Валентин катаев: сын полка

Катаев «Сын полка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Сын полка» для читательского дневника:


Деревенский мальчик во время войны остался сиротой, он сумел перейти линию фронта, чтобы разыскать «наших» и воевать в Красной Армии. В лесу его и отыскали разведчики. Капитан Енакиев, потерявший свою семью, видит в ребенке своего сына, но требует, чтобы мальчика отвезли в тыл и отдали в детский дом.

Умный подросток несколько раз сбегал от бывалых разведчиков и вновь возвращался в часть. В конце концов ему выдали военную форму, сапожки, прикрепили к артиллеристскому орудию, и Ваня стал «сыном полка».

Во время наступления капитан, желая спасти мальчика, дал ему приказ идти с запиской в штаб. Там ребенок узнал, что вся его часть погибла, а в записке военный просил позаботиться о Ване. По его просьбе мальчика определили в суворовское училище.

Вывод:

Когда наступает трудное время, мы испытываем себя на прочность. Что мы готовы сделать для своей Родины, своих близких, своей семьи? И в годы ВОВ тысячи мальчишек и девчонок вставали рядом со взрослыми, чтобы защищать страну. Они не думали о том, что могут погибнуть. Они мечтали лишь о том, чтобы освободить свою страну. И сегодня мы не имеем права забывать о их высоком подвиге.

Это интересно: Поэму «Василий Тёркин» Твардовский написал в 1941 – 1945 годах. Она стала одним из самых известных произведений об Отечественной войне в русской литературе. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Василия Теркина» по главам. Произведение состоит из 30 глав и написано преимущественно четырехстопным хореем – размером, характерным для русской частушки, фольклора.

Известные лица — сыны (дочери) полка и юнги

  • Агапкин, Василий Иванович — в конце XIX века воспитанник 308-го Астраханского батальона, впоследствии композитор, автор марша «Прощание славянки»
  • Алёшков, Сергей Андреевич — самый юный участник Сталинградской битвы, сын 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии.
  • Быстрицкая, Элина Авраамовна — во время войны работала в госпитале. Удостоена звания «Сын полка».
  • Гречихин, Павел Кириллович — с марта по ноябрь 1943 года сын полка 1008-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка, впоследствии старшина милиции, «самый честный милиционер России», которому установлен памятник в Белгороде
  • Иванов, Виктор Петрович — воспитанник 577-го гаубичного артиллерийского полка, ординарец комиссара полка, впоследствии капитан 1-го ранга, известный детский писатель, член Союза писателей России.
  • М. К. Кексгольмская, во время Русско-турецкой войны была случайно найдена и подобрана русским солдатом рядом с умирающей матерью, и в дальнейшем удочерена Кексгольмским гренадерским полком.
  • Кузнецов, Евгений Андреевич — в 1942—1943 годах воспитанник зенитной батареи, впоследствии генерал-лейтенант, первый генерал среди выпускников суворовских училищ, член Союза художников СССР.
  • Макаренко, Михаил Янович — советский коллекционер, галерист и предприниматель, активно участвовавший в диссидентском движении.
  • Макушева, Светлана Павловна — воспитанница штаба 4-й воздушной армии, с 14 лет (1941—1944) участник боевых действий. После войны преподаватель английского языка в Львовском университете, доцент, кандидат филологических наук, начальник кафедры Черноморского Высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища им. П. С. Нахимова в Севастополе.
  • Петраш, Юрий Григорьевич — советский и российский исламовед
  • Пикуль, Валентин Саввич — юнга Северного флота, впоследствии известный писатель
  • Раков, Исаак Платонович, (Иван Солнцев) — воспитанник 8-го гвардейского артиллерийского полка, возможный прототип Вани Солнцева из повести «Сын полка» В. П. Катаева
  • Эфраим Севела (Ефим Евелевич Драбкин) — в годы Великой Отечественной войны служил в составе противотанковой артиллерийской бригады, впоследствии писатель, сценарист и кинорежиссёр;
  • Смирнов, Юрий Павлович — номер миномёта 292-го миномётного Кировоградского полка. После войны — почётный гражданин г. Заполярного, старший геолог сверхглубокой скважины СГ-3 в Заполярном, доктор геолого-минералогических наук, действительный член Нью-Йоркской Академии наук (1996), член-корреспондент РАЕН (1997).
  • Суржиков, Иван Николаевич — в годы Великой Отечественной войны денщик К. К. Рокоссовского, впоследствии певец, Заслуженный артист РСФСР
  • Топчиян, Марлен Еновкович — служил в аэродромных частях, впоследствии профессор, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ИГиЛ.

