Башкирский этнополитолог: «потихоньку идет переход на русский язык. вот это проблема!»

Энергия разрушения или созидания?

Любые открытые полемики и скрытые интриги в конце концов ведут к разрушению, в них нет созидания. Если брать татарский мир и культуру начала ХХ века — это при близком рассмотрении — очень хрупкая система. И татары сами часто разрушали созданное с таким трудом, беспощадно осыпая друг друга различными оскорблениями. Полемики и сведение счетов — это был излюбленный прием татарских публицистов того времени. Для этого у каждого из них существовал целый ряд псевдонимов.


Помимо язвительных Г. Тукая, Ф. Амирхана и др., публично выясняли отношения и представители старшего поколения татар: например, кади Ризаэтдин Фахретдин и купец Ахметзян Сайдашев. Впрочем, сегодня газету «Баянель-хак», издаваемую А. Сайдашевым, оценивают как достояние татарской культуры, а в начале ХХ века презрительно обзывали рекламным листком. Неужели произошла переоценка ценностей?

В 1916 году казанская татарская пресса отмечала свой юбилей — десятилетие. Газета «Казан мухбире» уже не издавалась. В полемику вступили Ахмет-Хади Максуди и Гаяз Исхаки, их публичный спор растянулся на несколько номеров газет «Йолдыз» и «Иль». Каждый хотел взять на себя лавры первопроходца, выражения особо не подбирали.

В 1916 году казанская татарская пресса отмечала свой юбилей — десятилетие. Газета «Казан мухбире» уже не издавалась. Фото miras.info

Сегодня, спустя сто лет, уже нет разницы, кто из них сделал больше для татарской культуры. Теперь все они — выдающиеся сыны татарского народа — талантливого, интеллектуального, смелого народа, но иногда слишком энергичного, который постоянно скачет вперед по воображаемой Великой Степи, иногда совсем не разбирая, к чему ведет сила номада: к разрушению или созиданию.

Лилия Габдрафикова

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

Из напитков популярны:

  • айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Сибирский округ

Татары являются древними обитателями этого края. В западной части Сибирского федерального округа располагалось Сибирское ханство. В СФО проживает 252,6 тыс. татар, что составляет 1,26 % от населения округа. В число татар округа входят как собственно сибирские татары, так и поволжско-уральские татары, переселявшиеся в регион с XIX в.

Иркутская область

В Иркутской области численность татар составляет около 22,8 тыс. чел. (2010), что составляет менее 1 % от численности населения области.

Большая часть татар проживает в гг. Иркутске, Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском и Черемхово, в поселках Залари, Оса и Новонукутский.

Татарские деревни компактно расположены в Заларинском, Нукутском, Аларском, Боханском, Осинском, Черемховском и Чунском районах. Среди них наиболее известны и (или) имеющие значительную долю татар в численности населения: Кулиш, Тарея, Благодатная, Сережкино, Паренда, Питаево, Баёр, Веселый в Чунском районе; Харагун, Хор-Бутырино, Черемшанка, Сенная Падь, Сорты, Троицк, Романово в Заларинском районе; Шаховская и Маниловская в Аларском районе; Люры и Харагун в Баяндаевском районе; Новосёлова в Нукутском районе; Тараса и Хохорск в Боханском районе; Каха и Онгой в Осинском районе; Касьяновка и Рысево в Черемховском районе и др.

Существует место компактного проживания крещеных татар (кряшен) — дер. Харёты (Нукутский район).

Ранее существовали (или в настоящее время почти обезлюдели или потеряли большую часть татарского населения) татарские деревни Тракт-Кавказ (или Кавказ, Тайшетский р-н), Биликтуй (Усольский р-н), Чичиковск (Нукутский р-н) и Черноречка (Заларинский р-н). Также значительная доля татар была в отдельных городских районах Иркутска (район бывш. ул. Саломатовской (ныне ул. К.Либкнехта)), Черемхово — Шадринка и др.

