Танк т-62: знаменитый ветеран «холодной войны» и локальных конфликтов

Разработка орудия

У-8ТС. Одновременно в рамках со­здания перспективного среднего тан­ка для повышения его огневой мощи в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петро­ва были начаты работы по разработке 100-мм танковой нарезной пушки бо­лее мощной, чем устанавливающаяся на «пятьдесятчетверке» Д-10Т. Началь­ная скорость бронебойного снаряда нового орудия должна была дости­гать 1015 м/с (для сравнения, у Д-10Т — 895 м/с), а дульная энергия быть на 30% выше.


Для компенсации возрос­шей отдачи был установлен дульный тормоз, для продувки канала ствола служил эжектор. Пушку, получившую обозначение Д-54Т, планировалось ус­тановить в танке Т-54 взамен Д-10Т, ее же предполагалось использовать и для вооружения перспективного среднего танка.

Опытный образец среднего танка «объект 140». Эта машина также вооружена 100-мм пушкой Д-54ТС

Для проведения испытаний этого орудия в 1954 г. в Нижнем Тагиле на базе корпуса и башни Т-54 был пос­троен опытный танк, получивший обозначение Т-54М или «объект 139». Только в июне 1954 г. в ЦНИИ-173 был закончен техпроект одноплоскостно­го стабилизатора «Радуга». А первый опытный образец Д-54 был установ­лен на «объект 139» в октябре 1954 г. Тогда же «объект 139» был принят комиссией и направлен на заводские полигонные испытания, первый этап которых был завершен к декабрю 1954 г.

Были проведены и стрельбы из но­вого орудия, однако только с места, так как ЦНИИ-173 задержал поставку стабилизатора «Радуга». Испытания продолжились в 1955 г. после установ­ки стабилизатора, но его работа была неудовлетворительной, кроме того, выяснилось, что обслуживание пуш­ки затруднено из-за стесненности бое­вого отделения — Д-54 имела большие размеры, чем Д-10Т. Стабилизатор «Ра­дуга» на вооружение принят не был, прекратились и дальнейшие работы над Т-54М, так как примерно в это же время на вооружение поступил танк Т-54А, оснащенный одноплоскостным стабилизатором «Горизонт».  

После неудачи с «Радугой» для пушки Д-54 в ЦНИИ-173 был спро­ектирован двухплоскостной стабили­затор «Молния». Осенью 1955 г. УВЗ было передано три опытных образца стабилизированной в двух плоскос­тях 100-мм пушки Д-54ТС с «Молни­ей», предназначавшиеся для «объекта 140».  

В 1958 г. были начаты испытания новых пушек на трех опытных экзем­плярах «объекта 165» (о нем рассказ ниже). К февралю 1960 г. полигонно­войсковые испытания «объекта 165» были завершены. Выдержала их и пушка Д-54ТС, которая к этому време­ни была несколько модернизирована — упрочнен ствол, в результате чего его вес возрос до 2390 кг, изменена крутизна нарезов в связи с началом разработки нового подкалиберного снаряда. Этот вариант пушки Д-54ТС получил заводской индекс У-8ТС и индекс ГРАУ 2А24. В 1961 г. «объект 165» со 100-мм пушкой У-8ТС со ста­билизатором «Метеор» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. В его боекомплект входили только калиберные бронебойные и осколочно- фугасные снаряды, так как разработка подкалиберных бронебойных снаря­дов затягивалась.  

У-5ТС. В конце 50-х годов, в СССР была разработана 100-мм гладкост­вольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» с очень высокими для того времени характеристиками бронепробиваемости. Тогда же возникла идея установить «Рапиру» в проектирую­щийся «объект 165». Однако унитар­ный выстрел «Рапиры» был слишком велик, его длина составляла 1200 мм, и в башню «объекта 165» он не по­мешался. Тогда было решено на базе 100-мм нарезной пушки Д-54 спроек­тировать гладкоствольную танковую пушку с такой же, как у Д-54, длиной выстрела (1100 мм).

Использование гладкого ствола сулило целый ряд преимуществ, среди которых было увеличение давления в его канале в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи (т.е. относитель­ная простота создания мощного ку­мулятивного снаряда).

