Ислам в китае

Литература

  • Мурзаев Э. М., Природа Синьцзяна и формирование пустынь Центральной Азии, М., 1966;
  • Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии, пер. с кит. , ч. 1, СПБ, 1829;
  • Риттер К., Землеведение Азии, пер. и крит. замечания В. Григорьева, т. 5, в. 2, СПБ, 1873;
  • Бартольд В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. 1—2, СПБ, 1898—1900;
  • Думан Л. И., Аграрная политика цинского (маньчжурского) правительства в Синьцзяне в конце XVIII в., М., 1936;
  • Тихонов Д. И., Хозяйство и общественный строй уйгурского государства. X—XIV вв., М., 1966;
  • Кузнецов В. С., Экономическая политика цинского правительства в Синьцзяне…, М., 1973;
  • Яковлев А. Г., Аграрные отношения и аграрная реформа в провинции Синьцзян (1949—1953),
  • «Уч. зап. института востоковедения АН СССР», 1955, т. II, с. 220—62;
  • Дьяконова Н. В., Культурное наследие национальных меньшинств Синьцзяна, в кн.: Труды Государственного Эрмитажа, т. 2, М. — Л., 1958;
  • Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961.
  • Госманов М. Ябылмаган китап яки чәчелгән орлыклар. — Казан: Татар. кит. нәшр., 1996. — 206 бит.
  • Дубровская Д. В. Судьба Синьцзяна. Обретение Китаем «Новой границы» в конце XIX в. М.: Институт востоковедения РАН, 1998.- 202 с.
  • Обухов В. Г., Потерянное Беловодье. История Русского Синьцзяна., М., 2012

Традиции

У уйгуров до сегодняшнего для сохранилось много традиций. Существуют и сегодня мужские союзы оттуз огул, что переводится как «30 парней» или «30 джигитов». Вступают в союз мужчины определенного возраста, возглавляют их избираемые лидеры. Цель таких мужских союзов — взаимная поддержка и помощь всем членам союза.


Еще одна традиция мяшряп — старинный обычай, который иначе называется вечером отдыха. Начинается он в конце осени и длится до весны. В кругах собираются мужчины из мужских союзов, которые имеют общие интересы, живут в одном селе или районе. В начале такого собрания участники выбирают главу, который обладает правом назначить музыканта, повара и танцора, а также судью, который наказывает отступившихся членов «Мяшряпа». На собраниях поют народные песни и танцуют. Мужчины беседуют, открывают для себя что-то новое и полезное. Для них мяшряп это также круг друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. Иногда люди из союза бывают друг другу ближе, чем родственники. После событий 1997 года в Кульдже, китайское правительство запретило мяшряпы, но уйгуры все равно не отказываются от своих обычаев.

У уйгуров Восточного Туркестана есть традиция повседневного ношения холодного оружия — национального ножа пчак. В течение столетий пчак был символом мужчины и традиционным холодным оружием уйгуров. Даже мальчикам младенцам в колыбель под подушку кладут пчак. Изготавливают эти ножи семьи ремесленников в течение многих поколений. Самый известный район изготовления пчаков — уйгурский древний город Янгигисар. Здесь почти все население занимается этим ремеслом.

У уйгуров есть традиция, согласно которой в семье остается единственный или младший сын, а его старшие братья, которые женились, отделяются от семьи. Браки принято заключать только между единоверцами. Очень осуждается и не одобряется выданье девушки за иноверца. Важным в выборе невесты или жениха является воля родителей. Акт бракосочетания должно подтвердить духовное лицо — имам или ахун. После того, как имам прочтет суру из Корана, молодожены должны съесть размоченную в воде с солью, чаем и молоком лепешку.

Первого ребенка женщина должна родить в доме матери. За 20-30 дней до родов мать жены приходит в дом ее мужа и просит разрешение, забрать дочь к себе. Сопровождают ее близкие и родственницы с подарками. Когда ребенок рождается, все заботы на себя берет мать женщины. Считается, что 40 дней после родов мать и новорожденный особенно подвержены действию злых духов и их нужно оберегать. Все 40 дней к роженице ограничен доступ. Через 12 дней ребенку дают имя. Приглашаются родственники мужа и мулла. В дом женщины до 40 дней приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами в знак помощи молодой матери.

