Сатурн-5» (для полётов на Луну). Несмотря на то, что «Сатурн-5» имел значительно меньшую мощность, чем «Нова» («Сатурн-5» выводил на траекторию к Луне около 47 тонн полезной нагрузки, а «Нова» проектировалась на 68 тонн), при новой схеме полёта этого оказывалось достаточно.

«Сатурн-5»

Основная статья: Сатурн-5

Запуск к Луне «Аполлона-11» ракетой «Сатурн-5», 16 июля 1969.

Схема «Сатурна-5»

Ракета-носитель «Сатурн-5» состояла из трёх ступеней. На первой ступени, S-IC, были установлены пять кислородно-керосиновых двигателей F-1, общей тягой 33 400 кН. Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 км/с (в инерциальной системе отсчёта). Вторая ступень, S-II, использовала пять кислородно-водородных двигателей J-2, общая тяга которых составляла 5115 кН. Вторая ступень работала приблизительно 6 минут, разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 км/с и выводя его на высоту 185 км. На третьей ступени, S-IVB, был установлен один двигатель J-2 тягой 1000 кН. Третья ступень включалась дважды: после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на орбиту Земли, а вскоре после выхода на орбиту включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной (начиная с полёта «Аполлона-13»; в предыдущих полётах к Луне ступень выходила на околосолнечную орбиту) для исследования геологии Луны: при падении ступени на Луну за счёт её кинетической энергии происходил взрыв, сейсмические волны от которого регистрировались аппаратурой, оставленной предыдущими экипажами.

Ракета-носитель «Сатурн-5» могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 145 т, а на траекторию к Луне — около 65 т (46,8 — корабль «Аполлон», 18,7 — третья ступень с остатками топлива). Всего было произведено 13 пусков ракеты, из них 9 — к Луне, все — успешные.

«Сатурн-1Б»

Основная статья: Сатурн-1Б

«Сатурн-1Б» — двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя «Сатурн-1». На первой ступени, SI-B, было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6700 кН. Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 км. Вторая ступень «Сатурна-1Б», S-IVB (она же — третья ступень «Сатурна-5»), работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку до 15,3 т на околоземную орбиту.

«Сатурн-1Б» использовалась в испытательных запусках по программе «Аполлон» и в программах «Скайлэб» и «Союз — Аполлон».

Встреча не по сценарию

Еще до старта «Союза», при проверке оборудования, обнаружили отказ телевизионной системы.


«Она представляла собой набор из пяти цветных телекамер. Мы узнали об этом еще на Земле. Даже стоял вопрос о переносе старта на сутки. Но министр общего машиностроения Сергей Афанасьев принял жесткое решение – стартовать в запланированный день», — отметил космонавт.

Позднее выяснилось, что отказал коммутатор телевизионной системы, и его надо было просто убрать. Примерно в это же время американские астронавты обнаружили, что на «Аполлоне», который уже был на орбите, не работает люк из корабля в переходной модуль.

«Для ремонта телевизионной системы у нас были только ножницы, специальные ключи и отвертка. После выведения «Союза» на орбиту мы получили инструкцию, что делать. Мы сняли три болта, чтобы демонтировать комутатор, а на четвертом болте сломались отвертка и ключ. Но я еще на Земле купил охотничий нож, у которого были два лезвия и отвертка,  заменил аварийный нож на свой, достал отвертку и сбил ненужный болт», — рассказал Леонов.

В итоге космонавты сняли коммутатор и сделали новую схему без него.

«Система заработала и связь пошла. Мы потратили на это ночь. Американцы тоже исправили люк на «Аполлоне», и мы в заданное время пошли на сближение и состыковались», — вспоминает командир корабля.

По сценарию открытие люка и рукопожатие должно было произойти над Москвой, рассказывает Леонов. Но  процесс стыковки ускорился.

«В итоге мы открыли люк и пожали руки над Эльбой – это символично. Я пожал Стаффорду руку и втащил его в наш корабль. За столом мы сидели все вместе в нашем корабле», — сказал Леонов.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭПАС»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7815017640

О компании: ЗАО «ЭПАС» ИНН 7815017640, ОГРН 1027809246013 зарегистрировано 14.07.1993 в регионе Санкт-Петербург по адресу: 191144, г Санкт-Петербург, улица 7-Я Советская, 36, 3. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала — руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Эпова Тамара Борисовна, ИНН . У организации 0 Учредителей. Основным направлением деятельности является «информация отсутствует».

