Станиславский константин сергеевич

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху»  (4/4)
Размышления о «Древе Познания»  (3.8/5)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Свобода личности или свобода индивида  (3.67/3)
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800?  (3.5/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года  (5/11)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением  (5/8)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик»  (5/8)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»   (5/7)
У Щетинина теперь все законно  (5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя  (5/7)
О создании фильма «Час Быка»  (5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии?  (5/7)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские  (5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение  (5/64)
Ну, за самодержание!…  (5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова .  (5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»?  (5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно  (5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат  (5/46)
Смотрите ж: всё стоит она!  (5/38)

Станиславский константин сергеевич: краткая биография – Мастер Речь


Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – режиссер, актер, педагог, основоположник уникальной актерской системы, известной во всем мире. Является создателем знаменитого московского театра и Оперного театра-студии.

Биография Станиславского Константина Сергеевича полна ярких событий, открытий и встреч с выдающимися людьми своего времени.

Константин Сергеевич появился на свет 17 (5) января 1863 года в столичном семействе Алексеевых, принадлежавшим династии крупных промышленников.

Станиславский – это сценический псевдоним, которым он воспользовался в зрелые годы.

Семья Алексеевых была большая: у Кости было еще девять братьев и сестер

Родители, ни в чем не знавшие нужды, большое внимание уделяли воспитанию детей. С ними занимались лучшие преподаватели по литературе, естественным наукам, иностранным языкам, танцам, музыке

В ту пору стало модным устраивать домашние любительские театры, и семейство Алексеевых не стало исключением. Для близких друзей и родственников они организовывали небольшие спектакли, в которых неизменно принимал участие маленький Костя.

Он испытывал большое удовольствие во время выступлений, и родители поддерживали интересы сына. Впрочем, театр рассматривался ими только в качестве приятного увлечения. Повзрослев, Константин должен был возглавить дело отца и руководить крупной фабрикой.

В 1885 году Константин Сергеевич выбрал для себя псевдоним Станиславский, а спустя три года совместными усилиями с Ф. Комиссаржевским и Ф. Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы – МОИиЛ. Станиславский не только профинансировал общество, но также лично разработал его устав.

В течение десяти последующих лет Станиславскому удалось создать множество ярких и запоминающихся образов в постановках МОИиЛа. Его актерский талант был по достоинству оценен публикой и театральными критиками.

Обладая немалым творческим потенциалом, Константин Сергеевич не только лицедействовал на сцене, но и занимался постановкой спектаклей.

В 1898 году состоялась судьбоносная встреча Станиславского с театральным режиссером Немировичем-Данченко. В течение суток они обсуждали вопрос, который давно волновал их обоих – создание Московского художественного театра.

Дебютом нового театра стала пьеса «Царь Федор Иоаннович», однако настоящим открытием в мире театрального искусства стала постановка чеховской «Чайки». В дальнейшем именно чайка стала символом МХАТа.

Константин Сергеевич все свои силы направил на созданный им театр. Помимо режиссуры, но занялся разработкой собственной системы, согласно которой актер не должен передавать чужие переживания. Важнейшая задача любого артиста – полностью погружаться во внутренний мир своего персонажа.

Смена власти, политического и социального устройства общества никак не повлияла на творческую деятельность режиссера. Более того, советская власть всячески поддерживала все его начинания. В краткой биографии Станиславского есть место личному знакомству с Иосифом Сталиным, любившего постановки МХАТа, который уже успел приобрести статус государственного театра.

В 1928 году во время выступления в театре Станиславского настиг сердечный приступ. В течение десяти лет он отчаянно боролся с недугом, продолжая творить, невзирая на сильные боли. Константин Сергеевич ушел из жизни 7 августа 1938 года.

Одаренность, данная от рождения

Нужно понимать, что этот человек был одаренным и талантливым абсолютно во всем. Ведь не сразу он стал знаменитым актёром и режиссером.

