Земский собор

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов[править]

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

Вслед за проведением первого земского собора были изданы новый Судебник и уставные грамоты, согласно которым наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. Каждая община должна была иметь и своего земского дьяка, который вёл бы на суде дела волостных людей. Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. (См. также Земская реформа Ивана IV.)

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

— Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

— Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», — утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI—XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

— способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

— ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI—XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточна производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI—XVII вв.

Причины и предпосылки создания

В 1538 году Елена Глинская – княгиня, вторая жена московского князя Василия Ивановича, первая властительница объединенного русского государства, умирает.


Ее период правления ознаменовался бесконечными внутренними противостояниями между боярами и другими представителями высших сословий, отсутствием поддержки среди бояр и обычного народа, жестокостью к конкурентам в борьбе за престол.

После ее кончины линия наследия царствования продолжалась двумя детьми – старшим Иваном и младшим Юрием.

Юные претенденты, ни один, ни второй, не смогли взять в руки управление страной, поэтому фактически власть над ними и государством осуществляли бояре. Наступает непрерывная борьба за престол между разными кланами.

В декабре 1543 года старший сын Елены Глинской готов заявить о намерениях начать самостоятельное царствование. Для получения власти он использует жестокий метод. От него был отдан приказ арестовать Шуйского – князя Руси на тот момент.

Шестнадцатого января 1547 года Иван венчается на царство. В этот период растет недовольство народа из-за плохого управления, которое толком не осуществилось, беспредела, что творили знатные люди по отношению к обыкновенным крестьянам. Феодальная борьба между сословиями и боярами нарастает. Царь понимает, что те условия, которые существовали до его начала управления, делали его полностью зависимым и подконтрольным знатным людям.

Таким образом, именно следующие причины и предпосылки положили начало истории Земского собора:

  • создание и узаконивание новых порядков особенностей управления, таких как установление абсолютной монархии (самодержавие), а также возвращение к положениям во власти, существовавшим в период правления Василия III,
  • объединение главных и самых влиятельных политических сил в государстве – феодалов и богатейших купцов, ведущих внешнюю торговлю,
  • необходимость заключение перемирия и дружеских, сотруднических договоров между сословиями,
  • необходимость распределить ответственность за осуществляемую политическую деятельность между представителями знатных сословий,
  • обостряющееся недовольство низших сословий – обыкновенного народа, которое усилилось из-за произошедших пожаров в Москве в 1547 году, где погибло более 1700 человек и было уничтожено около трети построек города,
  • необходимость проведения коренных реформ во всех сферах жизнедеятельности общества, государственной поддержки населения.

Учреждение получило неофициальное название «собора примирения». Он сделал вывод о плохих результатах правления бояр, которое осуществлялось после смерти княгини.

Однако сам Иван Грозный не винил бояр в плохом положении дел в стране – он взял большую часть ответственности на себя, в то же время дав понять, что готов забыть все грубые нарушения правил приличия, норм поведения и прошедшие обиды в обмен на верность самому царю, действующим законам и порядкам, приверженность идеалам общественных институтов.

Однако уже в то время было ясно, что боярское правление будет сильно ограничиваться в пользу власти дворян – юный царь не желал отдавать все полномочия управления государством в одни руки.

Если с главной предпосылкой созыва этого правительственного органа понятно – особенности личного видения Ивана Грозного и накопившиеся к моменту его вступления в должность противоречия на самых верхах власти, то касаемо основной причины создания среди историков споры ведутся до сих пор: одни ученые утверждают, что главным фактором послужил огромный московский пожар, унесший жизни тысяч людей, в котором народ обвинил родственников царя – Глинских, а другие уверены, что Иван боялся бесчинств обыкновенных людей.


Одной из самых правдоподобных считается теория о том, что юный царь опасался ответственности, которая на него взвалилась с приходом к власти, и решил создать орган, разделяющий с ним эту ответственность.

Решение затягивается

В феврале делегаты устали от бесконечных споров и объявили перерыв на две недели. Во все города были разосланы гонцы с заданиями узнать, что о выборах царя думает народ. Устраивает ли всех, что в 1613 году Земский собор избрал Михаила Романова? На деле же цель была совсем не в мониторинге мыслей населения, ведь две недели — срок совсем маленький. До Сибири не доехать и за два месяца. Бояре понадеялись на то, что сторонникам Романова надоест ждать, и они разъедутся. Но казаки сдаваться не собирались. Об этом чуть ниже.

