Гост 27313-2015 топливо твердое минеральное. обозначение показателей качества и формулы пересчета результатов анализа на различные состояния топлива (переиздание с поправкой)

Чем заправляют самолеты

Топливо для самолетов бывает двух видов. Поршневые двигатели, которыми оборудуются небольшие самолеты и вертолеты, работают на бензине — так же, как и автомобильные моторы. Правда, по составу такое топливо несколько отличается от автомобильного. Газотурбинные двигатели (турбореактивные и турбовинтовые), которыми сегодня оснащены практически все коммерческие воздушные суда, потребляют топливо для реактивных двигателей, которое также называют авиакеросином.


Основная марка авиакеросина, которым в России заправляют почти все пассажирские, транспортные и военные дозвуковые самолеты и большую часть вертолетов — ТС-1 — топливо сернистое. Оно вырабатывается из нефти с высоким содержанием серы.

В Европе основа системы авиатопливообеспечения — керосин Jet A-1. Он считается более экологичным как раз за счет меньшего содержания серы — при его производстве прямогонная керосино-легроиновая фракция полностью проходит процедуру гидроочистки. Российский авиакеросин — это смесь гидроочищеного и неочищенного прямогонного дистиллятов. В целом же это аналоги — более того, отечественный продукт может использоваться при гораздо более низких температурах, чем «Джет». ТС-1 сегодня наравне с Jet A-1 включен в международные документы и руководства по эксплуатации не только самолетов российского производства, но и лайнеров семейств Airbus и Boeing (правда, только выполняющих полеты по России). Но это авиакеросин для гражданской авиации, не предназначенный для сверхзвуковых самолетов.

«Газпром нефть» запустила НИОКР по созданию неэтилированного авиационного бензина. Вместе с учеными из Всероссийского научно-исследовательского института нефтяной промышленности специалисты компании в 2014 году занялись разработкой рецептуры неэтилированного топлива с октановым числом 91, и сейчас эта работа уже завершена.

Основное авиатопливо для сверхзвуковой авиации — РТ. При его производстве с помощью гидроочистки из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные, а также нестабильные соединения, содержащие серу, азот и кислород

При этом повышается термическая стабильность топлива, что крайне важно при полетах на сверхзвуковых скоростях, когда за счет трения о воздух нагревается весь корпус самолета, а вместе с ним и топливо в баках


Разумеется, РТ, обладающее такими характеристиками, можно использовать и в обычных воздушных судах вместо ТС-1. Для самых же скоростных самолетов применяется авиакеросин Т-6, обладающий еще большей термостабильностью и повышенной плотностью.

Что касается авиабензина, то это, по сути, автомобильное моторное топливо, но с улучшенными свойствами, влияющими на надежность работы двигателя. Именно потребность в повышении детонационной стойкости, октанового числа, сортности, обеспечивающих запас динамических характеристик и надежности, заставляет производителей авиабензина добавлять в него тетраэтилсвинец (этилировать). Из-за токсичности эта присадка давно запрещена при производстве автомобильного бензина, но двигатель самолета работает в гораздо более напряженном режиме, а создать неэтилированный авиабензин, не уступающий по характеристикам этилированному, октановое число которого превышает 92–95, пока не удалось никому.

При этом самым современным и совершенным самолетам и вертолетам с поршневыми двигателями нужен авиабензин с повышенным октановым числом — не меньше 100. Поэтому разработкой экологичных аналогов этилированного авиабензина 100LL (одна из самых востребованных марок в мире) сегодня занимаются ведущие производители и научные центры во всем мире. В том числе подобная программа существует и у «Газпром нефти».

100 тысяч авиарейсов выполняется в мире каждый день

горючее (существительное)[править]

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
ср. р.
Им. горю́чее горю́чие
Рд. горю́чего горю́чих
Дт. горю́чему горю́чим
Вн. горю́чее горю́чие
Тв. горю́чим горю́чими
Пр. горю́чем горю́чих

го-рю́-че-е

Существительное, неодушевлённое, средний род, тип склонения по классификации А. Зализняка — 4a.

Корень: -гор-; суффикс: -юч; окончание: -ее [].

