Ютландское сражение

Джеллико и Битти – споры о виновниках поражения

Касаемо Джеллико, Черчилль писал о нем как о «о единственном человеке, способном потерпеть поражение в войне за один вечер», что произошло в Северном море. Джеллико повернул свой флот на восток в самый ответственный момент Ютландского сражения, когда Шеер совершил свой U-поворот. Если бы он повернул на запад, у Британии было бы больше шансов и возможностей разгромить противника, но также и большая опасность для ее субмарин. Из-за больших рисков Джеллико отказался от этой идеи, он не считал победу в сражении необходимой для восстановления морского господства.


Он был прав в своих предположениях, однако Битти был с ним не согласен. Он хорошо сделал свою работу, передав флот Шеера в руки Джеллико, который не справился со своей задачей разгромить немецкий флот. На самом деле проблема была не в тактике адмиралов. На оружии британских кораблей того времени не было защитного металлического покрытия, из-за чего оно не могло наносить должного разрушительного эффекта по суднам противника. Система передачи информации и общения между адмиралами и командой и между судами также была устаревшей и примитивной.

Присутствовали также и тактические ошибки в действиях британского флота. Так, например, Уайтхолл вовремя не предупредил Джеллико о передвижениях флота Шеера, а Битти в свою очередь не предупредил своего капитана о направлении и скорости движения противника. Кроме этого, в условиях плохой видимости тишина, сохранявшаяся с 16.45 до 18.06, также сыграла отрицательную роль в ходе битвы. Позже Битти попытается сфальсифицировать запись и пресечь распространение официальной хроники в попытке оправдать свои действия.

Битти быстро захватил рычаги власти, став Первым морским лордом, когда Джеллико был отправлен в Новую Зеландию генералом-губернатором, несмотря на то, что флот Битти был разгромлен менее сильным и меньшим по численности немецким флотом. «Что-то не так с нашими кораблями сегодня» — заявил он, когда очередной корабль с 1000 человек на борту был подорван. Причиной тому было плохое знание артиллерийского дела, беззаботность и нежелание идти на риск и усилить огонь по крейсерам противника. Но Битти умел себя подать, в отличие от Джеллико. Благодаря этому своему таланту, он был удостоен титула графа и 100000 фунтов стерлингов, тогда как Джеллико был присвоен титул виконта с грантом вдвое меньшим, чем грант Битти. Газеты и книги прославляли Битти и порочили Джеллико.

Но история Ютландского сражения довольно знакомая – осторожные тактики ведения войны сменяются опрометчивостью, пресса и измученное войной население жаждет побед и ищет козлов отпущения в случае поражений, политики и коммандиры стараются тщательно скрыть свои ошибки и оправдать свои действия любой ценой.

Битти скончался через четыре месяца после смерти Джеллико. В 1948 году на Трафальгарской площади были построены и открыты памятники этим двум адмиралам.

Агрегатор новостей 24СМИ

↑ Причина сражения

С началом войны Британия заблокировала выход из Северного моря, лишив Германию поставок провизии и сырья. Стратегическая цель Германии была прорвать английскую блокаду. Когда нерешительный командующий немецкой флотилией Гуго фон Поль оставил службу из-за болезни, нему на смену пришел адмирал Рейнхард Шеер, который тот час взялся за разработку наступательной стратегии.

Немцы задумали заманить в море британский ВМФ, где собирались его истребить. Начало 31 мая в 2:00 часа дня разведывательная немецкая группа отплыла от реки Яде, направляясь в сторону моря, но 3-бальный ветер помешал осуществить разведку и обнаружить британские силы.

Ютландское сражение фото

Чуть раньше Англия тоже пыталась что-то узнать о противнике, но владела лишь информацией о том, что враг находится где-то в море и в итоге почему-то ошибочно решила, что немецкий флот отложил свою операцию. В итоге около 14:30 случайно обнаружив присутствие друг друга возле датского корабля, началось первое боевое столкновение.

Англо-немецкая «гонка вооружений»


В 1898 году новообразованная Германская империя Вильгельма II начала строительство первого морского флота, бросив вызов многовековому Британскому морскому господству. Как следствие, между двумя державами началась «гонка вооружений». Британия в основном фокусировалась на строительстве тяжелых боевых дредноутов, что позволило ее флоту численно выиграть гонку, но введение новых технологий, таких как мины и субмарины, привело к выравниванию счетов. С началом войны в 1914 году Британский флот приступил к блокаде Германии, в то время, как немецкие субмарины топили корабли союзников в огромном количестве.

↑ Бой в этапах

Легкий крейсер Англии привел за собой немецкий флот к месту, где были сосредоточены основные морские силы Великобритании. В 18:00 часов завязался серозный бой, в котором активно участвовали линейные крейсера.

В 19:10 началась вторая битва с помощью линкоров, а в 20:00 часов британцы полностью потеряли местонахождение соперника, который спрятался за дымовой завесой. Битти удалось выследить врага, и он отправился за немецким флотом во главе с Хиппером. Вскоре снова началась атака на Германию, правда длилась она до 20:40, после чего немцам все же удалось скрыться.

