Что такое спанкинг, или когда порка в радость

«Телесные наказания выглядели неприлично»

С конца XVIII столетия началась постепенная гуманизация уголовного законодательства в Европе. В 1791 году во Франции было ограничено использование телесных наказаний (хотя окончательный отказ произошёл лишь в 1881-м), в 1820 году от такого вида наказаний отказались Нидерланды, в 1860-м — Италия.


Также по теме «Государство изменилось наглядно и окончательно»: как реформы Александра II повлияли на историю России 29 апреля 1818 года в Москве родился будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр II. Он вошёл…

В России в середине XIX столетия началась николаевская реформа военно-уголовного законодательства. В 1839—1845 годах с принятием Военно-уголовного устава и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных впервые с петровских времён была предпринята попытка систематизировать систему ответственности военнослужащих за различные правонарушения. В документах давались определения таким понятиям, как «преступление», «покушение», «оконченное деяние». Правонарушения делились на умышленные и неумышленные.

Однако новые документы оказались слишком сложными, запутанными и противоречивыми, что создавало плодотворную почву для различных злоупотреблений. Кроме того, в армии фактически сохранялась система телесных наказаний, введённая ещё Петром I. От вырезания ноздрей официально отказались лишь в 1817 году, от битья кнутом — в 1845-м, однако плети, шпицрутены и розги никуда не исчезли.

В корне ситуация начала меняться лишь при Александре II.

«Поражение в Крымской войне убедительно продемонстрировало, что Российская армия требует масштабных реформ», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Айрапетов.

Эксперт отметил, что реформы, развёрнутые в армии новым императором, шли сразу по нескольким направлениям. В частности, была внедрена более современная система комплектования войск, сокращён срок службы, всё меньшую роль стал играть социальный статус человека.

В 1863 году в России с некоторыми исключениями (относительно заключённых и рецидивистов) были официально отменены телесные наказания как разновидность уголовной ответственности. Это было отображено в итоге и в Воинском уставе о наказаниях, принятом 5 мая 1868 года. Телесные наказания сохранялись лишь для уже осуждённых военных. Полностью от них отказались формально только в 1904 году.

Наказания в Уставе 1868 года были разделены на уголовные (смертная казнь, в том числе с лишением гражданских прав, каторжные работы, ссылка на поселение в Сибирь, заточение в крепость) и исправительные (временная ссылка, временное заключение в крепости, смирительном доме или гражданской тюрьме, денежные взыскания, содержание в военно-исправительных ротах или военных тюрьмах, гауптвахта).

Наказания, предусмотренные новым уставом, были значительно мягче, чем те, которые содержались в петровском «Артикуле» и даже николаевских уставах. Однако в них очень жестоко карались преступления против мирного населения. В частности, за убийство, разбой или изнасилование, совершённое в военное время, военнослужащие платили жизнью.

  • Александр II Николаевич

Карцер

Сейчас штрафные изоляторы для особо злостных нарушителей есть только в тюрьмах, и невозможно себе представить, что это ужасное помещение для пыток могли использовать в «педагогических» целях. А ведь такая практика была на протяжении более чем ста лет! Описание карцера, куда отправляли одуматься сорванцов, есть у Салтыкова‑Щедрина: «…Помещение занимало темную и крохотную трехугольную впадину в капитальной стене; на полу этой впадины был брошен набитый соломой тюфяк, около которого была поставлена деревянная табуретка. Двигаться по этой конуре было невозможно… Вот в эту вонючую дыру и заключали преступного школяра, причем не давали ему свечи, а вместо пищи назначали в день три куска черного хлеба и воды».

Телесные наказания в России

Н. В. Орлов «Недавнее прошлое» (Перед поркой), (1904), холст, масло — Государственный центральный музей современной истории России.

Воинский устав Петра I предусматривал самые разнообразные наказания: принудительное хождение по деревянным кольям, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев, отрезание языка, вырывание ноздрей, битьё батогами, шпицрутенами, порка кнутом, плетьми, розгами.