Статус: ? Ликвидировано

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 14.07.1993

Дата ликвидации: 28.12.2017

ОГРН  ?   1027809246013    присвоен: 18.12.2002
ИНН  ?   7815017640
КПП  ?   784201001

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 191144, г Санкт-Петербург, улица 7-Я Советская, 36, 3 получен 08.06.2013 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Генеральный ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Эпова Тамара Борисовна

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 06.04.2006

Учредители ? ()

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №11 По Санкт-Петербургу Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.07.2003

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   088027027630 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 14.02.1992
ФСС  ?   782500128278041 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 16.04.2001

Уплаченные страховые взносы за 2018 год (По данным ФНС):


— на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации: 0,00 руб. ↓ -0 млн. (0,00 руб. за 2017 г.)

Финансовая отчетность ЗАО «ЭПАС» ?

Основные показатели отчетности за 2019 год (по данным ФНС):Уплаченные налоги за 2018 г.:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам (кроме есн, страх. взносов): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог на имущество организаций: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог на прибыль: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог на добавленную стоимость: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ЗАО «ЭПАС» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ЗАО «ЭПАС» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ЗАО «ЭПАС» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Стыковка на всю жизнь

Сейчас из пятерых членов экипажей «Союза» и «Аполлона» живы только трое – Леонов, командир американского корабля Томас Стаффорд и астронавт Вэнс Бранд. Дональд Слейтон умер в 1993 году, а Валерий Кубасов ушел из жизни в прошлом году.

Бортинженер Кубасов был из группы, набранной в НПО «Энергия», говорит Леонов.

«Он уже летал в космос, когда проводилась первая в космосе сварка внутри корабля. Потом мы вместе летали. Он был первым командиром экипажа станции «Салют», но за 11 часов до старта нас поменяли. Полетели Волков, Добровольский и Пацаев, которые погибли при возвращении на Землю», — вспоминает он.

Слейтон – бывший военный летчик, участник войны, бомбил Берлин, был руководителем группы американских астронавтов. Это был его первый полет, Бранд тоже летел в первый раз, а Том Стаффорд уже четвертый раз побывал на орбите.

С Томом мы дружим до сих пор, рассказывает Леонов.  Он назвал своего внука в честь меня — Алексеем. А я назвал внучку Кариной в честь дочки Стаффорда.


«Леонов и Кубасов для меня как братья», — признается  Стаффорд.

Леонов и Стаффорд убеждены, что стыковка на орбите космических кораблей двух стран имела огромное историческое значение. «Может быть, впоследствии это помогло разработать нынешнюю программу Международной космической станции», — говорит Стаффорд .

«Только ненормальные люди могут нарушить те отношения, которые у нас сейчас в космосе с США, — добавляет  Леонов. — Мы продлили работу МКС до 2024 года. Этим объектом сегодня управляют новые российские и американские пилоты. Никогда за эти годы у нас с американскими партнерами не было никаких проблем. Мы и на Марс можем вместе полететь, только решение об этом должно быть подписано правительствами двух стран, а не какими-то инвесторами».

Память

  • Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт „Аполлон“ — „Союз“») объёмом 100 тыс. флаконов каждая. Упаковка духов была американской, содержимое флакона — советским, с использованием некоторых французских компонентов. Обе партии были моментально распроданы.
  • В Советском Союзе в 1975 году выпущены сигареты «Союз Аполлон», разработанные компанией Philip Morris. Выпускались московской фабрикой «Ява» с использованием американского табака из Вирджинии.
  • Также фабрикой «Ява» и компанией Philip Morris были выпущены небольшие тканевые сумки.
  • 1 марта 1981 года астероиду, открытому 19 июля 1977 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено название (2228) Союз-Аполлон в честь советско-американского полёта 1975 года.
  • 18 апреля 2009 года Национальный банк Республики Казахстан выпустил памятную биметаллическую монету (из серебра и тантала) номиналом 500 тенге, посвящённую полёту «Союз — Аполлон».
  • 19 мая 2019 года группа Сейф выпустила альбом «На краю сердца» (песни, написанные для сериала «Вокально-криминальный ансамбль»). Действие музыкально-детективного сериала разворачиваются в Советском Союзе 70-х годов. Одна из песен «Союз — Аполлон».

