«тирпиц» vs. «норт кэролайн»: какой линкор круче?

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя.


В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный перевес в численности. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось.

К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей. Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно схожи), что на первое время дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. «Худ» безуспешно отправил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым поразил английский флагман.

Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Начало выполнения плана

Торпедоносец/пикирующий бомбардировщик палубной авиации Fairey Barracuda

11 сентября 1944 года авиация Британии приступила к выполнению запланированной операции. Несмотря на невозможность долговременного положительного прогноза погоды над Каафьордом к моменту атаки был отдан приказ на взлёт самолётов. Обе эскадрильи, 9-ая и 617-ая, поднимались в воздух начиная с 17:00. Восемнадцать Lancaster взлетели с аэродрома Bardney и ещё двадцать с аэродрома Woodhall Spa расположенных в Шотландии. 26 самолётов были оснащены бомбами Tallboy, остальные 12 несли на борту плавающие мины JW. Мины JW («Джонни Уокер») сброшенные с самолетов около кораблей, должны были двигаясь, быстро ныряя и всплывая, поражать корабли в районе ватерлинии.

О начале операции вышестоящее командование было уведомлено после того как все самолёты были подняты в воздух. Несмотря на хороший прогноз погоды на момент старта эскадрильи, над Финляндией самолёты попали в густую облачность. Поэтому атака была отложена, и бомбардировщики направились в СССР на аэродром Ягодник. 12 сентября аэродрома Ягодник достигли только 26 самолётов. Остальные приземлились на других аэродромах или на открытой местности вне посадочных полос. К 13 сентября в Ягоднике были сосредоточены все боеспособные самолёты, были проведены ремонт, дозаправка и подготовка самолётов к выполнению плана авианалёта. Начало атаки было решено провести на следующий день.

На следующий день Mosquito вылетевший на разведку в 2:10 к Каафьорду вернувшись к 6:45 доложил о плохих погодных условиях. Поэтому вылет эскадрилий 14 сентября отложили.

Справочные материалы

История изменений

  • Добавлен в игру в версии 0.5.9 для тестирования супертестерами.
  • Введён в игру в качестве исследуемого корабля в обновлении 0.5.10.
  • В обновлении 0.5.12

    исправлено отображение ходовых огней на низких настройках.

    :
  • Обновление 0.5.13

    в текстовом описании бронирования исправлена толщина бронирования цитадели.

    :
  • Обновление 0.5.14

    для постоянного камуфляжа скидка на обслуживание корабля увеличена с 5% до 10%.

    :
  • В обновлении 0.6.0

    гидроакустический поиск заменён на стандартный для кораблей VIII уровня.

    :
  • В обновлении 0.6.6

    улучшен внешний вид корабля с применением специальной технологии для качественной отрисовки тонких элементов (в основном такелаж).

    :
  • В обновлении 0.6.8:
    • для 105-мм снарядов ПМК шанс поджога уменьшен с 9% до 5%, а урон с 1300 до 1200 единиц;
    • увеличена дальность ПМК с 7 до 7,5 км.
  • В обновлении 0.6.12:
    • параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 15,05 км;
    • дистанция обнаружения палубного самолёта Arado Ar.196 приведена к корректному значению. Обнаружение с других самолётов теперь составит 7 км, с кораблей ― до 8 км.
  • В обновлении 0.6.14

    Улучшено отображение тонких элементов. Изменения никак не влияют на игровой баланс.

    :
  • В обновлении 0.7.1

    Исправлены текстуры для корпуса А.

    :
  • В обновлении 0.7.10

    унифицирована дальность снаряжения «Гидроакустический поиск» — 5 км для обнаружения кораблей, 3,5 км для обнаружения торпед.

    :
  • В обновлении 0.8.5:
    • доходность в кредитах увеличена на +5%.
    • доходность в опыте увеличена на +5%.
  • В обновлении 0.8.6

    бронепробитие осколочно-фугасного снаряда ПМК увеличено с 18 до 26 мм. С этим изменением 105-мм орудия ПМК немецких кораблей смогут пробивать обшивку эсминцев, крейсеров и линкоров VI-VII уровней.