Постепенно от телесных наказаний были освобождены дворяне, христианское и исламское духовенство, почётные граждане, купцы первой и второй гильдий, некоторые должностные лица, а также их жёны и дети.

Указом от 11 апреля 1766 года были отменены телесные наказания для духовенства.

Вырезание ноздрей применялось до 1817 года, клеймение — до 1863 года.

Самым суровым видом телесного наказания было битье кнутом, которое применялось до 1845 года. После этого осталось лишь наказание плетьми, шпицрутенами и розгами.

Наказание плетьми выполнялось с той же торжественностью, как и наказание кнутом. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. высший предел наказания плетьми был установлен в 100 ударов.

Наказание шпицрутенами (прогон сквозь строй) предназначалось для солдат, но иногда распространялось и на лиц, не принадлежавших к армии.


Наказание розгами как вид уголовного наказания до XIX века назначалось только несовершеннолетним и рассматривалось как крупное смягчение наказания, которое, как выражался Воинский Устав 1716 года, в таких случаях «умаляется или весьма оставляется». Уложение 1845 г. поставило розги на второе место вслед за плетьми, в размере 50—100 ударов. При существовании крепостного права розги также были обычным наказанием, налагаемым помещиками на крепостных; розги употреблялись и при всевозможных усмирениях волнений, наконец, составляли обычное педагогическое средство воздействия на воспитанников средних учебных заведений, особенно в духовных семинариях. Художественно яркое и исторически достоверное описание семинарских нравов дал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский, который во время обучения в семинарии сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или ещё недосечен?»

Законом 17 (29) апреля 1863 года были отменены телесные наказания как мера уголовного наказания (за исключением приговоров рецидивистам-каторжникам).

В 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».

Карийская трагедия 1889 года вызвала общественный резонанс, под влиянием которого в 1893 году были отменены телесные наказания для женщин.

В конце XIX века усилилось движение за полную отмену телесных наказаний, в том числе для крестьян.

Л. Н. Толстой писал:

К началу XX века в Российской империи остались следующие виды телесных наказаний:

1) розги: как наказания для крестьян по приговорам волостных судов, бродяг и ссыльных, и как исправительная мера для ремесленных учеников;
2) плети для ссыльно-каторжных и поселенцев.

12 июня года наказания плетьми для каторжных и ссыльных были отменены.

11 августа года были отменены телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников.

30 июня года были отменены телесные наказания в армии и на флоте.

До 1917 году телесные наказания (розги) применялись в соответствии с законом лишь как дисциплинарное наказание в тюрьмах. Однако во время Первой мировой войны в 1915 г. была вновь введена порка солдат розгами как дисциплинарное наказание

Что же касается телесных наказаний в семье, то с середины XIX века они постепенно выходили из моды. В некоторых семьях детей не пороли, однако в других это делали регулярно, и общественное мнение принимало это как должное. Например, из 324 опрошенных Д. Н. Жбанковым в 1908 году московских студенток 75 сказали, что дома их секли розгами, а к 85 применяли другие физические наказания: порка мокрой верёвкой или вожжами, удары по лицу, долговременное стояние голыми коленками в углу на горохе. Причём ни одна из опрошенных не осудила родителей за излишнюю строгость, а пятеро даже сказали, «что их надо было драть сильнее».

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей неприемлемыми и недопустимыми. Во всех типах учебных заведений они были категорически запрещены. Однако телесные наказания в семье оставались нередким явлением. Когда журналист Н. Н. Филиппов в 1988 году с помощью педагогической общественности провел анонимное анкетирование семи с половиной тысяч детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, оказалось, что 60 % родителей применяли к ним телесные наказания.