Новая пушка разрабатывалась в ОКБ-9 под руко­водством Ф.Ф. Петрова. В ходе работ выяснилось, что, упразднив нарезы и не изменяя никаких наружных габа­ритов Д-54, можно увеличить калибр пушки со 100 до 115 мм. От дульного тормоза решили отказаться, эжектор сместили ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. В результате появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У- 5ТС с начальной скоростью снаряда в 1620 м/с ! . В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойно- подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами.

Средний танк Т-62 на вооружении Советской Армии

Источники информации

  1. Танк Т-62М. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-62. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
  2. Танк Т-55АМ. Дополнение к техническому описанию и инструкция по эксплуатации танка Т-55. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
  3. Современные танки / Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — 320 с.
  4. Тарасенко А. А., Чобиток В. В. Динамическая защита. Израильский щит ковался в… СССР? — Броне-сайт, дек. 2016. — URL: http://armor.kiev.ua/Tank/dz/1968/
  5. Основные боевые танки / Курков Б. А., Мураховский В. И., Сафонов Б. С. и др. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М: Арсенал-Пресс, 1993. — 192 с.

История создания

После того как Министерство обороны СССР отказалось принимать на вооружение средний танк «Объект 167» конструкторское бюро Уральского танкового завода в инициативном порядке продолжило совершенствовать конструкцию «Объекта 167». В 1960 году началась разработка новой модификации пушки У-5ТС под индексом 2А21. Основной задачей которой являлось введение раздельно-гильзового заряжания и соответственно введение в конструкцию танка механизма заряжания, что позволяло исключить из состава машины заряжающего и сократить экипаж до трёх человек. Для установки пушки 2А21 в «Объект 167» в конструкторское бюро Завода №183 была начата работа над его модификацией под индексом «Объект 167Ж». Параллельно началось конструирование модификации под установку 125-мм пушки Д-81. В мае 1962 года проект получил индекс «Объект 167М», а также неофициальное название Т-62Б. В мае 1964 года проект Т-62Б был рассмотрен Государственным комитетом по оборонной технике СССР. Комитет принял решение о нецелесообразности ведения дальнейших работ по танку, ввиду того, что «Объект 167М» являлся новым средним танком и не отвечал перспективам развития танковой техники, в качестве базы которой предполагалось использовать ходовую часть «Объекта 432».

О тактико-технических характеристиках

  • Т-62 относится к классу средних танков.
  • Боевую технику производили с 1961 по 1975 гг. в Советском Союзе. С 1980 по 1989 гг. в Корейской Народно-Демократической Республике.
  • Размеры Т-62: 933,5 см – общая длина танка с орудием, 663 см – длина корпуса. Высота – 239,5 см, а ширина – 330.
  • Вес Т-62 – 37 т.
  • Техника оснащена телескопическим и перископическим электронно-оптическим ночным прицелами.
  • На ровной асфальтированной поверхности танк может двигаться со скоростью 50 км/ч. По пересеченной местности — 27 км/ч.
  • Наведение пушки и спаренного пулемета на цель выполняется при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-41.

Сравнение Т-62А с другими средними танками 10 уровня.

Характеристики

Т-62А (СССР)

E-50 Ausf. M (Германии)

М48А1 (США)

Bat Chatillon 25 t (Франция)

Прочность

1950 HP

2050 HP

2000 HP

1800 HP

Масса (т)

39.8 т

67 т

50.35 т

28 т

Мощность двигателя (л.с.)

580 л.с.

1200 л.с.

810 л.с.


720 л.с.

Максимальная скорость (км/ч)

50 км/ч

60 км/ч

45 км/ч

65 км/ч

Скорость поворота (град/сек)

56 °/с

44 °/с

50 °/с

42 °/с

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

102/75/45 мм

120/80/80 мм

110/76/35 мм

60/40/30 мм

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм)

240/161/65 мм

185/80/80 мм

178/76/51 мм

50/30/15 мм

Урон базовым снарядом

320 HP

390 HP

390 HP

390 HP

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)


264  мм

270 мм

268 мм

259 мм

Скорострельность орудия (выстр/мин)

9.09 мин-1

6.25 мин-1

6.82 мин-1

5.59 мин-1

Скорость поворота башни (град/сек)

48

30

40

38

Обзор (м)

400 м

400 м

420 м

400 м

Дальность связи (м)

850 м

720 м

745 м

745 м

Плюсы:

  • Отличное орудие с высокой скорострельностью.
  • Отличная проходимость и динамика танка.
  • Быстрое сведение.
  • Отличное бронирование башни.
  • Малая заметность и низкий силуэт.
  • Высокий ДПМ.

