Тайпинское восстание в китае

Идеология тайпинов

Хун Сюцюань – главный идеолог тайпинского движения. Он родился в 1813 году недалеко от Гуанчжоу. Его отец был обедневшим китайским чиновником. Будущий руководитель восстания тайпинов неоднократно пытался сдать специальный экзамен на замещение государственной должности. Однако все его попытки были неудачны. Именно во время учебы в Гуанчжоу он познакомился с христианскими идеями, которые активно проникали в страну благодаря деятельности европейских миссий. Хун Сюцюань начал изучать незнакомую ему религию. Уже в 1843 г. он создает христианскую организацию под названием «Общество небесного отца».


Рассмотрим основные идеи учения Хун Сюцюаня.

  1. В его основе лежало представление о Святой Троице. При этом Хун Сюцюань включал себя в ее состав в качестве младшего брата Иисуса Христа. В связи с этим все свои действия он трактовал как «предначертание Бога».
  2. Хун Сюцюаню также импонировала христианская идея «царства божьего». Она соответствовала древнекитайским представлениям о «справедливом обществе». В связи с этим тайпины на первый план выдвигали идею равенства и братства.
  3. Характерной чертой идеологии тайпинов была ее антиманчужрская направленность. В своих проповедях он говорили о том, что династия Цин должна быть свергнута. Кроме того, тайпины призывали к физическому уничтожению манчжур.
  4. Последователи Хун Сюцюаня выступали против конфуцианства и других альтернативных религий, но при этом заимствовали у них некоторые представления (например, идею о «сыновней почтительности»).
  5. Главная цель организации – создание Тайпин Тяньго (Небесного государства великого благоденствия).

Презентация на тему: » Тайпинское восстание Презентация. Причины Тайпинского восстания На протяжении 1820-1840-х гг. в результате торговых операций китайская экономика получила.» — Транскрипт:

Поражение восстания

В 1856 году начался закат молодого государства Тайпин тяньго. На фоне очередной агрессии западных держав происходит разложение до конца не сформировавшегося государственного аппарата, деградация касается и армии. Междоусобные разборки в стане повстанцев чередуются с чистками. Подковерные интриги надоедают Хуну, и он отстраняется от политики и устраивает пир во время чумы, пока созданное им государство катится в пропасть. Войска тайпинов все чаще проигрывают битвы цинским и англо-французским армиям и оставляют один город за другим. В 1862 году «Всегда побеждающую армию», как называли тайпинское войско, покидает Тун Жухай, перешедший с 60 тысячами солдат в цинский лагерь. В следующем году к противнику уже массово переходят вожди восстания вместе со своими людьми. В конце весны 1864 года Нанкин оказывается в осаде. Долгое время находившийся в депрессивном состоянии Сюцюань впадает в слабоумие и незадолго до полного поражения тайпинов совершает суицид, приняв смертельный яд. Вскоре после самоубийства Хуна маньчжуры захватывают его сына и казнят вместе с другими тайпинскими вожаками.

Причины восстания

С 1644 года императорский престол в Китае занимали представители маньчжурской династии Цин, утвердившиеся тут в результате завоеваний. Несмотря на то, что маньчжуры быстро ассимилировались, местное население продолжало воспринимать их как чужаков. Поэтому все последующие социальные волнения проходили под призывами к свержению ненавистных цинских императоров.

Накалялась и обстановка в деревне. Впрочем, социальные трения не были чем-то новым для Китая. Издревле тут сталкивались интересы богатых арендодателей и беднейших низов, причём, последние всегда были источником антиправительственных настроений. Однако социальный протест середины XIX века был связан не только с внутренними явлениями, но и с последствиями Первой Опиумной войны. Покупка опиума у Великобритании вызвала отток серебра из китайской экономики и инфляцию. При этом выплаты населению выдавались дешёвой медной монетой, а повинности взимались исключительно серебром. Этот дисбаланс стал причиной значительного увеличения налогового бремени и роста недовольства.

