Андрей николаевич туполев

Мечта взлететь в небо

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово в дворянской семье. Свое дворянское происхождение он тщательно скрывал на протяжении многих лет. Его отец был выходцем из сибирских казаков и работал нотариусом. Мать была из семьи судебного следователя. Андрей был шестым ребенком в семье, поэтому предоставленный сам себе часто мастерил игрушки. Еще в школе мальчишка стал продавать сделанные им деревянные кораблики, чтоб накопить на поездку по России.


Знаменитый конструктор

Андрей обучался в Тверской гимназии, где серьезно увлекся точными науками и техникой. В 1908 году Туполев успешно сдал экзамены и прошел сразу в два института, но в итоге выбрал Императорское Московское техническое училище. Во время обучения в училище его сердце покорила аэродинамика. Он даже вступил в специальный воздухоплавательный кружок, в котором проявил необычайные способности и в скором времени стал любимым учеником учителя.  На этом кружке он соорудил свой первый планер и сообщил, что совершит на нем полет над Лифортовским парком. Собралось множество народу, репортеры фотографы. Человек, что разгонял планер, побежал и Туполев взлетел. После этого небо запало в его душу на всю жизнь.

А вы видели самолеты Туполева в живую?

ДАНЕТ

В 1911 году Туполев прервал свою успешную учебу и начал участвовать в студенческих волнениях. Он раздавал анимационные листовки, за что был задержан и отправлен в свое родное село под просмотр полиции. Только в 1918 году перед началом Первой мировой войны он смог вернуться в Москву и продолжил свое обучение в училище.

Серьезная конструктивная деятельность Туполева берет начало с 1920-х годов. Его первым легким самолетом стал АНТ-1 смешанной конструкции. В 1924 году Андрей создал первый цельнометаллический самолет АНТ-2, который был сооружен из кольчугоалюминия. Чтоб получить необходимый материал, Туполев специально поехал в плавильню и лично руководил процессом плавки.  На тот момент, помимо самого Туполева, в конструировании самолета участвовало всего 12 человек.

Также под руководством Туполева был построен первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3. Именно на этом самолете на протяжении трех дней смогли облететь множество европейских столиц. Этот полет стал легендарным.

С моделью самолета в руках

В 1929 году благодаря работе Туполева была достигнута новая вершина. Самолет АНТ-4 без посадок смог пересечь Тихий океан и приземлился в Америке. Самолет смог пролететь 21242 км и стал отличным доказательством того, что осуществление беспосадочных перелетов возможно. Это повторно доказали долгие перелеты в 1937 году на АНТ-25.

Самолетостроение

В 1925 году увидел свет первый самолет Андрея Туполева ТБ-1. Он был цельнометаллическим и оснащенным двумя моторами. Отличался высокими летными данными и сразу получил статус одного из лучших бомбардировщиков в мире.

Однако на этом авиаконструктор не остановился и к 1932 году усовершенствовал свое изобретение, создав тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Он прославился тем, что на нем была произведена транспортировка экспедиции на Северный полюс. В промежутке между выпусками ТБ-1 и ТБ-3 Туполев успел получить звание Героя Труда и первый из двух орденов Трудового Красного Знамени.

В том же 1932 году Туполев выступил руководителем при конструировании цельнометаллического свободнонесущего однодвигательного низкоплана АНТ-25, другим названием которого было РД, что переводилось как рекорд дальности. Уникальность машины состояла в сужении и очень большом удлинении его крыльев. Это позволило максимально повысить аэродинамическое качество. Но добиться этого прорыва было нелегко – пришлось сделать множество теоретических выкладок и многократных продувок прежде, чем консоль получилась легкой и при этом достаточно прочной для того, чтобы выдержать вес горючего.

Через год после разработки Туполев получил первый из своих восьми орденов Ленина, второй – Красного Трудового Знамени и единственный Красной звезды. Уже в 1934 году начались сверхдальние перелеты АНТ-25 и появился агитационный восьмимоторный самолет модели «Максим Горький». Он имел полезную площадь, превышающую 100 квадратных метров, и мог вместить 60 пассажиров. Другими агитационными самолетами были «Правда» и «Родина».

Всего за время работы в институте Андрей Николаевич руководил разработками множества бомбардировщиков, разведчиков, истребителей, пассажирских, транспортных и морских самолетов, а еще аэросаней, торпедных катеров мотоустановок и элементов дирижаблей.

Семья

Академик Туполев был женат на Юлии Николаевне, девичья фамилия которой была Желчакова. Познакомились будущие супруги в госпитале, организованном в высшем училище. Оба после прохождения медицинских курсов занимались сестринским делом. В связи с этим над Туполевым по-доброму подшучивали и даже дали звание «старшей медсестры третьего этажа».