Историческая справка

Основная статья: История Type 62

Чертёж легкого танка Type 62

Type 62 НОАК

Официально требования на легкий танк НОАК выдвинула исходя из того, что для действий в Южном Китае средние танки Type 59 были мало приспособлены, так как в тех местах было мало мостов нужной грузоподъемности. Фактически он разрабатывался как облегченная и упрошенная версия танка Type 59, так как промышленность не могла наладить выпуск средних танков в нужных объемах. Разработка нового танка началась на заводе №674 в 1958 году. Прототип назывался Type 59-16, что указывало на большое сходство с танком Type 59. Прототип был изготовлен в 1960 году и до 1962 года велись его доработки и испытания. В 1963 году новый легкий танк Type 62 был запущен в серийное производство. Также он был известен под обозначением WZ-131. В 1989 году серийное производство этого танка было прекращено после выпуска около 1500 экземпляров.

Разработка была начата в 1957 году. Машина представляла собой облегчённую версию танка Type 59 и предназначалась для боевых действий в южных районах страны в условиях гористой и заболоченной местности. Первый прототип был построен в 1962 году. В дальнейшем танк прошёл несколько этапов модернизации.

Боевая машина выполнена по традиционной компоновочной схеме. За исключением некоторых деталей компоновка соответствует советскому танку Т-54. Основным вооружением танка является 85-мм нарезная пушка. К пушке имеются бронебойный, бронебойно-фугасный, осколочно-фугасный, кумулятивный и дымовой боеприпасы, боекомплект составляет 47 выстрелов.

С пушкой спарен установленный справа от нее 7,62-мм пулемет. Приборы прицеливания и наблюдения оптические, такие же, как на машине «Тип 59». Механизм поворота башни ручной с электрическим приводом, подъемный механизм пушки механический. Углы наведения в вертикальной плоскости от −4° до +20°. Кроме спаренного, имеется курсовой 7,62-мм пулемет. На шкворне у люка заряжающего установлен 12,7-мм зенитный пулемет с боекомплектом 1250 (300) патронов.

Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. По конфигурации он подобен корпусу Т-54. Толщины броневых листов — от 12,5 (корма) до 25 (верхняя лобовая деталь) миллиметров. Башня сварная из литых и катаных стальных броневых деталей. Толщина ее стенок составляет от 32 до 50-мм. Таким образом, танк защищен от стрелковых боеприпасов, но уязвим для автоматических пушек, обладает низкой противоминной стойкостью, какой-либо защиты от массовых противотанковых средств не предусмотрено.

Подвижность обеспечивается применением 12-цилиндрового V-образного дизеля жидкостного охлаждения мощностью 430 л. с., простой механической трансмиссии с ручным управлением, пятиопорной ходовой части с односкатными обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской. В трансмиссии в качестве механизма поворота используются бортовые фрикционы. Гусеницы мелкозвенчатые с открытыми металлическими шарнирами, траки — двухгребневые. Топливные баки вмещают 730 литров топлива, что обеспечивает запас хода по шоссе свыше 500 км. На корме корпуса могут устанавливаться дополнительные бочки с топливом.

Преимущества

Двигатель BMW N62B48, это выпущенная в 2003 году наилучшая четвертая разновидность N62.Он заменил собой M62B46, а также является улучшенной версией N62B44. Модифицирован блок цилиндров за счет увеличения в поперечнике цилиндров поршни до 93 мм, введен стальной коленчатый вал с ходом поршни 88.3 мм, применены новые конструкции шатуна, под новый выпускной коллектор с большим калибром доделаны камеры сгорания и выпускные каналы, введен обновленный впускной коллектор с 2-ступенчатой системой изменения длины DISA. В состав головки блока цилиндров включен силумин. N62B48 формируется 6-ступенчатой коробкой автомат. Так как из-за неприятия электронного оборудования к механике ресурс мотора снижался в 2 раза. Электронная прошивка Bosch DME помогает не допустить потери мощности и достичь высокой производительности с заниженной величиной выделения тепла при различного рода оборотах и нагрузках. VIN код мотора можно найти по бокам под лицевой верхней крышкой.Заключительная разновидность атмосферного V8 от BMW с инжекторной системой питания, объемом работы цилиндров 4799 кубических сантиметров, равным 4,8 литрам.

