Союзное государство

Путем точечных договоренностей

Белорусский подход к подготовке «дорожных карт» развития СГ наглядно демонстрирует, что для Минска в основе любых интеграционных процессов лежит экономика — минимизация издержек, расширение экспортных возможностей, привлечение новых кредитов и др. Все остальные шаги по углублению интеграции выступают лишь как производная от экономических потребностей. В рамках этой логики от политических надстроек и гуманитарных проектов в союзе вполне можно отказаться, если это не способствует развитию хозяйственного взаимодействия.

Российский подход более комплексный. «Голая» экономика в этом случае не так интересна, хотя бы потому что доля России во внешнем торговом обороте Беларуси достигает 50%, а доля Беларуси в российском — около 5%. К тому же украинская ситуация демонстрирует, что экономические преференции сами по себе не гарантируют гуманитарную и политическую близость страны, не защищают от подспудного созревания в обществе и элитах антироссийских настроений. Соответственно, Москва в переговорах с Минском о развитии Союзного государства настаивает на более системном подходе, предусматривающим предохранители от дезинтеграции в различных сферах сотрудничества.

Тот факт, что сторонам не удалось подписать, как планировалось, 8 декабря 2019 г. полный пакет документов по развитию Союзного государства, свидетельствует о том, что противоречия в подходах к развитию объединения довольно сильны, и интеграционных прорывов в ближайшие годы здесь не предвидится. Безусловно, СГ будет двигаться вперед, но уже не по модели Европейского союза с мощной бюрократической надстройкой и обширным делегированием функций на наднациональный уровень.

При сохранении прежней неопределенной ситуации в международных отношениях, вероятнее всего, Россия и Беларусь будут сближаться преимущественно в экономической сфере, а функцию «предохранителей» будут выполнять механизмы гармонизации законодательства в отдельных сферах сотрудничества. Такой путь точечных договоренностей по актуальным направлениям взаимодействия напоминает, скорее, не Евросоюз, а в усеченном виде альтернативный европейских интеграционный проект — Совет экономической взаимопомощи. Без мощных наднациональных институтов интеграция будет развиваться «по горизонтали», гармонизируя все новые сферы жизни России и Беларуси.

Однако в долгосрочной перспективе такое развитие событий чревато размыванием функционала Союзного государства между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Уже сейчас ЕАЭС перехватывает у СГ инициативу не только по экономическим вопросам (формирование единой промышленной политики, разрешение споров о свободном перемещении товаров, отмена роуминга и т.д.), но и по ряду гуманитарных проблем (введение единой въездной визы ЕАЭС, единая пенсионная система евразийской пятерки и др.). При этом ЕАЭС демонстрирует субъектность на международной арене, подписывая соглашения о преференциальных условиях торговли с Ираном, Вьетнамом, Китаем, Сингапуром, Сербией. В качестве наблюдателя к ЕАЭС присоединилась Молдова, вопрос вхождения в ЕАЭС прорабатывается на правительственном уровне в Узбекистане и Таджикистане. Если Евразийской экономической комиссии удастся добиться расширения своих полномочий и контрольных функций, востребованность форматов СГ на фоне ЕАЭС может снизиться еще больше.

Повысить актуальность СГ в долгосрочной перспективе может прежде всего возвращение к изначальным амбициям по созданию уникальной для постсоветского пространства международной организации, включающей политическую, экономическую, гуманитарную и военную составляющие. Но в условиях продолжающейся неопределенности в международных отношениях тактика будет по-прежнему брать верх над стратегией. А значит, в ближайшие годы Союзное государство будет продолжать существовать примерно в его нынешнем виде с точечным прогрессом по отдельным вопросам социально-экономического сотрудничества и периодическими обострениями, которые будут решаться в ручном режиме на уровне президентов.

Данная статья подготовлена для аналитического интернет-проекта Российского совета по международным делам «Постсоветское пространство 2020», который будет опубликован в конце декабря 2019 г.

Впервые опубликовано в Российской газете.

Нужно ли государство в экономике

Но Беларусь активно выступает за сдерживание цен, налогов. Это происходит за счет мощного государственного сектора, а также серьезного контроля в частном секторе. Правительство «братской республики» не дает разгулу олигархов в стране устанавливать цены «от потолка». Это создает опасные прецеденты для российских олигархов и чиновников, «кормящихся с откатов». Они видят в процессе интеграции угрозу своему благополучию. Поэтому они разными путями стараются затормозить все процессы.


