Первые танки первой мировой войны. прорыв в техническом оснащении армий

Технологии

Танки

Немецкий танк, захваченный британскими войсками в ходе битвы за Виллер-Бретонне. Франция. Первая мировая война. 1918г.


Артилерия

Во время Первой мировой войны бельгийские военные использовали собак для перевозки пушек, 1914 год.

Британское тяжёлое орудие, на снаряде надпись «Пусть у этого будет счастливый конец». Первая мировая.

Корабли

Подводные лодки

Пост управления подводной лодки UB–110, Германия, 1918 год.

Авиация

В 1914 во Франции был выпущен Voisin III — двухместный одномоторный бомбардировщик-разведчик, нёсший в дополнение к пулемёту до 150 кг бомб.

Летчик в кабине самолета Voisin III, 1914 — 1915 гг

В России «Вуазены» производили предприятия Владимира Александровича Лебедева, Артура Антоновича Анатра и московский «Дукс»; на них летали Борис Васильевич Сергиевский, Михаил Васильевич Водопьянов и другие лётчики.

Бомбардировка вручную. Первая мировая война.

Первая мировая война.Русская императорская армия. Воздушная атака.

Зимняя экипировка немецких летчиков, Первая мировая.

Химическое оружие и химзащита

Русские солдаты на полевых испытаниях противогаза Зелинского-Кумманта, зима 1914 — весна 1915 года.

Распыление боевого отравляющего газа по ветру в сторону противника, Первая мировая, 1915 год.

Моряки в костюмах химзащиты на борту австрийского военного корабля, июль 1916 года

Немецкие солдаты в противогазах с пулеметом «Максим». Один готовится бросить гранату, 1916 год.

Всадник и конь в противогазах. Фото 1916-го года.

Немецкий солдат в противогазе с пасхальным яйцом из снега празднует в окопе Пасху, Первая мировая, Восточный фронт, 1917 год.

Связь

Солдат отправляет сообщение во время Первой мировой

Пес-курьер преодолевает позиции немецких войск в районе Ипра. Фото времен Первой мировой войны. 1917 год

Стрелковое оружие

Винтовка «Лебель» на специальных рамах Альфреда Белляра с зеркальным «перископом» для стрельбы из-за бруствера, Первая мировая. Изобретение для «окопной войны».

Маскировка

Демонстрация голов из папье-маше, использовавшихся британскими солдатами как приманка для немецких снайперов, Франция, 1915 год.

Во время Первой мировой войне в качестве наблюдательных постов использовались поддельные деревья .

Солдаты из Австралии поймали в Европе турецкого снайпера замаскированного под куст конопли. 1916 г.

Военная хитрость немецкого генерала Леттов-Форбека: самый малолетний солдат последним в строю прыгает в ноге слона, затаптывая следы, Германская Восточная Африка, Первая мировая война.

Шпионаж

Во времена Первой мировой войны голубей использовали для передачи сообщений или разведки. На этой фотографии изображен голубь-шпион с камерой, которая делала фотографии местности в автоматическом режиме.

Транспорт

Германский автомобиль с пружинной стальной шиной, использовавшейся из-за отсутствия каучука, 1917 год.

Упряжной слон на заводе в Шеффилде. Великобритания. Первая мировая война 1914-1918гг.

Названия немецких танков

Все танки, которые поступали на вооружение германской армии, получали буквенную аббревиатуру PzKpfw ( сокр. от panzerkraftwagen — бронированная боевая машина) и порядковый номер. Название модификации состояло из букв немецкого алфавита и сокращенного слова ausfuhrung – исполнение, модель, вариант.

Кроме этого имелась и другая система обозначения для всех подвижных средств армии. Согласно ей большинство танков и САУ, но не все, получали обозначение состоящие из аббревиатуры Sd Kfz ( сокр. от Sonderkraftfahrzeug – машина специального назначения) и порядкового номера. Для примера: полное название немецкого танка Т- IIа звучало как Pz.Kpfw.II Ausf.a Sd Kfz 121, для удобства в армии применялось обозначение Pz IIа.

