Ушинский, константин дмитриевич

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги – методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.


Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

К.Д. Ушинский. Рассказы и сказки для детей. Произведения, биография, творчество

 БишкаБодливая короваВаськаВорона и ракВместе тесно, а врозь скучноВетер и солнцеВорон и сорокаВ лесу летомВолк и собакаВеснаВареный топорВетерГусиГрядки гвоздикиГадюкаГусь и журавльДети в рощеДва плугаДва козликаДятелДедушкаЖалобы зайкиЗимаИстория одной яблонькиИграющие собакиКурица и утятаКукушечкаКак рубашка в поле вырослаКак аукнется, так и откликнетсяКозелКозлятки и волкКоровкаЛасточкаЛюбопытствоЛешийЛетоЛес и ручейЛошадкаЛиса и гусиЛиса ПатрикеевнаЛиса и козелЛиса и волкМенаМышкиМужик и МедведьМедведь и бревноНе ладно скроен, да крепко сшитНе плюй в колодец – пригодится воды напитьсяОхотник до сказокОрел и кошкаОрелОрёл и воронаОсеньПетух и котПлутишка котПетушок с семьёйПетух да собакаПроказы старухи-зимыПчелы и мухиПчелки на разведкахПтицыПоездка из столицы в деревнюПаукРучейРазные сказкиСтрашная козаСпор воды с огнемСлепая лошадьСумка почтальонаСпор животныхСпор деревьевТрусливый ВаняУточкиУченый медведьУтренние лучиУмей обождатьЧетыре желанияЧужое яичкоХрабрая собакаХлебХавронья  

Читать все рассказы и сказки УшинскогоЧитать рассказы других авторов

«Которого остроты попадали очень метко»

Костя Ушинский родился в 1823 году в провинциальной Туле, в семье отставного офицера, участника наполеоновской войны. Но на следующий год семья перебралась в еще большую глушь – в Новгород-Северский Черниговской губернии. Впрочем, Косте этот переезд пошел только на пользу.

Гимназия в Новгороде-Северском была одной из лучших в государстве. Ушинский вспоминал: «Воспитание, которое мы получили… в бедной уездной гимназии маленького городка… было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях».

Все это благодаря директору гимназии Илье Федоровичу Тимковскому, в прошлом юристу и декану нравственного факультета Харьковского университета.

Влияние любимого директора было настолько сильным, что по окончании гимназии Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского университета. Шел 1840 год, на кафедре блистал Грановский, в университете было время вольнодумцев.

С 1846 года Ушинский исполняет обязанности профессора в легендарном ярославском Демидовском лицее. Для старта – блестяще.

Исследователь В.Щеглов писал о молодом преподавателе: «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди, – и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, – Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

Одна беда, то, на что сквозь пальцы до поры до времени наблюдали в здании на Моховой, в провинциальном Ярославле было в принципе немыслимо. В 1849 году на Ушинского последовал донос в Министерство народного просвещения.

Начальник Ярославской губернии майор Бутурлин докладывал, что молодой профессор и еще один его товарищ «подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

Сам Демидов, на деньги которого содержался лицей, вступился за либерального профессора, но, правда, очень осторожно: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе». Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства»

Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства».

В результате больших неприятностей удалось избежать. Константину Дмитриевичу позволили подать прошение об увольнении в Москву или Санкт-Петербург для консультации «с тамошними медиками о болезни».

Сработала вечная спасительная технология – «сказаться больным». Впрочем, у Ушинского действительно были проблемы с легкими.


Какое-то время Константин Дмитриевич пытается найти себе работу в ставшем для него привычном Ярославле, но Бутурлин на чеку, молодого учителя везде ждет отказ. Тогда он действительно переезжает в столицу, устраивается столоначальником в департамент духовных дел и иностранных вероисповеданий. Откровенно филонит. Педагог Юлий Рехневский писал: «К департаментской службе Ушинский, как сам часто говорил, был совершенно неспособен, и, по-видимому, он не принимал никакого участия в производстве текущих дел департамента и даже редко туда являлся, занимаясь на дому составлением исторических записок и исполнением других подобного рода поручаемых ему работ».

