Торги и закупки

Музей с настоящей катапультой

Руководитель музея, учитель истории Наталья Рабизо отмечает, что многие инженерные идеи Сухого опередили свое время и до сих пор являются основой для разработки современных самолетов и не только. Например, Павел Сухой работал над созданием искусственного сердца. В его конструкторском бюро была создана группа, целью которой было помочь создать прибор, способный поддерживать жизнедеятельность сердца до установки донорского.


Работал Сухой и над созданием системы безопасности летчиков. Среди самых интересных экспонатов — самолетное катапультное кресло, пульт управления истребителя Су-17 (сам самолет, который подарил городу Барановичский авиаремонтный завод, стоит на въезде в город) и личные вещи, которые оказались в музее как подарки родственников. Дети за катапультой сидят часто и знают о ней так много, что, кажется, могли бы воспользоваться, будь она действующей.

Из детских уст особенно впечатляют истории подвигов на самолетах Су. Вероника Букей рассказывает о подвиге Екатерины Зеленко, которой вот-вот должно было исполнится 25 лет: «12 сентября 1941 года старший лейтенант 135-го полка выполняла задание по разведке. На обратном пути ее самолет Су-2 был атакован и загорелся. Она приказала раненому штурману покинуть самолет, после чего пошла на таран истребителя противника. Зеленко стала первой и единственной в истории авиации женщиной, совершившей таран. В декабре 1941 года она награждена посмертно орденом Ленина. В мае 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза».

Зеленко могла спастись, выпрыгнув с парашютом, но вместо этого таранила немецкий самолет, понимая, что погибнет. Вероника, которой 12 лет, не очень понимает, зачем это нужно было делать, и говорит, что сама бы так не смогла: «Я бы побоялась». И соглашается, что жизнь дороже, чем самолет.

Глубокские дети проводят экскурсии в музее Сухого и ездят развлекаться в столицу — в последний раз были в ноябре, на репетиции конкурса «Евровидение».

«Минск большой, и воздух там грязный. Очень шумно», — такой основной вывод. Глубокое же, выразила общее мнение семиклассница Юлия Константинова, очень красивый город, а школа № 1 – самая лучшая. Не только потому, что большая, с хорошими учителями и находится в хорошем месте, а потому, что второй смены нет. Это значит, что не придется в темное время домой возвращаться.

Дети говорят, что не любят поздно вечером уроки делать, а ходить по вечерам здесь не боятся — город спокойный. Улицы Глубокого пусты, начиная с 18 часов, в восемь вечера в центре города работают только два магазина (на окраинах магазинов тоже достаточно, говорят местные) и одно кафе – пицца здесь стоит дороже, чем в Минске.

Гайд для туристов

Как доехать

От Минска до Глубокого – около 160 километров. На машине надо ехать сначала по трассе Р29, затем – Н2600 и Р3.

Напрямую общественным транспортом из Минска в Глубокое можно доехать на маршрутке, автобусе и поезде. Рейсовые автобусы отпвраляются несколько раз в день, до города идут около трех часов. На поезде придется выезжать ночью, прибытие – около четырех утра.

Что посмотреть

Отличный вид на город над озерами. Стоит увидеть Троицкий костел и Собор Рождества Богородицы, в идеале – забраться в их подвалы и на башни. Прогулка по центру города тоже будет приятной. Можно сходить на Коптевку, кладбище, где стоит знаменитая колонна, и посетить Глубокский историко-этнографический музей, который находится в историческом здании ХІХ века.

А на окраине города стоит посетить дендрологический сад, единственный на севере Беларуси, где собраны деревья и кустарники со всего мира.

Где поесть

В Глубоком есть несколько кафе. Полноценный обед (первое, второе, салат и чай) обойдется вам всего в 10-15 рублей. Вечером можно рассчитывать на пиццу по такой же цене, ее продают только в одном месте. Можно также поесть в гостиничном комплексе «Ольгас».