Супруги прожили вместе 62 года, у них родилась дочь, которую также назвали Юлией. Она стала заслуженным врачом Российской Федерации и лично лечила отца. Вышла замуж Юлия за Владимира Михайловича Вуля – ведущего конструктора бюро Туполева. Сын Туполева Алексей пошел по стопам отца и также стал известным советским авиаконструктором.

Награды и звания

  • трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
  • Герой Труда (1926)
  • восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
  • орден Октябрьской революции (26.04.1971)
  • орден Суворова II степени (19.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927; 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.08.1933)
  • орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
  • медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
  • другие медали
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
  • Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
  • Сталинская премия (?) степени (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
  • Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
  • премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Личная жизнь

Успешной работе конструктора способствовали надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Андрей Николаевич впоследствии назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.

Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.

Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений. В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.

Андрей Туполев и жена Юлия / ТАСС

Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с которым внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.

Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в КБ отца в качестве конструктора и разработал хвостовую деревянную законцовку фюзеляжа для Ту-2, а в последние годы существования Советского Союза руководил кафедрой аэродинамики летательных аппаратов в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов – Туполев – Тихонов» на выборах в Государственную думу.

Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас возглавляет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев». Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.

Обвинение и арест

Успешные опыты в биографии Андрея Туполева прервались в 1937 году, всего через год после получения им ордена «Знак Почета». В это время его и ряд других специалистов института обвинили в создании вредительской организации под названием «Русско-фашистская партия» и контрреволюционной деятельности, целью которой была передача чертежей иностранной шпионской сети. За этим последовали аресты, и через 3 года Военная коллегия Верховного Суда СССР объявила Туполеву приговор в виде отбывания наказания в исправительно-трудовом лагере на срок 15 лет, поражении в правах на 5 лет и лишении всех государственных наград.

Возможной причиной обвинения послужила поездка Туполева в США через Францию в качестве руководителя делегации совместно с начальником института Николаем Харламовым. Однако инициатива исходила не от Андрея Николаевича. Он отправился в Америку на закупку оборудования и лицензий после его назначения первым заместителем и главным инженером Народного комиссариата оборонной промышленности. На новую должность он был рекомендован Наркомом Григорием Орджоникидзе.

Во Франции был произведен осмотр местных продуктов авиапромышленности, в частности авиамоторов. Встреча с французами прошла успешно, тем более что Туполев разговаривал на их языке. Но поездка в США оказалась менее плодотворной. Сначала возник скандал в связи с неправильным размещением заказов. Авиаконструктор Андрей Туполев под влиянием эмигрировавшего в Америку Александра Прокофьева-Северского отказался от услуг консалтинг-торговой фирмы АМТОРГ. Другим камнем преткновения оказалось то, что в служебную командировку он взял с собой жену Юлию, которая была далека от авиационной промышленности.

По результатам поездки были закуплены лицензии на строительство самолетов, которые были очень сложными в производстве, и истребителей, не соответствующих нормам прочности. И только благодаря советскому авиаконструктору Владимиру Петлякову была приобретена лицензия на производство действительно современного и обладающего хорошими характеристиками транспортного самолета «Дуглас».

В биографии Андрея Николаевича Туполева эта поездка за рубеж была уже второй. До этого, будучи начальником по вопросу дирижаблестроения, он был в Германии, и та командировка вопросов у высшего руководства не вызвала. Компрометирующие факты по поводу пребывания в США в целом не соответствовали уровню наказания. К тому же сам Иосиф Сталин не верил в виновность ученого Андрея Туполева, как об этом свидетельствовал Главный маршал авиации Александр Голованов. Тем не менее авиаконструктор отправился отбывать наказание, но сумел при этом работать в Опытном конструкторском бюро.

Жить в исправительно-трудовом лагере Туполеву пришлось недолго. Уже через год с него была снята судимость и возвращены награды, а в 1955 году произошла полная реабилитация.

Авиаконструирование

Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево и тяжелое железо.


Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный Полюс – Соединенные Штаты Америки.

Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить заранее разрекламированный перелет Москва – Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»).

Андрей Туполев и самолет ТУ-134

В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.

Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговорили к 15 годам тюремного заключения, но вскоре условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.

Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки. После войны Андрей Николаевич и его КБ создали стратегический бомбардировщик Ту-4.

Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Память

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

↑ Профессиональная деятельность Туполева А.Н.

Профессиональная деятельность А.Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н.Жуковского в 1921 году – заместителем директора Сергея Чаплыгина. Все это время до 1936 года А.Туполев проводил опыты с дюралем в самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А.Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта, чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности.

Детство и юность

Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.

Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.

Андрей Туполев в молодости

Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении родители не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, в которую предлагалось поехать ученикам. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил финансирование поездки гимназиста Туполева из фондов Общества любителей естествознания.

В техническом училище, которое носит сейчас имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.

В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет.

