Список судостроительных заводов россии

Петр I

Бум в истории российского кораблестроения начался при Петре I. Уже в 1693 году в Архангельске им была заложена первая государственная верфь, которая занялась строительством военных кораблей. Так началась история военного кораблестроения в нашей стране.


Когда Петр приехал в Архангельск в 1694-м, уже были готовы фрегат «Святое Пророчество», 24-пушечный корабль «Апостол Павел», транспортное судно «Фламов», они вышли в Белое море, образовав первую русскую флотилию. После этого строительство военно-морского флота началось на регулярной основе.

Уже в 1700 году на воду был спущен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация». Через два года в Архангельске завершили работы над фрегатами «Меркурий» и «Святой дух».

В 1703 году сам Петр I заложил город Санкт-Петербург, центром которого стала самая большая судоверфь страны, получившая название Адмиралтейство. Первым крупным проектом, завершенным на ней, стал 54-пушечный корабль «Полтава». Его спустили на воду в 1712 году. Уже к 1714 году можно говорить о том, что Россия имела свой собственный парусный флот. Самым большим в то время был 90-пушечный корабль «Лесной». История парусного кораблестроения в России при Петре I пережила настоящее перерождение.

Стоит отметить, что во времена первого русского императора строились корабли длиной от 40 до 55 метров, а также фрегаты, буера, шнявы, пармы и флейты.

Восточные

Город Завод Номер завода в советский период Профиль
Кокуй Сретенский судостроительный завод № 369 Малотоннажное судостроение рыболовных, пассажирских, вспомогательных судов, катеров, судоремонт, палубное судовое оборудование
Владивосток Дальзавод № 202 Ремонт кораблей и подлодок.
Владивосток 178-й судоремонтный завод № 178 Судоремонт.
Комсомольск-на-Амуре Амурский судостроительный завод № 199 ПЛАТ, дизель-электрические подводные лодки, корветы, суда обеспечения ВМФ, гражданские суда.
Благовещенск Судостроительный завод имени Октябрьской революции Морские буксиры и сейнеры.
Красноярск Красноярская судоверфь Речные суда.
Красноярск Красноярский судоремонтный центр Судоремонт.
Находка Приморский завод Судоремонт.
Находка Находкинский судоремонтный завод Судоремонт.
Хабаровск Хабаровский судостроительный завод № 876 Малотоннажные суда.
Большой Камень ДВЗ «Звезда» Ремонт атомных подлодок.
Большой Камень ССК «Звезда» Новая судоверфь.Крупнотоннажные суда, танкеры.
Вилючинск Северо-восточный ремонтный центр Ремонт атомных, дизельно-электрических подводных лодок, надводных кораблей, вспомогательных судов, вооружения номенклатуры сухопутных войск и ПВО, утилизация атомных подводных лодок.
Владивосток Восточная верфь № 602 Десантные, торпедные, сторожевые, противодиверсионные катера; малые ракетные корабли, малые морские танкеры.
Тюмень ЗАО «Экспериментальная судоверфь» Грузовые суда речного класса, буксирные суда речного класса, суда для рыбного промысла, разъездные и пассажирские суда, стоечные суда, суда специального назначения, производство судового оборудования, ремонт и проектирование судов речного класса.
Тюмень Тюменский судостроительный завод № 639 Буровые установки.

Характеристика отрасли

Судоремонтные компании – это предприятия, специализирующиеся на выполнении всех видов ремонтов корпусов морских и речных судов, аппаратов и механизмов, оборудования.

Все фирмы отрасли классифицируются по нескольким признакам:

  • Принадлежность – речь идет о том, к какому «подвиду» относятся суда (морской или речной флот, рыбное хозяйство).
  • Уровень сложности выполняемых работ – фирмы, занимающиеся текущим или небольшим ремонтом, навигационным, капитальным. К этой группе относятся и компании, специализирующиеся на постройке судов, а также обслуживании оборудования.
  • Типы судов – компании, ремонтирующие только дизельные, паровые, турбинные, грузовые, пассажирские, буксирные и прочие корабли.

Примечание: в последнее время в России произошло значительное пополнение «плавающего парка» новыми судами с более современными механизмами. Это повлекло за собой необходимость практически полного переоснащения имеющихся судоремонтных хозяйств, а также запуск новых фирм по этой специализации.