    :
  • В обновлении 0.8.11

    настройки эллипса разброса снарядов орудий ГК приведены к значениям американских и британских линкоров.

    был изменен:
  • В обновлении 0.9.5

    небольшие изменения геометрии и текстур.

    был изменен:

Историческая справка о Bismarck

Bismarck (рус. «Бисмарк») — немецкий линкор, головной корабль серии из двух единиц, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Участвовал в Сражении в Датском проливе, в результате которого был потоплен британский флагман HMS Hood. В ходе преследования английским флотом, после попадания торпед с самолётов авианосца HMS Ark Royal, 27 мая 1941 погиб в бою с британскими кораблями в 400 милях от Бреста.

История создания

Адольф Гитлер на проверке линкора Bismarck 5 мая 1941

Тип Bismarck первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва Bismarck скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора типа Dunkerque проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. Bismarck был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. Киль Bismarck был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду читать полностью…

Тема на официальном форуме

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VII Leberecht Maass • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Z-35 • IX Z-46 • X Z-52 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen

Модули

Скорострельность(выст./мин) Время перезарядки ТА(с) Время поворота на 180°(с) Максимальный урон(HP) Скорость хода торпед(уз) Дальность хода торпед(км) (опыт) ()
G7a T1 0,7 90 7,2 13 700 64 6
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
380-мм/52 SK C/34 в установке Drh LC/34 2,3 36 274 4400 34 11 600
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Tirpitz B. 69 300 4 6/8 8/8/12/8 2
Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
FKS Typ 8 Mod. 1 21,4
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 163 000 л.с. 30,5

Ссылки

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VII Leberecht Maass • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Z-35 • IX Z-46 • X Z-52 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen

Линкоры

Япония  II Mikasa • III Kawachi • IV Myōgi • IV Ishizuchi • V Kongō • V ARP Kongō • V ARP Kirishima • V ARP Haruna • V ARP Hiei • VI Fusō • VI Mutsu • VII Nagato • VII Ashitaka • VIII Amagi • VIII Kii • VIII Ignis Purgatio • VIII Ragnarok • IX Izumo • IX Musashi • X Yamato • X Shikishima 
СССР  III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • IX AL Сов. Россия • X Кремль • X Слава 
США  III South Carolina • IV Wyoming • IV Arkansas Beta • V New York • V Texas • VI New Mexico • VI Arizona • VI W. Virginia 1941 • VII Colorado • VII Florida • VII California • VIII North Carolina • VIII Kansas • VIII Alabama • VIII Massachusetts • VIII Massachusetts B • VIII Alabama ST • IX Iowa • IX Minnesota • IX Missouri • IX Georgia • X Montana • X Vermont • X Ohio 
Италия  V Giulio Cesare • VIII Roma • VIII AL Littorio 
Германия  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Европа  V Viribus Unitis 
Франция  III Turenne • IV Courbet • V Bretagne • VI Normandie • VI Dunkerque • VII Lyon • VIII Richelieu • VIII Gascogne • VIII Champagne • IX Alsace • IX Jean Bart • X République • X Bourgogne 
Великобритания  III Bellerophon • III Dreadnought • IV Orion • V Iron Duke • VI Warspite • VI Queen Elizabeth • VII King George V • VII Hood • VII Nelson • VII Duke of York • VIII Monarch • VIII Vanguard • IX Lion • X Conqueror • X Thunderer 
Пан-Азия  IX Bajie 
Содружество Наций  
Пан-Америка

Планирование операции

Аэродром Ягодник и позиция Тирпица в норвежских фьордах.

