«когда джучиды взяли реванш, разгромив потомков угедея, они сами отказались от власти в «коренном юрте»

Реформы

Весной 1235 года в местности Талан-даба был созван великий курултай для подведения итогов тяжёлых войн с империей Цзинь и Хорезмом. Было принято решение вести дальнейшее наступление по четырём направлениям: на запад — против половцев, булгар и русских; на восток — против Корё; на юг — против китайской империи Сун; на юго-запад — на Ближний Восток. На Курултае 1235 года Угэдэй не только представил программу последующих завоеваний, но и законодательно утвердил принятые ещё Чингисханом постановления, ярлыки и пайцзы). Среди реформ, предпринятых Угэдэем, следующие:

  • Организована почтовая служба (ям).
  • Произведена перепись населения.
  • Усовершенствована налоговая система.
  • Развита система коммуникаций.
  • Дополнена Великая Яса Чингисхана.
  • Закончена постройка столицы империи — Каракорума.

К управлению при Угэдее активно привлекались представители местной знати и чиновничества: так, наместником Мавераннахра, чьё влияние простиралось на Среднюю Азию и Иран, был назначен хорезмиец Махмуд Ялавач, а представитель киданьской династии Елюй Чуцай развернул свою деятельность в качестве главного советника по китайским делам. В итоге, в администрации хана образовались три группировки:

  • Христиане несторианского обряда из числа восточных тюрок (канцлер Чинкай, кераит или уйгур по происхождению);
  • Мусульмане из числа хорезмийцев (Махмуд Ялавач и его сын Масуд-бек);
  • Конфуцианцы из числа северокитайских народов (важнейший придворный Елюй Чуцай — представитель киданьского рода Елюй).

Хотя сам Угэдэй оставался приверженцем традиционного шаманизма и тенгрианства, однако политику веротерпимости проводил не менее последовательно, чем его отец. Наряду с дворцами в Каракоруме, Угэдэй приказал построить молельные дома для буддистов, мусульман, христиан и даосов. В изложении различных источников во всём переплетении многочисленных религиозных тенденций подчёркивались именно те, которые близки по вероисповедания их авторам.

Джучи

Сын Чингисхана, родившийся после меркитского плена, отличался некоторыми особенностями. Они, в частности, проявлялись в его поведении. Устойчивые стереотипы, которые наблюдались в нем, сильно отличали его от отца. К примеру, Чингисхан не признавал такого понятия, как пощада к врагам. Он мог оставить в живых только маленьких детей, которых впоследствии усыновляла Оэлун (его мать), а также доблестных багатуров, которые принимали монгольское подданство. Джучи же, напротив, отличался добротой и гуманностью. Например, в ходе осады Гурганджа хорезмийцы, которые абсолютно были измучены войной, просили принять их капитуляцию, пощадить их, оставить в живых. Джучи высказался в их поддержку, но Чингисхан категорически отверг такое предложение. В результате гарнизон осадного города частично вырезали, а сам он был затоплен водами Амударьи.


Територія та населення[ред. | ред. код]

Улус спочатку включав Південний Алтай і Західну Монголію (Тарбагатай, басейни Еміля, Кобук і верхнього Іртиша). Ставка хана розміщувалася у Чугучак, в містечку Омил (неподалік річки Еміль), відбудованому Угедеєм колишнього поселення каракитаїв. Не мав виходу до зовнішніх кордонів Монгольської імперії.

З геополітичної точки зору улус складався з двох частин: західної (Південний Алтай і район р. Еміля і гір Тарбагатай) і східної (Монгольський Алтай і області на північ від нього). Східну частину населяв народ ойратів, що складався з 4 племен. У XII ст. мешкав у озера Хубсугул і далі до витоків Єнісею, але в XIII ст. розселився на північний захід, на колишню територію розгромлених найманів, до Монгольського Алтаю. Західну частину улусу населяла група східних кипчаків, що йменувалися киргизами (предки сучасних таньшаньських киргизів), а за офіційними монгольським списками етнічних територій — кимаками (за назвою одного з головних кипчацьких племен). Ця спільнота сформувалася ще в IX ст. в районі між Верхнім Іртиш і Тарбагатай в результаті проникнення сюди груп єнісейських киргизів і змішання їх з місцевими кипчако-кимацькими племенами.