Противниками СГ выступают также западные и многие отечественные либеральные политики. Они видят в этих процессах возврат к прежней социалистической системе. Роль государства в экономике Беларуси чрезмерна. И все процессы интеграции только усилят ее, в том числе это произойдет и в экономике России, что нельзя допускать.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху»  (4/4)
Размышления о «Древе Познания»  (3.8/5)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Свобода личности или свобода индивида  (3.67/3)
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800?  (3.5/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года  (5/11)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением  (5/8)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик»  (5/8)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»   (5/7)
У Щетинина теперь все законно  (5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя  (5/7)
О создании фильма «Час Быка»  (5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии?  (5/7)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские  (5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение  (5/64)
Ну, за самодержание!…  (5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова .  (5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»?  (5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно  (5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат  (5/46)
Смотрите ж: всё стоит она!  (5/38)

Дальнейшие шаги по интеграции

В декабре 2018 года президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко приняли решение о создании межправительственной рабочей группы по развитию интеграции. С российской стороны ее возглавил министр экономического развития Максим Орешкин, с белорусской — министр экономики Дмитрий Крутой.

В конце июня 2019 года премьер-министр Белоруссии Сергей Румас сообщил по итогам встречи с председателем правительства России Дмитрием Медведевым, что Минск и Москва должны к ноябрю согласовать все интеграционные дорожные карты, а декабрю представить программу по интеграции.

18 июля президенты двух стран в ходе форума регионов России и Белоруссии в Санкт-Петербурге обменялись предложениями относительно интеграции и поручили правительствам в ближайшее время их отработать. Оба президента рассчитывают, что стратегия действий будет подготовлена и все спорные вопросы решены к 8 декабря, к 20-й годовщине Союзного договора.

В августе руководитель межправительственной рабочей группы по развитию интеграции с российской стороны Максим Орешкин заявлял, что практически все принципиальные разногласия по вопросу интеграции двух стран сняты.

В соответствии с программой углубления интеграции в рамках Союзного государства, к 1 ноября 2019 года должны быть подготовлены 28 дорожных карт, которые будут предусматривать перечень мер по созданию общих рынков в различных отраслях экономики. В 2020 году планируется унифицировать российское и белорусское хозяйственное законодательство, а с 2021 года создать условия для функционирования общих рынков: нефтегазового, промышленного, сельскохозяйственного и транспортного.

В чем взгляды Москвы и Минска на Союзное государство разошлись?

Москва всегда выступала за союз, где Россия занимает доминирующие позиции – то есть фактически за присоединение Беларуси к России. Путин объяснял это тем, что экономика Беларуси составляет лишь 3% от российской, поэтому равноправное объединение будет несправедливым.

Летом 2002 года Путин предложил Лукашенко провести общий референдум в мае 2003 года, выборы в общий парламент – в декабре 2003 года и в 2004 году – выборы главы Союзного государства. Речь шла об объединении на основании Конституции РФ, где Беларусь просто станет одним из федеративных регионов. С этой концепцией в Минске категорически не согласились.

«Нам предлагают федеративный строй нашего союза, иными словами, стать новой, 90-й губернией Российской Федерации. На что мы четко говорим: никаким северо-западным или северо-восточным краем любого государства мы не будем. Мы – суверенное, независимое государство со всеми атрибутами этого государства. Мы готовы строить союз, но только на равноправной основе», – заявил тогда Лукашенко.


Тогда же, летом 2002 года, Путин предложил Лукашенко альтернативный вариант интеграции – по модели ЕС. Однако и этот вариант главу Беларуси не удовлетворил. Лукашенко потом не раз публично говорил о том, что за образец союза он берет пример СССР. Договор о создании СССР от 1922 года действительно формально предусматривал не присоединение к РСФСР других советских республик, а их объединение в новое государство. Но по факту равноправным союз никогда не был: все вопросы всегда решались в Москве.