Командование ВМС проанализировало серию неудачных атак с апреля по август 1944 года. Неэффективность атак на Tirpitz заключалась в применении палубной авиации, самолётов Fairey Barracuda. Самолёты Fairey Barracuda не могли нести большую бомбовую нагрузку для эффективного поражения бронированного линкора. Самые большие повреждения самолёты палубной авиации могли нанести только слабо бронированным частям линкора. Успешность операции Tungsten с участием Fairey Barracuda обусловлена лишь тем что была проведена в хороших погодных условиях. Хорошие погодные условия позволили провести две атаки британской авиации на линкор.

Даллее британское командование склонялось к применению полевой бомбардировочной авиации. А именно самолётов De Havilland DH.98 Mosquito. Самолёт имел более лучшие ТТХ и мог нести 2 000 фунтовые или 4 000 фунтовые бронебойные авиабомбы. Планировался старт самолётов с авианосцев и посадка после атаки на аэродромах СССР. Но по инициативе генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра данный план не был утверждён.

Следующими самолётами в планах стали бомбардировщики Avro Lancaster 9-ой и 617-ой эскадрильий. По утверждённому плану 24 самолёта стартовав с аэродрома на севере рус. Шотландии (англ. Scotland) проведя атаку должны были приземляться на рус. Шетландских островах (англ. Shetland Islands) . В случае затруднения с возвращением самолёты могли приземляться на территории СССР. План был проработан, согласован и утверждён штабом Эйзенхауэра в начале сентября. В рамках плана 617-ая эскадрилья проводила испытательные полёты. Выяснилось что самолёты не смогут вернуться на Шетландские острова после атаки.

Оставался вариант выполнения плана атаки с посадкой авиации на территории СССР после завершения задания. В случае неудовлетворительных погодных условий над Каафьордом самолёты должны были садиться на территории СССР. И при благоприятных условиях осуществить атаку Tirpitz с юго-восточного направления с советских аэродромов.

Угроза из-под воды

Независимо от того, успешно ли воевал «Тирпиц», он оставался костью в горле у британского флота. Уничтожение линкора колоссально облегчило бы проводку арктических конвоев для союзников — и потому попытки уничтожить линкор проводились постоянно. Хотя в начале войны у англичан было не так уж много средств на это.


Первая операция по потоплению «Тирпица» под названием «Колесница» как раз и была попыткой подорвать корабль управляемыми торпедами. Их планировалось буксировать на обычном рыболовецком катере, а на цель снаряды должен был направлять человек.

В конце октября 1942 года катер «Артур» с торпедами на буксире вошел во фьорд Тронхейма — место стоянки линкора. Но встречный ветер и волны привели к тому, что торпеды по дороге потерялись. Пришлось срочно топить свой катер и эвакуироваться пешком, благо шведская граница была недалеко.

Следующая операция под названием Source оказалась почти успешной. Чтобы атаковать «Тирпиц», были построены специальные сверхмалые подводные лодки. Торпед они не несли, их задачей было доставить к линкору и сбросить под его днище заряды аммотола по две тонны каждый.

Операция, предпринятая 22 сентября, была рискованной: лодки могли с легкостью обнаружить и потопить. Тем более что в норвежских фьордах острые скалы были обычным делом.

Сверхмалая подводная лодка серии «X». Фото: topwar.ru

Первая из субмарин, «X-5», выскочила на поверхность, столкнувшись со скалой, и была быстро расстреляна из орудий. Вскоре моряки с «Тирпица» увидели вторую подлодку «X-6», всплывшую рядом с линкором. С корабля спустили баркас, и экипаж маленького судна сдался немцам в плен.

Их поместили на корабль, и тут увидели еще одну субмарину — это была «X-7». Ни захватить, ни потопить ее сразу не удалось. И тут немцы начали что-то подозревать: допрашиваемые английские моряки подозрительно часто поглядывали на часы.

