Ту-154

Алан-э-Дейл       01.03.2024 г.

Содержание

Место в строю гражданской авиации

Нельзя сказать, что советские средние магистрали не были обеспечены технически. На них трудились отличные машины: Ил-18, Ту-104 и Ан-10. У каждого из этих типов были свои достоинства. Ту-104 обладал высокой скоростью, унаследованной им от прототипа – бомбардировщика Ту-16. «Ильюшин» был потрясающе надежным. Салон Ан-10 имел большую ширину, а верхнее расположение крыла гарантировало удобство посадки и высадки пассажиров. Об экономии топлива в середине шестидесятых конструкторы думали нечасто, только в аспекте практической дальности. Анализ летно-технических данных основных типов эксплуатируемых лайнеров приводил к мысли об их замене единым образцом, сочетающим все их положительные черты. Унификация имела и еще один плюс: упрощались техническое обслуживание, ремонт, профилактика и обучение пилотов. Таким образом, Ту-154 уже на этапе концептуального замысла был исключительно гражданской машиной с высокими эксплуатационными и летными характеристиками.

Пассажирский Самолет «Ту-154»

Советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер — Ту-154. Самолет предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Самолет имеет 13 модификаций. Самый массовый советский пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности. Первый полёт совершил в 1968 году. Разработан в конструкторском бюро Туполева.

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом, Т-образным оперением с переставным стабилизатором и задним расположением трёх двигателей и ВСУ. Силовая установка представлена тремя двигателями, установленными в хвостовой части самолёта. Шасси лайнера имеет три стойки. Экипаж обычно состоит из 4 человек. Пассажирский салон самолёта способен разместить от 150 до 180 пассажиров. Количество посадочных мест и варианта компоновки салона зависит от модели самолёта.

Технические характеристики авиалайнер — Ту-154

Технические характеристики авиалайнер — Ту-154

Длина — 47 м. Размах крыла — 37 м. Площадь крыла — 201,5 202 м². Высота — 11,4 м. Диаметр фюзеляжа — 3,8 м. Ширина салона — 3,6 м. Высота салона — 2. Максимальная взлётная масса — 98-100 т. Максимальная посадочная масса — 78 т. Масса пустого 51 т. Коммерческая нагрузка — 18 т. Запас топлива — 39,8 т. Расход топлива — 6200 кг/час. Количество пассажиров 152—180 человек. Крейсерская скорость — 900 км/ч. Максимальная скорость 950 км/ч. Максимальное число — 0,88 м. Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой — 2650 км. Длина разбега — 2300 м. Длина пробега — 2200 м. Высота полёта — 11 100 м. Потолок — 12 100 м. Экипаж — 4 человека. Двигатели 3×10 500 кгс НК-8-2 3×11 000 кгс Д-30КУ-154

25 декабря 2021 года Самолет Ту-154Б-2 RA-85572 223, летного отряда Министерства обороны, направлявшийся из подмосковного аэропорта «Чкаловский» в сирийский город Латакия. Совершив посадку с дозаправку в аэропорту Адлера, через 2 минуты после взлета, пропал с радаров, упав в черное море. На борту находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военнослужащих от капитана до генерал-лейтенанта, 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять представителей российских телеканалов, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка и двое федеральных госслужащих. Все находящиеся в самолете погибли. Минобороны позднее сообщило, что причиной катастрофы является ошибка командира воздушного судна, нарушение пространственной ориентировки.

3 января 1994 года Крупная авиакатастрофа произошла с Авиалайнером Ту-154М, авиа, совершавший рейс по маршруту Иркутск-Москва, но через 3,5 минуты после взлета у него загорелся двигатель №2. Пилоты развернули лайнер обратно на Иркутск, но он потерял управление и рухнул на молочную ферму в селе Мамоны в 15 километрах от аэропорта Иркутска. Погибли все на его борту 124 человека и 1 человек на земле, еще 1 человек на земле получил ранения.

8 марта 1988 года Террористический захват самолета Ту-154 произошел семейным джазовым ансамблем «Семь Симеонов», состоящий из членов семьи Овечкиных, с целью побега за границу. Теракт спровоцировал крупный скандал в период следствия с вопиющими фактами, наглядно вскрывшими, слабую подготовку антитеррористических и правоохранительных органов СССР.