Примечания

  1. ↑ Лукьянец-Бородько Ж. В. Детский фронт в ВОВ
  2. Антон Шошин, Александр Братерский. . Известия (26 июля 2002). Дата обращения 15 ноября 2019.
  3. Апарин В. Вот такое кино : Бойцы вспоминают минувшие дни // Местное время : газета. — Рубцовск, 1995. — 11 февраля. — С. 2.
  4. Командир в/ч № 53652. . Отовсюду обо всём. Игорь Разживин (13 ноября 2019). Дата обращения 13 ноября 2019.
  5. ↑ . ИноСМИ.ру (26 февраля 2003). Дата обращения 14 августа 2010.
  6. Дерябин Г. С. Охрана стальных магистралей. — М.: Транспорт, 1981. — С. 70—73. — 255 с.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июля 2010.
  8. Сергей Птичкин. . Российская газета (30 октября 2008). Дата обращения 4 сентября 2010.
  9. Андрей Прокопцов. . Белгородские известия (10 мая 2010). Дата обращения 14 февраля 2020.

История создания

Автор книги «Сын полка» — Валентин Катаев. Во время работы писатель посещал разные места. Однажды мужчина заметил мальчика, который носил солдатскую форму. На нем были настоящие галифе, гимнастерка и сапоги, но сшитые на ребенка. Катаев решил поговорить с командиром, и тот рассказал, что мальчика нашли солдаты в лесу.

На тот момент ребенок был озлобленным и диким, но его решили забрать в часть. Постепенно он прижился и стал полностью своим. В этот момент писатель понял, что таких детей много. Катаев первым рассказал о войне через восприятие ребенка. После него другие авторы тоже стали писать на эту тему.

Есть несколько версий о том, кто был прототипом Вани Солнцева. В основном считается, что это был Исаак Раков-Солнцев. Он жил в детдоме и в начале Великой Отечественной войны сбежал с другом на фронт. В лесу они попали к разведчикам-артиллеристам.

Позже сын Катаева, объяснил, что у Вани Солнцева не было прототипа и отец полностью выдумал мальчика. Интересно то, что популярность повесть получила только спустя десятилетие.

Главные герои


Двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища.

Командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе

Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. В решительный момент, капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает.

Начало повести

В первой главе рассказывается о трех разведчиках, которые возвращались ночью. В лесу они услышали бормотание ребенка в окопе. Когда мальчик резко проснулся, то он сразу выхватил заточенный гвоздь и приготовился драться. Солдаты пожалели его и забрали с собой.

По дороге в артиллерийскую батарею мальчик немного рассказал о себе. Он представился Ваней Солнцевым, сказал, что ему 12 лет. Он поведал солдатам, как погибла вся его семья, как он скитался по деревням. Однажды его схватили жандармы и отправили в детский изолятор. Там ребенок серьезно заболел чесоткой и тифом. Через некоторое время Ване удалось сбежать, и он скрывался в лесах. Его целью было нахождение линии фронта.

В холщовой сумке Солнцева был только рваный букварь и заточенный гвоздь. По прибытии в артиллерийскую батарею Ваню досыта накормили. Капитан Енакиев смотрел на ребенка и вспомнил свою семью. Его жена, маленький сын и мать погибли при авианалете на дорогу в Минск.

Ваню нашли Биденко, Горбунов и Егоров. Они пообещали зачислить мальчика на довольствие, обучить его военному делу. Енакиев отдал распоряжение Биденко сопроводить Солнцева в детский дом. Ваня дважды сбежал от солдата, а в третий раз столкнулся с капитаном. Мальчика не знал, что разговаривает с командиром батареи, поэтому он пожаловался на несправедливую ссылку в тыл. Енакиев принимает решение вернуть его.

Во время поездки Ваня делал план местности на изорванном букваре. За этим делом его заметили немцы и посадили в блиндаж. Его допросила немка, но мальчик ничего не сказал. Позже Солнцев проснулся от звуков бомбежки, его освободили русские солдаты.

Переломный момент

После того как Ване удалось вернуться к артиллерийской батарее, к нему изменилось отношение. Его сводили в баню, подстригли и выдали ему полное обмундирование. Енакиев решил сделать мальчика своим сыном, поэтому плотно занялся его воспитанием. Ваня стал связным, его назначили запасным номером к первому орудию первого взвода.

Орудийцы многое слышали о мальчике и восприняли его положительно. Солнцев подружился с одним из лучших наводчиков — Ковалевым. Тот рассказывал своему юному ученику о том, что войска СССР скоро смогут одолеть Германию и окончательно победить.