Все стало ясно буквально через несколько минут: и «X-6», и «X-7» удачно сбросили свои заряды рядом с линкором, и в 8.12 утра под днищем «Тирпица» взорвались восемь тонн взрывчатки. Огромный корабль буквально подбросило, и из корабля вырвало одну из орудийных башен, погнуло шпангоуты — линкор не был потоплен, но ремонта тут было на месяцы.

Вернувшись после войны на родину, командиры «X-6» и «X-7» получили высшие награды Британской империи — кресты Виктории.

Модули

Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 163 000 л.с. 30,5
Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
FKS Typ 8 Mod. 1 21,4
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
380-мм/52 SK C/34 в установке Drh LC/34 2,3 36 274 4400 34 11 600
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Tirpitz 69 300 4 6/8 8/8/12/8 2
Скорострельность(выст./мин) Время перезарядки ТА(с) Время поворота на 180°(с) Максимальный урон(HP) Скорость хода торпед(уз) Дальность хода торпед(км) (опыт) ()
G7a T1 0,7 90 7,2 13 700 64 6

Операции против «Тирпица» и гибель линкора

Линкор «Тирпиц» не давал покоя британскому военному руководству. После потери «Худа» англичане отлично понимали, на что способен немецкий флагман.

В последних числах октября 1942 года началась операция Title. Англичане решили потопить «Тирпиц» с помощью торпед, управляемых человеком. К месту стоянки линкора их планировали отбуксировать в подводном положении с помощью рыболовецкого катера. Однако практически у самого входа в гавань с «Тирпицем» поднялась сильная волна, которая стала причиной потери обеих торпед. Англичане затопили катер, а диверсионная команда пешком ушла в Швецию.

Почти через год после этих событий британцы начали новую операцию по уничтожению корабля, она получила название Source («Источник»). В этот раз уничтожить линкор планировали с помощью сверхмалых подводных лодок (проект Х), которые должны были сбросить заряды со взрывчаткой под корпус «Тирпица». Каждая из этих лодок имела водоизмещение 30 тонн, длину — 15,7 м и несла по два заряда, каждый из которых содержал почти две тонны взрывчатого вещества. В операции принимали участие шесть мини-подлодок, к месту ее проведения их доставили на буксире обычные субмарины.

Диверсионные подводные лодки должны были атаковать не только «Тирпиц», дополнительными целями являлись «Шарнхост» и «Лютцов».

Лишь двум лодкам (X6 и X7) удалось сбросить свои заряды под днищем корабля. После чего они всплыли, и их экипажи попали в плен. «Тирпиц» не успел уйти с места стоянки, взрывы нанесли ему значительные повреждения. Со станины сорвало одну из турбин, повреждены шпангоуты, башня главного калибра «С» была заклинена, несколько отсеков затопило. Были уничтожены все дальномеры и приборы управления огнем. Линкор на длительное время был выведен из строя. Капитаны подлодок Х6 и Х7 на родине удостоились крестами Виктории – высшими военными наградами империи.

Немцы сумели отремонтировать «Тирпиц» только к весне 1944 года и он снова стал опасен. Следует отметить, что ремонт линкора после весьма тяжелых повреждений, произведенный без сухого дока – это настоящее достижение немецких моряков и инженеров.

В это время англичане начинают новую операцию против «Тирпица» — Tungsten («Вольфрам»). В этот раз упор делался на использовании авиации. В операции были задействованы несколько британских авианосцев. Две волны самолетов-торпедоносцев Fairey Barracuda несли не торпеды, а бомбы разных типов. В результате налетов корабль был сильно поврежден. Бомбы не смогли пробить броневой корпус линкора, но надстройки были серьезно разрушены. 123 члена корабельной команды погибли, еще 300 были ранены. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца.

В течение последующих нескольких месяцев англичане совершили еще несколько налетов на корабль (операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot), однако особых результатов они не принесли.