Сначала он работал на фирме семьи, после стал директором. И производили они тончающую проволоку из серебра и меди. Что тоже относят к произведению искусства. После этого, вечерами, они всей семьей занимались в своей усадьбе в Любимовке.

С юношества, К. Станиславский занимался с преподавателями, поэтому отлично танцевал и пел. Судя по всему, талант достался ему от бабушки, французской актрисы.

Станиславский зарекомендовал себя не только, как выдающий актер, которого заметили с первых же выступлений, но и как талантливый постановщик. Ведь чего только стоит МХАТ и современный театр. Хотя после начала режиссёрского дела, К. Станиславский никогда не выступает, он все же делает исключение один раз, за границей. Он остается теоретиком и разработчиком гениальной системы, поэтому он до сих пор является примером для начинающих актеров.

После смерти осталась не только система, но и книги, принципы работы, фото, кадры с выступлений, талантливые ученики и знаменитая цитата «не верю». Ведь она навсегда останется в истории мира.


Такие люди и создают эпоху, делают мир чуточку светлее. На такие личности стоит ориентироваться и добиваться такого же успеха. Потому что стать лучше можно только в том случае, если брать пример с лучших людей и ставить цели, которые изначально кажутся недостижимыми.

Сравнивать с Пушкиным рискованно, но я сравню

— Десятилетия, а не века. Ни один театральный режиссер не может иметь такую славу, как Пушкин, но специалисты знают ему цену. Вы как человек, всю жизнь занимающийся театром, с кем из представителей других искусств могли бы сравнить Станиславского по значению для русской и мировой культуры? Понимаю всю условность таких сравнений, но все-таки…

— Пушкин — наше всё, поэтому с ним сравнивать рискованно, но я сравню. Конечно, это совсем разные эпохи, но, думаю, за то, что сделал Станиславский для театра, его можно назвать Пушкиным нашей сцены. А если сравнивать с современниками, то совсем просто: Чехов и Лев Толстой. Другое дело, что Льва Толстого или Чехова вы можете снять с полки… Станиславского тоже можете — «Работу актера над собой», — но между его спектаклями и «Работой актера над собой» такая же разница, как между «Войной и миром» и теоретическими трактатами — об искусстве, про религиозные я говорить не буду — Толстого.

Я всегда думал о том, что он почти одногодок крупнейших церковных иерархов своего времени. Священномученик Петр (Полянский) годом старше, создатель Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) — одногодок. Двумя годами младше Патриарх Тихон, четырьмя — митрополит, а потом Патриарх Сергий, пятью — митрополит Евлогий, создатель другой ветви Зарубежной Церкви. Все лидеры тех или иных ветвей Русской Православной Церкви — его поколение.

Если говорить об ученых, то я бы, наверное, сравнил Станиславского с его одногодком Вернадским.

— А насколько современный театр продолжает традиции Станиславского? Или это так быстро развивающееся искусство, что любая новация через несколько десятилетий устаревает? Например, у любимого вами Женовача есть что-то от Станиславского?

— Вне всякого сомнения. Не только потому, что его театр помещается на фабрике Алексеева, хотя это символично. Но я бы скорее сравнил не само творчество Сергея Женовача, а его студийную линию, со студиями Художественного театра. Здесь Женовач прямой наследник не столько даже Станиславского, хотя и Станиславского тоже, но в большей степени — Сулержицкого с его этическим фундаментом, который он закладывал в первой студии Художественного театра. Но сами студии — целиком идея Станиславского.

Безусловно, во многом продолжает традиции Станиславского театр Фоменко. Я бы сказал, что опосредованно, через то, чему Станиславский научился у Малого театра и что потом внесли на сцену Малого театра некоторые его ученики, эти традиции живут в Малом театре. Театр Вахтангова в лучших своих спектаклях… Я не говорю об их последних сезонах, но, скажем, спектакль «Без вины виноватые» в постановке Фоменко Станиславский, я уверен, принял бы.

«Современник» — детище Художественного театра, а, значит, и Станиславского, как бы далеко они потом ни уходили.

