Тяжёлый танк т-35

Начало производства.

Зимой 1940 года, три серийных Т-34 отправились в пробег Харьков-Кубинка-Смоленск для выявления конструктивных недоработок. Офицеры НИИ БТ проводившие испытания обнаружили столько недостатков, что представленный ими отчет не оставил замнаркома обороны маршалу Г.К. Кулику ничего иного как отдать приказ остановить изготовление и приемку Т-34. Взамен было решено ускорить разработку нового среднего танка А-43, с торсионной подвеской и улучшенным бронированием.


Начальник АБТУ Я.Федоров, с которым был согласен Г.К. Кулик, вовсе предлагал оставить в производстве БТ-7M и ускорить работы по Т-50. Руководство харьковского завода, было несогласно со столь нелесной оценкой и предложением поставить крест на своем детище и настояло на продолжении производства, предложив временно снизить втрое гарантийный пробег машины, которая должна была составить тысячу километров. Спор прекратил Ворошилов, который хотя на тот момент и лишился высокой должности наркома, но как будучи членом Политбюро ЦК и как старый большевик не утратил своего влияния, как Сталина, так и на председателя совнаркома Молотова. Именно его рекомендация позволила продолжить производство Т-34, пока его не в производстве сменит Т-43М.

Не прошло и полгода, как вторая мировая война показала правильность этого решения. Т-34, производство которых было развернуто в Сталинграде и Харькове, позволило в короткое время организовать их выпуск на предприятиях в тыловых районах в военный период. Начиная с момента освоения в производстве и вплоть до начала войны, новый Т-34 был изготовлен в количестве около 1225 штук. С началом мобилизации промышленности, производство танка подключился горьковский завод «Красное Сормово» (зав. №112 ).

Тактико-технические характеристики

Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:

Боевая масса 50 (54) т
Длина танка 9,72 м
Ширина 3,2
Высота 3,43 (3,74) м
Клиренс 0,53 (0,57) м
Толщина переднего наклонного листа брони 50 (70) мм
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони 20 мм
Толщина борта и «шестиграна» 20 (25) мм
Толщина крыши корпуса и башен 10 мм
Толщина днища От 10 до 20 мм
Борт главной башни 20 (25) мм
Борт средней и малой башен 20 мм
Скорость по шоссе До 28,9 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 14 км/ч
Запас хода по шоссе 100 (120) км
Запас хода по пересеченной местности От 80 до 90 км
Максимальный угол преодолеваемого подъема 20 градусов
Максимальная высота преодолеваемой стенки 1,2 м
Максимальная глубина брода 1 (1,7) м
Максимальная ширина преодолеваемого рва 3,5 м

В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.

Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.

Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.

Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.

Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).

Минусы

Не обошлось и без минусов. Три пушки давали возможность вести огонь вкруговую, но это повлекло усложнение конструкции, увеличение количества экипажа и собственного веса, что, в свою очередь, привело к проблемам передвижения. Огромные размеры также сказывались на тягловых возможностях двигателя, которому часто приходилось работать на пределе. Добавим сюда, что танком зачастую приходилось управлять вслепую. Далеко вынесенные вперед гусеницы значительно закрывали обзор, а место водителя было там же, где и в других танках, — впереди, между ними. Все эти детали в совокупности мешали эффективно использовать танк Т-35.

Характеристики брони также оставляли желать лучшего. При низкой скорости и маневренности слабая броня делала из танка прекрасную мишень. К недостаткам относится и конструкция люка для водителя. Открыть его для выхода можно было лишь в том случае, если левая передняя пулемётная башня была бы развёрнута оружием «лево на борт». Таким образом, при повреждении ее выйти самостоятельно водитель не мог.