«Об опыте Советского Союза я действительно говорил. Потому что президент России предложил построить союз наподобие Евросоюза. Это что-то вроде союза угля и стали 40-50-х годов в Европе? Нам он не нужен. У нас опыт тесного сотрудничестве в рамках Советского Союза. И этот опыт надо использовать… Я еще раз подчеркиваю – у нас есть своя история. В Российской империи, затем в Советском Союзе мы жили вместе

Давайте сначала будем использовать свой опыт, из своей истории», – подчеркнул он.

На эту противоречивость подхода Лукашенко (хочет как в СССР, но при этом равноправно) обратил внимание в 2002 году Путин:

«Нужно, чтобы наши партнеры определились, чего они хотят. Мы часто слышим, что хотелось бы, допустим, что-то вроде Советского Союза

Но зачем тогда в проекте Конституционного акта писать, что это будет суверенное государство, территориальная целостность, право вето на все решения и так далее?»

Свое знаменитое заявление «мухи отдельно, котлеты отдельно» Путин в 2002 году сказал именно в контексте белорусско-российской интеграции.

Примечания

Комментарии
  1. См. также: Города Белоруссии, Города России
  2. Белоруссия: 207 600 км². Россия: 17 125 191 км²
  3. ↑ Число получено путём сложения данных об участниках
  4. Белоруссия: 9 475 600 чел. Россия: 146 793 744 чел.
  5. Белоруссия: $189,178 млрдРоссия: $4213,403 млрд
Сноски
  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 21 октября 2003.
  2.  (недоступная ссылка).
  3. , с. 14—18.
  4. , с. 14—15.
  5. ↑ , с. 18.
  6. , с. 14.
  7. , с. 15.
  8. , с. 15—16.
  9. , с. 16.
  10. , с. 10, 18.
  11. , с. 18—19.
  12. , с. 19.
  13. , с. 20—21.
  14. , с. 21.
  15. , с. 25.
  16. , с. 15.
  17. ↑ , с. 26.
  18. , с. 26—27.
  19. , с. 17.
  20. , с. 18.
  21. , с. 25—27.
  22. . www.postkomsg.com. Дата обращения 22 марта 2020.
  23. ↑ , с. 19.
  24. , с. 27.
  25. ↑ , с. 27—28.
  26.  (недоступная ссылка).
  27.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 мая 2008.
  28. . NEWSru.com (11 декабря 2007). Дата обращения 24 июня 2020.
  29. . zautra.by. Дата обращения 24 июня 2020.
  30. Пивовар Е. И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2009. С.56
  31. . wek.ru. Дата обращения 24 июня 2020.
  32. . www.specletter.com. Дата обращения 24 июня 2020.
  33. . ИноСМИ.Ru (9 мая 2011). Дата обращения 24 июня 2020.
  34. . Sputnik Беларусь. Дата обращения 9 января 2020.
  35. . Sputnik Беларусь. Дата обращения 9 января 2020.
  36. . eurasia.expert. Дата обращения 9 января 2020.
  37. . TUT.BY (8 декабря 2019). Дата обращения 9 января 2020.
  38. . TUT.BY (20 декабря 2019). Дата обращения 9 января 2020.
  39. . Яндекс.Новости. Дата обращения 24 июня 2020.
  40. Борис Ельцин. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления…. — 4. — М.: АСТ, 2000. — С. 207. — 424 с. — ISBN 5–17–003500–4.
  41. . РИА Новости (17 октября 2008). Дата обращения 14 августа 2010.

Аудит интеграционного строительства

Незавершенный характер институтов управления и правовой базы в Союзном государстве не позволяет в полной мере решать периодически возникающие противоречия в российско-белорусских отношениях через союзные механизмы, руководствуясь союзной логикой. В результате спорные вопросы либо зависают «в воздухе», либо выводятся на уровень первых лиц, где достигается политический компромисс. По мере ухудшения экономической и политической ситуации в мире, особенно в 2010-е гг., количество таких проблемных зон в российско-белорусском диалоге стало увеличиваться. Серьезным катализатором противоречий стал украинский кризис и конфронтация России со странами коллективного Запада.