Личность

Угэдэй был известен способностью влиять на сомневающихся в любой дискуссии, в которой он участвовал, в силу своей личности. Он был физически развит, умён, обладал устойчивым характером.[источник не указан 2910 дней] Угэдэй (Октай) находился под сильным влиянием своего старшего брата Чагтая (Джагатая); последнему достался в удел Туркестан, но тот предпочитал жить при дворе Октая.

«Сокровенное сказание» приписывает Угэдэй-хану следующие слова:

Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорил Лихудский народ (Гиньское царство) — это во-первых. Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также и для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого. В-третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставлю народу воду и корма, и, наконец, учредив должности алгинчинов и танмачинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя, государя.

Третий наследник

Немногие знают, как звали сына Чингисхана, являвшегося следующим претендентом на престол. Им был Угэдэй. Первый и третий сыновья Чингисхана были похожи характерами. Угэдэй также отличался терпимостью и добротой к людям. Однако его особенностью была страсть к охоте в степи и выпивке с друзьями. Однажды, выехав в совместную поездку, Чагатай и Угэдэй увидели мусульманина, который мылся в воде. Согласно религиозному обычаю, каждому правоверному надлежит несколько раз в течение дня совершать намаз, а также ритуальное омовение. Но эти действия были запрещены по монгольскому обычаю. Традиция не допускала омовений где бы то ни было в течение всего лета. Монголы считали, что мытье в озере или реке вызывает грозу, которая очень опасна для путников в степи. Поэтому такие действия рассматривались как угроза жизни для них. Дружинники (нухуры) безжалостного и законопослушного Чагатая схватили мусульманина. Угэдэй, предполагая, что нарушитель лишится головы, отправил своего человека к нему. Посланец должен был сказать мусульманину, что тот якобы уронил золотой в воду и искал его там (чтобы остаться в живых). Нарушитель так и ответил Чагатаю. За этим последовал приказ нухурам отыскать монету в воде. Дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Монету нашли и вернули мусульманину как «законному» ее владельцу. Угэдэй, прощаясь со спасенным, вынул горсть золотых из кармана и протянул их человеку. При этом он предупредил мусульманина о том, чтобы когда тот в следующий раз уронит монету в воду, не искал ее, не нарушал закон.

В завоевательных походах великого отца

После объединения тюрко-монгольских кочевников Центральной Азии Чингиcхан завоевывает государство тангутов Си Ся (на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу, — прим. ред.). Об участии Джучи в военном походе против тангутов сведений в источниках нет. В 1211 году Чингисхан пересекает границы империи Цзинь. Войсками лично руководил сам Чингисхан. Также в этой военной компании вместе с Чагатаем и Угэдэем участвовал и Джучи.

Джучи мы видим и в кампании 1213 года против киданей. Войска Чингисхан разделил на три группы. Главную группу возглавили он сам и его младший сын Тулуй. Западную группу войск возглавили Джучи и его братья Чагатай и Угэдэй. Третью, восточную, возглавил брат Чингисхана Хасар. Известно, что Джучи и его братья действовали к югу от хребта Тайхан и вышли на северный берег Хуанхэ.

Скорее всего, до хорезмийского похода Джучи находился в своем улусе и был занят обустройством и расширением его в западном направлении. Источники об этом отрезке времени ничего не сообщают. Возможно, Чингисхан специально разъединил Джучи с Чагатаем и Угэдэем, чтобы их препирательства не вредили общему делу, как это случится в дальнейшем при осаде Гурганджа (Куня-Ургенч, Старый Ургенч на севере Туркменистана, — прим. ред.). Да и до войны с сильным противником, с государством Хорезмшахов, желательно было захватить его союзников — тюркские племена восточных кипчаков, канглы, остатки татар, меркитов, найман и др.