С конца 1980-х действует несколько татарских общественных организаций, более 10 фольклорных коллективов.

Кемеровская область

Татар в Кемеровской области проживает 51,0 тыс. чел, что составляет 1,76 % от населения области.

Татары в основном проживают в гг. Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск. Компактные группы татар есть в дер. Серебряково Тисульского района; в деревнях Нижегородка, Теплая Речка Ижморского района; в деревнях Куркули, Тундинка, Туйла Мариинского районов. Татары-калмаки проживают вместе с приволжскими татарами в д. Юрты-Константиновы Яшкинского, в поселках Зимник, Сар-Саз Юргинского районов.

Красноярский край

Татар в Красноярском крае проживает 44,4 тыс. чел., что составляет 1,5 % от населения края.

Татары проживают в основном гг. Красноярске (10,9 тыс. чел.), Лесосибирске (5,1 тыс. чел.), Норильске (4,5 тыс. чел.) и компактно в Пировском районе (2,7 тыс. чел.), Казачинском районе (1,2 тыс. чел.). Первые татарские села Серебряково и Шулдат образовались ещё в XIX в., их количество увеличивается во время Столыпинской аграрной реформе и создания спецпоселений в 1920-х гг., в 1926 году их количество достигло 71.

Новосибирская область

Татар в Новосибирской области проживает 27,9 тыс. чел. (1,04 % от населения области).

Населенные пункты с компактном проживанием татар: аул Тандов и дер. Новокурупкаевка в Барабинском районе, деревни Акбалык и Чаргары, село Воробьёво в Венгеровском районе, деревня Терентино и села Муса и Шибаки в Каргатском районе, деревня Аул-Бергуль и аулы Шагир и Омь (Осинцево) в Куйбышевском районе, деревни Альменово и Усманка, село Кыштовка в Кыштовском районе, деревня Юрт-Угзуй в Усть-Тарском районе, деревня Заречноубинская и поселки Новая Качомка и Шушковка в Убинском районе, аулы Кошкуль, Тебис, Аялы и деревни Белехта, Добринка, Тармакуль, Малый Тебис в Чановском районе.

Татар в Томской области проживает ок. 19,6 тыс. чел., что составляет 1,9 % от населения области.

Татары проживают в основном в Томске, Стрежевом и компактно в Зырянском, Колпашевском, Кривошеинском, Томском районах. Населённые пункты со значительной долей татарского населения: Черная Речка, Тахтамышево, Эушта, Барабинка, Казанка, Кафтанчиково, Калтай, Курлек, Алаево, Ново-Исламбуль, Жуково, Батурино, Тукай, Старо-Короткино, Кирек.

1 действующая мечеть (Томск).

Работают татарский культурно-просветительский центр «Туганлык» (Томск, с 1990), Областной центр татарской культуры (с 1994). Театр миниатюр «Тоян» при центре «Туганлык».

Традиции

Традиции казанских татар восходят к нормам шариата. Особое место в них занимает семейный уклад. Брак в исламе — священная обязанность. Традиционно родители невесты или жениха в дела супругов не вмешиваются. Главным в семье всегда остается старший мужчина. Однако некоторое время молодожены обязаны жить у родителей мужа — ослушаться этого правила всегда было постыдно.

  • Раньше семьи казанских татар были многодетны, но сейчас число детей, как правило, не превышает 2–3. Детей старались никогда не баловать, они должны были чтить авторитет отца, почитать своих бабушку и дедушку;
  • В домах казанских татар до сих пор можно найти шамаиль — вставленный в рамку листок с текстом Корана, адресующий добрые пожелания семье;
  • Казанские татары гостеприимны и соблюдают обычай гостеприимства, который велит угощать не только чак-чаком и чаем, но и хлебом с солью. Эту традицию ввел Петр I, отпраздновавший 50 лет в имении казанского купца Ивана Михляева.