Велика и роль князя Пожарского в становлении новой династии русских царей. Именно он провернул хитрую операцию, заставив всех поверить, будто является сторонником Карла-Филиппа. Это делалось лишь для того, чтобы шведы не вмешивались в выборы русского правителя. России еле удалось сдержать натиск Польши, шведскую армию остановить бы не смогли. Новый царь оценил усилия Пожарского и благоволил ему до самого конца.

Новые династии

Дважды в истории на Земских соборах избирались цари-родоначальники новых династий, но судьбы их сильно отличались друг от друга. Первый избранный собором царь Борис Годунов не был любим в народе и виделся подданным едва ли не хуже самозванцев, заполонивших страну в годы Смуты. Царь Борис правил Россией семь лет, а его сын Федор (последний из Годуновых) – всего полтора месяца.

Земский собор. Художник С.В. Иванов. 1908 год

В начале 1613 года, после изгнания из Москвы интервентов, пришло время избрать нового правителя. В столицу съехались выборные «Всей земли» из 58 городов, их число превышало восемьсот человек. Им предстояло участвовать в первом по-настоящему всесословном Земском соборе, отменить решение предыдущего собора о призвании на престол польского королевича Владислава и из множества кандидатур выбрать самого достойного русского царя. Заседания Земского собора происходили в очень напряженной обстановке. Представители знатных боярских фамилий выдвигали своих ставленников и до последнего боролись за лидерство. Всего предложили более десяти претендентов, среди которых Дмитрий Трубецкой, Иван Голицын, Петр Пронский и герой Второго ополчения Дмитрий Пожарский (он, впрочем, сразу отказался). После ожесточенных споров выбор пал на шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. Ему суждено будет стать первым из династии, правившей затем Российским государством на протяжении трех столетий. Кандидатура Романова оказалась компромиссной. Бояре надеялись, что юным правителем будет легко манипулировать

Народу было важно дальнее родство Михаила Федоровича с Рюриковичами: он приходился родственником первой супруге Ивана Грозного Анастасии Захарьиной-Юрьевой

20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

19 фактов о первом Земском соборе

  1. Ивану Грозному в 1549 году было 19 лет.
  2. Собрание представителей народа продолжалось всего два дня.
  3. В 1547 году в Москве произошли трагические события: засуха с неурожаем, крупный пожар с многочисленными жертвами, восстание с расправами. Все это оказало заметное влияние на повестку Собора.
  4. После объединения многочисленных княжеств в единое государство требовалась управленческая реформа.
  5. Стране были нужны перемены, для их проведения в 1549 году созвано первое в истории России народное собрание.
  6. Причиной проводимого Собора, по словам Иоанна Васильевича, являлось «смирить всех в любовь».
  7. Царь выступил с продолжительной речью. В ней он обвинил бояр в многочисленных злоупотреблениях. Иоанн напомнил присутствующим, как над ним, малолетним, издевалась тогдашняя элита.
  8. В своей речи самодержец выступил с угрозами по отношению к крупным родам. Царь обвинил их в притеснениях «всех христиан». С этого события началось формирование общественного мнения о «плохих боярах».
  9. Затем государь предложил забыть все старые обиды и совместно действовать в общих интересах. Произошло официальное примирение боярской верхушки и молодого Иоанна IV.
  10. На Соборе обсуждали и новый судебник и предстоящие реформы.
  11. В состав собрания входили: боярская дума, иерархи церкви, называемые «Освященным собором», представители дворянства, другие сословия.
  12. Торговцы, ремесленники и крестьяне на собрании отсутствовали.
  13. Приняли новый судебник с полным перечнем существующих на то время норм права. В нем впервые зафиксированы наказания за взяточничество.
  14. Подтвержден Юрьев день — возможность перехода крестьян от одного землевладельца к другому, при этом увеличилось «пожилое» — денежная выплата бывшему барину.
  15. Власть помещиков была усилена, введена персональная ответственность феодала за правонарушения крестьян.
  16. Отменены некоторые привилегии монастырей — они стали платить в казну подати.
  17. Реформа предполагала, что боярские дети не могли стать холопами.
  18. Иван Грозный регулярно проводил соборы. При этом он резко критиковал в переписке зарубежных монархов за наличие в стране парламента. Правители Польши, Британии, Швеции, по его мнению, не были настоящими самодержцами.
  19. В 1908 году художник С. В. Иванов написал картину «Земский собор». На ней изображены представители различных социальных групп тогдашней России. Царь нарисован в парадной одежде, с шапкой Мономаха на голове. Он внимательно слушает речь боярина.

Русский парламент?

Земский собор так и не стал полноценным парламентом России, как это произошло в Англии. Он и не вступил в конфронтацию с монархом, как это было во Франции. Русский парламентаризм умер, так и не родившись.