Наиболее «многофункциональные» предприятия – те, что относятся к Министерству морфлота. Они, помимо ремонта (капитального, навигационного и мелкого), занимаются постройкой судов.

Предприятия Министерства речного флота специализируются на ремонте и обслуживании речных кораблей. Но вопросы эксплуатации находятся под юрисдикцией владельцев водного транспорта. 

Современность

Сегодня на заводе применяются современные технологии строительства кораблей и судов из стеклопластика, планируется строительство кораблей класса «корвет». Среди новейшей продукции — высокоскоростной пассажирский катамаран из углеродных тканей.

С 2016 по 2018 год завод вёл работы по реконструкции слипа – сооружения, применяемого для подъема и спуска на воду кораблей и судов. В результате реконструкции завод получил закрытый эллинг со стапельными позициями, позволяющими разместить суда и корабли с максимальной длиной до 80 метров (открытые — до 100 метров) и спускоподъёмным комплексом, позволяющим поставить корабль спусковым весом до 2700 тонн на любую свободную позицию как эллинга, так и открытого стапеля.

Первым кораблём, который в 2018 году спустили с нового слипа, стал тральщик проекта 12700 «Иван Антонов». В январе 2020 года спущен на воду тральщик «Яков Баляев» того же проекта, .

Собственники и руководство

39 % акций принадлежат Федеральному агентству по управлению имуществом. Генеральный директор — Середохо Владимир Александрович.

Современное судостроение

Датская кораблестроительная компания Burmeister & Wain (англ.)русск. (B&W, по имени основателей, Карла Кристиана Бурмеистера (датск.)русск. и Уильяма Уэйна (датск.)русск.) являлась ведущей судостроительной компанией мира в 1950-х годах (банкротировала в 1997 г., см. Залы B&W).

Доля рынка европейских производителей начала снижаться ещё в 1960-е годы, когда их заказы переместились в Японию.

Япония была доминирующей судостроительной державой с 1960-х до конца 1990-х годов, но была смещена с лидирующих позиций Южной Кореей и Китаем, которые имели более низкую заработную плату, сильную государственную поддержку и более дешёвые валюты.

По состоянию на 2015 год крупнейшей судостроительной державой в мире является КНР. Благодаря низкой стоимости постройки кораблей на своих верфях он нарастил объёмы производства и обогнал Южную Корею во время мирового экономического кризиса 2008—2010 гг., выиграв тендеры на постройку малых и средних контейнеровозов.

Южнокорейская «Большая тройка» судостроительных компаний — Hyundai Heavy Industries , Samsung Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering — доминирует в мировом судостроении. Самая большая верфь в мире находится в Ульсане и принадлежит Hyundai Heavy Industries. Виду того, что фрахт[что?], новые ставки в 2016 году продолжают снижаться, продолжается снижение спроса на новые суда. Как следствие снижение заказов и простаивание производственных мощностей привели к тому, что южнокорейские судостроители оказались в тяжёлом финансовом положении. Значительная доля рынка перешла к их китайским конкурентам.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Военное судостроение

В 2010-е годы развитие судостроения в России определяется в основном увеличением выпуска военно-морской техники: на нее приходится около 70 % заказов, в том числе 21 % — на экспорт (гражданская продукция составляет около 30 % номенклатуры, на экспорт идет менее 2 %). Страна обеспечивает 12 % в мировом военном кораблестроении, занимая второе место после США.

Ведущая холдинговая структура — ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» — по объемам выпуска продукции в военном кораблестроении занимает седьмое место в мире.

При условии стабильности федерального бюджета и выполнения параметров Государственной программы вооружений есть устойчивые ориентиры до 2020 года по загрузке предприятий отрасли государственным оборонным заказом. Утверждается, что «отечественные судостроительные компании окажутся в выигрыше даже без заказов из-за рубежа, ведь на флот планируется потратить 20-25 % Государственной программы вооружений». При этом наблюдается (2018) сложная ситуация с финансированием военных программ.

подводное

КБ, специализующиеся на подводной тематике — «Рубин» (СПб), «Лазурит» (Нижний Новгород) и «Малахит» (СПб).