Где остановиться


В городе несколько гостиниц и гостевых домов. Стоимость ночевки – от 35 рублей. Вокруг Глубокого много агроусадеб, в которых будет интересно пожить любителям природы и рыбалки.

Текст: Елена Спасюк Фото и видео: Сергей Сацюк

<?xml version=»1.0″ encoding=»utf-8″?>БерезиноКрупкиБорисовЛогойскВилейкаМядельМолодечноВоложинМинскСмолевичиЧервеньСтолбцыДзержинскУздаМарьина ГоркаКопыльНесвижКлецкСлуцкСтарые ДорогиСолигорскЛюбаньГородокРоссоныВерхнедвинскБраславМиорыПолоцкШумилиноВитебскЛиозноШарковщинаПоставыГлубокоеУшачиДокшицыЛепельЧашникиОршаСенноТолочинДубровноБешенковичиОстровецСморгоньОшмяныИвьеВороновоЛидаКореличиНовогрудокДятловоГродноЩучинМостыБерестовицаВолковыскЗельваСлонимСвислочьКруглоеШкловГоркиДрибинМстиславльБелыничиМогилевЧаусыКричевКлимовичиЧериковСлавгородХотимскКостюковичиКраснопольеБыховКличевОсиповичиКировскБобруйскГлускБрагинХойникиНаровляЕльскЛельчицыМозырьКалинковичиПетриковЖитковичиОктябрьскийСветлогорскЛоевРечицаГомельДобрушВеткаБуда-КошелёвоЖлобинЧечерскРогачёвКормаБрестМалоритаКобринЖабинкаКаменецПружаныБерёзаДрогичинИвановоИвацевичиПинскСтолинЛунинецГанцевичиЛяховичиБарановичи

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия. Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12(552), 1983. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература., 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В., авиационный штурман. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ., 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый. Текст: Краткие сведения об изображённой персоне. Выходные данные. Открытка полежит отправке по почте только в конверте.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров, М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош, Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.
  • Gunston, Bill. Tupolev Aircraft since 1922. — Naval Institute Press, 1995. — P. 74—77. — 254 p. — (Putnam Aviation Series). — ISBN 1557508828.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

Примечания

  1. armedman>ru Ближний бомбардировщик Су-2 (СССР)
  2. xzsad.academic.ru Что такое Су-1?
  3. Штурмовик Су-8 (СССР) Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
  4. авиару.рф Истребитель-перехватчик Су-5 Российская авиация
  5. avia.pro Самолёт Су-13.
  6. авиару.рф Разведчик-корректировщик Су-12 — Российская авиация
  7. История самолётов Сухого.
  8. авиару.рф Истребитель-бомбардировщик Су-7
  9. oruzhie.info Су-7
  10. авиару.рф Истребитель перехватчик Су-9, Су-11
  11. авиару.рф Истребитель-перехватчик Су-15
  12. oruzhie.info voennye-samolety su-17
  13. topwar.ru Т-4 «Сотка» Самолёт не долетевший до будущего
  14. oruzhie.info Су-25 Грач
  15. oruzhie.info voennye-samolety su-27-istrebitel-perehvatchik
  16. skyships.ru Су-26 — спортивный самолёт
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июля 2009.

Безграничный потенциал

Один из ярких примеров высокого потенциала ОКБ –  это высокоманевренный истребитель Су-27. Взлетев в 1977 году, этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной авиации.

«Двадцать седьмой» объединил в себя все самые передовые разработки своего времени, обеспечив тем самым грандиозный потенциал для модернизации на годы вперед. Создан ряд модификаций Су-27, а также новые самолеты на его базе: палубный Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-34, многофункциональные истребители четвертого поколения Су-30СМ и Су-35. Можно сказать, что «двадцать седьмой» заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57.

