Т-10

«Щучье» оружие Сталина…

Что же ожидает любителей советской техники в игре? Ощущения складываются весьма неоднознгачные по нескольким причинам: изначально временными рамками игры принимался период с начала 30-х до начала 50-х годов. То есть так, чтоб охватить приблизительно одну эпоху, не затронув достижения военной промышленности нового поколения.


Однако, ИС-8 является ярким представителем именно последнего. И, чтобы не нарушать концепций игры, разработчиками было принято решение адаптировать танк. Известно, что игра не учитывает качество бронестали, а так как у ИС-8 её толщина всего 120 мм (лоб корпуса), то даже существующие углы наклона порой не помогают. Таким образом, один из лучших тяжелых танков всех времен и народов был превращен в баночку из под пива. Реакция игроков была вполне аргументирована и объяснима, ведь многим игра пришлась по душе своей тематикой, такой близкой для нас. Но, концепция аркады предусматривает совершенно другие понятия о правильности того или иного решения.

Тем не менее, ИС-8 сохранил множество других своих преимуществ: танк, пожалуй, единственный из ТТ, имеет скорость и маневренность, сопоставимые с СТ (а в некоторых сравнениях и лучшие) и прекрасное орудие, позволяющее не придавать такого значения уязвимым местам врага, как раньше.

Исходя из набора преимуществ и недостатков, мы можем судить и о тактике применения танка, с которой он сможет максимально себя реализовать в бою. Основываясь на принципах игры, сразу стоит сказать, что ИС-8 скорее СТ, чем ТТ. К этому располагает количество ХП танка, меньшее чем у одноклассников, его ходовые качества и толщина брони. Однако, на фоне СТ9 (особенно после введения СТ 10), танк все же имеет небольшое преимущество в ХП, аналогичную маневренность и полное преимущество в орудии (пробиваемость, урон). Таким образом, ИС-8 вполне может составить компанию СТ и возглавить их групповой прорыв, создав количественный и качественный перевес в пользу своей команды (или наоборот, уровнять силы, если союзных СТ оказалось меньше, чем вражеских).

Однако, такое решение лишает команду одного ТТ, пусть даже ИС-8 можно им считать отчасти. Соответственно, «тяжелой» части команды придется тяжелее, если изначально количество ТТ в командах было равное. И если игрок на ИС-8 все-таки решается на прорыв с СТ, то этот прорыв должен нести молниеносный и решительный характер. Ведь ТТ,  оставшиеся в меньшинстве, скорее всего не смогут обеспечить очень много времени союзным СТ на прорыв.

В случае, если ИС-8 принимает решение идти в группе с ТТ, то необходимо помнить несколько само собой разумеющихся правил выживания в бою с ТТ:

— помните о толщине своей брони и по возможности укрывайтесь за спинами более бронированных союзников, выжидая, когда враг выстрелит, чтоб, воспользовавшись его перезарядкой, сделать выстрел безнаказанно.


— помните о своей маневренности: возомните себя французом – подождите, пока завяжется основной бой между ТТ и жальте врагов в борт, в корму, вовремя уходя от возмездия, пользуйтесь тем, что они отвлечены на союзных Вам ТТ. Таким образом, враг будет разрываться между вами двоими и не сможет вовремя повернуть пушку в нужном направлении. Не обращать внимания на Вас враги не смогут ввиду Вашего прекрасного пробития и ощутимого урона.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Т-10
В сети Интернет
  • Т-10 // Википедия
  • Последний советский тяжеловес // Военно-исторический портал Warspot
  • Тяжелый танк Т-10 // Броне-сайт
  • Тяжелый танк Т-10 // Военное обозрение
  • ИС-8. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор // YouTube: jmr WoT

