Основные особенности танков первой мировой войны, наиболее удачные образцы

Алан-э-Дейл       10.03.2024 г.

Содержание

Танки Первой мировой — машины, изменившие историю

Британский электрик Ройстон Леонард — известный эксперт по превращению исторических черно-белых фотографий в цветные. На этот раз он представляет коллекцию цветных снимков танков времен Первой мировой войны. Тогда эти грозные машины впервые появились на полях сражений, внушая страх не только противникам, но и своим солдатам, откровенно опасавшихся бронированных чудовищ. И все же находились смельчаки, которые побеждали в бою против танка!

Танк Renault FT (M17) на европейском театре военных действий, 1916 год.

До начала в 1914 году Первой мировой войны танки были диковинкой. К концу войны, завершившейся в 1918-м, они пользовались заслуженной боевой славой. На фото — ранцузские танкисты в танке Renault FT-17 в 1918 году.

Изначально задачей танков было преодоление труднопроходимой местности и вражеских окопов, защита солдат от огня противника и облегчение захвата вражеских позиций путем атаки через простреливаемую ничейную территорию. На фото — танки на походном марше.

Британский танк преодолевает окопы во Фландрии, Бельгия.

Изначально танки называли «наземными кораблями». Свое нынешнее имя «танк» они получили, когда рабочие танкового завода Уильяма Фостера в Линкольне сравнили их с металлическими цистернами — «танками» для воды. На фото — британские солдаты моют танк на Западном фронте, 22 июня 1918 года.

Ноябрь 1917 года. Немецкие солдаты пытаются поставить захваченный ими британский танк на рельсы, не понимая, как правильнее его использовать. По иронии судьбы, во время Второй мировой немецкая армия долго будет считаться в Европе непобедимой в танковых сражениях.

Впервые в истории танк был использован в бою 15 сентября 1916 года, в ходе битвы за французский город Флер-Курселет. Их главной задачей было проходить препятствия и простреливаемую территорию. Но еще долгое время они считались ненадежными машинами: так, во время знаменитой битвы при Сомме на позиции смогли выйти лишь 32 танка из запланированных 49, а преодолеть ничейную полосу и вовсе смогли только 9. Но к концу войны солдаты освоились с новой техникой. На фото — наступление британской пехоты под прикрытием танков во Франции в 1918-м.

Появление у англичан танков изменило ход войны: англо-французские союзники стали все чаще одерживать победы.

Подполковник армии США Джордж Смит Паттон — огромный энтузиаст танков, интересовавшийся ими еще тогда, когда о них мало кто знал на фронтах. В апреле 1917-го, после присоединения США к войне, Паттон был назначен руководителем программы по внедрению танков в американской армии. Впоследствии Паттон дослужится до генерала, а во время Второй мировой считался лучшим в США экспертом по танкам. На фото — Паттон у французского танка Renault летом 1918-го года.

Первый английский танк, захваченный немцами на фронтах Первой мировой.

Немецкий «штурмпанцерваген» движется по улицам захваченного немцами французского Руана. 21 марта 1918 года.

Этот танк так и не сумел преодолеть линию окопов у Сен-Мишель, Франция. Кстати, в то время танки делились на «мужские» и»женские». На «мужских» устанавливали шесть быстро стреляющих морских орудий, а на женские — всего по пять пулеметов.

В Британии долго не могли запустить производство танков для армии. После нескольких бесплодных попыток проект был отдан на кураторство Уинстону Черчиллю, — и дело двинулось. На фото — британский танк едет на позиции.

Британские танкисты демонстрируют свое мастерство королю Георгу V во время его визита в штаб-квартиру армии во Франции в 1918 году.

Немецкие танки Второй мировой войны в начале вторжения в СССР

Танки вермахта должны были стать «джокером» в войне с Советским Союзом, сыграв решающую роль в блицкриге – «молниеносной войне». В соответствии с этой стратегией, гитлеровская Германия и формировала свою броневую мощь.

Лёгкие немецкие танки 2 мировой

1. Танк Pz.Kpfw.I (Т-I) производства компании «Крупп» выпускался с 1933 по 1938 гг.; и ещё три года после этого его гусеничное шасси выпускали только в качестве командирских и разведывательных машин (без башен), а также в виде основы для самоходных артиллерийских установок.

