Т-95

Тактико-технические характеристики

Т95Е6 – средний американский танк X уровня. Начнем обзор по традиции с живучести техники. Прочность машины составляет 2 150 единиц. Это максимальный результат среди одноклассников.


Бронирование корпуса – 114/50/19 мм, башни – 342/76/50 мм. Корпус кажется пробиваемым всеми, а с башней все не так просто. Посмотрев на цифры хочется верить в хорошую броню, однако стоит увидеть строение этой самой башни. Командирская башенка очень сильно выступает, даже с таким показателем бронирования все танкисты будут простреливать танк, целясь исключительно в нее.

Обзор вполне неплохой – 410 метров. При желании его можно усилить, чтобы играть на открытых картах было комфортнее.

Максимальная скорость хорошая, привычная для танков среднего уровня, не выходящая за рамки. Скорость поворота башни – 36 градусов в секунду, корпуса – 46 град/с.

Весит танк 40,91/44 тонны. Мощность двигателя составляет 750 лошадиных сил. Произведя нехитрые вычисления, определяется удельная мощность машины – 18,33 л.с./т. Средний результат среди одноклассников, однако мы уже поняли, что иногда цифры и значения в фактическом бою могут не совпадать.

Требования к танку 4-го поколения

К концу первого десятилетия нового тысячелетия, наконец, сформировалась концепция перспективного танка. Новая боевая машина будет революционным шагом в развитии сухопутных боевых платформ. В связи с этим она должна воплотить следующие требования:

  • Возможность максимальной вероятности уничтожения цели снарядом.
  • Гарантируемое выживание экипажа в случае поражения танка кумулятивными или кинетическими боеприпасами.
  • Боевая единица является сегментом сетецентричной системы сухопутных вооруженных сил.
  • Шасси должно быть универсальным, для возможности размещения на его базе боевых машин другого назначения и а также техники инженерного обеспечения войск.
  • Возможность поэтапной модернизации.

Особенности техники

Этот истребитель танков задумывался разработчиками как мощная самоходная артиллерийская крепость, которая могла «взломать» любое фортификационное сооружение противника, при этом не боясь ответных ударов.

Это действительно был боевой монстр. Вес в 95 тонн распределялся на четыре гусеничных трека, ширина каждого – 33 см. Орудие калибром в 105 мм могло пробивать практически любое укрепление и броню на расстоянии до 19 километров. Но самой большой особенностью этой техники была ее броня – на лобовой части танка она составляла 13 см, на боковой – 6,5 см, а низ корпуса имел броню в 10-15 см.

Однако низкая скорость и неповоротливость не позволили найти Т-95 (ПТ-САУ) боевое применение.

Военные действия различных армий показали, что бронетехника должна совмещать в себе усредненные характеристики как по мощности и защите, так и по мобильности и маневренности. Из-за нехватки именно двух последних параметров Т-95 и был забракован военным командованием США.

Подвижность

Танк предположительно был оснащён новым двигателем мощностью более 1650 л.с.. Такую мощность развивает перспективный Х-образный дизельный двигатель. Оснащённая таким двигателем и трансмиссией машина должна обладать высокими ходовыми характеристиками и плавностью хода. При этом шумовые характеристики X-образного двигателя значительно лучше, чем у всех двигателей, которыми ранее оснащались отечественные танки. Коленвал в «Объекте 195», вероятно, расположен вдоль оси машины. Это обусловлено компоновкой двигателя и облегчает стыковку с гидромеханической трансмиссией.

Возможно, в качестве двигателя собирались использовать разработанный на ЧТЗ дизельный двигатель А-85-3 (12Н360) — четырёхтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом, жидкостного охлаждения с промежуточным охлаждением воздуха. Объём двигателя — почти 35 литров, мощность — 1650 л.с. (при форсировании до 2200 л.с.). В сравнении с предыдущими двигателями ЧТЗ он отличается существенно меньшими размерами: длина — 81,3 см, ширина — 130 см, высота — 82 см. Масса двигателя — 1550 кг, запас крутящего момента — 30 %, удельный расход топлива — 160 г/л.с.·ч. Двигатель является абсолютно новой конструкцией и имеет большой потенциал для увеличения мощности при незначительном росте габаритных размеров и веса.