Примечания

  1. explicitly prohibited by law from July 1979.
  2. See New South Wales Crimes Act (s61), Northern Territory Criminal Code Act (s27), Queensland Criminal Code Act 1899 (s280), South Australia Criminal Law Consolidation Act 1935 (s20), Tasmania Criminal Code Act 1924 (s50), Western Australia Criminal Code 1913 (s257) and under common law in Australian Capital Territory and Victoria.
  3. :DELAWARE STATE SENATE 146th GENERAL ASSEMBLY, SENATE BILL NO. 234, AN ACT TO AMEND TITLE 11 OF THE DELAWARE CODE RELATING TO OFFENSES AGAINST CHILDREN.

    Amending Chapter 5, Title 11 of the Delaware Code by redesignating Section 1100 of Chapter 5, Title 11 as Section 1100A of Chapter 5, Title 11 and further by redesignating current Section 1103 of Chapter 5, Title 11 as Section 1100, of Chapter 5, Title 11, and by further amending the current language of that section …

    This act amends Chapter 5 § 1100 to provide as follows:

    Definitions relating to children:
    When used in this subchapter:

    (j) «Physical injury» to a child shall mean any impairment of physical condition or pain.
  4. Day, Randal, «Predicting Spanking of Younger and Older Children by their Mothers and Fathers, » Journal of Marriage and the Family 60 (February 1998): 79-94.
  5. Straus, 1994; Kipnis, 1999; Kindlon and Thompson, 1999; Newberger, 1999; Hyman, 1997.
  6. Straus, M.A. and Donnelly, D.A. (1994). Beating the Devil Out of Them: Corporal Punishment in American Families. New York: Lexington Books. ISBN 0-02-931730-4
  7. Deater-Deckard, Kirby; and Dodge, Kenneth A. «Externalizing Behavior Problems and Discipline Revisited: Nonlinear Effects and Variation by Culture, Context and Gender», Psychological Inquiry, Vol. 8, No. 3 (1997), pp. 161—175.
  8. Statistics Sweden. (1996). Spanking and other forms of physical punishment. Stockholm: Statistics Sweden.
  9. Sanderson, Catherine Ashley. Social psychology. — Hoboken, NJ. : Wiley, 2010. — ISBN 0-471-25026-0.
  10. Marshall, Michael J. Why spanking doesn’t work : stopping this bad habit and getting the upper hand on effective discipline. — Springville, Utah : Bonneville Books, 2002. — ISBN 1-55517-603-8.
  11. Кон, И. С. Мальчик — отец мужчины. Время, 2010.
  12. Прайор, Карен. Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя. Эксмо, 2009.
  13. цитируется по medpagetoday.com: «For this analysis, participants who also reported severe physical abuse, sexual abuse, emotional abuse, physical neglect, emotional neglect, or exposure to intimate partner violence were excluded.»
  14. Straus, Murray, Beating the Devil out of Them: Corporal Punishment in American Families and Its Effects on Children. Transaction Publishers: New Brunswick, New Jersey, 2001: 85. ISBN 0-7658-0754-8
  15. Council of Europe (2007) Abolishing corporal punishment of children. Questions and answers. Building a Europe for and with children. Council of Europe Publishing: 31.
  16. Douglas Wilson, Standing on the Promises: A Handbook of Biblical Childrearing (Moscow, Idaho: Canon Press, 1997), 39-40.
  17. Douglas Wilson, Future Men (Moscow, Idaho: Canon Press, 2001), 27.
  18. Seven Individuals v Sweden, European Commission of Human Rights, Admissibility Decision, 13 May 1982.
  19. Hart, Stuart N. Eliminating Corporal Punishment: The Way Forward to Constructive Child Discipline. — Paris : UNESCO, 2005. — ISBN 92-3-103991-1.
  20. (October 1996) «{{{title}}}». Pediatrics 98 (4): 65 ff..

География

Телесные наказания применялись в школах во многих частях света. Впервые в мире их запретили в Речи Посполитой в 1783 г..

