Правда о штрафбатах: штрафные подразделения ссср и германии

Язык и дамы до добра не доведут

За что же попадали в штрафники? В первую очередь за неправильные разговоры. Вот фрагмент приказа генерал-полковника Щаденко, касающийся жаловавшегося в газету «Красная звезда» младшего лейтенанта Карамелькина: «Будучи вызван в Москву, Карамелькин представил записку, в которой подверг критике действия своих начальников, начиная с командира роты и кончая командованием армии и фронта. При этом Карамелькин голословно заявил, что многие командиры пробрались на командные должности только для того, чтобы пользоваться высоким авторитетом и спасать свою шкуру. Сам же Карамелькин, получив едва заметную царапину на руке, поспешил с фронта убраться». Трудно сказать, был ли Карамелькин кляузником или принципиальным борцом с системой, но его тут же отправили в штрафбат.


Капитан-лейтенант Виноградов служил на Северном флоте. Однажды во время ремонта радиостанций он наткнулся на германскую волну, по которой вещал Геббельс. Вместо того чтобы крутить ручку дальше, офицер перевел несколько фраз из его речи и вскоре был арестован за содействие вражеской пропаганде.

Другой тип нарушителей дисциплины. Лейтенант Минченко и старшина Минин отправились в Астрахань из запасного полка на учебном самолете за новым самолетом Як. Обратно они должны были вернуться парой на двух машинах. По дороге решили завернуть за 300 км в Кизляр за вином, которое вроде было там дешевле и вкуснее. При взлете с пустыря самолет был поломан, а с ним и судьбы двух летчиков.

Во многих случаях, как водится, были виноваты женщины. Например, два ротных командира, служивших в Афганистане, навещали любвеобильную супругу командира полка, а столкнувшись у нее в прихожей, набили друг другу физиономии. Оба оказались в штрафбате.

Пример из другой категории, когда в штрафбат попадали за халатность. В мае 1944 года на одном из полустанков солдаты из маршевого пополнения 6-й стрелковой дивизии начали ломать доски для костра подобранной где-то миной, что привело к взрыву и гибели четырех военнослужащих. Оставшиеся побили физиономии плохо следившим за ними офицерам. В итоге одних отправили в штрафбаты, других — в штрафроты.

Далее следовало перечисление других злоупотреблений в том же стиле и приговор: Подгорнову — расстрел, прочим — возможность искупить вину в штрафном батальоне.

Мифы о штрафбатах[править]

Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):

  • В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
    • На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие легкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
    • С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
  • Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
  • В бой их часто посылали без оружия.
    • Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
    • Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
  • Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
  • За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска

    Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей.

    .
  • Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат». На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же

    Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.

    .

В реальной жизни[править]

Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.

Очень приблизительно их можно разделить на группы:

  • Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
  • Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
  • Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.

В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?

В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.

Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.

Советские штрафные подразделения

В Красной армии существовало два типа штрафных подразделений: штрафной батальон (численность около 800 человек) и штрафные роты (обычно они насчитывали 150-200 бойцов). За все время войны на фронте существовало всего 65 отдельных штрафных батальонов (не единовременно, а вообще) и 1037 штрафных рот. Эти цифры нельзя назвать точными, так как данные подразделения постоянно (примерно через несколько месяцев) расформировывались и создавались вновь. С 1942 по 1945 год постоянно просуществовал только один-единственный штрафной батальон – 9-й отдельный.

В штрафные батальоны направлялись военнослужащие из числа среднего и старшего командного состава за совершение нетяжких воинских и уголовных преступлений. Отправка в штрафбат происходила по приговору военного трибунала, срок наказания варьировался от одного месяца до трех. Все офицеры, направленные в штрафные батальоны, подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отделы кадров. В пределах одного фронта обычно создавалось от одного до трех штрафных батальонов.