Динамика

Как показывает динамика, общая численность населения России сокращается. К тому же неблагоприятная демографическая ситуация связана с небольшим количеством детей в семьях и с общим старением населения соответственно. Но, отрицательный прирост демонстрируют большинство этносов, включая славянские группы, за исключением традиционной части населения, которые исповедуют ислам. Численность этих групп населения увеличилась от 1 до 5% за последние 10 лет, в соответствии с имеющейся переписью населения с 2002 по 2010 год. Это осетины, чеченцы, дагестанцы, аварцы, лезгины, ингуши, адыгейцы, балкарцы.

Для изменения ситуации с численностью остальных народностей, включая русских, государство должно принять ряд мер. Если они будут эффективными, то это скажется благоприятно не только на демографии, но и на экономическом развитии страны в дальнейшем.

«Это средний диалект татарского языка»

— Ильдар Махмутович, горячие дискуссии продолжаются вокруг северо-западного диалекта башкирского языка. Спрошу прямо: этот диалект — все-таки татарский язык?


— Ученые спорят по этому вопросу. Часть башкирских ученых считает, что это особенный диалект, не совсем средний диалект татарского языка, литературные нормы которого были выработаны в свое время. Мое мнение: несмотря на разные говоры, это средний диалект татарского языка

И для нас, этнологов, важно этническое и языковое самоопределение граждан

Начиная с переписи населения 1926 года, когда этот вопрос ставился, башкирское население западной Башкирии отождествляло свой язык как татарский. Из всей численности башкир их было где-то 45% в 1926 году. Сейчас таковых — одна треть (31—33%) — в 1989, 2002, 2010 годах. Они сами себя определяют как татароязычные башкиры. То есть немного уменьшилось количество башкироязычных, в том числе из-за перехода на русский язык.

— Разве число носителей башкирского языка не увеличилось?

— В целом в абсолютных цифрах увеличилось. А в относительных — не сильно. В долях осталось примерно так же.

Фото kazanfirst.ru

— Почему этот вопрос оказался настолько политизированным?

— Татары и башкиры — очень близкие народы. Мало в мире таких примеров настолько близких народов

Также надо обратить внимание на зону расселения

Западная часть Башкирии и часть Татарстана (бывшие Бирский, Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии) — сейчас это зона совместного расселения татар и башкир. Так было и раньше: между татарами и башкирами фактически нет этнокультурных различий.

Хотя, если искать, микроскопические отличия, наверное, можно найти. И если так подходить, то между жителями села Чекмагуш, откуда я родом, и села Старокалмашево можно уловить языковые отличия. Хотя эти татарские села расположены друг от друга в 3—4 км.

Водораздел происходит только на уровне самосознания. Я много примеров знаю, когда один член семьи записывается башкиром, другой — татарином. Они не делают из этого проблемы. Они больше думают о других вопросах: как найти работу, выжить в этой ситуации, дать достойное образование детям. К сожалению, в селах работы мало, закрываются школы, есть проблема алкоголизма, социально девиантного поведения — вот эти вопросы волнуют людей больше, чем надуманная языковая проблема. От того, что язык местного населения назовешь северо-западным диалектом башкирского языка или татарским языком, общей проблемы это не решит. Надо задумываться о рабочих местах, качественном образовании, почему у нас народ пачками уезжает за пределы Башкирии, в том числе и в Казань. Почему эти проблемы не ставят?

— Радий Хабиров же ставит такую проблему — о миграции из Башкортостана. Во время своего послания ее обозначал.

— Ну ставит… Пока только проблема заявлена, но нет видимых успехов в этом вопросе.