В последние десятилетия телесные наказания в школах были запрещены в большинстве стран Европы, в Канаде, Японии, Южной Африке, Новой Зеландии и многих других странах (см. список стран ниже). Они остаются обычным явлением во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

В Соединённых Штатах Америки Верховный суд во время процесса Ингрэхэм против Райта (1977) постановил, что телесные наказания в школах не нарушают федеральной конституции. «Паддлинг» в значительной мере продолжает применяться во многих южных штатах, хотя его использование резко снизилось в последние 20 лет.

В некоторых странах Азии и Африки телесные наказания продолжают применяться, хотя и запрещены по закону.

Телесные наказания в школе распространены во многих традиционных культурах. При этом, их стилистика в англоязычных странах ведёт своё происхождение от британской практики XIX и XX веков, это особенно касается битья тростью мальчиков. Имеется множество литературы на эту тему, как популярной так и серьёзной. В самой Великобритании наказания были запрещены в 1987 году в государственных школах.

Многие школы Сингапура и Малайзии, как и некоторых африканских стран, используют наказание тростью (для мальчиков) в качестве обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание. В Южной Корее порке подвергаются как ученики так и ученицы в средней школе.

В большинстве стран континентальной Европы школьные телесные наказания запрещены уже в течение нескольких десятилетий, в некоторых намного дольше. Как формальная и продуманная церемония телесное наказание было более обычно для северных/протестантских стран германской культуры, чем для южных/католических, романских. Битьё палкой не было полностью запрещено до 1967 года в Дании и до 1983 в ФРГ.

В России розги в гимназиях были запрещены в 1864 году. Коммунистические режимы следовали примеру СССР: например, телесные наказания запрещены в Северной Корее и (теоретически) в континентальном Китае. При этом коммунисты в других странах, таких как Великобритания, возглавляют кампании против телесных наказаний в школах, которые они объявляют симптомом упадка капиталистической системы образования.

История

Телесные наказания уже были известны законам Хаммурапи, широко применялись в Римской империи. Особенно массовый характер применение телесных наказаний приобрело в период феодализма. Они были также распространены в период перехода к Новому времени, например, в Англии, по законодательству против бродяг и нищих, по общегерманскому уголовно-судебному уложению «Каролина».

Одним из первых, кто стал говорить о безнравственности и неэффективности телесных наказаний, был английский философ Иеремия Бентам (1748—1832)

Он обращал внимание на то, что даже если количество причитающихся осуждённому ударов четко зафиксировано в законе, их реальная сила целиком зависит от палача, который может быть подкуплен, в результате чего преступник будет наказан не соразмерно тяжести своего преступления, а в соответствии со своим имущественным положением.. С конца XVIII в

страны Европы под влиянием идей Просвещения стали одна за другой отменять этот вид наказания. Первой это сделала Франция в УК 1791 г (фр.)русск. (однако окончательный отказ произошёл лишь в 1881 году). В 1820 году телесные наказания были законодательно отменены в Нидерландах, в 1860 году — в Италии, в 1867 году — в Австрии и Бельгии, в 1871 году в Германии, в 1890 году — в Финляндии, в 1900 году — в Японии, в 1904 году — в России, в 1930 году — в Дании, в 1936 году — в Норвегии, в 1948 году — в Англии (в войсках отменены в 1881 году, в тюрьмах (за нападение на сотрудников тюрьмы, по приговору судьи) были отменены в 1967 году, фактически применялись до 1962 года), в 1949 году — в Китае, в 1955 году — в Индии, в 1972 году — в Канаде.

С конца XVIII в. страны Европы под влиянием идей Просвещения стали одна за другой отменять этот вид наказания. Первой это сделала Франция в УК 1791 г (фр.)русск. (однако окончательный отказ произошёл лишь в 1881 году). В 1820 году телесные наказания были законодательно отменены в Нидерландах, в 1860 году — в Италии, в 1867 году — в Австрии и Бельгии, в 1871 году в Германии, в 1890 году — в Финляндии, в 1900 году — в Японии, в 1904 году — в России, в 1930 году — в Дании, в 1936 году — в Норвегии, в 1948 году — в Англии (в войсках отменены в 1881 году, в тюрьмах (за нападение на сотрудников тюрьмы, по приговору судьи) были отменены в 1967 году, фактически применялись до 1962 года), в 1949 году — в Китае, в 1955 году — в Индии, в 1972 году — в Канаде.