Личная жизнь

Женой Константина Станиславского была актриса Мария Лилина. Супруги прожили вместе вплоть до кончины великого режиссера.

В этом браке родилось трое детей. Дочь Ксения умерла от пневмонии еще в младенческом возрасте. Вторая дочь, Кира Алексеева, в будущем стала руководителем Дома-музея своего отца.

Константин Станиславский с женой

Третий ребенок, сын Игорь, состоял в браке с внучкой Льва Толстого. Стоит заметить, что у Станиславского также был незаконнорожденный сын от крестьянской девушки Авдотьи Копыловой.

Воспитанием мальчика занимался отец мэтра Сергей Алексеев, то есть его дед. Вследствие этого он получил фамилию и отчество деда, став Владимиром Сергеевичем Сергеевым.

Интересен факт, что в будущем Владимир Сергеев станет известным историком античности, профессором МГУ и Лауреатом Сталинской премии.

Детство и юность

Константин Станиславский окончил в 1981 году Лазаревский институт, основанный в XVIII веке армянскими купцами Лазарянами как школа для малоимущих детей и преобразованный в 1817 году в институт восточных языков. Теперь в здании этого учебного заведения по адресу Армянский переулок, 2 находится посольство Армении.

Здания родового алексеевского дома и находящейся рядом семейной золотоканительной фабрики (теперь это – территория завода «Электроприбор»), где начинал свою трудовую деятельность 19-летний Константин Алексеев, слишком сильно изменились с тех пор, и окружающая их обстановка – тоже. Однако это произошло уже после переезда большого и шумного семейства к Красным воротам, где родители приобрели новый дом по адресу Садовая-Черногрязская, 8. Здесь Станиславский прожил до 1903 года (здание не сохранилось).

Но главной любовью всей жизни Константина Сергеевича был театр, которым активно увлекались все члены семьи. Начало нового театрального сезона Алексеевы встречали с воодушевлением и часто выезжали на представления всей семьей, прихватив с собой родственников, друзей, детей друзей и ближайших соседей. Эти поездки напоминали праздничный кортеж и радовали всех без меры. В семейном доме был специальный театральный зал, где могли ставить любительские спектакли члены Алексеевского кружка, опекаемого хозяином.

Деятельность Алексеевского кружка продолжалась с 1877-го по 1888 год, и самым активным участником домашних спектаклей был Константин Алексеев, позже взявший себе псевдоним Станиславский в честь одного из понравившихся ему самодеятельных актеров. Иностранные водевили и оперетты, переведенные на родной язык, русские спектакли, в которых он участвовал не только как актер, но и как постановщик, привели Станиславского к решению сделать любимое увлечение своей основной работой.