N62B48 также подразделяется на две подкатегории, которые отличаются между собой скоростью крутящих моментов (500 Нм /3500 оборотов в минуту и 490 Нм/3400 оборотов в минуту) и производительностью мотора в л.с (360 л.с и 367 л.с).Рекомендуемый к использованию бензин 95-Евро-4 и масло для двигателя от производителя марки 5W 30-40. Средний расход горючего на 100 километров составляет в городе 16,9 литров и по трассе 8,3 литра. Затраты смазочных материалов в среднем на 1000 километров составят примерно 1 литр. Регулярность замены моторного масла марки 5W-30 -40 через каждые 7000 км поможет предотвратить превышение его использования.


Даже при постоянном усиленном использовании мотор не создаст проблем владельцу до окончания обязательного технического обслуживания по гарантии. Болевые точки мотора N62B48 обнаружат себя ближе к 80 000 км

Особое внимание нужно уделить ему при приближении срока капитального ремонта. Иначе небрежное отношение скажется на состоянии АКПП и обернется дорогим ремонтом.Согласованная работа АКПП и электронной системы подачи топлива снижает напряжение на все конструктивные узлы мотора, подтверждая его выносливость, и обеспечивает огромную известность мотора

Производился для BMW серии 50i и X5. Силовой агрегат N62B48  замещен движком нового поколения BMW N63 с непосредственным впрыском и турбиной.

Эксплуатация и боевое применение

  • Гражданская война в Чаде (1965—1990; Ливия)
  • Советско-китайский конфликт на острове Даманский (1969; СССР)
  • Октябрьская арабо-израильская война (1973; Египет, Сирия)
  • Гражданская война в Анголе (1975—2002; Ангола, Куба)
  • Афганская война (1979—1989; СССР)
  • Ирано-иракская война (1980—1988; Ирак)
  • Гражданская война в Афганистане (1989—2001)
  • Война в Персидском заливе (1991; Ирак, Сирия)
  • Первая чеченская война (1994—1996; ЧРИ)
  • Вторая чеченская война (с 1999; Россия)
  • Иракская война (2003, Ирак)
  • Война в Южной Осетии (2008; Россия)
  • Гражданская война в Ливии (2011)

СССР и постсоветское пространство

Первое применение Т-62 в бою состоялось в советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманский в марте 1969 года. Применение танков в конфликте стало случайностью; в ходе конфликта, 15 марта, к командному пункту пограничников, ведших бои с китайскими войсками, по ошибке подошла группа из девяти Т-62. Было решено использовать танки для поддержки пограничников, испытывавших нехватку тяжёлого вооружения. Три Т-62 двинулись по льду к занятому китайскими войсками острову Даманский в попытке обойти остров и отсечь его от подходивших со стороны китайской границы резервов, но китайцы оказались подготовлены к такому событию и открыли плотный огонь из РПГ-2, в результате чего головной танк был подбит, а остальные два отошли к советскому берегу; экипаж подбитого танка был уничтожен стрелковым оружием при попытке покинуть машину. К вечеру того же дня, после массированной артподготовки, китайские войска были выбиты с Даманского, но как выяснилось, к тому времени китайские разведчики успели исследовать танк и снять с него ряд приборов, в том числе стабилизатор вооружения, считавшийся наиболее секретным из того, что было установлено на Т-62. Танк было решено уничтожить, но удалось лишь утопить его, сломав лёд миномётным огнём. В конце апреля 1969 года, после окончания боевых действий, китайцам удалось поднять танк со дна реки и более тщательно изучить, после чего он был установлен в музее НОАК в Пекине

Танки Т-62 применялись в войне в Афганистане. В ходе эксплуатации в горных условиях Т-62 показал себя надежной, отработанной машиной с достаточно высокими боевыми и техническими характеристиками — при условии технически грамотной эксплуатации. В ходе войны на танках Т-62 было усилено бронирование днища и установлено дополнительное бронирование на башне; для защиты ходовой части по бортам танка были введены резиновые экраны; для защиты механика-водителя при подрыве были установлены распорки между днищем и крышей корпуса. В то же время, было установлено, что мощность двигателя Т-62 является недостаточной (особенно это обстоятельство проявилось после установки на танки дополнительного бронирования).