Взвод Енакиева готовился к бою. Перед этим капитан навестил Ковалева и поделился планами об усыновлении Вани. У Енакиева было предчувствие, что немцы имеют запасные войска, и это оказалось правдой. Им удалось окружить пехотную часть. Разгорелся серьезный бой, и капитан решил отправить мальчика в тыл. Для этого мужчина пошел на хитрость: написал записку и велел Солнцеву отправляться в командный пункт дивизиона и вручить письмо начальнику штаба.

Ваня выполнил поручение и вернулся назад, но все уже было кончено. Весь расчет первого орудия, вместе с Енакиевым, был убит. Перед смертью капитан успел написать записку, где попрощался со всеми, попросил заботиться о Солнцеве.

Юный разведчик

Однажды Горбунов и Биденко получили задание: узнать расположение немцев и выбрать удачную позицию. Не поставив в известность руководство части, разведчики взяли с собой Солнцева, в своих лохмотьях он напоминал пастушонка, ведь обмундирования у него пока не было. Мальчик отлично знал местность и был проводником, однако вскоре он пропал. Юный герой проявил самостоятельность, рисуя карту в стареньком букваре, отмечая мосты и броды, и попался немцам. Горбунов решил выручить пастушонка.

Енакиев пришел в бешенство от такого самоуправства и пригрозил отдать бойцов под трибунал. На выручку Ивану хотели выслать целый отряд. В этот момент наши войска перешли в наступление. Спешно отступая, немцы забыли о юном шпионе. Иван снова оказался у своих.

Маленького разведчика отмыли в бане, выдали амуницию и поставили на довольствие. Обаятельный мальчик имел способность очаровывать людей. Енакиев назначил Ваню своим связным и прикрепил запасным к орудию в первый взвод. Артиллеристы охотно приняли мальчугана в армейскую братию.

Стало известно, что наши войска на подходе к германским границам. Дивизия Енакиева вела подготовку к сражению.

Сюжет

Во время выполнения боевого задания группа разведчиков обнаруживает в окопе мальчика, который тяжело бредит во сне. Почувствовав свет фонарика, он моментально вскакивает и выхватывает из своей торбы отточенный ржавый гвоздь. Сержант Егоров успевает перехватить руку ребёнка и прошептать: «Свои». Мальчик успевает в ответ прошептать «Наши!», после чего теряет сознание.

Мальчика зовут Ваня Солнцев. Отец его погиб на фронте в первые дни войны, мать была убита немцами. Младшая сестра и бабушка умерли от голода. Отправленный полевыми жандармами в детский изолятор, Ваня сумел сбежать и с той поры почти три года скитался по полесским лесам. Сержант Егоров, докладывая капитану Енакиеву о найдёныше-пастушке́, отмечает, что смышлёный мальчуган превосходно ориентируется на местности; разведчики хотели бы оставить его у себя. Однако Енакиев принимает решение отправить ребёнка в тыл.

Когда Ване, который впервые за много месяцев почувствовал себя в безопасности, сообщают о распоряжении капитана, он дерзко отвечает, что всё равно сбежит. Мальчик действительно умудряется дважды обмануть сопровождающего его ефрейтора Биденко. Первый раз Ваня выпрыгивает из грузовика и прячется в лесу на дереве; Биденко ищет его больше двух часов и находит благодаря букварю, выпавшему из торбы пастушка. Чтобы не допустить повторного побега, Биденко в кузове попутной машины привязывает к Ваниной руке конец верёвки с двойным морским узлом, а другим концом обматывает собственный кулак. Время от времени ефрейтор дёргает за верёвку, проверяя, на месте ли пастушок. Очередная проверка завершается конфузом: в темноте внезапно раздаётся возмущённый голос женщины-хирурга, которая не понимает, для чего к ней привязали верёвку и почему её постоянно дёргают. Мальчик опять исчезает.

На обратном пути Ваня встречает подростка, который гордо сообщает, что уже второй год считается сыном полка: его нашли под Смоленском, определили на довольствие и однажды даже брали в рейд. Это знакомство заставляет Ваню заняться поисками самого главного начальника, чтобы пожаловаться ему на капитана Енакиева. Добравшись до избы, в которой предположительно находится штаб, Ваня сталкивается с Енакиевым и, не зная его в лицо, рассказывает капитану свою историю. Енакиев отправляет пастушка обратно к разведчикам. Однажды, во время боевого задания, мальчик попадает к немцам. Но его спасают разведчики. Они затрачивают немало усилий, чтобы найти для мальчика портного, сапожника и парикмахера.