15 сентября началась операция Paravane. Самолеты Avro Lancaster ВВС Великобритании взлетели с аэродрома под Архангельском и взяли курс на Норвегию. Они были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и подводными минами. Одна из бомб попала в нос корабля и причинила такие повреждения, что линкор практически потерял мореходность. Переправить «Тирпиц» в сухой док и провести серьезный ремонт в конце 1944 года у немцев уже возможности не было.

Линкор был переведен в залив Сёрботн у острова Хокёйя и превращен в плавучую артиллерийскую батарею. В этом месте дислокации он был в зоне досягаемости авиации с английских аэродромов. Следующий налет (операция Obviate) не увенчался успехом из-за плохой погоды.

После окончания войны обломки линкора были проданы норвежской компании, которая разбирала останки корабля до 1957 года. Носовая часть «Тирпица» так и осталась лежать там, где корабль принял свой последний бой.

Неподалеку от места гибели линкора был установлен памятник погибшим членам экипажа.

«Тирпиц» является одним из самых известных военных кораблей. О линкоре написаны сотни статей и книг, о нем сняты фильмы. Безусловно, история этого корабля является одной из ярчайших страниц Второй мировой войны.

Несмотря на то что «Тирпиц» практически не использовал свои орудия в бою, его влияние на ход войны в северной Атлантике и Арктике было огромным. После его уничтожения союзники смогли перевести значительные силы ВМФ на другие театры военных действий: Тихий и Индийский океан, что значительно ухудшило положение Японии.

Автор статьи: Егоров Дмитрий Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

В культуре[ | код]

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.

Fleet in being

Однако потенциал линкора — не только в способности топить корабли

Простое нахождение такого корабля на важном театре военных действий может нервировать противника, заставлять его концентрировать силы там, где может появиться угроза, охранять судоходство мощной военной силой, тратить на это огромные ресурсы

Причем сам источник угрозы — линкор — может месяцами стоять на приколе. На английском эта концепция емко зовется «fleet in being» — что-то вроде «флот как фактор присутствия».

Фото: wikipedia.org

Именно так командование гитлеровского флота и применяло «Тирпиц». В 1942 году драгоценный линкор перебросили на Север, поближе к путям арктических конвоев: именно по ним в СССР поступало вооружение и материалы, поставляемые из США по ленд-лизу. «Тирпиц» и корабли меньшего размера стояли в норвежских фьордах. И периодически готовились (или делали вид, что готовились) к выходу в море на перехват очередного конвоя.

Ужас перед «Тирпицем» был настолько сильным, что летом 1942 года слухи о том, что линкор вышел в море, заставили охрану печально известного конвоя PQ-17 покинуть суда, которые они охраняли. Оставшиеся без защиты транспорты стали легкой добычей подводных лодок — и конвой подвергся настоящему избиению, став символом бессмысленной гибели.

Сам же «Тирпиц» толком не успел даже приблизиться к каравану и ни разу не выстрелил. После войны долго ходили легенды, что корабль ушел в порт после того, как в него попала торпеда с советской подводной лодки К-21, но в итоге эта версия признана ошибочной: субмарина по «Тирпицу» не попала.

Собственно, в боевых действиях суперлинкор побывал ровно один раз. В 1943 году отряд из 11 кораблей Кригсмарине во главе с «Тирпицем» и еще одним линкором совершил рейд на Шпицберген (на этом полярном архипелаге стоял маленький норвежский гарнизон), чтобы вывести из строя находившиеся там угольные шахты и установить метеостанцию.

8 сентября линкор открыл огонь по берегу, прикрывая десант. Причем это был первый и последний раз, когда «Тирпиц» стрелял из главного калибра по кому-то кроме самолетов.

Норвежцев удалось доблестно победить (благо их было совсем мало), метеостанция установлена — но для столь крупного рейда результаты были смехотворны. И тем не менее эта ничтожная со всех точек зрения операция оказалась единственным боевым походом лучшего корабля Гитлера.