Не по средствам

«Уралвагонзавод» — основной производитель танков в России — выпустил два первых опытных Т-95. Они успешно проходили испытания, и речь уже шла о принятии на вооружении. Но в 2010 году программу закрыли.

#Оружие За что ИС-2 прозвали «гвардейской кувалдой» Сталина

Официально заявили, что в ходе разработки танк морально устарел. Но технические решения, примененные в нем, найдут воплощение в новой машине, которая будет разработана в рамках программы создания тяжелой универсальной гусеничной платформы «Армата», пообещали в Минообороны.

По словам Маева, лично возглавлявшего работы по «Объекту 195», ему сказали, что машина конструктивно вышла слишком сложной, «она не будет освоена и будет очень дорогая».

Военное руководство справедливо считало, что машина слишком избыточна по своим характеристикам и боевой мощи. Российской армии нужен танк попроще. Таким стал Т-14. На нем установили 125-милимметровую пушку, отказались от РЛС системы управления огнем и вспомогательного вооружения.

Да и выглядит «Армата» не так внушительно. Хотя конструкторы и военные утверждают, что более современные технологии позволили ей в некоторых отношениях превзойти своего секретного предшественника. Генерал Маев уверен, что ее все же придется «подтаскивать по характеристикам» до уровня «Объекта 195».

Другие проекты

По информации западных источников начала 1980-х годов, существовал следующий вариант компоновки перспективного танка. Высота танка — порядка 2 м. Пушка соединена с вращающимися вместе с ней боевым отделением и автоматическим заряжающим устройством карусельного типа. Два члена экипажа размещаются в горизонтальных креслах. Наблюдение за полем боя ведётся с использованием перископов и оптических приборов. У командира танка имеются лазерный дальномер и инфракрасный прибор ночного видения.

Танк оснащён лазерным устройством для поражения оптики прицелов и приборов наблюдения танков и ПТРК противника (LASAR). Оно осуществляет обзор местности лазерным лучом малой мощности и фиксирует отражения от линз оптических приборов противника. Обнаружив отражение, оно посылает туда лазерный импульс большой мощности, ослепляя наблюдателя или электронный прибор наблюдения, это средство сейчас действительно применяется на китайском танке «Тип 98».

Применение подобного вооружения частично запрещено ООН в соответствии с протоколом IV к Конвенции о конкретных видах обычного оружия от 13 октября 1995 года.

Основное вооружение танка — 152-мм гладкоствольная пушка 2А83 с возможностью запуска управляемого реактивного снаряда через ствол.

В видении омских конструкторов танк будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами, не только обладающими повышенной мощностью, но и способными корректироваться по траектории (принцип «выстрелил — забыл — поразил»). У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая либо регулируемая подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л.с. (не исключён симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/ч, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/ч. Размещение экипажа до 2 человек — в изолированной рубке управления в наиболее защищённой средней части корпуса; автоматизированная система управления огнём, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономичные кресла. Блочно-модульная конструкция перспективного танка позволит за счёт замены функциональных модулей создать семейство унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки и управления, роботизированной боевой машины.

История производства «Черепахи»


В конце 1943 года в Соединенных Штатах была начата программа по разработке тяжелой бронетехники. К этому американцев подтолкнули глобальные исследования военной ситуации на Западном фронте, которые показали, что войскам союзников может понадобиться тяжелая боевая машина, умеющая прорывать сложные оборонительные сооружения противника.

