Тихон николаевич хренников

Музыка

Начиная с середины 30-х годов Хренников – самый востребованный композитор Советского Союза. Он писал музыку, преподавал и концертировал, был известен на родине и за рубежом.


Тихон Хренников в фильме «Поезд идёт на восток»

Первые годы творческой активности Хренникова ознаменовались появлением концерта для фортепиано с оркестром, музыки к вахтанговскому спектаклю «Много шума из ничего», сонаты для скрипки и виолончели, пьес для фортепиано. Появляются романсы на стихи Александра Пушкина и стих Сергея Есенина «Березка».

Первым крупным сценическим произведением в творчестве Тихона Хренникова стала опера «В бурю», увидевшая свет в 1939 году. Она примечательна тем, что впервые на оперной сцене появилась фигура вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.

Опера Тихона Хренникова «В бурю»

В военное время Тихон Хренников уделяет внимание созданию песен, среди которых числятся «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» на стихи Агнии Барто, «Серенада», «Прощание», «Новогодняя песня». В это же время появляется вторая симфония, которая первоначально задумывалась как гимн молодежи, но война внесла коррективы

Впервые доработанная симфония прозвучала по Всесоюзному радио в 1944 году в исполнении Большого оркестра под управлением Николая Голованова.

Творчество Тихона Хренникова является красноречивым выражением процессов, происходящих в стране, душах и судьбах ее граждан. Обласканный судьбой, находящийся под покровительством Иосифа Сталина композитор до конца своих дней сохранил веру в светлое будущее, обещанное советскому народу вождями. Его музыка пропитана светлым оптимизмом, она – словно кульминация надежд простых людей.

Колыбельная Светланы («Гусарская баллада») на музыку Тихона Хренникова

Вместе с тем долгие годы жизни Хренникова были связаны с его деятельностью в качестве главы Союза композиторов. Он присутствовал на множестве заседаний, где члены Политбюро и сам товарищ Сталин вершили судьбы простых смертных, а Тихон Хренников «выбивал» сталинские премии для музыкантов и композиторов.

Многие обвиняют Тихона Николаевича в пособничестве сталинскому режиму, в нападках на собственных соратников и учителей: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Затем гонению подверглись композиторы-авангардисты, не вписавшиеся в концепцию «светлого будущего коммунизма».

Тихон Хренников — музыка к фильму «Руслан и Людмила» Адажио

В ряде интервью Тихон Хренников опровергает факт идеализации им Сталина, но не коммунистической идеологии. Он искренне считал, что «малой кровью» спасает советское искусство, и обелял попавших в немилость музыкантов в глазах вождя и правительства. Но сам композитор становился предметом нападок коллег. На него создавались пасквили сатирического содержания, причем авторами зачастую становились те, кого Тихон Хренников ранее защищал.

В арсенале Тихона Николаевича множество наград и званий, включая три сталинские премии, две – государственные и одну – ленинскую, а также звание Народного артиста РСФСР и СССР, десятки других почетных титулов и медалей.

Композитор и музыкант Тихон Хренников


Хренников написал музыку к тридцати кинофильмам. Среди популярных фильмов, в которых звучат произведения Тихона Хренникова, числятся «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на Восток». Музыка композитора была использована и в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной и Юрием Яковлевым в главных ролях. Популярностью пользовалась увертюра к кинокартине «Дуэнья».

В 70-е годы композитор выпускает ряд балетов. Это и произведения «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», созданные на уже известном музыкальном материале.

Песня на музыку Тихона Хренникова «Московские окна»

Работу композитор не оставлял до последних дней. В 2000-х Тихон Хренников записал ряд песен, пьес для фортепиано, вальс «Татьянин день» для симфонического оркестра. Среди последних работ – музыка к приключенческому боевику «Два товарища» и сериалу «Московские окна».