На 40 день проводят обряд купания младенца. Все женщины, которые принимают участие, должны произнести ребенку свои пожелания. После купания младенцу в первый раз стригут ногти и волосы. Следующие дети женщины должны рождаться в доме мужа.

География

Озеро Тяньчи

СУАР занимает срединное положение в Евразии, его площадь — 1 664 897,17 км², что составляет шестую часть территории КНР. Синьцзян имеет сухопутную границу протяженностью 5600 км с восемью государствами: Монголией, Россией (западный участок российско-китайской границы, около 45 км), Казахстаном, Киргизией (хребты Какшаал-Тоо, Алайкуу), Таджикистаном и Афганистаном (около 80 км), Индией, а также Северными территориями индийской союзной территории Ладакх, контролируемыми Пакистаном.

Регион граничит также с китайскими провинциями Ганьсу, Цинхай и Тибетским автономным районом. В Джунгарском бассейне Синьцзян-Уйгурского автономного округа в точке с координатами 46,158 северной широты, 86,402 восточной долготы (немногим западнее и севернее Урумчи) находится самая удалённая от моря точка суши на Земле. Она удалена от открытого моря на 2648 километров.

В древности по территории региона проходил Великий шёлковый путь.

Северную часть территории занимает песчано-суглинистая Джунгарская равнина, южную — Кашгарская равнина (Таримская впадина), в центральной части которой находится песчаная пустыня Такла-Макан. Между равнинами лежат высокогорные хребты Восточного Тянь-Шаня (высота порядка 7000 м).

Высокогорная дорога Каракорум

Основные реки — Тарим, верховья Или, Иртыша (в Китае называется Чёрный Иртыш). Основные озёра — Лоб-Нор, Баграшкёль, Эби-Нур.

Климат засушливый, резко континентальный, контрастный.

На территории расположено несколько объектов экотуризма, восемь пейзажных областей: Урумчи-Наньшаньский пейзажный район, Тяньчийский пейзажный район, Каменный лес в Восточно-Джунгарской впадине, Алтайский пейзажный район, Илийский пейзажный район, Баянголский пейзажный район, Каши-Хотанский район, Хамийский пейзажный район.

Появление ислама в Китае

Ислам появился на территории Китая уже в 615 году нашей эры, когда группа из четырёх сахабов (сподвижников пророка Мухаммеда) посетила Китай, чтобы распространить и проповедовать новую веру.

Позже, в 651 году, по приказу третьего халифа Усмана в Китай была направлена официальная миссия во главе с Саадом ибн Абу Ваккасом, дядей пророка Мухаммеда по материнской линии. Тогдашний правитель Китая, император Гаоцзун династии Тан, оказал посланникам тёплый приём.

Император распорядился построить мемориальную мечеть в Кантоне (мечеть Хуайшэн в городе Гуанчжоу) в память о пророке Мухаммеде. Это первая мечеть, построенная в Китае, и одна из старейших в мире. Таким образом, менее чем через 20 лет после смерти пророка ислам был официально представлен в Китае и начал утверждаться как новая религия и культура.

История и происхождение

Первая волна 1871—1881

Русские СУАР — потомки нескольких волн русской эмиграции. Первая волна переселенцев (в основном военных) прибыла в СУАР ещё в 1871 году, когда верхнее течение Или вошло в состав Российской империи вместе с главной крепостью — городом Кульджа, населённым в основном уйгурами. Десять лет прямой русской власти создали некую платформу для переселения сюда в будущем нескольких групп русских эмигрантов. В 1879 году, однако, весь Илийский край по Ливадийскому договору был передан Китаю, после чего многие илийские кочевые казахи, оседлые уйгуры (около 45 тыс. чел) и дунгане (около 4,6 тыс.) переселились в русские владения (нынешний юго-восточный Казахстан и северная Киргизия), уйдя вслед за русскими войсками.