За основу будущего Т-95 ПТ-САУ разработчики взяли базу среднего танка Т-23 и электронную трансмиссию тяжеловесного Т1Е1. На эту основу установили бронированные листы толщиной 200 мм и новую 105-мм пушку. Это орудие могло пробивать и уничтожать практически любое бетонное сооружение.

Планировалось в течение года выпустить 25 таких машин, однако командование сухопутными войсками воспротивилось таким планам и рекомендовало изготовить только три ПТ-САУ с механической трансмиссией. Пока согласовывались все бюрократические нюансы, к марту 1945 года было заказано уже пять боевых машин, чья защита усилилась до 305 мм брони, благодаря чему вес Т-95 ПТ-САУ (фото прототипа расположено ниже в статье) увеличился до 95 тонн.

Вначале планировалось изготовить танк без башен с возможностью разместить экипаж численностью в четыре человека. Но в феврале 1945 года танк Т-28 был переименован в самоходную установку Т-95.

Состояние проекта

7 апреля 2010 года заместитель министра обороны — начальник вооружения вооружённых сил РФ Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта. По словам Поповкина, проект машины морально устарел.

В начале июля 2010 года министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что «Уралвагонзавод» вскоре завершит разработку Т-95, проводившуюся самостоятельно. Однако закрытие темы и её неперспективность в глазах нынешнего руководства МО подтверждены независимыми экспертами: причиной отказа МО названа невозможность серийного производства машины и её новых сложных комплектующих силами нынешнего российского ВПК.

15 июля 2010 года в Нижнем Тагиле на выставке «Оборона и защита 2010», по сообщениям прессы, впервые состоялся закрытый показ перспективного основного боевого танка Т-95, известного также как «Объект 195». Как заявил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, список лиц, получивших доступ на показ новой техники, был определен «Рособоронэкспортом».

В начале апреля 2011 года гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко в ходе интервью УОТК «Ермак» сообщил, что несмотря на отказ Министерства обороны РФ финансировать проект и принципиальность его позиции по данному вопросу, «Уралвагонзавод» будет продолжать работы по доводке «Объекта 195», вероятно — совместно с Минпромторгом.

В качестве замены «Объекту 195» в новой программе вооружений принята «унифицированная тяжелая платформа» шифра «Армата». Сообщается, что, несмотря на заявления Минобороны о моральном устаревании «Объекта 195» и необходимости принципиально новых машин, конструкция платформы «Армата» должна быть значительно более простой и намного более консервативной по сравнению с ним.


На осень 2011 года в СМИ появилась информация, что разработка Т-95 ведётся параллельно с разработкой нового танка Т-99. Какой из них в итоге будет принят на вооружение Минобороны России, пока неизвестно.

Слабые места «Черепахи»

Помимо того, что недостатки у этого танка были существенные, самоходка, невзирая на мощную броню, была еще и легко уязвима, как показали технические ходовые испытания. Т-95 (ПТ-САУ) зоны пробития имел следующие.

Самым уязвимым местом этого истребителя танков является его ходовая часть. Несколько попаданий в гусеницы – и самоходка стопорится на месте, а дальше делай с ней что хочешь. Орудийной башни она не имеет, развернуть пушку не может. Дополнительного вооружения, кроме командирского пулемета «Браунинг», у САУ тоже нет.

Также слабым местом служит боковая броня, толщина которой не превышает 65 мм. Быстрые маневренные танки и самоходки Второй мировой войны могли быстро обойти Т-95 с фланга и тыла и нанести серьезное повреждение, приводящее к гибели экипажа.

Еще одним слабым местом этой САУ был командирский люк, который не имел достаточно мощной брони.

И последний минус «Черепахи». После войны стало понятно, что мощь орудия и брони не решают исход битвы. Ставку делали не на сверхтяжелую боевую технику, а на мобильную и компактную, которая могла быстро менять свое местонахождение, наносить удар по неприятелю и так же быстро отходить назад. А только чтобы погрузить на железнодорожную платформу ПТ-САУ, необходимо было затратить порядка четырех часов, что по условиям современных войн просто непозволительная роскошь. Такую технику можно уничтожить даже на стадии погрузки.