Джучи возглавил взятие нескольких хорезмийских городов и вместе с войсками Чагатая и Угэдэя он должен был взять город Гургандж, который должен был принадлежать ему, но Чингисхан приказал возглавить армию Угэдэю. Фото wikipedia.org (Угэдэй)

Больше информации о Джучи в источниках зафиксировано в связи с его участием в походе против Хорезма. Джучи получил от Чингиз-хана поручение обеспечить безопасность на севере. Его действия в 1218—1219 гг. во многих отношениях дали возможность для маневра в больших масштабах для монгольских войск в походе на Хорезм. Ему также в это время пришлось вторично покорить восставшие киргизские племена, разгромить меркитов и столкнутся с Мухаммедом II Ала ад-Дином.

В войне против хорезмшаха Джучи возглавил взятие нескольких хорезмийских городов и вместе с войсками Чагатая и Угэдэя он должен был взять город Гургандж, который должен был принадлежать ему, но Чингисхан приказал возглавить армию Угэдэю. После взятия Гурганджа они поделили между собой добычу, «причем не выделили доли для Чингисхана», чем обидели своего отца.

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь Другое


парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32 Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu Другое

«https://ru

TheHill88 Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler Другое

«Чингиcхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств»

В это время случилось так, что пути сыновей Чингисхана разошлись. Джучи ушел «к своим обозам» в свой улус на Иртыш и занялся расширением исключительно своего улуса за счет кыпчакских земель. Возможно, что это было решение Чингисхана. Но возможно и другое: Джучи свои завоевания на западе мог вести самостоятельно, не делясь добычей и не согласуясь с приказами отца. «Чингисхан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краев. Когда же он уклонился от участия в этом деле и отправился к своим жилищам, то Чингисхан, крайне рассердившись, сказал: «Я его казню, не видать ему милости».

Преднамеренно ли Чингиcхан отдалял его от метрополии, и был ли в состоянии Джучи завоевать столько народов на далеком западе? Так ли было важно в это время разделить силы и заниматься завоеванием далеких народов, когда шла война с хорезмийцами? Когда остальные Чингизиды завоевывали богатые среднеазиатские города, Джучи должен был отправиться в степь, чтобы поохотиться «на диких ослов», как сообщают источники. Ведь с военной точки зрения было бы важно сперва покончить с остатками сил хорезмийцев, сам Чингиcхан всегда делал так: последовательно завоевывая племена и государства

Видимо, ситуация с Джучи к военной стратегии не имела отношения. За недосказанностью средневековых авторов лежит семейная психологическая драма.

Джучи был отстранен Чингиcханом от дальнейших военных операций из-за каких-то конфликтов между ним и его братьями, и Чингиcхан взял сторону его братьев. Фото wikipedia.org

Его имя больше не упоминается в дальнейших военных операциях монгольских войск. В то время, когда его братья с отцом воевали на территории современных Афганистана и Пакистана, Джучи находился в своем улусе. Безусловно, он усиленно занимался его устроением и окончательным подчинением своей власти населения Восточного Дешт-и Кыпчака. Все это показывает, что Джучи был отстранен Чингиcханом от дальнейших военных операций из-за каких-то конфликтов между ним и его братьями и что Чингиcхан взял сторону его братьев.


Была ли на самом деле после этого встреча Джучи с отцом и братьями, сказать сложно. Хотя Джувейни и сообщает, что зимой 1222/1223 гг. Чингиcхан «послал к старшему сыну своему Туши гонца с приглашением также приехать туда из Дешт-и Кипчака и позаботиться охотою. У реки Фенакетской (Сыр-Дарьи) все сыновья собрались к отцу, устроили курултай, оттуда выступили и дошли до Кулан-баши. С другой стороны, прибыл Туши и также явился на поклон к отцу».