Примечания

  1. Сопротивление / Богданова О. Э., Станиславский А. Л., Старостин Е. В. // Огонек. 1989. № 23. С. 10-11.
  2. Муравьёв В. А., Простоволосова Л. Н. Генеалогия в Историко-архивном институте // Вспомогательные исторические дисциплины: Высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 27 — 29 янв. 1994 г. / РГГУ. ИАИ. М., 1994. С. 169—174.
  3. Муравьёв В. А., Простоволосова Л. Н. Преподавание исторической географии в МГИАИ // Чтения памяти В. Б. Кобрина и проблемы отечественной истории и культуры периода феодализма: Тез. докл. и сообщ. Москва, 26-29 янв. 1992 г. / РГГУ. ИАИ. М., 1992. С. 129.
  4. Простоволосова Л. Н. Историческая библиография в Историко-архивном институте // Вспомогательные исторические дисциплины: Высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 27 — 29 янв. 1994 г. / РГГУ. ИАИ. М., 1994. С. 175.
  5. Каменский А. Б. Александр Лазаревич Станиславский // Александр Лазаревич Станиславский: Биобиблиогр. указ. / Сост. Л. Н. Простоволосова; Вступ. ст. А. Б. Каменский, И. Л. Беленький; РГГУ ИАИ. М. 1999. С. 7.
  6. Павлович М. К. Оружейная палата XVIII в. — учреждение, мастерская, музей: Автореф. дис…. канд. ист. наук / Науч. рук.: д-р ист. наук, проф. А. Л. Станиславский, д-р ист. наук, проф. А. И. Комиссаренко; РГГУ. ИАИ. М., 1991. 16с.; Быкова Л. А. Родословные книги Тверской губернии 1785—1917 гг. как источник по истории русского провинциального дворянства: Автореф. дис. …. канд. ист. наук / Науч. рук… д-р ист. наук, проф. А. Л. Станиславский, д-р ист. наук, проф. О. М. Медушевская; РГГУ. ИАИ. Каф. вспом. ист. дисциплин. М., 1993. 32 с.
  7. Муравьёв В. А., Простоволосова Л. Н. Генеалогия в Историко-архивном институте // Вспомогательные исторические дисциплины: Высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 27 — 29 янв. 1994 г. / РГГУ. ИАИ. М., 1994. С. 173.
  8. Каменский А. Б. Александр Лазаревич Станиславский (1939—1990) // Археографический ежегодник за 1990 год. М., 1992. С. 316.
  9. Каменский А. Б. Александр Лазаревич Станиславский // Александр Лазаревич Станиславский: Биобиблиогр. указ. / Сост. Л. Н. Простоволосова; Вступ. ст. А. Б. Каменский, И. Л. Беленький; РГГУ ИАИ. М., 1999. С. 9.
  10. Морозова Л. Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. М.: Наука, 2005.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июня 2019.

Московский Художественный театр

Станиславский в роли Штокмана в пьесе Генрика Ибсена «Враг народа», 1900 г.


В 1892 году Станиславский организовал свое театральное общество вместе с режиссером Александром Федотовым. Вложенные личные деньги быстро закончились и кружок оказался на грани закрытия. Спасло положение приглашение в Охотничий клуб с возможностью делать сборы, не внося плату за помещение. Кружок быстро приобрел известность.

Но он мечтал о своем театре, не таком, которые гремели в те годы, где актеры произносили ударные монологи, обращаясь к зрителю и срывая аплодисменты, как балетные примы. Станиславский хотел создать театр для людей, где будут играть «про жизнь».

Он нашел единомышленника в лице педагога московского Музыкально-драматического училища Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который обладал талантами драматурга, режиссера, критика и многими другими.

Их историческая беседа в ресторане «Славянский базар» в июне 1897 года длилась 18 часов, и на следующий год, 26 октября,  в Москве появился Московский Художественный общедоступный театр. Слова «художественный» и «общедоступный» отражали основные принципы нового учреждения. Это выражалось и в ценах на билеты, и в подборе репертуара.

Станиславский и Сталин

Легендарными стали безуспешные попытки Константина Сергеевича уяснить систему взаимоотношений при Советской власти. Имевший массу льгот и привилегий, он никак не мог запомнить даже словосочетание «закрытый распределитель». «Кушайте фрукты, — угощал он гостей, — они, знаете ли, из „тайного закрепителя“!» После чего делал испуганные глаза, прикладывал палец к губам и говорил: «Тс-с-с!»…

А звоня Великому вождю, вежливый Станиславский всякий раз оговаривал: «Товарищ Сталин! Извините Бога ради, никак не могу запомнить вашего имени-отчества!..»

Однажды Станиславский сидел в ложе со Сталиным, хаживавшим во МХАТ довольно часто. Просматривая репертуар, «лучший друг советских артистов» ткнул пальцем в листок: «А па-чи-му мы давно нэ видим в рэ-пэр-ту-арэ „Дны Турбыных“ пысатэля Булгакова?» Станиславский всплеснул руками, приложив палец к губам, произнес «Тс-с-с!», прокрался на цыпочках к двери ложи, заглянул за портьеру — нет ли кого, так же на цыпочках вернулся к Сталину, еще раз сказал «Тс-с-с!», после чего прошептал вождю на ухо, показывая пальцем в потолок: «ОНИ за-пре-тили!! Только это ужасный секрет!» Насмеявшись вволю, Сталин серьезно заверил: «Оны раз-рэ-шат! Сдэлаэм!»