Сфера применения телесных наказаний продолжает сокращаться. В 1988 году они были отменены в Зимбабве (в отношении взрослых). С 1996 года их применение было запрещено в Замбии, Кении, на Сент-Винсенте и Гренадинах, Тринидаде и Тобаго, в Уганде, на Фиджи, в ЮАР, на Ямайке. В то же время, они сохраняются как вид уголовного наказания более чем в 20 странах мира.

В США последний раз телесное наказание по приговору суда было применено в 1952 г. в Делавэре — мужчина получил 20 плетей за избиение жены. В этом штате наказание плетьми было официально отменено лишь в 1972 г.

Обратная к общемировой тенденция наблюдается в мусульманских государствах, где с 1980-х годов из-за политики возврата к «законам шариата» сфера применения телесных наказаний значительно расширилась: они были вновь включены в уголовное законодательство после долгого перерыва (Ливия, Мавритания, Иран, Судан, Пакистан, Йемен), либо стали применяться существенно чаще, чем до этого (ОАЭ, Саудовская Аравия).

Телесные наказания детей также применялись с глубокой древности их родителями, воспитателями, учителями. Ребёнок рассматривался почти как собственность своих родителей, которые могли его наказывать практически любым образом или передоверять это право другим. Отказ от телесных наказаний как от способа воспитания начался лишь в XVIII веке и был во многом связан с изменением характера обучения, постепенным отказом от зубрежки как от неэффективного и жестокого метода, возникновением попыток заинтересовать детей учёбой. Впервые в мире телесные наказания в школах запретили в Речи Посполитой в 1783 г. При этом между странами наблюдались значительные различия. Так, во Франции в XIX веке воспитание было значительно либеральнее, чем в Великобритании. В Великобритании телесные наказания в государственных школах были запрещены только с 1987 года, в частных школах такие наказания были запрещены в 1999 году (Англия и Уэльс), 2000 (Шотландия) и 2003 (Северная Ирландия).

Спорность понятия родительского «умеренного телесного наказания»

Европейский суд по правам человека оспорил понятие «умеренноготелесного наказания» ребенка его родителями. В сентябре 1998 годаСуд вынес единогласное решение о том, что телесное наказание,которому был подвергнут один несовершеннолетний англичанин егоотчимом, являлось актом, унижающим человеческое достоинство, внарушение Статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека(см. Решение Суда по делу А. против Соединенного Королевства, 1998г.).4 Британский же суд отказал в возбуждении уголовного преследования в отношении отчима на том основании, что содеянное имквалифицировалось как «умеренное телесное наказание» ребенка.Европейский суд пришел к заключению об ответственности правительства Соединенного Королевства, так как британское законода-тельствo, разрешающее родителям «умеренное телесное наказание»детей, не обеспечивало ребенку адекватную защиту и не предусматривало «действенных мер сдерживания»

В итоге, Суд приговорилОбъединенное Королевство к выплате пострадавшей стороне возмещения в размере 10.000 фунтов стерлингов, принимая во внимание тотфакт, что этого мальчика неоднократно наказывали садовой тростью.В решении Европейского суда по делу А. против СоединенногоКоролевства приводятся ссылки на статьи Конвенции ООН о правахребенка и, в частности, на Статью 19, требующую, чтобы ратифицировавшие ее государства принимали необходимые меры с целью защитыребенка «от всех форм физического или психологического насилия»со стороны родителей или любого другого лица, занимающегося воспитанием ребенка.Судебная практика Европейского комитета по социальным правам,следящего за соблюдением положений Европейской социальной хартии и обновленной Европейской социальной хартии, требует, чтобывсе ратифицировавшие их государства запретили все виды телесныхнаказаний, а также любое другое унижающее человеческое достоинство обращение с детьми и их наказание, приняв одновременноэнергичные меры административного и воспитательного характера,направленные на признание и осуществление прав ребенка на защиту.В общих замечаниях, сделанных в 2001 году, Европейский комитет посоциальным правам отметил, что Статья 17 Хартиитребует законодательного запрещения любых форм насилия в отношении ребенка как в школе, так и в разного рода учреждениях, вкругу семьи и в любом другом месте