Силуэт Су-27, его сверхманевренные особенности были особо оценены специалистами всего мира. «Никогда не забуду первый демонстрационный полет Су-27 в Париже. Виктор Пугачев делал вираж на Су-27 в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже – 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с», – вспоминал летчик британских ВВС Джон Фарлайт.

К сожалению, сам Павел Осипович не застал триумфальную иностранную премьеру Су-27 на Ле-Бурже. Выдающийся конструктор скончался в сентябре 1975 года на 81-м году жизни. Но созданная им научная школа проектирования смогла обеспечить стабильную деятельность и развитие коллектива на многие годы вперед. «Путь к сегодняшнему мировому триумфу семейства самолетов нашего КБ был непрост и нелегок. Но такой несомненный успех, всемирное признание заслуг ОКБ закономерны, в каждой новой машине, сконструированной коллективом, неизменно присутствует стиль, дух и незаурядный инженерный ум Павла Осиповича, сумевшего подготовить и воспитать не одно поколение талантливых конструкторов, летчиков-испытателей, производственников, способных удерживать отечественную авиацию на самом высоком современном уровне», – отмечал генконструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов.

За свою историю коллективом ОКБ создано более 100 типов самолетов и их модификаций. Общее число серийно выпущенных самолетов превысило 12 тыс. единиц. Более 2500 машин экспортировано в 42 страны мира. На самолетах марки «Су» установлено около 70 мировых рекордов.

Город на пяти озерах

История Глубокого начинается с 1414 года. Город никогда не имел Магдебургского права, поэтому и герб у него появился только в 2006 году. Местечко сперва принадлежало роду Корсаков, а затем перешло к монахам-кармелитам.

«Приор (настоятель) монастыря кармелитов был фактически мэром местечка Глубокое, а оно само было инфраструктурой монастыря кармелитов, – рассказывает местный краевед Владимир Скрабатун. – Во времена Великого княжества Литовского Глубокое принадлежало роду Зеновичей, затем – Радзивиллам. После второго раздела Речи Посполитой Глубокое оказалось в Минской губернии Российской империи, а в 1842 году стало местечком Дисненского уезда Виленской губернии».

Через город проходит старая дорога из Полоцка на Вильню – Альгердов шлях, сегодня это улицы Ленина и Горького. А озеро в центре города, давшее название городу, со временем изменило название на Кагальное, и это неспроста. До войны в Глубоком жила большая еврейская община, а кагал — это орган общинного самоуправления. Во время войны здесь было гетто, более 10 тысяч узников которого были убиты.

На берегу Кагального напротив школы № 1 стоит еще один самолет Су-24М. Школа носит имя Павла Сухого, здесь же расположен музей авиаконструктора, именем которого назван крупнейший российский авиационный холдинг. Создатель знаменитого штурмовика, автор более 50 оригинальных типов самолетов, родился в Глубоком в 1895 году.

В школьном музее хранится написанная незадолго до войны рукописная автобиография Сухого, где он указывает Витебщину как свою родину.

Дом, где жила семья Сухого, не сохранился, зато до сих пор украшает город церковь Рождества Богородицы, где он был крещен.

Первоначально это был костел ордена кармелитов, самый первый памятник стиля виленского барокко на территории современной Беларуси. Рядом с костелом находился монастырь кармелитов, где в июле 1812 года останавливался Наполеон.

Ему приписывают слова сожаления в том, что с собой в Париж невозможно взять костел монастыря, который не стыдно было бы установить рядом с собором Парижской Богоматери.

Во времена детства Сухого костел ордена кармелитов уже был церковью, а отец авиаконструктора Осип Андреевич был учителем в Глубокском народном училище, которое владело при ней землей. К слову, он был первым светским преподавателем в городе. В школьном музее хранятся благодарности ему за работу с учениками, организацию хора, а его жене Елизавете Яковлевне — за успешное обучение девочек шитью и рукоделию.