«Союз-Аполлон» — символ сотрудничества в космосе

45 лет назад, 15 июля 1975 года, стартовал первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран. Начало экспериментальному проекту «Союз — Аполлон» было положено 26-27 октября 1970 года. В это время в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.

Через два года в Москве было подписано Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, которое предусматривало стыковку советского пилотируемого корабля «Союз» и американского космического корабля «Аполлон» в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был выполнен полет модернизированного корабля «Союз-16». В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 км и другие.

И вот, 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через семь с половиной часов с мыса Канаверал взлетел американский «Аполлон», в состав экипажа которого вошли американские астронавты Томас Стаффорд, Дональд Слётон и Вэнс Бранд. 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей Международной космической станции. Во время полета было проведено четыре перехода членов экипажей между обоими кораблями. Космонавты и астронавты знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили космические эксперименты и много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю. Проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 миллиметров ртутного столба), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата.

19 июля 1975 года корабли расстыковались. Этап полета в сцепленном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента «Искусственное солнечное затмение» космические корабли опять сблизились. Произошла вторая стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат корабля «Союз-19». После проведения всех проверок началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды. Советские космонавты вернулись на Землю 21 июля 1975 года: спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане (общее время полета — 5 суток 22 часа 31 минута). Командный модуль «Аполлона» с астронавтами приводнился в Тихом океане 24 июля, после проведения экспериментов по американской программе в самостоятельном полете (9 суток 1 час 28 минут).

Опыт успешного осуществления программы «Союз — Аполлон» послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по совместной программе «Мир» — «Шаттл», в рамках которых российские космонавты и грузы доставлялись на орбиту шаттлами, а американские астронавты проводили экспедиции на орбитальной станции «Мир», а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции.

Сюжет телестудии Роскосмоса, 2019 год

Проблемы на борту

Основной проблемой была невозможность использования основного жидкостно-реактивного двигателя служебного модуля, который и предназначался для маневров на пути к Луне и обратно. Из-за взрыва одного из кислородных баков его использование могло вызвать ещё большие разрушения, и такого риска предпочли избежать, намереваясь использовать двигатель лунного модуля для всех маневров

Однако конструкция двигателя – а что более важно, топливных баков – для него была предназначена для одноразового и кратковременного использования вблизи лунной поверхности. Подача топлива осуществлялась с помощью сжатого гелия, который давил на мягкую мембрану внутри бака, вытесняющую само топливо

Со временем давление в баках возрастало настолько, что гелий прорывал специально рассчитанную диафрагму и улетучивался в вакуум, после чего использование двигателя становилось невозможным.

Другой проблемой стали осложнения с навигацией и ориентированием корабля. В обычных условиях требуется периодическая сверка систем навигации из-за накапливающейся ошибки гироскопов: для этого астронавты наводятся на какую-либо подходящую навигационную звезду, снимают показания и вводят поправки в компьютер. При взрыве корабль раскрутился и потерял ориентацию, но что самое неприятное – его окружила целая туча мелких обломков, частиц обшивки, краски и газа. Всё это сверкало и светилось, переотражая солнечный свет, и делало невозможным наведение по звёздам.

Третьей и, пожалуй, самой важной проблемой стало жизнеобеспечение членов экипажа. Дело в том, что лунный модуль был рассчитан на пребывание в нём двух человек на протяжении максимум 75 часов, теперь же к ним присоединился третий астронавт, а время полёта заведомо было больше запланированного

Если с кислородом и питанием дела были в порядке, то с количеством пресной воды (теперь её требовалось больше для охлаждения всех систем) и с поглощением выдыхаемого углекислого газа дела обстояли худо. Более того, вскоре выяснилось, что из-за жёсткой экономии электроэнергии (этот ресурс был самым важным для благополучного возвращения домой), пришлось отключить обогрев кабины и температура стала падать катастрофически быстро, стремительно приближаясь к нулевой отметке. В итоге в течение всего полёта в кабине держалась температура около 11°C, а члены экипажа сильно мёрзли из-за отсутствия тёплой одежды и невозможности подвигаться в тесной кабине «Аквариуса», чтобы согреться.