К уже имевшимся проблемам добавился вопрос поддержки Минском внешней политики Москвы, ухудшились экономические условия интеграции, обострился вопрос доверия между элитами России и Беларуси, активизировались усилия западных стран по противодействию российско-белорусской интеграции и др. Количество таких проблем, не решаемых союзными инструментами, перешло в качество к концу 2018 г., когда президенты обеих стран приняли решение фактически о ревизии союзного строительства. Для решения этой задачи при правительстве России и Беларуси были созданы специальные рабочие группы. Результатом работы стала 31 «дорожная карта» дальнейшего развития Союзного государства, вынесенная к концу 2019 г. на подпись президентам.

Рапота о будущем СГ: Крупные проекты, транспорт и энергетика

Российская сторона видит в подготовленных «дорожных картах» инструмент для разрешения наиболее сложных проблем в российско-белорусских отношениях. Например, вопроса о компенсации Беларуси за российский налоговый маневр в нефтегазовой сфере. В Минске считают, что белорусский бюджет будет ежегодно терять по этой причине около 300 млн долл. Однако унификация налогового законодательства, прописанная в «дорожных картах», позволяет нивелировать эти издержки и предотвратить появление аналогичных проблем в будущем.

Белорусская сторона, напротив, считает, что дальнейшее развитие Союзного государства возможно лишь в случае решения уже существующих проблемных вопросов. Если продолжить пример с налоговым маневром, то белорусская позиция базировалась на формуле «сначала компенсация — затем подписание «дорожных карт» развития Союзного государства».


В этих подходах к дорожным картам развития СГ просматриваются и более фундаментальные различия Москвы и Минска в отношении к российско-белорусской интеграции. Эти отличия и будут играть в ближайшие годы одну из ключевых ролей при определении дальнейшего вектора развития Союзного государства.

Образование Союзного государства

Создание условий интеграции России и Белоруссии началось с подписания 21 февраля 1995 года в Минске двустороннего договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Документ предусматривал создание условий для формирования единого экономического пространства, координации финансовой, таможенной политики, а также открытость границ и ликвидацию пограничного контроля. Спустя год, 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который предполагал формирование единого экономического пространства, постепенный переход к единому законодательству. Стороны также договорились согласовывать свою внешнюю политику, вопросы обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, охраны государственных границ. 2 апреля 1997 года Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии. В декабре 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Белоруссии, а также Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников.

8 декабря 1999 года главами России и Белоруссии Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран). Руководящими органами Союзного государства стали Высший государственный совет и Совет министров, законодательным органом интеграционного объединения — Парламентское собрание. В будущем, согласно Договору о создании Союзного государства, на смену Парламентскому собранию должен прийти Парламент Союзного государства.

К настоящему времени договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. С 2002 года на разных уровнях обсуждается вопрос о принятии Конституционного акта Союзного государства, который должен определить государственное устройство и правовую систему интеграционного объединения. Акт станет промежуточным документом между Договором о создании Союзного государства и его конституцией.

Экономическое сотрудничество двух стран развивается в рамках Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). К настоящему времени созданы единое таможенное пространство и зона свободной торговли. Как ожидается, с 2025 года заработает общий рынок энергоносителей.

Отобрать и поделить

Политические проблемы связаны с бюрократическими барьерами на пути создания СГ. Это связано с приватизационными процессами внутри России. Почти все предприятия (и даже стратегические) переходят из государственного сектора в частные руки.

Беларусь же занимает жесткую позицию по этому поводу. «Воровская приватизация недопустима, мы никогда не пойдем по российскому образцу», — заявляет лидер «братской» республики.

Приватизация, по мнению Лукашенко, невозможна в таких случаях:

  • Малорентабельное производство, но без которого невозможно существование экономики. Это угольная промышленность, транспорт, почта, и т. д.
  • Наукоемкие и капиталоемкие производства, которые окупаются через 10-20 лет.
  • Оборонная промышленность.

Для России с ее огромными территориями в руках государства должны быть монополии, которые объединяют ее. Раздробленность отраслей и приватизации в частные руки может создать опасность заговоров, отделений и пр.


Кроме этого, нет единой валюты, унифицированных законов, которые бы усилили интеграцию.

Камнем преткновения интеграции являются вопросы ценовой политики и налогообложения, а также развитие социальной сферы. Единое союзное государство России и Белоруссии унифицирует единые законы, цены, внутреннюю политику.