Стандартное оборудование

В стандартное оборудование бульдозера ЧЕТРА Т-35.01, Т-35.02 входит:

  • Регулируемое кресло оператора на мягкой подушке
  • Воздухоочиститель
  • Вентилятор системы обогрева кабины
  • Деселератор
  • Звуковой сигнал
  • Передний буксирный крюк
  • Защита двигателя
  • Гидравлическое устройство для натяжного механизма гусеницы
  • Система освещения
  • Многослойная защита
  • Глушитель
  • Стояночный тормоз
  • Защита силовой передачи
  • Сменные сегменты зубчатого венца
  • Защитная конструкция ROPS/FOPS
  • Ремень безопасности
  • Розетка внешнего питания 24 V
  • Розетка питания 24 V
  • Генератор переменного тока 75 А
  • Аккумуляторные батареи (2), 12 В, 190 А*ч (напряжение бортовой сети 24 V)
  • Прикуриватель
  • Стартер
  • Электросчетчик моточасов

На приборном щитке:

  • тахометр
  • указатель температуры охлаждающей жидкости
  • указатель давления масла двигателя
  • указатель температуры масла двигателя
  • указатель напряжения бортсети
  • указатель уровня топлива
  • указатель температуры масла трансмиссии

На приборном щитке индикаторы:

  • аварийное давление масла в двигателе
  • перегрев охлаждающей жидкости двигателя
  • отсутствие заряда аккумуляторных батарей
  • засоренность воздушного фильтра
  • засоренность фильтра в гидробаке
  • перегрев масла в гидробаке
  • засоренность фильтра в трансмиссии
  • минимальная температура масла в трансмиссии
  • перегрев масла в трансмиссии
  • засоренность масляного фильтра двигателя
  • аварийное давление масла трансмиссии

Состав вооружения

Танки Т-35 оснащались следующими видами оружия:

  1. Пушка КТ. Калибр – 76 мм. Аналогичное орудие использовалось и на других бронированных машинах (например, на Т-28). Предназначалось оно для разрушения обычных укреплений противника, построенных без применения бетона, и огневой поддержки наступления пехоты. В распоряжении командира орудия иногда имелись также бронебойные снаряды, но эффективность их была невысока;
  2. Две пушки 20К. Калибр — 45 мм. Эти орудия использовались на многих советских танках и бронеавтомобилях. Их основное предназначение – уничтожение всех видов бронетехники противника. Начальная скорость снаряда, выпущенного из 20К, достигала 760 метров в секунду;
  3. Шесть (на некоторых машинах пять) пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. В средних и малых башнях устанавливалось по одному ДТ, а в главной – два, причем один из них монтировался в корме.

Боекомплект к основному орудию состоял из 96 унитарных выстрелов. 48 из них были с фугасными снарядами, 48 – со шрапнелью. Часть последних могла быть заменена на бронебойные боеприпасы.

К пушкам 20К имелось 226 выстрелов – по 113 с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Питание пулеметов осуществлялось из дисковых магазинов по 63 патрона. Всего в танке имелось 160 дисков (10 080 патронов). Следует отметить также, что поздние Т-35 могли комплектоваться дополнительным зенитным пулеметом, устанавливаемым в турели на люке наводчика главной башни.

Рождение Т-34.

На протяжении февраля-марта 1940 г, два прототипа Т-34 своим ходом совершили переход из Харькова в Москву. В пробеге непосредственное участие приняли главный конструктор М. Кошкин и конструктор Александр Алексадрович Морозов. Тяжелобольной, Кошкин не раз сам садился за рычаги Т-34. Болезнь прогрессировала и 26.09.40 г М.Кошкин умер. Посмертно за его вклад в создание Т-34 он был награжден Государственной премией.


17 марта 1940г Т-34 в числе других видов военной техники были представлены руководству государства и армии. Танки в целом произвели благоприятное впечатление, и было решено начать производство новых машин на ХПЗ № 183. Плановое задание в 150 машин установленное изначально, вскоре был увеличено в четыре раза. Но из-за производственных трудностей до 1941 года смогли изготовить только 115 средних танка. В сороковом году себестоимость Т-34 составила 429 596 рублей в соответствии с отчетами ХПЗ и 510 000 рублей по сведениям Наркомата среднего машиностроения.