Во времена СССР атомные субмарины серийно строились на заводах Ленинграда, Комсомольска-на-Амуре, Горького и Северодвинска, сейчас — только на «Севмаше».

Судостроение в России: история и современность

Мировое судостроение уже давно переехало в Восточную Азию. Около 70% всех произведенных на планете судов приходится всего на три государства данного региона. Это Китай, Япония и Южная Корея. Далее с заметным отрывом идут США и Германия. Россия, увы, не входит в топ-5, однако замыкает первую «десятку» мировых судостроителей.

Древнейший корабль, найденный на территории современной России, датирован учеными пятым веком до нашей эры. Во времена Руси строили преимущественно торговые суда. Первая верфь по строительству военных кораблей была заложена в 1693 году в городе Архангельске. Именно там создали 58-пушечный фрегат «Гото Предестинация». В 1703 году был заложен Петербург, а в нем — Адмиралтейство, крупнейший на то время судостроительный завод в стране. Благодаря этому Российская империя уже к началу XVIII века заимела свой собственный парусный флот.

Сегодня судостроение является стратегически важной отраслью российской тяжелой промышленности. В 2017 году его выручка возросла на 14% и достигла 523 миллиардов рублей

Основным заказчиком в этой отрасли экономики по-прежнему остается Министерство обороны РФ.

Интересные факты:

  • Именно в России был сконструирован крупнейший в мире ледокол.
  • Самая большая подводная лодка также разработана и построена в России.
  • С 2017 года в России отмечается профессиональный праздник – День Судостроителя (29 июня).

Трудности отрасли

Проблема российской судоремонтной индустрии заключается в том, что большинство кораблей – советского производства. Их техническое состояние за длительное время эксплуатации значительно ухудшилось. А это приводит к необходимости часто пользоваться услугами ремонтных организаций.

Провести качественную капитальную реконструкцию не всегда удается. И речь даже не идет о необходимости затрачивать глобальные финансовые средства. Дело в том, что периодические экономические «тряски» привели к тому, что были практически полностью разрушены системы управления и технологии, а квалифицированные кадры утеряны. Грамотных управленцев, способных принимать правильные решения, очень мало.

  • ежегодная реконструкция и осмотр должны проходить все плавсредства;
  • каждые три года выполняется промежуточный ремонт;
  • каждые 5 лет – починка на класс судоходства.

Что касается финансирования: судоремонт отличается от любых других производств тем, что нельзя заранее предугадать, какие работы потребуются, их количество и стоимость

Поэтому важно, чтобы предприятия имели возможность в кратчайшие сроки провести требующуюся реконструкцию судна. Для этого нужны кадры, бесперебойные поставки сырья и оборудования


Однако если устранить все эти сложности, то общие перспективы развития судоремонтной промышленности довольно хорошие. Наличие предприятий с современным оборудованием и квалифицированных кадров, задействованных на производстве, способно обеспечить постоянный приток заказов на выполнение работ даже от зарубежных судовладельцев. А это в свою очередь принесет значительные прибыли не только руководству предприятий, но и бюджету (региональному и федеральному).

20.12.2019

Технология судостроения

Секция корабельного корпуса на Meyer Werft

Методы постройки судов совершенствовались по мере развития науки и техники. Сначала все суда строились из дерева. Первая железная баржа была построена в 1789 году, а первое железное морское судно — в 1843 году.

До 1930-х годов единственным методом постройки судов был подетальный, при котором корпус судна собирался на построечном месте из отдельных деталей. Первоначально детали соединялись заклёпками. Затем стала применяться электросварка. Это создало условия для освоения секционного метода постройки судов, при котором корпус судна собирается из заранее изготовленных секций. По мере формирования помещений в них производились монтажные и другие работы. Это ускорило строительство судов.

Затем появился блочный метод, при котором на построечном месте выполняют главным образом лишь сборку и сварку монтажных стыков блоков, а формирование самих блоков и их наполнение механизмами и устройствами осуществляют вне построечного места.

Началом строительства судна считается его закладка.

Производственный процесс постройки судна состоит из сле­дующих этапов: дос­тапельного (заготовительного и блочного), стапельного, достроечного и сдаточного.