Вторая волна 1917—1922

Вторая, более многочисленная волна русских поселенцев состояла из семей белогвардейцев и всех других неприемлющих советскую власть на территории Средней Азии. Однако Москва приняла ряд мер по возвращению переселенцев на территорию СССР. Была объявлена амнистия, распространенная Постановлением ВЦИК от 9 июня 1924 года на рядовых солдат белых армий, ушедших в Монголию и Китай. В 1921—1927 годах из Синьцзяна в Советскую Россию вернулись 17373 человека, хотя доля русских среди реэвакуированных, вероятно, была небольшой (например, с 1 сентября 1926 года по 1 сентября 1927 года консульство СССР в Кульдже реэвакуировало в Советский Союз 1487 человек, в том числе только 43 русских). Реэвакуация продлилась до 1930—1931 годов, когда вышло «Положение о советском гражданстве», предусматривавшее, что восстановление в советском гражданстве осуществляется лишь по Постановлению Президиума ЦИК СССР.

Третья волна 1930—1940

В тридцатых огромное количество крестьян, в том числе семиреченские казаки, а также большое количество гражданских лиц оказалось в Синьцзяне (как и в Харбине); к концу тридцатых в регионе находилось свыше 50 000 русских эмигрантов. В 1930-е годы в Синьцзяне появилась еще одна значительная русскоязычная колония, состоявшая из советских граждан — специалисты, работавшие на обслуживании советских объектов в регионе. Только на обслуживании построенной в 1937 году дороги Сары-Озек — Ланьчжоу, по которой Китай получал военную помощь от СССР, работали около 4 тыс. советских граждан.

Внутреннее дело на внешней арене

Сообщения о том, что сотни тысяч мусульман из Синьцзян-Уйгурского автономного  района (СУАР) без суда и следствия ссылаются в закрытые трудовые лагеря, появляются в западной прессе еще с прошлого года. Ко второй половине 2018-го число статей о массовых нарушениях прав человека в этом регионе КНР резко увеличилось. В августе правозащитная комиссия ООН заявила о получении «заслуживающих доверия свидетельств о том, что миллион или более уйгуров в Китае содержатся в тайных лагерях для интернированных».


С тех пор поток критики в адрес КНР увеличивался по нарастающей. На прошлой неделе послы 15 стран под эгидой Канады рассказали Reuters о письме к властям СУАР, в котором они требуют провести встречу для прояснения ситуации с нарушениями прав человека. Интересно, что посол США в подписании коллективного документа не участвовал, однако американские конгрессмены уже представили законопроект, предполагающий  введение санкций против Китая, появление «специального координатора» по Синьцзяну и запрет на поставки Пекину технологий, которые могут использоваться при слежке за местным населением.

— Вопрос Синьцзяна — внутреннее дело Китая. Наша последовательная позиция заключается в том, что мы выступаем против вмешательства в нашу внутреннюю политику. Точно так же мы неизменно выступаем и против любых односторонних санкций, — комментируя критику США и западных стран, заявил «Известиям» советник информационного отдела МИД КНР Ю Дуньхай.

Уйгуры_1

Военный патруль на улице города Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе

Фото: REUTERS/Thomas Peter

Считая события в Синьцзяне своим внутренним делом, Китай долгое время никак не комментировал упреки и обвинения со стороны Запада. Но в середине октября власти страны впервые признали: в автономном районе действительно есть «центры профессионального образования и переподготовки», где этнических уйгуров учат китайскому языку, помогают интегрироваться в общество и дают профессию.

Буквально на следующий день после сообщений о письме западных послов пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала «Белую книгу об охране и развитии культуры в Синьцзяне». Пекин, будучи многонациональным государством, «неизменно уважает свободу религиозных убеждений и культурную самобытность уйгуров и других нацменьшинств», говорится в ней.

Первый замглавы Совета муфтиев России Рушан Аббясов, входящий в рабочую группу Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, отметил, что Cовет муфтиев и Духовное управление мусульман РФ находятся в тесном контакте с официальными мусульманскими организациями КНР.