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Тяжёлые танки

Техника СССР V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
Техника Германии IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
Техника США V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
Техника Франции IV B1 • V BDR G1 B • VI ARL 44 • VII AMX M4 mle. 45 • VIII AMX 50 100 • VIII AMX M4 mle. 49  • VIII AMX M4 mle. 49 Liberté  • VIII AMX 65 t • VIII Somua SM  • VIII FCM 50 t  • IX AMX 50 120 • IX AMX M4 mle. 51 • X AMX 50 B • X AMX M4 mle. 54
Техника Великобритании V Churchill I • V Excelsior  • VI Churchill VII • VI TOG II*  • VII Black Prince • VII FV201 (A45)  • VIII Caernarvon • VIII Caernarvon Action X  • IX Conqueror • X FV215b  • X Super Conqueror • X T95/FV4201 Chieftain 
Техника Китая VII IS-2 • VIII WZ-111  • VIII WZ-111 Alpine Tiger  • VIIIVIII   • IX WZ-111 model 1-4 • XX WZ-111 model 5A
Техника Японии III Type 91 Heavy • IV Type 95 Heavy • V O-I Experimental • VI Heavy Tank No. VI  • VI O-I • VII O-Ni • VIII O-Ho • IX Type 4 Heavy • X Type 5 Heavy
Техника Польша VII 45TP Habicha • VIII 50TP prototyp  • VIII 53TP Markowskiego • IX 50TP Tyszkiewicza • X 60TP Lewandowskiego
Техника Швеции VIII Emil I • VIII EMIL 1951  • IX Emil II • X Kranvagn

T110E3 в игре

Боевая эффективность

T110E3 — один из ранних вариантов тяжёлого танка T110E5, установка мощного орудия и толстого лобового бронирования сильно сказывается на подвижности машины, также и являясь ее ключевой особенностью. Однако динамика T110E3 намного лучше по сравнению с предшествующей T95 — максимальная скорость хода и поворота значительно возросли. В то время как броня лба очень толстая, борта и корма очень уязвимы. По этой причине эффективнее всего использовать данную ПТ-САУ при обороне узких проходов и улиц — там, где противник не сможет зайти во фланг или тыл, а также для продавливания направлений с тяжелыми танками, нанося врагу наибольший урон. T110E3 — одна из самых хорошо бронированных со лба машин в игре.

Достоинства:
  • мощное орудие ;
  • толстая лобовая броня;
  • командирская башенка имеет отличное бронирование;
  • хорошие углы вертикальной наводки;
  • мощные осколочно-фугасные снаряды, позволяющие гарантированно наносить неплохой урон.
Недостатки:
  • больший размер НЛД по сравнению с T95;
  • тонкая броня бортов и кормы;
  • низкая максимальная скорость;
  • не очень комфортные углы горизонтальной наводки.

Экипаж

У Т110Е3 пять членов экипажа: после T95 вводится еще один заряжающий, что весьма неудобно. Из навыков приоритет надо отдать Ремонту — самому полезному умению для высокоуровневых танков. Боевое братство прокачивать необязательно — многим бонус в 5% кажется небольшим.

  • Командиру обязательно Шестое чувство, далее — Орлиный глаз и Радиоперехват (он также выполняет роль радиста). Также будет полезен Мастер на все руки.
  • Наводчику — Снайпер и Мастер-оружейник.
  • Мех-воду — Виртуоз и Король бездорожья. Как альтернатива — Чистота и порядок.
  • Заряжающим — Бесконтактная боеукладка, Отчаянный, по желанию Интуиция.

Внимание: при изучении двумя заряжающими навыков: Бесконтактная боеукладка, Отчаянный; эффект не суммируется.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ20

БП5

ОФ2

1 ББ20

БП5

ОФ2

Основной вариант

1 Альтернативный вариант

Из оборудования на машину обязательно ставятся досылатель и приводы наводки. В третий слот можно установить улучшенную вентиляцию, просветленную оптику, противоосколочный подбой, маскировочную сеть или стереотрубу на выбор. Некоторые игроки жалуются на хрупкость боеукладки Т110Е3. Они устанавливают в третий слот мокрую боеукладку.