Военнослужащий мог покинуть ряды штрафников по истечении срока наказания либо по ранению. Выражение «искупить свою вину кровью» следует воспринимать в буквально смысле слова: ранение, полученное бойцом даже в первый день пребывания в штрафбате, возвращало его в обычную строевую часть в прежней должности. Известны случаи, когда фронт, на котором находился штрафбат, несколько месяцев не участвовал в боях и военнослужащие, отбыв срок наказания, опять возвращались в свои части, ни разу так и не поучаствовав в боях. Штрафникам, отличившимся в бою, могли уменьшить срок наказания. Иногда их даже представляли к наградам.

Штрафникам, получившим увечье, назначалась пенсия, исходя из оклада на последней должности. Родственникам убитых военнослужащих платились денежные пособия на общих основаниях.

В штрафные роты попадали солдаты или военнослужащие младшего командного состава. Обычно в армии существовало от пяти до десяти подобных подразделений. В остальном штрафная рота мало чем отличалась от батальона.

Следует отметить, что личный состав штрафных подразделений в СССР делился на две категории: постоянный и переменный. К постоянному составу относилось командование батальона (роты), в том числе штаб подразделения, командиры рот и взводов, политработники, санинструкторы, старшины, связисты и писари. Так что командир штрафбата (или штрафроты) не мог быть штрафником. Командному составу подобных частей полагались довольно существенные льготы: один месяц службы засчитывался за шесть.


Теперь несколько слов о личном составе советских штрафных подразделений. В штрафбаты попадали офицеры, а в штрафроты, кроме солдат и сержантов, могли быть отправлены и гражданские лица, совершившие те или иные преступления. Однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафроты людей, осужденных за особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбой, изнасилования). Не могли попасть в подобные части и воры-рецидивисты или люди, ранее привлекавшиеся к суду по особо тяжким статьям УК. Логика подобных действий понятна: профессиональные преступники имеют особую психологию, которая мало совместима с армейской службой.

Не отправляли в штрафроты и осужденных по политическим статьям, что тоже можно легко объяснить: эти люди считались «врагами народа», которым нельзя доверять оружие.

Впрочем, большое количество фактов, дошедших до нас, свидетельствуют, что в штрафные части все-таки попадали и матерые уголовники, и люди, осужденные по 58-й статье. Однако это нельзя назвать массовым явлением.

Вооружение штрафных подразделений ничем не отличалось от того, что использовалось в строевых частях. То же самое можно сказать и о продовольственном довольствии.

Штрафбаты вермахта

В Германии также были штрафные подразделения, причем появились раньше советских, и отношение в них к военнослужащим отличалось еще большей жесткостью, чем в СССР.

В 1936 году в вермахте были созданы так называемые Особые подразделения, в которые военнослужащих отправляли за разные правонарушения. Эти части использовали для выполнения различных строительных и саперных работ. К участию в боевых действиях они не привлекались.

После победного завершения польской кампании Гитлер расформировал немецкие штрафные подразделения, заявив, что теперь военную форму будут носить только те, кто достоин этого. Однако начавшаяся кампания на Востоке заставила руководство Рейха пересмотреть это решение.

В 1942 году на фронте были сформированы так называемые пятисотые батальоны (500-й, 540-й, 560-й, 561-й), которые назывались еще «испытательными войсками». Эти подразделения очень напоминали советские штрафбаты, но немцы относились к ним немного по-другому. Считалось, что человеку, совершившему преступление, давался еще один шанс доказать свою любовь к Германии и фюреру. Военнослужащим, направленным в 500-й батальон, обычно грозил расстрел или концлагерь. Так что штрафбат был своего рода милостью к нему. Правда, весьма условной.

У немцев, в отличие от РККА, ранение не давало повода для прекращения наказания

Из 500-го батальона могли перевести в обычную строевую часть за доблесть в бою или выполнение какого-нибудь важного задания. Проблема была в том, что перевод производился по рапорту командира, который отправлялся наверх по инстанциям, где скрупулёзно изучался

На рассмотрение дела обычно уходило несколько месяцев, но их еще нужно было прожить в штрафбате.