Открытие новых портов для торговли с иностранцами разгрузило сухопутные торговые пути в южной части страны — в районе Гуандуна. Перевозки стали осуществляться по реке Янцзы, что требовало меньших финансовых затрат и экономило немало времени. В результате многие крестьяне, проживавшие на юге и занимавшиеся транспортировкой товаров, остались без работы и средств к существованию.

Ещё одним обстоятельством, приведшим к крестьянским выступлениям, стали стихийные бедствия, обрушившиеся на Китай в 1840-е годы: два сильнейших наводнения, унесшие жизни 1 млн человек, и неурожай 1849 года.

Протест беднейших слоёв мог бы вылиться в краткую череду разрозненных и бессистемных восстаний, которые правительство подавило бы за считанные месяцы, а то и недели. Но в этот исторически важный момент в крестьянской среде появился весьма амбициозный человек, не только предложивший чёткое идеологическое обоснование для дальнейших выступлений, но и превративший аморфную массу недовольных в строгую, военизированную организацию. Звали его Хун Сюцуань. На основе собственных представлений об устройстве мира и идеальном государстве, он сумел создать настоящую религию, нашедшую множество приверженцев по всей стране.

Учение и деятельность Хун Сюцуаня

Идеи Хун Сюцуаня сочетали как традиционные для Китая мировоззренческие элементы, так и принципиально новые. По сути, это был синтез даосизма, буддизма и конфуцианства, с одной стороны, и христианства, понимаемого на особый манер, с другой.

Главной целью своей деятельности Хун Сюцуань видел создание «государства великого благоденствия», основанного на принципах равенства и братства. Причиной возникшей кризисной ситуации, на его взгляд, была власть маньчжуров — «дьяволов». Для того чтобы вернуть в мир гармонию, нужно ликвидировать помещичий гнёт, начать сотрудничать с западными странами и изгнать «дьяволов». Самого себя Хун Сюцуань называл «властелином и спасителем людей», ниспосланным на землю свыше, а также младшим братом Христа.

В 1843 году Хун Сюцуань основывает «Общество поклонения небесному владыке» и начинает вести активную пропагандистскую деятельность, переезжая из одной провинции в другую. Достаточно быстро вокруг него складывается широкий круг приверженцев. В основном это были представители беднейших слоёв населения: крестьяне, рабочие и маргиналы, привлечённые идеей обогащения бедных за счёт богатых. Однако под знамена Хунь Сюцуаня вставали и зажиточные люди, недовольные правлением Цин. В результате ему удалось собрать настоящую 30-тысячную армию.

Центром революционного движения стала уединённая деревня Цзинь-Тянь в южной провинции Гуанси. Здесь был разбит настоящий военный лагерь, в котором царила строжайшая дисциплина: под запретом были опио- и табакокурение, алкоголь, половые отношения и азартные игры. Члены «Общества поклонения небесному владыке» призывали к всеобщему равенству, общности имущества, аскезе, ликвидации товарно-денежных отношений, соблюдению десяти христианских заповедей и борьбе с маньчжурами.

Второй этап

В апреле 1862 году Ли Хунчжан был официально назначен губернатором провинции Цзянсу. Пять дней спустя Хуайская армия начала контрнаступление под Шанхаем. Одновременно мэр Цзиньшаня отправил 5 тысяч человек чтобы окружить и атаковать занятый тайпинами Тайцан. Для снятия блокады Тайцана Ли Сючэн отправил в середине апреля 100 тысяч человек. Мэр Цзиньшаня отказался выполнить приказ Ли Хунчжана об отступлении, и потерял все свои войска.

В конце апреля Чэнь Биньвэнь оккупировал Цзядин, чей гарнизон отступил в Шанхай. Базируясь на Цзядин, тайпинская армия стала готовиться атаковать расположенный к северо-западу от Шанхая Сунцзян. Ли Хунчжан приказал своему заместитель Чэн Сюэчи контратаковать Чэнь Биньвэня.