Из-за обилия типов и классов САУ привести их обозначения к единому знаменателю весьма сложно. Противотанковые установки, зенитки и самоходные гаубицы имели свою систему обозначения, а штурмовые орудия — свою. Кроме этого в официальное название, на ряду с использованной артсистемой, включалась информация о базовом танковом шасси. В результате название Sturmgeschutz III обозначало штурмовое орудие на основе танка Pz IIа, а Panzerjager I — истребитель танков на основе Pz I. Полное название последнего звучало как 4,7 см Pak (t) PzKpfw I Ausf B, с расшифровкой: противотанковая пушка чешского производства на базе танка. Следует заметить, что калибр в германских войсках измерялся в сантиметрах. Трофейные танки получали обозначение PzKpfw и порядковый номер, начиная с цифры «700» (помимо чешских, их было налажено серийное производство). Для обозначения страны производителя после номера в скобках ставилась соответствующая буква: t-чешский, r-русский f-французский, e-английский.

Опытные конструкции танков получали обозначение буквами VK( сокр. от Versuchskonstruktion- опытна конструкция) с четырехзначным числом, где первые две цифры обозначали вес машины, а последние порядковый номер проекта.

Военная мощь держав


Давайте посмотрим на соотношение сил и военного вооружения ключевых стран в Первой мировой войне:

Страна Кол-во общих орудий Из них тяжелых орудий
Российская империя 7088 240
Австро-Венгрия 4088 1000
Германия 9388 3260
Франция 4300 198

У Германии и Австро-Венгрии оказалось ощутимо больше тяжелых орудий, но при этом Германия еще активнее развивала свою военную промышленность. Для сравнения, Англия производила до 10 тысяч снарядов в месяц, а Германия только в день выпускала больше 250 тысяч.

Теперь давайте сравним вооружение и наличие техники у ведущих держав Первой мировой:

Сторона в войне Страна Стрелковое оружие Артиллерия Танки
Антанта Россия 3328 11,7
Антанта Франция 2812 23,2 5,3
Антанта Англия 4093 26,4 2,8
Тройственный союз Германия 8827 64 0,1
Тройственный союз Австро-Венгрия 3540 15,9

Очевидно, что военная мощь Российский империи сильно уступала не только Германии, но и Франции, и Англии. Это не могло не сказаться на ходе военных действий и потерях в результате войны.

Осталось проанализировать численность воюющей пехоты в начале и в конце войны, а также потери каждой из сторон:

Сторона в войне Страна Начало войны Конец войны Потери
Антанта Россия 5,3 млн. 7,0 млн. 2,3 млн.
Антанта Франция 3,7 млн. 4,4 млн. 1,4 млн.
Антанта Англия 1 млн. 3,9 млн. 0,7 млн.
Тройственный союз Германия 3,8 млн. 7,6 млн. 2 млн.
Тройственный союз Австро-Венгрия 2,3 млн. 4,4 млн. 1,4 млн.

Какой вывод мы можем сделать из этой сводки? Наименьшие человеческие потери понесла Англия, что не было сюрпризом, ведь эта страна почти не принимала участия в крупных сражениях.

По итогам войны вышло, что именно те страны, которые больше всех вложили в эту войну, больше всех и потеряли. Пока Россия и Германия теряли на двоих 4,3 млн. человек, Франция, Австро-Венгрия и Англия вместе потеряли 3,5 млн. Фактически война велась между Россией и Германией и именно эти две державы остались ни с чем: Россия потеряла земли и подписала позорный Брестский мир, а Германия утратила самостоятельность по итогу подписания Версальского мира.

Итальянские танки времен Второй Мировой войны

Опыт Испанской гражданской и Итало-эфиопской войн показал итальянским военным ошибку в отведении танкетке основной роли в танковых войсках. Необходимость в средних и тяжелых танках с вооружением в башне с круговым обстрелом была для них очевидна. Результатом стало изменение с 19 ноября 1938 г. всей системы бронетанковых войск.

Теперь армии требовалось 3 типа танков: легкие, средние и тяжелого среднего.