Во время тяжёлого боя капитан Енакиев погибает. В его кармане обнаруживается записка, в которой он просит позаботиться о своём названом сыне Ване Солнцеве и сделать из мальчика достойного солдата, а впоследствии — офицера. Командир артиллерийского полка направляет мальчика в суворовское училище. Разведчики собирают своего сына в дорогу, складывая в его торбу мыло, зубной порошок, кружку, буханку хлеба и завёрнутые в газету «Суворовский натиск» погоны капитана Енакиева.

Версии о прототипах

Сын полка, РККА, 1943

Несмотря на то, что повесть была отмечена Сталинской премией, общественный резонанс вокруг понятия «сын полка» возник не сразу, а спустя десятилетие. Как вспоминал Павел Катаев, после «окончания инкубационного периода» почта стала чуть ли не ежедневно приносить в их дом письма, авторы которых вспоминали о фронтовых встречах с его отцом, рассказывали о своей дальнейшей судьбе. Почти все они были убеждены, что при создании образа Вани Солнцева Катаев использовал их собственную историю.

В качестве одной из версий о возможном прототипе журналисты чаще всего обращаются к биографии Исаака Ракова-Солнцева: сообщают, что его настоящая фамилия неизвестна: Солнцевым мальчика нарекли в детском доме за веснушки на лице; в начале войны он вместе со своим другом Володей Вознесенским сбежал на фронт и в лесу под Бобруйском попал к разведчикам-артиллеристам; позже покинул суворовское училище, куда его определили командиры, и снова ушёл воевать;

В то же время, по утверждению Павла Катаева, ни один из «претендентов» (среди которых попадались и откровенные «дети лейтенанта Шмидта») не был настоящим Ваней Солнцевым; одного-единственного прототипа не существует. Многочисленные разговоры Павла Катаева с отцом, в том числе во время написания повести, свидетельствуют о том, что героя «он выдумал, взял из головы»:

Мне бы очень хотелось, чтобы этот мальчик, юноша, молодой человек существовал в действительности. Ведь для меня он был не бумажным героем. А живым человеком. И даже очень хорошо знакомым. Ведь он чувствовал точно так же, как и я бы чувствовал и думал, окажись я в тех же обстоятельствах.

Как Ваня перехитрил Биденко

Биденко и поручили доставить мальчугана в детприёмник. Сутки не было ефрейтора в части, за это время линия фронта сместилась западнее. Биденко прибыл в новый блиндаж, был хмур и молчалив. Вскоре ему пришлось признаться, что Ваня сбежал от него. Как хрупкому мальцу удалось перехитрить огромного детину:

  1. В первый раз Иван убежал от дяденьки, спрыгнув с машины.
  2. К вечеру Биденко разыскал мальчика. В сумерках он прятался, забравшись на дерево. Беглеца выдал старенький букварь, выпавший из рваной сумки Вани и упавший почти на макушку опытного разведчика.
  3. Ефрейтор остановил попутный грузовик, где привязал веревкой за руку хитреца, другой конец крепко зажал в своем огромном кулаке.
  4. Изредка Биденко просыпался и дёргал, мальчик спал и не отзывался. С наступлением рассвета боец выяснил, что Ванька отвязал верёвку и прицепил ее к ноге пожилой толстушки — военного хирурга.

Двое суток бродяжничал мальчик по войсковым частям, дорогам, сожжённым деревням, пытаясь найти палатку, где находились знакомые разведчики. Отправка в тыл казалась мальчишке досадной ошибкой, которую можно исправить, если разыскать капитана Енакиева. И ведь нашёл, шельмец. Ничего не подозревая, он беседовал с самим капитаном, рассказывая, как ему удалось убежать от разведчика Биденко. Он жаловался на строгого командира Енакиева, который не желает брать его в часть, чтобы сделать сыном полка.

Второстепенные персонажи

Бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков- друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Не смог довести мальчика до штаба фронта, Ваня сумел сбежать от него. Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка».

В «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь.

Знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой.


Это была краткая характеристика главных героев повести Катаева «Сын полка», может быть использована для читательского дневника.

Современность

Во время вооруженного конфликта в Чеченской Республике сироты, родители которых были убиты, жили в расположении воинских частей, в том числе принимая участие в отражении вооруженных нападений.