***

Критика

Научное наследие Станиславского получало порой и критические оценки. Так, П. В. Седов в рецензии на книгу «Гражданская война в России XVII в.» отмечает некоторую «ограниченность» концепции Станиславского, представлявшей события Смутного времени в качестве «гражданской войны».

Л. Е. Морозова предприняла попытку оспорить точку зрения Станиславского на роль казаков в событиях Смутного времени, организации земских ополчений и, затем, в избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. Однако В. Н. Козляков в отзыве на книгу Морозовой отмечает её крайнюю поверхностность и исключение из рассмотрения значительного количества исторических источников и, более того, наличие в данной публикации изрядного количества фактических ошибок и опечаток.

Литература

  • Горчаков Н.М.. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с.
  • Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.
  • Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
  • Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
  • Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репитиций. М.: СТД РСФСР,1987.
  • Столович Л. Н. И. И. Лапшин и К. С. Станиславский // Вопросы философии = № 10. — 1999. — С. 165—170.
  • Таланов А. В. К. С. Станиславский. — М.: Детская литература, 1965. — 176 с. — 50 000 экз. (в пер.)
  • Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.

Основание нового театра

Важным событием в биографии Константина Станиславского стало основание нового театра.

На момент конца 19-го столетия состояние, в котором пребывал театр, оставляло желать лучшего. Сцена требовала радикальных изменений и реформ. Решением этой задачи занимались О. Брам, Южин и А. Антуан – в Малом театре Москвы; Немирович-Данченко – в Филармоническом училище.

Именно Немирович-Данченко в 1897 году пригласил его встретиться и обговорить возможные варианты развития театра в России. Немирович-Данченко сыграл важную роль в биографии Станиславского. Встреча стала поистине значимой для развития всего театрального мира. В ходе разговора собеседники определили главные пути развития театральной сцены и методы, при помощи которых все эти задумки возможно воплотить в жизнь. Беседа длилась почти сутки. В результате был утвержден состав новой театральной труппы. В нее вошли молодые и талантливые актеры. Саму сцену при постановках было принято оформлять сдержанно и без лишнего лоска. Также было обговорено, кто и какие задачи должен выполнять. На Немировича-Данченко легла ответственность за литературно-художественную часть. Станиславский отвечал в целом за саму концепцию постановок. Был определен круг писателей-авторов и репертуар.

Через год, в июне 1898 года, в Пушкино, недалеко от Москвы, стартовала деятельность труппы МХТ, в которую вошли ученики Немировича-Данченко из филармонии и непрофессиональные актеры из общества литературы и искусства.

Сколько живет спектакль?

— Кроме того, что театр с собой не унесешь, это едва ли не самое недолговечное из искусств. Умирает великий писатель, художник, композитор, а книги, картины, музыка остаются на века. Уже почти 30 лет нет Тарковского, но фильмы его смотрят. А спектакль?

— В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов я еще застал спектакли, поставленные Станиславским: «На дне», «Синюю птицу», «Горячее сердце», «Мертвые души». Но, конечно, с каждым десятилетием жизнь спектакля уходит. Это вообще очень тонкая вещь. Станиславский создавал свою систему отчасти и для того, чтобы актер умел фиксировать свое состояние не только на первом, но и на двадцатом спектакле.

Очень часто — сейчас это широко обсуждают — двадцатый или сотый спектакль идет гораздо лучше, чем премьера. Понятно, что для журналиста премьера — новостной повод, но часто его в этой новости больше интересует, кто из звезд шоу-бизнеса или известных политиков был на премьере, чем то, что происходит на сцене.

А в Художественном театре есть даже понятие «зритель двадцатого спектакля». На двадцатый спектакль, говорили создатели театра, приходит гораздо более культурный зритель, по-настоящему любящий театр, и при нем спектакль играется по-другому, достигается более высокий уровень. Посмотрите переписку Станиславского: «Поздравляю участников спектакля с сотым (двухсотым, трехсотым, четырехсотым, пятисотым) спектаклем после премьеры».