Литература

  • Кербер Л. Л. Ту — человек и самолёт. — М.: Советская Россия, 1973. — 288,  с. — (Люди Советской России). — 50 000 экз. (в пер.)
  • Бодрихин Н. Г. Туполев. — Молодая гвардия. — М., 2011. — 456 с. — (ЖЗЛ). — ISBN 978-5-235-03439-6.
  • «С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» — под редакцией В. А. Лопота, РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
  • Адель Нурмухаметова. Андрей Туполев. — М.: Комсомольская правда, 2016. — 96 с. — (Великие умы России). — ISBN 978-5-4470-0199-5.
  • Пол Даффи, Андрей Кандалов. А.Н. Туполев – человек и его самолёты. — М.: Московский рабочий, 1999. — 264 с. — ISBN 5-239-02089-2.

Туполев как личность


Туполев был простым человеком, всегда держался скромно. Он мог несколько лет ходить в одном костюме. Обожал охоту и рыбалку. Часто проводил время со своими внуками, вырезал им игрушки из дерева и строил маленькие планеры. Но все же сердце ученого всецело принадлежало работе.

Андрей Туполев с супругой Юлией ПАО «Туполев»

Во времена Хрущева и Брежнева в авиаконструкторе проснулись самые негативные качества. Он никого не боялся и никого не уважал. Часто разговаривал матом. Туполев начал топить других авиаконструкторов, даже своих учеников. Не раз поступали от него заявки о провальных проектах его коллег, которые в итоге себя оправдывали.

Последний реактивный самолет, разработанный Туполевым, в небо так и не взлетел, но в этом не было вины ученого. После себя Туполев оставил огромное наследие крылатых гигантов.

Арест и работа в шараге

Не смотря на колоссальные успехи советской авиации, в 1937 году для Андрея Туполева наступили самые тяжелые времена. Он, как и многие ученые, был репрессирован и брошен в подвалы Лубянки, а потом переведен в камеру Бутырской тюрьмы. Он был обвинен по ложному показанию, доносу со стороны другого авиаконструктора. В то время многие конструкторы топили друг друга, выгораживая свои самолеты. Так Туполев оказался обвинен во всем, в чем только можно. По показаниям он вел шпионаж для многих европейских стран, внедрял американские технологии в самолетостроение и даже был причастен к крушению советской авиации в Испании. Приговором за такой несправедливый список грехов был только расстрел.

Мнение эксперта Константин Павлович Ветров Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Но Туполев не отчаивался. Он решил потянуть время, надеясь что страшная судьба развеется. В начале на первом допросе он признал все обвинения против него, на следующем все полностью отверг. В это время он закидывал Сталина и Берию письмами, в которых доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег. Это сработало и вместо расстрела ученых направили работать в шараге ЦКБ-29 НКВД.

В шараге ученые стали заниматься тем же, чем и до ареста. Они проектировали перспективные самолеты. Шарага была не совсем тюрьмой. Здесь предоставлялся комфорт для жизни и работы ученых. Для арестантов было разработано строгое расписание дня, в которое включался завтрак, обед, ужин, рабочее и свободное время. Кормили ученых очень хорошо. После лагерей еда в шараге казалась пиршеством.

Открытие выставки «Туполев – человек и самолеты»

Как только Туполева перевели в ЦКБ-29 он сразу начал знакомство с другими авиаконструкторами арестантами. Через 2-3 дня куратор выбрал Туполева руководителем авиационного проекта. И тот сразу взял все дело в свои руки. Приближалась Вторая мировая война и воздушному флоту Советского Союза была необходима улучшенная и более мощная авиация.

Туполев всегда находил работу своим коллегам, постоянно подолгу думал и присматривался. Когда ученый что-то обдумывал или волновался, он мог ходить по кругу или строгать дерево перочинным ножом, таким образом оставаясь один на один со своими мыслями.

В 1939 году, когда война уже переступила порог, Туполев предложил спроектировать идеальный бомбардировщик для поражения морского флота. После усердных размышлений ученые пришли к выводу, что этот самолет должен летать на дальность не менее 5000 км, выполнять полет на высоте до 10000 км, тоесть иметь герметичные кабины, высокую энерговооруженность и быть четырехмоторным, а также он должен иметь возможность пикировать с большими скоростями.

Началась работа над новым самолетом, названным «ПБ» — пикирующий бомбардировщик. После того как авиаконструкторы подсчитали все проекты Туполева, этот нарекли и 57-м.

Мнение эксперта Федор Андреевич Брянский Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

В итоге после долгой усердной работы на свет появились 3 уникальных бомбардировщика, которые стали основой советской авиации во время Второй мировой.

В 1941 году Туполев вместе с 20 ближайшими помощниками был досрочно освобожден Сталином, но полностью он был реабилитирован лишь в 1955 году.

↑ Арест и заключение Туполева

В октябре 1937 года А.Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А.Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года А.Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока А.Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.


С этим читают