Российская армия применяла Т-62 во время войны в Южной Осетии 2008 года. По данным независимых российских экспертов (Центр анализа стратегий и технологий), один российский Т-62 был уничтожен огнём противника.

Ближний Восток

Т-62 с переменным успехом применялись в арабо-израильских конфликтах. Например, 17 октября 1973 года египетская 25-я бронетанковая бригада, вооружённая Т-62, принимала участие в неудачной попытке ликвидировать израильскую угрозу правому флангу 2-й Армии на восточном берегу Суэцкого канала. Бригада попала в организованную израильтянами ловушку и потеряла 85 из примерно сотни имевшихся на вооружении Т-62. Израильские потери в этом бою составили 4 танка, подорвавшиеся на израильском же минном поле во время преследования отступающего противника.

История создания

На протяжении 1950-х годов Советский Союз располагал передовыми для своего времени средними танками семейства Т-54 и Т-55. При этом работы по их совершенствованию продолжались на постоянной основе и в различных направлениях, включая как разработку новых решений в конструкции танка, так и создание для него более мощного и эффективного вооружения.

Основным разработчиком перспективного среднего танка на замену Т-54/55 являлось КБ Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, руководимое главным конструктором предприятия Л. Н. Карцевым. Специалисты отрабатывали несколько вариантов конструкций будущего танка, в сложившихся нормах секретности именуя подобные разработки «объектами», на основе которых в дальнейшем утверждалась основная модель, предназначенная к массовому производству.

В 1957 году стартовала разработка «Объект 165». В этом проекте окончательно определилось, какие именно модули следует ставить на перспективный средний танк, а впоследствии эта схема целиком воплотилась в танке Т-62А. Разработка велась на базе ходовой части Т-55 в сочетании с основными параметрами корпуса и башни ранее начатого «Объекта 140», а также с новыми элементами обустройства боевого отделения, применёнными в «Объекте 150».

Прототип танка, разработанного на такой основе, успешно прошёл заводские испытания к концу 1958 года. Министерство обороны утвердило эту разработку в качестве базы для создания серийного танка, в значительной степени приближённого по конструкции к Т-55.

Вооружением Т-62 должна была стать новая нарезная 100-миллиметровая пушка Д-54 (У-8ТС), хотя её применение вызывало нарекания со стороны военных, считавших показатели её бронепробиваемости недостаточными. Серьёзным аргументом против пушки Д-54 служило наличие у ней дульного тормоза, при стрельбе образующего  мощную воздушную волну, которая могла нести угрозу пехотному сопровождению, а также создавала облако пыли, песка или снега, демаскирующее танк.

В 1959 году возражения военного ведомства были весомо подкреплены полученными разведданными о скором перевооружении танков стран НАТО более мощными пушками калибра 105 мм. Советским танкостроителям была поставлена задача в сжатые сроки подготовить к серийному выпуску средний танк со 115-миллииметровой гладкоствольной пушкой, разработка танкового варианта которой в СССР была к тому моменту практически завершена.

С середины 1959 года КБ Уралвагонзавода начало работы по «Объекту 166», который стал дальнейшим развитием «Объекта 165» в плане его вооружения новейшей танковой пушкой У-5ТС «Молот» калибром 115 мм. Именно эта разработка в конечном итоге стала основой конструкции танка Т-62, который уже в 1961 году был принят на вооружение и утверждён Министерством обороны к серийному производству.