История создания

Работа началась в 1963-ем году. Поручили ее конструкторскому бюро Туполева. Параллельно ему трудиться начали и в бюро Ильюшина, но его проект в итоге не приняли. Будущий Ту-154 рассматривали как прямого конкурента американского “Боинга-747”. И тут не обошлось без политики и желания утереть носу идеологическому противнику.

После многочисленных предложений, как принятых, так и откинутых, различных технических решений и конструкторских инноваций к 65-ому году сформировалось примерное видение того, как будет выглядеть самолет. В августе 65-го бюро Туполева окончательно утвердило в качестве разработчиков замены нынешнему поколению авиалайнеров постановление Совета Министров СССР.  Были согласованы технические характеристики самолета, его размеры, грузоподъемность и так далее. В декабре того же года экспертная комиссия посетила макетную презентацию Ту-154, и осталась довольной. Первый образец для испытаний должен был сойти с конвейера весной 67-го года. Также самолет от прошлых моделей авиалайнеров отличало то, что это была первая модель самолетов подобного класса, в основе которой не лежал переделанное военное воздушное судно.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Несмотря на первоначальные планы, первые Ту-154 появились только в 68-ом году, в количестве двух экземпляров. Первый предназначался для летных испытаний, второй проходил статистические проверки в закрытой лаборатории.

Впервые в воздух самолет поднялся 3-го октября того же 68-го. Полет прошел нормально, и его продолжили тестировать дальше, на ходу дорабатывая и исправляя недочеты. Базовые испытания закончились в январе 71-го. Спустя полгода, в июне, стартовали Государственные испытания, которые длились семь месяцев.

Также, как бы между прочим, Ту-154 успели продемонстрировать в Ле Бурже, во время выставки авиационных достижений

Там он привлек внимание прессы своими высокими летными характеристиками, которые по многим параметрам превосходили лидера пассажирских перевозок тех времен “Боинг-747”. Имея за плечами подобный успех, не удивительно, что и по окончанию Государственных испытаний комиссия осталась довольна

Важные исторические моменты

Основная цель, которую преследовали конструкторы при разработке авиалайнера, была связана с необходимостью замены таких моделей, как Ан-10, Ту-104 и Ил-18. ОКБ тщательно занималось этим вопросом, ведь стране нужен был новый, модернизированный лайнер по своим параметрам, не уступающий американскому прототипу Боинг-727. Хотелось бы отметить следующие знаковые события из истории Ту-154:

  • в 1966 году создан первый экземпляр самолета опытного характера;
  • первый полет пришелся на 3 октября 1968 года, а в следующем году он был представлен на всемирно известной выставке авиасалона Лэ-Буржэ;
  • изначальное использование было связано с перевозкой почты из столицы в разные города, а начиная с 1972 года был переведен в состав известного авиаперевозчика «Аэрофлота» и использовался для пассажироперевозок местного значения. Немного позже переведен на рейсы международного уровня;
  • начиная с 1975 по 1984 год включительно был неоднократно модифицирован. Например, была замена двигателя на более мощный, увеличена взлетная масса;
  • в этом же 1984 году определенное количество «Тушек» было переделано. Одни в количестве 9 штук — в грузовые воздушные судна, другие (5 штук) — в лаборатории в связи с проводимыми испытаниями космического челнока, третьи (2 единицы) — в авиасудна, ведущие всесторонний контроль за деятельность стран СНГ и НАТО.

Салон Ту-154

Утерянные возможности

Существуют две главные причины, по которым последим пристанищем этого выдающегося и любимого — как пилотами, так и пассажирами — самолета в ближайшие годы станет только игровой компьютерный симулятор. Ту-154 расходует слишком много топлива, а парк его изрядно поизносился. К сожалению, в то время, когда вполне возможна была модернизация лайнера (его даже успешно оснащали силовой установкой, работающей на сжиженном газе), страна испытывала огромные трудности, связанные с распадом СССР. Новые самолеты практически не строились, а старые эксплуатировались не всегда качественно. Сегодня время упущено, возобновлять производство старых типов бессмысленно. Настает эпоха лайнеров нового поколения.