В начале мая войска Ли Жунфа сдались Хуайской армии на востоке Пудуна. Для принятия капитуляции Ли Хунчжан отправил Лю Минчуаня, провоцируя Ли Жунфа атаковать его силы. Провал тайпинских атак против Лю Минчуаня вынудил Лю Жунфа очистить Пудун, который тайпины оккупировали в течение девяти месяцев. В это же время Чэн Сюэчи атаковал тайпинов, занявших Сунцзян, и выбил их после тринадцати дней боёв.

Тайпинское восстание

Тайпины — участники политико-религиозного движения в Китае, приведшего к грандиозному народному восстанию против господства Маньчжурской династии (1850—1864). В начальный период выступления тайпины добились значительных успехов (занятие Нанкина, создание нового «Небесного государства», построенного на уравнительных принципах), однако раскол тайпинов (1856) и помощь, оказанная маньчжурам англо-франко-американскими войсками, привели к поражению восстания.

Тайпинское восстание 1850-1864, крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностр. колонизаторов. Причинами восстания явились усиление феодальной эксплуатации, налогового бремени и агрессия капиталистич. держав, обусловившие крайнее обострение кризиса кит. феод, общества. Т. в. вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религ. «Общество поклонения богу» (Байшандихой), к-рое проповедовало идею создания «небесного гос-ва великого благоденствия» — Тайпин тяньго (отсюда название восстания). К нояб. 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай и др. собрали 20-тыс. войско и начали воен. действия против правительств, войск под лозунгом борьбы за равенство. 27 авг. 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом провинции Гуанси Юнъань и объявили о создании своего «небесного гос-ва», призванного служить интересам угнетённых слоев феод, об-ва. В апр. 1852 тайшшы разгромили 13-тыс. армию кантонского ген. У Лань-тая, двинулись на С. и вышли в долину Янцзы, где собрали огромную флотилию из неск. тыс. джонок. Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300—500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Они изучали опыт древних китайских полководцев, издавали книги по стратегии и воен. уставы. Однако гл. источником силы их армии были революц. идеи, за к-рые они сражались, поддержка армии трудовым народом. В янв. 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончат, свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить маньчжур, войска на С. страны и взять Пекин. Однако руководители Т. в. промедлили с походом на С. и выделили для него незначит. силы, в результате поход закончился неудачно. Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайнинское руководство обнародовало свою программу, названную «Земельной системой небесной династии», к-рая должна была стать своеобр. конституцией тайнинского гос-ва. В соответствии с принципами утопич. «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов кит. общества в сфере производства и потребления. «Земельная система» определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и др. стороны жизни. В основу гос. устройства был положен монархич. принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. В период 1853—56 гос-во тайпинов расширялось за счёт земель в сродней течении Янцзы. Однако с 1856 власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства тайпинов произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате к-рой был предательски убит фактич. вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд др. порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в 1857 перешли к активным действиям. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражд. войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины отстаивают суверенитет и независимость Китая, они начали против них открытую интервенцию, ускорившую внутр. разложение их гос. власти. Для тайпинов началась полоса воен. неудач, закончившихся в 1864 занятием Нанкина маньчжурами. Т. в. было подавлено силами капиталистич. реакции и китайскими феодалами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7.

Литература:


Тайпинское восстание 1850—1864. Сборник документов. М., 1960;

Новая история Китая. М., 1972, с. 122—207;

И л ю ш е ч к и н В. П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967. Библиогр.: с. 386 —392;

Кара-Мурза Г. С. Тайпины. Изд. 2-е. М., 1950.

Хун Сюцюань

Лидером мятежников и основателем государства Тайпин тяньго, что переводится как «Небесное государство всеобщего благоденствия», стал Хун Сюцюань. Сюцюань родился в провинции Гуандун в бедной семье хакка, субэтнической группы, пришедшей на юг Китая с севера страны в средние века. Хун один из всей своей семьи посещал школу и смог стать деревенским учителем. Однако пробиться даже в мелкие чиновники способному, но бедному молодому человеку так и не удалось (Сюцюань несколько раз неудачно пытался сдать государственный экзамен).