Семантические свойстваправить

Значениеправить

  1. то же, что топливо ◆ Водители заливали горючее в новые грузовые «форды», стаскивали с капотов стёганые попонки. В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Легкоплавкие азото-водородные топлива при обычных условиях не поджигаются и не взрываются, в отличие от горючих нефтяного и органического происхождения, водорода или сжатых горючих газов.
  2. перен., пренебр. крепкий спиртной напиток (обычно водка). ◆ Друзья пошли на дело, заправившись для храбрости «горючим».

Гипонимыправить

  1. бензин, керосин

Родственные словаправить

Список всех слов с корнем «гор-/гар-»
  • фамилии: Горелик, Гореликов, Горелкин, Горелов, Горелый, Горелых, Горенко, Огарев, Огарёв, Огаркин, Огарков, Огарцев, Огарь, Погарелов, Погорелов, Погорельский, Погорельских, Погорельцев, Погореляк, Угаров, Угарцев, Угорелов
  • существительные: возгораемость, возгорание, выгар, выгорание, гар, гарь, горелка, горелки, горение, горючее, горючесть, горячее, горячка, горячность, дымогар, загар, загорание, изгар, изгарь, изгара, нагар, невозгораемость, негарь, недогар, обгар, огарок, отгар, отгорание, перегар, перегорание, погорелец, погорелица, подгорание, полугар, пригар, пригарина, пригарок, прогар, прогорание, разгар, разгорание, самовозгораемость, самовозгорание, сгораемость, сгорание, угар, угарина, угарыш, угорание
  • прилагательные: безугарный, возгораемый, выгарный, выгорелый, гаревый, горелочный, горелый, горючий, горячекатаный, горячечный, горячий, горячительный, дымогарный, загарный, загорелый, изгарный, нагарный, невозгораемый, недогарный, недогорелый, несгораемый, обгарный, обгорелый, огарочный, перегарный, перегорелый, погорелый, подгорелый, полугарный, пригарный, пригорелый, прогарный, прогорелый, сгораемый, угарный, угаристый, угорелый
  • глаголы: возгораться, возгореться, выгорать, выгореть, гореть, горячить, горячиться, догорать, догореть, загорать, загораться, загореть, загореться, загорячиться, изгорать, изгореть, нагорать, нагореть, недогорать, недогореть, обгорать, обгореть, отгорать, отгореть, перегорать, перегореть, повыгорать, повыгореть, погорать, погореть, погорячиться, подгорать, подгореть, подзагореть, подогорать, подогореть, позагорать, пообгореть, попригорать, попригореть, попрогорать, поразгораться, поразгореться, поразгорячать, поразгорячаться, поразгорячить, поразгорячиться, посгорать, посгореть, поугорать, поугореть, пригорать, пригореть, прогорать, прогореть, разгораться, разгореться, разгорячать, разгорячаться, разгорячить, разгорячиться, самовозгораться, сгорать, сгореть, угорать, угореть
  • предикативы: горячо, угарно
  • наречия: вгорячах, горячо, сгоряча, угарно

Переводправить

Список переводов
  • en: fuel, авиац./косм. тж. propellant
  • иio: karburanto, fuelo
  • de: Treibstoff м. -s, -e, Brennstoff, Kraftstoff
  • no: drivstoff ср.
  • fr: carburant
  • иeo: brulaĵo

Словарь новых слов русского языка (середина 50-х — середина 80-х годов) / Под ред. Н. З. Котеловой. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1995. — ISBN 5-86007-016-0.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;  
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).   

20150422_87846115346825605


После этого она поставляется на ректификационный завод, где из нее получают уже конечный продукт — синтетический e-diesel. Пока углекислый газ, необходимый для производства, поставляет специальное биогазовое предприятие. В дальнейшем он будет частично забираться прямо из окружающей среды на радость борцам с парниковыми газами. Кроме того, защитников природы порадует и экологическая чистота синтетического дизельного топлива. Ведь оно не изготавливается из ископаемой нефти, а значит, не содержит серы и при сгорании образует меньше загрязняющих веществ. К тому же, как отмечают изобретатели, двигатели на этом топливе работают тише. Синтетическое дизельное топливо можно использовать как в чистом виде, так и в смеси с обычной соляркой.