Т-I

Орудия эти лёгкие танки не имели: только 2 спаренных 7,92-мм пулемёта, смонтированных в общей маске. В общей сложности, в 1933-1938 гг. было выпущено 1867 танков Pz.Kpfw.I.

Т-II

Часть Pz.Kpfw.II была огнемётными, с двумя огнемётами, стреляющими на 50 м. На шасси этого делались самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, перевозчики боеприпасов. Всего за годы производства было сделано 3500 шасси Т-II, из них 2050 – именно танков.

3. Pz.Kpfw.II Luchs (Т-II Лукс), также от «МАН» и «Даймлер-Бенц» – специальный разведывательный танк с двух-, а не одноместной башней (как обычный Pz.Kpfw.II). 

Т-II Лукс

Эти немецкие танки ВОВ выпускались в 1942-1944 гг.; их было сделано ровно 100 штук.

Средние танки вермахта Второй мировой войны 1939 1945

3. PzKpfw III (Т-III) разработки компании Даймлер-Бенц с 1937 года поступал на вооружение танковых подразделений вермахта и ваффен СС. Танк выпускался в следующих модификациях: с 37-мм орудием; с 50-мм орудием; с 75-мм гаубицей; с огнемётом; командирская машина; и разведывательно-наблюдательная машина.

Т-III

Кроме пушки, на PzKpfw III также устанавливали 2 или 3 7,92-мм пулемёта MG-34. За годы производства (1936-1943) эта бронетехника вермахта была выпущена в количестве 6166 единиц.

4. PzKpfw IV (Т-IV). Эти танки вермахта 1941 1945 – самые массовые в Германии: их было выпущено 8588 штук. Данная модель, разработки и производства компании Крупп, выпускалась с 1937 по 1945 гг.

Т-IV

Танки Т-IV оснащались 75-мм орудиями различных модификаций и длины, а также одним или двумя 7,92-мм пулемётами. В связи с регулярным увеличением толщины брони, вес выпускаемых бронемашин в ходе производства возрастал от 17 тонн до 24,6 тонн. PzKpfw IV – самые широко представленные в музеях мира танки Германии Второй мировой войны.

Танк Леонардо да Винчи

В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.

По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.

Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.

Танки Первой мировой войны

Первым танком стала модель Марк I, созданная в 1916 году. Именно эти машины заставили бежать немцев. Танки выпускались двух видов: с орудиями на борту или оснащенные только пулеметами. Вскоре стали производить комбинированную модель, так как танки, оснащенные одними пулеметами, показали себя неэффективными в бою.

Танк в переводе с английского означает бак, цистерна. Первые танки Марк 1, появившиеся в России, окрестили лоханью. Французская модель оказалась более удачной – Рено FT-17, первый танк с вращающейся башней, вооруженной пулеметом или пушкой. Собственно на его базе и появился первый русский танк «М». Русские машины в боях не принимали участия, они были задействованы на парадах и на сельскохозяйственных работах в качестве тракторов.

Благодаря первым танкам Англии, в битве на Сомме, силы Антанты получили преимущество и смогли переломить позиционную войну. В этих же боях получил ранение и Адольф Гитлер, который в последующем был отправлен в отпуск в Мюнхен, а потом в Берлин. Там Гитлер увидел, насколько его нация была обречена и проникнута предстоящим поражением. Это глубоко поразило будущего диктатора.

На фронт Гитлер вернулся уже другим человеком, полным решимости и ненависти. Тут оканчивалась Первая мировая война и здесь же были посажены зачатки Второй мировой.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина

Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г

компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Бонус на обмен свободного опыта

С

1 Фев

11:01Время по UTC

ДО

1 Мар

9:59Время по UTC

Мы продлили акцию! Целый месяц обменивайте золото на свободный опыт по самому выгодному курсу 1:35 (вместо старого курса 1:25).

#ТанкПочтиДаром: Tiger 217

С

1 Фев

11:01Время по UTC

ДО

1 Мар

9:59Время по UTC

Этот танк принадлежал легендарному немецкому танковому асу Отто Кариусу. У него прочная броня и впечатляющая максимальная скорость для тяжёлого танка! Только в феврале вы можете забрать Tiger 217 почти даром в наборе с золотом, премиум днями и личными резервами – за $9.99!

