«аленушка» и «три богатыря»: о чем расскажут картины виктора васнецова

Содержание

Сюжет

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копьё и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты».

Появление идеи картины

В. М. Васнецов Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.


В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так:

Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нём стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года.

Натурщики

Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. Иван Петров был лишь одним из прообразов. «Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. „Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья“».

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Натурщики и пейзаж

Илью Муромца Васнецов писал и с владимирского крестьянина, грузным телом напоминавшего Илью, и с абрамцевского кузнеца, степенного красавца со спокойными глазами, и даже с московского извозчика, «здоровенного детины – вылитого Ильи», по словам художника.

В былинах Добрыня молодой, но Васнецов решил сделать его зрелым. В его образе живописец соединил портретные черты В.Д. Поленова, свои собственные и своего отца.

Алёшу Поповича художник писал с сына мецената Мамонтова, у которого в Абрамцево Васнецов гостил. По словам художника, три могучих дуба, увиденные им здесь из окна, помогли ему передать богатырский дух персонажам.

Натурщики облачались в настоящую одежду воинов Древней Руси, которую для художника выдавали напрокат в Историческом музее.

Васнецов долго думал и над достойным своим богатырям пейзажем. Однажды на прогулке по Абрамцево художник оказался в широком поле, окружённом густым лесом. Вот красота и величие земли русской! Здесь и была построена мастерская, сюда привозили натурщиков и лошадей.

Картина Васнецова Богатыри описание 4 класс, пример

На протяжении многих лет картина Васнецова «Богатыри» притягивает к себе взгляд и вселяет уверенность. Наибольшим любимцем былин был Муромец Илья. В зрелом возрасте странники исцелили его от болезни, и он начал совершать подвиги. От других его отличают крепкая физическая сила и духовная зрелость. Добрыня же силен физически, он очень учтив и часто выступает в роли переговорщика. Алеша молод, поэтому изредка безрассуден, но молодой разум выделяется хитростью и смекалкой. Этот персонаж довольно жизнерадостен и смел. Под стать каждому персонажу нарисован конь. У Ильи он крупный и сильный, у Добрыни смотрит с ним в одну сторону, конь Поповича прислушивается или присматривается. В природе чувствуется напряжение, но богатыри стоят на страже страны и не дадут врагам напасть внезапно. Несмотря на то, что богатыри внешне и внутренне отличаются, они имеют в себе все те качества, необходимые для защиты и спокойствия страны. Собирательный образ героя показывает воинов – храбрых, хитрых и мудрых.

История написания

Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки – в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день.

“Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.

Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества.

Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.

Описание для 2, 4 класса

Русский художник Виктор Васнецов нарисовал свою знаменитую картину «Богатыри» в 1898 году, и она до сих пор пользуется большой популярностью у посетителей Государственной Третьяковской галереи.

На картине изображены три былинных героя: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович, которые верхом на конях объезжают владения земли русской. Глядя на полотно картины, легко можно догадаться, что главный в этом дозоре – Илья Муромец. Всё свидетельствует об этом: и особая богатырская стать, и приложенная к голове рука, и самый крупный по размерам вороной конь. Борода и виски с проседью говорят о том, что он старше Добрыни Никитича. Вся его амуниция: кольчуга, булава, щит, копьё свидетельствует о его незаурядной богатырской силе. Он обладает огромным опытом и мудростью, иначе бы его товарищи не выбрали его предводителем.

По правую руку от Ильи Муромца не менее знаменитый своими подвигами Добрыня Никитич, который тоже в почёте у знатоков русского фольклора. Густая борода – доказательство того, что он не молод и повидал на своём веку немало. Судя по картине, он мастерски владеет мечом, коня предпочитает белого цвета. Белый цвет – добрый знак, как и имя богатыря – Добрыня. На его веку немало добрых свершений, даже в дозоре он стоит на страже доброго. Его взгляд направлен в ту же сторону, что и у Ильи Муромца, и неслучайно: над русской землёй ходят чёрные тучи.

Несколько отстранённым от общего действа выглядит Алёша Попович. По своей молодости или по другой причине, он как будто витает в облаках, не замечая черноты туч. Как и его молодой хозяин, несколько расслабился под богатырём гнедой конь. Но это не повод для врага застать их врасплох: Алёша Попович хоть и молод да удал, к тому же, держит в руках верный лук наготове.