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Примечания

  1. Хренников Тихон Николаевич // Большая советская энциклопедия:
  2. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. Хейнце — Яшугин. 1108 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1982.
  3. Выступление тов. Хренникова. — Против формализма и фальши. Творческая дискуссия в Московском союзе советских композиторов. Советская музыка, 1936, № 3, с. 45.
  4. Solomon Volkov: Die Memoiren des Dmitri Schostakowitsch. Berlin/München 2000, S. 205.
  5. Jascha Nemtsov. «Ich bin schon längst tot» — Komponisten im Gulag: Vsevolod Zaderackij und Alexander Veprik. — Osteuropa 6/2007; S. 315—340.
  6. Т. Хренников. За новый подъём советской музыки. Советская музыка. 1949, № 12, с. 51; см. также: А. А. Локшин. «Гений зла». 3-е, испр. и доп. изд. Москва, 2003, с. 93-94.
  7. M. Lobanova. Ästhet, Protestler, Regimeopfer: Das Schicksal Alexander Lokschins im politisch-kulturellen Kontext der Sowjetzeit. In: M. Lobanova, E. Kuhn (Hg.). Ein unbekanntes Genie: Der Symphoniker Alexander Lokschin. Monographien — Zeugnisse — Dokumente — Würdigungen- Berlin 2002, S. 32.
  8. Benjamin Pinkus: The Soviet Government and the Jews. A documental study. Cambridge, etc., 1984, p. 101, 112—113, 158—159, 491, 510.
  9. ‘«Ich sehe keinen Widerspruch zwischen Tradition und Modernität!». György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova’, in: «Das Orchester» 1996, H. 12, S. 10-11
  10. M. Lobanova. «Er wurde von der Zeit erwählt»: Das Phänomen Tichon Chrennikow. In: Schostakowitsch in Deutschland (= Schostakowitsch—Studien, Bd. 1). Hrsg. von H. Schmalenberg («Studia slavica musicologica», Bd. 13). Berlin 1998, 117—139.
  11. Gojowy D. Musikstunden. Beobachtungen, Verfolgungen und Chroniken neuer Tonkunst. Köln 2008

Последние правки и защита статьи

Прошу частично отменить эту правку анонимного участника, убравшего довольно большой кусок текста с кучей источников. Возможно, тот текст следует отметить шаблоном об НТЗ, резковат он местами, но удалять без обсуждения — не годится. Добавленный той же правкой абзац — оставить. По поводу этого удаления — воздерживаюсь. Напоминает орисс, а ценность стишка сомнительна. —Shureg 11:47, 13 ноября 2009 (UTC)

Если утверждений, имеющих такой смысл, в авторитетных источниках нет, то это орисс. Если уж цитировать правило: «…обзоры и обобщения, но не новые заявления, утверждения или выводы.» На обобщение не похоже (что обобщается?). А вдруг, кроме Богословского, эпиграмм о Хренникове никто не писал? —Shureg 14:14, 13 ноября 2009 (UTC)
Хм… Эпиграмма по определению подразумевает как минимум иронию в адрес того, на кого она написана. А конкретно в рассматриваемом случае уже не ирония — тут злая сатира. Факт эпиграммы в наличии, подтверждающий источник тоже. И спорить теперь можно только об одном — является ли Никита Богословский (известный на всю страну композитор, который, несомненно, знал героя статьи лично и общался с ним и на творческие, и на административные темы) авторитетным источником или нет. Вот так. А что касается Ваших слов «на обобщение не похоже» — то да, действительно не похоже. Поскольку является не обобщением, а изложением факта. grig_siren 11:58, 14 ноября 2009 (UTC)
Все суждения и оценки должны быть пересказаны от третьего лица.
— вот такие пассажи от ВП:НТЗ чрезвычайно далеки, даже если бы сноска стояла. —Shureg 12:11, 13 ноября 2009 (UTC)
В результате этот пассаж из статьи убрали. grig_siren 11:58, 14 ноября 2009 (UTC)
Врядли публикация стихотворения Н.Богословского имеет значительную энциклопедическую ценность. Следует отметить, что произведения как Т.Хренникова, так и Н.Богословского соответствуют друг другу по жанру и не относятся к лучшим образцам музыки советского периода, как, например, произведения С.Прокофьева или Д.Шостаковича, признанные во всем мире. Если в зарубежных (весьма критических) публикациях еще можно встретить фамилию Хренников, то Богословский там не присутствует, в связи с незначительностью его вклада. Однако, необходимо избегать и преувеличений — типа «непоправимый вред» и другие. Возвращаясь к теме стихотворения Н.Богословского, то при возможной публикации в Википедии, следует сопроводить его необходимым комментарием, указанным выше. Martingale 13:59, 13 ноября 2009 (UTC)

Личная жизнь

Личная жизнь композитора протекала почти так же ровно, как и его творческая карьера. Тихон Хренников оставался верен единственной жене Кларе Арнольдовне Вакс, с которой прожил 67 лет, хотя его всегда окружали влюбленные поклонницы. Клара работала журналисткой в Бюро пропаганды общества композиторов. На момент знакомства с Тихоном она была замужем, к тому же оказалась старше будущего супруга на 4 года. Долгое время девушка не соглашалась на развод с предыдущим мужем, но композитор не сдавался.