  • Tiger 217, тяжёлый танк VI уровня (Германия)
  • 850 ед. золота
  • Премиум аккаунт – 3 дня
  • Личные резервы: x1,5 серебра (10 шт.)
  • PlayStation
  • Xbox

Цены указаны в долларах США. Чтобы узнать цены в вашем регионе, перейдите во внутриигровой Магазин, PlayStation Store или Microsoft Store. Время доступности может варьироваться в зависимости от платформы и региона.

Возвращение GI JOE!

С

15 Фев

11:01Время по UTC

ДО

15 Мар

9:59Время по UTC

Забирайте технику и командиров G.I. JOE, включая маленький и невероятно назойливый танк G.I. JOE Armadillo! Дополните свою коллекцию, пока есть такая возможность.

P.S. Танк Cobra Arctic H.I.S.S. получил в обновлении новую игровую механику: мультиорудийную установку. Смотрите, как он изменился!

Первые развертывания [ править ]

Schneider CA1 , первый французский танк

Первым применением танков на поле боя было использование британских танков Mark I в битве при Флерс-Курселет (часть битвы на Сомме ) 15 сентября 1916 года с неоднозначными результатами. Многие сломались, но почти третьим удалось прорваться. Из сорока девяти танков, отправленных на Сомму, только тридцать два смогли начать первую атаку, в которой они были использованы, и только девять прошли через «нейтральную полосу» к немецким позициям. Танки были брошены в бой еще до того, как их конструкция стала достаточно зрелой (вопреки желанию Черчилля и Эрнеста Суинтона ) Их количество было невелико, но их использование дало важную информацию о том, как проектировать новые танки, обоснованность концепции и их потенциал повлиять на ход войны. С другой стороны, французская армия критически относилась к использованию британцами небольшого количества танков в бою. Было ощущение, что британцы пожертвовали секретностью оружия, но использовали его в слишком малых количествах, чтобы иметь решающее значение. Поскольку британская атака была частью англо-французского наступления, а русские атаковали одновременно, Хейг чувствовал себя вправе приложить максимум усилий, несмотря на ограниченность танковых сил.

Маска с брызгами, которую использовали танкисты в Первой мировой войне

Танкисты, прочитавшие сообщения прессы, в которых новое оружие проезжает сквозь здания и деревья и пересекает широкие реки, были разочарованы. Большинство танков времен Первой мировой войны могли двигаться в лучшем случае примерно пешком. Их стальная броня могла остановить огонь стрелкового оружия и осколков осколочно-фугасных артиллерийских снарядов. Однако они были уязвимы для прямого попадания артиллерийских и минометных снарядов. Обстановка внутри была крайне неприятной; поскольку вентиляция была неадекватной, атмосфера была насыщена ядовитым угарным газом, исходящим от двигателя, а также испарениями оружия, топлива и масла от двигателя и кордитовыми парами от оружия. Температура внутри может достигать 50 ° C (122 ° F).). Целые экипажи потеряли сознание внутри танков или потеряли сознание, когда снова оказались на свежем воздухе. Бригады научились создавать и оставлять за собой склады топлива, моторного масла и смазки для протекторов, а также преобразовали устаревшие модели в транспортные средства для снабжения более новых.

Чтобы противостоять опасности разбрызгивания пуль или попадания осколков внутрь корпуса, экипаж носил шлемы с защитными очками и кольчужные маски. Осколки были не так опасны, как огонь, из-за взрывоопасных паров и большого количества топлива на борту; Курение было запрещено внутри и в пределах 20 ярдов от резервуаров. Противогазы также были стандартной проблемой, как и все солдаты на этом этапе войны из-за использования химического оружия . Боковая броня толщиной 8 мм изначально делала их в значительной степени невосприимчивыми к стрельбе из стрелкового оружия, но их можно было пробить недавно разработанными бронебойными пулями K. Также существовала опасность быть захваченной пехотой и атакованной гранатами. Следующее поколение имело более толстую броню, что делало их почти невосприимчивыми к пулям K. В ответ немцы разработали большую цель производства противотанковой винтовки , на 3,7 см TAK 1918 противотанковой пушки, а также Geballte Ladung ( «наезжают Charge») — несколько регулярных гранатов палки в комплекте вместе для гораздо большие взрыва.