Однако, как свидетельствует Рашид ад-Дин, его старшего сына на этом собрании не было. Данные Рашид ад-Дина подтверждает Джузджани: «Когда Туши, старший сын Чингиз-хана, увидел воздух и воду Кипчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих. В ум его стало проникать желание восстать против своего отца; он сказал своим приближенным: «Чингиcхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств. Мне кажется наиболее целесообразным умертвить отца на охоте, сблизиться с султаном Мухаммедом, привести это государство в цветущее состояние и оказать помощь мусульманам». Проведал о таком замысле брат его Чагатай и известил отца об этом изменническом плане и намерении брата. Узнав , Чингиз-хан послал доверенных лиц своих отравить и убить Туши». Безусловно, в отчете Джузджани имеется определенная противоречивость, и к тому же султан Мухаммед был уже несколько лет мертв к этому времени. Однако его сообщение показывает, что о недовольстве Джучи политикой Чингиcхана знали не только в кругу семьи.

Скорее всего именно поэтому после взятия Гурганджа Джучи начал уклоняться от контактов как с отцом, так и со своими братьями.

Мавзолей Джучи в Караганде. Фото Aeon32 / wikipedia.org

Наследники

В течение последних лет жизни правителя очень беспокоила судьба его империи. Только некоторые сыновья Чингисхана имели право занять его место. У правителя было много детей, все они считались законными. Но только четверо сыновей от жены Бортэ могли стать наследниками. Эти дети очень отличались друг от друга и по чертам характера, и по склонностям. Старший сын Чингисхана появился на свет вскоре после возвращения Бортэ из меркитского плена. Его тень всегда преследовала мальчика. Злые языки и даже второй сын Чингисхана, имя которого впоследствии прочно войдет в историю Монгольской империи, открыто называли его «меркитским выродком». Мать всегда защищала ребенка. При этом сам Чингисхан всегда признавал его своим сыном. Тем не менее мальчика всегда упрекали в незаконнорожденности. Однажды Чагатай (сын Чингисхана, второй наследник) открыто обозвал брата в присутствии отца. Конфликт чуть не перерос в настоящую драку.

Четвертый преемник

Младший сын Чингисхана, как свидетельствуют китайские источники, родился в 1193 году. В это время его отец был в чжурчженьском плену. Пребывал он там вплоть до 1197 года. В этот раз измена Бортэ была очевидна. Однако Чингисхан признал сына Тулуя своим. При этом внешне ребенок имел вполне монгольскую внешность. Все сыновья Чингисхана обладали своими особенностями. Но Тулуй был награжден природой наибольшими талантами. Он отличался наивысшим нравственным достоинством, обладал незаурядными способностями организатора и полководца. Тулуй известен как любящий муж и благородный мужчина. Он взял в жены дочь погибшего Ван-хана (главы кераитов). Она, в свою очередь, была христианкой. Тулуй не мог принять религию жены. Будучи Чингисидом, он должен исповедовать веру предков — бон. Своей жене Тулуй не только разрешил отправлять все надлежащие христианские обряды в «церковной» юрте, но и принимать монахов, и иметь при себе священников. Гибель четвертого наследника Чингисхана без всякого преувеличения можно назвать героической. Чтобы спасти заболевшего Угэдэя, Тулуй добровольно принял сильное зелье шамана. Так, отводя болезнь от брата, он стремился привлечь ее к себе.

Трагическая смерть

Непонимание, которое установилось между сыном и отцом, постоянно подогревалось наговорами и интригами родственников. Со временем конфликт углубился и привел к возникновению устойчивого недоверия правителя к своему первому наследнику. Чингисхан начал подозревать, что Джучи желает стать популярным у завоеванных племен, чтобы впоследствии отделиться от Монголии. Историки сомневаются в том, что наследник действительно к этому стремился. Тем не менее в начале 1227 года Джучи со сломанным позвоночником был обнаружен мертвым в степи, где охотился. Безусловно, его отец не был единственным человеком, которому была выгодна смерть наследника и у которого были возможности оборвать его жизнь.