Сравнение с аналогами

Буквального аналога Т-35 не было создано ни в СССР, ни в других странах мира. Даже экспериментальный британский «двухъярусный» Independent не может быть приравнен к советскому «сухопутному крейсеру». Тем не менее схожие по своей концепции машины всё-таки существовали.

Прежде всего стоит вспомнить про французский Char 2C. Это был даже не тяжелый, а сверхтяжелый танк – его масса составляла 75 тонн. Его длина превышала 10 метров (то есть он был длиннее Т-35). Прототип этой боевой машины появился еще в 1917 году, во время Первой Мировой войны. У Char 2C имелось только две башни – одна артиллерийская и одна пулеметная, расположенная на корме. Дополнительные огневые точки устанавливались по бортам танка.

В декабре 1939 года Char 2C модернизировали, увеличив толщину его лобовой брони до 90 мм, а бортовой – до 65 мм. Таким образом, французским конструкторам, в отличие от советских, удалось обеспечить противоснарядную защиту. Тем не менее эти танки никакой роли во Второй Мировой войне не сыграли – их подвел недостаток, в полной мере свойственный и Т-35, а именно низкая подвижность.

Еще одним приблизительным аналогом Т-35 можно считать опытный британский танк Vickers Medium Mark III. Он считался средним, а не тяжелым и имел «всего» три башни. Эта машина стала своего рода прототипом советского Т-28. Последний в целом показал себя намного более удачным, чем Т-35. Многобашенные танки Т-28, созданные в СССР, достаточно активно применялись в различных вооруженных конфликтах, в том числе и на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Кроме того, в разных странах мира изготавливались единичные экземпляры многобашенных танков, более или менее близких по своей концепции к Т-35. Одним из них был японский Type 95 Ro-Go Heavy. Этот тяжелый танк оснащался одной орудийной и двумя пулеметными башнями и имел неплохое бронирование, однако в серию так и не пошёл.

В 1938-39 годах в СССР предпринималась еще одна попытка создания «сухопутного крейсера» — были разработаны опытные советские тяжелые танки СМК и Т-100. Оба они задумывались как трёхбашенные, еще на этапе проектирования количество башен сократили до двух.

Модификации. Состоявшиеся и несостоявшиеся

В Великой Отечественной войне танки Т-35 практически участия не принимали. 7 экземпляров потеряно в боях 1941 года, 6 остались в ремонте, а 35 были покинуты и уничтожены экипажами из-за поломок. В связи с вышеперечисленными минусами основным полем действия этих танков являлись военные парады 1933-1941 гг.

В 1938 году ХПЗ предложил перевооружить Т-35 новой 76-миллиметровой пушкой Л-10 вместо КТ, но военные министерства этот вариант не приняли, мотивируя тем, что для борьбы с бронеобъектами хватит двух 45-миллиметровых орудий, а для сопровождения пехоты достаточно мощности КТ. И последний год танк так и выходил с главной пушкой 72 мм. Неизвестно, что было бы к 1944 году (рождение 85-миллиметровой пушки), может быть получилась бы модель Т-35-85. Танк Т-34 такую пушку получил, и последние годы войны, а также в других сражениях использовались исключительно Т-34-85. Обозначение расшифровывалось как Т-34 с 85-миллиметровой пушкой. Справедливости ради нужно упомянуть, что один танк Т-35 участвовал в боях 1945 года, но на стороне немцев. К немцам попала одна из 35 брошенных моделей, которую сумели восстановить немецкие инженеры.

Примерно в те же годы на базе Т-35 начинается разработка самоходной установки — СУ-14. Основным отличием стала башенная часть, тогда как корпус экспериментальной машины остался без изменений. Вместо башен самоходная артиллерийская установка получила одну просторную рубку, а вместо пушки установили 203-миллиметровую гаубицу образца 1931 года (известную как Б-4). Из-за длины ствола рубка сдвинулась на заднюю часть, что повлекло за собой внутренние изменения: мотор вместе с трансмиссией переехал в переднюю часть. Экипаж САУ составлял 7 человек. В 1937 году работа над установкой замораживается и восстанавливается только в 1940-м, проводится ряд модификаций, и новая версия получает кодовый номер СУ-14-2.