Флаг СССР

Маленький флаг СССР, побывавший на Луне, и чуть выше него — ёмкость с лунным грунтом в экспозиции Мемориального музея космонавтики на ВДНХ в Москве

В ходе высадки «Аполлона-11» на Луну на борт были взяты небольшие флаги более чем 130 государств. Среди них был и флаг СССР.

2 июня 1970 года Нил Армстронг, прибывший с визитом в СССР в составе делегации из 32 руководящих сотрудников и научных специалистов НАСА и принимавший участие в XIII-й ежегодной конференции КОСПАР, встретился с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. При встрече Армстронг подарил ему маленькую ёмкость с образцами лунного грунта и флаг СССР, который вместе с астронавтами 20—21 июля 1969 года побывал на поверхности Луны. Косыгин сказал, что всегда будет беречь этот подарок как символ великого достижения.

Реализованные полёты ППА кораблей «Аполлон» после 1972 года

Оставшиеся неиспользованными три ракеты-носителя «Сатурн-5» применили в полётах ППА следующим образом: одна вывела на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», оставшиеся две стали экспонатами музеев. Три корабля «Аполлон» полетели в космос как «Скайлэб-2», «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4». Ещё один построенный «Аполлон» (отменённый полёт «Скайлэб-5») отправился в космос в рамках проекта «Союз — Аполлон». Эти 4 «Аполлона» выводились на орбиту ракетой-носителем «Сатурн-1Б».

Пилотируемые полёты «Аполлонов» после 1972 года.
Астронавты Дата запуска и возвращения на Землю Время в полёте, ДД:ЧЧ:ММ Задачи и результаты полёта Дата и время стыковки Дата и время расстыковки Время совместного полёта
№ 18«Скайлэб-2» Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин 25 мая  — 22 июня 1973 28 д. 00 ч. 49 мин. 1-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» 25 мая 1973 года 22 июня 1973 года
№ 19«Скайлэб-3» Алан Бин, Джек Лаусма, Оуэн Гэрриотт 28 июля  — 25 сентября 1973 59 д. 11 ч. 09 мин. 2-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» 28 июля 1973 года 25 сентября 1973 года
№ 20«Скайлэб-4» Джеральд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг 16 ноября  — 8 февраля 1974 84 д. 01 ч. 15 мин. 3-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» 16 ноября 1973 года 8 февраля 1974 года
№ 21«Аполлон» Томас Стаффорд, Дональд Слейтон, Вэнс Бранд 15 июля  — 25 июля 1975 09 д. 01 ч. 28 мин. Проект «Союз — Аполлон»:стыковка «Аполлон» с «Союзом-19» 17 июля 1975 года 19 июля 1975 года 46 часов 36 минут 44 сек

Недолго музыка играла

Сотрудничество Вашингтона и Москвы в исследовании космоса возобновилось только в 1995 году.

Полет «Союза» и «Аполлона» стал кульминацией и одновременно началом конца разрядки.

Примерно через год здоровье Леонида Брежнева сильно пошатнулось. Руководство внешней политикой взяла в свои руки консервативная «тройка»: Устинов-Андропов-Громыко.

Но дело, разумеется, было не только в этом.


СССР никогда не отказывался от экспансии. В документах состоявшегося в 1971 году XXIV съезда КПСС подчеркивалось, что новый курс не распространяется на «поддержку национально-освободительной и социально-освободительной борьбы». При этом любые попытки остановить расползание коммунизма объявлялись «происками врагов мира и разрядки».

Фактически, свободному миру предлагалось смириться со своей исторической обреченностью и радоваться тому, что конец, по крайней мере, наступит не завтра.

Сильнейшее впечатление на советское руководство произвел арабский нефтяной бойкот, объявленный Западу в 1973 году. А тут еще революция в настоящей капиталистической стране, Португалии, пусть не удавшаяся, но лиха беда начало! И революция в Иране, пускай не просоветская, но явно антиамериканская!

Пропагандисты обкомов и райкомов на закрытых лекциях заговорили о том, что надо день простоять, да ночь продержаться, а там мы накинем на них сырьевую удавку.

В Москве возобладало мнение, что разрядка для СССР — гиря на ногах, а в Вашингтоне — что такая разрядка им ни к чему.

Окончательно добило уже полумертвую разрядку советское вторжение в Афганистан. Через девять месяцев на президентских выборах в США победил Рональд Рейган.