Сюжет картины повторяет любимое в русском народе число «три». Это символическое число в русском фольклоре: три попытки, три желания, три дня и три ночи, и вот теперь три богатыря. Если вспомнить те же русские сказки, то третья попытка в них всегда оказывалась счастливой. Три богатыря на картине Васнецова тоже говорят о непобедимости русских воинов. Внимательно разглядывая полотно, проникаешься чувством спокойствия, уверенности в том, что родная земля находится под надёжной защитой. Три крепких, сильных богатыря расположены на первом плане, их силе и мужеству доверяют не только родные холмы и долины, молодая еловая поросль под ногами, но и спокойно летающие за спиной орлы и ястребы.

Три богатыря картина. Васнецов В.М. «Богатыри» («Три богатыря»)

Васнецов В.М. «Богатыри» («Три богатыря»)

Зал 26

Картину «Богатыри» Виктор Васнецов создавал 23 года. Она была завершена весной в 1898 году и вскоре приобретена Павлом Третьяковым. На полотне размером 295,3 на 446 см почти в натуральную величину изображены три русских богатыря Илья Муромец (в центре), Добрыня Никитич (слева) и Алёша Попович (справа). Главная идея этого масштабного полотна – показать духовную мощь былинных героев, защитников Руси, ставших олицетворением силы русской земли. Выехав в поле, три богатыря внимательно всматриваются вдаль – не спрятался ли где-нибудь враг, не обижают ли слабого?

  • Самый сильный из них — Илья Муромец. Он даже не чувствует веса тяжелой палицы на его правой руке. Сила героя прекрасно сочетается с его доброй душой и открытым сердцем. Илья Муромец – это не выдуманный персонаж, записи о его подвигах встречаются в былинах XVII века. Позже он стал иноком Киево-Печерской лавры. Некоторые ученые отождествляют его со святым Илиёй Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в этом монастыре
  • Справа от него – Добрыня Никитич, мудрый и образованный воин. Меч наполовину уже вынут из ножен и воин готов к бою. Присмотритесь и вы заметите сходство былинного героя с внешностью художника Василия Васнецова
  • Справа – самый молодой богатырь, храбрый Алёша Попович, прототипом которого стал сын Саввы Мамонтова Андрей, умерший от простуды на 22-м году жизни.

Шлемы былинных героев, словно маковки русских церквей, символизируют благое дело — защиту родины. Художник мастерски передал мужество, а также внутреннюю и внешнюю красоту русского народа.

Маленькие ёлочки и сосенки перед героями олицетворяют преемственность поколений, связь героического прошлого с великим будущим русской земли.

Работа над картиной «Богатыри» радовала и воодушевляла Василия Васнецова. Живописное полотно стало выражением его героических идеалов и беззаветной любви к родине.

Интересные факты о богатырях. Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?


Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.

Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина «богатырь» («смелый», «герой-храбрец»). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.

О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.

Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных «богатырей». Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.

Картина В. М. Васнецова «Богатыри» ― эпическая песнь России

Именно здесь, в стенах Академии, в полной мере проявились и получили развитие его стремления к исконно русским сюжетам. В период учёбы он сотрудничает с различными книжными издательствами. За эти годы он создаёт более двухсот иллюстраций к народным сказкам и былинам. Во время поездки в Париж, в 1871 году, появляется первый эскиз, из которого родится картина «3 богатыря» Васнецова. Над своим будущим шедевром мастеру ещё предстояло трудиться почти три десятилетия. В письмах он рассказывает, что все эти годы, даже когда он работал над другими полотнами, образы трех витязей неотступно стояли перед глазами.

Картина «Богатыри» Васнецова — самая монументальная его работа. Кстати, и огромный размер полотна (три метра на пять) соответствует размаху замысла. Оно занимало всю стену в мастерской художника. Когда картина в 1896 году была представлена публике, пресса называла её «мощной эпической песней России, гимном её героическому прошлому». Картина «3 богатыря» Васнецова представляет своих героев в их былинных образах, но кроме этого, каждая деталь картины строго соответствует исторической достоверности. Одежда богатырей, их оружие, доспехи, а также лошадиная упряжь написаны по музейным образцам.

Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”

Во главе дозора стоит Илья Муромец – это самая большая фигура на полотне. Критики отмечают, что Илья получился лучше всего, и сам Васнецов считал так же.