Недавно я водил внука в Ленком на «Юнону и Авось». 32 года идет спектакль. Естественно, играют другие актеры, и многие вещи не воспринимаются так, как в 1981 году: предпоследний год правления Брежнева, холодная война, американцы не приехали к нам на Олимпиаду, мы не поедем к ним, а тут — давайте дружить, пусть с Латинской Америкой, но все равно удивительно.

Да и само понятие «рок-опера» было новым, вызывающим. Декорации Олега Шейнциса тоже воспринимались как прорыв. Молодые Караченцов, Шанина, Абдулов. Но больше всего поражали Андреевский флаг и Казанская икона Божией Матери. Помню, меня на прогоне спектакля чиновники из Министерства культуры спрашивали: «Вас не шокирует наличие образа Казанской Божией Матери?». Я ответил: «Нет, что вы». Боялись чиновники, что их снимут, а не только Марка Анатольевича Захарова.

Естественно, моего внука ни Андреевский флаг, ни Казанская икона ошеломить не могут, потому что это уже можно. То есть спектакль сегодня воспринимается не совсем так, как в 1981 году, но тем не менее живет — зал полный.


Если говорить про Художественный театр, то «Царь Федор Иоаннович» шел с 1898 по 1949 год и был снят после смерти Бориса Добронравова. Больше пятидесяти лет! «На дне» шел уже в МХАТе у Дорониной, то есть всего он шел больше ста лет. «Вишневый сад» — с 1904 до 1950. 46 лет. «Синяя птица» до сих пор идет. «Горячее сердце» — больше пятидесяти лет. Спектакль «Дни Турбиных» шел 15 лет, прошел почти 1000 раз, но в 1941 году на гастролях в Минске попала бомба, сгорели декорации, и потом уже спектакль не возобновили. Одни исполнители умерли, другим было сильно за 40, и играть молодых белогвардейцев ни Кудрявцев, ни Добронравов не могли. Не было и исполнительницы роли Елены, и так далее.

Приведу другой пример, не связанный со Станиславским, но тоже мхатовский — «Три сестры» Немировича-Данченко шли больше пятидесяти лет. Не премьера 1901 года, а спектакль, поставленный в 1940 году. Такое долголетие для спектакля не всегда хорошо, иногда бывает и ужасно.

В театре Вахтангова «Без вины виноватые» в постановке Фоменко живут уже 20 лет, в «Современнике» «Вишневый сад» в постановке Волчек (возобновлявшийся, правда) и «Три сестры» — 30 лет, в Петербурге «Братья и сестры» и «Бесы» Додина — больше четверти века.

Очень долго живут детские спектакли: «Малыш и Карлсон» в театре Сатиры — больше пятидесяти лет, «Два клена» в ТЮЗе — около сорока.

Все потерял и не роптал

— Он не боролся с советской властью, но старался и не обслуживать идеологию, служить искусству. В полной ли мере ему это удалось, или все-таки были в его биографии трагические компромиссы?

— Вы знаете, бороться можно с властью Николая II. А с властью Ленина и Сталина бороться можно, только находясь по ту сторону государственной границы. Я не беру гражданскую войну, но в любое другое время это так. Конечно, Станиславский не боролся с советской властью, как не боролись с ней Павлов, Вернадский. Но он постоянно боролся — этим полны его письма — за спасение какого-то конкретного человека.

Родственники Станиславского были репрессированы, его самого в первые годы после революции выселили из дома. Потом предоставили другой дом, но тем не менее. А самое главное — об этом мало кто говорил — до октября семнадцатого года он был очень состоятельным человеком и лишился всего. В 54 года он впервые стал служащим, получающим зарплату. Это же морально так тяжело! Представьте, что у потомков Рокфеллера или Форда отбирают все, что у них есть, и им приходится ходить на службу и получать зарплату, пусть даже высокую.