Т-62 на Красной площади. 7 ноября 1967 года

Операторы

Современные

  • Алжир — 300 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Ангола — 50 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан — некоторое количество Т-62, по состоянию на 2010 год. 255 единиц Т-62 поставлено из СССР: 100 единиц Т-62 поставлено в период с 1975 по 1976 годы, 155 единиц Т-62 поставлено в период с 1979 по 1991 годы. От 12 до 50 единиц Т-62К поставлены из России в 2001 году.
  • Вьетнам — 70 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Египет — 500 Т-62 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Израиль — 126 Т-54/55 и Т-62С, по состоянию на 2010 год
  • Иран — более 75 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Йемен — 200 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан — 280 Т-62, по состоянию на 2007 год
  • КНДР — более 3500 средних и основных танков в том числе и Т-62, по состоянию на 2010 год. 500 единиц Т-62 поставлено из СССР: 350 единиц Т-62 поставлено в период с 1971 по 1975 годы, 150 единиц Т-62 поставлено в период с 1976 по 1978 годы. 470 единиц Т-62 произведены по лицензии под обозначением Chonma-Ho в период с 1980 по 1989 годы
  • Куба — более 900 Средних и Основных Танков в том числе и Т-62, по состоянию на 2010 год. 400 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1976 по 1988 годы.
  • Ливия — 100 Т-62 плюс 70 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Россия — 150 Т-62 плюс 350 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Сирия — 1000 Т-62К и Т-62М, по состоянию на 2010 год
  • Сомали
  • Таджикистан — 7 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан — 170 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия — более 246 Т-54/55 и Т-62, по состоянию на 2010 год. 70 единиц Т-62 поставлены из СССР: 20 единиц Т-62 Чехословацкого производства поставлены в 1977 году, 50 единиц Т-62 поставлены в 1980 году.

Бывшие

  • Болгария — 250 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1970 по 1974 годы. Сняты с вооружения.
  • Белоруссия — 170 Т-62, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
  • Ирак — 2850 единиц Т-62 поставлено из СССР: 100 единиц Т-62 поставлены в период с 1974 по 1975 годы, 600 единиц Т-62 Чехословацкого производства поставлены в период с 1977 по 1979 годы, 2150 единиц Т-62 поставлены в период с 1982 по 1989 годы. Сняты с вооружения
  • Молдавия
  • Монголия — 100 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 годы. Сняты с вооружения
  • Северный Йемен — 16 единиц Т-62 поставлено из СССР в 1980 году
  • СССР — 2021 Т-62, по состоянию на 1991 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Судан
  • Танзания
  • Украина
  • НДР Йемен — 270 единиц Т-62 поставлено из СССР: 50 единиц Т-62 поставлены в 1972 году, 100 единиц Т-62 поставлены в период с 1981 по 1982 годы, 120 единиц Т-62 поставлены в 1986 году.

О боеприпасах

Для пушки были разработаны подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. В боекомплекте на одну боевую единицу предусмотрено снарядов численностью 40 штук. Укладываются они в моторно-трансмиссионном отделении в специальных стеллажах. Стандартное оснащение танка представлено 16-ю бронебойными, 16-ю осколочно-фугасными и 8-ю кумулятивными снарядами. Однако, как утверждают специалисты, в зависимости от того, какая перед танковым экипажем поставлена задача, боевая укладка может быть изменена.

Изначально оперенный подкалиберный бронебойный снаряд был представлен в двух вариантах: 3БМЗ и 3БМ4 с одинаковой массой и баллистическими свойствами. В стальном корпусе содержались бронебойные и баллистические наконечники. С целью придать снаряду вращательный момент, его оборудовали специальным шестиперым стабилизатором. В результате вращение снаряда положительно отразилось на скорости полета. 3БМ3 благодаря наличию карбид-вольфрамового сердечника обладал лучшей бронепробиваемостью. Вскоре советскими оружейниками был создан новый боеприпас, который значится как 3БМ6. В отличие от предыдущих вариантов для нового боеприпаса характерно наличие цельностального корпуса и увеличенный объем заряда. Несмотря на то что этот боеприпас обладает отличными баллистическими качествами, на вооружение приняли 3БМ21, содержащий карбид-вольфрамовый сердечник и демпфер-локализатор, и 3БМ28, для изготовления моноблочного корпуса которого использовали обедненный уран.