Фото wikipedia.org

На службе Российскому государству

После распада Золотой Орды многие татарские аристократы шли на службу великому князю московскому. Часто они получали высокие чины, командовали войсковыми соединениями и внесли немалый вклад в становление России. Очень показательна судьба казанского царевича Худай-Кула, который стал в Москве Петром Ибрагимовичем и женился на сестре Василия III Евдокии. Он был сыном казанского хана Ибрагима и одной из его жен Фатимы. Парадоксально, но дети Фатимы во главе с ханом Ильхамом (Али) непримиримо относились к Москве, в отличие от детей царицы Нур-Султан. Это стоило им престола в Казани и ссылки на север в Белоозеро. Став частью высшей московской аристократии, Худай-Кул участвовал в войнах с Великим княжеством Литовским и командовал большим полком в 1510 году, когда Псковская земля была присоединена к Москве. Чингизид был лучшим другом Василия III и, поскольку у князя долго не было детей, тот даже рассматривал его как возможного наследника. Похоронен казанский царевич в Архангельском соборе Московского кремля, рядом с другими строителями российской державы.


Баюш Разгильдеев (конец XVI в. — начало XVII в.)

Во время Смуты начала XVII столетия, когда Московская Русь фактически прекратила существование как единое государство, многие области страны подергались набегам из Ногайской орды. Территории с татарским населением — не исключение. В 1612 году ногайцы совершили очередной набег на Алатырский уезд с пестрым этническим составом, где жили и татары-мишари, и мордва-эрзя, и чуваши. Но вместо легкой поживы степных воинов ждал неприятный сюрприз. Мурза Баюш Разгильдеев собрал «алатырских мурз и мордву и всяких служивых людей» и разбил ногайцев в сражении при реке Пьяне. За это правительство князя Пожарского пожаловало его княжеским титулом. В документах того времени Разгильдеевы называются и «мордовскими мурзами», и «татарами», исповедующими «басурманскую веру» (т.е. ислам), отчего каждый народ считает героя за своего.

Исхак Ислямов (1865—1929)

Главную заслугу этого татарского морского офицера можно увидеть на карте России — это архипелаг Земля Франца Иосифа, который Ислямов 29 августа 1914 года провозгласил российской территорией. Необитаемые арктические острова открыли и назвали в честь своего императора австрийцы. В 1913 году в этом районе пропала первая русская экспедиция к Северному полюсу под руководством Георгия Седова. На поиски отправилась паровая шхуна «Герта» под командованием Ислямова. Седовцев на Земле Франца Иосифа застать не удалось: настрадавшись и похоронив своего капитана, они уже отправились домой. Ввиду начавшейся Первой мировой войны, где Австрия была противником России, Ислямов поднял над мысом Флора российский триколор. Исхак Ислямов — самый высокопоставленный из морских чинов Российской империи татарского происхождения. Он дослужился до звания генерал-лейтенанта корпуса гидрографов. Родился в Кронштадте, в семье морского унтер-офицера Ибрагима Ислямова, который предположительно, происходил из д. Айбаш Высокогорского района. Исхак Ибрагимович был учеником адмирала Макарова, принимал участие в морских исследованиях на Севере, Дальнем Востоке и Каспии, участвовал в русско-японской войне. После революции поддержал белых и эмигрировал в Турцию. Мыс Ислямова есть во Владивостоке на острове Русском.

Казанская губерния (1708—1917)

В 1708 году в ходе административно-территориальной реформы Московского царства была образована Казанская губерния. Первым казанским губернатором стал Пётр Матвеевич Апраксин.

Казанская губерния первоначально охватывала территорию по правому и левому берегам Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Состояла из Казанского, Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и других воеводств, которые с 1719 года стали называться провинциями.

В 1709 году Казанская губерния была поделена на 4 провинции, в 1725 — на 6 провинций: Казанская, Свияжская, Пензенская, Уфимская, Вятская и Соликамская. Казанская считалась провинцией высшего разряда, а все остальные — приписанными к ней. Впоследствии территория губернии неоднократно сокращалась, из её состава были выделены Астраханская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Оренбургская губернии, части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской, Самарской губерний. Однако Казанская губерния не утратила своих ведущих позиций в Повольжье.