Функции Высшего Государственного Совета Союзного государства

Высший Госсовет СГ выполняет следующие функции:

  • Утверждает международные договоры СГ, принятые Парламентом СГ.
  • Определяет местопребывание органов СГ.
  • Утверждает символику СГ, бюджет СГ, принятый Парламентом СГ.
  • Заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров СГ о реализации принятых решений.
  • Издает декреты в пределах своих полномочий и др.

В Госсовет СГ входят главы стран-участниц, или уполномоченные выступать от их имени лица. Если хотя бы один из них проголосует «против» за любое решение, то оно не принимается. Т. е. фактически Совет выполняет функции президента, только состоит из «коллегии глав государств». С 2000 года председателем является А. Г. Лукашенко. Его функции:

  • Ведет международные переговоры по поручению Высшего Госсовета СГ от СГ.
  • Обращается с ежегодными посланиями к Парламенту СГ.
  • Организует работу Высшего Госсовета СГ.
  • Дает поручения в пределах своей компетенции Совету Министров СГ.
  • По поручению Высшего Госсовета СГ выполняет его функции.

Парламент

Парламент Конфедерации состоит из равного количества депутатов законодательных органов стран-участниц. На сегодняшний день их по 36 человек. Это не законодательный орган Конфедерации. Парламент не может издавать единые законы для двух стран. Из числа депутатов лишь образованы профильные комиссии, которые в рамках своих компетенций взаимодействует с различными комитетами и ведомствами двух стран. Таких восемь:

  • по Регламенту;
  • по экономической политике;
  • по вопросам внешнеполитического курса;
  • по безопасности;
  • по вопросам экологии;
  • по информационной политике;
  • по бюджету;
  • по социальной политике и культуре.

Должна появиться единая Судебная система, которая будет координировать правовые акты двух государств. Возможно, когда-нибудь на территории двух государств будут действовать единые законы, но пока об этом говорить рано. За 20 лет мало что сделано.

Единая валюта

Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако ни в 2005, ни в 2006 единая валюта так и не появилась. 2 февраля на пресс-конференции в Минске директор Национального банка Республики Беларусь Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.

Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Белоруссия настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Белоруссия, соответственно, не принимает российский рубль.

Возможное расширение

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз[источник не указан 1248 дней].

В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу.

В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы укрепления связи Сербии с Союзом, чтобы в конечном счёте присоединиться к нему[источник не указан 1239 дней].

17 октября 2008 года парламенты непризнанных Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России.

Непосредственно в Договоре о создании Союзного государства говорится о шести общих органах – Верховный Государственный Совет, Совет министров, постоянный комитет СГ, парламент, суд и счетная палата. Первые три органа уже реально действуют.

Медведев, Путин, Лукашенко и Кобяков (в то время премьер-министр Беларуси) во время заседания Верховного Госсовета, 2018 год. Фото: president.gov.by

Главный орган Союзного государства – Верховный Государственный Совет, председателем которого является один из президентов по принципу ротации (если Москва и Минск не договорятся иначе). На данный момент Госсовет возглавляет Лукашенко. Госсовет назначает главу союзного совета министров, которым может быть премьер Беларуси или РФ на основе ротации.

Полноценный союзный парламент до сих пор не создан (работает только белорусско-российское Парламентское собрание). Согласно соглашению от 8 декабря 1999 года парламент Союзного государства должен состоять из двух палат, которые работают по 4 года: Палаты Союза и Палаты представителей. В Палате Союза Россия и Беларусь получают равное количество представителей – по 36 человек. В Палату Союза входят уже действующие депутаты парламентов Беларуси и России, работают на непостоянной основе и отдельного заработка за это не получают. Союзная Палата представителей состоит из 75 депутатов от РФ и только 28 от Беларуси (ст.39), которые избираются всеобщим голосованием. Депутаты Палаты представителей работают на профессиональной основе и не могут иметь другого места работы.

Нет также суда и счетной палаты. Суд должен состоять из 9 судей, утверждаемых парламентом по предложению Верховного госсовета. В суде не должно быть более 5 граждан одного из государств-участников Союза (решение принимается не менее чем ⅔ голосов). Счетная палата состоит из 11 членов, которые также утверждаются парламентом. В палате не должно быть более 7 граждан одного государства.


С этим читают