В ближайших планах компаний Audi и Sunfire построить завод, способный выпускать e-diesel в промышленных масштабах. По предварительным прогнозам, стоимость нового топлива составит от 1 до 1,5 евро за литр, что в целом соответствует или немного превышает текущую рыночную цену на солярку в Европе.

ЯДЕРНЫЕ ТОПЛИВА

В современных энергетических установках, основанных на принципе ядерного деления, в качестве топлива используется уран. Уран добывается из земных недр, где его доля составляет приблизительно 4Ч10–6. Урановая руда перерабатывается и обогащается; в топливе для атомного реактора концентрация изотопа урана с массовым числом 235 должна составлять 2–4%. Отработанное ядерное топливо можно переработать и снова получить некоторые расщепляемые материалы. Кроме того, на основе концепции реактора-размножителя (бридера) можно намного более эффективно использовать природный уран, преобразуя нерасщепляемый изотоп урана с массовым числом 238 в расщепляемый плутоний-239. В этом процессе и торий, присутствующий в природном ядерном топливе, также можно преобразовать в расщепляемый изотоп урана. В природе уран-235 встречается в незначительных количествах, так что нужды в ядерном топливе будут, по-видимому, удовлетворяться с помощью бридерных реакторов.

В противоположность урану, мировые запасы дейтерия (изотопа водорода с массовым числом, равным двум), который можно было бы использовать для получения энергии с помощью ядерного синтеза, фактически неограниченны. В одном кубическом метре морской воды содержится количество дейтерия, которого хватило бы для производства в управляемой термоядерной реакции такого количества энергии, которое выделяется при сжигании 200 т нефти.


Другое топливо для реакции ядерного синтеза – тритий – менее распространено в природе, но и оно могло бы заменить в энергетическом эквиваленте все мировые запасы топлив органического происхождения.

Нетрадиционная нефть

См. также: Сланцевое масло

Природные битумы — это составная часть горючих ископаемых. Битумы содержат значительно больше водорода, чем уголь, поэтому производство жидкого топлива из битума может быть гораздо проще и может стоить существенно меньше, чем производство жидкого топлива методом Фишера — Тропша. Горючий сланец — это полезное ископаемое из группы твёрдых каустобиолитов, дающее при сухой перегонке значительное количество смолы (близкой по составу к нефти). Битуминозные пески Ориноко (нефтеносные пески Ориноко) являются депозитами нетрадиционной нефти в виде горючих сланцев в районе реки Ориноко в Венесуэле, которая течёт от венесуэльско-бразильской границы и впадает в Атлантический океан. Битуминозные пески Ориноко считаются одним из двух крупнейших месторождений нетрадиционной нефти (второе, Битуминозные пески Атабаски, расположено в Канаде).

Уровень и структура потребления топлива

Несмотря на огромное разнообразие видов топлива, основными источниками энергии остаются нефть, природный газ и уголь. Положение дел 100 лет назад было освещено Менделеевым. Первые два ископаемых топлива исчерпаемы в ближайшем будущем. Нефтяные топлива обладают особой ценностью для транспортных средств (основных потребителей энергии), в силу удобства перевозки, поэтому в настоящий момент ведутся исследования по использованию угля для выработки жидких топлив, в том числе и моторных. Также огромны запасы ядерного топлива, однако его использование накладывает высокие требования к безопасности, высокие затраты на подготовку, эксплуатацию и утилизацию топлива и попутных материалов.

Мировое потребление ископаемого топлива составляет около 12 млрд т у. т. в год. По данным BP Statistical review of World Energy 2003, за 2002 год потребление ископаемого топлива составило:

  • В Европейском союзе (EU-15) — 1396 млн тонн нефтяного эквивалента (2,1 млрд т у. т.)
  • В США — 2235 млн тонн нефтяного эквивалента (3,4 млрд т у. т.)

Доля возобновляемых источников энергии в энергобалансах

  • Европы — 5 %
  • США — 2 %

По приблизительным оценкам энергопотребление России составляет 1,3 млрд т у. т. в год.

  • 6 % — ядерное топливо
  • 4 % — возобновляемые источники

Динамика

За последние 20 лет мировое энергопотребление возросло на 30 % (и этот рост, по-видимому, продолжится в связи ростом потребности бурно развивающихся стран азиатского региона). В развитых странах за тот же период сильно изменилась структура потребления — произошло замещение части угля более экологичным газом (Европа и прежде всего Россия, где доля газа в потреблении составила до 40 %), а также возросла с 4 % до 10 % доля атомной энергии.