Боекомплект составляет 27 снарядов. Его можно заполнить целиком либо обычными, либо «золотыми» боеприпасами, либо и тем и другим поровну. Оптимальным считается вариант 4:1 бронебойных к подкалиберным. Можно стрелять по врагам и фугасными снарядами, но они обычно наносят меньший урон по броне танков Х уровня и, учитывая пробиваемость данного орудия, являются просто бессмысленной растратой боевого потенциала машины.

Оценка T110E3

  • Защитник — за низкую скорость, предполагающую оборонительный стиль игры.
  • Стальная стена — за толстую броню лба.
  • Коса cмерти — за высокий разовый урон.
  • Бронебойщик — за отличную бронепробиваемость орудия.

История изменений

Основная статья: История изменений T110E3

История изменений

Обновление 0.7.5

ПТ-САУ добавлена в игру.

Обновление 0.8.0
  • Скорость поворота ходовой T110E3 изменена с 26 до 24.
  • Максимальная скорость движения назад изменена с 10 км/ч на 8 км/ч.
  • Максимальная скорость движения вперёд изменена с 26 км/ч на 24 км/ч.
  • Время прицеливания орудия 155 mm AT Gun T7E2 изменено с 2,3 сек. до 2,5 сек.
  • Время перезарядки орудия 155 mm AT Gun T7E2 изменено с 17,6 сек. до 18,3 сек.
  • Разброс орудия 155 mm AT Gun T7E2 изменён с 0,34 м до 0,36 м.
Обновление 0.8.6
  • Добавлен сверхтяжёлый противоосколочный подбой с коэффициентом дополнительной абсорбции 50%;
  • Коэффициент доходности увеличен на 15 %.
Обновление 0.8.11
  • Время перезарядки орудия 155 mm AT Gun T7E2 уменьшено с 18,3 до 17 с.
  • Урон, наносимый снарядом AP M111E1 орудия 155 mm AT Gun T7E2, уменьшен с 850 до 750.
  • Урон, наносимый снарядом APCR M112E1 орудия 155 mm AT Gun T7E2, уменьшен с 850 до 750.
Обновление 0.9.1

Коэффициент заметности после выстрела для всех ПТ-САУ (кроме премиум машин) приведён в соответствие с коэффициентами таких же орудий на танках (в основном увеличен).

Обновление 0.9.6

Дальность обзора уменьшена с 400 до 390 м.

Обновление 0.9.9

Танк переработан в новом визуальном качестве.

Как играть Т-10

После ИС-3, который на 8 уровне представляет из себя полноценный тяжелый танк прорыва, к игре на Т-10 необходимо перестроиться. Обусловлено это тем, что он сохранил в себе как плюсы от предыдущей техники, так и свойственные ей минусы. Прежде всего это касается бронирования, которое не позволяет играть на передовой бодаясь лоб в лоб с тяжелыми танками противника 9 и 10 уровней. Т-10, как гибрид СТ и ТТ требует другого стиля игры, поэтому на первоначальном этапе может сложиться мнение, что он слабее своего предшественника.


Номинально Т-10 тяжелый танк, но эту мысль лучше сразу отбросить в сторону и вначале боя выбирать направление как для среднего танка. Хорошие показатели скорости и динамики позволяют на поле боя быстро занимать ключевые позиции. Заблаговременное прибытие на удобною позицию дает шанс сделать выстрел первым. У танка хороший альфа-страйк, именно от этого необходимо играть. Сделали выстрел и закатываться в укрытие, чтобы лишний раз не подставляться под выстрел. Если рельеф позволяет, то можно танковать через башню, но высокоуровневые ПТ-САУ могут пробить ее голдовыми снарядами и не стоит забывать про фугасных японцев.

Полностью уподобиться стилю СТ не получится и на это есть несколько причин:

  • размеры танка;
  • нехватка маневренности в ближнем бою;
  • скорость перезарядки дольше, чем у всех СТ 9 уровня, поэтому любой выстрел, закончившийся промахом или непробитием — фатален;
  • если каждый раз дожидаться полного сведения, то шансы выжить в очном поединке сводятся к нулю.