Это – могучий непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем. Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей мощи. Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент.

Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина.

Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной.

Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое – монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.

Сочинение по картине Богатыри Три богатыря Васнецова 7 класс

Виктор Михайлович Васнецов русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее узнаваемым и известными произведением художника является картинка «Богатыри», над которой он работал около двадцати лет.

На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».

Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень. Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле. Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.

Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь. Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли. Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.

Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.

Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа. Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость. В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.

Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

Сочинение Три богатыря Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.

Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.

Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.

Пейзаж

Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и т.д.

На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие последних.


С картины буквально веет силой просторов и сочностью русской природы.

“Богатыри” – знаменитая картина, которая является очень символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской. Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами России. Его высочайшую художественную ценность признают во всем мире.

Следующая КультурологияИскусство — определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизни

Величие картины

Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.

Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.

Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.

Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.

«Гамаюн, птица вещая» (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала)

Это еще одна картина Виктора Васнецова, на которой изображен сказочный персонаж, позаимствованный из древних славянских легенд. В русской книжности Гамаюн – это вечнолетающая мифическая райская птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. В исполнении Васнецова картина дала толчок к развитию нового образа Гамаюна как вещей птицы.

Композиция подчеркнуто декоративна и изыскана: на тонкой ветви сидит фантастическая птица с женским ликом. По мнению критиков, картина получилась не совсем «васнецовской»: слишком фантастической и символистской, по стилю близкой к работам современников Виктора Васнецова, например, Михаила Врубеля или даже иностранных мастеров – Густава Климта и Альфонса Мухи.

Картина соответствовала своему времени, наполненному тревожными предчувствиями, и приобрела широкую известность с момента написания. В оперении птицы сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь (а вообще, использование багряно-красного цвета характерно для более поздних работ Васнецова).

Сейчас «Гамаюн, птица вещая» хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале.

Описание картины Васнецова «Богатыри»

На фоне широкой равнины, невысоких холмов вдалеке и пасмурного неба, среди жухлой травы и редкой молодой еловой поросли стоят как вкопанные три богатыря.

Это русские былинные герои:

  • Илья Муромец – центральная фигура – на огромном вороном коне. Могуч телом и крепок духом. С ладонью, приставленной ко лбу, зорко вглядывается в серую даль. В нём чувствуются спокойствие, уверенность, основательность и простота – богатырь из народа и особо им любим. На левом плече щит, в руке копьё – пока спокойно лежит на холке коня, но в случае опасности в мгновение будет готово к бою. С запястья правой руки свисает булава – грозное оружие в умелых руках. Илья Муромец в доспехах и шлеме – важна каждая деталь для сохранения жизни богатыря в случае схватки. Конь вороной под стать бесстрашному хозяину – косит глазом, налитым кровью. Сбруя – тяжёлая цепь — только так можно обуздать коня, сладить с ним.
  • Добрыня Никитич – на картине слева – на белом коне. Изящество кольчуги и драгоценное сияние алого щита говорят о знатном происхождении богатыря. Из былин известно, что это человек зрелый, степенный, обходительный. По возрасту он самый старший из персонажей картины. Рука с наполовину обнажённым мечом готова пустить его в ход в любой момент. Конь также схож характером с хозяином – чутко и внимательно принюхивается к ветру.
  • Алёша Попович – справа на картине – на низкорослой каурой лошади. Самый молодой богатырь, удалой весельчак и песенник, в походы возит с собой гусли — отчего бы на привале не спеть и не сыграть для души? Сметлив и ловок этот воин, горяч и стремителен в бою. Лук и стрелы всегда наготове. Рыжая лошадь Алёши Поповича, пощипывая траву, держит уши востро.

Богатыри в дозоре – оглядывают, всё ли в порядке на земле родной, нет ли беды где иль ворога лютого.

Что хотел сказать васнецов своей картиной Три богатыря. Сочинение по картине Васнецова Три богатыря; описание, кто изображен, характеристика трех богатырей

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году.

Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Обратите внимание

Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.

Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:

  • общее описание художественного полотна;
  • отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
  • описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.

Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.

В первой части сочинения н еобходимо дать подробный ответ : кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:

Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества.

Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток.

Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.