С тех пор любой парламент в России, будь то царская Государственная Дума 1905-1917 гг., Верховный Совет СССР или современный Совет Федерации, со временем перерождается в послушный и безропотный орган утверждения царских указов.

Заседание Государственной думы Российской империи, 1912 год. Фото: Wikimedia

Попытки реанимировать Земский собор и созвать представителей всего народа предпринимались и после 1684 года. Его аналогом можно назвать Уложенную комиссию 1767 года, созванную в Москве Екатериной II. Реальные результаты ее деятельности оказались ничтожными и она была распущена.

В царствование Александра III часть консервативных политиков предлагала императору созвать Земский собор, однако он отверг этот проект.

Во время Гражданской войны в России попытки созвать всенародное представительво были предприняты вновь. Аналогом Земского собора можно назвать Всероссийское учредительное собрание, которое было разогнано большевиками в январе 1918 года.

Заседание Госдумы РФ. Фото: Wikimedia

В 1922 году во Владивостоке, последнем оплоте Белой армии, был созван Приамурский Земский собор. Его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти. Собор признал власть Дома Романовых, однако вскоре был разогнан наступающей Красной армией.

История земских соборов

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).[источник не указан 2411 дней] (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освящённого собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом

Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Каково историческое значение выбора?

Главный результат избрания Михаила Романова на царствование — конец династического кризиса. Это имело и дальнейшие положительные результаты — конец смуты, резкий подъем экономики, рост числа городов (к концу века их становится 300). Русские люди стремительно продвигаются к Тихому океану. Поднималось и сельское хозяйство, наращивая обороты.

Между отдаленными районами страны налаживается мелкая и крупная торговля, обмен товарами, что способствует становлению единой экономической системы.

Выборы правителя поспособствовали повышению роли сословий в управленческой системе. Деятельность соборов мотивировала рост общественного сознания и укрепила систему политического управления в столице и уездах. Выборы царя на соборе подготовили почву для перерастания монархии в России в абсолютистскую. На дальнейших соборах (1645, 1682) выборы были сменены на процедуру подтверждения законности наследника. Возможность выбрать царя самостоятельно исчезает.


К середине XVII века соборы и вовсе утрачивают свое значение и силу. На их смену приходят совещания с представителями отдельных сословий при царе. Принцип выборности сменился на принцип должностного делегирования.

Роль Земского собора

Земский собор – высшее представительское государственное учреждение в Царской Руси с середины шестнадцатого столетия и до конца семнадцатого века.

В него входили:

  • боярская Дума – постоянный совет при князе, решавший важнейшие государственные вопросы и присутствующий в Земском соборе в полном составе,
  • освященный собор, представителями которого были высшие церковные иерархи,
  • выборные люди от служилых – лиц, известных на Руси в период с четырнадцатого века по восемнадцатое столетие, которые обязаны нести военную или административную службу на благо государства,
  • московское дворянство,
  • стрельцы – выборные служилые лица,
  • пушкари – русские артиллеристы в период с шестнадцатого по семнадцатый век,
  • казаки.

В эту организацию входили абсолютно все сословия населения, не считая крепостных крестьян. Первый Земский собор 1549 года был созван с целью познакомить всех участников этого учреждения с реформами нового органа Ивана Васильевича Грозного. Этим органом была Избранная рада.

К реформам относились следующие нововведения:

  • формирование стрелецкого войска – личной охраны Ивана Грозного,
  • создание нового Судебника,
  • централизация власти, ужесточение и укрепление системы приказов, принуждения.

Этот совет существовал во время сословно-представительной монархии – формы правления, при которой в решении политических, административных, экономических, социальных, международных проблем и вопросов в государстве принимают участие члены всех сословий.

Один из самых жестоких правителей Руси, желавший создать в своем государстве абсолютную монархию, 27 февраля 1549 года проявляет признаки демократической инициативы и организует созыв первого Земского собора – органа, включающего в себя людей самых разных социальных и экономических положений.

Однако на самом деле это большой шаг на пути к централизации власти. Следующие 130 лет этот совет имел решающее слово в решении важнейших внутри- и внешнеполитических проблем, экономических вопросов, избрании новых правителей государства и определении престолонаследия.

До зародившегося во времена Ивана Васильевича органа управления страна знала другое подобное учреждение – вече. Это своеобразная попытка привнести в систему управления государством демократию, ведь в этот орган входили также представители разных сословий. Вначале здесь обсуждались небольшие судебные и административные проблемы, а потом – вопросы на уровне международных отношений.

https://youtube.com/watch?v=lqBngvaUCH4


С этим читают