Оптимальная роль на поле боя для Т-10 — танк поддержки со второй линии. На ближнем расстоянии в его башне не сложно выцелить уязвимые места, но на средней дистанции это уже проблематичнее сделать. Находясь в топе списка можно сыграть по смелее, но все же вначале боя лучше пропустить вперед союзные тяжелые танки. Такая тактика позволит сохранить очки прочности до более решающей стадии боя и при грамотной игре настрелять приличное количество урона.

Зоны пробития…»Для тех, кто в танке».

Зоны пробития ИС-8 подробно разбирать не приходится, так как танк пробивается достаточно легко орудиями пробитием около 200 мм, кроме некоторых случаев.

К примеру, Вы можете не пробить ИС-8, если он «станцует» лбом корпуса во время выстрела. Есть вероятность рикошета, если ИС-8 просто расположится к вам под прямым углом – тогда его ВЛД будет пробить сложновато: будут браться лишь края. НЛД танка выцелить довольно легко и оно хорошо пробивается. Борта танка так же рикошетны и часто любят поедать урон.

На первом рисунке показаны 5 основных точек пробития ИС-8 — это НЛД (1), крайние части ВЛД ( 2 и 3), наблюдательное отверстие в башне (5) и башенка командира (4). ВЛД легко пробьется лишь в том случае, когда один из листов расположен к Вам под более-менее прямым углом. Практически то же самое нужно сказать и о НЛД, однако, если НЛД будет к вам повернуто под углом, то, соответственно, к Вам будет повернут прямо лист ВЛД. Башня командира пробивается танками ниже уровнем. Наблюдательное отверстие выцелить трудно издали, но очень легко в клинче.


На втором рисунке показаны наиболее благоприятные зоны пробития, располагающиеся по борту танка. Попадание в зону 1 предполагает шанс возгорания танка, в зону 2 — вывод из строя членов экипажа (мехвод, заряжающий). Зона 1, не смотря на крепкую башню ИС-8, пробивается за счет меньшей обтекаемости и может сулить отпуком по состоянию здоровья для командира танка.

Трансмиссия

Применение трансмиссии двух типов: гидромеханической и усовершенствованной механической позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.

Гидромеханическая трансмиссия

Гидромеханическая трансмиссия, обеспечивает автоматическое бесступенчатое регулирование тягового усилия и скорости в зависимости от тягового сопротивления. В ней используется главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы, применяемые в механической трансмиссии.

Технические характеристики гидромеханической трансмиссии
Гидротрансформатор трехколесный одноступенчатый
Коробка передач планетарная, трехступенчатая, реверсивная с переключением под нагрузкой
Фрикционы многодисковые, постоянно замкнутые, сухого трения, с гидросервированным выключением
Тормоза ленточные, сухого трения
Главная передача коническая с круговым зубом
Бортовые редукторы двухступенчатые
Максимальные тяговые усилия и скорости движения холостого хода базовой модели Т10.0000
Передача вперед назад
скорость, км/ч тяговое усилие, кН скорость, км/ч
I 3,61 151 4,48
II 6,40 142 7,94
III 10,09 83 12,51

Механическая трансмиссия

Муфта сцепления постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная
Коробка передач четырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре — назад. Выпускается в вариантах, приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации)

Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у гидромеханической трансмиссии.

Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторов с механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)
Передача вперед назад
норм. диапазон ускор. диапазон скорость, км/ч
скорость, км/ч тяговое усилие, кН скорость, км/ч тяговое усилие, кН
I 2,58 142 3,07 122 3,01
II 3,57 103 4,25 85 4,18
III 5,20 67 6,20 54 6,06
IV 8,70 35 10,40 27 10,20

Кабина

Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное сиденье, регулируемое по весу и росту оператора, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе. На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора. Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов. По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером

Машины на базе Т-10

«Объект 268»

Основная статья: Объект 268

Единственная САУ на базе Т-10, построенная в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была с 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.