В 1899 году семья переехала в Гомель, где Осип Андреевич сперва заведовал школой для детей железнодорожников, затем железнодорожным училищем. Понятно, что Павел Сухой Глубокого не помнил и рассказывал своей дочери о Гомеле, где с серебряной медалью окончил гимназию. Четверки были у него только по латыни и немецкому, которые, судя по всему, он со временем подтянул. Сохранились воспоминания, что Сухой мог поддержать беседу с врачом на латыни, говорил по-немецки, также владел французским и английским языками.

К слову, здание гимназии, где он учился, сохранилось, на его месте теперь размещается Гомельский государственный технический университет имени Сухого.

Два рождения КБ Сухого

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.

В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Образование

После переезда семьи в собственный дом Павел Сухой пошел учиться в гимназию. Окончил ее на «отлично» по всем предметам, кроме немецкого и латыни. По этим языкам он получил в аттестате по «4». В гимназии у Павла проявились способности к физике, математике и технике.

Такие отметки позволили ему без труда поступить в московский университет, на математический факультет. Павел мечтал о техническом ВУЗе, в котором преподавалось воздухоплавание. Но в его документах была обнаружена ошибка, и приемная комиссия отказала в поступлении в техническое училище.

Но Павел Сухой, фото которого есть в данной статье, не отступил от своей мечты и уже через год пришел сдавать экзамены снова. В этот раз все прошло успешно, и он, наконец, стал студентом желаемого ВУЗа. Сразу записался в кружок воздухоплавания, в котором под руководством Н. Жуковского проводились эксперименты по изучению качеств самолетов, их постройка и сооружение аэродинамических труб.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «СУХОЙ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7740000090

О компании: ПАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ» ИНН 7740000090, ОГРН 1037740000649 зарегистрировано 01.10.2003 в регионе Москва по адресу: 125284, г Москва, улица Поликарпова, 23б. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 80 710 512 970,64 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Тарасенко Илья Сергеевич, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «производство самолетов».

Рейтинг организации: Высокий  подробнее Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ? Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.10.2003

ОГРН  ?   1037740000649    присвоен: 01.10.2003
ИНН  ?   7740000090
КПП  ?   771401001
ОКПО  ?   46437794
ОКТМО  ?   45348000000

Реквизиты для договора  ?  …Скачать

Проверить блокировку cчетов  ?

Контактная информация 8\/4… Посмотреть ?

Отзывы об организации  ?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 125284, г Москва, улица Поликарпова, 23б получен 25.05.2016 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Генеральный ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Тарасенко Илья Сергеевич

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 25.02.2020

Учредители ? () Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 80 710 512 970,64 руб.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 17 915 457 000,00руб., 01.10.2003 , ИНН

Держатель реестра:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РТ-РЕГИСТРАТОР», По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 5407175878

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 30.30.32 производство самолетов

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Лицензии:  ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 14 По Г.москве Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.10.2003

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   087216007549 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.01.2013
ФСС  ?   771100467877111 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 22.04.1997

Коды статистики

ОКАТО  ?   45277598000
ОКОГУ  ?   4210008
ОКОПФ  ?   12247
ОКФС  ?   49

Финансовая отчетность ПАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ» ?

В качестве Поставщика:

,


на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ПАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 9 568 079 733,00 руб.

Истец: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 2 806 727 498,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ПАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Товарные знаки ?

Регистрационный номер: Номер заявки: 143853 Дата государственной регистрации: 08.09.1992 Дата истечения срока действия исключительного права: 03.10.2021

Регистрационный номер: Номер заявки: 158075 Дата государственной регистрации: 16.08.1993 Дата истечения срока действия исключительного права: 12.05.2022

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ПАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Детство

Павел Сухой родился 22 июля 1895 г. в Белоруссии, в Виленской губернии, в селе Глубокое. Отец, Осип Андреевич, был крестьянином и работал учителем. Мать, Елизавета Яковлевна, была родом из Белоруссии. Семья была большая. У Павла было пять сестер. Отец был хорошим преподавателем и быстро обрел популярность.