Боевая эффективность

Схема бронирования:

700px bottom

Толщина брони, мм:

1

Толщина брони, мм:


Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Обшивка 32
Носовой бронепояс 60
Кормовой бронепояс 60
Палуба Оконечности 32
Центральная часть 50

2

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Надстройки 19
Боевая рубка 50…350

3

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 145…220
Кормовой траверс 110…145
Борт 160…315
Палуба 50

4

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Башни ГК Лоб 360
Бок 150…220
Тыл 320
Крыша 130…150
Барбеты 340

5

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 180
Кормовой траверс 110
Борт 45
Палуба 80…100

Общая

1 Обшивка

2 Надстройки

3 Каземат

4 Установки ГК

5 Цитадель

Достоинства и недостатки:

Достоинства:

  • хорошее бронирование;
  • хороший запас очков боеспособности;
  • хорошее время перезарядки орудий ГК;
  • мощное вооружение ПМК;
  • наличие торпедного вооружения.

Недостатки:

  • небольшое количество орудий ГК;
  • посредственное вооружение ПВО;
  • посредственная противоторпедная защита (22%).

Справочные материалы

История изменений

  • Доступен для покупки в Премиум магазине после версии 0.7.11 во время акции «Черная пятница». Также может выпасть из контейнеров «Черная пятница».
  • В обновлении 0.7.11.1

    исправлена ошибка, из-за которой бронирование могло отличаться от бронирования оригинальной версии корабля.

    был изменен:
  • В обновлении 0.7.12 был изменён:
    • исправлена ошибка с некорректным бронепробитием. Увеличено бронепробитие фугасного снаряда ПМК калибра 150 мм с 36 мм до 37 мм;
    • на корпус линкора добавлен герб.
  • В обновлении 0.8.11

    настройки эллипса разброса снарядов орудий ГК приведены к значениям американских и британских линкоров.

    был изменен:
  • В обновлении 0.9.6

    Радиус циркуляции изменён и теперь составляет 850 м.

    был изменён:

Историческая справка о Tirpitz B

Tirpitz (рус. «Тирпиц») — немецкий линкор серии из двух кораблей, входивший в состав Кригсмарине. Несмотря на то, что в боевых действиях этот корабль почти не участвовал, его присутствие в Норвегии представляло угрозу арктическим конвоям в СССР и сковывало значительные силы британского флота. После многочисленных неудачных попыток уничтожить линкор он был потоплен в ноябре 1944 года в результате атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy.

Общие сведения

Проектирование кораблей, в последующем ставшими линкорами типа Bismarck, началось в 1932 году. Согласно первоначальному проекту линкоры должны были иметь водоизмещение 35 560 тонн и вооружение из 305-мм орудий. За время проектирования было рассмотрено большое количество вариантов как используемого вооружения, так и силовой установки. 19 января 1935 года было принято решение о разработке проекта с 350-мм орудиями главного калибра и турбозубчатыми агрегатами. 16 марта 1935 года Германия отказалась от выполнения условий Версальского договора и проект вновь был переработан. 1 апреля 1935 года было принято решение об увеличении водоизмещения до 42 000 тонн, а 9 мая было решено вооружить линкоры орудиями калибра 380 мм.

Окончательный вариант проекта новейших линкоров в июне 1936 года предусматривал:

  • орудия главного калибра — 380 мм;
  • главный броневой пояс — 320 мм;
  • бронирование палубы в районе погребов — 100 мм;
  • толщина скосов у погребов — 120 мм;
  • скорость — 30 узлов.

Линкор G, впоследствии получивший имя Tirpitz, был заказан 14 июня 1936 года, принятие флотом планировалось на 1 февраля 1941 года.