По мнению многих, прошлое повторяется.

История отношений между двумя странами небогата примерами дружбы и взаимодействия.

Встреча на Эльбе и эпопея «Союза» и «Аполлона» — вот и все, что обычно приходит на ум.

Сторонники сближения по обе стороны любят вспоминать о них: дескать, можем, когда захотим!

Поэтика

Правдивость

Источником эпопеи служит национальное предание («абсолютное прошлое», по терминологии Гёте и Шиллера), а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел. Эпический мир отдалён от времени певца и слушателя эпической дистанцией. В своём прологе к «Кругу Земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».

Формулы

Основная статья: Эпическая формула

Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).

В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии, от события к событию. Эпический герой целостен, не мучим сомнениями и колебаниями, олицетворяет какое-то особое качество, характер, проявляемый в поступках и понятных речах. Это объясняется тем, что он знает и принимает свою судьбу, смело идёт ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях и выборе линии поведения, поэтому ему остаётся лишь доблестно, лучшим образом исполнить своё предназначение.

Русский эпос

И. Я. Билибин «Богатырь Вольга» (1903).

Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические сказания учёный Иван Сахаров, взяв это слово из «Слова о полку Игореве»: автор хочет начать песнь по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «Сказка-складка, песня-быль», но чаще эпические песни называли «старинами»). Первые записи былин были сделаны в XVII—XVIII веках: древнерусская «Повесть о Сухане»; «Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград» (Богатырское слово); «История о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет»; «Сказание о князе Ставре Годиновиче»; «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище»; «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Золотой Орды»; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; «Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче» и некоторые другие.

Во второй половине XVIII века были записаны былины, входящие в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». На протяжении XIX—XX веков былины записывались фольклористами — П. В. Киреевским, А. Ф. Гильфердингом, П. Н. Рыбниковым, Ю. М. Соколовым, С. И. Гуляевым, А. Д. Григорьевым, А. В. Марковым, Н. Е. Онучковым и другими. Известны такие знаменитые исполнители былин как Т. Г. Рябинин, А. П. Сорокин, К. И. Романов, П. Л. Калинин, В. П. Щеголенок, А. М. Крюкова, И. А. Федосеева, М. Д. Кривополенова, Ф. Е. Чуркина и др.

Ареал бытования былин включает Печору, Мезень, Кулой, Пинегу, Зимний Берег Белого моря, западное Поморье, Северное Обонежье, Западное Обонежье, Восточное Обонежье (Пудогу), Кенозеро, Каргополье, центр Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачьи области (Дон, Нижняя Волга, Северный Кавказ и др.).

Былины, подобно эпическим произведениям других народов, исполнялись, как правило, пением под аккомпанемент музыкального инструмента — гуслей; исполнялись также и без инструментального сопровождения.

Фрэнк Чейн Папе «Морской царь танцует» (1916) по мотивам былины «Садко».

Процесс сложения былин, по мнению большинства исследователей, охватывает огромный промежуток времени, с древнейших времён (былины о Святогоре, Волхе) вплоть до XVIII века (былина о Бутмане). Всего былинных сюжетов около 70-ти, не считая былинных песен, каждый сюжет может быть представлен как в единичной записи, так и в многочисленных вариантах. Названия былин могут варьироваться. Вот список известных былин (в него не входят явные авторские былины, наподобие «Ваньки Удовкина Сына»):

Известные былины

Основная статья: Былины

Киевский или «владимиров» цикл
  • Алёша Попович и Тугарин
  • Илья и Идолище
  • Ссора Ильи с Владимиром
Новгородский цикл
  • Садко
  • Василий Буслаев
Московский цикл
  • Былина о Хотене Блудовиче
  • Былина о Дюке
  • Былины о Чуриле Пленковиче

Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №259

Приказ содержит полный список советских организаций, работающих по проекту, и определяет  «ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, теперь ПАО РКК «Энергия» им.С.П. Королева) … головной организацией по комплексу «Союз-М» в целом и проведению первого экспериментального совместного полета советского космического корабля «Союз-М» и американского корабля типа «Аполлон»». В документе также указано «считать эти работы первоочередными» и устанавливается личная ответственность руководителей за выполнение работ. Экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС) в этот период становится основным проектом космической отрасли, на время отодвинув в сторону работы по орбитальным станциям «Салют».


С этим читают