Отношения с князьями Руси

В 1243-1246 гг. все русские правители приняли зависимость от Монгольской империи и Золотой Орды. Ярослав Всеволодович (Владимирский князь) был признан в качестве старейшего на Руси. Он получил разоренный в 1240 году монголами Киев. В 1246 г. Батый отправил Ярослава на курултай в Каракорум в качестве полномочного представителя. Там русского князя отравили сторонники Гуюка. Михаил Черниговский погиб в Золотой Орде за то, что отказался пройти в юрту хана между двух огней. Монголы расценили это как наличие злого умысла. Александр Невский и Андрей — сыновья Ярослава — также направились в Орду. Приехав оттуда в Каракорум, первый получил Новгород и Киев, а второй — Владимирское княжение. Андрей, стремясь противостоять монголам, заключил союз с сильнейшим в то время князем в Южной Руси — Галицким. Это послужило причиной карательного похода монголов в 1252 г. Войско Орды во главе с Неврюем победило Ярослава и Андрея. Батый передал ярлык на Владимир Александру. Даниил Галицкий строил свои отношения с Батыем несколько иным образом. Он изгнал ордынских баскаков из своих городов. В 1254 г. он разбил войско, возглавляемое Куремсой.

Личность правителя

Все источники, по которым можно характеризовать Чингисхана, были созданы после его смерти. Особенное значение среди них имеет «Сокровенное сказание». В этих источниках присутствует описание и внешности правителя. Он был высокого роста, с крепким телосложением, широким лбом и длинной бородой. Кроме этого, описываются и черты его характера. Чингисхан происходил из народа, вероятно, не имевшего письменности и государственных институтов. Поэтому монгольский правитель не имел какого-либо образования. Однако это не помешало ему стать талантливым полководцем. Организаторские способности сочетались в нем с самообладанием и непреклонной волей. Чингисхан был приветлив и щедр в той степени, которая была необходима для сохранения привязанности его сподвижников. Он не отказывал себе в радостях, но вместе с этим не признавал излишеств, которые не могли совмещаться с его деятельностью в качестве полководца и правителя. Как свидетельствуют источники, Чингисхан дожил до старости, сохранив свои умственные способности в полной мере.

Завоевания

После избрания на царство Угэдэй решил завершить начатые его отцом завоевания. На юго-западе Хорезм давно пал, но последний хорезмшах Джелал ад-Дин Мангуберди лелеял мысли восстановить утраченную его отцом Ала ад-Дином Мухаммедом II империю — и вёл успешные кампании в Северном Иране и Закавказье. Великий хан отправил против него своего военачальника Чормагана, выступившего из Бухары с как минимум 30-тысячной армией.

На юго-востоке Угэдэй, намереваясь закончить дело своего отца — монгольско-цзиньскую войну с чжурчжэньским государством Цзинь — разгромом противника, отверг просьбу прибывшего цзиньского посольства о мире и вместе с Толуем лично направился во главе мощных армий в поход на Северный Китай. Монголы наступали в двух направлениях: на Шаньси (эту группу вёл сам Угэдэй, с ним были Толуй и Мунке) и на Шэньси (этой группой командовал Субэдэй). В начале 1231 года перед их войсками пали осаждённый Фэнсян, Лоян, Хэчжун и ряд других городов. После этого Угэдэй, спасаясь от летней жары, вернулся на север, а войска остались под командованием Толуя. После своего возвращения к войскам поздней осенью 1231 года Угэдэй, выступив из Хэчжуна, в начале 1232 года переправился через Хуанхэ у Хэцина и вновь соединился с армией младшего брата, после чего объединённая монгольская армия через Чжэнчжоу двинулась на южную столицу Цзинь — Бяньцзинь (Кайфын), который был взят после затяжной (почти годичной) осады. Когда завоевание Северного Китая было в целом завершено Угэдэй окончательно вернулся в свою ставку в Монголию, оставив в качестве наместника выдающегося воина Субэдэя.