Ютландское сражение фото

Третьим этапом стало ночное сражение, к которому немецкий флот был хорошо подготовлен, и Рейнхард Шеер возглавил его. В 22:20 крейсера противников вступили в очередной бой, а вскоре подключились эсминцы. В 3:30 было последнее столкновение противников на расстоянии 3 тысяч ярдов, в результате, которого был подбит эсминец G-40.

Немного ранее, около 2:30, Шеер получил сообщение о повреждениях и израсходованных боевых припасов, после чего принял решение прекратить операцию. Благодаря утреннему туману уцелевшие немецкие корабли смогли скрыться и добраться до своей гавани. Флот Британии уплыл на север.

Ютландское сражение – непрекращающиеся споры

Ютландское сражение, проходившее на Северном море в 80 милях от Дании 31 мая 1916 года, находится этим летом в центре внимания. Би-би-си рассказывает о нем как о «самом кровавом воскресении» в истории морского флота. По сей день ведутся ожесточенные споры между сторонниками двух британских адмиралов – сэра Джона Джеллико, командира Британского Большого флота, и капитана сэра Дэвида Битти.

Окутанное туманом Ютландское сражение всегда было предметом споров и остается таковым и сегодня. Кто в конечном итоге победил и кто достоин звания героя? Была ли эта битва решающей на пути к победе, как сказал адмирал Алан Вест, или же это была неудачная попытка повторить успех Нельсона в Трафальгарском сражении 1805 года?


«Ютландская полемика», как ее часто называют, напоминает нам о высокой цене стратегических ошибок и о влиянии прессы на умы людей, которая в погоне за славой может опустить даже самого блестящего тактика до уровня опрометчивого и неопытного командира.

Подготовка

В отличие от предыдущих командующих адмирал Шеер обладал крутым и не терпящим промедления нравом, потому предпочитал всему более тактику стремительного наступления, подготовка к которому должна была свестись к следующему:

  • Шеер полагал, что в начале 1916 года обстановка на Северном море более всего способствует атаке;

  • поскольку англичане еще ни разу сами не нападали на немецкие суда, заблокированные ими в море, нужно было принудить его к маневрам и движению, для чего немецкому флоту следовало начать провоцировать его на это, нападая на мирные торговые суда, усилив тактику подводной и надводной войны. Немецким капитанам было приказано покинуть порты и начать атаку на отдаленные океанские базы англичан, те, в свою очередь, должны были отреагировать и послать часть флота для их обороны, ослабив блокаду.

Битва на Сомме

Каждое лето в Британии отмечается знаменательное событие – годовщина одной из кровопролитнейших битв в истории Первой мировой войны, битвы на Сомме, начавшейся 1 июля 1916 года против Кайзеровской Германии. Но достойно ли это событие особого внимания?


В этой битве Британия потеряла 20000 солдат в первый же день, но это было лишь начало тяжелого и изнуряющего сражения, закончившегося 18 ноября 1916 года. Несмотря на огромные боевые потери, битва не внесла больших изменений в ход войны ни для одной из сторон – война по-прежнему оставалась «войной в окопах». Тем не менее, из-за больших потерь, которые битва на Сомме принесла обеим сторонам конфликта (только за несколько часов в ней погибло 10000 солдат), это сражение заслуживает большего внимания, чем ранее предпринятые попытки вывести войну из окопов.

Итоги сражения и войны

Британский флот был разбит количественно меньшим флотом и боевые потери британцев (113000 тоннажей) были в два раза больше немецких, даже когда Германия открыла всю правду о своих потерях. Недовольная итогами сражения британская пресса спустила свой гнев на британский флот. Адмиралтейству пришлось обратиться за помощью к Черчиллю, чтобы восстановить всю правду о ходе и итогах сражения. Тактическая победа Германии скрыла ее стратегическое поражение. Как писали нью-йоркские газеты, «Германия атаковала своего тюремщика, но она до сих пор в тюрьме» — блокада Германии не была снята.

Вследствие этого, Шеер потребовал возвращения полной свободы действий его флоту. Он ранее предпринимал те же попытки дважды, но страх присоединения США к войне останавливал его. Но в конечном итоге он решился на это, просчитав, что разгром Британии до присоединения к войне Америки приведет Германию к победе на западном фронте, что поможет ей в дальнейшем сфокусироваться полностью на войне с Россией.

Но в апреле 1917 года США, в ответ на разрушение противниками их кораблей, присоединились к войне и внесли тем самым решающие изменения в ходе войны. 4 дня после окончания войны, 11 ноября 1918 года, когда немецкие адмиралы прибыли в Ферт-оф-Форт для обсуждения капитуляции, немецкий флот поднял бунт, отказавшись от последней попытки атаковать Британский Большой флот.

Вместо этого они претерпели унижение: немецкий офицер был пойман, когда пытался украсть кусок сыра со стола королевы Елизаветы, а спустя шесть месяцев, через неделю после подписания Версальского мирного договора, немецкая команда потопила 74 гниющих немецких корабля, задержанных в Скапа-флоу. Только после этого Шеер смог восстановить свою репутацию.


С этим читают