Фабрика Станиславского процветала, ее изделия получали призы на международных выставках, он был уверен, что оставит своим детям большое состояние, и вдруг — ничего нет.

Конечно, все жили трудно. Например, Борис Николаевич Ливанов в 1933 году получил заслуженного артиста РСФСР, но продолжал жить в ужасных условиях. И в 1935 году Станиславский пишет Сталину, что у Ливанова должен родиться сын (или родился уже — не помню; это всем известный Василий Ливанов), нельзя ли помочь с квартирой. Многие будущие заслуженные и народные артисты в тридцатые и большую часть сороковых жили в тесных коммуналках.

Но вернемся к вашему вопросу. В 1922 году Станиславский с частью труппы художественного театра едет в Америку на гастроли, через два года возвращается. Что он ставит? В отличие от Немировича-Данченко, Станиславский ставит преимущественно классику: «Горячее сердце», «Женитьбу Фигаро», «Мертвые души», «Таланты и поклонники», «Отелло».

Современных авторов можно считать компромиссом: «Бронепоезд 1469» Всеволода Иванова, «Унтиловск» молодого Леонова, «Растратчиков» Катаева. Но, согласитесь, не худшие писатели. Всеволод Иванов, Леонов, Катаев — уровень, ниже которого Станиславский не опускался. А после 1928 года его именем не подписана ни одна афиша спектакля по произведениям современных авторов. Даже афиша «Страха» Афиногенова — не самой плохой пьесы того времени, в постановке которой Станиславский участвовал.

Последние 10 лет жизни он в основном занимался теорией, прежде всего, своей системой. Незадолго до его смерти был подписан тираж книги «Работа актера над собой». То есть этой книге тоже 75 лет, и удивительно, что никто на эту дату не откликнулся: ни ернически, ни всерьез.

Выезжал на лечение за границу и возвращался. Конечно, мог остаться, но здесь его детище — Художественный театр. Художник носит с собой мольберт, композитор — нотную тетрадь (а сейчас, наверное, компьютер), поэт — ручку или пишущую машинку, а сейчас опять же компьютер. Со всеми этими инструментами можно перемещаться куда угодно. А театр с собой не унесешь. Расстаться же с театром, который сам создал, пожалуй, психологически даже труднее, чем с вишневым садом. Потому что как ни дорог вишневый сад его обитателям, все же не они создали этот сад. А Художественный театр создали Станиславский и Немирович-Данченко.

Театральная деятельность в 1920-1930-х годах

Творческая деятельность великого русского актера и режиссера в 1920-1930 годах в основном была направлена на то, чтобы сохранить традиционные художественные наработки и ценности русской сцены. Газеты того времени нередко обвиняли в своих статьях Станиславского в отказе учиться чему-то новому, в «отсталости», нежелании поддерживать революцию и др. Театр Станиславского считали «буржуазным театром», и работа в нем протекала в напряженных условиях.

Громким ответом всем недоброжелателям стала постановка «Горячее сердце». Она доказала, что театр полон интересных художественных решений и способен на их реализацию. Немалым успехом пользовалась и другая пьеса – «Женитьба Фигаро» по произведению Бомарше. Она отличалась легкостью, особенной торжественностью и яркими декорациями.

Когда к МХТ примкнули актеры из второй и третьей студий, Станиславский стал ставить спектакли, в работе над которыми принимали участие и совсем еще юные режиссеры. Такими постановками были «Дни Турбиных» в 1926 году, «Сестры Жерар» и «Две сиротки», «Бронепоезд» 1927 года, «Растратчики Катаева» в 1928 году.

При проведении юбилейного театрального вечера МХТ у Станиславского произошел сердечный приступ. В результате подорванного здоровья Станиславский больше не мог выходить на сцену и играть. Режиссер смог возобновить свою деятельность лишь в 1929 году. Но уже не как актер, а как теоретик. Он стал много времени уделять педагогической основе своей концепции и работе в Оперной студии, которая начала свою работу еще в 1918 году.


С этим читают