В 1936 году появилась модификация СУ-14 — гаубицу заменили на 153-миллиметровую пушку большой мощности (Известную как БР-2). После тех же модификаций в 1940 году она сначала получила название СУ-14-1, затем — СУ-14-БР-2.

Обе разработки планировались для работы на линии Маннергейма, но модификация (1939-1940 годы) прошла с отставанием от сроков, и армия получила их гораздо позже.

В 1938 году началась разработка нового танка Т-112. Прототипом модели должен был послужить Т-28. От Т-35 планировалась позаимствовать ходовую часть, но данный вариант остался на стадии чертежей.

80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк

Т-35, или так называемый «танк прорыва», выпускался с начала 30-х годов и был симбиозом достаточно передовых на тот момент решений с устаревшей многобашенной концепцией. Тяжелый танк весом 50 тонн был выпущен Харьковским паровозостроительным заводом в количестве всего 61 единицы. В первые недели войны многоствольные установки начали вести бои с наступающими немцами, однако противостоять противнику на должном уровне не смогли.

Многие танки были потеряны в ходе боев, в том числе из-за непредвиденных выходов из строя мехчастей боевых элементов. Поэтому до наших дней сохранился буквально один экземпляр, самый известный – оригинальный танк в подмосковной Кубинке.


Но похоже, что исторические проекты сейчас интересуют многих профессионалов и энтузиастов.

К примеру, копия крупнейшего танка Второй мировой войны была изготовлена для российского военного музея на родине металлургов – на Урале. Функционирующий новодел Т-35 был построен металлургической компанией ОАО «Уралэлектромедь» для музея военной техники в Свердловской области.

https://youtube.com/watch?v=7Hs35jYLtX8

Танк был воссоздан по старым сохранившимся советским чертежам и множественным фотографиям. Размеры и вооружение этой махины поражают. Не зря тяжелый танк некоторые историки до сих пор считают неким символом индустриализации молодой страны Советов.

10 метров в длину, более 3 метров в ширину, 3.5 метра в высоту. Т-35 обладал максимальной скоростью по пересеченной местности в 14 км/ч с запасом хода 80 км по сложному рельефу и 100 км по шоссе. Максимальная скорость на шоссе составляла 29 км/ч.

Но что действительно выделяло Т-35, так это его вооружение. Тяжелый танк имел пять турелей, включая одну 76,2-миллиметровую противопехотную пушку, две 45-миллиметровые противотанковые пушки и шесть пулеметов Дегтярева. 76,2-миллиметровая и одна 45-миллиметровая пушка были направлены вперед, а вторая 45-миллиметровая пушка – в тыл. Пулеметы могли вести огонь спереди и слева и справа.

Т-35 был построен с учетом траншей и окопов Первой мировой войны и появлявшихся в 30-е годы вражеских танков. Тяжелый танк должен был возглавить атаку на подготовленные позиции противника, сминая укрепления, переезжая через окопы, уничтожая бункеры и пулеметные гнезда 76-миллиметровой пушкой и выводя из строя встречные атакующие танки противника 45-миллиметровой пушкой. В случае если сопровождающей пехоте требовалась поддержка огнем, Т-35 мог вести огонь на 360 градусов. Т-35 способен был поражать цели с флангов и в тылу.

В танке было достаточно патронов для продолжительного боя, при этом каждый из них имел 96 снарядов 76-мм калибра, около 180 болванок 45-миллиметровых противотанковых снарядов и 10 000 пулеметных патронов. Некоторые модификации танков были оснащены огнеметами.

