Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года

Содержание

Раздел II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

В данном разделе были изложены основные стратегические интересы России в современном мире и потенциальные проблемы. Указывалось, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Отмечалось обострение межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, и формирование качественно новой геополитической ситуации в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния.

Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам.

Раздел V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии

В разделе отмечается, что государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

Отмечается, что система документов стратегического планирования формируется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности рассматриваются на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.

Нормативная правовая поддержка реализации настоящей Стратегии определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

Раздел I. Общие положения

В разделе были представлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основная задача «Стратегии», уточнены и детализированы основные понятия теории национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы Российской Федерации, угроза национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности). Эти же понятия в дальнейшем использовались в новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом президента РФ от 31.12.2015 N 683.

Внешняя политика

Развитие отношений со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией является ключевым направлением внешней политики РФ, говорится в тексте Стратегии.


«Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничество с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия является для Российской Федерации одним их ключевых направлений внешней политики», — сказано в документе.

В Стратегии подчеркнута важность развития отношений с Китаем, Индией, странами Латинской Америки и Африки отмечена. Отношения с КНР рассматриваются «как ключевой фактор поддержания глобальной и региональной стабильности»

Также Россия отводит «важную роль привилегированному сотрудничеству с Индией». Отмечено, что РФ развивает политическое, торговое и военно-техническое сотрудничество со странами Латинской Америки, Африки и региональными объединениями этих государств. С ними поддерживаются также гуманитарные и образовательные контакты.

Что такое Стратегия нацбезопасности

Стратегия национальной безопасности (СНБ) — документ, в котором обозначаются приоритетные направления внутренней и внешней политики США, а также указываются основные угрозы безопасности страны и ее национальным интересам за рубежом (имеет общий директивный характер, впоследствии его конкретизируют другие документы, в т. ч. военные стратегии).

Термин «национальная безопасность» впервые употребил президент США Теодор Рузвельт в 1904 году в послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США. С принятием в 1947 году закона «О национальной безопасности» этот термин стал широко использоваться в политической практике страны. Официальная трактовка интересов США с изложением текущего состояния национальной безопасности, задач в этой области и путей их решения находит отражение в СНБ, которые формируются при прямом участии руководства страны

Начало традиции их представления Конгрессу положил доклад, подготовленный президентом Гарри Трумэном в 1950 году, в котором основное внимание уделялось отношениям Соединенных Штатов с Советским Союзом. Основанием для регулярной публикации стратегий стал принятый в 1986 году закон Голдуотера — Николса о реформе вооруженных сил


Предусматривалось, что документ будет обновляться ежегодно. Однако на практике его пересматривают раз в три-пять лет. С 1986 года президенты США выступили с подобными докладами 16 раз: Рональд Рейган в 1987 и 1988 годах, Джордж Буш (ст.) в 1990, 1991 и 1993 годах, Билл Клинтон семь раз в 1994-2000 годах, затем стратегия обновлялась в 2002 и 2006 годах при Джордже Буше (мл.) и в 2010 и 2015 годах при Бараке Обаме. Первоначально основной целью стратегий было сдерживание СССР, определившее ход холодной войны. После распада СССР документы приобрели более общий характер (Россия упоминалась в них в контексте СНГ). В связи с событиями 11 сентября 2001 года главной задачей страны была провозглашена борьба с терроризмом.

Раздел VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности

В разделе указывается, что основные характеристики состояния национальной безопасности, используемые при оценке её состояния, включают:

  • уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
  • децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения);
  • уровень роста потребительских цен;
  • уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
  • уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Раздел II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

В данном разделе были изложены основные стратегические интересы России в современном мире и потенциальные проблемы. Указывалось, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Отмечалось обострение межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, и формирование качественно новой геополитической ситуации в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния.

Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам.

Раздел VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности

В разделе указывается, что основные характеристики состояния национальной безопасности, используемые при оценке её состояния, включают:

  • уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
  • децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения);
  • уровень роста потребительских цен;
  • уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
  • уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Структура

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» 2009 года состояла из 6 разделов и 112 статей:

I. Общие положения.
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.
III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
IV. Обеспечение национальной безопасности:
1. Национальная оборона.
2. Государственная и общественная безопасность.
3. Повышение качества жизни российских граждан.
4. Экономический рост.
5. Наука, технологии и образование.
6. Здравоохранение.
7. Культура.
8. Экология живых систем и рациональное природопользование.
9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.
VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.