«Объект 27»

«Объект 27» или ТЭС-3 — опытная подвижная атомная электростанция мощностью 1,5 МВт, предназначенная для использования на Крайнем Севере. Конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

«Объект 282»

Основная статья: Объект 282

Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.

«Объект 272М» — танк Т-10 с ПТРК «Малютка»

Оценка проекта

Т-10 был последним тяжелым танком СССР. В последней модификации он не уступал в огневой мощи таким западным танкам, как м103 и Конкэрор. При этом превосходил их в подвижности и маневренности. Имел лучшую круговую защиту и небольшие габариты. Обладал двухплоскостным стабилизатором и более мощным вспомогательным вооружением, включающим в себя спаренный и зенитный пулеметы КПВТ. Также танк был выпущен в больших объёмах, чем его более тяжелые аналоги, что указывает на его большую технологичность. Танк имел большой модернизационный потенциал. В случае установки новой системы управления огнем и навесной динамической защиты, он мог оставаться конкурентоспособным даже на конец восьмидесятых годов. В качестве минуса можно отметить небольшие углы вертикального наведения, по сравнению с аналогами.

ТТХ первых основных и последних тяжёлых танков
Т-62 «Центурион» Mk.12 M60 M103A1 Конкэрор Т-10М
Общие данные
Экипаж 4 4 4 5 4 4
Боевая масса, т 37,0 51,0 46,2 56,6 65,0 50,0
Ширина, м 3,30 3,63 3,63 3,36 3,99 3,51
Высота, м 2,40 2,94 3,26 3,56 3,35 2,59
Приборы ночного видения ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел
Система защиты от ОМП автоматическая коллективная, с противорадиационным подбоем коллективная коллективная коллективная
Вооружение
Марка пушки 115-мм 2А20 105-мм L7A1 105-мм M68 120-мм M58 120-мм L1 122-мм М-62-Т2
СУО телескопический ТШ2Б-41 (3,5/7×), двухплоскостной стабилизатор перископический прицел (8×), пристрелочный пулемёт, двухплоскостной стабилизатор перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель перископический прицел (6×), одноплоскостной стабилизатор, оптический дальномер телескопический прицел Т2С-29-14, двухплоскостной стабилизатор
Боекомплект пушки 40 70 57 38 35 30
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ 1 × 12,7-мм L21,1 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB,1 × 7,62-мм M73 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919 2 × 14,5-мм КПВТ
Бронирование, мм
Верхняя лобовая деталь 102 / 60° (204) 121 / 57° (222) 93 / 65° (220) 127 / 60° (254) 130 / 60° (260) 120 / (55°+40°) (270)
Нижняя лобовая деталь 100 / 55° (174) 76 / 46° (109) 85—143 / 55° (148—249) 114 / 50° (177) 76 / 60° (152) 120 / 50° (186)
Лоб башни (220) 200 / 0° (200) 178 / 0° (178) 127 / 50° (197) 176 / 30° (203) (250)
Борт корпуса 80 / 0° (80) 51 / 12° + 10 (52+10) (51…74) 44…51 / 30…40° (51…67) 51 / 0° + 6 (51+6) 80 / 10…62° (81…170)
Борт башни 165 112 / 0…10° (112…114) (140) 70…137 / 20…40° (75…179) 89 / 0…30° (89…102) (200…208)
Подвижность
Тип двигателя V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения,580 л. с. V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,650 л. с. V-образный,дизельный,воздушного охлаждения,750 л. с. V-образный,карбюраторный,воздушного охлаждения,810 л. с. V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,810 л. с. V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения750 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 15,7 12,5 16,2 14,3 12,5 15,0
Тип подвески индивидуальная торсионная сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана индивидуальная торсионная индивидуальная торсионная сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана индивидуальная торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50 35 48 34 34 50
Запас хода по шоссе, км 450 190 480 129 150 350
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75 н/д 0,77 0,9 0,84 0,77

Историческая справка

Основная статья: История Т-10

Т-10М на параде

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.