В 1718 году была открыта «Цифирная» школа при Казанском адмиралтействе для обучения детей дьяков, духовенства и других чинов (кроме дворянства и крестьян) сочетавшая в себе обучение математике и начала профессиональных знаний.

В 1723 году при Федоровском монастыре была открыта Славяно-латинская школа для детей духовенства нацеленная на обучение грамотных священников для Казанской епархии.

Казань стала первым городом в российской провинции, в котором в 1759 году была открыта гимназия для обучения детей «дворян и разночинцев». Гимназия действовала под патронажем Московского университета, из которого в Казань были направлены преподаватели и где для был разработан Устав. В Казанской гимназии преподавались арифметика и геометрия, рисование, танцы, фехтование, латинский, французский, немецкий языки, а также татарский язык. Выпускниками Первой Казанской гимназии были Г. Р. Державин, С. Т. Аксаков, братья Панаевы, И. М. Симонов, А. М. Бутлеров, Н. И. Лобачевский и др. видные деятели российской науки и культуры.

В 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года — вновь губерния), в которое в вошли 13 уездов. В том же году были утверждены гербы губернии и уездных городов.

В конце XVIII века в губернии насчитывалось 13 городов: Казань, Арск, Козьмодемьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин, всего 7272 населённых пунктов.

В XIX веке значение Казани как административного центра ещё более возросло. Столица губернии стала центром учебного (1805 г.) и военного (1826 г.) округов.

Осенью 1891 года — летом 1892 года территория Казанской губернии стала частью основной зоны неурожая, вызванного засухой (см. Голод в России (1891—1892)).

Малочисленные народности

Избежав национального притеснения, увлекшись крупнейшими народностями, назовем и тех, кого не так много. Самый малочисленный народ России это вожане, которых осталось, по данным 2010 года, всего 64 человека. Финно-угорский народ водь — коренной на современных территориях Ленинградской области, и находится на грани исчезновения с этнической карты нашей планеты. Но все же, остается надежда, что самый малочисленный народ России возродится, сохранив свою удивительную культуру и традиции.

К малочисленным также относятся юги, проживающие на Енисее, а также палеазитские кереки.

Вот мы и узнали, какие народности России самые многочисленные. В этом многообразии этносов и народностей проявляется культурное своеобразие и особенность самого большого государства мира. На огромной территории уживается, как уже сообщалось 180 народов, а объединяет их всех не только граница государства, но и любовь к Родине, к местам, где родился, и где проживали предки.

По разные стороны баррикад и линии фронта

Военный и политический организатор, который хотел, чтобы татары играли самостоятельную роль в катаклизмах начала XX века. Родился в татарской дворянской семье. Его отец был депутатом Государственной думы, а дед — начальником полиции в Казани. Как и многие молодые люди начала XX века был увлечен социалистическими идеями. Состоял в партии меньшевиков, а затем эсеров. В 1915 году был призван в армию. После Февральской революции стал инициатором создания мусульманских военных частей и, несмотря на молодой возраст, был избрал председателем Всероссийского мусульманского военного совета (Харби Шуро). Октябрьскую революцию не принял. В начале 1918 года был главным деятелем 2-го Всероссийского мусульманского съезда в Казани, где готовилось провозглашение Штата Идель-Урал. В это время в татарской части Казани действовали параллельные большевикам структуры власти, получившие название «Забулачной республики». После ликвидации «Забулачной республики» и ареста участвовал в Гражданской войне в составе башкирских войск. Сначала на стороне белых, а затем вместе с башкирским корпусом перешел на сторону Советской власти. Неоднократно арестовывался и был расстрелян в год Большого террора.