После приведения цифр стоит указать пример Австралии, в балансе которой солнечная энергетика занимает около 30 %. Эту долю потребляет солевая промышленность, вырабатывающая продукцию естественным испарением на солнце.

Природный газ.

Природный газ является смесью углеводородов, состоящей главным образом из представителей метанового ряда и содержащей небольшие добавки других газов, таких, как азот, двуокись углерода, сероводород и иногда гелий. Обычно основным в природном газе является метан, однако иногда имеются значительные примеси этана и, в меньшей степени, более тяжелых углеводородов. В природе встречаются газы, почти целиком состоящие из двуокиси углерода, однако такие газы не обладают свойством горючести. Различают два типа природных горючих газов – сухие и влажные. Сухие газы состоят в основном из метана и иногда содержат также этан и пропан, однако они не содержат более тяжелых углеводородов, которые могут конденсироваться при сжатии. Влажные горючие газы содержат различные количества природного газолина, пропана и бутана, которые можно извлечь посредством сжатия или экстрагирования.

Минеральное топливо

Общество для торговли минеральным топливом Донского бассейна ( Продуголь), имевший 75 % добычи угля в Донбассе и прославившийся своими хищническими действиями.  

Та или иная замена минерального топлива атомной энергией — это по существу операция внутри минеральных топливно-энергетических ресурсов, так же как в использовании минерально-сырьевых ресурсов все большее место на строительстве занимает железобетон и бетон вместо железа или в технике взамен редких естественных кристаллов — искусственно выращенные и созданные минералы. Последние являются лишь преобразованием минерального вещества.  

Интерес к проблеме запасов минерального топлива обусловливается следующим.  

Несмотря на колоссальный прирост добычи минерального топлива в России, рос и ввоз импортного угля и кокса: если в 1897 г. было ввезено 181 5 тыс. т угля и 88 тыс. т кокса, в 1898 году — соответственно 260 тыс. т и 110 тыс. т, а в 1899 году — уже 384 8 тыс. т угля и 132 4 тыс. т кокса.  

Говоря о будущем в использовании минерального топлива, следует отметить, что в настоящее время открываются возможности достижения гораздо более высоких экономических показателей при применении в качестве энергетического топлива и химического сырья каменных и бурых углей.  

Чугун уральский, выплавляемый на минеральном топливе — ОСТ 4.8 — охватывает собой: А — чугун литейный, Б — чугун гематитовый и В — чугун передельный.  

Россия испытывает острый недостаток в жидком и твердом минеральном топливе, в дровах, в торфе. Он приводил в своей докладной записке данные об острой нехватке топлива в разных регионах страны, оказавшие тяжелые последствия на состояние промышленности в целом. Топливный кризис во многом, по мнению автора, порожден был слабой работой железнодорожного транспорта.  

Уголь — наиболее распространенное в природе минеральное топливо. Согласно оценкам, мировые запасы доступного для разработки угля в 20 — 40 раз превосходят нефтяные ресурсы, а в США угля в 50 — 100 раз больше, чем нефти. Роль угля в грядущие 2 — 3 десятилетия, несомненно, будет расти по мере истощения нефтяных месторождений. К счастью, мы это знаем, и у нас есть время для фундаментальных исследов-аний, направленных на эффективное и экологически чистое использование ценных угольных ресурсов.  

Уголь — наиболее распространенное в природе минеральное топливо. Согласно оценкам, мировые запасы доступного для разработки угля в 20 — 40 раз превосходят нефтяные ресурсы, а в США угля в 50 — 100 раз больше, чем нефти. Роль угля в грядущие 2 — 3 десятилетия, несомненно, будет расти по мере истощения нефтяных месторождений. К счастью, мы это знаем, и у нас есть время для фундаментальных исследований, направленных на эффективное и экологически чистое использование ценных угольных ресурсов.  

При сжигании сернистого мазута значительная часть минерального топлива возгоняется с последующей конденсацией в достаточно широком диапазоне температуры.  