Конструкторские особенности Ту-154М

Самолет обладал повышенной тяговооружонностью — 0,36. Для сравнения у Boeing 727-200 значение колебалось от 0,20 до 0,26. Избыток тяги не случаен. Решение позволяло эксплуатировать лайнер в высокогорье, при жарком климате и на взлетно-посадочных полосах от 1500 метров. Шасси с двухкамерными газомаслянными амортизаторами позволяли осуществить посадку на ВВП 2 категории и выдерживало многократные перегрузки. Для полета на высоте 11 000 — 12 000 км площадь крыла приняли 180 кв. м (Boeing 727 — 145 кв. м). Благодаря снижению удельной нагрузки на крыло (Ту-154 — 472 кг/кв. м; Boeing 727 — 602 кг/кв. м) получилось уменьшить топливные расходы самолета.

Авиалайнеры пользовались популярностью в Европе. Самолет был таким же экономичным по расходу топлива как зарубежные аналоги, но превосходил конкурентов в плане комфорта и безопасности. В капиталистических странах во главу всегда ставилась коммерческая прибыль. При разработке Ту-154 инженеры СССР в приоритет ставили безопасность. Именно по этой причине на авиалайнер устанавливалось 3 двигателя. Для уменьшения шума двигателей и снижения риска возгорания при аварийной посадке была разработана уникальная хвостовая часть самолета.

Ту-154 имел возможности для дальнейшего совершенствования. Так стали появляться версии:

  • Ту-154А. Модификация с двигателями увеличенной тяги НК-8-2У.
  • Ту-154Б. Авиалайнер с усиленной конструкцией планера для увеличения времени эксплуатации. Существовали версии с индексами 1 и 2 для сезонных режимов эксплуатации и повышенного количества пассажиров.
  • Ту-154М. С целью уменьшения расхода топлива самолеты стали компоновать двигателями Д-30КУ, а потом Д-30КУ-154. Двигатель обладал низким удельным расходом топлива — 0,69 кг/кг.ч. Двигатель JT8D-15A, разработанный для Boeing 737 в США расходовал 0,73-0,779 кг/кг.ч. Конструкторы уменьшили взлетную тягу на 500 кгс добавив тем самым больше надежности моторам. Для установки силовых агрегатов потребовалось переделать хвостовое оперение под новые герметичные мотогондолы. С целью улучшения маневренности изменены внутренние закрылки крыла.
  • В конце 80-ых на авиалайнеры стали устанавливать навигационный комплекс Жасмин. Оборудование позволяло управлять самолетом в режиме автопилота.
  • Ту-155/156. Уникальная разработка впервые поднялась в воздух в 1988 году в конфигурации с одним газовым двигателем и двумя обычными. На версии 156 силовые установки работали на газе, а на 155 газом пользовался двигатель № 3. Топливо в самолете хранилось при низких температурах в жидком виде. Ту-156 — это первый в мире самолет на жидком газе с использованием криогенного способа хранения топлива.

Ту-154 — единственный самолет способный летать к арктическим широтам без риска для авиалайнера. Часто использовался исследователями для этих целей.

Обзор салона самолета

Взглянув на фото салона Ту-154, можно легко убедиться в том, что он стал намного комфортней, чем в первом советском реактивном самолете Ту-104. Каждый ряд состоит из шести кресел, которые разделяет проход. Каждый блок включает в себя три пассажирских сиденья, перемещающихся при помощи специальных блоков. Таким образом можно изменять параметры шага кресла, размещая их в зависимости от классификации салона.

Салон Ту-154

К услугам пассажиров лайнера система индивидуального освещения и климатического контроля. Сверху от крайних боковых рядов находится ряд багажных полок, которые отличаются высокой вместимостью. Поскольку конструкция летательного аппарата сегодня считается несколько устаревшей, внутри салона не предусмотрены розетки и доступ к Wi-Fi.

Схема салона

Салон самолета Ту-154 подразделяется на две части, соединенных между собой вестибюлем и кухней-буфетом. В двух отсеках способны разместиться до 158 пассажиров. Однако конструкторами были предусмотрены съемные кресла, позволяющие снизить либо увеличить количество человек на борту. Возле кабины пилотов начинается бизнес-класс, оборудованный более комфортными креслами с расширенным расстоянием друг от друга.

Эконом начинается сразу после бизнес-класса. Отличается узким проходом и менее комфортабельными условиями полета. Схема салона в одноклассовой компоновке предполагает возможность размещения 166 пассажиров. В трехклассовой компоновке 12 кресел отводится под бизнес-класс, 104 места под эконом и 18 мест под класс комфорт.