На достапельном этапе выполняются работы по обработке ме­талла, изготовлению деталей набора, сборка и сварка секций и блоков.

На стапельном этапе производят сборку корпуса судна из секций и блоков, испытание его на водопроницаемость, изоляцию помещений, монтаж трубопроводов и части механизмов.

На достроечном этапе производят спуск судна на воду и его достройку на плаву, во время которой выполняют работы, которые нельзя было сделать на стапеле (пог­рузка тяжеловесного оборудования, окончание кор­пусно-изолировочных работ и т.п.). Этот этап заканчивается опро­бованием судо­вых систем и механизмов в действии и проверкой всех выполненных ра­бот.

На сдаточном этапе производится комплекс испытаний судна: швартовые, ходовые, ревизия, контрольный выход.

Промысловое оборудование

Основным предназначением судна является добыча краба, поэтому приступим к изучению промыслового оборудования.  

«Русь» будет работать с конусными ловушками японского типа. Основные зоны работы с промысловым оборудованием расположены в носовой и кормовой частях. Пустые ловушки укладываются стопками на кормовой площадке, палуба которой покрыта не гниющим деревом – лиственницей. Здесь расположен гидравлический кран грузоподъёмностью 2100 кг при вылете стрелы 8 м. Он может использоваться для складирования провизии и ЗИП в кладовые.

В районе кормовой площадки расположена кладовая наживки. В основном, в качестве наживки используется замороженная рыба, которая после обработки на измельчителе наживки кладётся в ловушки в качестве приманки.

Ещё один важнейший элемент кормовой площадки и добычи краба – кошара. Она представляет собой загородку для хранения хребтины – гибкого троса к которому крепятся ловушки.

Через грузовой люк (лацпорт) ловушки с наживкой выбрасываются в море связками по 10-20 штук – порядками. Для каждого порядка на хребтину навешиваются якоря и сигнальные буи. За сутки выставляется до 10 порядков.

Выставив ловушки, краболов собирает их через определённое время. Выборка порядка производится в носовой части по правому борту.

Здесь расположен выборочный блок. Оборудование управляется с помощью гидравлических клапанов.

С помощью кран-балки ловушки с крабом поднимаются на сортировочный стол.

Ловушка раскрывается и начинается сортировка. Крабы малого размера (молодь) и самки выпускаются обратно в море.

Отобранный краб попадает в помещение эжектора и обработки краба, где происходит взвешивание и учет улова.

Затем с помощью транспортёра краб распределяется по RSW-танкам. На краболове-живовозе проекта 03070 предусмотрено девять кработанков общей вместимостью около 461 куб. м.

Вот так кработанки выглядят снизу. Для сохранения температуры на ёмкости нанесён толстый слой термоизоляции.

Эжектор, находящийся в помещении обработки краба, используется для забора воды с глубины 200 метров. Таким образом на судно поступает вода с химическим составом и температурой, привычной для краба. 

Для работы с крышками кработанков и корзинами с крабами используется носовой грузовой кран грузоподъёмностью около 3600 кг при вылете стрелы 12 м.

Опустошённые ловушки попадают обратно на кормовую площадку по дороге транспортировки ловушек, которая идёт внутри вдоль правого борта судна.

Ловушки перетаскиваются по одной на специальном тросе, подающемся через блоки.

При этом хребтина подаётся в кормовую часть по хребтинопроводу – специальному трубопроводу, проложенному от выборочного комплекса до кормовой площадки вдоль левого борта.

Поданная на кормовую площадку хребтина складывается в кошару.

Средние века

История кораблестроения в средние века на Руси отличается появлением организованного судостроения. Считается, что оно возникло в XV веке, когда верфь для промысловых судов была основана на базе Соловецкого монастыря.


В XVI-XVII веках запорожские казаки начали массово строить «Чайки», на которых отправлялись в рейды на турок. Методика была схожа с той, что применяли киевляне. Они стремились увеличить размер судна к середине. Для этого при долблении, с боков прибивали несколько досок.

Новые центры в истории кораблестроения в России появляются при Иване Грозном при взятии им Астрахани и Казани. При Борисе Годунове были предприняты первые попытки основать военный флот. Правда, они потерпели неудачу.