Хотя сам Угэдэй после этой кампании в Северном Китае в 1232 году лично больше не руководил боевыми действиями, завоевательная политика на окраинах Монгольской империи не ослабевала:

  • Отправленная в 1229 году армия нойона Чормагана, разбив последнего хорезмшаха Джелал ад-Дина при Ширкебуте (Мугань) в 1231 году, занялась завоеванием подчинённых тем территорий (включая Грузию, Армению и Азербайджан) и к 1236 году полностью покорила Закавказье. Следом началось монгольское завоевание Анатолии.
  • К 1234 году, когда поход возглавил наследник Угэдэя Гуюк, завершено завоевание Цзиньской империи (император отрёкся от престола в пользу своего племянника, который погиб при обороне последней цзиньской столицы Цайчжоу, а сам он покончил с собой) — таким образом, в руках монголов оказался весь нынешний Северный Китай.
  • Началось монгольское завоевание империи Южная Сун на юге Китая: сунский император Ли-цзун, выступавший союзником монголов в войне против Цзинь, в 1234 году занял ряд дополнительных территорий сверх полагавшихся, в отместку за что монголы затопили почти всю южнокитайскую армию, открыв плотины на реке Хуанхэ. Развязанная монголами «малая война» 1235—1237 годов заставила сунцев запросить перемирия, в целом продлившегося на протяжении 1238—1251 годов.
  • Был совершён ряд походов в Корё, в результате третьего из которых в 1238 году корейский государь (ван) сдался и выразил покорность монгольскому хану. Монголы отступили в обмен на соглашение о том, что Корё пошлёт в Монголию царственную семью в качестве заложников (хотя первоначально корейцы отправили вместо царских родственников подставных людей). С кампаниями против Корё и Цзинь связано также «умиротворение» Гуюком в 1233 году второго чжурчжэньского государства — Восточное Ся (Дон Нюжен), чьё войско было разгромлено, а основатель Пусянь Ваньну убит.
  • 1236—1242: масштабный поход на Запад (в Восточную и Центральную Европу) во главе с чингизидами Батыем и Каданом и военачальником Субэдэем. Завоёваны Волжская Булгария, ряд русских княжеств, покорены кыпчаки, разорены и Венгрия. Считается, что смерть Угэдэя в Каракоруме способствовала окончанию похода, так как Батый с войском стремились принять участие в избрании нового хана.

Восковая статуя Угэдэя. Музей Чингисхана в Цонжин-Болдоге

При Угэдэе начались монгольские вторжения в Индию: в 1235 году монголы захватили Кашмир, а в 1241 году совершили вторжение в долину Инда и захватили Лахор, контролировавшийся Делийским султанатом.

Улус Джучи переходит к Бату

Точная дата и обстоятельства смерти Джучи также неизвестны. В «Родословии тюрок» говорится, что Джучи умер за 6 месяцев до смерти Чингиз-хана, т. е. в 1227 году. Другую дату называет Джамал ал-Карши: «Туши умер раньше своего отца — в 622/1225 году». Также источники называют разные причины его смерти: болезнь (скорее всего Рашид ад-Дин приводит официальную версию) и отравление по приказу Чингисхана.


Вполне возможно, что Джучи уклонился от участия в курултае 1224 года и за это был убит по приказу Чингисхана. Поэтому 1225 год выглядит более предпочтительным.

После смерти Джучи его сыновья жили в своем улусе и продолжили завоевания на западе, чтобы расширить свою территорию. Семью возглавил Бату. Джузджани, сообщает, что «когда он, вследствие замысла против отца, переселился из мира сего, то после него осталось много сыновей; старше всех их был Бату; его Чингисхан посадил (на престол) на место его отца».