По первоначальным планам линкоры типа Bismarck планировалось использовать как главную ударную силу Кригсмарине в боях с французским и британским флотами на акватории Северного и Норвежского морей, однако ход кампаний Второй мировой войны заставил немецкое командование использовать свои линкоры как рейдеры для нарушения британских морских коммуникаций в Северной Атлантике. Судьба головного корабля серии, линкора Bismarck, заставила руководство Германии пересмотреть взгляды на использование своего последнего суперлинкора.читать полностью…

Видео

Тема на официальном форуме

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VII Leberecht Maass • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Z-35 • IX Z-46 • X Z-52 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen

Общие сведения

Проектирование кораблей, в последующем ставшими линкорами типа Bismarck, началось в 1932 году. Согласно первоначальному проекту линкоры должны были иметь водоизмещение 35 560 тонн и вооружение из 305-мм орудий. За время проектирования было рассмотрено большое количество вариантов как используемого вооружения, так и силовой установки. 19 января 1935 года было принято решение о разработке проекта с 350-мм орудиями главного калибра и турбозубчатыми агрегатами. 16 марта 1935 года Германия отказалась от выполнения условий Версальского договора и проект вновь был переработан. 1 апреля 1935 года было принято решение об увеличении водоизмещения до 42 000 тонн, а 9 мая было решено вооружить линкоры орудиями калибра 380 мм.

Окончательный вариант проекта новейших линкоров в июне 1936 года предусматривал:

  • орудия главного калибра — 380 мм;
  • главный броневой пояс — 320 мм;
  • бронирование палубы в районе погребов — 100 мм;
  • толщина скосов у погребов — 120 мм;
  • скорость — 30 узлов.

Линкор G, впоследствии получивший имя Tirpitz, был заказан 14 июня 1936 года, принятие флотом планировалось на 1 февраля 1941 года.

типа BismarckВторой мировой войныBismarck

Ход атаки

540-ая эскадрилья De Havilland DH.98 Mosquito утром 15 сентября провела авиаразведку в районе рус. Каафьорда (англ. Kaafjord). Погодные условия над фьордом для атаки авиации были подходящими. Вскоре после проведённой авиаразведки с советского аэродрома Ягодник взлетело 27 бомбардировщиков Lancaster. Командиром эскадрилий бомбардировщиков был назначен рус. Джемс Брайн «Вилли» Тайт (англ. James Brian Tait). 6 самолётов по техническим причинам были вынуждены вернуться на аэродром. Но 21 самолёт оснащённый авиабомбами Tallboy и минами JW продолжили выполнение задачи.

Пролетев мимо нескольких полевых аэродромов люфтваффе незамеченными Avro Lancaster вышли к цели без помех со стороны истребительной авиации немцев. Атакующие были замечены противником только за 10 минут до выхода на цель. Противник попытался скрыть Tirpitz дымовой завесой, но первое бомбометание в 10:55 было проведено по открытой цели. Одна 5 200 фунтовая авиабомба Tallboy поразила линкор, ещё несколько авиабомб такого же типа упали вблизи Tirpitz.

Близкие взрывы авиабомб Tallboy упавших у борта линкора нанесли ему значительные повреждения корпуса. Всего 17 авиабомб было сброшено непосредственно на линкор. Некоторые самолёты совершали повторные заходы на цель и подавляли авиаударом средства ПВО.

Бомбардировщики несмотря на интенсивный огонь ПВО: 44 орудия ПВО линкора, 98 установок других кораблей, наземных точек ПВО не понесли каких либо значительных потерь. Только 4 Lancaster получили незначительные повреждения не помешавшие им вернуться на аэродром Ягодник. К 11:07 атака авиации была завершена все самолёты вернулись на базу. Lancaster проводивший аэрофотосъёмку атаки по завершению своего задания совершив 15 часовой перелёт приземлился в Великобритании.

15 и 16 сентября авиаразведка самолётами Mosquito пыталась визуально определить результаты атаки. Но из-за погодных условий, низкой облачности достоверно определить результат не удалось. На мгновенье показавшийся в разрывах облаков Tirpitz казался не повреждённым, о чём и было доложено командованию ВВС. От повторной атаки линкора отказались так как в распоряжении ВВС остались только два самолёта с авиабомбами Tallboy и один бомбардировщик с минами JW.


С этим читают