Не попав на государственную службу, будущий лидер крупнейшего восстания ударился в религию. Он изучает христианство, провозглашает себя мессией и младшим братом Христа и с помощью сподвижников обращает в свою веру все больше деревень. Религиозная секта, замешанная на христианстве, даосизме и примитивном коммунизме, постепенно превращается в грозную силу. Сторонники Хуна отдают все имущество и деньги в общий фонд, расходуемый на нужды движения. К 1850 году вчерашняя секта превращается в военнизированную группировку «Воинов Бога», в которое вливается тайное общество Триад, ставившее своей целью свержение Цинской династии.

Уже на этом этапе китайской истории видны прокоммунистические мотивы, служившие мощным катализатором народного движения. Еще 100 лет остается до провозглашения КНР на площади Тяньаньмэнь, 110 лет до первых больших съездов КПК в Доме народных собраний в Пекине, но стремление низов уже видно четко – ликвидировать социальное неравенство.

Тайпин тяньго

Многие древние достопримечательности Китая тем или иным образом связаны с кровопролитнейшей гражданской войной 19-го столетия. Заглянув в сад ЮйЮань в Шанхае, сложно поверить, что здесь не только готовили восстание представители «Общества Коротких Мечей» и находился штаб тайпинов, но сад был практически уничтожен во время нападения на Китай армий западных государств. Полностью восстановлен ЮйЮань был почти через сотню лет. Шанхай очень сильно пострадал во время подавления бунта, за исключением Французской концессии, здания которой сейчас с удовольствием смотрят туристы на набережной Вайтань. С восстанием связаны многие исторические достопримечательности Шанхая, ведь мятежники имели широкую поддержку населения и духовенства.

А пока тайпины еще не взяли Шанхай, на дворе 1850 год и под ружьем у Хуна около 20000 человек. После захвата нескольких районов провинции Гуанси, Сюцюань объявляет себя «Небесным царем» государства Тайпин тяньго. Когда восставшие дошли до Янцзы, у них уже почти полумиллионная армия, состоящая из вчерашних крестьян, бандитов и даже пиратов. В 1853 году тайпины берут Нанкин, бывшую столицу Поднебесной, а в 1855 году под их контролем уже почти весь средний Китай. Был момент, когда повстанцы находились всего в сотне километров от Пекина, оплота Маньчжурской династии.

Мероприятия тайпинов.

Тайпины пытались разрешить земельный вопрос. В 1853 г. они издали закон, в котором говорилось: «Вся земля делится по числу едоков, независимо от пола»; «Все поля Поднебесной 1 обрабатываются всеми в Поднебесной» (т.е.утверждалось право каждого получить землю); «Если есть земля, ее обрабатывают совместно; если есть пища, ее совместно едят; есть питье — его совместно пьют; есть деньги — их совместно расходуют. Повсюду должно быть равенство и не должно быть человека, который не был бы сыт и в тепле». Основное в законе — это конфискация земли у помещиков и раздел ее между крестьянами. Осуществить же всеобщее равенство тайпинам не удалось.

В феодальном Китае положение женщин было тяжелым. Впервые в истории Китая тайпины провозгласили, что женщины и мужчины равны. Женщинам давали при разделе земли такой же участок, как мужчинам. В армии организовали воинские части, состоявшие только из женщин. Женщинам разрешали занимать должности в государственном аппарате. В Китае раньше невесту покупали за деньги, не видя ее. После этого ее доставляли в закрытых носилках в дом жениха, которого она тоже никогда не видела. Тайпины запретили куплю-продажу невест.

В среде господствующих классов существовал варварский обычай: девочкам бинтовали ноги так, что пальцы подворачивались к ступне. Изуродованная таким образом нога более не росла. Девочкам из богатых семейств калечили ноги, чтобы показать, что богатые могут не работать. Тайпины, провозгласив труд обязанностью каждого, отменили этот обычай и запретили под страхом наказания калечение ног девочек.

Тайпины отменили пытки и ввели открытый суд.