Однако, несмотря на положительные качества и надежды военных руководителей 30-х годов на возможность реализации подобного проекта, сбыться ему было не суждено. Уже в 1940-м году танк был признан морально устаревшим, а скорое нападение немецко-фашистских войск быстро подтвердило эту теорию.

Проблем у Т-35 было больше, чем положительных черт. Как бы хорошо он ни был вооружен, у него была неудовлетворительная система управления и он был ненадежным, постоянно ломался, выходили из строя двигатель (авиационный мотор М-17) и трансмиссия. А громоздкость и неповоротливость сделали свою темное дело на полях сражений.

Практическое применение Т-35

После налаживания серийного выпуска танков Т-35А их начали передавать в Красную Армию. Первой воинской частью, получившей эти машины, стал 5-й отдельный танковый полк (впоследствии бригада). Располагалось это подразделение в Харькове.

Тяжелый танк Т-35, подбитый 30 июня 1941 года в бою под Бродами

Довольно быстро выяснилось, что для практического использования Т-35 не пригоден. Танк слишком часто выходил из строя и требовал особой внимательности и соблюдения определенных правил при движении по мостам.

Не слишком лестные отзывы о новой машине приходили и из учебных частей. И только на военных парадах тяжелые гиганты Т-35 проявляли себя с лучшей стороны, успешно шокируя военных атташе из разных стран мира

Правда, надежность танка со временем несколько повысилась, что позволило задействовать его в нескольких учениях, но в целом репутация у Т-35 оставалась неважной

Вплоть до 22 июня 1941 года ни одна из этих машин не была применена на поле боя. Иногда встречаются утверждения о том, что советский тяжелый танк Т-35 использовался в ходе первой попытки прорыва линии Маннергейма, но это недоразумение. Дело в том, что в декабре 1939 года советские войска ввели в бой на Карельском перешейке экспериментальный танк СМК. Он подорвался на мине и надолго застрял в глубине позиций противника. В результате финны, осмотрев танк, пришли к выводу о том, что перед ними какая-то новая модификация Т-35. Сведения о новой машине проникли и в Германию, где СМК так же ошибочно был обозначен как Т-35С.

В июне 1941 года в частях Красной Армии имелось 59 Т-35, причем 51 из них – в составе 8-го механизированного корпуса (Киевский Особый военный округ). 42 танка были на ходу, а 9 нуждались в ремонте. После начала войны в боях против наступавших частей вермахта приняли участие 38 машин.


Правильнее, впрочем, будет сказать, что они попытались принять участие. Для Т-35 самым опасным врагом всегда становились не пушки противника, а продолжительные марши, которых не выдерживала трансмиссия и двигатель. К 27 июня все эти танки были потеряны, но только семь из них погибли в бою. Все остальные стали жертвами поломок или неправильного вождения.

К сожалению, большинство членов экипажей Т-35 до наших дней не дожило, не оставили они и почти никаких воспоминаний. Поэтому подробностей о столкновениях многобашенных танков с немецкими войсками крайне мало. Известно, например, что в одном из боёв Т-35 получил немало попаданий из малокалиберной противотанковой пушки (предположительно 37-мм), но ни один из снарядов броню не пробил. Танк пришлось бросить после израсходования всех боеприпасов. Об ущербе, нанесенном противнику, ничего не сообщалось.

Большинство брошенных танков было подорвано их экипажами, однако немцам всё же удалось захватить несколько Т-35 в неповрежденном состоянии. Один или два из них даже вывезли в Германию для последующего изучения.

Еще два советских Т-35 попали в кинохронику, рассказывающую о битве за Москву. 7 ноября 1941 года они принимали участие в знаменитом параде на Красной площади. Кроме того, эти машины применялись во время тактических учений советских войск близ Казани. Скорее всего, на фронт они так и не попали.

Автор статьи: Федоров Дмитрий

Конструкция

Военные получили именно тяжелый танк. Усиленная броня, дополнительное вооружение — все было рассчитано на занятие и удержание позиций на территории врага. Но при этом заявленная конструкторами скорость должна была составлять 28 км/ч. Корпус танка сваривали из брони, средняя толщина которой составляла 20 мм. Для усиления конструкции в некоторых местах применяли клепку. Корпуса башен имели 30-миллиметровую броню.