Якуб Чанышев (1892—1987)

Военная биография генерал-лейтенанта Чанышева — это история Красной и Советской армии, прожитая татарином. Он происходил из знатного татарского рода князей Чанышевых, в 1913 году был призван в армию и артиллеристом прошел Первую мировую войну. С началом революции поддерживал мусульманскую военную организацию Харби Шуро, но затем на всю жизнь связал свою судьбу с партией большевиков. Участвовал в октябрьских боях в Казани и в разгроме «Забулачной республики», лично арестовывал ее лидера Ильяса Алкина. Затем была Гражданская война против Колчака и борьба с басмачеством в Средней Азии. Кадрового красного офицера не миновала волна репрессий. Однако, пробыв под следствием полтора года, Чанышев был освобожден. Великую Отечественную войну встретил под Харьковом в 1942 году и закончил в Рейхстаге, где оставил свою подпись. Выйдя на пенсию, принимал активное участие в татарской общественной жизни. Боролся за реабилитацию имени Исмаила Гаспринского и возвращение татарской общине Москвы дома Асадуллаева.

Якуб Чанышев. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Якуб Юзефович (1872—1929)


Польско-литовские татары — этническая группа, живущая на территории Польши, Литвы и Беларуси. Не будет преувеличением сказать, что в среде этого народа дольше всего хранились воинские традиции Золотой Орды. Их предки пришли в Великое княжество Литовское еще с ханом Тохтамышем и стали частью польской шляхты. Из этого народа вышел видный военный деятель Русской императорской армии и Белого движения генерал-лейтенант Яков (Якуб) Юзефович. Родился он в белорусском Гродно, учился в Полоцком кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище в Санкт-Петербурге. В русско-японской войне за отличие в боях под Мукденом получает орден Святой Анны 3-й степени. Первую мировую войну перспективный офицер начинает в Ставке верховного главнокомандующего, но бумажная карьера была не по нутру потомку воинственных ордынцев. Через месяц он переводится из Ставки на должность начальника штаба Кавказской туземной конной дивизии, которая под своими знаменами объединяла выходцев из разных народов Кавказа и носила неофициальное название «Дикой дивизии». В боях неоднократно рисковал жизнью и был ранен. В Гражданскую войну Юзефович — ближайший соратник и правая рука барона Петра Врангеля. Сражается с большевиками на Кавказе, под Киевом, под Орлом и в Крыму. После поражения Белой армии жил в эмиграции.

Мин сине поддерживать итәм?

В ходе интернет-полемики вокруг Института истории им. Ш. Марджани АН РТ частенько звучит татарская народная пословица «Татар башын татар ашар». Дословный перевод — «голову татарина съест сам татарин», т.е. во всех спорных и сложных ситуациях, когда обычно наблюдается солидарность соплеменников, у татар все ровно наоборот. Конечно, это абсолютизированный вывод, который ни в коей мере не отражает всю суть татарской нации. Однако вполне верно подмеченная характеристика некоторой особенности татарского менталитета.

Ведь если призадуматься, в татарском языке нет даже точного перевода обыкновенного слова «поддержка». Конечно, мне тут же скажут, а как же «ярдәм». Но это ведь обычная «помощь». Помогают старикам, помогают по хозяйству… А вот поддерживают равноправного субъекта общения, его начинания, взгляды, общественные деяния. Но когда встречаются два сильных татарина, всегда ли готовы они идти одной дорогой? Неужели это означает, что татары совсем не поддерживают друг друга? За примерами далеко ходить не надо — всего сто лет назад было примерно то же самое: полемики в прессе, интриги… великая татарская энергия привычно крушила свое, родное.

Прогрессивный имам не захотел подчиняться купцу-благотворителю, который до этого держал в руках всю общину (известный случай с Шигабутдином Марджани и купцом Юнусовым). Фото Олега Тихонова

«Пока наша орфография проигрывает башкирам»

— Вероятно, вы слышали про проведенный «Башкирский диктант» и северо-западный диалект башкирского языка. Как вы думаете, это все-таки татарский язык или диалект башкирского?