С богатых купцов тайпины взимали контрибуции. Многие богачи становились в очередь, чтобы поскорее уплатить контрибуцию и наклеить на двери квитанцию об уплате. Мебель красного дерева тайпины вытаскивали из домов богачей и сжигали на улице, приговаривая: «Этими вещами богатые люди гордились друг перед другом, и поэтому мы их уничтожаем». Случалось найти жемчуг — его торжественно, публично толкли в ступках.

Тайпины провели различные мероприятия в интересах народа и поэтому получили поддержку широких крестьянских масс и городской бедноты. Однако, начав в 1852 г. поход на Север, тайпины сделали большую ошибку: они не пошли дальше на Север, на Пекин, столицу феодального государства, центр сил маньчжуров, и дали муньчжурскому правительству собраться с силами.

Тайпины остановились в средней части Китая и главные свои усилия направили на взятие древней столицы Китая — Нанкина. В 1853 г. они взяли Нанкин. После этого движение достигло наибольшего подъема. Затем начался его упадок. Тайпины были сильны в борьбе против колонизаторов и феодалов, но плохо понимали, как им надо организоваться. Они учредили новую монархию, избрав императором одного из своих руководителей — сельского учителя Хун Сю-цюаня.

Предыстория

В конце мая 1860 года тайпины во главе с Ли Сючэном начали Восточный поход, в ходе которого на пять месяцев оккупировали Шанхай. Считая европейцев «братьями во Христе», тайпины искренне надеялись, что «западные братья по истинной вере» помогут им в борьбе с «маньчжурскими нехристями». Однако тайпины, запретившие сбыт опиума, стали помехой «открытию» внутренних провинций бассейна Янцзы для европейской торговли. Поэтому европейские державы решили сделать ставку на империю Цин и помочь последней как можно скорее уничтожить повстанческое «христианское» государство. Войска Ли Сючэна были встречены в Шанхае артиллерийским огнём.

В 1861 году тайпины овладели провинциями Цзянсу и Чжэцзян. В это время тайпинские войска были разделены на пять армий, которыми командовали Тань Шаогуан, Ли Жунфа, Гу Цинъюнь, Чэнь Куньшу и Чэнь Биньвэнь. Противостоявшие им правительственные «войска зелёного знамени», руководимые Хуан Исинем, имели слабую боеспособность; поэтому в октябре 1861 года Ли Хунчжан создал из местных китайских ополчений Хуайскую армию.

Первый этап войны

В 1851 году тайпины двинулись на север Гуанси. Здесь они заняли город Юнъань, где и создали свое правительство.

Во главе нового государства стал Ян Сюцин. Он получил высшую должность под названием «Восточный князь» (также он получил титул «глашатай бога») и сконцентрировал в своих руках административное управление и руководство армией. Кроме того, во главе государства тайпинов стояли еще 3 князя (Западный – Сяо Чаогуй, Северный – Вэй Чанхуэй и Южный – Фэн Юньшань) и их помощник Ши Дакай.

В декабре 1852 года тайпинская армия двинулась вниз по течению реки Янцзы, на восток страны. В январе 1853 года им удалось занять стратегически важный регион – Трехградье Ухань, который включал такие города, как Учан, Ханьян и Ханькоу. Военные успехи тайпинской армии способствовали росту популярности идей Хун Сюцюаня среди местного населения, поэтому повстанческие ряды постоянно пополнялись. К 1853 году число восставших превысило 500 тыс. человек.

После захвата Трехградья Ухань повстанческая армия двинулась в провинцию Аньхуэй и заняла ее важнейшие города.


В марте 1853 года тайпины штурмовали один из крупнейших городов Китая Нанкин, который затем стал столицей их государства. Это событие ознаменовало конец первого и начала второго этапа крестьянской войны.

Третий этап

В сентябре 1862 года 80-тысячная тайпинская армия под командованием Тань Шаогуана подготовила ещё одно наступление на Шанхай, защищаемый Го Сунлинем из Хуайской армии. Первая атака, возглавляемая Чэнь Биньвэнем, провалилась, когда Чэн Сюэчи уничтожил 20 тайпинских лагерей. Чэнь Биньвэнь отступил в Сыцзянкоу, где соединился с Тань Шаогуаном.