В 1634 году на верфи в Нижнем Новгороде было построено первое в нашей стране морское судно зарубежной конструкции. Это сыграло важную роль в истории развития кораблестроения. Это был корабль под названием «Фридерик». К 1669 боярином Ордин-Нащокиным было завершено строительство судна «Орел».

Развитие пароходства

После отмены крепостного права в 1861 году началось особенно бурное развитие пароходства на Волге. В то время ключевым судостроительным предприятием становится Сормовский завод, основанный в 1849 году. Именно на нем были построены первые в стране товаро-пассажирский пароход и железная баржа.

Примечательно, что именно в России впервые в мире была применен двигатель на речном судне. Произошло это в 1903 году.

Тенденцией второй половины XIX века стал переход от деревянных кораблей на железные. Интересно, что в нашей стране первыми металлическими военными судами стали подводные лодки, спущенные на воду в 1834 году. На следующий год начались работы по строительству полуподводного судна «Отважный», которое могло погружаться под воду практически полностью, оставляя на поверхности только дымовую трубу.

В XIX веке на судах начинают активно использовать паровые машины. Настоящей революцией в истории развития кораблестроения в России становится применение кованого железа, а затем и прокатной стали в качестве основного материала для конструкции кораблей. После перехода от деревянных кораблей к железным началось полное переоборудование всех заводов. Им теперь предстояло отвечать новым требования технологического прогресса.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

  • АО «Центр судоремонта «Звёздочка»;
  • Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»;
  • АО «Судостроительная фирма «АЛМАЗ»;
  • АО «Красное Сормово»;
  • АО «Балтийский завод»;
  • АО «Судостроительный завод «Северная верфь»;
  • АО «Адмиралтейские верфи»;
  • АО «Центр судоремонта «Дальзавод»;
  • АО «Амурский судостроительный завод»;
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе»;
  • АО «Азовская судоверфь».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Технические помещения

Помимо машинного отделения, на судне есть ряд не менее важных технических помещений. Одно из них – помещение холодильных машин. Здесь расположены три холодильных машины (чиллеры), которые обеспечивают жизнедеятельность перевозимого краба.

Помещение холодильных машин

Работающие на фреоне машины непрерывно охлаждают воду и воздух, которые подаются к кработанкам (RSW-танкам) для поддержания постоянной температуры воды +2 градуса.

Холодильная установка

Мощность каждой холодильной машины составляет 440 кВт. По словам конструкторов, такая мощность позволяет полностью охладить заполненные водой танки за 8 часов. За этот период температура воды понижается с +25 до +2 градусов.

Также в этом помещении расположены воздушные компрессоры, которые насыщают воду в кработанках свежим воздухом.

Компрессоры подачи воздуха в кработанки

Комфортные условия необходимо поддерживать не только для перевозимой продукции, но и для экипажа. Для этого на судне предусмотрены два кондиционера

Первый отвечает за отопление и кондиционирование рулевой рубки.

Кондиционер рулевой рубки

Второй, более мощный, предназначен для снабжения воздухом необходимой температуры жилых и служебных помещений.


Основной кондиционер

Ещё одно важное техническое помещение – помещение аварийного дизель-генератора (АДГ). В качестве аварийного и стояночного в проекте 03070 используется дизель-генератор Caterpillar C7 мощностью 148 кВт.  

Согласно правилам Российского морского регистра судоходства, АДГ обеспечивает энергоснабжение аварийных потребителей в течение не менее чем восемнадцати часов.

Помещение АДГ

Из помещения АДГ можно попасть в помещение подруливающего устройства, расположенного в носовой части судна

Вот так выглядит сверху подруливающее устройство насосного типа pump jet. Помимо маневрирования, подруливающее устройство может обеспечивать передвижение судна со скоростью до 3 узлов, даже при выключенном главном двигателе.

Помещение подруливающего устройства

Ещё одно важное помещение – мастерская. Здесь расположены станки, позволяющие произвести оперативный ремонт в удалении от базы технического обслуживания.

Мастерская

Поскольку судну придётся проводить в море долгое время, для хранения запасов необходимы кладовые. 

Кладовая для хранения продуктов

Они оборудованы не только стеллажами, но и холодильниками разной вместимости для хранения провизии.