Вводилось и новое обозначение: легкие должны иметь боевую массу около 5 т. и пулемётное вооружение, обозначаться буквой «L». Все средние обозначались буквой «М». Просто средние должны иметь массу около 7—10 т. и вооружение из спаренных пулемётов в башне, и лишь тяжелый средний планировалось при весе около 11—13 т. вооружить кроме спаренных пулемётов 37-мм пушкой, но с размещением в корпусе и с ограниченными горизонтальными углами наведения. Через два месяца принята новая директива: легкие вооружить 13,2-мм пулемётом, «средние-легкие» — автоматической пушкой в башне до 20-мм, а «средние — тяжелые» — в башне пушкой до 47-мм. Танки с 47-мм орудием в башне относились к новому виду и обозначались буквой «Р». В 1940г к буквенному обозначению добавили год принятия на вооружение.

До 10 июля 1940 г (вступление во вторую мировую войну) Италия успела создать только легкие «L6/40» и средние «M11/39». Танковый парк станы насчитывал около 1500 танков, в основном устаревших «Фиат»3000, и «CV3/35».

До 1943 г. выпускалось немного легких танков, средний «М13/40» и его модификации «М14/41» и «М15/42». Разрабатывались и «средние- тяжелые» в 1942 был сделан прототипы «Carro Armato Celere «Sahariano» ( практически копия английского «Крусейдера), и «Р 26/40», но в серию они не пошли. Во время войны выпускалось относительно много противотанковых, штурмовых, и зенитных самоходных установок «Земовенте».

В целом мощности итальянского танкостроения были довольно слабы, всего за 1940 – 1943 гг. было построено около 2300 всех модификаций танков и самоходок. Боевые характеристики машин были крайне низкими.

После войны Италии было запрещено производить тяжелое вооружение. Основу танковых войск составляли американские машины. В 70-х Италия начинает активное создание современных танков, часть которых планировалось отправлять на экспорт. Так на базе германского «Леопард 1А4» был создан основной «ОF-40». Выпускался он в небольших количествах и только для экспорта.

С начала 90-х в войска начал поступать танк собственного производства С-1 «Ариете». Он официально сертифицирован как танк третьего поколения. Отличительной характеристикой С-1 «Ариете» является цена — он самый дорогой танк в мире.

Рогатка

Да-да! Не удивляйтесь, самая простая рогатка. А еще похожая по принципу действия – катапульта. Конечно, эти приспособления не были изобретены в годы Первой мировой, они существуют тысячи лет. Но в условиях позиционного противостояния они нашли себе новое применение.

Окопная катапульта

Часто в моменты затишья всё равно требовалось вести беспокоящий огонь по траншее противника

Неосторожно высунувшийся солдат или офицер сразу становились жертвой снайпера. Но со временем противники закапывались в землю всё глубже

Полевая фортификация и разнообразные окопные ухищрения сводили на нет даже огонь артиллерии, а не только пулеметно-ружейную стрельбу.

Тогда-то на арену противостояния и вышли рогатки. Во врага летели крупные, размером с гранату, камни. Хорошо пристрелявшись и научившись закидывать камень в окоп противника, «рогатчик» пускал в дело уже боевую гранату. Разорвавшись в окопе, она могла причинить немало бед зазевавшимся вражеским солдатам.

Со временем рогатки укрупнялись, «росли» до настоящих тяжелых окопных катапульт. Таким способом метали всё, что было под рукой: связки гранат, самодельные бомбочки и фугасы, разнообразную взрывчатку, снаряды и авиабомбы. Словом, чтобы выжить, действовали в соответствии с народной мудростью: «Голь на выдумки хитра».

Тяжёлые танки

Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух моди­фи­кациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.


Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.

Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»

PzKpfw VI

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.

1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)

PzKpfw V

Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслу­женную славу лучшего боевого танка панцерваффе.

И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzer­kampf­wagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)

PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»

Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1

ИС-1

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.

Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его брони­рования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).

ИС-2

Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.

Боевые катамараны и ходули

Для преодоления водных преград были придуманы индивидуальные средства – боевые катамараны. На манер лыж к ногам пехотинца крепились продолговатые поплавки, на которых он должен был плавно пересечь реку или ручей. Естественно, многочисленная пехота, переправляющаяся подобно уткам через реку, была отличной мишенью.

Боевые катамараны

Тогда французы стали оснащать свою пехоту ходулями(!) для пересечения неглубоких водоемов. И опять же понятно, к чему это привело.