Спецссудный счет для расчетов с поставщиками минерального топлива и смазочных материалов открывается управлению железной дороги. Лимит кредитования по этому счету определяется по плану снабжения дороги минеральным топливом и смазочными материалами в размере их полумесячного расхода. Эти кредиты не обеспечиваются залогом материальных ценностей. Госбанк в пределах установленного лимита по спецссудному счету выдает средства путем оплаты акцептованных дорогой платежных требований поставщиков за каменный уголь, мазут, нефтепродукты и смазочные материалы на общих основаниях расчетов с иногородними и внутригородними поставщиками.  

Торф является единственным возобновляющимся в видом минерального топлива. Условно мы добываем торфа меньше, чем увеличиваются его запасы в природе.  

Пожары также возможны в результате самовозгорания твердого минерального топлива, лежащих в кучах промасленных тряпок.  

В целом твердое топливо в ресурсах минерального топлива мира составляет более 70 %, и обеспеченность добычи составляет сотни лет, в то время как по нефти и газу эта обеспеченность составляет только десятки лет. Более 96 % запасов угля сосредоточены в 10 странах: Россия, США, КНР, Австралия, Канада, Германия, ЮАР, Великобритания, Польша и Индия.  

В качестве натуральной единицы измерения для твердого и жидкого минерального топлива применяется тонна, а для дров — кубический метр.  

Понятие топлива

Понятие топлива возникло из способности некоторых веществ гореть, выделяя при этом тепло. В большинстве случаев горение является химической реакцией окисления, при этом для таких видов топлива, как, например, дерево (дрова) или бензин окислителем часто служит кислород воздуха. В качестве окислителя в специальных устройствах (например, ракетных двигателях) могут использоваться и другие вещества, например жидкий кислород. Фтор не используется как окислитель из-за очень высокой токсичности, озон — из-за токсичности и нестабильности.

Поскольку во многих устройствах в качестве окислителя используется кислород, потребляемый из окружающего воздуха без приложения специальных усилий («невидимый» окислитель), в быту происходит смешение понятий и горючее часто (и ошибочно) называют топливом.

Для преобразования тепловой энергии топлива в кинетическую используют различные виды тепловых двигателей.

Основной показатель топлива — теплотворная способность (теплота сгорания). Для целей сравнения видов топлива введено понятие условного топлива (теплота сгорания одного килограмма «условного топлива» (у. т.) составляет 29,3 МДж или 7000 ккал, что соответствует низшей теплотворной способности чистого антрацита).

Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырёх его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как лёгкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжёлое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °C.

Печное топливо тёмное вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования.

По фракционному составу печное топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до 360 °C перегоняется до 90 процентов вместо 96 процентов, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20 °C против 3,0-6,0 мм2/с дизельного).

При изготовлении печного топлива не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе — до 1,1 процента.

Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом.

Характеристики:

  • 10 процентов перегоняется при температуре, С, не ниже 160;
  • 90 процентов перегоняется при температуре, C, не выше 360;
  • кинематическая вязкость при 20 °C, мм2/с, не более 8,0;
  • температура вспышки в закрытом тигле, С, не ниже 45;
  • массовая доля серы, процентов, не более: в малосернистом топливе 0,5, в сернистом топливе 1,1;
  • испытание на медной пластинке выдерживает;
  • кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5,0;
  • зольность, процентов, не более 0,02;
  • коксуемость 10-процентного остатка, не более 0,35 процентов;
  • содержание воды: следы;
  • цвет: от светло-коричневого до чёрного;
  • плотность при 20 °C, кг/м3: не нормируется, определение обязательно.

Понятие топлива

Понятие топлива возникло из способности некоторых веществ гореть, выделяя при этом тепло. В большинстве случаев горение является химической реакцией окисления, при этом для таких видов топлива, как, например, дерево (дрова) или бензин окислителем часто служит кислород воздуха. В качестве окислителя в специальных устройствах (например, ракетных двигателях) могут использоваться и другие вещества, например жидкий кислород. Фтор не используется как окислитель из-за очень высокой токсичности, озон — из-за токсичности и нестабильности.

Поскольку во многих устройствах в качестве окислителя используется кислород, потребляемый из окружающего воздуха без приложения специальных усилий («невидимый» окислитель), в быту происходит смешение понятий и горючее часто (и ошибочно) называют топливом.