В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3. В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в Подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. В 1956 году на вооружение приняли модификация Т-10А. В модификации на пушку был установлен стабилизатор, заменен прицел и маска пушки.

В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Примечания

  1. ↑ Боевая и техническая характеристика // Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М / Под ред. Почтарева Н. Ф. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. — С. 10. — 540 с.
  2. ↑ , с. 49.
  3. ↑ , с. 45.
  4. ↑ Энциклопедия танков мира 1915—2000 гг. — Составитель Г. Холявский.
  5. ↑ , с. 45—49.
  6. , с. 51.
  7. ↑ , с. 32.
  8. Шумилин С. Э. Военно-техническое обозрение: Тяжелый танк Т-10. — М.: Наука и техника выпуск № 4, 2011.
  9. , с. 52.
  10. Бронеколлекция 2000 № 3 стр.7,8
  11. Описание устройства 122-мм стабилизированной в двух плоскостях танковой пушки «М-62Т2», стр. 265, 266
  12. Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
  13. , с. 24.
  14. С. Устьянцев, Д. Колмаков. Т-54/55. — Нижний Тагил: Уралвагонзавод / Медиа-Принт, 2006. — С. 216—218. — (Боевые машины Уралвагонзавода № 3). — 4500 экз. — ISBN 5-98485-026-5.
  15. , с. 39—40.
  16. R. P. Hunnicutt. Patton: A History of American Medium Tank Volume I. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1984. — P. 440. — ISBN 0-89141-230-1.
  17. , p. 10.

Сноски

  1. Пробиваемость для подкалиберных снарядов указана при воздействии на гомогенную стальную броню на дальности 2000 м
  2. По командирскому перископу
  3. На всех танках, на которых они есть — активные инфракрасные
  4. В скобках указана брони
  5. ↑ Литая броневая деталь сложной формы; указана эквивалентная толщина
  6. 10-мм стальной противокумулятивный экран
  7. 6-мм стальной противокумулятивный экран

Сохранившиеся экземпляры

Т-10А, установленный на Площади Победы, г. Кагарлык, Киевская область, Украина

Т-10М в экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина

Т-10М в Парке Победы, г. Нижний Новгород

  • Белоруссия Белоруссия:
    • два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
    • возле Кургана Славы в г. Минске.
    • на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);
  • Россия Россия:
    • в Центральном Музее Вооружённых Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
    • на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского танкового инженерного института;
    • на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
    • на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
    • в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
    • на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
    • на постаменте на площади Победы в г. Магнитогорске (Челябинская область);
    • в парке Победы, г. Нижний Новгород, установлен танк Т-10М.
    • на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край)
    • на постаменте в г. Городец Нижегородской области
    • на постаменте на территории 240 танкового полка (г.Хабаровск-43)
  • Украина Украина:
    • В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
    • г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
    • на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) установлен танк Т-10М;
    • 21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменён на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
    • на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
    • на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Зелёное Поле (Великоновосёлковский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);
    • на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
    • на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
    • на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
    • на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
    • в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.

Преимущества и недостатки

В силу уникальности тактико-тактических характеристик Т-10 воплощает в себе качества среднего и тяжелого танка. Это усложняет выделение сильных и слабых сторон, но можно выделить общие моменты:

Преимущества:

  • высокий альфа-страйк;
  • быстрая перезарядка;
  • хороший обзор;
  • наличие экранов и рациональных углов наклона брони;
  • низкий силуэт;
  • крепкая башня;
  • отличная подвижность и точность орудия (как для тяжелого танка);

Недостатки:

  • посредственное бронирование;
  • длинный корпус;
  • малая масса танка не позволяет без нанесения урона себе таранить врагов;
  • уязвимые зоны в лбу;
  • очень неудобные углы вертикальной наводки.

С этим читают