«В том, что Джучи начинает отдаляться от Чингисхана была, наверное, и личная причина»

Джучи имел свою, отличную от Чингисхана, идеологию построения государства и взаимоотношений с другими странами. При анализе информации из источников о деятельности Джучи, можно утверждать, что он был сторонником идеологии мирного объединения тюрко-монгольских племен. Подтверждением тому служат мирное подчинение им кыргызов и северных лесных племен, когда Джучи не стал развязывать войну против туматов, которые отказались подчиниться. Он — один из создателей монгольского государства и глава собственного улуса. Поэтому он не хотел разрушать города и уничтожать людей. Такое отношение к строительству государства будет характерно и для его потомков.

Безусловно, у Джучи была широкая поддержка, прежде всего среди немонгольской элиты. Джучи пытается обосновать то, что они правят такими разными народами. Именно в этом мы и видим причину воспитания его сына Берке в исламе уже в младенчестве — тем самым покоренным мусульманам давали понять, что в правящей семье есть их единоверец, который при необходимости защитит их. Вообще, слухи о том, что и сам Джучи и Бату тайно приняли ислам, должно быть, были пущены именно с этой целью, а поддержка ими мусульман это только подтверждает. Джучи берет в жены Хан Султан, дочь Ала ад-дина Мухаммада, тогда как мать последнего Теркен-хатун в плену была вынуждена существовать в нищете и позоре, подбирая объедки от трапезы Чингисхана.

Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Илл. wikipedia.org

В том, что Джучи в 1226—1227 гг. начинает отдаляться от Чингисхана, была, наверное, и личная причина, а именно конфликт во время семейного совета с Чагатаем, открытое унижение последним Джучи полумеркитским происхождением старшего сына Чингисхана и странное поведение в этом конфликте самого Чингисхана, который не останавливает Чагатая (как говорится в «Сокровенном сказании монголов»: «А Чингисхан — ни слова»), а вместо него вынужден отвечать Коко-Цос: «Распря шла всенародная. На постель тут не ложилися, все добычей поживлялися».

Как следует из «Сокровенного сказания монголов», Чингисхан сам не стремился создавать единое государство. Своим сыновьям и женам он говорит, что в мире много стран, и сам делит государство между своими сыновьями. Но все же, по настоянию семьи, он называет преемника. Создается впечатление, что Чингисхан не хотел называть своим преемником Джучи. Естественно, если бы Чингисхан захотел назвать его преемником, он бы так и поступил. В итоге Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Эти внутрисемейные взаимоотношения чингизидов важны в плане всей истории монгольских улусов. Ведь они определили подход чингизидов к созданию новых государственных образований, взаимоотношениям с покоренными народами и налаживанию связей с другими странами.

Как таковая Монгольская империя создается сыновьями и внуками Чингисхана. Период Угедея характеризуется масштабными завоеваниями, и пока сторонники и противники построения сильного государства с городами не сталкиваются открыто, хотя отдельные споры о сохранении или полном уничтожении городов иногда возникают. В этот период джучиды еще не начинают играть важную роль во всемонгольских делах, прежде всего из-за своего малолетства и из-за удаленности их улуса от метрополии. Странно, но факт: сыновья Джучи предпочитают жить в уделе своего отца, нежели в ставке Чингисхана, а потом и в построенном Каракоруме, в отличие от, например, многих чагатаидов и угедеидов, не говоря уже о тулуйидах. До 1236 года джучиды вели военные действия в западном направлении, в незавоеванных землях, которые якобы завещал Чингисхан. Все военные действия велись собственными силами Джучиева улуса.

И, конечно, неизвестно, не будь такой многочисленной семья Джучи и не заложи он серьезную государственную основу своему улусу, смогли бы джучиды в 1235 году провести через курултай решение о начале западного похода и возглавлении основной имперской армии? Это, конечно, можно рассматривать и как своеобразную благодарность Угедея потомкам Джучи: ведь место преемника Чингисхана, место старшего сына занял он.

Модель древнего Каракорума в Монгольском историческом музее. Фото wikipedia.org


С этим читают