В задней части находился мотор. Для доступа к нему задняя часть днища имела 13 люков. Также имелся отдельный люк для доступа в двигательный отсек. Во время движения люк закрывался бронированной крышкой, в которую был вмонтирован колпак воздухоочистителя. Также рядом с люком было устроено несколько щелей для доступа воздуха к радиаторам. Рядом с двигателем в том же отсеке находилась КПП: 4 скорости вперед, одна назад. Соединение между ними было с помощью главного фрикциона, имевшего ленточные тормоза. Он являлся ненадежным, часто ломался. Во время войны большинство танков были покинуты именно по причине поломки этого блока.

Ходовая часть имела 8 прорезиненных катков, а также 6 поддерживающих. Ведущие колеса — сзади. Передние — направляющие. Между направляющими и опорными установлены дополнительные ролики, которые должны были предотвращать прогиб гусениц при подъеме на вертикальные препятствия. Все катки монтировались попарно на танковых тележках. Тележки на кронштейнах закреплялись на бортах танка. По такому же принципу прикреплялись и фальшборты. Для плавности хода, а также преодоления незначительных препятствий устанавливалась пара спиральных пружин. Фальшборт, так же как и остальные части брони, выполнялся из нескольких слоев.

Одной из присущих данному танку черт называют наличие 5 башен. Многобашенность не была новым решением. Такие варианты уже использовались в более легких версиях. Но пять башен устанавливались только на танк Т-35. Характеристики их рассмотрим подробнее далее.

Модификации и комплектация

Бульдозеры ЧЕТРА Т-35, Т-35.01, Т-35.02 поставляются в следующих модификациях и комплектациях.

Модификация Комплектация Мощность двигателя, кВт/л.с. Масса, кг
Т-35.01ЯБ-1 ЯМЗ-850.10, полусферический отвал, ТСУ 382/520 53698
Т-35.01ЯБР-1 ЯМЗ-850.10, полусферический отвал, рыхлитель 1 зуб 382/520 59591
Т-35.01ЯБР-1-01 ЯМЗ-850.10, полусферический отвал, рыхлитель 3 зуба 382/520 60643
Т-35.01ЯБ-2 ЯМЗ-850.10, сферический отвал, ТСУ 382/520 54226
Т-35.01ЯБР-2 ЯМЗ-850.10, сферический отвал, рыхлитель 1 зуб 382/520 60119
Т-35.01ЯБР-2-01 ЯМЗ-850.10, сферический отвал, рыхлитель 3 зуба 382/520 61171
Т-35.01ЯБ-3 ЯМЗ-850.10, прямой отвал, ТСУ 382/520 52296
Т-35.01ЯБР-3 ЯМЗ-850.10, прямой отвал, рыхлитель 1 зуб 382/520 58189
Т-35.01ЯБР-3-01 ЯМЗ-850.10, прямой отвал, рыхлитель 3 зуба 382/520 59241
Т-35.01ЯБЛ-3 ЯМЗ-850.10, прямой отвал, лебедка 382/520 59250
Т-35.01КБ-1 Cummins KTTA19-C520, полусферический отвал, ТСУ 353/480 53698
Т-35.01КБР-1 Cummins KTTA19-C520, полусферический отвал, рыхлитель 1 зуб 353/480 59591
Т-35.01КБР-1-01 Cummins KTTA19-C520, полусферический отвал, рыхлитель 3 зуба 353/480 60643
Т-35.01КБ-2 Cummins KTTA19-C520, сферический отвал, ТСУ 353/480 54226
Т-35.01КБР-2 Cummins KTTA19-C520, сферический отвал, рыхлитель 1 зуб 353/480 60119
Т-35.01КБР-2-01 Cummins KTTA19-C520, сферический отвал, рыхлитель 3 зуба 353/480 61171
Т-35.01КБ-3 Cummins KTTA19-C520, прямой отвал, ТСУ 353/480 52296
Т-35.01КБР-3 Cummins KTTA19-C520, прямой отвал, рыхлитель 1 зуб 353/480 58189
Т-35.01КБР-3-01 Cummins KTTA19-C520, прямой отвал, рыхлитель 3 зуба 353/480 59241
Т-35.01КБЛ-3 Cummins KTTA19-C520, прямой отвал, лебедка 353/480 59250
Т-35.02КБ-1 Cummins QSK19-C525, полусферический отвал, ТСУ 360/490 54520
Т-35.02КБР-1 Cummins QSK19-C525, полусферический отвал, рыхлитель 1 зуб 360/490 61470
Т-35.02КБР-1-01 Cummins QSK19-C525, полусферический отвал, рыхлитель 3 зуба 360/490 61470
Т-35.02КБЛ-1 Cummins QSK19-C525, полусферический отвал, лебедка 360/490 61470
Т-35.02КБ-2 Cummins QSK19-C525, сферический отвал, ТСУ 360/490 54520
Т-35.02КБР-2 Cummins QSK19-C525, сферический отвал, рыхлитель 1 зуб 360/490 61470
Т-35.02КБР-2-01 Cummins QSK19-C525, сферический отвал, рыхлитель 3 зуба 360/490 61470
Т-35.02КБЛ-2 Cummins QSK19-C525, сферический отвал, лебедка 360/490 61470