Расположение лучших мест

Схема салона пассажирского самолета варьируется в зависимости от разделения на классы. Самые удобные места в бизнес-классе, по мнению заядлых путешественников, находятся во 2-м и 3-м рядах, и расположены возле иллюминаторов. 1-й и 4-й ряд считаются менее комфортными, поскольку отделены от класса эконом и туалетной кабины небольшой перегородкой. Лучшие места в экономклассе находятся с 11-го по 19-й ряд. Наименее удачные места — в 28-м ряду. Пассажиры, занявшие кресла в нем, зачастую жалуются на очереди в туалет, возникающие почти сразу после взлета.

История создания[править | править код]

Разработка самолёта Ту-154, предназначавшегося для замены Ту-104 и Ил-18, началась в году под руководством главного конструктора С. М. Егера.
Первый опытный экземпляр построен в году.
Первый полёт состоялся 3 октября года (командир корабля Ю. В. Сухов).
В году в Куйбышеве началось серийное производство под обозначением Ту-154А.

Ту-154М АК Пулково

В мае 1971 года самолёт начал использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.
На трассы «Аэрофлота» лайнер вышел в начале года.
Свой первый регулярный рейс Москва — Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля года (командир корабля Е. И. Багмут).

В период с по самолёт модернизировался, и взлётная масса была доведена с начальных 94 до 98 тонн.
Новая машина получила наименование Ту-154Б-2.
В году в серийное производство поступила модификация Ту-154М (первоначально Ту-164), созданная под руководством А. С. Шенгардта.
На этой машине были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ П. А. Соловьёва.
Самолеты этой модификации имеют максимальную взлетную массу от 100 до 104 тонн.

Первые заморские путешествия

Экономическая свобода, появившаяся в Советском Союзе на волне перестройки, привела к открытию собственных международных рейсов из Новосибирска. Сначала это были крупные чиновники и промышленники региона, выезжавшие на международные выставки в самом начале 1990-х. Затем предприниматели, которые хотели что-то купить за рубежом подешевле, чтобы продать дома подороже. Здесь веер полетов Ту-154 из Новосибирска был широк: Китай, Турция, Греция, Эмираты, Пакистан, Индия, Сирия… Через несколько лет, появились и просто рейсы для отдыха на море, в том числе в Болгарии и на Кипре. По пути Ту-154 приходилось садиться на дозаправку, как правило, в Сочи.

Начиная с 1992 года самолеты Ту-154М стали пользоваться большим спросом в Иране. В это время серьезно упал пассажиропоток внутри России. За 10 лет иранской программы там побывали все семь собственных Ту-154М из Толмачево. На них новосибирские экипажи перевозили иранских пассажиров как внутри страны (короткие расстояния, по несколько взлет-посадок в день), так и в различные города Ближнего Востока и Европы.

Их осталось мало

Сегодня эту машину, столь известную и узнаваемую в прошедшие четыре десятилетия, можно увидеть в небе все реже. Известно, что, по состоянию на начало 2014 года, мировой парк Ту-154 насчитывал всего восемь десятков экземпляров. Таким образом, вероятность стать пассажиром «большой Тушки» становится все меньше, но она и сегодня не равна нулю. Несколько российских авиакомпаний продолжают эксплуатировать машины, ресурс которых еще не исчерпан. Сто экземпляров законсервированы в летном состоянии.

Уровень комфорта этого лайнера вполне укладывается в современные представления, особенно с учетом того, что продолжительность рейсов нечасто превышает час-полтора.

Кабина Ту-154

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Конструкция самолета

Конструкция Ту-154 выполнена в форм-факторе планера с низким расположением крыла, которое отличается перманентной стреловидностью. Т-образное оперение оснащено переставным стабилизатором, в хвостовой части находятся три двигателя: два с боков корпуса и один в хвосте с форкилевыми воздухозаборниками. Крыло реализовано в виде трехлонжеронного кессона, центроплан которого обладает двумя отъемными частями. Передняя кромка расположена поверх задней, на ней находятся трехщелевые закрылки и предкрылки. Центроплан в среднем сегменте крыла оснащен интерцепторами.