Более того, комитет полагает,что любые другие унижающие человеческое достоинство формыобращения с детьми и их наказания должны быть запрещены законом и сопровождаться одновременным введением соответствующих санкций в уголовное и гражданское законодательство. Комитетзаявлет, что он не приемлет такое положение вещей, при которомобщество, запрещающее любые формы физического насилия вотношениях между взрослыми, согласилось бы с тем, чтобы взрослые подвергали физическому насилию детей.В 2005 году Европейский комитет по социальным правам вынес рядрешений по коллективным жалобам, поданным Всемирной организацией против пыток на ряд государств, ратифицировавших Хартию.Комитет выявил три государства, нарушившие свои обязательствапо соблюдению обеих Хартий в связи с недостаточно действеннымобеспечением на их территории выполнения закона о запрещениителесных наказаний детей в семье. В 2006 году по второй жалобе былообнаружено четвертое государство, не выполнявшее свои обязательства по тому же вопросу. В докладах о соблюдении вышеуказанныхХартий указывались и другие государства, не соблюдавшие их положения по тем же причинам.

Оправданно ли применение физического наказания

Воспитание детей с применением насилия однозначно не скажутся положительного на формирование личность. Напротив, оно развивает массу психологических проблем в виде комплексов, фобий, страхов, трусливости, низкой самооценки, жестокости и упрямства.

Когда ребенок вырастет, и, поработав со своими детскими комплексами, сможет простить и забыть родителей – тиранов, он точно не испытает благодарности за рукоприкладство. Ведь будет знать, что можно было обойтись и без него.

Поднимая руку, вы показываете ребенку, что:

  1. Слабого человека можно унижать безнаказанно.
  2. Родители чувствуют свое бессилие перед малышом и борются с ним самым примитивным способом.
  3. Решить конфликт можно только с применением физической силы, подавив, растоптав, унизив.
  4. Маму и папу нужно не уважать, а бояться.
  5. Доказываете, что малыш слабый и беспомощный и эту модель поведения он переносит во взрослую жизнь. Не может постоять за себя или дать отпор тому, кто его подавляет.

Часто плохое поведение детей связанно не с их капризами или недостаточной строгостью в воспитании, а с синдромом дефицита внимания и гепер активностью (СДВГ). Это заболевание, которое эффективно лечится в большинстве европейских стран, но мало кому известно из учителей и родителей на постсоветском пространстве.

И это все сказывается самым негативным образом на психике и дальнейшем формировании личности.

Бить или воспитывать детей

Нужно ли оставлять безнаказанным проступок ребенка? Безусловно, нет. Но вопрос в том, какие именно меры наказания используют родители относительно своих детей, и почему их выбор становится таким? Прежде чем вы шлепните малыша, проанализируйте, что побуждает вас к выбору подобного метода воспитания. Задумайтесь, чем может обернуться жестокое обращение с детьми в дальнейшем.

Посмотрите на ситуацию глазами малыша, на которого вы замахнулись. Вы бы испытывали к такому родителю любовь и уважение? Ребенок унижен и беззащитен, он не умеет противостоять взрослой силе. Про себя он думает: вот выросту, и отомщу за то, что надомной так издевались. Вы еще думаете над тем: можно ли бить ребенка. А хотите ли вы, чтобы он с детства хранил затаенную агрессию в вашу сторону?

5. Ослепление и ампутация частей тела в Иране

Бесчеловечная судебная система в 2019 году наблюдается и в Иране. Властями широко применяются телесные наказания, в том числе порка (зачастую на виду у общественности), отсечения частей тела (чаще всего кистей рук и стоп) и ослепление (путем закапывания в глаза кислоты).