Отдельно следует упомянуть итальянский гусеничный катер Грилло. Этот гибрид катера и трактора был амфибией, вооруженной торпедами. Предназначался для атак кораблей на рейде. Закончилось это, естественно, расстрелом неуклюжей машины.

Конечно, мы рассказали вам не обо всех диковинных задумках инженеров «Великой войны». Был и огнемет, и серийный миномет, и многое другое. Но приведенные выше изобретения малоизвестны. Некоторые из них оказали влияние на ход войны, а некоторые – нет. Но, несомненно, все эти идеи выглядят очень нестандартно на фоне привычных образов пехотных атак.

Первые танки считали дьяволом

Начнем с того, что с самыми первыми английскими танками, вступившими в бой на реке Сомме в 1916 году, немцы не боролись никак! Кто-то крикнул, что появился дьявол, и все побросали оружие и разбежались кто куда. Известны случаи, когда немецкие солдаты целыми подразделениями сдавались одному танку. Но вскоре страх перед танками прошел, и немцы начали с ними вести активную борьбу.

Прежде всего, они повели по ним артиллерийский огонь, но оказалось, что тогдашние полевые орудия стрелять по танкам не могут. Дело в том, что у них не было механизма поворота ствола влево-вправо, а точная наводка осуществлялась в пределах всего 5 градусов, для чего ствол вместе с противооткатными приспособлениями скользил по колесной оси. Нужен больший угол? Изволь ворочать саму пушку! Это было неудобно, хотя было замечено уже тогда, что любой, даже шрапнельный снаряд, поставленный на удар, проламывает броню любого английского танка!

Но каждого пехотинца пушкой не снабдишь и что было делать германским солдатам? А вот что! Они придумали забрасывать английские и французские танки гранатами! Приматывали проволокой к одной гранате по пять боеголовок со снятыми рукоятками от других гранат и эту вот «связку» бросали на крышу танка (благо он и в самом деле походил на огромный бак!), когда он проходил мимо. Взрыв проламывал броню, разрушал выхлопной коллектор, а то даже мог повредить и двигатель.

На пути танков закладывали мины, а то даже и просто ящики с динамитом. В окопе сидел солдат с веревочкой и когда видел, что танк заехал на место закладки, дергал за нее, от чего происходил взрыв. Пробовали стрелять по танкам из минометов. Дело в том, что тогдашние немецкие минометы совсем не походили на современные. Они заряжались с казенной части и помещались на круглом лафете, позволявшем наводить их в разные стороны. Вот это-то их качество и пришлось германским военным по нраву — удобство наводки на цель!

Наступающие танки в конце войны обстреливали химическими снарядами. Понятно, что танкисты сразу же надевали противогазы. Но… внутри танков было так жарко и так душно, так отвратительно воняло бензином, что находиться там еще и в противогазе было исключительно тяжело. Кроме того, от газа в танках погибали голуби, использовавшиеся для связи, и танк терял возможность сообщать о своем движении и получать приказы. Известны случаи, когда танкисты насмерть угорали в своих танках, так как от угарного газа противогазы не защищали!

Впрочем, англичане и французы быстро находили ответ на многие германские угрозы. Так, заметив, что немцы бросают гранаты на крыши их танков, англичане придумали натягивать над ними крыши из металлической сетки! Гранаты ударялись об эту сетку и скатывались на землю. Но даже если они и взрывались, взрыв происходил на расстоянии от брони и никакого вреда танку не причинял! Французам показалось это неудобным и они просто-напросто сделали крыши своих танков покатыми — «домиком», чтобы заброшенные на них гранаты скатывались с них сами собой.

Поэтому немцы решили использовать против танков бронебойные пули, тем более что англичане применяли их с 1915 года для стрельбы по пулеметными щитам. Такая пуля имела калибр 7,71-мм и зеленый наконечник, а внутри стальной закаленный стержень, залитый свинцом. У американцев тоже были такие пули, но с черным наконечником и калибра 7,62-мм. Пуля французской винтовки Лебель калибра 8-мм была из томпакового сплава целиком, и во Франции посчитали ее пробивные качества достаточными.