Система управления огнем и противодействия

Полноту визуальной информации обстановки на поле боя танкисты будут получать не только посредством наблюдения через оптические приборы. Из-за того, что экипаж лишен возможности кругового обзора (башня будет необитаемой), систему управления огнем предполагается оснастить комплексом передающих устройств и несколькими экранами внутри кабины. На мониторы поступает информация от других машин подразделения. Экипаж будет видеть «сквозь броню” во всех направлениях. Обеспечить высокую эффективность вооружения должна обеспечить штатная радиолокационная система и лазерный дальномер. На лазерное устройство возлагаются функции активного противодействия системам наведения противника. Активная установка сама найдет оптику врага и нейтрализует ее пучком света. Машины будут оснащаться системой распознавания ”свой-чужой”, исключающей поражение от дружественного огня в условиях высокоманевренного боя. Комплекс активной защиты состоит из установок “Штора-2” и ”Арена-Э”.

Танк-автомат

«Объект 195» получил революционно новую систему управления огнем (СУО). Она многоканальна: экипаж получает информацию по телевизионным, тепловизионным и радиолокационным каналам. Система синтезирует эти данные в единое изображение, выбирая опорные каналы в зависимости от времени суток и погодных условий, запыленности или задымленности.

Эта СУО максимально автоматизирована. Танкистам нужно лишь выбрать цель и способ ее уничтожения. Все остальное система сделает сама по принципу «выстрелил — забыл».

Бортовой компьютер Т-95 определял состояние узлов и агрегатов по 60-ти параметрам. «И сразу выдавал предупреждение. Любая неполадка, и на экране у механика-водителя выскакивает пометка о том, что надо сделать то-то и то- то», — отмечает экс-начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны, генерал-полковник Сергей Маев.

На танке автоматизировали не только ведение огня, но управление движением. Как отметил Мураховский, речь идет о вождении машин в колонне и адаптации подвески к условиям дороги или бездорожья.

Установили X-образный дизельный двигатель мощностью 1650 лошадиных сил. Машина получила гидромеханическую трансмиссию и активную гидропневматическую подвеску. «Несмотря на то, что вес был в пределах 52-58 тонн, она с ходу развивала скорость до 70 километров в час», — вспоминает Маев.

Удачные и провальные проекты САУ

Одними из самых известных самоходных установок во время войны 1939-1945 годов являются советские СУ-76, СУ-100, САУ-152 «Зверобой» и немецкие «Стуг» и «Ягпантера». Это примеры удачных разработок подобного вида техники, которые не только эффективно сражались в битвах, но и дали толчок будущим технологически развитым поколениям самоходно-артиллерийской техники. Но были и неудачные попытки создать сверхмощную САУ, например, американскую Т-95 (ПТ-САУ) или германский сверхтяжелый танк «Маус», которые заканчивались полным провалом, так как проектировщики и разработчики забывали, что «лучшее – враг хорошего».

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на T95
В сети Интернет
  • Т28 // Википедия
  • Американская «Черепаха» Т-28 (Т-95) // Броне-сайт
  • T95. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор от jmr // YouTube

Техника США

Лёгкие танки I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Средние танки II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved  • V M4A2E4 Sherman  • V M4A1 Sherman • V Ram II  • VI M4A3E8 Fury  • VI M4A3E8 Thunderbolt VII  • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7  • VII T20 • VII T23E3  • VIII T25 Pilot Number 1  • VIII TL-1 LPC  • VIII M46 Patton KR  • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing  • VIII T69 • VIII T95E2  • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60  • X T95E6 
Тяжёлые танки V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
ПТ-САУ II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
САУ II T1 HMC • III T18 HMC • III M7 Priest • IV T82 HMC • IV M37 • V M41 HMC • VI M44 • VII M12 • VIII M40/M43 • IX M53/M55 • X T92 HMC

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

T95/FV4201 Chieftain в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше опыта за каждый бой, а также обладает рядом других особенностей.