Холодильники

Жилой блок

Всего экипаж, вместе с капитаном и старшим механиком, насчитывает 30 человек. Свободное от вахты время экипаж может проводить в комнате салоне отдыха.

Капитан и старший механик размещаются в каютах повышенной комфортности. В каюте старшего механика находится информационная панель, показывающая важные параметры работы судна.

Здесь же можно проводить оперативные совещания. Для чего предусмотрена соответствующая мебель.

Для размещения остального экипажа предусмотрены двухместные каюты. Каждая каюта оборудована санузлом с душем.

Всего на краболове «Русь» двенадцать таких двухместных кают стандартной компоновки.

Также на «Руси» имеются в наличии две гостевые каюты повышенной комфортности.

В завершение краткого обзора судна следует отметить, что особенность проекта 03070 заключается в том, что на этой же платформе (корпус и основное энергетическое оборудование) конструкторы «Пеллы» разработали близкие по способу лова промысловые суда – краболов-процессор, ярусолов и сейнер. Идея «единой платформы» позволяет создавать промысловые суда для различных целей быстро и в рамках бюджета заказчика, считают на верфи.

А наш герой – «Русь» вскоре отправится к месту будущей работы на Дальний Восток.

Текст, фото: Александр Полунин

Западные

Город Завод Номер завода в советский период Профиль
Санкт-Петербург Судостроительная фирма «Алмаз» № 5 Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322.
Нижний Новгород Красное Сормово № 112 ПЛАТ. Суда коммерческого флота преимущественно смешанного «река-море» плавания среднего дедвейта.
Санкт-Петербург Балтийский завод № 189 Надводные корабли 1 ранга, суда ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев, судов технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомные плавучие энергоблоки, плавучие опреснительные комплексы.
Санкт-Петербург Северная верфь № 190 Боевые надводные корабли классов корвет, фрегат, эсминец, корабли специального назначения, суда обеспечения ВМФ, ремонт и модернизация.
Санкт-Петербург Адмиралтейские верфи № 194 ПЛАТ, Дизель-электрические подводные лодки, глубоководные аппараты и надводные корабли, танкеры, научные судна, маломерные суда.
Зеленодольск Зеленодольский завод имени А. М. Горького № 340 Малые боевые корабли и гражданские суда.
Рыбинск Вымпел № 341 Средне- и малотоннажные морские и речные суда и катера военного и гражданского назначения.
Пермь Кама № 344 Изготовление судов внутреннего и смешанного плавания, а также морских судов и плавсредств до 3 000 т.
Ярославль Ярославский судостроительный завод № 345 Скоростные катера из алюминиево-магниевого сплава, сторожевые корабли, суда на воздушной подушке, буксиры: от портовых буксиров до морских буксиров спасателей, рыбопромысловые и рыбоохранные суда.
Санкт-Петербург Средне-Невский судостроительный завод № 363 Тральщики, ракетные катера, буксиры, гражданские катера, пассажирские суда.
Санкт-Петербург Петрозавод № 370 Закрыт
Сосновка Сосновский судостроительный завод № 640 Речные катера, суда на воздушной подушке, сухогрузы, баржи, патрульные катера, лоцмейстерские суда.
Петрозаводск Онежский судостроительно-судоремонтный завод Судоремонт, лоцмейстерские катера, грунтоотвозные шаланды, рабочие катера с ледовым усилением, ремонт судов «Росморпорта».
Калининград Янтарь № 820 Большие десантные корабли, боевые надводные корабли класса фрегат/сторожевой корабль.
Выборг Выборгский судостроительный завод Буровые платформы для разработки морских шельфовых месторождений, суда высокой сложности, суда малого и среднего тоннажа.
Санкт-Петербург Пелла Портовые и пожарные буксиры. Стеклопластиковые суда.
Навашино Окская судоверфь Сухогрузы, нефтеналивные суда, рыболовецкие суда и пр.
Новая Ладога Новоладожский судостроительный завод Постройка судов «река-море» длиной до 100 метров.
Шлиссельбург Невский судостроительно-судоремонтный завод Строительство всех типов судов от малых пассажирских до буксиров и судов класса «река-море». Судоремонт.
Москва ОАО «Московский cудостроительный и cудоремонтный завод» Яхты Timmerman Yachts

С этим читают