Мощность двигателя была основным ограничением танков; Двигатели мощностью около ста лошадиных сил давали удельную мощность 3,3 л.с. / тонну (2,5 кВт / тонну). К концу 20 века удельная мощность превысила 20 л.с. / т (15 кВт / т).

Многие считают, что, поскольку британский командующий фельдмаршал Дуглас Хейг сам был конным кавалеристом, его командование не оценило ценность танков. Фактически, доктрина конной кавалерии в Первой мировой войне заключалась в том, чтобы «сопровождать прорыв беспощадными атаками в тыл», но на Западном фронте не было никаких прорывов, пока не появились танки. Несмотря на эти предполагаемые взгляды на Хейга, он сделал заказ на 1000 танков вскоре после аварии на Сомме и всегда был твердо сторонником дальнейшего производства.

В 1919 году генерал-майор сэр Луис Джексон сказал: «Танк был уродом. Обстоятельства, которые привели к его появлению, были исключительными и вряд ли повторится. Если это произойдет, с ними можно будет справиться другими средствами».

Бронеавтомобили

Пулемётные

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armstrong-Whitworth 1915 1915-1916
Austin 1914 1914-1915 168
DeLaunay-Belleville
Ford 1916
Garford Model 1914
Lanchester 1914 1914-1916 ~ 50
Peerles
Rolls-Royce 1914 1914-1918 120
Sheffield-Simplex Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1914-1915 1915 25
Talbot
Wolseley
Wolseley CP Type

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armored Ivel Tractor
Leyland Armored Lorry
Suzare-Berwick «Wind Wagon»

Колониальные и импровизированные бронеавтомобили

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Cadillac Indian Pattern
FIAT Indian Pattern
Guinness armored lorry Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1916 4
Rolls-Royce Indian Pattern

Ветер переменКак работали отравляющие газы

22 апреля 1915 года в ходе боев под небольшим бельгийским городом Ипром человечество впервые познакомилось с отравляющими газами. В 17:00, дождавшись подходящего ветра, немцы начали выпускать из баллонов ядовитый хлор, и он, образуя облака желто-зеленого цвета, медленно поплыл в сторону британских позиций. За этими облаками газа наступали германские солдаты с марлевыми повязками на лицах. У англичан не было никакой защиты от хлора, и они стремительно гибли: от газа пострадали около 15 000 человек; около 5000 из них скончались. Во фронте образовалась огромная брешь, но немцы не смогли вовремя воспользоваться преимуществом и организовать масштабное наступление. Из-за переменившегося ветра часть хлора попала на немецкие позиции, и там также пострадало множество солдат.

При вдыхании хлора у пострадавшего начинается першение в горле, кашель и обильное слезотечение. Взаимодействуя со слизистыми оболочками, хлор образует соединения соляной кислоты, которые вызывают страшные ожоги. При вдыхании высокой концентрации хлора человек погибает в течение всего нескольких минут. У него вздуваются вены на лице и шее, возникает ларингоспазм (сужение голосовой щели), который ведет к остановке дыхания — человек теряет сознание, у него начинаются судороги, происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Смерть при тяжелых отравлениях наступает в течение 5-20 минут.

Но хлор был не самым эффективным отравляющим газом: он имеет очень специфический запах и яркий зеленый цвет, что позволяло легко его обнаружить. К тому же хлор хорошо растворяется в воде, и поэтому самым простым и эффективным способом защиты от него была обыкновенная влажная повязка на лице. Во время первых химических атак канадцы догадались использовать в качестве фильтров от хлора платки, смоченные собственной мочой. В этом был определенный смысл, потому что аммиак, содержащийся в моче в большом количестве, очень эффективно нейтрализует свободный хлор.

Немцы стали первыми активно использовать отравляющие газы: за хлором последовали более опасные и менее капризные фосген и иприт. От возможности поражать разом тысячи солдат противника не отказались и другие участники войны: к середине 1916 года и страны Антанты, и их противники активнейшим образом использовали отравляющие газы, все время совершенствуя способы их доставки. Именно тогда появились химические снаряды, минометные мины и даже авиабомбы, начиненные порошкообразными ядовитыми веществами.