Конструкция Ту-154

Самолеты Ту-154 отличаются превосходной механизацией крыла, что позволяет им экономично расходовать топливную смесь и развивать показатели скорости, необходимые для посадочных и взлетных режимов. Трехопорное шасси убирается в гондолы. Управление двухопорным шасси в передней части летательного аппарата осуществляется при помощи специальных педалей, которые находятся в кабине пилота. На самолетах Ту-154Б и следующих за ними модификациях для управления шасси предусмотрена рукоять, расположенная на консоли слева от главного пилота.

Самолет Ту-154М оснащен современным пилотажным комплексом, удовлетворяющим всем требованиям, выдвигаемым Евроконтролем и ИКАО. Спутниковая навигационная система этого самолета сопряжена с системой TCAS, предупреждающей столкновение летательных аппаратов в воздушном пространстве. Кабина вмещает двух пилотов, бортинженера и штурмана. В зависимости от модификации она может быть рассчитана на трех членов экипажа. Допустимая вместимость пассажирского самолета Ту-154 составляет до 180 человек. Максимальная взлетная масса самолета — 104 тонны.

Ту-154

Манипуляции предкрылками и стабилизаторами осуществляются посредством электроприводов и гидравлической системы, позволяющей убирать и выпускать также закрылки и интерцепторы. Гидравлические усилители задействованы в управлении элеронами, рулями направления и высоты. Воздушное судно оснащено системой, противодействующей его обледенению и климатическим контролем, функционирующим благодаря исправной работе мощных силовых агрегатов.

Габариты

Длина самолета Туполев-154 — 48 метров, высота — 11,5 метров. Размах крыльев летательного аппарата — 37,5 метров, площадь крыла составляет 201 кв.м.

Габариты Ту-154

Кабина

Кабина рассчитана на четырех членов экипажа, включая бортинженера, штурмана, главного и второго пилота. Начальный проект был ориентирован на трехместную кабину, в которой не было места для штурмана. Неприятные инциденты, такие как сбой ориентирования, выявленные в результате испытаний, вынудили конструкторов на внедрение дополнительных мест, в том числе для пятого члена экипажа, такого как бортрадист или инспектор. Внутри кабины размещены также: щитки, боковой и средний пульты и несколько приборных досок. Кабина остеклена четырьмя верхними, двумя боковыми, тремя лобовыми стеклами и сдвижными форточками.

Кабина Ту-154

Показатели вместимости пассажиров варьируются в зависимости от дальности перелета и загруженности грузового отсека. Минимальное количество мест на борту составляет 128, максимальное — 164. Левый борт фюзеляжа оснащен тремя люками, два из которых предназначены для посадки пассажиров, одна дверь является служебной. В правом борту предусмотрен люк запасного выхода. Заполнение багажного отсека осуществляется посредством двух открывающихся во внутреннюю часть фюзеляжа люков, сдвигающихся в разные стороны.

Подобнее о самолете

Свой первый взлет выполнил в начале октября 1968 года. В период с 1970 по 1998 год осуществлялся серийный выпуск модели, в течение которого произошло несколько этапов модернизации. В истории отмечен наиболее короткий рейс, составлявший около 190 км от Ташкента до Намангана, и один из самых длинных — более 5 тыс. км от Москвы до Якутии (Нерюнгри). Самолету были присущи индивидуальные особенности:

  • сложность с точки зрения массовых пассажирских перевозок;
  • обслуживание требовало высококвалифицированного персонала как летного, так и наземного;
  • заднее расположение двигателей создает условия для снижения шума в салоне и дает возможность разворота в случае их отказа. При этом появляются проблемы, связанные с работой стабилизаторов и самих двигателей, когда возникает большой угол атаки и задняя центровка, что в целом приводит к развитию помпажа и полному отказу двигателей бокового и среднего расположения, потом к потере эффективности рулевого регулирования высоты. Все эти сбои не раз создавали условия для катастроф, которые сопровождались плоским штопором и отсутствием возможности выхода из данного положения.