Боевая эффективность

Достоинства:
  • хорошие УВН;
  • гигантская броня башни во лбу;
  • отличная пробиваемость основных снарядов;
  • хорошая удельная мощность и максимальная скорость;
  • хороший разовый урон;
  • нормальная точность и время сведения;
  • отличный обзор;
  • сверхвысокое пробитие у ОФ;
  • подкалиберный специальный снаряд.
Недостатки:
  • слабая броня крыши башни;
  • посредственное бронирование в корпусе;
  • низкая скорость поворота корпуса и башни;
  • плохая пробиваемость на расстоянии.

Экипаж

bottom

1


Стандартный вариант

1 Альтернативный вариант

Боевое братство пригодится для усиления всех характеристик танка, в сочетании c вентиляцией в первую очередь — на увеличение скорострельности. Благодаря характеристикам орудия, отмеченным выше, надобности в плавном ходе или плавном повороте башни нет (исключение — если на танк не планируется ставить стабилизатор вертикальной наводки). Многие игроки, после горящих через НЛД немцев на FV традиционно ставят данный перк, но они не учли тот факт, что у немцев в НЛД трансмиссия (а иначе-двигатель), а вот у FV-баки. «Чистота и порядок» помогает только от возгорания двигателя, поэтому для нас в нем нет никакого смысла. При наличии 3-5 специальностей у экипажа можно в последнюю очередь изучать пожаротушение. Виртуоз и Король бездорожья не особенно нужны данному танку, так как и маневренность, и проходимость достаточно высоки. Впрочем, прибавка к проходимости не помешает никому, а вот больший разброс при повороте корпуса, который дает Виртуоз, вредит точности и сведению танка.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

БП24

БП10

ОФ6

Оборудование
  • Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
  • Стабилизатор — вертикальной наводки уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики машины.
Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют подкалиберные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата базы или добивания противников с малым запасом прочности.

Оценка T95/FV4201 Chieftain

  • Воин — за высокий разовый урон.
  • Защитник — за динамику, позволяющую быстро вернуться на базу.
  • Стальная стена — за гигантскую броню в башне.
  • Разведчик — за высокий обзор.
  • Бронебойщик — за высокую пробиваемость.

История изменений

Основная статья: История изменений T95/FV4201 Chieftain

История изменений

Обновление 1.3
  • Введён на основной сервер в качестве американского акционного тяжёлого танка X уровня.
  • Впервые можно было получить за событие «Солдаты удачи» на Глобальной карте в 2019 году.

Итоги

Результат обзора САУ «Черепахи» показывает нам, что каждый вид бронетехники должен соответствовать своему времени.

По своим характеристикам американский Т-95 являлся отличной машиной до начала Второй мировой войны, но с развитием вооружений он катастрофически отстал от основных видов бронетанковых и артиллерийских войск не только своих союзников, но и потенциальных противников. Дальше работать над отсталым проектом было экономически невыгодно, потому его закрыли.

Изучая негативный опыт прошлых лет, современные конструкторы боевой техники стараются проектировать вооружение таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям войны и максимально выполняло поставленные боевые задачи.

Итоги

ОКР Совершенствование-88 велись с переменным успехом, поскольку часто не хватало финансирования, а развитие электроники сильно отставало от нужного уровня.

Тем не менее, было построено 3 экземпляра ОБТ, 2 из которых прошло государственные испытания, получив при этом большой список замечаний, в основном из-за неудовлетворительной электроники.

В 2009 году все работы закрыли, назвав устаревшей и избыточной, на замену пришёл проект тяжёлой платформы Армата. Забавно, но Армата — это упрощённый и удешевлённый вариант, не смотря на заявления о её современности и инновационности.


С этим читают