Существовали в вермахте и полевые штрафные подразделения, в которые комплектовались прямо в зоне боевых действий и тут же применялись.

https://youtube.com/watch?v=Vcj888Eowmo

Автор статьи: Егоров Дмитрий Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

В произведениях искусства

песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны»

Кинематограф
  • «Грязная дюжина» х/ф (The Dirty Dozen) (США, 1967)
  • «Гу-га» х/ф (СССР, 1989)
  • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
  • «Штрафбат» телесериал (Россия, 2004)
  • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
  • «Штрафной батальон 999» х/ф (ФРГ, 1960)

также штрафники фигурируют в:

«Сталинград» х/ф (1993, Германия)

Литература
  • Антон Кротков. Воздушный штрафбат. — М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. — ISBN 978-5-271-23964-9, 978-5-9648-0278-5 — роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
  • А. А. Васильченко. Штрафбаты Гитлера. — М. Яуза-Пресс, 2008, militera.lib.ru.
  • Александр Пыльцын. Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Александр Пыльцын. Штрафбат. Наказание, искупление. Военно-историческая быль. — СПб. Алетейя, 2016.
  • Александр Пыльцын. Командир роты офицерского штрафбата свидетельствует. — СПб. НордМедИздат, 2017.
  • Александр Пыльцын. Мы не стояли за ценой. Штрафбатовские стихи. — СПб. НордМедИздат, 2015.
  • Александр Пыльцын. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Знание, 2003.
  • Игорь Пыхалов, Максим Кустов, Андрей Васильченко, Александр Пыльцын,Евгений Кугучин, Семен Басов, Михаил Смирнов. Штрафбаты по обе стороны фронта. Военно-публицистический сборник. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Герман Сергей. Штрафная мразь. Журнал Дон № 7-9 (2016) Журнальный зал — www.reading-hall.ru
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. В прорыв идут штрафные батальоны. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. Штрафной батальон. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Андрей Орлов. Битва за Берлин последнего штрафного батальона. — М. Астрель, Времена 2, 2012.
  • Андрей Орлов. Чёрный штрафбат. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2010.
  • Андрей Орлов. Штрафбат. Приказано уничтожить. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2012.
  • Сергей Макаров. Морской штрафбат. Военные приключения. — Минск. Харвест, 2011.
  • Захар Артемьев. Штрафной бой отряда имени Сталина. — М. Астрель, Полиграфиздат, Времена 2, 2012.
Игры
  • Штрафбат (Россия, 2012)
  • Battlefield: Bad Company: герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
  • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions)являются одним из доступных отрядов фракции Имперская Гвардия.

Правда о штрафных батальонах против мифов «Штрафбата»

Комментарий доктора философских наук Семена Экштута

В 2004 году телевидение показало широко разрекламированный 11-серийный фильм «Штрафбат». Горы хвалебных отзывов кинокритиков, конечно, погребли под собой мнение доктора исторических наук Юрия Рубцова, автора «Новой книги о штрафбатах»:

В штрафбатах воевало много доблестных защитников Родины


«Все рекорды исторических «ляпов», нелепых домыслов и прямой лжи побил телесериал «Штрафбат», старательно протаскивающий мысль, что штрафники-де «выиграли войну» (хотя на самом деле численность штрафных частей не превышала 1,24% от численности советских Вооруженных сил)»1.

Историк скрупулезно точен в подсчетах. Всего в годы войны через различные штрафные воинские формирования (батальоны, роты, эскадрильи) прошло, по некоторым данным, 427 910 человек — это из 34 476 700 человек, прошедших через Вооруженные силы. Авторы сериала могли бы голословно сослаться на закрытость подобной информации (что вовсе не так). Но уж фильмографию «штрафной» темы, готовясь к съемкам, они обязаны были изучить!

27 марта 1948 года в СССР состоялась премьера художественного фильма «За тех, кто в море».

Фильма о штрафниках.

Вот его сюжет для тех, кто не видел.

Командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант Боровский хочет прославиться и заслужить звание Героя Советского Союза. Он первым обнаруживает вражеский конвой, но решает провести атаку лично, без участия других кораблей. Не желая делить победные лавры с командиром второго отряда Максимовым, тщеславный Боровский совершает воинское преступление: сообщает Максимову неверные координаты немецких кораблей. Атака заканчивается гибелью всей команды лучшего торпедного катера…

Приказ о мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии

Боровский из блестящего командира в одночасье превращается в бойца штрафной роты — гуманная альтернатива расстрелу. Капитан II ранга Харитонов, умудренный опытом командир дивизиона, назидательно комментирует приговор военного трибунала: «Встряхнуть его так надо, чтобы муть из глаз вылетела. Что натворил — отработает. …Жив человек — так он сам выправится и с других тяжесть снимет».

Бойцу штрафной роты Боровскому поручено выполнение смертельно опасного задания. Шансов уцелеть почти нет. Но он блестяще справляется с задачей, остается жив и вместе с боевыми товарищами торжествует победу.

Конец фильма.

Фильм был снят по одноименной пьесе классика советской литературы Бориса Лавренёва, за которую драматург в 1946 году был удостоен Сталинской премии 1-й степени. В следующем году актер Михаил Жаров получил Сталинскую премию 2-й степени за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле Малого театра «За тех, кто в море!» Пишу об этом, чтобы подчеркнуть: образ штрафника был воплощен на киноэкране еще в сталинские времена.

Комдив Харитонов в фильме «За тех, кто в море».

И Сталин лично разрешил это сделать, посчитав пьесу назидательной и дав добро на ее экранизацию.

На телеэкраны выходит фильм «Штрафбат»

Никто и не думал скрывать от зрителей ни сам факт существования штрафных подразделений, ни реальный вклад штрафников в Победу. Потому и консультировали картину 1948 года специалисты высшей пробы. Военно-морские авторитеты, знавшие о войне не понаслышке: контр-адмирал Виктор Сергеевич Чероков (1907-1995) и капитан III ранга Андрей Иванович Бондарчук (1913 — после 1985). Чероков встретил войну в должности командира 1-й бригады торпедных катеров Балтийского флота. Бондарчук воевал на торпедных катерах, участвовал в десантных операциях и, как сказано в его наградном листе (нереализованное представление к ордену Нахимова II степени): «Перенес все тяжести блокады гор. Ленинграда».

К глубокому сожалению, эксперты хотя бы отдаленного уровня не консультировали талантливо снятый, с прекрасными актерами — поэтому и дезориентировавший миллионы зрителей — «Штрафбат»…

1. Рубцов Ю.В. Новая книга о штрафбатах. М.: Эксмо, 2010. 448 с.


Подготовила Юлия Башарова

История создания

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах. По утверждению авторов телесериала, своей целью во время создания фильма они видели следующее:

Штрафбат: наказание и искупление

Штрафные подразделения – это воинские части, укомплектованные военнослужащими, которые совершили те или иные – обычно не слишком тяжкие – преступления. За серьезные правонарушения обычно полагалась смертная казнь, которая в РККА и вермахте применялась весьма широко. Соответственно, военнослужащих штрафных частей обычно называли штрафниками.

В период Второй мировой войны в СССР существовали два вида штрафных подразделений: штрафные батальоны и штрафные роты. Примерно в середине войны – 1943 год – в РККА стали создаваться отдельные штурмовые стрелковые батальоны, в которые попадали солдаты и офицеры, длительное время находившиеся на оккупированной территории. Служба в подобных подразделениях практически ничем не отличалась от штрафбатов, аналогичной была и практика их использования. Однако были у штурмовых батальонов и некоторые отличия, о которых будет рассказано ниже.

Штрафников использовали еще в Древней Спарте, об этом писал древнегреческий историк Ксенофонт. Особые подразделения, состоящие из дезертиров и уклонистов, были и в Великой армии Наполеона, для поднятия боевого духа сзади их «подбадривали» артиллерийским огнем.