— В Китае мы наблюдали довольно развитую мусульманскую инфраструктуру. Только в Пекине действуют десятки мечетей, работают исламские учебные заведения, множество халяльных заведений общественного питания. Уверен, всёе это невозможно без участия государства и его поддержки, — сказал «Известиям» Рушан Аббясов. — В Синьцзяне на протяжении более чем полувека идут сложные интеграционные процессы, связанные в том числе с массовой миграцией населения из внутренних провинций, изменения привычного этнического состава. В любом случае на официальных переговорах с китайской стороной этот вопрос будет поднят.

Язык

Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе, современный язык уйгуров называется новоуйгурский и считается преемником уйгурско-караханидского языка.

Новоуйгурский делится на множество говоров и следующие диалекты:

  1. лобнорский
  2. центральный
  3. хотанский

Уйгуры на протяжении всей своей истории сменили несколько письменностей. Предки уйгуров примерно в 6 веке, на основе согдийского создали древнеуйгурское письмо. Широко распространилось уйгурское письмо среди восточных народов: маньчжуров, монголов и тюрков и позже стало одним из официальных письменностей Монгольской империи державы Тимуридов. Некоторые группы уйгуров использовали этот вид письма до 16 века.


С 10 века, после того, как часть коренного населения Восточного Туркестана приняла ислам, среди уйгуров распространилась арабская письменность, которая окончательно вытеснила древнеуйгурское письмо в 16 веке. Уйгуры Восточного Туркестана и по сей день используют арабское письмо. В Центральной Азии уйгуры пользуются письмом на основе кириллицы, которая была введена в советское время.

Нефть и газ

В ХХI веке Синьцзян-Уйгурский автономный район обещает стать важной базой по добыче нефти и природного газа в Китае, придя на смену источившимся старым месторождениям. Как показала разведка, в СУАРе на площади 950 тысяч кв

километров имеются подземные слои осадочных пород, перспективных с точки зрения залегания нефти. Это одна четвертая часть площади всех аналогичных осадочных пород континентальной части Китая. В трех крупнейших впадинах СУАРа – Джунгарской, Таримской и Турфан-Хамийской, а также в 19 впадинах меньшего размера, то есть на территории 850 тысяч кв. км. (около половины площади СУАР) имеются геологические предпосылки для залегания нефти. По оценке специалистов запасы нефти в СУАРе превышают 30 миллиардов тонн, одну треть прогнозируемых нефтяных запасов Китая. Предполагаемые запасы природного газа составляют 13 триллионов кубометров, то есть СУАР является богатейшим газоносным районом Китая. В последние годы Китая вложил громадные средства в разведку и разработку нефтегазовых месторождений. Всего в СУАР обнаружено 30 с лишним бассейнов, разведанные запасы нефти которых превышают 2 миллиарда тонн, природного газа – 700 миллиардов кубометров

Как показала разведка, в СУАРе на площади 950 тысяч кв. километров имеются подземные слои осадочных пород, перспективных с точки зрения залегания нефти. Это одна четвертая часть площади всех аналогичных осадочных пород континентальной части Китая. В трех крупнейших впадинах СУАРа – Джунгарской, Таримской и Турфан-Хамийской, а также в 19 впадинах меньшего размера, то есть на территории 850 тысяч кв. км. (около половины площади СУАР) имеются геологические предпосылки для залегания нефти. По оценке специалистов запасы нефти в СУАРе превышают 30 миллиардов тонн, одну треть прогнозируемых нефтяных запасов Китая. Предполагаемые запасы природного газа составляют 13 триллионов кубометров, то есть СУАР является богатейшим газоносным районом Китая. В последние годы Китая вложил громадные средства в разведку и разработку нефтегазовых месторождений. Всего в СУАР обнаружено 30 с лишним бассейнов, разведанные запасы нефти которых превышают 2 миллиарда тонн, природного газа – 700 миллиардов кубометров.