Романс «Как соловей о розе»

Создавая музыку к постановке по пьесе Шекспира, романс «Как соловей о розе» Тихон посвятил будущей супруге. Прослушав произведение, Клара осталась недовольна, и возлюбленные чуть не поругались. В тот же вечер Хренников переписал пьесу заново так, что получился шедевр.

Чтобы проверить чувства любимой, Тихон Хренников вместе с друзьями Василием Соловьевым-Седым и Иваном Дзержинским разыграли сценку перед дачей Клары и ее бывшего мужа Бориса. Товарищи Тихона уложили на заднем сиденье автомобиля и кинулись в дом с криками о том, что композитор умирает

Девушка выбежала на улицу со словами «Тишенька, любимый», не обращая внимание на мужа и свекровь

Тихон Хренников с женой Кларой Арнольдовной

После свадьбы в 1940 году у молодых родилась единственная дочь Наталья. Позднее девушка получила художественное образование, устроилась на работу в Камерный театр Бориса Покровского, вышла замуж за Игоря Кокарева. В семье родился сын Андрей, окончивший позднее МГИМО.

Внук Тихона Хренникова стал создателем Фонда его имени. Андрей Кокарев выпустил антологию произведений Тихона Хренникова, а также раритетные записи с песнями в исполнении композитора. Среди работ Андрея – книга о жизни деда, куда попали и редкие семейные фото Хренниковых.

Тихон Хренников с дочерью

В семье Андрея родились четверо детей – старшие Виктория и Тихон, младшие Арина и Артем. Тихон стал продолжателем музыкальных традиций, заложенных его прадедом. Юноша освоил композиторское мастерство. Он окончил в 2012 году Московскую консерваторию с отличием, став лучшим выпускником года. В память о прадеде Тихон написал пьесу для виолончели «Все не вечно».

Симфонии, подарившие известность одаренному музыканту

Первая симфония талантливого музыканта была по достоинству оценена Немировичем-Данченко. Именно он предложил Хренникову написать музыкальное сопровождение к опере «Одиночество». Автор представил ее слушателю в 1939 году, а через несколько лет перед высшим руководством страны молодой композитор продемонстрировал оперную симфонию «В бурю».

Военный период в творчестве композитора


Осенью 1941 года на экраны выходит фильм «Свинарка и пастух», а в 1944-ом — «В шесть часов после войны», полюбившиеся советской публике. Музыка к популярным кинолентам написана Тихоном Хренниковым.

Послевоенный период в музыкальной деятельности Тихона Хренникова

Нет культуры – нет государства, одно название!Хренников Тихон Николаевич

После окончания Второй Мировой талантливый композитор создает оперную музыку, пронизанную патриотическим духом. Исключая авангардизм в написании композиций, автор пытается показать чистоту русского искусства. Он не ориентируется на западные приоритеты в мире музыки, большое значение для композитора имеет национальная поддержка.В послевоенный период Тихона Николаевича назначают на пост Первого секретаря союза композиторов СССР, в состав которого он входил вплоть до 1991 года.

Страница:      Персоналии: Музыканты, Пианисты, Педагоги,

Видео к биографии Хренникова Тихона Николаевича

Видео-биография Хренникова Тихона Николаевича

Новости и публикации, касающиеся Хренникова Тихона Николаевича

25.04.2019 Самые известные русские композиторы

самые известные, музыка, рейтинги, топ композиторов , Работы русских композиторов оказали существенное влияние на мировую музыкальную классику. Наша страна всегда отличалась богатой и многогранной культурой, все время была одним из ли…

Другие известные Музыканты

•   Игги Поп •   Джексон Майкл •   Лагутенко Илья Игоревич •   Коулман Орнетт •   Айомми Тони

Похожие фамилии и имена на букву Х

•   Хрипко Вячеслав Юрьевич •   Хрисостом Дион •   Христос Иисус

Описания видов деятельности Хренникова Тихона Николаевича

↑ Всесоюзный успех

Первая симфония Хренникова произвела впечатление на Владимира Немировича-Данченко. Он предложил композитору написать музыку для новой оперы по роману Николая Вирты «Одиночество». Работа над оперой была завершена в 1939 году. В том же году состоялась премьера другой оперы Хренникова – «В бурю». На этой премьере присутствовали высшие должностные лица страны: Ворошилов, Молотов и сам Сталин.