Умники и умницы

? с. 65 Виктор Васнецов. Богатыри

Найди в «Музейном Доме» репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Выдели с помощью рамки Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича

Кто из богатырей воплощает спокойную уверенность и силу? Кто — воинственность и решительность? А кто — предусмотрительность и осторожность? Соответствуют ли кони богатырей характерам своих хозяев? Пейзаж, который окружает богатырей, подчёркивает их сказочную природу или человеческую?

Художник Васнецов изобразил самых известных персонажей богатырского эпоса: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Все трое были воинами киевского князя Владимира Красное Солнышко. В центре — Илья Муромец, самый молодой — Алёша Попович. Богатыри спокойны, расслаблены, смотрят в разные стороны или ведут беседу друг с другом, шутят, смеются? (Нет. Илья Муромец, вглядываясь вдаль, держит копьё наперевес. В другой руке у него тяжелая булава. Добрыня Никитич вытаскивает из ножен меч и держит наготове щит, а Алёша Попович держит лук и стрелу. За спинами у Ильи и Алёши — щиты. Все трое, а также их кони смотрят в одном направлении: очевидно, они увидели врага и готовятся к бою.)

Кто из воинов выглядит самым настороженным, суровым? (Добрыня Никитич.) Прежде чем ответить на вопрос, кто из богатырей воплощает спокойную уверенность и силу, кто — воинственность и решительность, а кто — предусмотрительность и осторожность, внимательно рассмотрите лица воинов на овальных фрагментах справа от репродукции. Лицо Ильи открытое, уверенное

Он ждёт врага со спокойным достоинством. Кстати, он единственный, кто не держит ноги в стременах, а это значит, что Илья собирается дождаться врага на месте, не бросаться вперёд, но и не повернуть назад. Именно Илья Муромец воплощает спокойную уверенность и силу. Добрыня Никитич насторожен, его взгляд суров. Он с нетерпением ожидает начала сражения. Про Добрыню можно сказать, что он воинственный и решительный. Алёша же Попович смотрит вдаль с некоторым сомнением, он словно отодвинулся от Ильи и Добрыни; похоже, он считает, что сейчас необходим не открытый бой, а какая-нибудь военная хитрость. Пожалуй, именно он самый предусмотрительный и осторожный.

Характер каждого из богатырей находит своё продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит. Конь Добрыни замер, вскинув голову; кажется, что он готов в любой момент броситься вперёд. Его развевающаяся грива, вздёрнутая морда и звериный оскал говорят о том, что конь быстрый, сильный и непокорный. Под Ильёй спокойный и надежный «Бурушка косматенький». Сравните его с другими конями: он самый сильный, ноги его значительно толще, шея — мощнее, чем у других коней. В то же время конь Ильи косит глазом, это значит, что его что-то насторожило. Алёша Попович сидит на обыкновенном рыжем коне, который тише воды, ниже травы: он опустил голову вниз и готов подчиниться хозяину.

Теперь внимательно рассмотрите окружающий богатырей пейзаж. Он такой же сказочный, как и лес в картине Михаила Врубеля «Богатырь»? (Нет, это обычный степной пейзаж: полевые цветы и травы, низенькие степные ёлочки, невысокие холмы. Этот пейзаж подчёркивает, что перед нами не сказочные герои, а воины, существующие в обычном земном измерении. Их экипировка, позы, пейзаж за спиной свидетельствуют о том, что они — пограничный дозор, застава, что они призваны защищать родную землю.)

? с. 65 – 66Сергей Александрович рассказывает о двух предполагаемых циклах былин — киевском и новгородском. К его высказываниям можно добавить, что если Киев был оплотом военной силы, княжеской власти, то и былины киевского цикла воспевают мужественных воинов, рассказывают о событиях (исторических или не очень) при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Былины киевского цикла создавались не простым народом, а княжескими дружинниками (в народной памяти они лишь хранились), поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминается множество исторических мест.

Древний Новгород славился торговыми людьми, купцами, которые в храбрости и отваге не уступали прославленным воинам-богатырям. Главным «князем» Древнего Новгорода было народное собрание — вече, которое и принимало все решения о судьбе княжества; князя новгородцы приглашали лишь для ведения военных действий. Поэтому новгородские былины рассказывают большей частью о приключениях купцов, крестьян, гусляров и т. п.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

3.2 / 5 ( 4 голоса )

Описание 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох. В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати. На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч. Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

2, 3, 4, 7 класс


С этим читают