Кабина самолета Ту-154

Случаи бывали разные

В реальной жизни возникают порой ситуации, которые не может смоделировать ни учебный, ни игровой симулятор. Ту-154 за годы эксплуатации побывал в разных переделках. Этому самолету довелось столкнуться с американским летающим танкером и совершить посадку с поврежденной плоскостью (авиабаза «Манас», 2006). В другом случае при посадке, заметив снегоуборочные машины, пилот сумел приподнять машину и под углом, на одной стойке шасси, миновать смертельную опасность. Большую известность получил эпизод с посадкой лайнера с полностью обесточенной бортовой системой на заброшенном летном поле (Ижма, 2010). Правда, и тогда имел место человеческий фактор. Бортинженер, не заметив, что один из четырех аккумуляторов вышел из строя, подключил его в общую цепь, вызвав короткое замыкание. Спасти самолет и пассажиров удалось благодаря высочайшей квалификации, смелости и находчивости пилотов Ту-154. Посадка прошла жестко, но обошлась без жертв. К сожалению, не все инциденты оканчивались так благополучно.

Предок МС-21: почему Ту-154 так важен для российского авиастроения

Ровно полвека назад, 3 октября 1968 года, состоялся дебют легендарного Ту-154. Этот самолет многократно становился настоящим рекордсменом: среди лайнеров отечественного производства он перевез самое большое количество пассажиров, его производство продолжалось до 2006 года, и по сей день полсотни Ту-154 продолжают успешно эксплуатироваться.

В семидесятые годы «Аэрофлот» одновременно использовал три среднемагистральных лайнера: Ту-104, отличавшийся высокой скоростью, неприхотливый к взлетно-посадочным полосам Ан-10 и наиболее экономичный из всех советских пассажирских самолетов Ил-18. Необходимость унификации воздушных перевозок назрела давно.

Считается, что на создание нового авиалайнера Никиту Хрущева вдохновила увиденная им французская турбореактивная «Каравелла». В Москве Генсек собрал всех представителей ведущих конструкторских бюро и поставил цель дать должный ответ СССР на западный вызов. Выяснилось, что подходящие наработки имеются в КБ конструктора Туполева:

Мы только что запустили в серийное производство на Харьковском авиазаводе прекрасный самолет Ту-124. У него двигатели находятся в корне крыла. Я перенесу их на хвост, и вот Вам наша «Каравелла

Хрущев дал добро, и началась работа над среднемагистральным лайнером под рабочим названием Ту-124А. Новый самолет должен был сочетать в себе все сильные стороны предшественников: скорость Ту-104, экономичность Ил-18 и неприхотливость Ан-10. При этом он должен был вмещать в полтора раза больше пассажиров, чем Ту-104.

Получившийся самолет обладал прекрасными характеристиками для своего времени. Его крейсерская скорость составляла 950 километров в час, лайнер был устойчивым и прекрасно управлялся. Ту-154 с перенесенными на хвост двигателями был очень надежным, благодаря тройному дублированию систем управления. Даже в случае отказа двух из них, лайнер мог уверенно доставить пассажиров в аэропорт. При этом Ту-154 был красив и изящен. После оптимизации компоновки пассажирского салона был снижен расход топлива на перевозку одного человека, что сделало советский лайнер самым прибыльным и массовым. Также была создана грузовая версия Ту-154С.

Технические решения Ту-154Б быль столь хороши, что американский «Боинг» не устоял и приобрел у советского конкурента права на использование шасси с шестиколесной трехосной тележкой. Благодаря ему кардинально снижалась нагрузка на взлетно-посадочную полосу. Стоит отметить, что на основе Ту-154 советские инженеры отрабатывали самые передовые технологии. Например, именно этот лайнер стал прототипом «Бурана», и на нем тестировались системы управления и посадки космоплана. Более того, на Ту-154 отечественные конструкторы экспериментировали с альтернативными видами авиатоплива – СПГ и сжиженным водородом. Летающая лаборатория получила название Ту-155. Первый полет на водороде в качестве топлива был осуществлен в 1988 году. А в следующем 1989 году – уже на метане. На советском Ту-155 СССР установил 14 мировых рекордов.

Интересно, что заслуженный ветеран продолжает уверенно эксплуатироваться по сей день, в том числе, российскими военными. По некоторым данным, Китай использует советские лайнеры в качестве самолетов военной разведки. Ту-154 – это живое свидетельство высоты конструкторской мысли и производственной мощи СССР.

Сегодня в качестве преемника Ту-154 называют среднемагистральный лайнер МС-21.