Поэтому ему предложили работу в Гомельской школе. В результате вся его многодетная семья переехала на новое место жительства. Они поселились рядом со школой (в которой Осип Андреевич и преподавал) для детей работников железной дороги.

Благодаря хорошей работе главы семейства он смог получить выгодный беспроцентный заем у одного из соседей. На эти деньги Осип Андреевич построил дом с приусадебным участком и садом. Это способствовало разностороннему развитию Павла, так как в доме было много места, и появилась домашняя библиотека. Родители к тому же поощряли увлеченность детей литературой и музыкой.

Инженерное чутье

Проект сверхзвукового ракетоносца Т-4 («Сотка») был совершенно новым направлением в деятельности КБ. Этот стратегический бомбардировщик воплощал мечты военных об идеальном «убийце авианосцев» — тяжелом ударном самолете, способном со скоростью 3000 км/ч летать на высоте 24 000 км на расстояние 7000 км и нести пару тяжелых (X-45 «Молния») и дюжину легких (X-15) крылатых ракет, не считая пяти тонн бомбовой нагрузки.

 «Чувство красоты никогда не изменяло ему и в конструкторских решениях. Он стремился в конструкции избавиться от всего лишнего, оставляя только необходимое… „Во всем должна быть целесообразность”, — не уставал повторять Павел Осипович»

На первых этапах разработки приходилось принимать решения при острой нехватке данных — их просто неоткуда было взять. По легенде, самолет назвали «Соткой» не потому, что он весил 100 тонн, а из-за того, что был новым на все 100%. Один из рабочих моментов проекта Т-4 описывает Олег Самойлович:

«Когда Л. Бондаренко показал мне эту компоновку, я ее не воспринял: „Леня, ты в своем уме?” Вот так заговорили во мне традиции и консерватизм. Но вот ее показали П. О. Сухому, и он мгновенно понял все ее преимущества: „Немедленно в детальную проработку, немедленно изготовить продувочную модель”. Причем такое решение Павел Осипович принял до проведения каких бы то ни было аэродинамических и других расчетов. Вот в этом и состоял его талант — моментально оценить достоинство нового технического решения. П. О. Сухой обладал невероятной конструкторской интуицией».

Именно это качество, скорее всего, подвигло Павла Осиповича принять предложение министра здравоохранения СССР Бориса Петровского и подключиться в 1966 году к программе создания искусственного сердца. На базе КБ была создана специальная лаборатория, возглавлял которую Моисей Локшин.

«Интересно, что здесь, в области, далекой от специфики основной деятельности, проявилось его конструкторское чутье, видение будущей оптимальной конструкции, — вспоминал Моисей Абрамович. — В одной из бесед я показал ему новую модель искусственного сердца, выгодно отличавшуюся, по моему мнению, от предыдущих. Выслушав меня и осмотрев модель, он сделал замечание о сложностях формы и о том, что металлические элементы не вяжутся с полимерной основой. В этот период для медиков и для меня было очевидно, что форма должна быть близкой к форме естественного сердца, а необходимость в металлических элементах диктовалась нагрузками, возникающими при герметизации присоединяемых элементов. Но если сегодня, через много лет после памятного разговора, рассмотреть модель искусственного сердца, то окажется, что совершенствование конструкции шло по пути, предсказанному П. О. Сухим: форма стала строгой, исчезли все металлические элементы».

Переболев в молодые годы тяжелой формой дизентерии, «заработав» на Северном фронте Первой мировой туберкулез, Павел Сухой всю жизнь соблюдал строгий распорядок дня и режим питания, регулярно использовал отпуск. В выходные дни со стопкой иностранных технических журналов отправлялся на дачу или же налегке… в картинную галерею.