История создания

Новой «Стратегии национальной безопасности» предшествовали утратившие свою силу «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в редакциях 1997 (утверждена указом президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) и 2000 годов (в редакции указа президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

О необходимости принятия нового стратегического документа президент Д. А. Медведев впервые заявил в сентябре 2008 г. на заседании Госсовета, посвящённом вооруженному конфликту в Южной Осетии. Работа над его текстом велась межведомственной рабочей группой в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования. Документ был согласован на совещании президента с постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации 24 апреля 2009 г.

В настоящее время вступил в силу новый документ, а именно, «СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683.

Стратегии 2002 и 2006 годов

Джордж Буш — младший обнародовал этот документ в сентябре 2002 года, что было приурочено к годовщине террористической атаки 9/11. В качестве основных угроз национальной безопасности США в нем был назван международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Стратегия провозгласила концепцию упреждающих действий для предотвращения попыток государств (список стран не приводился) и террористических групп угрожать США и их союзникам применением ОМУ. «Америка будет действовать против возникающих угроз, прежде чем они полностью сформируются», говорилось в документе. Кроме того, в случае необходимости США оставляли за собой право действовать в одиночку. Помимо борьбы с терроризмом документ также провозглашал цель распространения демократии и прав человека в мире (политическая и экономическая свобода, уважение достоинства человека), увеличение степени развития и открытости обществ; расширение совместных действий с другими глобальными центрами силы, в т. ч. с Россией.

СНБ-2002 констатировала, что США и Россия перестали быть стратегическими противниками. США выражали готовность к сотрудничеству с Россией на новом уровне. РФ, которая «переживает период обнадеживающих перемен и строит свое демократическое будущее», была названа «партнером США в войне с терроризмом» (в документе слова «Россия» и «российский» упоминались 19 раз).

Стратегия, опубликованная в марте 2006 года, констатировала, что США находятся в состоянии войны с международным терроризмом. Как и предыдущий документ, она фактически стала стратегией борьбы с терроризмом как на территории США, так и за их пределами (сохранился в ней и принцип превентивного отражения угрозы, и готовность в необходимых случаях действовать в одиночку). Как и в Стратегии-2002, значительное место в документе отводилось развитию демократии в мире и недопущению распространения ОМУ. Главными врагами США были объявлены Иран, который Вашингтон обвинил в разработках ядерного оружия и предоставлении убежища террористам, и КНДР, представляющая угрозу с точки зрения распространения ядерного оружия. К числу деспотических режимов были отнесены Сирия, Куба, Белоруссия, Мьянма и Зимбабве.


Что касается России, то в докладе говорилось, что США стремятся к тесному сотрудничеству с ней по стратегическим вопросам, представляющим взаимный интерес, и надеются прийти к решению по тем вопросам, в отношении которых позиции двух стран различны. Отмечалось, что Россия в силу своего географического положения и мощи пользуется влиянием не только в своем непосредственном окружении, но и в других жизненно важных для США регионах, в том числе на Ближнем Востоке, в Южной, Центральной и Восточной Азии. При этом указывалось, что укрепление двусторонних отношений «зависит от той внешней и внутренней политики, которую будет проводить Россия». Углублению российско-американских отношений могут помочь стабильность и процветание в соседнем с Россией регионе, которые, однако, не будут достигнуты до тех пор, пока в этом регионе «не будут установлены эффективные демократические режимы (всего РФ упоминалась 17 раз).

Раскол в украинском обществе

Поддержка США и ЕС госпереворота на Украине привела к расколу в украинском обществе.

«Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта», — говорится в документе, опубликованном сегодня на официальном интернет- портале правовой информации.

Отмечается, что позиция Запада по противодействию интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов.

«Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России… превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России», — подчеркивается в тексте.

Основные различия между Стратегией и Концепцией национальной безопасности

«Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила.

Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

Во-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.

В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.

Раздел III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

В разделе были представлены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу:

  • развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира.