12 сентября объединённые тайпинские силы атаковали цинские войска в Тайцане и Куньшане. Двигаясь очень быстро, они достигли Цинпу, который находился всего в 5 км от города, и окружили 20 тысяч правительственных войск. Хуан Исинь, которому на помощь пришла «Всегда побеждающая армия», атаковал со стороны реки и даже захватил плацдарм, однако особого успеха не добились. Тайпины тем временем наводили понтонные мосты.

Ли Хунчжан, прибывший для личного руководства сражением, приказал своим генералам разгромить Таня и деблокировать правительственные войска, окружённые на северном берегу, пока не стало слишком поздно. 21 сентября Чэн Сюэчи, под командованием которого было 6 тысяч человек из Хуайской армии и Цинского флота, в ходе восьми атак сумел отрезать тайпинам пути отхода. Хуайская армия прорвалась к блокированным войскам и освободила их; сам Чэн был ранен в результате пушечного выстрела.

Тань Шаогуан отступил в Сучжоу и начал готовить город к обороне. Тайпины предприняли ещё четыре безуспешных атаки, после чего Хун Сюцюань приказал прекратить наступление и отвести войска. Битва за Шанхай завершилась.

Создание «Общества поклонения Небесному Владыке»

Хун переехал в соседнюю провинцию Гуанси, которая считалась бедным горным районом. Здесь жили в основном хакка, которые примкнули к новому учению Сюцюаня, что послужило основой для создания «Общества поклонения Небесному Владыке». Через короткое время в него входило уже около двух тысяч бедняков.

В 1850 году Хун встретился со своими сторонниками в Цзинь-тяне, где они начали подготовку к решительным действиям против власти. Сюцюаня поддержали от двадцати до тридцати тысяч хакка — мужчин, женщин и детей. К нему примкнули целые семьи и кланы.

Восставшие обзавелись своими общественными кладовыми, наполняющимися имуществом всех членов общества, которое превышало удовлетворение их самых необходимых потребностей. Позже в кладовые отправляли всю добычу повстанцев.

Тайпинская армия состояла из мужских и женских отрядов. Создание семей было отложено до того времени, пока не победит народное восстание. Сюцюань запретил тайпинам курить, употреблять наркотики и увлекаться азартными играми.

Повстанцы не признавали маньчжурскую династию, поэтому ходили без кос с распущенными волосами. Правительство дало им свое название – «длинноволосые».

Тайпинское движение состояло из следующих категорий населения:

  • представителей южных народностей (в основном чжуан);
  • ханьцы;
  • шэньши;
  • сознательных богачей;
  • бедняков;
  • шахтеров;
  • рабочих-углежогов;
  • земледельцев-хакка.

Но преимущественно в рядах повстанцев были самые низы общества, которые не имели никакой собственности.

Предпосылки народного бунта

В 20-40-х годах 19-го века в Китае упала внутренняя торговля. Экономическая прибыль государства от нее составила порядка десяти миллионов лянов серебром. В этот же период китайский экспорт показал доходов на сумму около шестидесяти миллионов лянов.

Серебро и медная разменная монета не выдерживали рыночного соотношения. 19-й век в Китае начался с того, что 1 лян серебром можно было обменять на 1 тысячу монет меди, а в сороковых годах на 1,5 тысячи. Такой скачок был связан с проблемой налогообложения китайцев.

Размер поземельного налога определялся исходя из качественных и количественных показателей земельных наделов, каждый из которых облагался своим граммом серебра, а выплачивали крестьянам медью. Сложилась такая ситуация, что соотношение серебра и меди выросло, соответственно поднялись налоги. Особенно эта проблема коснулась южных регионов страны – основных торговых путей на Запад.