Схожие решения

Успех французских лёгких танков «Рено» FT-17, оснащённых поворотной башней, заставил танкостроителей во всём мире обратиться к подобной схеме. Один из лучших проектов аналогичного танка в 1928 г. предложила английская фирма «Виккерс». Этот танк так и назывался «Виккерс 6-тонный». По сравнению с французским «Рено», он был куда более маневренным и мог развивать скорость до 35 км/ч, в то время как «Рено» двигался не быстрее 10 км/ч. Сами англичане не проявляли к этому танку особого интереса. Они тогда выпускали для своей армии куда более быстроходный лёгкий 5-тонный танк Мк-VI, способный двигаться со скоростью до 55 км/ч.

Однако «Виккерс 6-тонный» оценили за рубежом. Для своего времени это была настолько удачная конструкция, что подобные танки в Англии стали покупать другие страны. Мало того, лицензию на производство данного танка купили Польша и Советский Союз, где собственное танкостроение ещё только зарождалось.

В Советском Союзе «Виккерс 6-тонный» получил обозначение Т-26. Этот танк выпускался в разных вариантах: и с двумя пулемётными башнями, стоящими рядом, и с одной баш ней, в которой размещалась сначала 37-мм, а затем и 45-мм пушка. Т-26 постоянно модернизировался: усиливалась его броня, повышалась скорость хода.

Т-26 участвовал в Гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. На базе Т-26 выпускались также специальные огнемётные танки

С 1937 г. башня приобрела коническую форму, было усилено бронирование. Однако вес танка вырос незначительно — до 10 т, благодаря чему Т-26 сохранял высокую маневренность. Затем на базе Т-26 выпускались и огнемётные танки.

В польской армии танки «Виккерс» получили обозначение 7ТР, что означало «7-тонный, польский». Танк имел 17-мм броню в лобовой части корпуса, скорость 32 км/ч, экипаж состоял из трёх человек. Но самое главное — это был первый танк в мировом танкостроении, оснащённый дизель-мотором мощностью 110 л. с. До Второй мировой войны поляки выпустили 135 таких боевых машин. Вооружение польского танка было слабее советского танка Т-26 и меньше был запас хода. Однако 7ТР был быстроходнее и лучше бронирован. Когда польские танки встретились в бою с немецкими, то они оказались сильнее Pz-I и Pz-ll.

Польский танк 7TP

Ходовую часть от английского танка «Виккерс» позаимствовали и итальянцы при создании своего танка «Ансальдо-29», а затем М-11/39.

Правда, итальянские танкостроители смогли построить всего 24 боевые машины по этому образцу.

Танки

Благодаря появлению танков затянувшаяся окопная война, которая завела армии в тупик, прекратилась. Танки стали движущей силой наступающей пехоты.

Первый танк был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании и получил название «Little Willie», но позже получил имя «Mark I». Боевое крещение английские танки провели в битве на реке Сомма (Франция) 15 сентября 1915 года. Они оказались не столь совершенны. Ломались часто, стреляли неточно, внося скорее страх и панику в ряды врага, чем реальный урон.

Рис. 1. Танки на реке Сомма.

В Российской империи также проводился выпуск танков. Самой знаменитой машиной является танк Лебеденко или Царь-танк, созданный в продолжение Царь-колоколу и Царь-пушке. В боевых условиях он показал себя с худшей стороны.

Танковые войска имелись и у французов. Ими выпускались такие модели как «Шнейдер» и «Сен-Шемон».

[править] Танки Германии

Первым серийным танком Германии во время войны стал тяжёлый танк «A7V». Экипаж его составлял 18 человек. Длина корпуса составляла 7305 мм, ширина — 3060 мм, высота — 3300 мм. Стальная броня достигала 30 мм толщины. Танк был вооружён 57-мм нарезной пушкой Максима-Норденфельда, а также пятью пулемётами 7,92-мм «MG-08».

Примерно в тогда же в 1917 году, был выпущен лёгкий танк (лёгкая боевая машина) «LK I», экипаж которого составлял 2 человека. Вооружение — пулемёт 7,92-мм «MG-08».

Интересен также немецкий сверхтяжёлый танк «K-Wagen», 1918 года выпуска. Длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м, высота — 3,3 м. Экипаж составлял 22 человека. Броня была толщиной 30 мм. Вооружение — две-четыре 77-мм капонирных пушек, четыре пулемётов 6—7 х 7,92-мм «MG-08», два огнемёта.

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H


С этим читают