Запасы нефти и газа Таримского месторождения составляют в суммарных разведанных запасах страны соответственно одну седьмую и одну четвертую часть. По продолжительности геологических работ на первом месте стоит Джунгарское месторождение. Оно лидирует по числу разведанных бассейнов, а также по качеству нефти. Южноцайдамское месторождение – первое в Китае месторождение в пустыни, Карамайское месторождение занимает второе место в Китае по производству вязкой нефти. Турфан-Хамийское месторождение – одно из трех крупных нефтегазовых месторождений всекитайского значения, площадь нефтегазоносных пластов равняется 25 тысячам кв. км.

Хотя условия разработки нефти и газа в СУАРе весьма сложные, что обусловлено, во-первых, их расположением в высокогорных гоби и пустынях, где суровых климат и отсутствуют удобные пути сообщения, а во-вторых, большой глубиной залегания и сложностью структуры подземных пластов, однако указанные месторождения все же остаются привлекательными с точки зрения промышленной разработки. Причиной тому является высокое качество нефти, характеризующейся низкой концентрацией серы и низкой температурой застывания, что делает ее пригодной для изготовления высококачественных смазочных масел, битума для покрытия скоростных автодорог, высокоразрядного машинного масла и препаратов медицины и косметики.

Синьцзян-Уйгурский автономный район располагает также богатыми запасами горючих сланцев. В районе Урумчи разведанные запасы оцениваются в 459 миллионов тонн, мощность пластов достигает 60-100 метров, содержание нефти около 50%. На их основе можно будет наладить производство нефтепродуктов.

Главными нефтеперерабатывающими предприятиями СУАРа являются Урумчийский нефтехимический завод (головное предприятие) и Этиленовый завод в Душанцзы. Ассортимент продукции включает горючее (бензин, авиационный бензин, легкий мазут, тяжелый мазут, сжиженные горючий газ), битум, химические удобрения, синтетические волокна и пластмассы. Нефтехимическая отрасль ныне играет роль опорной отрасли промышленности.

По плану центрального правительства КНР намечено вложить 120 миллиардов юаней в прокладку газопровода СУАР-Шанхай, что обещает дать новый импульс нефтегазодобывающей отрасли. Кроме того, немалую пользу получат районы, по территории которых пройдет нить газопровода.

Медицинские эксперименты

Некоторые из бывших заключенных рассказали, что в лагерях над ними проводили медицинские эксперименты. По словам Сайрагуль Сауытбай, им делали прививки и давали лекарства, чтобы предотвратить болезни, но когда кто-то действительно заболевал, никакого лечения не оказывалось.


«Медсестра тайком сказала мне, что таблетки опасны, и я не должна их пить», — поделилась она в интервью. По ее словам, лекарства вызывали проблемы с умственным и репродуктивным здоровьем — мужчины становились стерильны, у женщин пропадала менструация.

Михригуль рассказала, что ее держали в камере с 67 женщинами. Им давали наркотики и жидкость, которая вызывала кровотечение, и не давали есть. За три месяца погибло девять женщин.

Культура

Культура уйгуров своеобразна и богата. Это монументальная культовая архитектура, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство, в особенности миниатюрная живопись. Ключевым произведением в музыке народа является «Двенадцать уйгурских мукамов», которое было объявлено ЮНЕСКО частью нематериального наследия человечества.

Есть у этого народа огромное количество песен и инструментальных народных музыкальных произведений. Уйгуры мастерили различные музыкальные инструменты, которых насчитывается около 62. Некоторые из них:

  • дутар
  • гиджак
  • тамбир
  • равап
  • сатар
  • дап
  • най

Популярный уйгурский танец — санам. Танцуют его на свадьбах и праздничных вечерах. Исполнять танцы можно под пение и музыкальное сопровождение. Популярен также сама — групповой танец для Нового года (Новруз). Для танцев уйгуры в качестве аккомпанемента используют ручной барабан дап.