Об этом увлечении Сухого со знанием дела писал его коллега Олег Антонов: «Среди авиаконструкторов и летчиков немало людей, для которых умение рисовать, понимать искусство, красоту играло в работе немалую роль. Большим знатоком изобразительного искусства был генеральный конструктор П. О. Сухой. Он мог провести по залам Третьяковской галереи как заправский экскурсовод. Так интересно рассказывал он о картинах, что просто диву даешься, как тонко понимал Павел Осипович живопись, насколько глубоко разбирался в творчестве русских художников. Чувство красоты никогда не изменяло ему и в конструкторских решениях. Он стремился в конструкции избавиться от всего лишнего, оставляя только необходимое… „Во всем должна быть целесообразность”, — не уставал повторять Павел Осипович. И это наверняка не последняя из причин того, что его самолеты среди самых быстрокрылых в мире».

Трудовая деятельность

Там Павлу было предложено преподавать математику в одном из провинциальных городков. Через некоторое время он снова вернулся в Москву и продолжил занятия в авиакружке. Вечерами помогал Н. Фомину, проектировавшему дирижабли. Когда П. Сухой защитил диплом, был приглашен работать в конструкторский отдел аэродинамического ВУЗа на должность инженера. Затем стал начальником бригады, замглавного конструктора.

С 1939 по 1940 гг. Павел Сухой работал главным конструктором на Харьковском заводе. С 1940 по 1949 гг. – уже в должности главного конструктора БК, который базировался в Подмосковье и Москве. Одновременно он был директором этих заводов. С 1949 по 1953 гг. – замглавного конструктора в КБ Туполева. С 1953 был переведен на должность главного, а с 1956 г. – генерального конструктора.

Деятельность

Компания является крупнейшим российским авиационным холдингом. В состав холдинга входят конструкторские бюро и серийные самолётостроительные заводы, что обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до производства и послепродажного обслуживания авиационной продукции. Основными задачами компании являются обеспечение современной авиационной техникой ВВС России, увеличение доли своей продукции на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданской авиации за счет перспективных разработок и диверсификации своей продукции.

Продукция холдинга, боевые самолёты марки «Су», составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Некоторые фигуры высшего пилотажа типа: «Кобра Пугачёва», «Хук», «Кульбит» были впервые выполнены на самолетах марки «Су».

Компания занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей (по состоянию 2006 год). В настоящее время компанией реализуются перспективные программы в области как военного, так и гражданского авиастроения. В области гражданского авиастроения реализуется программа создания семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100.

Техника марки «Су» принята на вооружение в 30 странах мира. Боевые самолеты марки «Су» поставлялись в Азербайджан, Индию, Китай, Ирак, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Германию, Сирию, Алжир, КНДР, Вьетнам, Афганистан, Йемен, Египет, Ливию, Иран, Перу, Анголу, Эфиопию. Всего по экспортным контрактам в зарубежные страны поставлено более 2 тысяч самолетов «Су». На сегодняшний день приоритетными региональными рынками для самолетов «Сухого» являются Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии.

Основными перспективными проектами компании на середину 2008 года являются:

  • производство истребителя поколения 4++ Су-35БМ
  • производство фронтового бомбардировщика Су-34
  • разработка истребителя 5 поколения Су-57
  • производство гражданского ближнемагистрального авиалайнера Sukhoi Superjet 100

Санкции Госдепартамента США

В августе 2006 Государственный департамент США ввёл санкции против российских государственных компаний «Рособоронэкспорт» и «Сухой». Их обвиняют в нарушении закона «О нераспространении в отношении Ирана» от 2000 года, которым запрещается сотрудничество с Ираном в сфере распространения оружия массового поражения. Введёнными санкциями запрещается американским государственным органам покупать или продавать какие-либо товары, пользоваться или оказывать услуги этим компаниям. В конце июля 2006 «Рособоронэкспорт» заключил контракт на модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 ВВС Ирана, которые теоретически могут быть носителями тактического ядерного оружия. Контракт будет исполнять компания «Сухой».


С этим читают