«Объект 165»

Таким образом, несмотря на дли­тельные усилия двух конкурирующих между собой танковых КБ, к 1957 г. Советская Армия так и не получи­ла новый средний танк, который бы существенно превосходил уже име­ющиеся в войсках Т-54. Ситуация обострилась еще больше после того как военной разведкой была получена информация о разработке в Англии нового чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7А1.

За счет очень длинного ствола (62 калиб­ра) и высокого давления в его канале (5500 кг/см) бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел началь­ную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т.

В 1958-1959 гг. ожидалось поступление на вооружение английских тяжелых танков «Центурион» модификаций Мк IX и Мк X с этими пушками, в перспективе она же должна была ус­танавливаться в ходе модернизации и на ранее выпущенные «Центурионы» модификаций Мк V и Мк IV. Кроме того, к 1960 г. должно было начаться серийное производство нового амери­канского среднего танка М60 с этой же 105-мм пушкой, изготавливаемой по лицензии в США под маркой — М68. Учитывая эту тревожную информа­цию, ГБТУ потребовало от конструк­торов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.  

В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стре­ляных гильз. Проект танка получил обозначение «объект 165». С целью снижения технического риска и мак­симально быстрого запуска танка в производство для него использова­лись узлы и агрегаты Т-54/55.

Одна­ко, учитывая опыт, накопленный при испытаниях «объекта 137» и «объекта 140», и то, что новая 100-мм пушка имела несколько большую казенную часть и более длинный выстрел, чем Д-10Т, а ГБТУ запрещало вводить раз­дельно-гильзовое заряжание, конс­трукторам пришлось проектировать для установки Д-54ТС новую цельно­литую башню с увеличенным диамет­ром погона — 2245 мм вместо 1825 мм у Т-54. Заодно увеличили и толщину ее бронирования — до 240 мм в передней части.

Для облегчения работы заряжающего, а также что бы решить проблему удаления крупных стреля­ных гильз, которые уже было нера­ционально, как раньше, укладывать обратно в стеллажи, на ограждении пушки (как и на разработанном ранее в этом КБ «объекте 140») установили механизм выброса стреляных гильз. Гильзы выбрасывались через неболь­шой люк в кормовой части башни. Но­вая большая башня уже не помещалась на старом корпусе, поэтому пришлось удлинить его переднюю часть и сдви­нуть назад моторно-трансмиссионное отделение.

В результате был спроекти­рован новый корпус — более длинный и несколько более широкий. Толщина его лобовых листов не изменилась, ос­тавшись равной 100 мм, но на осталь­ных направлениях толщину брони пришлось несколько сократить при сильном ее дифференцировании, для облегчения танка. Это было необходи­мо для сохранения его подвижности на прежнем уровне, так как мощность силовой установки не изменилась — моторно-трансмиссионное отделение со всеми агрегатами осталось таким же, как на Т-55.

Практически неизмен­ной осталась и ходовая часть — опор­ные катки, ведущие и направляющие колеса (увеличилось только количес­тво траков в гусеничной ленте — 97 вместо 90 у Т-54, за счет удлинения корпуса), но для сохранения правиль­ной центровки танка изменили распо­ложение опорных катков (в отличие от Т-54, у которого имелся большой про­межуток между первым и вторым кат­ками, катки на Т-62 были сконцентри­рованы в передней, наиболее тяжелой, части корпуса). В результате цепочки таких изменений, вызванных исполь­зованием более мощной пушки, и воз­ник «объект 165» — будущий Т-62А.

Относительно новой системой, кото­рая устанавливалась на «объект 165», стала система противоатомной защи­ты (ПАЗ), которая предназначалась для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны атомных боеприпасов, а так же для защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли на радиоактив­но зараженной местности. Подобная система как раз в это время устанав­ливалась в КБ УВЗ на модернизиро­ванный вариант «пятьдесятчетверки», получивший в серийном производстве название Т-55. Забегая вперед, можно сказать, что Т-62 стал вторым серий­но выпускавшимся советским танком (после Т-55), имевшим систему ПАЗ.  

В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра «объекта 165» со 100-мм пушками Д-54ТС. Их испы­тания проходили довольно быстро и без особых осложнений, т.к. почти все узлы и агрегаты были уже отработаны на ‘Г-54/55 и производились серийно.


С этим читают