Для преобразования тепловой энергии топлива в кинетическую используют различные виды тепловых двигателей.

Основной показатель топлива — теплотворная способность (теплота сгорания). Для целей сравнения видов топлива введено понятие условного топлива (теплота сгорания одного килограмма «условного топлива» (у. т.) составляет 29,3 МДж или 7000 ккал, что соответствует низшей теплотворной способности чистого антрацита).

Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырёх его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как лёгкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжёлое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °C.

Печное топливо тёмное вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования.

По фракционному составу печное топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до 360 °C перегоняется до 90 процентов вместо 96 процентов, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20 °C против 3,0-6,0 мм2/с дизельного).

При изготовлении печного топлива не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе — до 1,1 процента.

Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом.

Характеристики:

  • 10 процентов перегоняется при температуре, С, не ниже 160;
  • 90 процентов перегоняется при температуре, C, не выше 360;
  • кинематическая вязкость при 20 °C, мм2/с, не более 8,0;
  • температура вспышки в закрытом тигле, С, не ниже 45;
  • массовая доля серы, процентов, не более: в малосернистом топливе 0,5, в сернистом топливе 1,1;
  • испытание на медной пластинке выдерживает;
  • кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5,0;
  • зольность, процентов, не более 0,02;
  • коксуемость 10-процентного остатка, не более 0,35 процентов;
  • содержание воды: следы;
  • цвет: от светло-коричневого до чёрного;
  • плотность при 20 °C, кг/м3: не нормируется, определение обязательно.

Основные современные виды топлива

Твёрдые топлива

Топливо из древесины, горящие в костре

  • Древесина, древесная щепа, древесные пеллеты
  • Горючий сланец
  • Сапропель
  • Торф
  • Уголь
  • Битуминозные пески
    • Твёрдое ракетное топливо

Жидкие топлива

Просты в транспортировке, но при этом велики потери при испарении, разливах и утечках.

  • Нефтяные топлива
    • Дизельное топливо (газойль, соляровое масло)
    • Тёмное печное (печное бытовое) топливо
    • Светлое печное топливо
    • Мазут
    • Топливная нефть
    • Керосин
    • Лигроин
    • Бензин, газолин
  • Масла
    • Сланцевое масло
    • Отработавшее машинное масло
    • Растительные (рапсовое, арахисовое) или животные масла (жиры)
  • Спирты
    • Этанол
    • Метанол
    • Пропанол

Жидкое ракетное топливо

  • Эфиры
    • (Изомеры) спиртов
      • Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ)
      • Диметиловый эфир (ДМЭ)
    • жирных кислот

      Этерифицированные растительные масла (биодизель)

  • Эмульсии
    • Водотопливная эмульсия
    • Этиловый спирт в бензинах
    • Масла в бензинах
  • Синтетические топлива, производимые на основе процесса Фишера-Тропша
    • Из угля (CTL)
    • Из биомассы (BTL)
    • Из природного газа (GTL)

Газообразные топлива

Более транспортабельны по сравнению с жидкими видами, при этом имеют ещё большие потери в испарении, а также при нормальных условиях ниже энергетическая плотность. Из-за низкой плотности газов энергозатраты на транспортировку на большие расстояния выше в сравнении с жидкими топливами, также выше стоимость газопровода в сравнении с нефтепроводом.

  • Пропан
  • Бутан
  • Метан, природный газ, метан угольных пластов,сланцевый газ, рудничный газ, болотный газ, биогаз, лэндфилл-газ, гидрат метана
  • Водород
  • Сжатый (компримированный) природный газ (CNG)
  • Продукты газификации твёрдого топлива
    • Угля — (синтез-, генераторный, коксовый) газы, возможна подземная газификация углей
    • Древесины
  • Смеси
    • Пропан-бутановая смесь (LPG)
    • Смесь водорода и природного газа (HCNG)

Дисперсные системы, растворы

  • Аэрозоли
    • Угольная пыль
    • Алюминиевая, магниевая пыль
  • Пены
    • Газодизель (смесь природного газа с дизельным топливом)
    • Смесь водорода с бензином
  • Суспензии
    • Водоугольное топливо
    • Водонитратное топливо («жидкий порох»)

С этим читают