Также простые китайцы были недовольны выбором приморских провинций, расположенных в бассейне Янцзы, для осуществления основных торговых операций. Весь экспорт стали отправлять по воде, а не по суше, через южную часть Китая, где из-за этого начала процветать безработица.


Ирригационные сооружения содержались плохо, что стало причиной двойного прорыва дамбы на Хуанхэ в первой половине сороковых годов. Были затоплены огромные территории, а количество погибших достигло миллиона. В конце сороковых годов провинции, расположенные в нижнем течении Янзцы, пострадали от самого жестокого неурожая в 19-м столетии. Это случилось из-за ураганов и засухи. Кроме того, поля были переполнены вредителями.

Итоги и последствия крестьянской войны

Для империи Цин восстание тайпинов стало серьезным потрясением. Оно подорвало основы феодального строя и экономики страны. Были разрушены города и крупные порты, восстание привело к массовому истреблению населения Китая.

Тайпин Тяньго стало большим социальным экспериментом, в который были вовлечены широкие крестьянские массы.

Крестьянская война также оказала значительное влияние на положение династии Цин. Ее позиции в стране пошатнулись, и была утеряна поддержка населения. Для подавления массовых выступлений правящая верхушка была вынуждена обратиться за помощью к крупным землевладельцам. Это привело к усилению позиций помещиков. Как следствие, этнические ханьцы (китайцы) все чаще стали принимать участие в управлении страной, а в государственном аппарате уменьшилось число манчжур. В 60-х гг. в Китае происходит укрепление региональных группировок. Это также приводит к ослаблению позиций центральной власти.

Кроме того, средина XIX века в истории Китая ознаменовалась рядом других крупных восстаний.

Более 18 лет длилась война народности мяо в районе Гуйчжоу. В 1862 году началось крупное восстание дунганского народа, которое охватило провинции Шаньси и Ганьсу. В 1855 году в районе Юньнани вспыхнула антиправительственная война. Участие в ней принимала народность хуэй, исповедовавшая ислам. Все эти восстания оказали значительное влияние на дальйнешее развитие Китая и его взаимоотношения с западноевропейскими государствами.

КРАТКИЕ ИТОГИ — ФЕОДАЛЬНЫЙ КИТАЙ — ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И КАПИТАЛИЗМ

В отличие от Индии, которая была захвачена одной страной- Англией и превращена в ее колонию, на Китай обрушилось почти сразу несколько колониальных стран — Англия, Франция, США, Голландия и другие.

Нашествие колонизаторов ухудшило положение народных масс. К гнету феодалов-завоевателей маньчжур и китайских помещиков прибавились бедствия от выколачивания богатств из страны колонизаторами.

В течение 14 лет, с 1850 по 1864 г., в Китае продолжалось массовое крестьянское восстание, в котором была сильна крестьянско-уравнительная струя. 

  • < ФЕОДАЛЬНЫЙ КИТАЙ (ЦИНСКАЯ МОНАРХИЯ в XVII-XIX вв. ) . ВТОРЖЕНИЕ КАПИТАЛИСТОВ
  • -> ФЕОДАЛЬНАЯ ЯПОНИЯ 19В >

Итоги Тайпинского восстания в Китае

По данному протоколу Китай как страна становилась колониальным придатком, на территории которой бы становились и успешно развивались торговые и экономические отношения. В целом укрепившийся в будущем иностранный сектор торговли на территории Китая станет впоследствии всеобъемлющем фактором или результатом двух прошедших войн.

При этом уничтожение опиумозависимости не произошло. Как население страны употребляло это наркотическое средство, так и продолжала употреблять. Сознание китайского населения было на гране хаотичности, о чем свидетельствует отсутствие собранности и понимания китайской армии во времена войны с Японией.

Исторические факты подтверждают, что Китай не мог оказать должного сопротивления Японии не только из-за слабой военной подготовки, но и за пристрастия офицеров и военнослужащих к наркотикам. Поставки опиума в Китай прекратились только после двадцатых готов девятнадцатого столетия, но полностью искоренить эту болезнь получилось только в двадцатом веке.

Просмотры: 1 908


С этим читают