Для противодействия газовым атакам очень быстро появились противогазы самых разных типов, которые были призваны защитить органы дыхания. Помимо моделей для защиты людей, были также разработаны и противогазы для лошадей и собак. Но противогаз не мог полностью решить проблему: такие газы как иприт и фосген воздействовали не только на органы дыхания, но и на все открытые части тела, вызывая ужасные язвы и ожоги, которые заживали в течение нескольких месяцев.

В ходе Первой мировой войны от действия боевых отравляющих веществ пострадали больше 1 500 000 человек, около 100 000 из них погибли. Немудрено, что гуманистическое человечество решило отказаться от применения боевых отравляющих веществ: в 1925 году была подписана знаменитая Женевская конвенция, запрещающая применение ОВ в боевых действиях. Однако эпизодически отравляющие вещества продолжают напоминать о себе в различных войнах и конфликтах — всегда найдется достаточно беспринципный человек, дающий санкцию на их применение.

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести «больших тракторов» («Großtraktoren») с компаниями «Крупп» (Krupp), «Райнметалл» (Rheinmetall) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

«Большой трактор» производства компании «Крупп»

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый «кавалерийский танк». В этой связи компании «Крупп» и «Райнметалл» в 1928 г. получили контракт на строительство «легкого трактора». До 1930 г. четыре «легких трактора» («Leichttraktor») были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

«Легкий трактор»

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции «большого трактора». Из этих соображений последовало развитие «строительства нового бронированного автомобиля» («Neubaufahrzeug«). Пять новых «автомобилей» были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли.  Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин «Панцеркамфваген» (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Тяжелый танк MK. I (Великобритания)

Танк Mk. I

Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.

Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.

Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались

Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала

Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда

Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.

Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.

Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.

Слепая ярость

Ранним утром 3 июня 1918 года французский лейтенант-танкист Шарль Будон в лесу Виллер-Котре проснулся от артобстрела. Немцы из 28-й пехотной дивизии шли в атаку.

Будон, будучи командиром взвода танков, поднял своих людей по тревоге. Потом нашёл пехотного офицера — дескать, за нами пойдёте.

И как только машины Будона вышли из леса, они напоролись на немцев, прячущихся во ржи(или, по письму Будона после войны, — в пшенице) всего в полусотне метров от опушки. При виде танков противники разбежались. Кто не успел — попал в плен к французской пехоте.

Будон в упор расстреливал германцев из 37-мм пушки, пока не выпустил около 70-80 снарядов(большеофициального» боекомплекта).

Будон повёл машины дальше. Но в дыму и пыли боя три бронеединицы из пяти потеряли его из виду. Командир остался всего с двумя, включая собственную. Вскоре второй танк сломался(к этому времени к Будону прибилась машина из другого взвода).

Но проблемы только начинались.

Когда танк Будона пробивался к ферме Сен-Поль, сверху на бреющем налетел германский аэроплан. Очередь из пулемёта попала в смотровую щель машины. Будона ранило в левый глаз и в лоб, чуть выше правого глаза. От боли он едва не потерял сознание.

Стальной монстр продолжил воевать, хотя весь его экипаж ничего не видел!

Вскоре мехвод доложил, что машина не движется. Мотор работал, гусеницы вертелись — но танк ни с места. Будон вытер кровь со лба и вылез наружу — и получил удар прикладом. Позже выяснилось: танк застрял между деревьев. После войны его еле вытащили двумя тракторами.

В плену Будон лично видел в немецком госпитале не менее трёхсот убитых и раненых — результат его атаки. Всего в тот день два немецких полка потеряли свыше пятисот человек — неплохой результат для пяти лёгких танков! Меньше чем за три часа эти машины привели германскую дивизию в такой беспорядок, что она приходила в себя двое суток.

Победитель. Танк FT-17 с пулевыми пробоинами на фоне германских касок. Париж, сад Тюильри, 1918(источник фото)

После войны, когда Будон вернулся из плена, отважного танкиста обнял его командир Перальди со словамиты спас лес Виллер-Котре». А генерал Эстьен, отец французских танков, вручил Будону рыцарский крест к ордену Почётного легиона(la Croix de Chevalier de la Légion d’Honneur)

Так воевали первые танкисты. Благодаря им танки получили репутацию грозного и страшного оружия — которую и подтверждают вот уже более века.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.