В современной России возрождение института воспитанников воинских частей началось в конце 1990-годов когда по негласному приказу министра обороны маршала Игоря Сергеева было рекомендовано более активно помогать мальчишкам, оставшимся без родителей. Неофициально воспитанников начали брать ещё в 1995 году. Так в воинских частях появились сыны полка и более того, в ряде частей появились целые детские подразделения.

С 1999 года зачисление воспитанников в воинские части приобрело легальный статус. В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, могут заноситься в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства. Порядок такого зачисления определяется «Положением о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» утверждённым Постановлением Правительства России от 14.02.2000 № 124. Воспитанниками могут быть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми необходимыми видами довольствия, а также им выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду, установленному для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячное пособие в размере указанного оклада.

19 мая 2001 года увидел свет приказ Министра обороны России № 235 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановлений Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 124 и от 21 сентября 2000 г. № 745», которым установлен перечень соединений и частей, куда разрешено принимать воспитанников и установлено предельное количество воспитанников в части — 8 человек.

Сюжет

Разведчики, возвращаясь с боевого задания, нашли в яме худенького мальчика. К тому времени Ваня уже несколько лет бродил по лесу, и при виде солдат потерял сознание. Разведчики привели больного и голодного оборвыша в свое расположение, сытно накормили и обогрели.

Несмотря на то, что командир артиллерийской батареи капитан Енакиев готовился к бою, он подробно расспросил о Ване. Выяснилось, что все его родные погибли, и он был круглым сиротой. Енакиев сразу вспомнил любимую жену и маленького сына, которые погибли во время вражеского налета. Прекрасно понимая, что фронт является не самым подходящим местом для ребенка, капитан приказал эвакуировать Ваню в тыл. Но Ваня так сильно хотел остаться на батарее, что по дороге в тыл дважды сбегал. Первый раз он выпрыгнул прямо на ходу из машины. Сопровождавшему Биденко пришлось даже привязать мальчика к себе, но он все равно умудрился сбежать. Ване удалось уговорить капитана Енакиева оставить его – так двенадцатилетний мальчик стал «сыном полка».

Перед запланированным масштабным наступлением красной армии, батарея получила задание разведать расположение вражеских войск. Разведчики Горбунов и Биденко взяли с собой на задание Ваню, который ловко занялся сбором разведданных. За этим занятием его и поймали немцы. От верной смерти мальчика спасло лишь наступление красной армии – немцы попросту забыли о нем, спасаясь от советских солдат.

Сын полка получил солдатскую форму, и начал во всем помогать батарее. Тем временем капитан Енакиев настолько привязался к мальчику, что даже хотел усыновить его.

Война уже подходила к решающей развязке, когда батарее предстоял серьезный бой. Чтобы обезопасить Ваню, который ни в какую не хотел покидать батарею, Енакиев написал ему приказ на листке бумаг и отослал в штаб. Мальчик был вынужден подчиниться приказу капитана, которого он видел в последний раз. Ради обеспечения прохождения частей, отважный капитан вызвал огонь на себя. Никто из батареи не выжил. Енакиева похоронили на родине, а Ваню Солнцева определили в суворовское училище.

Главы 8-14

Солнцев долго бродил по разным дорогам пока не нашел штаб какой-то воинской части. Во время этого путешествия он встретил «роскошного мальчика», который был одет в гвардейскую форму и служил при некоем майоре Вознесенском связным. Эта встреча оказалась судьбоносной, ведь с этого момента Ваня стал бредить мыслью вернуться к разведчикам, о чем он решил попросить «главного командира» после того, как найдет его.

Так как Ваня не видел в лицо Енакиева, то, приняв его за «важного начальника», начал жаловаться на строгого капитана, который не пожелал сделать его «сыном полка». Енакиев решает взять мальчика к разведчикам, которые очень обрадовались его возвращению

«Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».

Разведчики Горбунов и Биденко берут Солнцева с собой на задание, не доложив об этом командиру батареи. Мальчик отлично знал местность и мог послужить им прекрасным проводником. Тем более что он еще не был снабжен обмундированием и в своей ветхой одежде был очень похож «настоящего деревенского пастушка».

Во время задания Ваня отправился вперед, чтобы узнать дорогу. Однако во время его зарисовок на полях букваря плана местности он был схвачен немцами, которые арестовали его и поместили в темный блиндаж. После того, как через несколько часов к месту встречи вернулась лишь одна лошадь, Биденко отправился в часть сообщить о случившемся происшествии.

Допрос Вани производился немкой, которая располагала очевидными уликами в виде компаса и чертежей в букваре. Однако мальчик проявил твердость и стойкость, ничего не сообщив врагу.


С этим читают