В годы Великой отечественной войны вышли два фильма с музыкой Хренникова. Они обеспечили композитору не только успех, но и славу. В ноябре 1941 года на экраны вышла снятая ещё до войны комедия «Свинарка и пастух», а в 1944 году – романтическая картина Ивана Пырьева – «В 6 часов вечера после войны». В последнем фильме прозвучал «Марш артиллеристов» на стихи Виктора Гусева. Эта песня стала одним из символов борьбы советского народа с нацизмом.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица) Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah Музыка


это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Биография

Тихон Хренников родился в Ельце (ныне Липецкая область) десятым ребёнком в купеческой семье; мать — Варвара Васильевна — домохозяйка.

Увлёкся музыкой во время пребывания в Ельце пианиста и композитора В. П. Агаркова, ученика пианиста К. Н. Игумнова, стал заниматься с Анной Федоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала закончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве. Весной 1929 года окончил школу-девятилетку; написав письмо Михаилу Гнесину и получив положительный ответ, поступил в число студентов музыкального техникума им. Гнесиных, который окончил 1932 году. В 1936 году окончил Московскую консерваторию, ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза. В 1933 году был приглашён работать в Московский детский театр, которым руководила Н. И. Сац. В 1941 году заведовал музыкальной частью театра Красной Армии.

В 1939 году написал оперу «В бурю» (1939), которая стала «первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы», в ней Хренников впервые вывел в опере В. И. Ленина. В 1950 году написал оперу «Фрол Скобеев» (1950). Писал музыку к спектаклям и фильмам, в том числе «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и т. д. В его музыкальном спектакле «Доротея» (и других) одну из главных ролей на премьере исполнял оперный певец Леонид Екимов.

Уже в 1930-е гг. Хренников вошёл в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодёжь». Характерно его выступление во время дискуссии о статьях в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», состоявшейся в феврале 1936 г.:

Долгое время было распространено мнение, что советские музыканты в период правления Хренникова якобы не подвергались репрессиям, не арестовывались и т. д. В интервью, данном пианисту Яше Немцову 8 ноября 2004 г. в Москве, Хренников утверждал, что благодаря его заступничеству, был «тут же освобождён» «задержанный» композитор Моисей Вайнберг, и то же произошло с А. М. Веприком. В действительности Веприк провел в ГУЛаге четыре года, а Вайнберга, вышедшего на свободу в июне 1953 г., спасла от преследований и, возможно, гибели смерть Сталина. Вместе с тем, по свидетельству Е. Кисина, композитор Михаил Меерович был благодарен Хренникову за то, что тот спас его от травли в кампанию «борьбы с космополитизмом».

Награды и звания

Премии

Почтовый конверт, выпущенный к столетию со дня рождения Тихона Хренникова. Почта России, 2013 г.,  (ЦФА № 242)

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за музыку к к/ф «Свинарка и пастух» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за музыку к к/ф «В шесть часов вечера после войны» ()
  • Сталинская премия второй степени (1952) — за музыку к к/ф «Донецкие шахтёры» (1950)
  • Государственная премия СССР (1967) — за цикл инструментальных концертов (концерт для скрипки с оркестром, концерт для виолончели с оркестром)
  • Ленинская премия (1974) — за 2-й концерт для фортепиано с оркестром
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979) — за 2-й концерт для скрипки с оркестром
  • Премия Президента Российской Федерации (2003)

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Четыре ордена Ленина (1963, 1971, 1973, 1983)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1966,1988)
  • Орден Почёта (1998)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1946)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
  • Медаль «Ветеран труда» (1995)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2005)
  • Медаль «За укрепление боевого содружества»
19?? — Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (Польша)
19?? — Медаль «Дружба» (Монголия)
1959 — Серебряная медаль Всемирного совета мира
1968 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (НРБ)
1970 — Член-корреспондент немецкой академии искусств (ГДР)
1970 — Медаль «25 лет Народной власти»
1976 — Академик Тиберийской академии (Италия)
1977 — Премия Международного музыкального совета ЮНЕСКО
1981 — Член «Золотого легиона» (Италия)
1982 — Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (1882—1982) (Болгария)
1983 — Орден «Звезда дружбы народов» (ГДР)
1984 — Академик Академии Санта-Чечилия (Италия)
1985 — Орден «За культурные заслуги» (Румыния)
1985 — Медаль Рихарда Штрауса (ГДР)
1994 — Офицер Ордена искусств и литературы (Франция)
2003 — Медаль Моцарта ЮНЕСКО