Литература уйгурского народа еще с древности была очень богатой. В ней присутствует поэзия, фольклор, проза, религиозная литература, состоящая из переводов буддистских и манихейских текстов. Большой частью литературных памятников уйгуров являются произведения общего наследия тюркоязычных народов Восточного Туркестана и Средней Азии.

Архитектура уйгуров делится на доисламскую и исламскую. Стоит отметить следующие памятники уйгурской архитектуры: Мавзолей Тоглук-Тимура, Мавзолей Аппака Ходжи и самая большая мечеть в Китае Ид Ках.

Ислам в современном Китае

Новым фактором, привлёкшим интерес к исламу, стали поездки жителей Китая в исламские страны. Хадж (мусульманское паломничество в Мекку) является одним из столпов ислама. В прошлом, особенно после времён Монгольской империи, передвижения по суше были часто затруднены или невозможны из-за войн и грабежей. Кроме того, во время культурной революции китайским мусульманам не разрешили совершить хадж. Но после 1979 года это ограничение было снято. Говорят, что в последние годы больше 50 000 китайских мусульман совершили хадж. Этот контакт с центром исламской религии укрепил мусульманские общины современного Китая.

В настоящее время в Китае становятся мусульманами в основном в силу преемственности. Несмотря на это, ислам занимает видное место среди вероисповеданий Поднебесной. Третья по числу последователей мировая религия в стране после буддизма и христианства, ислам насчитывает от 20 до 30 миллионов верующих.

Население

По состоянию на 2010 год, население СУАР составляло 21 813 334 человек. Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них — уйгуры, китайцы (хань), казахи, дунгане (хуэй), ойраты, монголы-чахары, киргизы, сибо, сарыкольцы, ваханцы, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские.

Языки СУАР

80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе (в округах Кашгар, Хотан, Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу). Казахи в основном проживают на севере Синьцзяна; ханьцы (китайцы) по большей части на востоке и центре СУАР.

В китайско-казахстанском приграничье расположен и некогда знаменитый центр русской и казахской эмиграции — Инин (Кульджа), в котором сохранился один из официальных народов региона — русские СУАР. В 1954 году здесь был учреждён Или-Казахский автономный округ.

Синьцзян — один из пяти национальных автономных районов Китая. СУАР — автономный район Китайской Народной Республики (КНР), являющийся районом национальной автономии. В административном отношении он делится на округа, автономные округа, уезды, автономные уезды, города, волости и национальные волости. В состав СУАР входят 5 автономных округов: Баянгол-Монгольский автономный округ, Боро-Тала-Монгольский автономный округ, Чанцзи-Хуэйский автономный округ дунган (хуэй-цзу), Кызылсу-Киргизский автономный округ, Или-Казахский автономный округ и 6 автономных уездов (17 Б, С. Э. т. 39).

Панорама Урумчи

Национальный состав Синьцзяна, 2000 г.
Народ Численность % к общему числу
уйгуры 008 345 622 000 45,21
китайцы 007 489 919 000 40,58
казахи 001 245 023 0000 6,74
дунгане 000 839 837 0000 4,55
киргизы 000 158 775 0000 0,86
монголы, ойраты и калмыки, дунсян, дауры 000 194 891 0000 1,14
сарыкольцы и ваханцы 0000 39 493 0000 0,21
сибо 0000 34 566 0000 0,19
маньчжуры 0000 19 493 0000 0,11
туцзя 0000 15 787 0000 0,086
узбеки 0000 12 096 0000 0,066
русские 00000 8 935 0000 0,048
мяо 00000 7 006 0000 0,038
тибетцы 00000 6 153 0000 0,033
чжуаны 00000 5 642 0000 0,031
татары 00000 4 501 0000 0,024
салары 00000 3 762 0000 0,020

В период репрессий в китайский Восточный Туркестан (современный СУАР) переселились тысячи казахов, киргизов, и др. часть из них впоследствии вернулась на родину. В 1954—1955 гг. имел место массовый выезд в СССР (Казахстан) казахов, в начале 1962 г. также от 60 до 100 тыс. уйгур, казахов и дунган выехали в СССР (в основном в Казахстан и Киргизию).


С этим читают