Достоинства и недостатки

Главным и, возможно, единственным реальным преимуществом, которым обладал танк Т-35, являлись отличные характеристики его огневой мощи. Долгое время по этому параметру он лидировал среди всех других боевых машин. Танк создавался с учетом опыта Первой Мировой войны – он должен был при помощи артиллерии и пулеметов подавлять любое сопротивление вражеской пехоты, обеспечивая прорыв обороны противника.

В рамках подобной концепции Т-35 вполне отвечал своему назначению – нетрудно было представить себе, как стальные гиганты неспешно ползут через траншеи и проволочные заграждения, уничтожая из своих пушек дзоты и блиндажи и засыпая окопы целым ливнем пуль. Проблема была лишь в том, что подобная тактика стала уже в 30-е годы достоянием прошлого – теперь требовались куда более скоростные и маневренные машины.

Недостатков у Т-35 в любом случае было огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  1. Низкая скорость и плохая проходимость. Танк порой не мог выбраться из лужи средних размеров;
  2. Большие габариты и масса. Огромные размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью для артиллерии и к тому же усложняли перевозку танков по железной дороге. Значительный вес танка не позволял ему пользоваться многими переправами, не рассчитанными на такую нагрузку;
  3. Слабое бронирование. Т-35 являлся тяжелым исключительно по массе, защищенность его оставляла желать много лучшего и соответствовала уровню лёгких танков;
  4. Сложность управления одновременно пятью башнями. Организовать их огневое взаимодействие было практически невозможно;
  5. Высокая цена танка. На деньги, потраченные в ходе изготовления одного Т-35, можно было построить не менее девяти куда более практичных БТ;
  6. Отсутствие эвакуационных люков и ходов сообщения между отделениями танка.

Все эти недостатки усугублялись целым рядом недоработок. В частности, добиться надежной работы бортовых передач и трансмиссии в целом так и не удалось. Фактически ни один из построенных Т-35 не сумел стать по-настоящему боеспособным танком. Кроме того, его конструкция уже во второй половине 30-х годов явно устарела.

Изображение Т-35, нанесенное на медаль «За отвагу»

Нельзя, конечно, сказать, что Т-35 не принес никакой пользы. Эта машина стала одним из этапов на пути развития советского танкостроения. Миновать его было никак нельзя – только таким путем, ошибаясь и исправляя промахи, конструкторы продвигаются к конечной цели — созданию полноценной и эффективной бронетехники.


С этим читают