Награды и премии общественных и иных организаций

  • 1963 — Почётный знак 1-й степени городского совета Софии (Болгария)
  • 1965 — Почётный гражданин города Русе (Болгария)
  • 1969 — Почётная медаль «Борец за мир» Советского комитета защиты мира
  • 1972 — Почётный гражданин города Бургас (Болгария)
  • 1972 — Почётный гражданин города Елец
  • 1972 — Ветеран 4-й гвардейской танковой армии
  • 1980 — Медаль «За вклад культуры и искусства в развитие Чехословацко-советской дружбы» (ЧССР)
  • 1980 — Медаль имени А. В. Александрова
  • 2000 — Памятный знак Академии управления МВД РФ
  • 2002 — Премия МВД РФ
  • 2002 — Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • 2003 — Медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2003 — Премии «Российский национальный Олимп» (Орден «За честь и доблесть» и нагрудный знак «Золотой Олимп»)
  • 2004 — Почётный гражданин Липецкой области
  • 2004 — Рубиновый крест Благотворительного фонда «Меценаты столетия»
  • 2005 — Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1-й степени
  • 2005 — Общественная премия «Патриот Москвы»
  • 2006 — Орден миротворца 1-й степени Всемирного благотворительного альянса «Миротворец».
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Награды кинофестивалей

  • 1951 — Большая премия за к/ф «Кавалер Золотой Звезды» (VI МКФ в Карловых Варах)
  • 1954 — Большая премия за к/ф «Верные друзья» (VIII МКФ в Карловых Варах)
  • 1959 — Премия «Золотой парус» за к/ф «Капитанская дочка» (XII МКФ в Локарно)
  • 2001 — Приз за лучшую музыку к к/ф «Два товарища» (КФ «Литература и кино» в Гатчине)

Со страницы ВП:СО

Здесь находятся завершившиеся обсуждения. Просьба не вносить изменений.

Статья о выдающемся и недавно ушедшем талантливейшем музыканте и замечательном человеке написана явно необъективно и даже тенденциозно. Так, первая же критическая цитата, представляемая читателю, содержит, оскорбительныё для памяти Тихона Николаевича Хренникова эпитет «дитетант-переросток». Подобные эпитеты содержатся и далее в тексте статьи, например: «обойма советских композиторов»; «программное» интервью Хренникова (как будто Т.Н. сознательно допускал неискренность), обвинение Т.Н. в карьеризме.

Не соответсвует действительности информация о «массовом преследовании музыкантов» после 1948 г. Две фамилии, которыми сопровождается данная реплика — это не «масса». При этом далее указывается, что хотя обнародованных документов не существует, «массовость» всё равно будет доказана. Научность допускает лишь суждения post factum, а не подобные голословные тирады.

Т.Н.Хренникову вменяется в вину отсутствие попыток к освобождению из-под ареста определённых лиц, хотя он не занимал должностей в МВД СССР или иных структурах и не имел для подобных действий соответствующих рычагов. Данное утверждение, ergo, не связано с объективной действительностью и имеет целью усилить негативную оценку Хренникова путём эмоционального воздействия на читателя.

В целом, учитывая популярность энциклопедии «Википедия» и то, что в большинстве поисковиков статья о Хренникове в этой электронной энциклопедии выдаётся по первой или одной из первых ссылок, человек, желающий получить сведения о композиторе, с очень большой вероятностью нападает на материал, порочащий честь и память человека и музыканта. Решительно требую соблюдения объективности оценок. — Эта реплика добавлена участником 91.78.214.196 (о · в) Kaganer 18:24, 5 марта 2010 (UTC)

Статья о Тихоне Хренникове пожалуй действительно не совсем нейтральна. По уму критику бы надо вынести в отдельный раздел и разумно уравновесить с положительными отзывами (которых хватало). Но это не ошибки, которые обсуждают на данной странице, так как статья требует фундаментальной переработки. Перенесено на страницу обсуждения. Saidaziz 17:29, 10 марта 2010 (UTC)

↑ Детство и юность

Будущий композитор родился в небольшом городе Елец (ныне Липецкая область) 28 мая 1913 года в купеческой семье. Тихон был самым младшим из десяти детей. Очень рано у мальчика проявились способности к музыке. В девять лет он начал заниматься игрой на рояле. Когда Тихону было одиннадцать, у него появился новый учитель – столичный пианист Владимир Агарков.

После того, как Агарков покинул Елец, обучением юного таланта занялась Анна Варгунина. В это время Хренников начал писать музыку. В четырнадцать лет он поехал в Москву, чтобы показать свои первые работы Агаркову. Учитель похвалил одарённого юношу, но посоветовал ему окончить школу-девятилетку в родном городе и только после этого думать о карьере в музыке.

В 1929 году Хренников снова поехал в Москву. На этот раз он показал свои работы Михаилу Гнесину. Мэтр оценил его талант и посоветовал подать документы в своё знаменитое училище (тогда оно называлось Государственным музыкальным техникумом).


С этим читают