Между тем, Константин Дмитриевич всерьез пробует себя в писательстве. Начинает вплотную сотрудничать с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». Первый был либерален и близок по духу, во втором просто неплохо платили.

Память

Мемориальная доска (Сиротский институт)

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Ушинское — до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области;
  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве;

Учебные заведения:

  • Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе;
  • Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки);
  • Гимназия № 1 в Симферополе;
  • Педагогический колледж в Гатчине;
  • Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт);
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК);
  • Гимназия в Гатчине;
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва);
  • Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев);
  • Школа № 6 в городе Тула;
  • Школа № 210 в городе Ташкенте;
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск;
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве;
  • Педагогическое училище (колледж) в Тамбове;
  • Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского;
  • Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского;
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ);
  • Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского;
  • средняя школа им.К.Д.Ушинского в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области (Казахстан)

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле;
  • Улица в Липецке;
  • Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году;
  • Улицы в Киеве, в г. Миллерово, в Новокузнецке;
  • Улица и переулок в Харькове;
  • Улицы в Симферополе, Перми, Воронеже, Никополе, Батайске, Туле, Иркутске, Уфе, Котласе.

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР);
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.).

Памятники и памятные доски:

  • Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
  • Москва, Моховая улица, д. 9 — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта к 150-летию педагога).

К. Д. Ушинский – мелкий чиновник в Санкт-Петербурге

Революционные взгляды на образование начальство лицея сочло вредными и подстрекающими против существующего порядка. За молодым профессором организован негласный контроль.

В 1849 году Ушинский вынужден оставить преподавательскую деятельность в лицее. Некоторое время он работал в провинции, переводил иностранные статьи для журналов.

В 1851 году Ушинский с женой переезжает в Санкт-Петербург, где ему удается устроиться на должность мелкого чиновника. В это время он продолжает изучать иностранные языки, интересуется философией, сотрудничает с журналами. За ним закрепляется слава талантливого писателя.

Другие факты из жизни великого педагога

  • Издал первые в стране учебники для начального обучения, которые распространялись по доступной цене и содержали в себе интересные рассказы о природе.
  • Пособие по преподаванию родного языка переиздавалось более 140 раз до 1917 года.
  • Знаменитый педагог беседовал с императрицей Марией Александровной о проблемах воспитания.
  • По просьбе императрицы, он разрабатывал систему воспитания наследника престола.
  • У Ушинского было 3 сына и 3 дочери.
  • Старший сын Павел, был любимым сыном, подающим большие надежды. Он погиб на охоте в 1870 году. Это событие отразилось на здоровье Ушинского.
  • Его дочери Вера и Надежда продолжили дело отца.
  • К 75-летию смерти Ушинского была учреждена медаль за отличие в педагогической науке. Медаль вручается по сей день.
  • Правнучка Ушинского, внучка младшей дочери Ольги, Ирина Хале живет в Италии. На родину предков она приехала первый раз в 1994 году.
  • Ирина Хале проиллюстрировала книгу своего прадедушки «Сказки и рассказы».

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный институт благородных девиц (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Биография

Константин Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю), а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии.

После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета. После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для подготовки и получения профессорского звания.

Во время обучения в университете Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический опыт свидетельствовал: обучение — дело не настолько простое, как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку без специальной подготовки практически невозможно.

В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

Свободолюбивые взгляды не разделяло учебное начальство и Константин Ушинский был вынужден оставить лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.

В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.

В 1856 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования».

Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.

В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе. В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка.

Успех этих трудов Константина Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на личном опыте — преподавательском, и самое главное — на опыте воспитания в собственной семье.

В западноевропейских странах Константин Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.

После возвращения в Россию в конце 60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».

Умер в 1871 году в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.

https://youtube.com/watch?v=LE8Sx2_Ys2g%3F

Константин Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

Константин Ушинский

Память о педагоге

Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

Именем этого человека названы многие учреждения и не только:

  • Село Ушинское (теперь Бакконыс) носило название до 2000 года.
  • Научная педбиблиотека РАО в Москве.
  • Южноукраинский педуниверситет в Одессе.
  • Ярославский педуниверситет.
  • Гимназии и колледжи, школы в Москве, Симферополе, Гатчине, Нижнем Новгороде, Киеве, Туле.

Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.

Биография: кратко

Биографические данные о ранних годах жизни преподавателя крайне скудны. Известно, что родился Константин Дмитриевич Ушинский в феврале 1823 года в Туле, в семье небогатого дворянина, владеющего небольшим поместьем. Если официальная краткая биография верна, мать будущего великого педагога умерла, когда её сыну было только двенадцать лет.

Рекомендуем: Петр Ганнушкин: биография и вклад в психологию

Окончив гимназию с отличием, Ушинский отправился учиться на юриста в Москву. Его биография говорит, что по окончании курса он получил звание кандидата юридических наук. Юноша остался в университете, чтобы готовиться стать профессором. Его волновали судьбы представителей простого люда. Особенно огорчало его то, что у большинства представителей народных масс нет возможности получить образование…

Во время работы в гимназиях и лицеях К. Д. Ушинский постоянно вызывал недовольство коллег и начальства тем, что общался с учениками как с равными, кроме того, он обладал слишком либеральными для того времени воззрениями.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во время работы в знаменитом Сиротском институте в Гатчине Константин Дмитриевич написал свою знаменитую статью «О пользе педагогической литературы». Эта публикация оказалась невероятно успешной, и К. Д. Ушинского пригласили в «Журнал для воспитания» писать статьи по педагогике.

Новые методы обучения, которые будущий великий преподаватель пытался внедрить в Смольном институте благородных девиц, обеспечили ему множество врагов. Он вынужден был уехать за границу. Его отправили туда под благовидным предлогом: изучать педагогические системы в разных странах. За границей он выпустил в тираж своё «Родное слово» и книжку под названием «Детский мир».

Рекомендуем: Педагогическая психология — это

За свою педагогическую карьеру К. Д. Ушинский успел поработать в таких учебных заведениях, как:

  • Демидовский лицей (Ярославль).
  • Смольный институт благородных девиц (Санкт-Петербург).
  • Гатчинский сиротский институт (Санкт-Петербург).

Помимо этого он некоторое время преподавал в университете.


Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Под конец жизни Константин Дмитриевич получил известность в качестве либерального общественного деятеля. Он умер в 1871 году, когда ему было всего сорок семь лет.

Книги

  • Азбука из «Родного слова» К. Д. Ушинского. С прописями и образцами для первоначальной рисовки. — 1-е изд. (отдельное). — Санкт-Петербург : тип. В. С. Балашева, 1874. — 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка : рассказы для младшего возраста / рис. Е. Чарушина. —  : Детиздат, 1938.— 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка / К. Ушинский ; рисунки А. Лаптева. — Москва : Махаон, 2016. — с. : цв. ил. — (Мои любимые книжки).
  • Содерж.: Бишка; Васька; Коровка; Лошадка; Петушок с семьей; Уточка; Козел.
  • Ушинский К. Д. В лесу летом : . — Москва : Гос. Изд-во, 1928. — 10 с. с красочными ил. — .
  • Ушинский К. Д. Воскресные школы. Письмо в провинцию К. Ушинского. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1861. , 25 с. — .
  • Ушинский К. Д. Детский мир. Первое знакомство с детским миром : часть I: Из природы / Ушинский К. Д. / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 327 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 448 с. ; 22 см. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте / сост. К. Ушинский. — Санкт-Петербург : тип. Рогальского и К◦, 1864. — , 30, 74, II с. : ил. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. . Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово». Год первый и второй / сост. К. Ушинский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург : тип. И. Маркова и Компании, 1865. — , 98, с. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Азбука / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 64 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Первая после Азбуки книга для чтения / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 152 с. : ил. — (Русская классическая школа: образовательная система).
  • Ушинский К. Д. Спор животных : с вопросами и ответами для почемучек / К. Ушинский ; . — Москва : АСТ, 2017. — 188 , с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта).
  • Ушинский К. Д. Четыре желания / К. Ушинский ; . — Москва : Детская литература, 1972. — с. : ил. — (Мои первые книжки).

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».

«…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…»

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд – «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).

Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.

В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую — вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.


С этим читают