Ампутацию также практикуют в уже упомянутых выше Саудовской Аравии и Судане. В разных ситуациях ее могут осуществлять и врачи под наркозом, и публично без какой-либо анестезии. В особых случаях преступникам делают перекрестную ампутацию — отсекают правую руку и левую стопу.

Наказаниям в Иране подвергаются люди в том числе до 30 лет. Порка так и вовсе полагается здесь за любые безобидные действия, например, потребление пищи в общественном месте во время поста в Рамадан, за внебрачные отношения или за посещение «смешанной» вечеринки с участием как мужчин, так и женщин.

Точки зрения на телесные наказания

Существуют разные взгляды на то, какой эффект оказывает физическое наказание на детей. В США и Великобритании от 61 до 80 процентов населения поддерживают их применение, в Швеции до запрета, введённого в 1979 году, более половины населения считали телесные наказания необходимой частью воспитательного процесса; к 1996 году количество поддерживающих данную точку зрения людей равнялось 11 %, менее 34 % считают такие наказания допустимыми.

С другой стороны, результаты нескольких исследований свидетельствуют о том, что телесные наказания могут провоцировать тревогу, алкоголизм, инфантильность и проблемы дефицита внимания с гиперактивностью, а также быть источником других проблем.

С другой стороны, подобные исследования критиковались как ненадёжные из-за проблем в методологии. Тем не менее, лонгитюдное исследование, законченное в Тулейнском университете в 2010 году, подтвердило наличие отрицательного эффекта от наказаний. Согласно автору исследования, Кэтрин Тэйлор, результаты свидетельствуют о том, что причина агрессивного поведения детей, которых бьют, не в том, что бьют более агрессивных детей.

Социальные психологи предполагают, что резкие отличия между мнением населения и научными данными являются следствием когнитивного диссонанса. В таких странах, как США и Великобритания, шлёпать детей не запрещено, однако насилие над детьми не только запрещено, но и сильно опозоривает. Из-за этого шлёпающим детей людям сложно принять результаты научных исследований, так как, признав, что наказание вредит детям, они чувствуют себя жестокими. Аналогично, те, кого в детстве били, зачастую не могут признать, что собственные родители были с ними жестоки, и чувствуют себя жертвами. Такие чувства могут вызывать эмоциональный дискомфорт, заставляя отбрасывать научные данные в пользу и искажённой саморефлексии. Часто это выражается во фразах вроде: «Я бил своих детей, и они выросли хорошими людьми», или: «Меня били, но я вырос нормально». Данные фразы не могут быть использованы для обоснования из-за отсутствия определения «нормального» или «хорошего» человека, а также игнорирования или отрицании возможно наличествующих проблем.

Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни

Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.

Ответьте на 10 простых вопросов психологического теста, и узнайте как вас воспитывали в детстве.

Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.


Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.

Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.

Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у ребенка.

А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?

Ирина Краморова

Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.

Психологические последствия насилия над ребенком

С возрастом может показаться, что обиды и злость у детей после наказания уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.

Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно последствия наказания всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.

Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.

Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.

Примечания

  1. Isabel Quigly, The Heirs of Tom Brown: The English School Story, Oxford, 1984. ISBN 0-19-281404-4
  2. John Chandos, Boys Together: English Public Schools 1800—1864, Hutchinson, London, 1984, esp. chapter 11. ISBN 0-09-139240-3
  3. Mark Gould,
  4. См. «Устав гимназий и прогимназий» 1864 года
  5. School Education Regulations, s40, cf Criminal Code Act, s257
  6. See Criminal Code Act (Qld), s280
  7. See Criminal Code Act (NT), s11
  8. Guide to LEAs’ Corporal Punishment Regulations in England and Wales, Society of Teachers Opposed to Physical Punishment, Croydon, 1979.
  9. «Rise and fall of the belt», Sunday Standard, Glasgow, 28 February 1982.

С этим читают