Подчёркивалось, что национальная безопасность России реализуется через стратегические национальные приоритеты: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Обеспечение национальной безопасности строится на приоритетах устойчивого развития:

  • повышение качества жизни граждан путём гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;
  • экономический рост, достижимый путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  • наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;
  • экология живых систем и рациональное природопользование;
  • стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Структура


«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» 2009 года состояла из 6 разделов и 112 статей:

I. Общие положения.
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.
III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
IV. Обеспечение национальной безопасности:
1. Национальная оборона.
2. Государственная и общественная безопасность.
3. Повышение качества жизни российских граждан.
4. Экономический рост.
5. Наука, технологии и образование.
6. Здравоохранение.
7. Культура.
8. Экология живых систем и рациональное природопользование.
9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.
VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.

Раздел I. Общие положения

В разделе были представлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основная задача «Стратегии», уточнены и детализированы основные понятия теории национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы Российской Федерации, угроза национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности). Эти же понятия в дальнейшем использовались в новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом президента РФ от 31.12.2015 N 683.

Стратегии 2010 и 2015 годов

Стратегия, обнародованная в мае 2010 года администрацией Барака Обамы, выдвинула на первое место «обеспечение безопасности граждан США», поддержание военной мощи страны и сохранение «глобального лидерства». Как подчеркивалось в документе, «вооруженный конфликт должен быть последним средством», к которому следует прибегать лишь в случае краха дипломатических усилий. Немаловажную роль в противостоянии таким вызовам, как распространение ядерного оружия и терроризм, должны играть партнерские отношения с союзниками и другими странами. Кроме того, СНБ-2010 содержит отказ от нанесения превентивных ударов по террористам и так называемым странам-изгоям, что является отходом от политики Джорджа Буша. Помимо противодействия международному экстремизму, в новой доктрине впервые подчеркнута необходимость ведения борьбы и с терроризмом внутри страны.

США готовы «построить более глубокие и эффективные партнерства с другими ключевыми центрами влияния — в том числе Китаем, Индией и Россией». В документе отмечается, что Россия «повторно появилась на международной арене как сильный игрок», США стремятся построить с ней стабильные отношения, основанные на взаимных интересах. При этом США заинтересованы в «сильной, мирной и преуспевающей России» и готовы поддерживать усилия внутри России, направленные «на закрепление буквы закона, ответственного правительства и универсальных ценностей» (Россия упоминается 14 раз).

В феврале 2015 года Белый дом обнародовал обновленную Стратегию, в которой говорилось, что США будут стремиться к предотвращению международных конфликтов и для достижения этой цели намерены опираться на свою «дипломатию и лидерство, подкрепленные мощной военной силой». Главной угрозой для безопасности США, как и прежде, назывались террористические группировки, в т. ч. «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в РФ). Стратегия подтверждала намерение администрации США продолжать укрепление американских вооруженных сил, которые должны быть меньше по численности, но «самыми сильными» по всем показателям. Кроме того, говорилось о необходимости противодействия распространению ОМУ и ядерных материалов и готовности добиваться всеобъемлющего соглашения с Ираном по его ядерной программе. В документе отмечалось, что США будут добиваться равного и справедливого использования всеми государствами «общих пространств» — киберпространства, космоса, мирового океана и воздушного пространства. При решении всех этих задач США по-прежнему будут опираться на своих союзников, в первую очередь — страны НАТО.

В числе существовавших на тот момент международных конфликтов в документе упоминалась ситуация на Украине. По поводу России утверждалось, что она «нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины» и придерживается «воинственного подхода к другим соседним странам», ставя под угрозу международные нормы. «Агрессивность России» была названа как фактор, влияющий «на перспективы отношений между ведущими державами». «Мы будем сдерживать российскую агрессию, бдительно наблюдая за ее стратегическим потенциалом, а при необходимости поможем нашим союзникам и партнерам противостоять российскому принуждению. В то же время, мы будем держать двери открытыми для расширения сотрудничества с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес», говорилось в документе (в СНБ-2015 Россия упоминалась 15 раз).

Раздел V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии

В разделе отмечается, что государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

Отмечается, что система документов стратегического планирования формируется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности рассматриваются на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.

Нормативная правовая поддержка реализации настоящей Стратегии определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.


С этим читают