— Могу предложить идею, может быть, довольно спорную: чтобы примирить обе стороны, пусть, например, считают татарским диалектом башкирского языка. Там ведь проблема, скорее, не в языке, а в самосознании. Люди находятся в татаро-башкирском пограничном состоянии и не знают, к какому этносу себя отнести. Кто-то выбирает башкирскую идентичность, но говорит на татарском языке. Как решить эту проблему и устранить эти противоречия? В моем окружении есть люди, из тех краев, которые при знакомстве говорили, что они татары, а потом стали говорить, что башкиры. Получается, что среди людей с такой сложной идентичностью начала бо́льшим успехом пользоваться башкирская культура. А мы, татары, вместо того, чтобы с причинами этого бороться, бросились в атаку на последствия. Нужно делать нашу культуру более привлекательной и более престижной, и тогда проблема северо-западного диалекта отпадет сама собой. А пока даже наша орфография проигрывает башкирам.

— И в чем же?

— Татарская грамматика немножко усложнена. Мы пишем «төтен» (дым, — прим. ред.), а говорим «төтөн». Я иногда смотрю башкирский телеканал «Туган тел». Там у них внизу бегущей строкой идут «Продам…», «Познакомлюсь…» и т. д. Они говорят «төтөн», они так и пишут. С точки зрения изучения языка это проще: человеку не надо контролировать себя, где и что произносит. Тот же «табигать» (природа, — прим. ред.) мы говорим «табиғат», мишары — «табигат», а башкиры напишут и скажут «тәбиғәт». У нас в литературном языке вообще нет «г» гортанного (ғ) — это большое упущение. Я уже год думаю: кто стоял у истоков современного татарского алфавита? Скорей всего, это был мишарин. Казанский татарин сказал бы «ғ». Но у нас нет в письменном языке гортанных звуков. С одной стороны, это все смешно, с другой — интересно, забавно.

— Такая разница в произношении не может стать причиной раскола татарской нации?

— Нет. Татар объединяет не только и не сколько язык, а общее культурное наследие, общая история. Шигабутдин Марджани, Нур Алимов (Кара-Малай), Габдулла Тукай, Амирхан Еники, Петр Гаврилов и т. д. Это все знаковые для татар фигуры, которые невозможно разделить и которыми мы одинаково гордимся, независимо от того, к какой группе татар относимся. Будучи носительницей казанского диалекта, я немало делаю для пропаганды мишарского диалекта и не считаю, что это как-то может нанести вред татарскому единству. В этом году даже запустили набор на курсы по мишарскому диалекту. Мне порой говорят: «У нас же перепись, это разделение опасно». Но это потребность времени, этого люди хотят. Есть спрос, будет и предложение, поэтому у нас отдельно будет изучаться мишарский диалект татарского языка. Я вижу огромный потенциал у татарского народа, несгибаемую силу жить и хранить свои традиции. Все у нас будет хорошо.

Тимур Рахматуллин

Справка

Сафина Лилиана Михайловна — педагог, тюрколог, руководитель языковой школы «Умарта» (Москва), автор и ведущий программы «Говорим по-татарски» на радио «Эхо Москвы», кандидат филологических наук, доцент МАДИ.

  • Родилась в селе Старое Тябердино Кайбицкого района ТАССР (1983 год)
  • 2006 — окончила филологический факультет Московского педагогического государственного университета (МПГУ), специальность — «Русский язык и литература с дополнительной специальностью татарский язык (родной) и литература»
  • 2008 — окончила экономический факультет Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
  • 2009 — награждена почетной грамотой Министерства образования Республики Татарстан
  • 2012 — окончила аспирантуру МПГУ, защитила кандидатскую диссертацию
  • 2004 — основала языковую школу «Умарта» в Москве
  • 2016 — возглавила кафедру русистики МАДИ
  • 2018 — н.в. — автор и ведущий передачи «Говорим по-татарски» на радиостанции «Эхо Москвы»

ОбществоОбразованиеКультура БашкортостанТатарстан

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.


С этим читают