Модификации Ту-154

Модификации Ту-154 обладают отличиями в области летно-технических характеристик и прочих показателей. К примеру, вариация Ту-154А оснащена дополнительными топливными баками и аварийными выходами. Изменения коснулись ряда аэродинамических свойств, взлетной массы и других параметров. С 1969 года увидели свет следующие модификации летательного аппарата:

  1. Ту-154С. Имеет дополнительный грузовой люк и специальное грузовое оборудование. Для размещения грузов предусмотрено 9 поддонов, закрепляющихся при помощи швартовочных сеток. Кабина экипажа защищена барьерной сеткой.
  2. Ту-154М-100. Модификация отличается увеличенным до 104 тонн взлетным весом, обновленным интерьером и системой спутниковой GPS-навигации. Вес пустого воздушного судна удалось снизить на 0,5 тонны.
  3. Ту-154ЛЛ. Модификация представляет собой летающую лабораторию с измененной системой управляемости и устойчивости. Задняя часть летательного аппарата подверглась инновациям, в результате которой получила дополнительное усиление. В качестве тормозов могут быть задействованы интерцепторы.
  4. Модификация Б-2 выпускалась до 1986 года, рассчитана на 180 пассажиров. Были заменены тормозные механизмы, колеса шасси и ряд других элементов и узлов.

Глубокой модернизацией Ту-154Б считается самолет с индексом «M», оснащенный экономичными силовыми агрегатами и навигационно-пилотажным комплексом «Жасмин». Конструкторы внесли ряд улучшений в аэродинамические свойства фюзеляжа и крыльев, благодаря чему значительно повысились показатели дальности перелетов. Вместо трехщелевых закрылок, в модели используются двухщелевые. Вариация была в серийном производстве вплоть до 2012 года. На сегодняшний день эксплуатация лайнера считается экономически нецелесообразной, что заставило отказаться от него такие крупные компании, как «Аэрофлот» и «S7 Airlines». Авиаперевозчики «Алроса» и «Utair» продолжают его эксплуатацию.

В начале пути

Рождался лайнер в московском КБ им. Туполева. Первый его полет состоялся в октябре 1968 года. В мае 1971-го в Толмачево было объявлено о начале почтово-грузовых рейсов новейшего воздушного судна по маршруту «Москва — Новосибирск — Иркутск». Это были еще эксплуатационные испытания. На тот момент все магистральные рейсы базового Толмачевского авиаотряда выполнялись на самолетах Ту-104 и Ил-18. Оба они значительно проигрывали новому лайнеру как в пассажирском комфорте. Ту-104 имел уже недостаточную дальность, а Ил-18 заметно отставал в скорости.

Летом 1974 года первыми в России (РСФСР) после москвичей толмачевцы получили свой базовый Ту-154. Уже в августе лайнер приступил к полетам в Москву (Домодедово). Новые самолеты стали поступать в Новосибирск небольшими партиями. В первый же год география полетов лайнера постепенно расширялась: Ленинград, Сочи, Симферополь, Минводы, Хабаровск. Открытие каждого нового направления на том этапе сопровождалось репортажами и новостями в местных газетах.

История создания Ту-154

История самолета Ту-154 начинается в 1963 году, когда главному конструктору ОКБ «Туполева» Егеру С. М. было поручено разработать прототип летательного аппарата, который сумел бы составить конкуренцию самолету Boeing-727. Машина была собрана на платформе реактивных Ту-16, Ту-95 и Ту-114, однако основным предназначением Ту-154 являлась авиаперевозка гражданских лиц. Первая версия пассажирского самолета называлась Ту-104Д, в СССР она сошла с конвейера в начале 1963 года.

Егер Сергей Михайлович

Чертежи Ту-154 создавались на платформе Ту-104, однако инженеры решили изменить хвостовую часть и внести ряд корректив в конструкцию кабины и силовых агрегатов, сохранив при этом остальную часть фюзеляжа и оставив практически неизменными крылья. Для того чтобы обеспечить нормальную работу главного силового агрегата, угол входной части его воздухозаборников был изменен по отношению к вертикальной оси.

История создания пассажирского лайнера получила свое логическое продолжение в 1965 году, когда конструкторское бюро Туполева сумело предложить наилучший проект самолета, соответствующего тактико-техническим требованиям МГА. Первый полет самолета Ту-154 должен был состояться в марте 1967 года, однако по ряду причин авиалайнер впервые поднялся в воздух осенью того же года. Впервые за всю практику пассажирского отечественного самолетостроения было решено прибегнуть к использованию необратимой бустерной системы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.