В российской императорской армии штрафные части были сформированы в конце Первой мировой войны, в 1917 году. Но в то время даже такая мера не могла спасти ситуацию на фронте, штрафники участия в боях не принимали и через несколько месяцев эти подразделения были распущены.

Штрафные части использовались и в период Гражданской войны. В 1919 году по приказу Троцкого были сформированы штрафные роты для дезертиров и лиц, совершивших уголовные преступления.

В СССР появление штрафных рот и батальонов связано со знаменитым приказом №227, который наши военные историки часто называют приказом «Ни шагу назад!». Он был опубликован в июле 1942 года, в самый тяжелый для Советского Союза период войны, когда немецкие части рвались к Волге. Не будет преувеличением сказать, что в этот момент судьба страны висела на волоске.

Штрафбаты и штрафроты в Красной армии существовали до самого конца войны, некоторые из них действительно сумели дойти до Берлина. Последняя штрафная рота была расформирована в июне 1945 года.

До конца войны использовались и немецкие штрафбаты.

Наказание за потерю знамени

Впрочем, в любом правиле есть свои исключения, зачастую противоречащие официальной истории. Вот малоизвестные факты из истории советского штрафбата. Начнем с того, что первая штрафная рота (42-й армии) была сформирована на Ленинградском фронте за три дня до появления приказа №227.

Иногда фортуна штрафникам улыбалась. Зимой-весной 1943 года штрафбат Волховского фронта находился в тылу более трех месяцев, так что разжалованные офицеры получили свои погоны без всякого риска для жизни. Точно так же улыбнулась судьба штрафным 63-й и 65-й ротам Сталинградского фронта, прибывшим на передовую, когда битва на Волге уже заканчивалась. Но такое везение было нетипичным.

Вооружение штрафников не отличалось от обычных частей, но, конечно, варьировалось исходя из обстановки. Кто-то рассказывал, что вооружены они были только винтовками, другие получали автоматы и гранаты. Часто упоминаются стальные нагрудники весом 3,5 кг, которые вполне удовлетворительно защищали грудь и часть живота от автоматных и пистолетных выстрелов. И еще один важный момент заключался в том, что при избытке осужденных штрафные роты порой разрастались до размеров батальона.

Командир такого подразделения Сукнев рассказывал, что, ознакомившись с прибывшим контингентом, 1-ю роту он сформировал именно из бывших офицеров, 2-ю — из одесских и ростовских рецидивистов, З-ю — из осужденных за басмачество уроженцев Средней Азии. Не исключено, что по документам Ставки такой штрафбат мог обозначаться ротой, а роты — взводами.

И еще известно о существовании как минимум одного штрафного полка. В приказе, подписанном Сталиным 20 ноября 1944 года, речь шла о том, что из-за нераспорядительности командира 214-го казачьего кавалерийского полка подполковника Данилевича и чинов его штаба во время боев в Венгрии при отходе было утеряно полковое знамя. Но, поскольку в предшествующих боях полк сражался храбро и умело, Верховный решил его не расформировывать, а объявить штрафным.

На практике это означало только понижение подполковника Данилевича в звании до майора. Полк продолжал воевать так же, как и раньше, а в феврале 1945 года был выведен из разряда штрафных с правом получения нового полкового красного знамени.

Последняя штрафная часть — 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии — была расформирована 6 июня 1945 года.

Премии и зрительское признание

Телесериал был отмечен на следующих конкурсах и фестивалях:

  • Финалист конкурса ТЭФИ-2005 в пяти номинациях.
  • Победитель конкурса ТЭФИ-2005 в номинации «Телевизионный художественный сериал».
  • Лучший телевизионный художественный фильм, награда «Золотой меч», II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.
  • Лучший сценарий к фильму, II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.
  • Исполнение главной роли, диплом жюри, II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.

Зрительские рейтинги:

  • Ruskino.ru: 3,404 из 6 — 23636 голосов.
  • IMDb: 7,1 из 10 — 768 голосов.

С этим читают